День четвертый 14. Потом Бог сказал: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и знамений, и времен, и дней, и годов; 15. и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю: и стало так. 16. И создал Бог два светила великие; светило большее для управления днем, и светило меньшее для управления ночью, и звезды; 17. и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светили на землю; 18. и чтобы управляли днем и ночью, и чтобы отделяли свет от тьмы: и Бог увидел, что это хорошо. 19. И был вечер, и было утро: день четвертый. В описании четвертого дня творения излагаются сотворение светил, их назначение, их различие. Повеление Божие о бытии светил изображается словами: будь светила. Свойство языка счастливо приближается здесь к свойству изображаемого понятия и показывает, что бытие столь многочисленных, столь великих и величественных тел небесных всемогуществу Божию не более стоило, как произведение одной малой твари на малой земной планете. Действие, которым произведены светила, по всей вероятности, есть сосредоточение в определенных местах и совершеннейшее образование первосозданного света, с утверждением для сих органов его постоянных законов и круга деятельности. Светила назначаются для знамений не только разумевательных, вместе с прочими тварями, являющих Божество ( Puм. I. 19,20 ), но и проразумевательных о действиях естественных ( Mф. XVI. 2. 3 ) и указательных на действия Промысла в роде человеческом ( Mф. XXIV. 29 . Лk. XXIII. 45 . Дeяh. II. 20 ). Только в сем последнем отношении светила должны быть знамениями в руке Вседержителя, а не в произвольных гаданиях человеческих. Также для времен постоянных: . Таковые времена суть естественные, как то: четыре времени года, время сеяния, время жатвы, общежительные, гражданские и священные, каковы суть в особенности, по приспособлению Моисея к обычаям евреев, праздники. То же и для дней и годов: да положится число и мера бытию мира и всего в нем содержащегося, и событию и Божиих предопределений и обетований, долженствующих в нем совершиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

8:3). В основе крестного подвига Сына Божья лежит любовь Божья к людям: " Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную " .Вечная жизнь устраивается в человеке благодатью Святого Духа, а доступ к престолу благодати (Евр. 4:16) люди получают через искупительную смерть Иисуса Христа. Фарисеи думали, что дело Христа будет состоять в суде над иноверными народами. Господь же поясняет, что Он послан теперь не для суда, но для спасения мира. Неверующие сами себя осудят, ибо с этим неверием обнаружится их любовь к тьме и ненависть к свету, происходящая от их любви к темным делам. Творящие же истину, души честные, нравственные, сами идут к свету, не боясь обличения своих дел. Последнее свидетельство Иоанна Крестителя После беседы с Никодимом, происходившей в Иерусалиме во дни праздника Пасхи, Господь оставил Иерусалим и пришел " с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил " . Здесь мы имеем важное указание св. Евангелиста Иоанна на то, что Господь Иисус Христос довольно долго пробыл в самой южной части Палестины, в области, носившей название Иудеи. Об этом умалчивают первые три Евангелиста. Как долго Господь пробыл в Иудее можно заключить из того, что, возвращаясь в Галилею и остановившись в Самарии, Господь замечает Своим ученикам: " Не говорите ли вы, что еще четыре месяца и наступит жатва? " (Иоан. 4:35). Из этих слов можно заключить, что Господь возвращался из Палестины за 4 месяца до жатвы, а так как жатва в Палестине проходит в апреле, то Господь оставил Палестину не ранее ноября; следовательно, Он пробыл там не менее восьми месяцев, с апреля до ноября. Первые три Евангелиста ничего не говорят об этом начальном периоде общественного служения Господа Иисуса Христа: рассказав о Его крещении, посте и искушении дьяволом в пустыне, они сразу переходят к описанию Его деятельности в Галилее. Св. Матфей, как призванный Господом много позже, не был свидетелем того, что происходило в Иудее; вероятно, не был с Господом в Иудее и св. Петр, со слов которого писал свое Евангелие св. Марк; по-видимому, и св. Лука не имел достаточно сведений об этом периоде служения Господа. Поэтому св. Иоанн считал своим долгом дополнить пропущенное, очевидцем чего он к тому же был. Нет никакого указания на то, чтобы Господь провел все восемь месяцев в каком-то определенном месте; надо полагать, что Он проходил со Своей проповедью всю эту священную землю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1425...

Ибо Бог не хочет ничего погубить, но желает все творение привести в единение с Собой, чтобы славить Бога могла «всякая тварь», а превыше всего венец творения – человек. Христовы чувствования Братия, в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Флп. 2:5–11   Со слов о внутреннем расположении человека, его «чувствованиях», которые должны быть подобны тем, что были во Христе (см.: Флп. 2:5 ), начинается одно из апостольских чтений, посвященных праздникам Божией Матери и Ее икон. И вот притча о сеятеле (см.: Мф. 13:24–30 ), который посеял на поле доброе семя. Пока люди спали, пришел враг и посеял там плевелы – сорняки. Начинает всходить доброе семя, но появляются и сорняки. Когда говорим о чувствованиях, мы понимаем, что они могут быть разными: доброе семя – Христовы чувствования; плевелы, посеянные врагом, – чувствования недобрые. Но вначале – зеленые ростки, почти одинаковые с виду, которые бывает трудно различить. Поэтому когда хозяину поля предлагают удалить плевелы, он останавливает работников и говорит, что нужно подождать жатвы. Почему он так говорит? Различить зеленые ростки нелегко, и можно вырвать вместе с плевелами пшеницу, поэтому лучше дождаться, пока все окончательно созреет, и тогда уже отделить доброе от худого. Для каждого человека того времени, как и нам сегодня, были понятны явления, которые мы регулярно наблюдаем в природе. Что выйдет из посеянного семени, сначала неясно, но потом вырастает дерево или иное растение и дает свои плоды. По этим плодам человек может точно узнать, что выросло. Христос ожидает от нас появления тех же чувствований, что есть в Нем Самом, – только они принесут добрые плоды, подобные тем, которые принес Он. Посеянное врагом не принесет ничего хорошего и потом будет брошено в печь. Однако сразу отличить одно от другого трудно. Обратим внимание на свои чувствования. Часто даже в простой ситуации мы заблуждаемся, полагая, что беремся за хорошее дело, и посвящая ему всего себя. Бывает так, что, сами того не осознавая, мы обильно поливаем и взращиваем «плевелы», которые требуют ухода и попечения, а доброго плода не дают. Но случается и обратное.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/bog-i-s...

е. праздник начатков жатвы, со своим отцем Авраамом. И Авраам обрадовался, что пришли два его сына. Именно, Исаак имел много имущества в Вирсавии (Bersaba), и ходил туда, чтобы осмотреть свое имущество, и возвратился теперь к своему отцу. И в эти дни пришел Измаил, чтобы видеть своего отца; и они пришли оба вместе. Тогда Исаак заколол жертву, во всесожжение, и принес ее на жертвеннике своего отца, устроенном им в Хевроне, и принес жертву, и сделал торжественный пир своему брату Измаилу. И Ревекка приготовила новый хлеб из нового жита; и она дала его Иакову, своему предпочтенному сыну, чтобы он отнес своему отцу Аврааму первый плод земли, дабы он ел и благословил Творца всех вещей, прежде чем умрет. И Исаак также послал чрез Иакова, предпочтенного, Аврааму от благодарственной жертвы, чтобы он ел и пил. И он ел и пил, и благословил всевышнего Бога, Который создал небо и землю, и распростер всю землю, и дал сынам человеческим пищу и питие. И он благословил своего Творца: «и ныне благодарю Тебя, Боже мой, что Ты удостоил меня видеть сей день. Вот я теперь ста семидесяти пяти лет, седой и престарелый. И все мои дни – суд мира: меч ненавистника не победил меня: (...) 167 и во всем, что Ты давал мне и моим детям во все дни жизни моей до сего дня. Боже мой. да будет милость Твоя на рабе Твоем и на семени его сыновей, чтобы оно было для Тебя избранным народом и наследием пред всеми народами земли, отныне до всех дней родов земли, во все века». И он подозвал Иакова и сказал ему: «сын мой Иаков! да благословит тебя Бог всех вещей, и да укрепит тебя – совершать правду и волю Его (...), и изберет тебя и семя твое, чтобы вы были Ему народом, как наследие Его, согласно Его воле! И подойди сюда, сын мой Иаков, и поцелуй меня!» И он подошел и поцеловал его. Тогда он сказал: «да будут благословлены Иаков и все сыны его Господом, Всевышним, во все века! Да даст тебе Господь семя правды от сынов твоих. которое светило бы Его по всей земле! Да послужат тебе и падут пред семенем твоим все народы! Будь силен пред людьми! И так как ты уподобишься во всем семени Сифа, то да будут пути твои и пути сыновей твоих правыми, чтобы народ твой был свят.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

И в пятый год четвертой седмины этого юбилея 144 , в третий месяц, в средине месяца, Аврам праздновал праздник начатков жатвы хлеба, и принес свежую хлебную жертву; к жертвам начатков хлеба для Господа (он присоединил) тельца, и овна, и овцу, на жертвенник вместе с благовонным курением. И Господь явился ему, и сказал Авраму: «Я – Бог Владыка, благоугождай предо Мною и будь благочестив. И Я заключу завет между Мною и тобою, и сделаю тебя весьма великим». И Аврам пал на свое лице. И Господь говорил с ним и сказал: «вот завет Мой с тобою, и Я сделаю тебя отцом многих народов, и ты не будешь более называться Аврам, отныне до века; но Авраам (Abraham) будет тебе имя, ибо Я сделал тебя отцом многих народов, и сделаю тебя весьма великим, и произведу от тебя народов и царей. И Я поставляю завет Мой между тобою и Мною, и между твоим семенем после тебя, в их родах, в вечное установление, чтобы Я был твоим Богом и Богом твоего семени после тебя в их родах. И Я дал тебе и семени твоему после тебя землю, – ибо ты пришлец в ней, – землю Ханаанскую, чтобы ты был господином над нею навсегда. и Я буду им Богом». И Господь сказал Аврааму: «и храни Мой завет ты и твое семя после тебя, и обрезывайте все ваши крайние плоти. И это будет знамением Моего вечного установления между Мною и тобою и для родов (потомков). В осьмой день вы должны обрезывать все мужеское, в ваших родах, рожденного дома и купленного вами за золото у всех сыновей чужеземцев, что приобрели вы. Кто от твоего семени, тот да будет обрезан, рожденный дома и купленный за золото да будет обрезан. И Мой завет на теле вашем пусть будет в вечное установление. И кто не обрезан, всякий мужеского пола между вами, крайняя плоть которого необрезана в восьмой день, душа та да истребится из рода вашего, ибо она нарушила завет Мой». И Господь сказал Аврааму: «Сора, жена твоя, не будет более называться Сорою, но Сара – имя ее; и Я благословлю ее, и дам тебе от нее сына; и Я благословлю его, и произведу от него народ, и цари над народами произойдут от него».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Испечь эти хлебы надлежит из кислого теста – то будут первые плоды поля, приносимые Господу. 18Вместе с хлебом надлежит принести в жертву семь годовалых ягнят без изъянов, одного молодого быка и двух баранов. Всё это должно стать жертвой всесожжения Господу и вместе с хлебным даром и возлиянием – это дар Господу, отрадное благоухание Ему. 19И козла принесите в жертву за грех и двух однолетних ягнят как жертвы благодарственные от тех, кто пребывает в мире и благополучии. 20Священник должен вознести двух ягнят вместе с хлебным даром из первых плодов поля как приношение, возносимое перед Господом. Эти святыни, Господу возвращаемые, – они для священника. 21В этот день праздника надлежит созывать собрание – это будет священное собрание – никакой повседневной работой заниматься нельзя. И да будет это установлением непреложным, где бы вы ни жили, для всех поколений ваших. 22 Когда будете собирать урожай на земле вашей, не дожинайте поле до самого края и оставшиеся после жатвы колосья не срезайте. Оставьте это бедняку и переселенцу. Я – Господь, Бог ваш». Праздник Труб 23Господь велел Моисею 24сказать сынам Израилевым: «Первый день седьмого месяца должен быть у вас днем полного покоя, днем памяти. Его вы отмечаете священным собранием при громких звуках труб; 25не занимаясь повседневной работой, вы принесете Господу дар». День очищения 26Господь сказал Моисею: 27«А десятый день того же седьмого месяца будет у вас Днем очищения а, и вновь у вас по этому случаю должно быть священное собрание, когда вам следует смирять себя б и принести дар Господу. 28В этот день вы не должны заниматься никакой работой, потому что это День очищения, когда восстанавливается единение ваше с Господом, Богом вашим. 29Если же кто не будет смирять себя в этот день, тот должен быть исторгнут из народа своего. 30Также и всякого, кто будет работать в этот самый день, не оставлю Я жить среди вас; 31нельзя вам заниматься какой–либо работой. И да будет это установлением непреложным во всех поколениях ваших, где бы вы ни жили.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Таким образом у Господа Иисуса Христа было уже пять учеников: Андрей, Иоанн, Петр, Филипп и Нафанаил. С ними пошел Господь в Галилею и пришел в Назарет. § 16. Первое чудо в Кане Галилейской. (Ин. 2, 1–11). Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, за-Иорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи. Ис. 9, 1, 2, 3 . В семи верстах от Назарета был город Кана. Здесь совершалось брачное торжество, на которое был приглашен Господь с Материю и учениками. Жених был человек бедный и у него оказался недостаток в вине для угощения приглашенных на пир. Пресвятая Дева сказала Господу: «у них нет вина». Этими словами она просила Сына Своего помочь бедным, не желая, чтобы они смущались и скорбели в светлый день своей радости. Господь сказал ей: «что Мне и Тебе, Жено? 29 Еще не пришел час Мой!“ 30 Однакож Пресвятая Дева не приняла этих слов за отказ в своей просьбе и сказала слугам: «что скажет Он вам, то сделайте». Подле входа в дом стояло шесть каменных сосудов для обычных омовений, которые вмещали в себе по две и по три меры 31 . Господь сказал: «наполните эти сосуды водою», и наполнили их до верха. После сего сказал: „несите к распорядителю пира“, и сделали по Его приказанию. Когда распорядитель отведал воду, то она оказалась отличным вином, так что он, не зная о чуде (знали пока только слуги), с радостным недоумением сказал жениху: „обыкновенно каждый человек подает сперва хорошее вино, а когда гости уже довольно пили, то похуже, а ты приберег к концу самое лучшее вино“. Так на мирном семейном празднике Господь положил начало Своим чудесам и явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его II. История открытого служены Господа Иисуса Христа спасению рода человеческого. Первый год служения Христова. § 17. Изгнание торгующих из храма. (Ин. 2, 12–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Столь возвышенный взгляд христианского учения на человека вообще и в особенности на человека-христианина обязывает нас, братия, не только не уничтожать в себе и в других достоинств человеческих и христианских, не только не порабощать своего великого дела жалкому рабству плоти и греху, но и усердно возгревать и развивать в себе те божественные дарования, которые составляют нашу неотъемлемую честь и славу, и деятельно возноситься от земли на небо. (Составлено по кн. «Поучительные чтения на каждый день года», прот. Троцкого, т. I). День Св. Троицы Поучение 1-е. День Св. Троицы (Для чего в таинстве миропомазания помазуют св. миром различные части человеческого тела?) I. Kak до страданий и крестной смерти, так и после воскресения Господь обещал ученикам Своим послать Святаго Духа (Ин. 15 и 16 гл.). Обещание исполнилось. Чрез 50 дней по воскресении Господнем Дух Святый сошел на апостолов. Это случилось в иудейский праздник Пятидесятницы, который был праздником окончания жатвы и воспоминания законодательства. Сошествие Святаго Духа произошло при следующих обстоятельствах. Когда апостолы пребывали в Иерусалиме, в горнице Сионской, с Пречистой Девой и другими благочестивыми женами, и молились о ниспослании Святаго Духа, то в десятый день по Вознесении, в третий час дня, или, по нашему, в девять часов утра, сделался в горнице шум, как бы от сильного ветра, и на апостолов ниспустились огненные языки. В это время, по случаю праздника Пятидесятницы, было в Иерусалиме великое множество иудеев, стекшихся из разных стран света. Они собрались в недоумении к дому, где были апостолы, и говорили: «Не все ли эти суть галилеяне, и как же мы слышим их говорящими на наших языках?» Тогда апостол Петр, вышед к народу с прочими апостолами, объяснил, что в этом событии исполнилось пророчество, что Дух Святый сойдет на людей и что они будут говорить разными языками, совершать чудеса и пророчествовать. Потом, преподав учение о воскресении Христовом, апостол убеждал иудеев покаяться и креститься во имя Иисуса Христа. По его проповеди крестились в этот день до 3000 человек.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Ибо Бог не хочет ничего погубить, но желает все творение привести в единение с Собой, чтобы славить Бога могла «всякая тварь», а превыше всего венец творения – человек. Христовы чувствования Братия, в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Флп. 2: 5–11 Со слов о внутреннем расположении человека, его «чувствованиях», которые должны быть подобны тем, что были во Христе (см.: Флп. 2: 5 ), начинается одно из апостольских чтений, посвященных праздникам Божией Матери и Ее икон. И вот притча о сеятеле (см.: Мф. 13: 24–30 ), который посеял на поле доброе семя. Пока люди спали, пришел враг и посеял там плевелы – сорняки. Начинает всходить доброе семя, но появляются и сорняки. Когда говорим о чувствованиях, мы понимаем, что они могут быть разными: доброе семя – Христовы чувствования; плевелы, посеянные врагом, – чувствования недобрые. Но вначале – зеленые ростки, почти одинаковые с виду, которые бывает трудно различить. Поэтому когда хозяину поля предлагают удалить плевелы, он останавливает работников и говорит, что нужно подождать жатвы. Почему он так говорит? Различить зеленые ростки нелегко, и можно вырвать вместе с плевелами пшеницу, поэтому лучше дождаться, пока все окончательно созреет, и тогда уже отделить доброе от худого. Для каждого человека того времени, как и нам сегодня, были понятны явления, которые мы регулярно наблюдаем в природе. Что выйдет из посеянного семени, сначала неясно, но потом вырастает дерево или иное растение и дает свои плоды. По этим плодам человек может точно узнать, что выросло. Христос ожидает от нас появления тех же чувствований, что есть в Нем Самом, – только они принесут добрые плоды, подобные тем, которые принес Он.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/bog-i-s...

Самарянские жители, идущие к Нему, являются для Него нивой, созревшей для жатвы, тогда как на полях жатва будет только через четыре месяца. При посеве зерна в землю обычно бывает, что жнет тот же, кто и сеял для себя; при посеве же слова духовная жатва чаще достается другим, но и сеявший при этом радуется вместе со жнущим, ибо сеял он не для себя, а для прочих. Христос и говорит поэтому, что Он посылает Апостолов собирать жатву на духовной ниве, которая была первоначально возделана и засеяна не ими, а другими – ветхозаветными пророками и Им Самим. Во время этого разговора подошли к Господу самаряне. Многие уверовали в Него по слову женщины, но еще большее число их уверовало по Его слову, когда, по их приглашению, Он пробыл у них в городе два дня. Слыша учение Господа, они, по собственному признанию, убедились, что Он воистину Спас миру, Христос. 6. ПРИБЫТИЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В ГАЛИЛЕЮ И НАЧАЛО ЕГО ПРОПОВЕДИ ( Матф. 4:13–17 ; Марк. 1:15 ; Лук. 4:14–15 ; Иоан. 4:43–45 ) О приходе Господа в Галилею и начале Его проповеди там говорят все четыре Евангелиста. Придя в Галилею, Он оставил Свой отечественный город Назарет, свидетельствуя, что пророк не имеет чести в своем отечестве, и поселился в Капернауме приморском, находившемся на территории колен Завулонова и Неффалимова, в чем св. Матфей видит исполнение древнего пророчества Ис. 9:1–2 . Галилеяне хорошо приняли Его, ибо и они ходили на праздник в Иерусалим и видели все, что Иисус там сделал. Скоро молва о Нем разнеслась по всей стране, и Он всюду учил в синагогах их, начав Свою проповедь словами: «Покайтеся, приближися бо Царство Небесное!» Замечательно, что это были те же самые слова, которыми начал свою проповедь и Иоанн Креститель. Новое Царствие, новые порядки, какие пришел водворять в людях Господь Иисус Христос, так отличны от прежней их греховной жизни, что людям действительно было необходимо оставить все прежнее и как бы снова родиться через покаяние, т.е. через полное внутреннее изменение. Покаяние и есть такая полная перемена мыслей, чувств и желаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010