Преображение Господне было в феврале, незадолго до страданий Спасителя, но Святая Церковь празднует Преображение в августе, потому что празднование в феврале пришлось бы на дни св. Четыредесятницы, на дни великопостные, покаянные, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собой будущий век. Праздник Преображения установлен 6 августа потому, что 14 сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых, а так как Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня сорок дней, установили праздновать Преображение 6 августа. Праздник Преображения Господня, по важности события, - великий и двунадесятый. К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и начатки плодов. В России в тех местах, где виноград не растет, освящаются в этот день яблоки. Этот обычай - священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: " Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего " (Исх. 23, 19); " Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику " (Лев. 23, 10); " Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих " (Притч. 3, 9). Правилами Апостольскими и Соборными также определено приносить первые колосья, плоды и овощи для освящения их молитвой и благословением. Приношением и благословением плодов и колосьев Церковь внушает, что в ней все - от человека до растения - должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие. Ибо " Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней " (Пс. 23, 1). Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа (Спас на холсте) 16 августа празднуется перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, которое произошло в 944 году.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2119...

6. Прохождение «губителя» и Пасха (11,1 — 13,16). Из Исх 5,1,3 явствует, что у еврейских пастухов и раньше существовал большой весенний праздник, когда приносили в жертву ягнят первого приплода. Некоторые экзегеты считают, что он включал обряды, призванные защищать от «губителя» — морового поветрия, угрожавшего людям и скоту. Быть может, причину этого поветрия видели в злых демонах пустыни (Азазеле и др.), от которых ограждались, помазывая косяки и перекладины дверей в домах кровью агнцев. Пасхальный рассказ Исхода устанавливает связь между «губителем» и страшной эпидемией, разразившейся в Египте. Она не коснулась израильтян и позволила им покинуть страну. Вероятно, к эпидемии присоединились и другие невзгоды (восстания соседних народов, которые пришлось подавлять Мернептаху). Сохраненные в дни поветрия израильтяне сплотились наконец вокруг Моисея и приготовились к исходу. Старый новогодний праздник приобретает иное значение: он становится как бы днем рождения народа Божия. Отныне его будут справлять в каждой семье 14 числа весеннего месяца нисана . Символика праздника переосмысляется в духе исхода и освобождения. Сын должен будет задавать главе семьи ритуальный вопрос: что все это означает? и получать ответ: «Рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства» (13,14). Таким образом, как говорит бл. Феодорит, Богу было угодно, чтобы навсегда сохранилась память о спасении (Толкование на Исход, вопр. 24). Пресные хлебы (мацот), выпекаемые в начале жатвы, напоминают теперь о поспешности, с которой совершалась трапеза в ночь освобождения. Люди должны быть одеты по-походному. Агнец и кровь его знаменуют посвящение Израиля Богу. Трапеза есть жертва (Исх 12,27), она соединяет людей не только между собой, но и с Богом. Она также символ начала новой жизни (ср. 1 Кор 5,7). Когда Сам Христос станет Агнцем спасения, Он будет «Пасхой» Нового Завета, избавлением от рабства греху. Поэтому Он изберет древний праздник спасения для заключения Завета на Тайной Вечери. Отсюда тесная связь пасхальных обрядов с Литургией (см. Н. Д. Успенский. Анафора. — БТ, 13). Ап. Петр, начертывая образ Церкви, воспользуется древнепасхальными символами. Как израильтяне порывали со своим египетским прошлым и поспешно готовились к странствию, так и «новый Израиль» должен бодрствовать, памятуя о том, что оставил позади царство греха. «Посему, препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Петр 1,13-16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

19Первый плод чрева каждой матери принадлежит Мне; так же и со скотом твоим всяким, крупным рогатым и мелким: первый приплод его мужеского пола – всегда Мой. 20Каждого перворожденного осленка можешь выкупить, отдав вместо него ягненка, а если решил не выкупать его – умертви это животное . И за всех первенцев своих приноси Мне выкуп. Никто не должен приходить ко Мне на поклонение с пустыми руками. 21Шесть дней работай, а в седьмой день – отдыхай ; прекращай работу даже во время пахоты и жатвы. 22Отмечай праздник Недель, когда начнешь жатву первых созревших колосьев пшеницы, как и праздник Сбора урожая зерна в конце поры полевых работ. 23 Три раза в году должны являться все мужчины перед Владыкой Господом, Богом Израиля. 24 Ибо после того, как Я прогоню народы, чтобы дать место тебе, и расширю границы твои, никто не посмеет покуситься на землю твою, когда будешь уходить из дома своего, дабы являться перед Господом Богом своим трижды в году. 25Никогда не смешивай ничего квасного с кровью приносимой Мне жертвы. И жертву, принесенную в праздник Пасхи, не оставляй до утра. 26Лучшее из того, что на земле твоей выращиваешь, что в самом начале уборки урожая собираешь, приноси в Дом Господа, Бога твоего. 27Господь сказал Моисею: «Запиши эти слова, ибо это условия Союза, Завета, который заключаю Я с тобой и с Израилем». 28И пробыл Моисей в общении с Господом сорок дней и сорок ночей – хлеба в это время он не ел и воду не пил. Там, на горе, Господь вновь начертал на скрижалях слова Завета, Десять заповедей Своих. Сияние лица Моисея 29Спускаясь с горы Синай, Моисей нес в руках своих две скрижали Закона . Он и не знал, что сияние исходит от лица его после того, как говорил он с Господом. 30Но это увидели Аарон и все сыны Израилевы, увидели и убоялись приблизиться к нему. 31 Тогда Моисей сам позвал их, и подошли к нему Аарон и все начальствующие в народе. Моисей заговорил с ними. 32 Тут приблизились к ним и остальные сыны Израилевы, и Моисей призвал их взять на себя ответственность за исполнение всего того , о чем Господь говорил с ним на горе Синай. 33(И как только Моисей заканчивал возвещать им повеления Господни, закрывал он лицо свое покрывалом. 34 Когда же он являлся пред Господом, чтобы с Ним говорить, снимал этот покров свой, пока не выходил из Шатра Откровения; и, вернувшись к израильтянам, пересказывал им всё, что ему еще было заповедано им передать. 35И тогда они видели, что лучи света исходят от лица Моисея, он же, пересказав слова Господни, снова закрывал лицо свое до следующей встречи с Господом в Шатре Откровения.) О святости субботы и приношениях для устройства Святилища

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

В свою очередь преподобный Максим Исповедник даёт духовное понимание предписания «не ручаться за друга». Он объясняет, что «другом» Соломон называет тело из-за отношения души к нему. Он говорит, что «не следует поручаться за него, то есть удостаивать его жалости, а когда оно должно воздать трудами за добродетель, не нужно позволять ему искать отдыха». Речь идет в контексте подвижничества о том, что не нужно потакать собственной плоти, ибо путь потакания ведёт к тому, что христианин лишается всего, что приобрёл благодаря своему подвижничеству. В следующих стихах священный автор начинает новую тему, а именно обличение порока лености, праздности: Притч. 6:6–8 «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою» ( Притч. 6:6–8 ). Святой Василий Великий говорит: «И какое зло – праздность, нужно ли говорить об этом, когда апостол ясно повелевает не работающему даже и не есть ( 2Фес. 3:10 )? Поэтому как необходимо каждому ежедневно вкушение пищи, так же необходимо и дело по мере сил». Христианин не должен терпеть праздности, не должен впустую расходовать время, потому что время нашей жизни – это дар Божий. Господь даёт нам его для того, чтобы мы его использовали на благие дела, об этом в притче о талантах говорится. И каждый христианин по мере сил должен трудиться. Вот, допустим, уволили человека, он временно безработный. Ищет новую работу, ходит на собеседования, но пока не нашел. Даже это не повод для праздности, хорошо бы заняться в это время волонтерством, помогать кому-то, – разве не лучше, чем просто лежать на диване? Обычно говорят: работа все отнимает и не оставляет много времени, чтобы делать добрые дела. Что ж, теперь у тебя есть время, используй его. И как знать, видя это усердие с твоей стороны, не пошлет ли Господь тебе еще лучшую работу, чем прежде? Даже парализованный человек, который физически не может работать, тем не менее, может молитвенно трудиться. Допустим, читай каждый день по сто раз Иисусову молитву за тех людей, которые за тобой ухаживают. Это будет твой труд.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

– Кто не почитает Отца в духе и истине, тот не знает субботнего покоя, предназначенного святым, о которых говорит Бог: Если внидут в покой Мой ( Пс.94:11 ): и не о тех днях воспоминает Он, о которых говорится: Помните дни века ( Ис.46:9 ); и в другом месте: Я вспомнил о днях древних и держал в уме годы вечные ( Пс.76:6 ). Таковой соблюдает дни Иудейские и месяцы, и времена, и годы. Дни, – каковы например: субботы, новомесячия и время от десятого до четырнадцатого дня первого месяца, когда приготовлялся телесный агнец для жертвы, и от четырнадцатого до двадцать первого того же месяца, когда были вкушаемы опресноки не чистоты в истины, но в закваске древней злобы и фарисейского беззакония; [соблюдает] также семь седмиц, тот, кто по Иудейскому обряду опресноков отсчитывает и чтит день Пятидесятницы; а также трубные звуки в седьмой месяц в первый его день. Также и в десятый день того же месяца те соблюдают очищение и пост, и кущи, которые хранят Иудейские дни. А месяцы соблюдают первый и седьмой, не разумея таинства истины. Также и дни чтут те, которые ежегодно, три раза (ter per annos singulos) являясь в Иерусалим, воображают, что они исполняют заповедь Господа, Который говорит: В три времени года совершайте праздничный день для меня: праздник опресноков, праздник первой жатвы и праздник конца в исходе года ( Исх.23:14 ) (и далее). И в другом месте: В три времени года будет являться твой мужеский пол пред лице Господа Бога твоего ( Исх.23:17 ). А слова его: и годы, по моему мнению, относятся к седьмому году отпуска [рабов] и к пятидесятому году, который они называют юбилей. Более полно это место Апостол разъясняет в послании к Колоссянам, говоря: Итак, пусть никто не осуждает вас за яства, или пития, или в отношении к части праздничного дня, новомесячия и суббот, которые являются тенью будущего ( Кол.2:16–17 ). Часть праздничного дня он употребил здесь для различения от непрерывного празднования, чтобы, так сказать, мы не одну только какую-нибудь частицу всего тела, а всё течение нашей жизни проводили в непрерывном торжествовании о Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава 34, 3 ст. Никто не должен восходить с тобою (на гору Синай), и никто не должен показываться на всей горе (на верху ее, вдали от места Богосошествия или на склоне ея); даже скот, мелкий и крупный, не должен пастись близ горы сей. Бог благопромыслительно заботится, чтобы кто-нибудь из людей, по любопытству видеть Бога, или из животных, ищущих себе пищи, не подошел к горе или на самую гору, освященную особенным присутствием Бога всемогущего и страшного, и не погиб мгновенно от неприступного величия Его, потрясающего и попаляющего Своим прикосновением все дебелое 46 , вещественное и нечистое. Велик и страшен Ты, Боже наш. Как должны мы быть духовны и чисты, чтобы удостоиться Твоего лицезрения! По повелению Господню Моисей утром восходит на Синай с двумя каменными скрижалями. Вот Господь сошел на гору в облаке; Моисей предстает пред Ним и призывает Его по имени. Господь прошел мимо пред ним и воззвал: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех [ст.6–7]. Моисей поспешно приник лицом к земле, поклонившись Богу, и сказал Ему: если я обрел благодать у Тебя, то да пойдет Господь мой с нами: мне ничего не сделать с этим народом, это – жестоковыйный народ. А чтобы Тебе идти с нами, Ты отыми беззакония и грехи наши, и мы будем Твоими. Господь полагает далее завет с Моисеем: не делать никаких условий с языческими народами хананейскими, не кланяться их богам, не выдавать дочерей еврейских за юношей хананейских и не женить своих детей на их девицах; хранить праздник опресноков семь дней в месяце новых плодов, когда вышли израильтяне из Египта; первородного от тельца и овцы посвящать Ему, а первородное от осла выкупать овцею или давать цену за него; также искупать всякого первенца из сынов своих и не являться по рождении с пустыми руками пред Богом. Это было живым напоминанием, что и людей, и животных плодит Сам Бог, питая и возращая их. Шесть дней работать, а в седьмой почивать от дел; делать праздник начала жатвы пшеницы (и пшеницу, вообще все плоды, Бог возращает) и праздник собрания ее – среди лета. Три раза в году всякий мужеский пол должен был являться пред Богом – в скинию, или во храм. Начатки от первособранного жита должно было вносить в дом Божий. Моисей был на горе сорок дней и сорок ночей не евши, не пивши. В это время лицо Моисея просветилось несозданным светом лица Божия, так что Аарон и израильтяне, увидев его, побоялись приступить к нему, и он должен был надевать покрывало на лицо свое и снимать, когда являлся лицу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Рубрики Коллекции Фото Анны Орловой День Святой Троицы 10 мин., 14.06.2019 Поделиться Троица, а за нею Духов день… Исстари особенно любимые нашим народом праздники. Мы вновь и вновь переживаем непреходящее событие, произошедшее на пятидесятый день после Воскресения Христова: " При наступлении дня Пятидесятницы все они (апостолы. — Ред.) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать " (Деян 2, 1–4). Так завершилось домостроительство нашего спасения, так открылось людям Триединство — Отец, Сын и Святой Дух. Так родилась Церковь, исповедующая Святую Троицу. О смысле и истории праздника беседует Марина Бирюкова с кандидатом богословия, заведующим библеискои кафедрои Саратовскои православнои духовнои семинарии, автором учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексеем Кашкиным . Алексей Сергеевич, сошествие Святого Духа на апостолов произошло в традиционный иудейский праздник Пятидесятницы — на пятидесятый день после Пасхи, а для учеников Христовых — на пятидесятый день по Воскресении. Можно ли здесь говорить о связи Ветхого и Нового Заветов? Конечно. Троица, она же Пятидесятница, как и Пасха, имеет свой ветхозаветный прототип. На пятидесятый день после иудейской Пасхи начиналась жатва, и в жертву Богу приносили первый сноп пшеницы. А в Новом Завете Спаситель называет Своих учеников делателями жатвы (см.: Мф 9, 37–38). Проповедь апостольская — это жатва духовная, а Пятидесятница — начало апостольской проповеди. Поэтому то, что Святой Дух сошел на апостолов именно в день Пятидесятницы, представляется совершенно неслучайным. Есть еще одна параллель, она отражена в песнопениях праздника. Согласно Книге Исход, в начале третьего месяца (Пасха — середина первого месяца) Моисею на Синае был дарован Закон. То есть, по сути, была основана ветхозаветная Церковь. Поэтому рождение новозаветной Церкви именно в начале третьего месяца, в день Пятидесятницы, тоже представляется знаковым. Тогда был дарован Закон, теперь — Благодать Святого Духа. Но это параллель более поздняя — в период земной жизни Спасителя, при жизни апостолов иудейская Пятидесятница не воспринималась как праздник Синайского законодательства.

http://foma.ru/den-svyatoy-troitsyi.html

Пятидесятница — т.е. пятидесятый день после праздника Пасхи — был одним из трех великих ветхозаветных праздников. Этот праздник отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. Евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благоволение. По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы и поэтому встречался с особенной радостью. Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, многие из них уже с трудом понимали свой родной еврейский язык, однако старались соблюдать свои национально-религиозные обычаи и хоть изредка паломничествовать в Иерусалим. Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами пророков: “Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и изолью от Духа Моего на всякую плоть … Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю выполнять” (Иоиль 2:28; Ис. 12:3, 44:3; Иез.). Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос перед распятием посвящает Свою прощальную беседу с апостолами предстоящему сошествию Святого Духа. Господь объясняет ученикам, что Утешитель — Дух Святой — должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей. “Я умолю Отца, — говорит Господь апостолам , — и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, — Духа Истины… Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Он — Дух Истины … Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне” (Иоан. 14:16-17, 26; 15:26).

http://pravmir.ru/troica-den-rozhdeniya-...

е. всякий верующий и надеющийся, не будет воевать против Иерусалима, но приготовится в Иерусалиме, чтобы сражаться против врагов, (с. 183–184). Толкование в этом последнем смысле больше подходит к контексту. Последовательность мыслей в Зах.14:12–14 такова: язычники будут чудесно наказаны Богом еще ранее смерти начинающимся разложением организма, окончательным ослаблением физических сил; замешательство в стане нападающих произойдет такое, что они будут поражать друг друга; Иуде, таким образом, остается только довершить поражение и захватить богатую добычу. – Если прежде язычники делили добычу, отнятую у жителей Иерусалима, то теперь, наоборот, от всех окрестных народов будут взяты огромные богатства, в качестве военной добычи. Поражение язычников будет полное, их благосостоянию наносится удар окончательный; в станах вражеских будут истреблены все животные – боевые, вьючные и необходимые для продовольствия войска. Зах.14:16   Затем все остальные из всех народов, при­ходив­ших про­тив Иерусалима, будут при­ходить из года в год для по­кло­не­ния Царю, Го­с­по­ду Саваофу, и для праз­днования праз­дника кущей. Но подобно тому, как после истребления непокорных Пастырю овец в Израиле сохраняется остаток, испытываемый потом и очищаемый для того, чтобы сделаться действительно народом Божиим; так оставшиеся от описанных бедствий и, очевидно, изменившие свои образ мыслей язычники из всех народов, сделаются поклонниками истинного Бога, Которого признают Царем и Господом. Ежегодно они будут приходить в Иерусалим на поклонение Ему и для празднования праздника Кущей; этот праздник имел особенное значение для Израиля, в качестве благодарственного воспоминания о том, как Господь чудесно питал и охранял народ Свой во время странствования в пустыне, после чего ввел его в землю, изобилующую всеми благами; этот же праздник имел значение и ежегодного благодарственного служения Богу по окончании жатвы, чему вполне соответствует в данном месте контекст речи. Зах.14:20   В то время даже на конских уборах будет начертано: «Святыня Го­с­по­ду», и котлы в доме Го­с­по­днем будут, как жертвен­ные чаши перед­ алтарем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Такая связь природы, времен года, с тайной времени как истории, Божественной и человеческой, еще яснее выражена в праздновании Пасхи и Пятидесятницы. Они связаны, с одной стороны, с празднованием весны и первой жатвы – плодов земных, т. е. с мистерией времен года, когда природа освобождается от оков зимы и рождает свои плоды. С другой стороны, в них прославляются освобождение от Египетского рабства и вход в Землю Обетованную, где «текут мед и молоко». Так в празднике связуется земное время, с историческим временем, и так, то и другое, через мессианскую идею, переживаются как предчувствие «перехода» (что и значит еврейское слово «Пасха») в тайну эсхатологического времени, в долгожданную радость избавления, спасения и свободы. Это грядущее время, предугадывается как время Духа Святого и излияние Его даров (ср. Иоиль 2,26–29 ), т. е. как полнота времен . Подобный смысл имел и праздник Кущей, празднуемый в пятнадцатый день седьмого месяца после сбора плодов. В нем евреи были призваны «веселиться пред Господом, Богом вашим, семь дней», пребывая семь дней в кущах – «чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш» ( Лев. 23:34, 40–43 ). Когда речь идет о ветхозаветном воспитании, очень важно подчеркнуть, что в Ветхом Завете, глубочайшие истины подаются и открываются не путем абстрактных идей и философских терминов, но путем символов и образов, исторических событий и праздничного участвования в этих событиях. Ветхозаветному человеку не достаточно просто рассказа о, например, избавлении из египетского рабства. Он призван, через живое воспоминание и праздник, быть участником этого события, важного для него также, как и для его предков, и конечно, для его потомков. Все, что происходит с ним и вокруг его, должно напоминать ему о чудесном действии и присутствии Божием, Его вечной славе, укреплять в нем верность Богу и Его Закону. Ветхий Завет знает о великом воспитательном значении частого повторения слов Закона, поэтому Бог требует от Моисея «и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая; навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» ( Втор. 6,7–9 ). Эту роль проповедывания и толкования Закона взяли на себя позже судьи, священники (левиты) и пророки. Во времена царей избирались учителя – князья, левиты и свещенники, чтобы «они учили в Иудее, имея с собою книгу закона Господня; и обходили все города Иудеи и учили народ» ( 2Цар. 17:7–9 ). В этом толковании Закона Божия, духовном просвещении народа Божьего, его исправлении и объединении, особую роль сыграли Пророки.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010