И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Видя толпы народа, Он сжалился над ним и, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал, делателей на жатву Свою ( Мф.9:35–38 ). Мы собрались сюда положить начало тем нравственно-религиозным чтениям, которые, согласно вашему, братия, желанию, будут вестись здесь наряду с чтениями по другим общеобразовательным предметам. Если и каждое житейское дело нуждается в благословении от Господа, то тем более нужно это благословение в настоящем духовно-просветительном начинании. Вот почему мы почли своей священной обязанностью вознести нашу молитву ко Всевышнему, да содействует Он молитвами Богородицы и святых святителей Московских успехам начинаемого дела. Народные чтения о предметах веры и нравственности не новость. Они с благословения Святейшего Синода ведутся во многих местах и там, где ведутся с надлежащим усердием и уменьем, приносят несомнительную пользу. Они отвлекают народ от праздного разгула, вредных игр, забав и зрелищ и от посещения сектантских сборищ, они утверждают в нем спасительную веру и способствуют возвышению и укреплению в нем нравственности. Казалось бы, что такое дело, как дело, говорящее само за себя, не должно встречать никаких возражений. Но есть, к прискорбию, люди, которые, как мне лично пришлось убедиться, относятся к нему с предубеждением и, называя его бесполезной затеей, говорят: ужели вы, пастыри, надеетесь в настоящее время принести какую-нибудь пользу вашими духовными беседами и чтениями? Ужели не видите, какая пропасть отделяет сейчас народ наш от Церкви? Наше время – время исключительного стремления к устроению внешнего, материального благосостояния. Оно слишком быстро идет вперед в осуществлении своих практических целей, слишком много строит себе планов для осуществления в будущем. В этой беспокойной суматохе, на этом базаре житейской суеты будет ли местечко для Господа, найдется ли ухо для Его слова? На чем же основывается ваша надежда? что вы вашими чтениями можете еще что-нибудь сделать полезное для народной нравственности?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

И Иосиф увидел, что все они были единодушными и благожелательными друг к другу; и он не мог более удерживаться, и сказал им, что он – Иосиф, и разговаривал с ними по-еврейски, и пал им на шею, и плакал; и они не узнали его. Теперь и они начали плакать. И он сказал им: «Не плачьте из-за меня. Поспешите и приведите ко мне отца моего, чтобы я увидел моего отца, прежде чем умру [...]. Ибо вот это второй год голода, и еще предстоят пять лет, когда не будет жатвы, и плода с деревьев, и никаких растений. Поспешите с вашими домочадцами, чтобы вам не погибнуть от голода и не быть в беспокойстве за себя и за свое имущество. Ибо Господь послал меня вам как вашего питателя, чтобы остались в живых многие. И расскажите отцу моему, что я жив еще. Вы сами видите, что Господь поставил меня отцом Фараону и господином в доме его и над всею страною Египетскою. И расскажите отцу моему о всей моей славе и о всем богатстве и славе, которые дал мне Господь». И он дал им по повелению Фараона колесницы и пищу на дорогу и дал им цветные одежды и серебро; и отцу их также Фараон послал одежд, и серебра, и десять ослов, которые везли хлеб. И он отпустил их, и они пошли и рассказали своему отцу, что он жив, и что он всем народам земли отпускает хлеб, и что он поставлен господином над всею Египетскою землею. И отец их не поверил этому, ибо он был поражен в своей душе. И после сего он увидел колесницы, которые прислал Иосиф; тогда опять ожил вновь дух его. И он сказал: «Довольно для меня, что Иосиф жив; я пойду и увижу его, прежде чем умру». XLIV. И Израиль пошел из своего жилища Хеврона в новолуние третьего месяца, и зашел к клятвенному колодезю, и принес жертву Богу отца своего Исаака в седьмой день этого месяца. И Иаков вспомнил сон, который он видел в Вефиле, и убоялся идти в Египет. И, подумав, он хотел известить Иосифа, чтобы он пришел к нему, и что он сам не пойдет; он оставался там семь дней, ожидая, не увидит ли он, быть может, видение о том, оставаться ли ему или идти. И он совершил праздник жатвы – начатков хлеба – со старым хлебом, ибо во всей стране Ханаанской не было и пригоршни семян, но был голод для всех зверей, и скота, и птиц, и людей. И в шестнадцатый день явился ему Господь и сказал: «Иаков, Иаков!» И он сказал: «Вот я здесь». И Он сказал ему: «Я Бог отцов твоих, Авраама и Исаака; не бойся и иди в Египет! Ибо Я сделаю тебя там великим народом; Я пойду с тобою, и приведу (возвращу) тебя в эту землю, чтобы ты был погребен здесь. И Иосиф закроет своими руками твои глаза. Не бойся, иди в Египет!»

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Апостола Андрея Первозванного, как именно таким образом жизни, обновляющейся во вся дни: ибо тогда мы стали бы истинными чадами его по Богу. He забудем, братия, что все мы – нива Божия. Дай Бог , чтобы на этой ниве росли и зрели только колосья пшеницы, имеющей быть собранной в житницу Господню, а не плевелы, не сорная трава, которая брошена будет в жечь вечного огня. Да возращаем усердно и в терпении плоды добродетелей; будем искоренять с усилием, с принуждением, при тяжелых борениях и скорбях из сердца своего плевелы страстей, греховных наклонностей и привычек, и совлекаться ветхого человека, наследованного нами преемственно от Адама, падшего и растленного через преступление заповеди Божией; облечемся в нового человека, созданного по образу Божию в правде и святости; будем присвояться Богу и более и более духовным присвоением, т.е. верой, упованием, любовью, воздержанием, чистотой, кротостью, смирением, простотой и незлобием, нестяжанием, истинным доброжелательством и милосердием друг к другу, снисхождением, терпением, участием в скорбях, печалях, нуждах и болезнях друг друга. Это духовное, нетленное семя, которое быв посеяно в здешней жизни, принесет сторичный плод в вечности. Царство Божие, – говорит Господь, – подобно тому, как если человек бросит семя в землю; и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он. Но земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва ( Мк.4:25–29 ). Сейте же всякое добро в изобилии, какое кто может, чтобы в день жатвы никому же остаться в стыде и же услышать страшного приговора Судии, осуждающего во тьму кромешную. Неключимого раба, сказано, вверзите во тму кромешнюю: my будет плачь и скрежет зубом ( Мф.25:30 ). Да, братия мои, настанет, и, может быть скоро уже, день всемирной жатвы, и тогда все, усердно сеявшие добро, в преизбытке безмерном пожнут все, что сеяли, и услышат от Господа Своего вожделенный глас: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царство от сложения мира ( Мф.25:34 ). Се гряду скоро, – говорит Господь, – и мзда Моя со Мною воздати коемуждо no делом его. Обидяй да обидит еще, и скверный да осквернится еще: и праведный правду да творит еще, и святый да святится еще. Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец. первый и последний. Видех, – говорит св. Иоанн Богослов в откровении, – и се облак светел, и на облаце седяй подобен Сыну человеческому, имея на главее Своей венец злат, и в руце Его серп остр. И ин Ангел изыде из храма, вопия велиим гласом седящему на облаце: посли серп твой и жни, яко прииде час пожати, зане изсше жатва земная. и поверже седяй на облаце серп Свой на землю. и пожата бысть земля ( Откр.22:11–13:14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

После принесения всех этих жертв следовали жертвы всесожжения, указанный книгою Числ (гл. 28, ст. 26–31: два тельца, один овен и семь однолетних агнцев). Этими жертвами, которые были как бы одной жертвой всесожжения 32 , израильтяне желали выразить свою полную преданность Иегове, даровавшему им плодородие на полях и благоволившему принять от них благодарственные за это жертвы. Но так как грех разлучает человека от Бога ( Ис.59:2 ; 2Кор.6:14–15 ), то по всей вероятности, прежде этих жертв закалывался козел в жертву за грех народа еврейского, о чем упоминается в кн. Чисел ( Чис.28:30 ). Так как жертвы, предписываемые Чис.28:26–31 для дня пятидесятницы, были совершенно такими же, как и во все семь дней праздника опресноков ( Чис.28:16–24 ) 33 ; так как, – далее, – самое название дня пятидесятницы праздником жатвы ( Исх.23:10 , евр. хаг " гаккацир) и днем первых плодов (евр. йом " габбикурим, Чис.28:26 ) указывает на 16-е нисана, когда приносился сноп из начатков жатвы (евр. решит " гаккацир); так как, – наконец, – счисление 50 дней и семи недель от принесения первого снопа до принесения первых кислых хлебов ( Лев.23:15–16 ; Втор.16:9–10 ) поставляет день пятидесятницы в самую тесную связь с праздником опресноков: то, очевидно, тот и другой праздник можно рассматривать как одно священное время, началом которого служила пасха, серединой – праздник опресноков и заключением – пятидесятница. Это был весенний круг ветхозаветных празднеств, подобно тому как праздник труб, день очищения и праздник кущей составляли осенний круг таких праздников 34 . Кроме двух кислых хлебов и жертв, которые приносились за весь народ ( Лев.23:17–20 ; Чис.28:26–31 ), конечно, каждый израильтянин мог приносить, по своему усердию, и другие жертвы, какие желал, лично от себя. Закон Моисеев прямо предписывал: «никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа Бога, какое Он дал» ( Втор.16:16–17 ; Исх.23:15, 34:20 ). В частности же относительно праздника пятидесятницы заповедовалось: «совершай праздник седмиц Господу, Богу твоему, по усердию руки твоей, сколько ты дашь, смотря по тому, чем благословит тебя Господь, Бог твой» ( Втор.16:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

«(И посмотри на) горячую привязанность Руфи к свекрови, которая по мысленному благочестию и памяти о супруге предпочла своим родственникам старую и больную женщину» 22 . « Город пришел в движение от них, и говорили: это Ноеминь ? » ( Руф.1:19 ) Сквозило даже злорадство: ведь их вождь бежал от них, а вот его жена вернулась с какой-то дикаркой. « Она сказала им: не называйте меня Ноеминью, а называйте меня Марою » ( Руф.1:20 ). Ноеминь означает «приятная», а Мара означает «горькая». Горькую учесть пожала она, живя на полях Моавитских. Сейчас на нашей земле социальный кризис, и многие разъезжаются. Но кому мы нужны там? Те, которые станут возвращаться, будут духовно контужены, грехами истерзаны. « Она сказала им: не называйте меня Ноеминью, а называйте меня Марою, потому что Вседержитель послал мне великую горесть; я вышла отсюда с достатком, а возвратил меня Господь с пустыми руками; зачем называть меня Ноеминью, когда Господь заставил меня страдать, и Вседержитель послал мне несчастье ? » ( Руф.1:20–21 ) Здесь мы возвращаемся к вопросу: для чего Господь заставляет нас страдать? Почему Господь посылает нам несчастья? Об этом мы с вами говорили прошлый раз. Для того чтобы нас проверить? Нет, в глазах Бога мы абсолютно прозрачны: Он все знает про нас. Для того чтобы нас проэкзаменовать? Нет, Он знает любое решение, которое мы примем. Для того, чтобы усовершенствовать нас. И Ноеминь ведь пришла не одна: она привела с собой душу, обращенную из моавитских дворцов, из тьмы языческих храмов, к Богу. Светлую, великую душу, нееврейку, моавитянку, которая станет прабабкой царя Давида. Того самого Давида, который называется другом Божьим, человеком, который станет по сердцу Богу. « И возвратилась Ноеминь, и с нею сноха ее Руфь Моавитянка, пришедшая с полей Моавитских, и пришли они в Вифлеем в начале жатвы ячменя » ( Руф. 1, 22 ). Начало жатвы ячменя – это праздник еврейской Пасхи. В праздничные дни они прибывают туда, а сбор хлеба – это день святой Пятидесятницы по календарю Святой Земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И погибли все семь вместе, быв умерщвлены в первые дни жатвы ячменя. Тогда Рицпа сделала себе шатер на той горе и сидела от начала жатвы до того времени, когда полились дожди, и не допускала касаться тел повешенных ни птицам небесным днем, ни зверям полевым ночью. Когда донесли Давиду о таком поступке Рицпы, тогда он пошел к жителям Иависа Галаадского и взял y них кости Саула и кости Ионафана, сына его, тайно взятые ими с того места, где были повешены Филистимлянами, когда Филистимляне убили Саула в Гелвуе. И перенес Давид оттуда кости Саула и кости Ионафана, сына его, а также были собраны и кости повешенных (на солнце), и погребены все в земле Вениаминовой во гробе Киса, отца Саулова. После того Бог умилостивился над страною ( 2Цар.21 ). Такой пример женщины, вразумившей царя Давида почтить смертные останки близких ему людей, доказывает ту истину, что такое почитание коренится в духовной природе человека и есть дело общечеловеческое. Оно есть выражение любви к памяти близких сердцу умерших родственников и друзей, и изъявление благодарности и уважения к отжившим благодетелям – предкам, достойным вечной памяти потомства. Оно существовало и существует почти y всех народов, только выражается y каждого народа своеобразно. К этим естественным причинам присоединяются еще религиозные верования как y христиан, так и y язычников, и, наконец сверхъестественные действия благодати Божией, сообщающей тленному человеческому естеству нетленность, и дарующей нетленным мощам силу подавать исцеления тем, кто с глубокою верою прикасается к ним. Такие нетленные останки святых, – мощи, – обыкновенно признаются святыми и служат предметом всеобщего поклонения. Мы не будем распространяться о естественных побуждениях к почитанию человеческих останков, что всякому довольно известно из собственного опыта, умолчим и о верованиях язычества, как о предмете излишнем для церковного собеседования; скажем несколько слов о нашем христианском вероучении, на основании которого воздается нами должная почесть телам усопших отцов и братий наших.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sborni...

Она, конечно, не понимала этих слов во всем их объеме. Иисус говорил ей то, чего доселе не говорил ни одному из своих учеников. Но слово произвело на нее глубокое впечатление. Самарянка, конечно, чувствовала, что она слаба и неспособна понять эти слова во всей их глубине. Потому она сказала «знаю, что прийдет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». Этого признания и желал от нее Иисус Христос. Он готов исполнить желание ее сердца и потому говорит ей: «это Я, Который говорю с тобою». В это время возвратились из города ученики Его. Они удивились, что Иисус беседовал с женщиной 25 и к тому еще с самарянкой. Но уважение к Иисусу удержало их желание спросить Его, зачем и о чем Он с нею говорит. Самарянка же, оставивши свой водонос, с радостным сердцем поспешила в город. Здесь она объявила всем: «пойдите и посмотрите Человека, который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Как он преобразил меня, так преобразит и вас, ступайте только, и вы убедитесь»! Множество сихемлян пошло из города видеть Иисуса. Когда Он увидел их, сердце Его наполнилось святою радостью. Между тем ученики просили Его, говоря: «Равви! Ешь». Но Он отвечал им: «у Меня есть пища, которой вы не знаете». Ученики не поняли Его слов. Не решаясь однако расспрашивать Его далее, они говорили между собою: «разве кто принес Ему есть?» Но Иисус, прочитавший их удивление на их лице и в их сердце, объясняет им Свои первые слова: «Моя пища – творить волю пославшаго Меня, и совершить дело Его». Не о голоде и жажде, не о зное и усталости, не о полдневном отдыхе и обеде думает Он в эти священные минуты. Теперь душа Его у Бога, Который послал Его, теперь весь дух Его погружен в великое дело, которое Отец поручил Ему. Самаряне спешили к нему через поле. Потому Он продолжает: не говорите ли вы во время сеяния: «еще четыре месяца и наступит жатва» 26 . Но здесь дело идет еще быстрее. Семя слова едва только посеяно, и поле уже созрело для жатвы. О, какое громадное, широкое и славное поле жатвы видел Господь пред Собою, когда говорил это ученикам у колодезя Иаковлева, подле Сихема! Светившиеся радостью глаза Его видели тогда не одни только нивы самарийские, не одни горы иудейские, Он духом созерцал всю вселенную. Но чтоб пробудить охоту и надежду в учениках, которые должны будут трудиться на этой духовной ниве, Он указывает им на то, что они получат награду жнецов, именно должны будут к Его и общей их радости собрать спасенных грешников в жизнь вечную, – к Его радости, как Сеятеля, и их радости, как жителей; потому что к этому случаю в полном смысле подходит изречение: «один сеет, а другой жнет». Иисус Сам совершает тяжелый труд сеяния; они же будут только жать и собирать в житницы. Как ни тяжел иногда будет и их труд, но в сравнении с Его трудом он не более, как веселая и легкая жатва.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но праздник пятидесятницы по своему характеру близко подходил к празднику кущей. Как пятидесятница праздновалась по окончании весенней жатвы ( Лев.23:15 и сл.), так праздник кущей – после осенней, почему в книге Исход ( Исх.23:16 ) он называется «праздником собирания плодов в исходе года, когда убирают с поля работы». И – как праздник пятидесятницы был установлен в воспоминание Синайского законодательства, бывшего в 50-й день по исшествии евреев из Египта 22 ; так и праздник кущей напоминал евреям, что «в кущах поселил Господь сынов израилевых, когда вывел их из земли Египетской» ( Лев.23:43 ). Между тем, в каждый из восьми дней праздника кущей, в числе жертв, непременно приносился и козел в жертву за грех ( Чис.29:16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 38 ). Поэтому нет никаких оснований считать странным принесение такой жертвы и в праздник пятидесятницы, тем более, что козел приносился в жертву за грех , для очищения народа, во все без исключения праздники Иудейские: в новомесячия ( Чис.28:15 ), пасху (ст. 22), праздник труб ( Чис.29:5 ), день очищения (ст. 11) и, как уже сказали, – праздник кущей. Наконец, нисколько не говорит в пользу мнения Файнгера и Лев.23:20 . Если здесь упоминается только о двух хлебах и двух однолетних агнцах, то это вовсе не доказательство, что в пятидесятницу еще никаких других жертв не приносилось. 20-й стих говорит о «потрясении пред Господом», что совершалось, когда приносилась жертва мирная ( Лев.7:30 ) или кислые хлебы ( Лев.23:17, 20 ), но не делалось при всесожжениях и жертве за грех . Поэтому в Лев.22:20 и не упоминается о семи однолетних агнцах, одном тельце и двух овнах, приносимых во всесожжение ( Лев.23:18 ), и козле, закалаемом в жертву за грех (ст. 19). Предписание книги Левит ( Лев.23:18–20 ), по-видимому, противоречит ( Чис.28:26–30 ): «в день первых плодов (т.е. в праздник пятидесятницы), когда приносите Господу новое приношение мучное, в седмицы ваши..., приносите всесожжение в приятное благоухание Господу: из крупного скота двух тельцов, одного овна, семь однолетних агнцев и при них в приношение лучшей муки, смешанной с елеем, три десятых части ефы на одного тельца, две десятых части ефы на одного овна, по десятой части ефы на каждого из семи агнцев, одного козла для очищения вас».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Скачать epub pdf День рождения Церкви Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, – подает ему Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается православными христианами. Событие сошествия Святого Духа Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано Евангелистом Лукой в начальных главах его книги “Деяний святых апостолов”. Богу угодно было сделать это событие поворотным пунктом в мировой истории. Пятидесятница – т.е. пятидесятый день после праздника Пасхи – был одним из трех великих ветхозаветных праздников. Этот праздник отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. Евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благоволение. По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы и поэтому встречался с особенной радостью. Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, многие из них уже с трудом понимали свой родной еврейский язык, однако старались соблюдать свои национально-религиозные обычаи и хоть изредка паломничать в Иерусалим. Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами пророков: «Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и ...изолью от Духа Моего на всякую плоть …Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» ( Иез.36:26–27 ; Иоил.2:28 ; Ис.12:3, 44:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Свт. Иоанн Златоуст , объясняя известное выражение, заключающее беседу: «Дух животворит, плоть не пользует нимало» ( Ин. 6: 63 ), говорит: «Это значит: что говорится обо Мне, тому должно внимать духовно; а кто внимает чувственно, тот ничего не приобретает и не получает никакой пользы. Сомневаться же в том, что Он сошел с неба, и думать, что Он – сын Иосифа, и спрашивать: како может нам дати плоть свою ясти? – было делом плотского слушания, между тем как все следовало понимать таинственно и духовно. Сказав “плоть”, разумел не плотские предметы, но плотское слушание. “Плоть не пользует ничтоже” – это Он сказал не о своей плоти, – отнюдь нет, – но о тех, которые Его слова понимают чувственно. Ведь кто не ест Его плоти и пьет Его крови, не имеет жизни в себе: как же плоть ничего не пользует, когда без нее невозможно жить?..» 296 В конце, обращаясь к слушателям, Иисус Христос говорит: «Но есть из вас некоторые неверующие» ( Ин. 6: 64 ) и далее евангелист поясняет: «Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его» ( Ин. 6: 64 ). Словами от начала евангелист указал на добровольность жертвы Христа и Его незлобие. 3.5. Посещение Иерусалима и беседа с иудеями на празднике Кущей Праздник Кущей был одним из великих иудейских праздников, когда каждый благочестивый иудей обязан был прийти в Иерусалим для поклонения. Иудейский историк Иосиф Флавий характеризует праздник Кущей как «выдающийся и свято чтимый у евреев» 297 . Такое почтение праздника Кущей, также как и праздников Пасхи и Пятидесятницы, связано с событиями Исхода, который стал актом усыновления Израиля Богу. Праздник отмечался торжественно, радостно и необычно: в это время иудеи вспоминали, как их отцы жили в пустыне, убежав из земли рабства. Для того чтобы вполне войти в атмосферу праздника, иудеи все это время жили в палатках (кущах) – на улицах, на крышах домов устанавливались кущи, вокруг Иерусалима разбивался огромный палаточный городок. Жить на протяжении праздника Кущей в палатках иудеям повелел Сам Господь, заповедовав через Моисея: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: с пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей, семь дней Господу; в первый день священное собрание, никакой работы не работайте; в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас В кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах Я поселил сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской» ( Лев. 23: 34–36, 42–43 ). Поскольку этот праздник совпадает с периодом сбора плодов, то наряду с различными жертвами Богу преподносились и благодарения в виде приношения начатков от собранного урожая, поэтому он назывался еще «праздником жатвы первых плодов» ( Исх. 23: 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010