99 Немоевский А. Бог Иисус, с.23 сл. 100 См.: McKenzie J.L. Dictionary of the Bible. London, 1966, p.465. 101 Мутье-Руссэ Э. История и география в Евангелиях. — Атеист, 1926, N 12, с.26-27; Ленцман Я. Происхождение христианства, с.189. 102 См.описание такой бури в кн.: Гейки К. Святая земля и Библия. Пер. с англ. СПб., 1894, с.920. 103 Крывелев И. Евангельские сказания... с.27. Некоторые мифологисты заходили так далеко, что пытались свести все географические указания Евангелий к простой игре слов. См.: Рашке Г. Места и пути Иисуса по Евангелию от Марка. — Атеист, 1930, N 59, с.156-162. 104 Крывелев И. Указ.соч. 105 Лев 12:6 ; Исх 3:1 ; Исх 20:17 ; Исх 22:4 ; Притч 26:2 ; Притч 27:27 ; Втор 14:7 ; 1 Цар 27:9 ; Песнь Песней 2:14 ; Ис 11:6 . 106 Мутье-Руссэ Э. Жил ли Иисус Христос? с.66. 107 Там же, с.66-67. 108 См.: Числ 16:14 ; Исх 22:5 ; Ис 5:11 ; Иез 31:5 ; Иез 28:26 и др.; Флавий И. Иудейская война, III, 10,8; Archaeological Encyclopedia of the Holy Land. Jerusalem. 1972, p.340. 109 См.: Miller M. and J. Encyclopedia of Bible Life. London, 1967, p.203. 110 См.: Свенцицкая И. Указ.соч., с.61-62. 111 См.: Грунтфест Я. Новый документ о йеменско-палестинских связях доисламского периода. — Палестинский сборник, 1974, N 25 (88), с.105-114. Bagatti P. Excavations in Nazareth. Jerusalem. 1969. В своей автобиографии (Vita, 45) Флавий говорит о городах и деревнях Галилеи. Census — перепись населения. 112 См.: Kenyon F.G. and Bell H.I. Greek 204 Papyri in the British Museum. London, v.III, 1907, p.125. 113 Крывелев И. Евангельские сказания... с.20. 114 См.: Машкин Н. Принципат Августа. М., 1949, с.528, 545. 115 См. гл.1, прим.4 . 116 Флавий И. Иудейская война, I, 33,8; Лк 3:1 . 117 См.: Albright W.F. The Archeology of Palestine. London. 1949, p.244. 118 Крывелев И. Евангельские сказания... с.21. 119 Флавий И. Арх. XX, 9,1. 120 Ленцман Я. Указ.соч., с.189. 121 См.: Флавий И. Арх. XIV, 4,4. О греческом населении, обитавшем у Геннисарета, см.: Страбон. География, 16,2,35. 122 Крывелев И. Что знает история... с.124.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2098...

Византийская монета с изображением статуи Юстиниана Большей терпимостью отличались законы Юстиниана, относящиеся к иудеям: так, 146-я новелла предоставляет им свободу вероисповедания: «Мы повелеваем, чтобы иудеям, где бы они ни жили, разрешалось читать Священные книги перед собиравшимися в синагоге по-гречески, по-латыни или на любом другом языке, на котором говорят в данной стране, чтобы чтение Священного Писания было понятно собравшимся и они могли продолжать жить в соответствии с их заповедями» . Но, издавая этот закон, император не теряет надежды на обращение иудеев в христианство, в связи с чем в той синагоге, где собираются грекоязычные иудеи, он рекомендует пользоваться Септуагинтой, «каковой перевод считается наиболее правильным и лучшим, поскольку переводчики, хотя и отделенные друг от друга и находившиеся в разных местах, достигли абсолютного согласия в их версиях. И действительно, кто не удивится, узнав, что пророки, предвидя появление Господа нашего Иисуса Христа, предсказали события, описанные в Священных книгах, как если бы они были их свидетелями» . Предоставляя иудеям свободу веры, Юстиниан, однако, требовал от них неукоснительного соблюдения законов, угрожая в противном случае телесными наказаниями, ссылкой, конфискацией имущества и другими карами. Религиозной свободой в империи обладали лишь те иудеи, которые, имея преемство от фарисеев, веровали в грядущее воскресение из мертвых, в то время как еврейские сектанты саддукейского толка, отрицавшие учение о воскресении и последнем суде, объявлялись вне закона и подлежали смертной казни. Правовое положение самарян за время правления Юстиниана претерпело изменения. Включенная в «Кодекс» конституция запрещала им, как врагам православной веры и государства, «иметь синагоги. Существовавшие синагоги надлежало разрушить, а строить новые запрещалось» . Согласно этому закону, «состояние умерших самаритян наследовалось только православными наследниками, а в случае отсутствия таковых – государством», но после подавления восстания самарян, 14 июня 551 года Юстиниан, по совету епископа Кесарии Палестинской Сергия, издал закон, вошедший в сборник новелл под номером 129-м, которым самарянам предоставлялись даже большие права, чем христианским еретикам и иудеям: «С этого дня мы разрешаем самаритянам делать завещания и распоряжаться своей собственностью в соответствии с положениями общих законов.

http://pravoslavie.ru/60748.html

Beda Venerabilis, de locis sanctis (c. 720). Sanctimonialis Heydenheimensis Hodoeporicon s. Willibaldi (723–726). Commemoratorium de casis Dei vel monasteriis (c. 808). Itinerarium Bernardi monachi Franci (c. 870). Qualiter sita est civitas Ierusalem (Ante I Bellum sacrum?). He так часто приходилось обращаться к другому изданию того же Общества: Itinéraires a Iérusalem et descriptions de la terre sainte, rédigés en français aux XI, XII et XIII siècles publiés par Henri Michelant et Gaston Raynaud. Genève. 1882. Здесь некоторые указания, более полезные в смысле подтверждения или разъяснения древнейших свидетельств, дают Ernoul. L’estat de la cité de Iherusalem (v. 1231). Les Pelerinages por aler en Iherusalem (v. 1231). Philippa Mousket. Description rimée des Saints Lieux (v. 1241). Le continuateur anonyme de Guillaume de Tyr (dit de Rothelin). La Sainte cité de Iherusalem, les Saints Lieux et le Pelerinage de la Terre (1261). Les Chemins et les Pelerinages de la Toerre Sainte (avant 1265). Pelrinages et Pardouns de Acre (v. 1280). Наше Православное Палестинское Общество, несмотря на небольшое, сравнительно, время своего существования (с 21 мая 1882 года), успело уже принести весьма существенную пользу делу палестиноведения. Его трудам мы обязаны тем, что имели возможность пользоваться изданными с русским переводом и, нередко, с обширными комментариями следующими памятниками. Бордоский путник 333 г. Изд. В. Н. Хитрово (Православный Палестинский Сборник, вып. 2). Peregrinatio ad loca sancta saeculi IV exeuntis. Изд. перев. и объясн. И. В. Помяловским (Ibid. вып. 20). Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест, первой половины IX века. Изд., перев. и объясн. В. Г. Васильевским (ibid. вып. 11). Обширные комментарии ко всем, большею частью весьма неясным и запутанным, указаниям Епифания делают книгу В. Г. Васильевского очень ценным ученым вкладом в палестинскую литературу. Путешествие Зевульфа в святую землю 1102–1103 гг. Изд. П. Безобразов (Правосл. Палест. Сборн., вып.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

В основу публикуемой нами древнерусской версии легенды об Авгаре положен славянский перевод греческого текста, близкого известным нам минейно-проложным и составленного, вероятно, так же как и они, на основе «Повести» псевдо-Константина. Однако наш текст XIII в. несет на себе следы интенсивной идейно-стилистической обработки, предпринятой редактором данной древнерусской версии. Свобода обращения с материалом, активная роль редактора версии проявляется прежде всего в том, что он вводит в повествование новое действующее лицо – «скорописца» Луку. Последний заменяет посла Авгара – Ананию в той части рассказа, где говорится об истории возникновения нерукотворенного образа. Появление Луки в качестве главного действующего лица нашей версии находится в непосредственной зависимости от другого славянского сочинения – «Слова» Иеремии, компиляции апокрифов болгарского пресвитера. Древнерусский книжник высоко оценил, а потому и заимствовал из болгарского «Слова» самое идею, согласно которой нерукотворенный образ возник при участии апостола Луки. Творческая работа редактора версии проявляется в свободной интерпретации некоторых эпизодов. Такова в древнерусской версии история хромца, исцеленного образом на пути в Эдессу. Автор драматизирует повествование, введя диалог жителей города, обсуждающих чудесное выздоровление калеки, в тексте появляется рассказ-монолог хромца о своем исцелении. В традиционном для русских летописей стиле даны картины отступления персов от Эдессы и встречи нерукотворенного образа в Константинополе. Вольное обращение с текстом проявляется также в том, что редактор распространяет назидательную надпись, помещенную Авгаром над городскими воротами, внося в нее цитату из Псалтири – «упование всмь концемь земля» ( Пс. 64:6 ). В тексте версии отразились гиперболизированные, ставшие эпическими представления русских людей о численности византийского духовенства, параллель к которым можно найти в «Хождении» Добрыни Ядрейковича, новгородца, совершившего в 1200 г. путешествие в Царьград (X. М. Лопарев. Книга Паломникь. Сказание мест святых во Цареграде Антония архиепископа Новгородского в 1200 году. СПб., 1899 (Православный Палестинский сборник. Т. 17, вып. 3). С. 39).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1269 . Залесская В. Н. Ампулы – эвлогии из Малой Азии (IV-VI вв.)//ВВ. – 1986. – Т 47. – С. 182–190. 1270 . Залесская В. Н. Византийская белоглиняная расписная керамика IX-XII вв. Каталог выставки. – Л., 1985. – 52 с. 1271 . Залесская В. Н. Византийские белоглиняные расписные кружки и киликовидные чашки//СА. – 1984. – 4. – С. 217–224. 1272 . Залесская В. Н. Группа свинцовых ампул-эвлогий из Фессалоники//СВ. – 1980. – 3. – С. 263–269. 1273 . Залесская В. Н. Коллекция византийских и поствизантийских перстней//Византия и Ближний Восток (памяти А. В. Банк). – СПб., 1994. – С. 89–101. 1274 . Залесская В. Н. Литургические штампы-эвлогии (св. Лонгин Криний и св. Мамант Кипрский)//Византинороссика. Литургия, архитектура и искусство византийского мира. – СПб., 1995. – Т 1. – С. 236–242. 1275 . Залесская В. Н. Письменные источники о художественной обработке металла в византийской Сирии//Палестинский сборник. – 1969. – Вып. 19 (82). – С. 183–194. 1276 . Залесская В. Н. Прикладное искусство Византии IV-XII веков. Опыт атрибуции. – СПб.: Гос. Эрмитаж, 1997. – 58 с. илл. 1277 . Заозерский Н. Церковный суд в первые века христианства. – Кострома, 1878. – 349 с. 1278 . Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. – М., 1996. – 648 с. 1279 . Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви/Пер. с нем. с пре- дисл. С. Н. Булгакова – М, 1913. – Х, 233 с. 1280 . Зеленский Ф. Ф. Соперники христианства. – М., 1995. 1281 . Зема В. €. Флорентийська уния та автокефалия Церкви//Украïнський историч. журнал. – 2003. – 1. 1282 . Зернин А. Жизнь и литературные труды императора Константина Багрянородного. Вып. 1. – Харьков, 1858. 1283 . Златарски В. Н. История на Българската държава през средните векове. – София: Наука и изкуство, 1971. – Т. 1. 1284 . Знойко Н. Д. О посольстве Калокира в Киев//ЖМНП. – 1907. – Апрель. – С. 58–63. 1285 . Зубарь В. М. Летопись археологических исследований Херсонеса-Херсона и его округи (1914–2005 гг.). – Т. 1–2/МАИЭТ. – Supplementum. – Вып. 6. – Симферополь, 2009. – 496 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это распоряжение наносило сильный удар и духовным властелям, поэтому патриарх Сергий, вместе с епископами и монахами, усердно просил императора отменить «круговую поруку». Но император не уступал, и между ним и патриархом отношения резко обострились. Посредником в их примирении был александрийский патриарх Феофил (по другим каталогам Филофей – 1010–1020 г.), которому удалось склонить обе стороны ко взаимным уступкам. Миротворческая деятельность патриарха Феофила приобрела ему почетный эпитет «Судии вселенной (κριτς τς οικουμνης)», который в последующее время вошел и в состав официального титула александрийских патриархов (Cedrenus, Historiarum compendium, II 3–8. Bonnae; Δ ο σ θ ε ο ς, πατριρχης " Ιεροσολμων, Περ τν ν εροσολμοις πατριαρχευσντων, σ. 746. ν Βουκουρεστ 1715; Le Quien, Oriens christianus, II, 481; барон В. Р. Розен, Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхи Антиохийского, стр. 385. П. 1883; Μ. Γεδεν, Πατριαρχικο πνακες, 346–347. 177 А.А. Дмитриевский , Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Том II. Εχολγιο. Стр. 695–698. Киев, 1901. – В изданном здесь тексте имеются неясные и неверно прочитанные места, именно: 696 27– 28 , 697 12– 13 , 697 21 . 181 . Χρυσστομος Παπαδοπουλος, 1) Περ το Κλαυδιουπλεως (Σιναου–Κωνσταντινουπλεως–λεξανορεα;) Κοαμδ. Να Ειν, 1905 (II), 894–899; 2) ’Αλεξανδριν σημειματα. κκλ. Φρος, 1911 (VIII), 253–256; Mansi, Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, t. XXXVII, col. 245–246. Paris et Leipzig 1905; А.И. Пападопуло-Керамевс и В.В. Латышев, Материалы для истории архиепископии Синайской горы (вторая половина), стр. 431–432, 440, 445 («Православный Палестинский Сборник», вып. 58. П. 1909). 183 Mansi, Sacrorum conciliorum nova et ampissima collectio, t. XXXVIII. col. 525–526. Paris et Leipzig 1907; Επ. Λαπρος, " Ο πατριαρχιχς θρνος ’Αλεξνδρεις κτλ. (Δελτον, III, 562 κτλ.). – Важные сведения о деятельности патриарха Матфея сообщил Евстратий Аргенти (Епископ Порфирий Успенский , Александрийская патриархия, I, 543–544 и с л.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Правовое положение самарян за время правления Юстиниана претерпело изменения. Включенная в «Кодекс» конституция запрещала им, как врагам православной веры и государства, иметь синагоги. «Существовавшие синагоги надлежало разрушить, а строить новые запрещалось» 171 . Согласно этому закону, «состояние умерших самаритян наследовалось только православными наследниками, а в случае отсутствия таковых – государством» 172 , но после подавления восстания самарян, 14 июня 551 г., Юстиниан по совету епископа Кесарии Палестинской Сергия издал закон, вошедший в сборник новелл под номером 129, которым самарянам предоставлялись даже большие права, чем христианским еретикам и иудеям: «С этого дня мы разрешаем самаритянам делать завещания и распоряжаться своей собственностью в соответствии с положениями общих законов... Мы также предоставляем им право делать дары, предоставлять и получать наследство, а также вступать в иные контракты этого рода совершенно беспрепятственно» 173 . Ранее применительно к наследованию имущества самарян и иудеев действовало иное правило: в случае если среди наследников такого иноверца оказывался христианин, к нему отходило все наследство в ущерб интересам других наследников; преимущество, дарованное самарянам, в отличие от иудеев, для которых сохранялся прежний порядок наследования, действовало относительно недолго и было аннулировано при преемнике Юстиниана в связи с тем, что самаряне возобновили мятежные действия против империи. Тема наследства составляет содержание многих новелл Юстиниана: 18-й, 53-й, 115-й, 153-й. Регламент порядка наследования устанавливается 127-й новеллой, во главу угла ставящей кровное родство, к которому приравнивается полное усыновление, и не делающей различия между наследниками разного пола, а также не ставящей право на наследство в зависимость от законности или незаконности происхождения. При этом «наследники разделяются на четыре разряда, причем родственники более близкого разряда исключают родственников более отдаленного разряда, после отпадения одного разряда к наследованию призывается следующий (successio ordinum), а в каждом разряде вначале призываются более близкие степени, а затем более отдаленные (successio graduum)» 174 . В своих основах порядок наследования, отраженный в 127-й новелле Юстиниана, воспроизводится в гражданских кодексах современных государств.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

ИППО, имевшее десятки региональных отд-ний по всей России, развернуло активную издательскую и просветительную деятельность, финансировало научные проекты и экспедиции. Большой интерес вызвали раскопки на рус. участке в Иерусалиме в 1883 г., открывшие порог Судных врат, через которые Христос шел на Голгофу. Под эгидой ИППО изучались рукописи Синая (Н. Я. Марр, 1902), б-ки ИПЦ (А. И. Пападопуло-Керамевс), археологические памятники Сирии и Заиорданья (Н. П. Кондаков, 1891; Ф. И. Успенский, 1898), груз. древности Ближ. Востока (А. Цагарели, 1882). В рамках издававшейся ИППЦ серии «Православный палестинский сборник» были опубликованы десятки источников и исследований по истории Св. земли и прилегающих регионов. Особое беспокойство в России вызывал рост католич. и протестант. влияния в среде правосл. арабов. Стремясь уравновесить культурное воздействие зап. держав, ИППО стало открывать в Палестине свои школы и больницы. В 1909 г. оно содержало в юрисдикции ИПЦ 25 учебных заведений с 1576 учениками (в то время как всего в ведении ИПЦ находилось 87 школ с 4175 учениками). Из всех рус. учебных заведений выделялись жен. школа в Бейт-Джале и мужская в Назарете, ориентированные на подготовку араб. преподавателей для школ начального уровня. Однако просветительная работа ИППО среди правосл. арабов сталкивалась с растущим неприятием греч. духовенства деятельности ИПЦ, опасавшимся, что Россия стремится вытеснить греков из Св. земли и занять их место ( Лебедев. 1901. Т. 2. С. 830-840; Лисовой. 2006. С. 194-206). Подобные опасения святогробцев усиливались в связи с греко-араб. противостоянием и той поддержкой, к-рую Россия в этом конфликте оказывала арабам. Греко-арабский конфликт В XIX в. по мере усиления европ. культурного влияния на Ближ. Востоке все большее распространение получала секулярная, либеральная и националистическая идеология, к-рая проникала в арабо-правосл. среду прежде всего через школьное образование. Даже в тех случаях, когда арабы учились не в миссионерских, а в рус. правосл. школах, они знакомились с новыми идеями и ценностями, не соотносившимися с традиц. замкнутыми средневековыми устоями правосл. общины. Новые веяния привели к тяжелому внутреннему кризису правосл. сообщества Османской империи. С победой Греческого национально-освободительного восстания 1821-1829 гг. среди греков Османской империи возобладала узкоэтническая идеология панэллинизма, нацеленная на воссоединение греков в одну державу. Большинство правосл. народов Османского гос-ва, которых образованные греки воспринимали как «варваров», стали тяготиться греч. засильем в церковной иерархии. Они выступали против гегемонии фанариотов в церковных делах и требовали создания «национальных Церквей» ( Hopwood. 1969. P. 21, 159-160).

http://pravenc.ru/text/293788.html

57 . Устав Тавеннисиотского общежития//Там же. С. 88–155. 58 . Феодосий Олтаржевский, иером. Палестинское монашество с IV по VI века//Православный палестинский сборник. СПб.: Тип. В. Киршваума, 1896. Т. 15. Вып. 2 (вып. 44). 59 . Ходзинский П., свящ. Против Штайнера: Православие и Вальдорфская педагогика//Журнал Московской Патриархии. 2000. 10. С. 62–76. 60 . Шафажинская Н. Е. Русское женское монашество: история и традиции. М.: Экон-Информ, 2009. 61 . Adalbert de Vogüé. A Study of Theological Significance of the Ancient Monastic Rules//Rule and Life: An Interdisciplinary Symposium, ed. Basil Pennington, M., Spencer, MA, Shannon, Ireland, 1971. P. 22–64. 62 . Adalbert de Vogüé. Monasticism and the Church in Writings of Cassian//Monastic Studies. Vol. 3. 1965. P. 19–51. 63 . Garcia M. Colombas. Ancient Concept of Monastic Life//Monastic Studies. Vol. 2. 1964. Р. 65–117. References: 1 . Amvrosii Mediolanskii. Iz’yasnenie 118 psalma [Explanation of Psalm 118 ]. Tsvetnik dukhovnyi. Mysli i izrecheniya svyatykh i velikikh lyudei [The spiritual flower garden. Thoughts and sayings of saints and great men]. Moscow: Dar Publ., 2011. P. 157. 2 . Afoniada shkola na Sviatoi Gore [Athoniada – school on the Holy Mountain]. URL: of access: 08.01.2018). 3 . Barishanskaya M. M. Monastyrskie shkoly [Monastery school] Rossiiskaya pedagogicheskaya entsiklopediya v 2 t. [Russian pedagogical encyclopedia in 2 vol]. Ed. V. G. Panova. Moscow: Great Russian encyclopedia Publ., 1993–1999. Vol. 2. P. 588. 4 . Varnava (Belyaev). Dar uchenichestva [The gift of discipleship]. Moscow: Russiko Publ., 1993. 5 . Vasilii Velikii. Pravila, prostranno izlozhennye v voprosakh i otvetakh [The rules that are extensively described in the questions and answers]//S. Basil the Great. Tvoreniya v 2 t. [Works in 2 t.]. Moscow: Sibirskaia blagozvonnitsa Publ., 2009. V. 2. С. 149–223. 6 . Vasilii Kineshemskii. Besedy na Evangelie ot Marka [The conversation on the gospel of Mark]. Moscow: Dukhovnoe preobrazhenie Publ., 2016.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Как паломник писатель о. Леонтий неизмеримо ниже своего «старшего брата». По складу характера живого впечатлительного и по направлению критической мысли, воспитанной на свободомыслящей французской литературе XVIII в., по природной склонности к малороссийскому юмору и легкомысленной шутке, во многом он является как бы предшественником ученому «соглядатаю» Православного Востока нашего времени – епископу Порфирию (Успенскому) . Его критика иногда становится беспощадна, насмешка язвительна и проникнута такой желчью, что кажется неуместной и даже неприличной, так как все это направляется на предметы священные и дорогие русскому православному читателю. «Церковная славенщизна» и «глубокие страннословия» старшего Григоровича Барского «не по вкусу» о. Леонтию, а посему в своих писаниях он пытается избегать недостатков знаменитого своего предшественника «Верная история, какова ни есть, в моих руках, – пишет о. Леонтий, – не уповательно, однакож, чтобы сделалась хуже, если попадется в лучшие руки, как-то случилось с историею Григоровича, которой не видать бы света, если б не возродил ее г. Рубан. И кому да и к чему ее улучшать, ежели она и так лучше худых книг, по крайней мере, не хуже константинопольских писем». И действительно, язык ее чище, хотя и не без слов малорусских и польских, также не всем читателям понятных, но описания его иногда не лишены неподдельной красоты и поэтической художественности. Вне всякого сомнения, издание в свет всех писаний «Младшего Григоровича» весьма желательно, а более обстоятельное изучение его путешествий по Востоку – неотложный долг наших палестиноведов. 3 Житье и хоженье Даниила русьскыя земли игумена 1106–1107 г.//Православный Палестинский Сборник. Вып. III и IX СПб 1885 С 128. 5 О содействии православным в Св. Земле. Речь в годичном собрании Смоленского отдела ИППО. Воспоминания о святых местах Востока. Константинополь – Афон – Палестина – Египет – Италия. Изд. 2-е СПб 1906. С. 210. 8 Россия в Святой Земле. Документы и материалы Под ред. Н. Н. Лисового М 2000 Т 1 С 339–367; Лисовой Н.Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке. в XIX начале XX в. М. 2007 С. 209–214.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010