В 1986 г. О. становится приглашенным профессором в Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке; в том же году избран профессором новосозданной кафедры правосл. иконологии в Свято-Сергиевском ин-те. После кончины ректора прот. Алексия Князева О. поручают также преподавание пастырского богословия и гомилетики. В 1991 г. назначен священником и ключарем храма прп. Сергия в Свято-Сергиевском ин-те при еп. Михаиле (Стороженко), ставшем для О. наставником и другом. В 1995 г. архиеп. Сергий (Коновалов) назначил О. инспектором Свято-Сергиевского ин-та; он оставался в этой должности вплоть до избрания деканом в 2012 г. С 1992 по 2002 г. преподавал как приглашенный профессор в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном ун-те в Москве на фак-те церковного искусства, где участвовал в выработке программы и методов иконоведения. В 1998 г. в бухарестском изд-ве «Анастасия» опубликован сборник 12 статей О. «Лицо Бога, лицо человека» (на румын. языке); впосл он регулярно посещал Румынию, читал лекции в церковных и светских учебных заведениях, дважды получил степень почетного доктора (honoris causa): в июне 2006 г. в Академии изящных искусств в Клуже-Напоке (Трансильвания) и в мае 2012 г. на фак-те правосл. богословия в Университете имени Овидия (Констанца). В 1994 г. во время Международной конференции правосл. богословских школ патриарх всея Румынии Феоктист наградил О. нагрудным патриаршим крестом за деятельность по обучению румын. студентов в Свято-Сергиевском ин-те. В 2008 г. Великим постом в связи с сорокалетием рукоположения архиеп. Гавриил (де Вильдер) удостоил О. права ношения митры. В 2012 г. совет преподавателей Свято-Сергиевского ин-та избрал О. деканом сроком на 2 года. В 2004 г. по представлению Президента Французской Республики О. становится кавалером национального ордена «За заслуги» (l " Ordre national du Mérite) по совокупности научной и педагогической деятельности. В 2005 г. О. удостоен Ордена Искусств и литературы (l " Ordre des Arts et des lettres) за деятельность на франц. телевидении (с 1985). За 33 года под его руководством в эфир вышло ок. 500 передач о Православии не только во Франции, но в Бельгии, Греции, России, Румынии, Швейцарии и др. странах.

http://pravenc.ru/text/2578235.html

«Христос Сам говорит, каким должен быть пастырь, — замечает ректор Православного Свято-Тихоновского богословского института и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев . — Он должен знать своих овец и должен с ними общаться: Овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его... (Ин. 10, 3–4). Священник — это пастырь, который должен жить одной жизнью со своей паствой и поэтому обязан хорошо ее знать. Часто постоянные прихожане нуждаются в серьезном, глубоком контакте со священником, они хотят о себе рассказать что-то важное, попросить совета». Поэтому задача священника — сделать все, чтобы выслушать и найти нужное слово для каждого: на исповеди, если мало народа, или выделив особое время для разговора. Быть свидетелем покаяния, а не собеседником Длительных бесед во время исповеди лучше избегать, в противном случае священник забывает свою роль и пытается занять не свойственное ему место, объясняет митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин . По его словам, духовник должен твердо помнить, что смысловой стержень исповеди — таинство Покаяния человека перед Богом, а священник при совершении таинства — «всего лишь свидетель, запечатлевающий это покаяние, свидетельствующий о нем пред Богом. Беседа — это все же нечто другое». Но отмалчиваться на исповеди, по словам митрополита, тоже неправильно. «Действительно, люди нуждаются в утешении, в наставлении и вразумлении, — добавляет архипастырь. — Собственно говоря, для этого и существует Церковь, Господь для того ее и создал. Научиться утешать можно только опытом, если выработать в себе привычку жалеть людей, не отмахиваться от них, как бы ты ни был занят. Это очень важное качество для священника — держать свое сердце открытым навстречу людям, их горю, проблемам и радостям». Как же почувствовать эту меру: подобрать нужные слова, не превращая таинство в беседу? Настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке протоиерей Димитрий Смирнов († 2020) предлагал простой принцип: не становиться человекоугодником. «Пришедшего нужно направить в сторону Христа — вот главная пастырская задача, которую священник должен иметь в виду», — считал он. Заботиться нужно не о том, чтобы ответить на все запросы и ожидания, которые предъявляет к священнику человек, а о том, чтобы плавно и гармонично ввести его в церковную жизнь. И тут многое зависит от личностных особенностей исповедника, замечал отец Димитрий: «Один хотел бы побеседовать подольше — его надо удержать от многословия на исповеди; другой говорит " во всем грешен " и хочет, чтобы его оставили в покое, — вот у такого как раз можно что-то спросить».

http://e-vestnik.ru/church/zolotaya_sere...

С нач. 90-х гг. XX в. велась профессиональная подготовка в области церковной журналистики, к-рая складывалась как особая специализация внутри журналистики. Церковные журналисты, в начале этого периода представлявшие собой обособленную группу, постепенно стали неотъемлемой частью журналистского сообщества России. В 1991-1995 гг. на фак-те журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова действовала группа церковной журналистики. В 1996 г. на базе Издательства МП был создан Ин-т церковной журналистики и издательского дела во главе с еп. Тихоном. Был введен 2-годичный цикл обучения, занятия устраивались по вечерам и в выходные дни, практику студенты проходили в «Журнале Московской Патриархии» и газ. «Московский церковный вестник». В 1998 г. ин-т был преобразован в отд-ние церковной журналистики при филологическом фак-те Российского православного университета св. ап. Иоанна Богослова . Отд-ние возглавляли еп. Тихон (1998-2000), свящ. В. Вигилянский (2001-2003), Г. В. Прутцков (2003-2005), А. С. Георгиевский (с 2005). Студенты изучают богословские дисциплины, церковное право, древние и новые языки, различные отрасли журналистики, экономику издательского дела, проходят практику в церковных СМИ. В 2001 г. на базе «Православной юношеской газеты» работала Школа юного православного журналиста. В 2006 г. при Издательском совете МП были созданы Школа церковной журналистики (курсы повышения квалификации для журналистов) и исследовательский центр «Церковь в информационном обществе». В том же году фак-т церковной журналистики открылся в Черновицком правосл. богословском ин-те (Украина). В 2007 г. на богословском фак-те Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) был впервые прочитан курс «Церковь и СМИ». 6 марта 2008 г. в Москве состоялось подписание соглашения между ПСТГУ и Издательским советом МП, к-рое предусматривало сотрудничество в издательской деятельности, журналистике, организации курсов повышения квалификации для церковных издателей и журналистов. В 2008 г. проведены первые курсы повышения квалификации для сотрудников епархиальных пресс-служб и церковных СМИ епархий Центрального федерального округа. В февр. того же года Калужское ЕУ совместно с городской орг-цией Союза журналистов России объявило набор на курсы правосл. журналистики, обучение на них проводилось в течение месяца.

http://pravenc.ru/text/182365.html

    диакон Александр Черепенин 18 мая 2023 г. 14:00 В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-bepcuя . Елена Алексеева 16 мая 2023 г. 10:30 Господь сказал Своим ученикам: Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16, 22). Эту радость ученики Христа получили после Его Воскресения. Это же ликование чувствуют все верующие, которые славят Христа воскресшего. И никакие внешние обстоятельства жизни не могут поколебать этой удивительной пасхальной радости. Особо ярко Воскресение Христово сияет в житиях новомучеников и исповедников Церкви Русской. Неслучайно их память всегда совершается в воскресный день, а праздник, например, Собора новомучеников Бутовских отмечается в пасхальный период. Своей жизнью эти святые многократно подтвердили жизнеутверждающую истину: Христос воскресе! Поэтому особенно ценны свидетельства того, как совершали праздник Пасхи новомученики Церкви Русской. Подобных сведений не так уж и много, но тем драгоценнее они для нас.  PDF-bepcuя.     иеромонах Афанасий (Дерюгин) 12 мая 2023 г. 16:00 Одним из приоритетных направлений миссионерских поездок студентов и преподавателей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, которые начались в  1990 -х годах, стала Нарьян-Марская епархия Архангельской митрополии. Клирики университетского храма святителя Николая в Кузнецах ежегодно отправляются в экспедицию в эти места. О свидетельствах настоящей веры, о том, в чем специфика проповеди на Русском Севере и какие подходы используют современные миссионеры, «Журналу Московской Патриархии» рассказали протоиерей Андрей Близнюк и иерей Филипп Ильяшенко . PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/jmp/2023/5/

Один из организаторов IV Всеамериканского Собора в 1924 г. в Детройте, принявшего неканоническое решение о временной автономии Православной Церкви в Америке. В 1925 г. овдовел. В 1933 г. принял монашеский постриг с именем Леонтий. 10 июля того же года был рукоположен митр. Платоном (Рождественским) , еп. Феофилом (Пашковским ; впосл. митрополит) и еп. Алексием (Пантелеевым) во епископа Чикагского. В 1938 г. попечением Л. были основаны духовные семинарии, ставшие центрами православного образования в Америке,- Свято-Владимирская в Нью-Йорке (Л. занимал в ней пост декана (ректора) в 1955-1962) и Свято-Тихоновская в Саут-Кейнане (шт. Пенсильвания). Л. пригласил в США для научной работы и преподавания в семинариях протопр. А. Д. Шмемана, проф. С. С. Верховского, проф. А. А. Боголепова, протопр. И. Ф. Мейендорфа и др. В 1944 г. Л. возглавлял юбилейный комитет по празднованию 150-летия Православия в Америке. В нояб. 1945 г. был возведен в сан архиепископа. Постановлением Синода РПЦ от 12 дек. 1947 г. оказался под запрещением «за противление к воссоединению с Матерью-Церковью» и «незаконное анафематствование» архиеп. Макария (Ильинского), принятого в общение с МП в янв. 1946 г. в сане епископа Бруклинского. В 1950 г., после смерти митр. Феофила (Пашковского), Л. был выбран предстоятелем Североамериканской митрополии на VIII Всеамериканском Соборе, проходившем с 5 по 8 дек. 1950 г. в Нью-Йорке, с титулом «Митрополит всея Америки и Канады». В 1954 г. удостоен степени доктора богословия. Похоронен в мон-ре свт. Тихона Задонского в Саут-Кейнане. Соч.: Книга пророка Аввакума: Введение и экзегесис: Канд. дис. К., 1900; Brief an M. Evlogij (Georgievskij)//ЦВЗЕЕ. 1934. 8. С. 8-10; Жизнь и труды митрополита Леонтия. Н.-Й., 1969; Лик Пушкина: Речи, чит. на торжеств. заседании Богословского ин-та в Париже. П., 19772; The Seven Gifts: Address on the Occasion of the Elevation to the Rank of Archpriest of Fr. Alexander Schmemann (1953)//SVTQ. 1984. Vol. 28. N 1. P. 25-31; Религиозные мотивы в творчестве А. С. Пушкина//Сб. ст. иерархов РПЦ об А. С. Пушкине. Minneapolis, 1986. С. 61-84.

http://pravenc.ru/text/2463527.html

В условиях непростых церковно-гос. отношений, сложившихся после провозглашенного Татарстаном суверенитета, А. отстаивал твердую церковную позицию. В янв. 1994 г. было опубликовано письмо А. Святейшему Патриарху Алексию II , в к-ром сообщалось об отказе гос. чиновников Татарстана возвращать правосл. храмы и святыни верующим, вызванном якобы «противостоянием мусульман». В опубликованном в дек. 1994 г. открытом письме руководству Республики Татарстан, подписанном А. и духовенством епархии, после перечисления конфликтных ситуаций во взаимоотношениях РПЦ и гос-ва в Татарстане критике подверглась и деятельность существующего в Татарстане Совета по делам религий , к-рый фактически поддержал бывш. настоятеля церкви с. Смолдиярова Лаишевского р-на иером. Александра (Миронова; в расколе - «архиепископ Казанский и Марийский»), уклонившегося в раскольническую Российскую православную свободную церковь и лишенного сана указом А., утвержденным 15 марта 1995 г. Святейшим Патриархом Алексием II. Благодаря А. удалось наладить конструктивный диалог с местными властями, локализовать смолдияровский раскол, начать процесс передачи правосл. храмов и святынь, строительство новых церквей. В 1986 г. на территории Татарской АССР действовало 15 храмов и ни одного мон-ря, к нач. 2001 г. в Казанской епархии (без ставшей самостоятельной Марийской епархии) насчитывалось 154 действующих прихода и 7 мон-рей. В 1996 г. в Набережных Челнах учрежден филиал московского Православного Свято-Тихоновского Богословского ин-та , в 1997 г. создано Казанское ДУ, в 1998 г. преобразованное в ДС, ректором к-рой является А. В окт. 1995 г., когда отмечалось 440-летие Казанской епархии, впервые за послевоенное время была проведена историко-богословская конференция с участием профессоров духовных академий и светских вузов. С 1993 г. издается епархиальная газ. «Благая весть» (с 1995 «Казанские ЕВ»). С 1996 г. на телеканале «Эфир» выходит передача «Казань православная», на ГТРК «Татарстан» - программа «Путь». В 1995 г. восстановлено свт. Гурия Казанского братство . По благословению А. в 1989 г. открыта первая кряшенская (см. Кряшены ) община Казани, в 1997 г.- чувашская. По инициативе А. создана епархиальная Комиссия по канонизации святых, в результате деятельности к-рой подготовлены материалы к прославлению многих подвижников благочестия и новомучеников Казанских. С 1998 г. А. является главой Казанского представительства «Православной энциклопедии», указом Патриарха Алексия II от 11 нояб. 1998 г. введен в состав Церковно-научного совета по изданию «Православной энциклопедии».

http://pravenc.ru/text/114850.html

Тюленев В.М. Рождение латинской христианской историографии (с приложением перевода " Церковной истории " Руфина Аквилейского). – СПб.: Изд–во Олега Абышко, 2004. С. 75–79. Удальцова З.В. Византийская культура. – М.: Наука, 1988. С.57–58. Удальцова З.В. Источники по истории Византии IV – первой половины VII в.//История Византии: В 3–х томах. – М.: Наука, 1967.  – Т. 1. С.43–44. Удальцова З.В. Развитие исторической мысли//Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.    Удальцова З.В. Церковные историки ранней Византии//Византийский временник. –  М.,  1982. – Т. 43. Урбанчик Т. Евсевий и Сократ//Историческая мысль в Византии и на средневековом Западе. – Иваново: Ивановский гос. ун–т, 1998. Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. – М.: Мысль, 2001. С.58–60. Флоровский Г. Догмат и история. – М.: Изд–во Свято–Владимирского братства, 1998. С.351–376.  2782. Шабуров Н.  Евсевий Кесарийский//Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1.  Шабуров Н.В. Евсевий Кесарийский//Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. II.  Ястребов А. О., свящ. Евсевий Кесарийский: (Ис­ торический очерк)//  Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт,   1999. 3. Ястребов А. О., свящ. Образ Платона в «Евангель­ ском приготовлении» Евсевия Кесарийского/А. О. Ястре­ бов// Ежегодная Богословская конференция Православного Свято–Тихоновского Богословского института. – М., 2000. Ястребов А. О., свящ. Сиринелли Ж. Общее введение к «Евангельскому приготовлению» Евсевия Кесарийског Из  церковной  жизни//Вестник Русского Западно–Европейского патриаршего Экзархата. –  Париж, 1951.  Библиография работ автора: Евангельское приготовление. Книга XI/Пер.  с греч.: А. Ястребов//Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, – 1999. – Вып. III; 2001. Евангельское приготовление/Пер. А. Ястребова//Богословский сборник/Правосл. Свято–Тихон. богосл. ин–т. М., 2001. Вып. VII. То же:  Церковь и время. – М.,  2002. – 3(20).

http://bogoslov.ru/person/2859813

Председатель Учебного комитета при Свящ. Синоде архиеп. Верейский Евгений (Решетников) в докладе А. С. привёл статистические данные о духовных учебных заведения РПЦ: в 2004 г. в ведении Учебного комитета находились 5 ДА, 3 богословских института, 31 ДС, 39 ДУ, 1 пастырские курсы. Архиеп. Евгений сообщил, что весной 2004 г. Православный Свято-Тихоновский Богословский ин-т получил аккредитационный статус ун-та и стал назваться Православным Свято-Тихоновским гуманитарным ун-том (ПСТГУ). В межсоборный период в Новосибирске открылся Православный богословский ин-т, МДА на базе Новоспасского мон-ря организовала богословские курсы для мирян, имеющих высшее образование и желающих получить основы богословского образования; ряд ДУ был преобразован в ДС, а некоторые пастырские курсы – в ДУ. Особое внимание в своём докладе архиеп. Евгений уделил проблеме определения места религиозного образования в российской образовательной системе. Основным направлением в развитии информационной деятельности Учебного комитета архиеп. Евгений назвал развитие образовательного интернет-портала «Богослов.ру», открытие которого состоялось 9 окт. 2002 г. Издательская деятельность Учебного комитета была отмечена не только выпуском пособий по ряду богословских дисциплин, но и переизданием трудов выдающихся представителей русской дореволюционной церковной науки. С небольшим докладом о выпуске Православной энциклопедии выступил руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец. Он рассказал об успехах и трудностях уникального церковно-научного труда, объединившего богословов, историков, ученых-краеведов, филологов разных стран. Поднятые в докладах вопросы живо заинтересовали участников рабочей группы. Некоторые из них — повышение уровня богословского образования, проблема ИНН, нравственное состояние общества, выработка концепции духовного образования и другие — вызвали дискуссию среди участников. На заседании рабочей группы «Религиозное образование и работа с молодежью» были представлены доклады архиеп. Костромского и Галичского Александра (Могилёва) и архим. Иоанна (Экономцева) .

http://pravenc.ru/text/1189668.html

Во время Поместного Собора РПЦ 7-8 июня 1990 г. , избравшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, К. впервые за время эмиграции посетил Россию. Вскоре по решению К. и прихожан ц. во имя прп. Серафима Саровского была закрыта, здание продано, имущество и иконостас храма пожертвованы РПЦ и вывезены в Россию. Иконостас был первоначально установлен в нижнем храме Большого собора Донской иконы Божией Матери московского мон-ря , а с 1998 г.- в храме св. мц. Татианы при МГУ. В 1991 г. К. вновь посетил Россию, участвовал в торжественном перенесении мощей прп. Серафима Саровского из Москвы в Серафимов Дивеевский во имя Св. Троицы жен. мон-рь . Сближение К. с РПЦ, а также критика им непримиримости нек-рых членов Архиерейского Синода РПЦЗ по отношению к РПЦ вызвали недовольство первоиерарха РПЦЗ митр. Восточноамериканского и Нью-Йоркского Виталия (Устинова) . 2 сент. 1991 г. он запретил К. в священнослужении, 11 окт. того же года запрещение было снято, однако вскоре конфликт вновь обострился и К. вышел из юрисдикции РПЦЗ и был принят в клир ПЦА. В 1992 г. по приглашению патриарха Алексия II К. поселился в московском Донском монастыре. Туда же с 1994 г. по благословению патриарха было перенесено печатание ж. «Русское возрождение» (с 2001 г.- альманах). На новом месте К. организовал просветительно-благотворительный кружок имени прп. Серафима Саровского, в ежемесячных встречах к-рого участвовали архиеп. Климент (Капалин , ныне митрополит), прот. Аркадий Шатов (ныне Пантелеимон , еп. Орехово-Зуевский), В. В. Чёрная (с 1994 игум. Серафима, настоятельница Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-ря ) и др. Вместе с кружковцами К. совершал паломничества к св. местам России. Участвовал в работе семинара «Современные проблемы пастырского служения», организованного в 1995 г. Православным Свято-Тихоновским богословским ин-том (ныне Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ) по инициативе и благословению патриарха Алексия II ( Киселев А., протопр. О призвании на пастырское служение: Выступление на 1-м заседании семинара 27 февр. 1995 г.//Вестник пастырского семинара. М., 1996. 1. С. 16-17; он же. Воспоминания из пастырской практики: Слово на 3-м заседании семинара 3 мая 1995 г.//Там же. С. 46-47). В 1999 г. патриарх посетил К. в Донском мон-ре и по случаю его 90-летия наградил орденом свт. Иннокентия 2-й степени.

http://pravenc.ru/text/1841125.html

28) Даниелу//Православная энциклопедия, т. XIII, М., 2006. С. 723-728; 29) Douglass, Scot. Theology of the Gap. Cappadocian Language Theory and the Trinitarian Controversy. NY: Ретег Lang, 2005. - (American university studies. Series VII: Theology and Religion; vol. 235). - 289 p.//Вестник ПСТГУ. Богословие - Философия. I:17 М., 2007. С. 136-142; 30) Святитель Иоанн Златоуст как участник арианских споров//Альфа и Омега, 2 (48) (М., 2007). С. 59-67; 31) Святитель Иоанн Златоуст. Огласительные гомилии/сост., введ., комм., библ. И. В. Пролыгиной. Тверь: Герменевтика, 2006. 254 с.//Альфа и Омега, 2 (48) (М., 2007). С. 363-365; 32) Дидим Слепец//Православная энциклопедия, т. XΙV, М., 2007. С. 677-686; 33) Рецепция Каппадокийцами учения Оригена о свободе воли//XVII Ежегодная Богословская Конференция ПСТГУ: Материалы 2006/7. М., 2007. Т. 1. С. 59-64; 34) Архим. Плакида (Дезей). Евхаристия и обожение христиан по учению Отцов Церкви (перевод с французского)//Альфа и Омега, 2 (49) (М., 2007). С. 123-139; 35) Возрождение богословских традиций//Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия 2007. Вып. 4 (20). С. 7-17; 36) La personne et le christianisme ancien/Sous la direction de B. Meunier. Paris: Cerf, 2006. - 360 p.//Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия 2007. Вып. 4 (20). С. 136-142 Место работы: ПСТГУ Статья кандидата философских наук, профессора кафедры систематического богословия и патрологии Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Петра Борисовича Михайлова посвящена известному разночтению евангельского текста — Единородный Сын / Единородный Бог (Ин 1. 18), имеющему богатую историю в древнем богословии. В истории библеистики этот стих представляет собой интересный случай взаимодействия различных типов Священного Писания — александрийского и византийского. Рассматриваемое чтение — Единородный Бог — относится к древнему александрийскому тексту, обладающему высокими характеристиками и заслуженно пользующемуся большим доверием в библеистике. Предлагается обзор и анализ рукописных свидетельств по самым последним и авторитетным критическим изданиям текста Священного Писания Нового Завета с привлечением новейшей специальной научной литературы. Рассматриваются внутренние выразительные особенности новозаветного богословия и богословского языка св. Иоанна Богослова, подкрепляющие аргументацию в пользу свидетельства о единстве Сына и Отца. Привлекаются мнения и выводы относительно рассматриваемого разночтения наиболее выдающихся современных библеистов, в том числе отечественных ученых. Наконец, привлекается обширная патристическая традиция использования термина Единородный Бог .

http://bogoslov.ru/person/266831

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010