Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАТАГИНА Ирина Васильевна ( 23 сент. 1924 г., г. Таруса Калужской обл. - 24 апр. 2007 г., Москва), иконописец, художник-реставратор высшей категории, член Союза художников (с 1954). Род. в семье художников: ее бабушка, А. Л. Ржевская (1861-1934), художник-жанрист, отец, Василий Алексеевич (1883/84-1969), народный художник России, лауреат Гос. премии СССР. По окончании школы В. поступила в Гос. академию живописи г. Тбилиси (1942), проучившись 3 семестра, в связи с переездом семьи в Москву, перевелась на 1-й курс живописного отд-ния МГХИ им. В. И. Сурикова. На 2 последних курсах ин-та занималась в ГТГ копированием икон в древнерус. отделе, возглавляемом Н. А. Дёминой, а также реставрацией икон под рук. И. А. Баранова. По окончании ин-та (в 1949) приняла решение заниматься иконописью. В том же году в Троице-Сергиевой лавре она познакомилась с М. Н. Соколовой (впосл. мон. Иулиания ), от к-рой получила приглашение участвовать в росписи Серапионовой палаты (1949). Систематические занятия с М. Н. Соколовой, продолжавшиеся до открытия в 1958 г. иконописного класса в стенах МДА, и совместная с ней работа (копирование праздничного ряда иконостаса в Троицком соборе лавры (1950), икон в иконостасы приделов во имя апостолов Петра и Павла и праведных Симеона и Анны ц. во имя прор. Илии в Обыденском пер. в Москве (1952-1953)) дали В. основные навыки в области иконописания. В 1950-1954 гг. В. работала в Центральной реставрационной мастерской Академии архитектуры СССР, участвуя в реставрации росписи Троицкого собора лавры. С 1964 г. в течение 15 лет работала в ЦМиАР, отреставрировав за этот период 45 икон. С 1985 по 1989 г. была художественным руководителем реставрационно-иконописной мастерской Данилова московского мон-ря. С 1990 г. В.- руководитель иконописной школы при храме свт. Николая Мирликийского (в Клённиках). С момента основания Свято-Тихоновского богословского ин-та (1992) преподает иконописание и реставрацию иконы на фак-те церковных художеств.

http://pravenc.ru/text/149909.html

Председатель Учебного комитета при Свящ. Синоде архиеп. Верейский Евгений (Решетников) в докладе А. С. привёл статистические данные о духовных учебных заведения РПЦ: в 2004 г. в ведении Учебного комитета находились 5 ДА, 3 богословских института, 31 ДС, 39 ДУ, 1 пастырские курсы. Архиеп. Евгений сообщил, что весной 2004 г. Православный Свято-Тихоновский Богословский ин-т получил аккредитационный статус ун-та и стал назваться Православным Свято-Тихоновским гуманитарным ун-том (ПСТГУ). В межсоборный период в Новосибирске открылся Православный богословский ин-т, МДА на базе Новоспасского мон-ря организовала богословские курсы для мирян, имеющих высшее образование и желающих получить основы богословского образования; ряд ДУ был преобразован в ДС, а некоторые пастырские курсы – в ДУ. Особое внимание в своём докладе архиеп. Евгений уделил проблеме определения места религиозного образования в российской образовательной системе. Основным направлением в развитии информационной деятельности Учебного комитета архиеп. Евгений назвал развитие образовательного интернет-портала «Богослов.ру», открытие которого состоялось 9 окт. 2002 г. Издательская деятельность Учебного комитета была отмечена не только выпуском пособий по ряду богословских дисциплин, но и переизданием трудов выдающихся представителей русской дореволюционной церковной науки. С небольшим докладом о выпуске Православной энциклопедии выступил руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец. Он рассказал об успехах и трудностях уникального церковно-научного труда, объединившего богословов, историков, ученых-краеведов, филологов разных стран. Поднятые в докладах вопросы живо заинтересовали участников рабочей группы. Некоторые из них — повышение уровня богословского образования, проблема ИНН, нравственное состояние общества, выработка концепции духовного образования и другие — вызвали дискуссию среди участников. На заседании рабочей группы «Религиозное образование и работа с молодежью» были представлены доклады архиеп. Костромского и Галичского Александра (Могилёва) и архим. Иоанна (Экономцева) .

http://pravenc.ru/text/1189668.html

ключу под Талгаром (около Алма-Аты), совершаемый в 8-ю пятницу после Пасхи. Крестный ход был установлен в 1880 г. в память об избавлении Семиречья от саранчи после молебна у ключа в 1864 г. В Семипалатинске почитается Знаменский ключ, связанный с чудесным явлением в XIX в. Знаменской иконы Божией Матери. Сщмч. Пимен (Белоликов), еп. Семиреченский. Фотография 1917–1918 гг. Сщмч. Пимен (Белоликов), еп. Семиреченский. Фотография 1917–1918 гг. В 1991 г. открылось Алматинское ДУ, готовящее священнослужителей, псаломщиков и регентов. В марте 1997 г. в Караганде начал работу филиал Православного Свято-Тихоновского богословского ин-та , в 1999 г. на 2 фак-тах (богословско-пастырском и катехизаторско-педагогическом) обучалось 6 священников и 10 мирян. В епархии существует сеть церковноприходских школ, методическим центром является созданная в 1991 г. первая в епархии церковноприходская школа при Никольском соборе Алма-Аты. На ее базе ежегодно Великим постом проходят Серафимо-Феогностовские чтения, на к-рые съезжаются преподаватели церковноприходских школ епархии. Традиц. стали ежегодные богословские Филаретовские чтения, проводимые епархиальным отделом религ. образования на базе Алматинского ДУ. С 1993 г. издается ежемесячная епархиальная газ. «Свет Православия в Казахстане» (тираж 3 тыс. экз.). В А. и А. е. действует 3 правосл. братства: ап. Иакова, брата Господня, при Михаило-Архангельском соборе в Караганде, св. Иоанна Предтечи при Покровском храме в г. Есик Алматинской обл., Свято-Введенское при храме Трех святителей в пос. Качиры Павлодарской обл. При Свято-Троицком храме Алма-Аты открыто сестричество во имя прмц. вел. кн. Елисаветы Феодоровны . С 1994 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Казахстане действует правосл. благотворительное об-во развития образования и культуры «Светоч». В 1998 г. более 500 чел. при участии об-ва «Светоч» поступили в различные вузы Российской Федерации, имея возможность сдавать вступительные экзамены во мн. областных центрах Казахстана. Совместно с городской администрацией, республиканским детским фондом «Бобек» и духовным управлением мусульман Казахстана епархиальное управление является учредителем и постоянным попечителем детского дома «Надежда». По благословению архиеп. Алексия в епархии ежегодно проводятся народные гуляния, концерты, вернисажи, приуроченные к Рождеству, Пасхе, масленице, Дню слав. письменности и Дню города в Алма-Ате.

http://pravenc.ru/text/76700.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ИННОКЕНТИЙ (ЕРОХИН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Епископ Иннокентий (Ерохин) Иннокентий (Ерохин) (род. 1967 ), епископ Уссурийский , викарий Владивостокской епархии , член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви , настоятель Владивостокского Успенского храма , директор Владивостокского духовного центра подготовки церковных специалистов В миру Ерохин Виталий Викторович, родился 17 ноября 1967 года в селе Успеновка Бурейского района Амурской области в семье служащих совхоза. В 1985 году закончил Успеновскую среднюю школу. В 1985 - 1993 годах учился в Дальневосточном государственном университете (город Владивосток ), по окончании которого получил диплом по специальности «журналистика». В 1985 - 1987 годах проходил срочную службу в армии. В 1987 - 1992 годах работал корреспондентом, заведующим отделом, ответственным секретарём редакции районной газеты «Советское Приамурье» (Амурская область), собственным корреспондентом областной газеты «Амурские вести». В 1992 - 1993 годах работал в Бурейском районном Совете народных депутатов. С 1993 по 1995 год являлся сотрудником городской газеты во Владивостоке, затем - коммерческой организации. В мае 1993 года крестился в Свято-Никольском кафедральном соборе города Владивостока . В 1995 году принят на послушание ответственного секретаря епархиальной газеты «Приморский благовест» и иподиакона епископа Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря) . 3 апреля 1997 года пострижен в монашество с наречением имени в честь святителя Иннокентия, митрополита Московского . Постриг в Свято-Никольском кафедральном соборе города Владивостока совершил епископ Владивостокский и Приморский Вениамин. В 1997 - 2004 годах заочно обучался в Православном Свято-Тихоновском богословском институте , где получил диплом по специальности «религиоведение». С 1997 года - руководитель издательского и миссионерского отделов Владивостокской епархии .

http://drevo-info.ru/articles/15572.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (Агибалов Владимир Викторович, род. 17 апр. 1966, г. Томск), еп. Новокузнецкий и Таштагольский. В 1983 г. окончил среднюю школу. Кемерово. В том же году поступил в Кемеровский гос. ин-т на исторический факультет. В 1984 – 1986 гг. проходил срочную службу в рядах вооруженных сио. В 1990 г окончил Кемеровский гос. ун-т. В 1990-1991 гг. работал старшим инженером социологической лаборатории Кемеровского технологического института пищевой промышленности. 8 авг. 1992 г. еп. Красноярским и Енисейским Антонием (Черемисовым) рукоположен во диакона. 13 июля 1994 г. еп. Софронием (Будько) рукоположен во иерея и назначен штатным священником и ключарем Знаменского кафедрального собора г. Кемерово. В 1995 - 2000 г. учился на пастырско-богословском факультете заочного отделения Православного Свято-Тихоновского богословского ин-та. Решением Свящ. Синода от 25 июля 2014 г. избран епископом Новокузнецким и Таштагольским. 27 июля 2014 г. в Пантелеимоновом муж. мон-ре с. Безруково Новокузнецкого р-на Кемеровской обл. настоятелем обители игум. Пименом (Сапрыкиным) пострижен в малую схиму с именем Владимир в честь свщмч. Владимира (Богоявленского), митр. Киевского и Галицкого. 28 июля 2014 г. за Божественной литургией в Знаменском кафедральном соборе г. Кемерово митр. Кемеровским и Прокопьевским Аристархом (Смирновым) возведен в сан архимандрита. Наречен во епископа 15 авг. 2014 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре г. Москвы. Хиротонисан 1 сент. 2014 г. за Божественной литургией в Донском монастыре г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) . Лит.: Наречение и хиротония архим. Владимира (Агибалова) во епископа Новокузнецкого и Таштагольского//ЖМП. 2015. 2. С. 38 – 40. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/1966900.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Представители Московского Патриархата приняли участие в состоявшейся в Софии научно-богословской конференции, посвященной духовному единству Болгарии и России 30.11.2014 29 ноября 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Святейшего Патриарха Болгарского Неофита в Российском культурно-информационном центре в Софии состоялась конференция « Болгария - Россия : образы духовного единства», приуроченная к 100-летию Великого освящения русского храма святителя Николая Мирликийского — Подворья Патриарха Московского и всея Руси при Болгарском Патриаршем престоле. Помимо Подворья, организаторами мероприятия выступили Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству («Россотрудничество»), Общественный форум «Болгария-Россия», интернет-портал «DIR.BG», Афонское балканское общество. В форуме приняли участие Святейший Патриарх Болгарский Неофит, митрополиты Видинский Дометиан и Варненский и Великопреславский Иоанн, а также митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, председатель ОВЦС Украинской Православной Церкви митрополит Луганский и Алчевский Митрофан, секретарь ОВЦС Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич, ректор Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, декан Свято-Сергиевского богословского института в Париже протоиерей Николай Озолин, декан Богословского факультета Софийского университета А. Омарчевский, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Болгарии Ю.Н. Исаков, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата А.Ю. Хошев, профессор Института всеобщей истории РАН в Италии М. Талалай и другие представители богословских и научных кругов. В приветствии Святейшего Патриарха Неофита, которое огласил генеральный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви архимандрит Герасим (Георгиев), было подчеркнуто значение Никольского храма-Подворья, «чье духовное присутствие хорошо известно в нашей Поместной Церкви и чья роль давно превысила функции посольского храма, чтобы превратиться в место единства наших братских православных народов, в символ сохраненных до сего дня тысячелетних духовных связей и залог будущего единства и сотрудничества наших сестер Православных Церквей».

http://drevo-info.ru/news/18098.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Выходит в свет первое полное собрание трудов и писем епископа Михаила (Грибановского) 29.03.2011 В рамках книжной серии «Русская богословская библиотека» выходит в свет первое полное комментированное собрание трудов и писем епископа Михаила (Грибановского) (1856–1898) «Сочинения, письма, жизнеописание». Епископ Михаил (Грибановский) (1856–1898), глубокий и оригинальный мыслитель, до сих пор, к сожалению, мало известен современному читателю. Владыка Михаил принадлежал к тому новому поколению русских богословов, которое сформировалось в 1880-х годах XIX столетия, усвоив, с одной стороны, достижения современной (западной и русской) философии, а с другой — провозгласив решительный «возврат к отцам». Будучи человеком глубокой молитвенно-созерцательной жизни, он мало принимал участие в церковно-общественной деятельности той эпохи, но в известном смысле дал скрытый импульс многим важным процессам, приведшим в конечном счете к Собору 1917-1918 гг. В книгу вошли все опубликованные до революции сочинения и письма владыки (из неопубликованного к числу наиболее значительных утрат на сегодня следует отнести кандидатскую диссертацию владыки Михаила о Гераклите и его дневники), а также весьма подробное «Жизнеописание», составленное его другом и почитателем А.И. Леонтьевым. Кроме того, в приложениях помещены воспоминания и отклики на кончину владыки Михаила и некоторые статьи и проповеди митрополита Антония (Храповицкого), относящиеся ко времени знакомства и дружбы двух выдающихся иерархов. Открывают издание статьи доктора исторических наук Н.Н. Лисового и кандидата богословия священника Павла Хондзинского, посвященные жизни и наследию епископа Михаила. Следует отметить, что выходившие до сих пор переиздания отдельных его трудов и переписки в новейшее время никогда не комментировались и в лучшем случае воспроизводили лишь дореволюционный комментарий, составленный упомянутым выше А.И. Леонтьевым. В настоящем издании его комментарии практически полностью сохранены, уточнены и значительно дополнены Н.Н. Лисовым и редактором настоящего издания Ж.П. Григорьевой. Специально для настоящего издания кандидатом богословия В.П. Легой прокомментированы философско-богословские аспекты сочинений владыки Михаила «Истина бытия Божия» и «Лекции по введению в круг богословских наук». Выходные данные: Епископ Михаил (Грибановский): Сочинения, письма, жизнеописание/Сост.: Н.Н. Лисовой, свящ. Павел Хондзинский. Русская богословская библиотека. LXIV. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. — 862 с. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 29.03.2011 16:31:40

http://drevo-info.ru/news/10468.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Владимир Николаевич (род. 28.03.1941, Москва), прот., ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та (ПСТГУ). Отец В. преподавал на философском фак-те МГУ, дед - прот. Владимир Воробьёв - был благочинным, настоятелем московского храма свт. Николая в Плотниках на Арбате. В 1959-1965 гг. В. учился на физическом фак-те МГУ. В 1973 г. получил ученую степень канд. физико-математических наук, был принят на работу в Вычислительный центр АН СССР. В 1978 г. В. поступил в МДС, к-рую заочно окончил в 1980 г., в 1982 г. окончил МДА. 18 марта 1979 г. был рукоположен во диакона, 30 апр.- во иерея. Служил в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, затем в Никольской ц. у Преображенского кладбища. В 1984 г. переведен в Успенский храм в Вешняках, в 1990 г.- в храм свт. Николая Чудотворца в Кузнецах, в 1997 г. назначен настоятелем Николо-Кузнецкой ц. и приписного к ней храма Живоначальной Троицы в Вишняках, к-рый был открыт и восстановлен под рук. В. В окт. 1990 г. В. участвовал в создании братства во имя Всемилостивого Спаса (см. в ст. Братства православные ), со временем превратившегося в одно из крупнейших братств в России (в 1994 опекало 14 храмов, из к-рых 13 восстанавливались). Стал духовником братства. Под рук. В. были созданы правосл. общеобразовательная и воскресная школы, детские лагеря, столовая для бедных, книжный магазин «Православное слово». В кон. 80-х гг. вместе с др. священниками В. организовал правосл. лекторий. В янв. 1991 г. на основе лектория открылись богословско-катехизаторские курсы, в мае того же года ректором курсов был избран В. По его инициативе и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II курсы в 1992 г. были преобразованы в Православный Свято-Тихоновский богословский ин-т (ПСТБИ, с 2004 ПСТГУ). В. стал его первым ректором, в 1997 г. удостоен звания профессора. В ун-те читает лекции по предметам «введение в литургическое предание Православной Церкви» и «пастырское богословие». Под рук. В. в ПСТБИ был разработан гос. образовательный поликонфессиональный стандарт по теологии, ставший основой для открытия специальности «теология» в гос. классификаторе и создания теологических фак-тов и отд-ний в гос. вузах.

http://pravenc.ru/text/155248.html

Ю. В. Иванова Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 791; Ф. 831. Оп. 1. Д. 25; ЦГА Москвы. Ф. 2303. Оп. 1; ЦГИАМ. Ф. 2303. Оп. 1. Д. 2, 229; ЦГАМО. Ф. 7383. Оп. 1. Д. 3, 8. Ист.: Д " Эрбиньи М. Церковная жизнь в Москве/Пер. с фр. и предисл.: И. Ф. Наживин. П., 1926; Козаржевский А. Ч. А. И. Введенский и обновленческий раскол в Москве//ВМУ: Ист. 1989. 1. С. 54-66; Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в Русской Церкви//«Обновленческий» раскол: Мат-лы для церковно-исторической и канонической характеристики/Сост.: И. В. Соловьёв. М., 2002. С. 129-605; Московская епархия: Ежег. М., Правосл. Москва в 1917-1921 гг.: Сб. док-тов и мат-лов/Авт.-сост. А. Н. Казакевич и др. М., 2004; Изъятие церковных ценностей в Москве в 1922 г.: Сб. док-тов из фонда Реввоенсовета Республики/Сост.: диак. А. Мазырин, В. А. Гончаров, И. В. Успенский. М., 2006; Совр. религ. печать России (1990-2006): Кат./Сост.: А. С. Прутцкова. М., 2007; Социальная деятельность правосл. приходов Москвы: Справ. М., 2007; Воспоминания о Сретенской духовной семинарии, 1999-2009: К 10-летию основания. М., 2009; Оловянников Д., прот. Карты социальной работы церковных округов//Московские ЕВ. 2011. 3/4. С. 130; Актуальные вопросы церковной жизни: Из докл. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на епарх. собрании г. Москвы//ЖМП. 2017. 2. С. 28-34. Лит.: Сведения о единоверческих церквах, в особенности же об устроении их в Москве. М., 1858; Бирюзова О. Свято-Димитриевская община милосердия при Первой Градской больнице в Москве//ЖМП. 1995. 1/2. С. 26-32; 3/4. С. 82-89; Левитин-Краснов А. Э., Шавров В. М. Очерки по истории русской церковной смуты. М.; Кюснахт, 1996; Голубцов С. А., протодиак. Московская духовная академия в революционную эпоху. М., 1999; он же. Профессура МДА в сетях ЧК и Гулага. М., 1999; он же. Церковная Московия в 1935-1965 гг.//ЦИВ. 2004. 11. С. 4-71; Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1992-2002: К 10-летию ин-та/Ред.: прот. В. Воробьёв; сост.: И. В. Щелкачёва. М., 2002; Соловьёв И., свящ.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

155 Религиозные организации в СССР: накануне и в первые годы Великой Отечественной войны (1938–1943 гг.)/Публ. М. И. Одинцова//Отечественные архивы, 1995, 2. С. 37–67; Религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны (1943–1945 гг.)/Публ. М. И. Одинцова//Отечественные архивы, 1995, 3. С. 41–70; «Русская православная церковь стала на правильный путь». Докладные записки председателя Совета по делам русской православной церкви при Совете Народных Комиссаров СССР Г. Г. Карпова И. В. Сталину. 1943–1946 гг./Публ. М. И. Одинцова//Исторический архив, 1994, 3. С. 139–148, 4. С. 90–112; Униаты и советская власть (встреча в Москве. Декабрь 1944 г.)/Публ. М. И. Одинцова//Отечественные архивы, 1994, 3. С. 56–71. 156 Под угрозой гибели/Публ. М. В. Шкаровского//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 12. Париж: Атнепеит-Феникс, 1991. С. 249–257; Два эпизода борьбы с церковью в Петрограде/Публикация М. В. Шкаровского//Звенья. Исторический альманах. Вып. 2. М.; СПб.: Атнепеит-Феникс, 1992. С. 555–579; Иосифлянское движение и оппозиция в СССР/Публ. М. В. Шкаровского//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 15. М.; СПб.: Атнепеит-Феникс, 1994. С. 446–463; В огне войны. Русская православная церковь в 1941–1945 гг. (по материалам Ленинградской епархии)/Публ. М. В. Шкаровского//Русское прошлое. Историко-документальный альманах. Кн. 5. СПб.: Logos, 1994. С. 259–316; Антицерковные гонения в Ленинградской епархии: 1958–1964/Публ. М. В. Шкаровского//Невский архив. Историко-краеведческий сборник. Вып. И. М.; СПб.: Атнепеит-Феникс, 1995. С. 123–168. 157 Патриарх Тихон и история Русской Церковной смуты. Кн. 1. СПб.: Сатисъ, 1994; Новоселов М. А. Письма к друзьям. М.: Свято-Тихоновский Богословский ин-т, 1994; Лука (Войно-Ясенецкий) , архиепископ. «Я полюбил страдание... ». Автобиография. М.: Русский Хронограф, 1995. 159 Вышеславцева О. Н. Пастырь во времена безбожия. Об отце Николае (Голубцове). СПб.: Сатисъ, 1994. 161 Верноподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1914 г. Пг.: Святейший Синод, 1916; Соколов П. Путь Русской Православной Церкви в России–СССР (1917– 1961)//Русская Православная Церковь в СССР. Мюнхен: Центральное объединение политических эмигрантов из СССР, 1960. С. 81–82; Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. С. 35.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010