«? Вероятно, комментатор подразумевал следующий фрагмент из Второго послания апостола Павла к коринфянам: «Неполезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, – в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, – только не энаю – в теле, или вне тела: Бог знает,– что оз восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. XIII. 1–4), ® Описание кончины старца Василиска Туринского было хорошо известно в монашсской среде Одно из свидетельств этому содержится в жизиеописапии старца Амвросия Оптинского : «Однажды рассматривали портрет старца Василиска, приложенный к его житию Кто-то и сказал, что-де вот у пего уж уста очень светлы как-то. Вероятно, это потому, что он умер с молитвой Иисусовой па устах «Да, это очень может быть, – сказал батюшка – А вот в Глинской пустыни умер один старец, так у него часа три спустя после смерти рука все перебирала четочки« " « (Иеромонах Григорий, Сказание о житии Оптинского старца отца иеромонаха Амвросия//Душеполезное чтение М. 1892, кн 2, с. 46). »’ Туринский Николаевский 3-го класса общежительный женский монастырь (г. Туринск, Тобольской губернии, основан в 1624 году, был предназначен к упразднению, 1822 году обращен в женский монастырь 3-го класса ЛИ Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих 875 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерйеских домов и женских общин. М. 1908, с. 864). " » Описание молитвенной практики суфизма восходит к книге Н. Ханыковл, с. 196–197 ‘Описание подвигов древних пустынников восходит к известному слову Ефрема Сирина +о отцех скончавшихся, иже в посте просиявших», которое читалось, в соответствии с Типиконом, на утрене субботы сыропустной (Поучения Ефрема Сирина и Аввы Дорофея , М., 1652, л. 341–344 об; Книга преподобного отца нашего фрема Сирина, М, 1701, л 304–306 об). 2 в оригинале здесь и далее текст оглавления совпадает с соответствующим фрагментом основного текста Поэтому в Оглавлении исключены из публикуемого текста все повторения основного текста, а на их месте находится знак

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Голубцов С. Профессура МДА Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия в нач. ХХ в.: Профессура и сотрудники: Осн. биогр. сведения: По мат-лам архивов, публ. и офиц. изданий. М., 1999 Горский, Невоструев. Описание Горский А. В., прот., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной б-ки. М., 1855-1917. 3 отд., 6 т. Гранат Энциклопедический словарь Русского библиографического института «Бр. А. и И. Гранат». М., 1910-1948. 58 т. Григорианский хорал: (Сб.) Григорианский хорал: Сб. науч. тр./Сост.: Т. Кюрегян, Ю. Москва. М., 1998 Груз. лит. История грузинской литературы. Тбилиси, 1951. Т. 1; 1960. 6 т. (на груз. яз.) ГСАН Гласник Српске Akaдeмuje наука. Београд, 1949-. ГСКА Гласник Српске Akaдeмuje. Београд, 1887-. (с 1949 - ГСАН) ГСНД Гласник Скопског научног друштва. 1925-1940. Вып. 1-21 ГСУ, БФ Годишник на Софийския университет, богословски факултет. София, 1924-1950 ГСУД Гласник Српског Ученог друштва. Београд, 1847-. Т. 1-. ГСУ, ИФФ Годишник на Софийския университет, историко-филологически факултет. София, 1910-1950. Т. 5-46. ГСУ, ФилолФ Годишник на Софийския университет, филолошки факултет. София, 1908-. Т. 1-. ГСУ, ФСФ Годишник на Софийския университет, факултет по славянски филологии. София, 1924-. Т. 1-. ГСУ, ФФ Годишник на Софийския университет, филозофски факултет. София, 1924-. Т. 1-. ГСУ, ЦСВП Годишник на Софийския университет, научен център за славяно-византийски проучвания «Иван Дуйчев». София, 1987-. Т. 1-. ГТГ: Кат. собр. Государственная Третьяковская галерея: Кат. собр. М., 1995. Т. 1: Древнерусское искусство X - нач. XV в./Ред.: Я. В. Брук Губонин. История иерархии История иерархии Русской Православной Церкви: Коммент. списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г./Сост.: М. Е. Губонин; ПСТГУ. М., 2006 Гуниа. Груз. мон-ри Гуниа И. Грузинские монастыри: Энцикл. справ. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.) ГФФНС филозофског факултета у Новом Саду. Нови Сад, 1956-. Т. 1-. ДАИ Дополнения к Актам историческим. СПб., 1846-1872. 12 т. Дамаскин Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Тверь, 1992-2002. 7 кн., 20053. Кн. 1-4 ДанБлаг Даниловский благовестник. М., 1991-. ДБ Духовная беседа. СПб., 1858-1876 ДВ Духовный вестник. Х., 1862-1867 ДВГЭ Духовный вестник Грузинского Экзархата. Тифлис, 1891-1906 ДВС Деяния Вселенских Соборов: В 4 т. Каз., 1908-1912. СПб., 1996-1997р ДГВЕ Древнейшие государства Восточной Европы: [Ежег.]. М., 1991-. (до 1990 г.- ДГСССР) ДГСССР Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед./Ин-т истории СССР. М., 1976-1990 (далее - ДГВЕ) ДДГ Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв./Подгот.: Л. В. Черепнин. М., 1950 Денисов Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М., 1908

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=5

Демкова 1989 – Записка о жизни Ивана Неронова/Подг. текста и коммент. Н.С. Демковой//ПЛДР: XVII век. Книга вторая. М, 1989. С. 337–350, 632–636. Демкова 1998 – Демкова Н.С. Сочинения Аввакума и публицистическая литература раннего старообрядчества: Материалы и исследования. СПб., 1998. Демкова и др. 1975 – Пустозерский сборник; Автографы сочинений Аввакума и Епифания/Изд. подг. Н.С. Демкова, Н.Ф. Дробленкова, Л.И. Сазонова. Л., 1975. Денисов 1908Православные монастыри Российской империи/Сост. Л.И. Денисов. М., 1908. Державина 1965 – Державина О.А. «Великое Зерцало» и его судьба на русской почве. М., 1965. Десятников 1997 – Патриарх Никон и протопоп Аввакум/Сост. В.А. Десятников. М., 1997. Дианова 1993 – Филиграни XVII века по старопечатным книгам Украины и Литвы из фонда ГИМ. Каталог/Сост. Т.В. Дианова. М., 1993. Дианова 1997 – Дианова Т.В. Филиграни XVII–XVIII вв. «Голова шута». Каталог//Труды ГИМ. М., 1997. Вып. 94. Дианова 1998 – Дианова Т.В. Филиграни XVII–XVIII вв. «Герб города Амстердама». М., 1998. Дианова, Костюхина 1980 – Дианова Т.В., Костюхина Л.М. Водяные знаки рукописей России XVII в.: По материалам Отдела рукописей ГИМ/Отв. ред. В.И. Буганов. М., 1980. Дианова, Костюхина 1988 – Дианова Т.В., Костюхина Л.М. Филиграни XVII века. По рукописным источникам ГИМ. Каталог. М., 1988. Дионисий Ареопагит 1994 – Дионисий Ареопагит . О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1994. Дмитриев 1989 – Дмитриев Л.А. Сказание о битве новгородцев с суздальцами//Словарь книжников и книжности 2/2. С. 347–351. Дмитриева 1961 – Дмитриева Р.П. К истории создания «Сказания о князьях владимирских»//ТОДРЛ. М.; Л., 1961. Т. 17. С. 342–347. Дмитриевский 1894 – Дмитриевский А. Чин пещного действа. Историко-археологический этюд//ВВ. 1894, Т. 1. Вып. 3–4. С. 553–600. Дн. записки – Дневальные записки Приказа Тайных дел//ЧОИДР. М., 1908. Кн. 1. Отд. 1. Домострой – Домострой/Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В.В. Колесова: Подг. текстов В. В. Рождественской , В.В. Колесова и М.В. Пименовой. М., 1990.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Денисов 1908Православные монастыри Российской империи/Сост. Л. И. Денисов. М., 1908. Державина 1965 – Державина О. А. «Великое Зерцало» и его судьба на русской почве. М., 1965. Десятников 1997 – Патриарх Никон и протопоп Аввакум/Сост. В. А. Десятников. М., 1997. Дианова 1993 – Филиграни XVII века по старопечатным книгам Украины и Литвы из фонда ГИМ. Каталог/Сост. Т. В. Дианова. М., 1993. Дианова 1997 – Дианова Т. В. Филиграни XVII – XVIII вв. «Голова шута». Каталог//Труды ГИМ. М., 1997. Вып. 94. Дианова 1998 –Дианова Т. В. Филиграни XVII – XVIII вв. «Герб города Амстердама». М., 1998. Дианова, Костюхина 1980 – Дианова Т. В., Костюхина Л. М. Водяные знаки рукописей России XVII в.: По материа- лам Отдела рукописей ГИМ/отв. ред. В. И. Буганов. М., 1980. Дианова, Костюхина 1988 – Дианова Т. В.. Костюхина Л. М Филиграни XVII века. По рукописным источникам ГИМ. Каталог. М., 1988. Дионисий Ареопагит 1994 – Дионисий Ареопагит . О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1994. Дмитриев 1989 – Дмитриев Л. А. Сказание о битве новгородцев с суздальцами//Словарь книжников и книжности 212. С. 347 – 351. Дмитриева 1961 –Дмитриева Р. П. К истории создания «Сказания о князьях владимирских»//ТОДРЛ. М.; Л., 1961. Т. 17. С. 342 – 347. дмитриевский 1894 – Дмитриевский А. Чин пещного действа. Историко-археологический этюд//ВВ. 1894. Т. 1. Вып. 3–4. С. 553 – 600. Дн. записки – Дневальные записки Приказа Тайных дел//ЧОИДР. М., 1908. Кн. 1. Отд. 1. Домострой – Домострой/Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В. В. Колесова; Подг. текстов В. В. Рождественской , В. В. Колесова и М. В. Пименовой. М., 1990. ДР 1, 3, 4 – Дворцовые разряды, по высочайшему повелению изданные Il-м отделением Собственной его императорского величества канцелярии. СПб., 1850 – 1855. Т. 1 – 4. Дробленкова 1960 – Дробленкова Н. Ф. «Новая повесть о преславном Российском царстве» и современная ей агитационная патриотическая письменность. М.; Л., 1960. Дробленкова, Прохоров 1988 – Дробленкова Н. Ф. (библиография), Прохоров Г. М. Киприан//Словарь книжников 2/1. С. 464 – 475.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зверинского «Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи» (СПб., 1890–1897. 3 т.), содержащий сведения как о действующих на конец XIX в. монастырях, так и о закрытых или разрушенных. Сведения о монастырях содержатся в уже упоминавшихся справочниках П.М. Строева (1877) и С.В. Булгакова . С исправлениями и уточнениями наиболее полный хронологический список монастырей вплоть до 1997 г. опубликован в соответствующих книгах «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова) . Для синодального периода сведения о православных монастырях содержатся в книгах: Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: Полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России (М., 1908); Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне (СПб., 1909). В настоящее время список действующих на 1913 г. монастырей опубликован на электронных носителях (Монастыри Русской Православной Церкви в России: Справ. ВНИИ документов и архивного дела. М., 1996). Информация периода революции и гражданской войны содержится в книге В.Ф. Зыбковца «Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917–1921 гг.)» (М., 1975). Особым родом справочных изданий являются указатели архивов и описания архивных документов и дел. Для истории Русской Церкви наиболее значительными являются архивные фонды Российского государственного архива древних актов – РГАДА, ранее ЦГАДА (Центральный государственный архив древних актов СССР: Путеводитель. М., 1996. Т. 2. Раздел: Синодальные учреждения. М., 1997. Т. 3. Ч. 1–2. Раздел: Церковные учреждения и монастыри); Отдела рукописей Российской национальной библиотеки – РНБ; Отдела рукописей Российской государственной библиотеки – РГБ (Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина: Указатель. М., 1983–1986. Т. 1. Вып. 1–2; Труды государственного Румянцевского музея. М., 1923–1924. 5 т.; Труды Публичной библиотеки СССР им.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Число двух- и одно- классных ЦПШ (без школ грамотности) с учетом динамики показателя приведено на рис. 16. Рис. 17 представляет динамику изменения численности учащихся в ЦПШ (без школ грамотности) на рассматриваемом интервале времени. Обратим внимание на то, что число ЦПШ довольно стремительно падает в период с 1866 г. по 1881 г., с 19,4 до 4,4 тыс. ед., то есть в 4,4 раза (в 1870 г. – 13,0 тыс. ед.). В этот же период значительно уменьшается и число воспитанников двух- и одно- классных школ: с 383,1 тыс. чел. до 104,8 тыс. чел., то есть в 3,7 раза (в 1870 г. – 293,2 тыс. чел). Однако, с конца периода падения начинается бурный расцвет ЦПШ, и к 1914 г. их число вырастает в 8,0 раз (до 35,4 тыс. школ; в 2,7 раза за весь исследуемый период). Еще более динамичный процесс развития наблюдается с численностью учащихся: рост к 1914 г. в 19,3 раза (до 2,0 млн. чел.) или в 6,9 раз за полный период анализа. Рис. 17. Число учащихся в двух- и одно- классных ЦПШ (без школ грамотности) Источник: составлено автором по данным Общий бюджет средств, расходуемых обществом (государством, Русской Православной Церковью, частными учреждениями и лицами) на народное просвещение к началу 1913 г. составлял около 500 млн. золотых руб. При этом затраты на образование населения по линии Министерства Народного Просвещения (собственно государственные расходы) составили к 1914 г. 161,2 млн. руб., увеличившись с 1894 г. в 6,4 раза. Число обучающихся в финансируемых государством средних учебных заведениях составило 733,4 тыс. чел. (рост с 1894 г. в 3,3 раза). Дополнительно к тому в частных, включая иноверческие, средних учебных заведениях обучалось еще около 1 млн. чел. В высших учебных заведениях насчитывалось 39 тыс. обучаемых, что составляло 280% к обучающимся в 1894 г. К тому следует прибавить 6,4 млн. обучаемых в низших школах (численность учащихся в последних приводится без учета обучаемых в районах Средней Азии) Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством Российской империи начальное обучение было бесплатным для учеников, а с 1908 г. начальное образование приобрело статус обязательного на всей территории страны. Для реализации поставленной цели с 1908 г. ежегодно открывалось около 10 тыс. школ, к 1913 г. их общее число превысило 130 тыс. ед. По числу девочек и женщин, получающих образование, в начальные годы XX в. Россия занимала первое место в Европе

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

В 1860–1870-х гг., во время проведения Великих реформ в целом, и церковных реформ в частности, духовенство Русской Православной Церкви стало объектом пристального внимания как церковных историков, так и широкой общественности. Предпосылкой этого интереса стало осмысление проблемы материального обеспечения духовенства, однако вскоре процесс вышел за рамки данной темы, и были поставлены вопросы о статусе священнослужителей, об отношении к ним других сословий, об их влиянии на народ и многие другие. Тем не менее, проблема материального положения духовенства была наиболее дискутируемой. До конца 1860-х гг. дискуссии проходили на страницах многочисленных периодических изданий, в том числе «Православное обозрение», «Русский вестник» и др. Все статьи носили исключительно полемический характер. Они отличались некоторой эмоциональностью, однако конструктивных предложений, приемлемых для той эпохи, они не несли 9 . В 1867 г. появляется работа Н. Григоровича 10 , которая становится одной из первых попыток систематического изучения материального обеспечения духовного сословия Российской империи. 1870-е гг. увенчались монографией А.В. Знаменского 11 . Этот систематический капитальный труд до сегодняшних дней остается общепризнанным наиболее полным и объективным исследованием истории приходского духовенства Российской империи. В начале XX в. дискуссия о материальном благосостоянии духовенства не только не утихла, но перешла на страницы «Богословского вестника», где были опубликованы две статьи В.Кедрова 12 . Помимо этих работ, в 1906 и 1908 гг. были опубликованы не потерявшие интерес и сегодня работы Д.Андреева 13 и В. Кильчевского 14 . Несмотря на заявленную тему, В.Кильчевский в своей книге рассматривал не только доходы духовенства, которым он отводит незначительное место, но и доходы церквей и монастырей. Одновременно с дискуссиями, посвященными вопросам материального обеспечения духовного сословия, также на страницах периодических изданий обсуждались вопросы отношения к духовенству других сословий. Поскольку в адрес священнослужителей звучали в основном обвинения, впрочем, недалекие от истины, в 1862–1863 гг. А.И. Предтеченский опубликовал ряд статей под заглавием «Русское православное духовенство» в «Христианском чтении», а затем и книгу отдельным изданием 15 . Однако «защитительная» позиция была не свойственна публицистике того времени. Авторы с удовольствием обсуждали поведение священнослужителей, неизбежно приходя к выводу, что изменить отношение к духовному сословию могут не столько меры, предпринимаемые государством, сколько коренные перемены в самом духовенстве 16 . В этом же направлении работал и А.И. Лотоцкий, посвятивший духовенству ряд работ, рассматривавших различные проблемы, связанные с этим сословием 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Санкт-Петербурге начинается выпуск серии репринтных изданий дореволюционных справочников по монастырям и книг по истории Русской Православной Церкви 21 февраля 2008 г. 17:02 Издательство «Альфарет» , специализирующееся на выпуске эксклюзивных коллекционных и подарочных книг, художественных альбомов и репринтов старинных гравюр, открывает новую серию «Религия, история Церкви» с переиздания редких дореволюционных книг. После 1917 года многие документы Русской Православной Церкви постигла печальная участь: часть из них была уничтожена, часть документов попала в архивы, музеи, осела в частных собраниях. В советское время предпринимавшиеся историками и священнослужителями поиски церковных документов нередко оказывались безуспешными в силу отсутствия обобщенной информации о местах хранения этих документов. Сегодня в России создаются электронные библиотеки, но сканирование книг по истории религии происходит медленно, в том числе из-за их уникальности и ограниченного доступа к ним. Издательство «Альфарет» открывает серию «Религия, история Церкви» выпуском репринтов редких книг по истории Русской Православной Церкви и справочных изданий по монастырям. В частности, издательство выпустило факсимильные воспроизведения изданий известного московского предпринимателя Н.А. Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви», «Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений» и «Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений», вышедших в 1880-е годы. Издательство также выпускает более века не переиздававшийся двадцатилетний труд исследователя В.В. Зверинского «Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем», который впервые вышел в свет в 3-х томах в 1890, 1892 и 1897 годах. В исследовании приведено описание более 2300 православных монастырей, существовавших в разное время в России. Подготовлено также репринтное издание Л.И. Денисова «Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин», впервые вышедшее в 1908 г. Это наиболее полный справочник, в котором приведены данные обо всех действовавших в России к 1 декабря 1907 года монастырях. По материалам сайта «Православная книга России» Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/367256.htm...

Не меньшую проблему для миссионеров представляло униатство. Как известно, появление унии было вызвано причинами политического характера. Стоило юго-западным территориям войти в состав Российской империи, как государство начинало поддерживать православных и прилагать усилия к обращению униатов. А когда эти территории входили в состав Австро-Венгрии, государственную поддержку, наоборот, получали не православные, а униаты. Таким образом, светские власти принимали активнейшее участие в межконфессиональной полемике, причем в православных видели людей, ориентированных на Россию, а униатов подозревали в симпатиях к Австро-Венгрии. И нет ничего удивительного в том, что в полемике с униатами государственные власти участвовали с большей энергией, чем власти церковные. 1063 По данным В.И. Яцкевича, после манифеста от 17 апреля 1905 г. в католичество перешло 170 936 человек. 1064 Противокатолическая комиссия Киевского миссионерского съезда (1908) видела причину массового перехода в том, что в 1874 году, после подавления Польского восстания, значительное число униатов было присоединено к православию насильно, в результате прямого давления со стороны светских властей. В.И. Яцкевич, излагавший съезду выводы этой комиссии, говорил о том, что присоединением униатов занимались государственные чиновники, решавшие при этом не церковные, а карьерные задачи: Принадлежа сами нередко к другим исповеданиям, иногда даже к магометанству, исправники и становые пристава, в видах своей служебной карьеры, оттесняли православное духовенство от этого дела и повели его своими полицейскими мерами, не пренебрегая при этом даже и насилием. 1065 По мнению Яцкевича, именно эти насильственно присоединенные к православию униаты и составили основную часть отпавших. Не одобряя насильственных методов, Яцкевич, тем не менее, исходил из того, что православие является основой российской государственности, а значит, его защита является задачей не только Церкви, но и государства: Без преувеличения можно сказать, что все, что было великого и оригинального в русской истории, группировалось около осуществления идеалов русского православия. – И монастырский уклад жизни Древней Руси, и малиновый звон призывающих к молитве колоколов бесчисленного множества церквей и обителей св. Руси, и крестовые походы на Восток к попранию полумесяца и в ограждение и спасение веры, и своеобразная живопись Нестерова и Васнецова, и целое течение художественной литературы с Достоевским во главе – все это отдельные штрихи проявления сказанных идеалов. Русское царское самодержавие есть выражение этих идеалов: «На небе Бог , на земле Царь», – говорит русский человек. Отбросьте эти идеалы, и русская история останется без души, а русский народ потеряет свою национальную окраску. Русский человек остается русским, пока держится православия, но он становится поляком, татарином, немцем и т.д., как скоро принимает католичество, магометанство, лютеранство и т.д. 1066

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Чтобы успешно бороться против раскола и сектантства, священнику необходимо знать узаконения высшей власти о последователях этих учений. 17 апреля 1905 года в Российской империи введены законы о широкой веротерпимости. Отпадение от Православной Церкви и веры в другое христианское вероучение не подлежит преследованию в отношении личных и гражданских прав. При переходе обоих родителей в инославие, все дети до 14 лет переходят с ними, а старше остаются в прежнем вероисповедании. Инославным христианам разрешается воспитывать приемышей и подкидышей в своем вероучении. Все старообрядцы и сектанты разделяются на три разряда: I – старообрядцы, II – сектанты, III – последователи изуверных сект, принадлежность к которым наказывается законом. Старообрядцам и сектантам даруется полная свобода в совершении общественного богослужения. Религиозным обществам старообрядцев и сектантов присвояется название общин и за ними признается право на владение движимым и недвижимым имуществом, чего лишены были преж де. Разрешается постройка, возобновление и ремонт церквей и молитвенных домов, при соблюдении строительного устава. Позволяется устраивать богадельни, приюты и т. д., а с ведома министра внутр. дел, – скиты и монастыри. Духовным лицам их, избранным для удовлетворения религиозным нуждам, присваивается название настоятелей и наставников. В должности своей они утверждаются правительственною властию, а по утверждении, исключаются из крестьянского, или мещанскогоо сословий и освобождаются от воинской повинности. Означенные лица могут свободно отправлять свои духовные требы как в молитвенных, так и частных домах, с воспрещением надевать священные облачения, когда это будет запрещено законом. Присваивать себе иерархические наименования (священник, диакон) они не имеют права. Им разрешается преподавать в школах Закон Божий и открывать собственные школы, но под ведением Министра Народ. Просвещения и под условием, чтобы учителя обладали образовательным цензом. Они должны вести метрические книги и подлежат ответственности гражданской. Браки православных со старообрядцами и сектантами, – исповедующими Господа Иисуса Христа истинным Сыном Божиим, Искупителем мира и принимающими водное крещение, правильно совершаемое и неповторяемое, – уравнены с браками православных с инославными. Такие браки разрешает архиерей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010