Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕНИСОВ Леонид Иванович [в монашестве Арсений, еп. Каширский, вик. Московской епархии] (1866, Н. Новгород - 1942), духовный писатель, церковный историк. Окончил Московский ун-т. Служил сотрудником ж. «Церковные ведомости» , где публиковал и свои статьи. Д.- составитель большого количества жизнеописаний святых, выдержавших в совокупности множество переизданий. Из них выделяется опубликованное в 1904 г. Житие прп. Серафима Саровского , к-рое Д. составлял с 1902 г. Помимо жизнеописания оно включало материалы по канонизации прп. Серафима, иконографии, исторические очерки о Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни и жен. монастырях, основанных по инициативе прп. Серафима. В 1908 г. вышел в свет составленный Д. справочник «Православные монастыри Российской империи», содержащий иллюстрированные описания всех мон-рей, архиерейских домов и жен. общин в России. Д. состоял членом Общества любителей духовного просвещения , выпустил ряд брошюр, посвященных вопросам нравственности, воспитания детей, распространения грамотности в народе. Публиковал сборники с поучениями святых, в частности прп. Ефрема Сирина . Составил акафист мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Сочинял стихи, в т. ч. посвященные русско-япон. войне 1904-1905 гг., и прозу, в особенности рассказы для детей, рассказы и повести о жизни христиан первых веков после Р. Х. (см. сб. «Сыны света» (М., 1898)), писал о древней иконографии. В частности, изложил историю Нерукотворного образа Спасителя, написал работу «Каким требованиям должна удовлетворять православная икона?» (ВиЦ. 1901. Т. 1. Кн. 4. С. 585-597). Овдовев, в окт. 1908 г. в соборе Двенадцати апостолов Московского Кремля принял монашеский постриг с именем Арсений, в нояб. того же года был рукоположен во иерея, назначен на должность помощника синодального ризничего. В мае 1914 г. возведен в сан архимандрита и назначен синодальным ризничим при соборе Двенадцати апостолов.

http://pravenc.ru/text/171685.html

Издана неизвестная переписка выдающегося дипломата графа Н.П. Игнатьева с афонскими старцами Афон, 6 июля 2016 г.      Неизвестная переписка выдающегося российского дипломата и общественно-политического деятеля графа Николая Павловича Игнатьева (1832–1908) с русскими афонскими старцами впервые издана в рамках издательского проекта – 25-томной серии «Русский Афон XIX–XX веков», посвященной 1000-летию русского святогорского монашества, – сообщает корреспондент портала «Русский Афон» . Собрание неизвестных доселе писем чрезвычайного и полномочного посла Российской империи в Османской империи, члена Государственного совета и министра внутренних дел графа Н.П. Игнатьева на Афон вошло в двенадцатый том упомянутой издательской серии, который носит название «Граф Игнатьев и Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне». В книге, состоящей из 697 страниц, также впервые, на основе ранее не публиковавшихся архивных документов, подробно отражены многогранные отношения этого выдающегося деятеля Российской империи с Русским на Афоне Свято-Пантелеимоновым монастырем, его усилия по защите и укреплению русского святогорского монашества на Афоне, а также отстаивание им интересов славянских народов на Балканах в отношениях с Османской империей и западными странами. Оживленная переписка Николая Павловича и старцев Пантелеимонова монастыря на Афоне, охватывающая почти пятидесятилетний период, является ценнейшим историческим материалом. Содержание изданных писем является важным источником для изучения истории Афона, Пантелеимонова монастыря, русского духовного присутствия на Святой Горе, связей Афона с Россией и русскими дипломатами. Среди прочего, переписка графа Игнатьева с русской афонской обителью может служить важным свидетельством, отражающим такие моменты жизни монастыря, взгляды и внутренние побуждения его старцев и отцов, которые остаются вне историко-архивного изложения. Как отмечается в предисловии, «перелистывая письма иеросхимонаха Иеронима, архимандрита Макария и архимандрита Андрея и, конечно же, самого Николая Павловича Игнатьева, мы открываем лучшие страницы истории Свято-Пантелеимонова монастыря середины XIX – начала XX века».

http://pravoslavie.ru/95103.html

Так постепенно Важеозерская обитель возрождалась из пепла, в который обратили ее литовцы. Время от 1701 по 1764 годы отмечено мероприятиями правительства Российской империи по секуляризации церковного имущества. В связи с этими мероприятиями по церковной иерархии Никифоровская пустынь в июле 1723 года была приписана к Сяндемской пустыни. В 1764 году игумен ее Тарасий переведен в Муромский монастырь, пустынь была совсем закрыта, а пустынская церковь была обращена в приходскую с припиской к Коткозерскому приходу. В описании Александро-Свирского монастыря сказано, что до штатов 1764 года за этим монастырем была приписною вместе с другими монастырями и Важеозерская, или Задне-Никифоровская, пустынь. Л.И. Денисов в книге «Православные монастыри Российской империи», изданной в 1908 году, пишет, что «Задне-Никифоровская нештатная общежительная пустынь в 1786 году была упразднена и обращена в приходскую церковь». В 1800 году Важеозерская обитель вторично была приписана к Александро-Свирскому монастырю и состояла за ним до 1846 года. В ней тогда постоянно жили один иеромонах, один иеродиакон, три монаха из Александро-Свирского монастыря и несколько богорадников. Во все это время Никифоровская пустынь не пользовалась большою известностью и мало была посещаема. Впрочем, и проход в 12 километров от основной дороги был удобен лишь для пешеходов. С 1830 года в пустыни с тремя своими учениками поселяется старец отец Исаия (в миру Иоанн). Его брат, Феодор, основал Анжерскую пустынь. А дочь третьего брата известна в Карельской земле как святая Мария Олонецкая. С появлением в Геннадиево-Никифоровом Важеозерском монастыре отца Исаии пришедшая в упадок обитель стала возрождаться и вскоре получила самостоятельность. В писцовых книгах XIX века мы встречаем запись: «1846 года, марта 6-го дня, Олонецкая консистория по выслушивании указа из Святейшего Синода от 6 февраля 1846 года за 360 об оставлении приписанной к Александро-Свирскому второклассному монастырю Задне-Никифоровской пустыни самостоятельною, с существующим в оной настоятельством строительским и с семью монашескими вакансиями, на правах общежития…». При ней оставлены были и все те угодья, какие за ней значились. С сих пор обитель Никифоровская начала пользоваться известностью.

http://pravoslavie.ru/29341.html

Сарсы Вторые. Сарсинский Боголюбский монастырь. Памятник на Монастырской горе /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Из " Первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года " (под редакцией Н.А. Тройницкого С.-Петербургского издания 1905 г.) на странице 155 можно узнать, что в деревне Сарсы Вторые населения 605 человек из них православных - 101 и 489 - язычников. Далее в книге " Православные монастыри Российской Империи " (составитель Л.И. Денисов, Москва. Издание Д. Ступина, 1908 г.) на страницах 657-658 под 666 указан Боголюбский женский монастырь: " Основан по определению Св. Синода от 9 ноября 1901-11 марта 1902 г. для просвещения черемисов-язычников и татар-магометан, на средства заведующего местным миссионерским станом миссионера архимандрита Зосимы, пожертвовавшего, кроме построенных им монастырских корпусов, капитал в 30 тыс. руб. на участке земли в количестве 50 дес., пожертвованных местными землевладельцами Н. и Л. Кунгурцевыми. Школа-приют на 20 мальчиков для обучения грамоте и столярному ремеслу. Школа-приют на 20 девочек. Богодельня для пристарелых и немощных из новообращенных инородцев. Церк. Вед. 1902. Боголюбский монастырь, общежительный, в селе Сарсах Вторых, Красноуфимского уезда. Учрежден в 1901-1902 годах с миссионерскими целями. При монастыре школа-приют для девочек и школа-приют для мальчиков с ремесленными классами; крещеные дети инородцев (черемис и татар) на полном содержании монастыря. Для престарелых из новообращенных инородцев при монастыре устроена богадельня. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " В 1896 году в селе Сарсы Пермской губернии Красноуфимского уезда по благословению святителя Феофана Затворника Вышенского, архимандритом Зосимой (Рашиным) был основан женский миссионерский монастырь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. При монастыре были открыты: школа-интернат для мальчиков, школа-приют для девочек-черемисок, странноприимная для обездоленных крещеных инородцев. В игуменском корпусе располагалось помещение для отцов-миссионеров, приезжавших в обитель на труды и отдых.

http://sobory.ru/article/?object=22077

Грузии, испытывавшей постоянное давление от арабов, сельджуков, монголов, оттоманов, персов, удавалось с большим трудом сохранять свое существование и при ослаблении очередной империи вновь обретать независимость. Таким образом, она оставалась более или менее независимым православным царством до начала XIX в. В течение всего средневекового периода и до XVIII в. Грузинское царство поддерживало множество православных институтов по всему Ближнему Востоку. Особенно много Грузия жертвовала на Святые места в Палестине и на Афон, а там - на грузинский монастырь - Иверский. В конце XVIII в. Грузии пришлось особенно тяжело во время мощного персидского наступления. Царь Ираклий обратился к России с просьбой о вхождении царства в Российскую империю. В 1801 г. его просьба была удовлетворена. Католикос Грузии был приглашен в Санкт-Петербург, где он и оставался до своей смерти в 1812 г. После этого католикосат был отменен, Грузинская Церковь вошла в Российскую, а в Грузию назначался митрополит с титулом экзарх, который всегда бывал русским по культуре и языку. Грузинского экзарха включили в постоянный состав Святейшего Синода. Эта система оставалась в силе до 1918 г., когда Грузинская Церковь провозгласила свою автокефалию и восстановила католикосат. Русская Церковь признала это положение лишь после войны, когда и были восстановлены отношения между двумя Церквами. 10. Автономная Синайская Церковь. По древней традиции игумен монастыря св. Екатерины на Синае является архиепископом. Его монастырь является автокефальным в древнем византийском значении этого слова (сегодня он называется автономным). Он не подчиняется никакому митрополиту, но лишь напрямую Иерусалимскому патриарху. Архиепископ избирается монахами монастыря и хиротонисается Иерусалимским патриархом. Его юрисдикция распространяется на монастырь и на бедуинов, живущих поблизости. 11. В начале XX в. Вселенский патриарх, несмотря на мощную исламскую реакцию, номинально по-прежнему оставался главой христианского миллета и видным сановником Оттоманской империи. Например, в 1908 г. он вместе с другими иерархами занимал почетное место на церемонии открытия парламента, который после победы революции младотурок был вынужден учредить султан Абдул Хамид II. Однако восторжествовавшие младотурки более не нуждались в системе миллетов, и в их планы входила ее отмена.

http://sedmitza.ru/lib/text/434850/

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Издательство «Альфарет» , специализирующееся на выпуске эксклюзивных коллекционных и подарочных книг, художественных альбомов и репринтов старинных гравюр, открывает новую серию «Религия, история Церкви». Серия начнется с переиздания редких дореволюционных книг по истории Русской Православной Церкви и справочников по монастырям. После 1917 года многие документы Русской Православной Церкви постигла печальная участь: часть из них была уничтожена, часть документов попала в архивы, музеи, осела в частных собраниях. В советское время предпринимавшиеся историками и священнослужителями поиски церковных документов нередко оказывались безуспешными в силу отсутствия обобщенной информации о местах хранения этих документов. Сегодня в России создаются электронные библиотеки, но сканирование книг по истории религии происходит медленно, в том числе из-за их уникальности и ограниченного доступа к ним. С целью решения этой проблемы издательство " Альфарет "  выпускает более века не переиздававшийся двадцатилетний труд исследователя В.В. Зверинского «Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем», который впервые вышел в свет в 3-х томах в 1890, 1892 и 1897 годах. В исследовании приведено описание более 2300 православных монастырей, существовавших в разное время в России. Также в этой серии издательство выпустило факсимильные воспроизведения изданий известного московского предпринимателя Н.А. Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви», «Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений» и «Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений», вышедших в 1880-е годы. Издательством подготовлено также репринтное издание Л.И. Денисова «Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин», впервые вышедшее в 1908 г. Это наиболее полный справочник, в котором приведены данные обо всех действовавших в России к 1 декабря 1907 года монастырях. «Вода живая», 24.02.2008

http://old.aquaviva.ru/news/2008-02-24/5...

С западного торца к дому примыкает перестроенный объем лестничной клетки с кирпичным первым и деревянным вторым этажом. Углы здания отмечены огибающими лопатками. Стены расчленены междуэтажным ступенчатым поясом и завершаются декоративным карнизом с широкой полосой поребрика. На главном фасаде во втором жилом этаже – три окна; под крайними из них расположены два окна нижнего хозяйственного этажа. Торцовая стена мезонина почти целиком заполнена широким тройным проемом, средняя часть которого служит дверью на балкон. Сильно вынесенный портик мезонина с двускатной кровлей поддерживают на углах парные колонки; тимпан фронтона прорезан глубокой аркой. Северная стена здания расчленена надвое лопаткой, чуть смещенной с центра; в каждом прясле в первом и втором этажах – по одному окну (их оси не совпадают). На восточном фасаде также по одному окну в каждом этаже. Внутри поперечная капитальная стена делит дом на две неравные половины. Первоначальная планировка не сохранилась. Училище духовное, 1808-1809 гг. Скромный пример архитектуры учебных зданий в формах классицизма. В 20 в. к восточной стене были сделаны пристройки, часть старых проемов заложена или растесана, пробиты новые. Одноэтажный прямоугольный в плане корпус завершен двускатной кровлей. Фасады расчленены прямоугольными окнами и завершаются карнизом. Вход расположен в центре северной стороны. Библиография: Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1892, т.2, 895; Ильинский П.А. Луховская Тихонова пустынь Костромской губернии: История. Кострома, 1898; Краткий исторический очерк.., 1903, с. 235–245; Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908, с. 329, 347; ИАК, 1909. Вып. 31, с. 282–283; Церкви Костромской епархии.., 1909, с. 218–220, 772; Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 2. М., 2000. С. 663-671. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Информация о монастыре Статья о монастыре По материалам сайта Молитва в камне Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=03144

501 Андрей (граф Шептицкий Роман Мария; 865–1944), церковный деятель, униатский митрополит, первоиерарх униатской церкви в Галиции в 1901–1944 гг. Перешел из католичества в униатство. С 1889 г. епископ Станиславский, с 1900 г. архиепископ Львовский, с 1901 г. митрополит Галицкий, архиепископ Львовский, епископ Каменец-Подольский (с 1902 г. назывался Львовским митрополитом), «Апостольский администратор Украины» (хотя в той части Украины, которая входила в состав Российской империи, в то время не было ни одного униатского прихода; вероятно, эта титуляция не была случайностью и связывалась с новыми прозелитическими проектами Ватикана в отношении России, в которых графу Шептицкому отводилась не последняя роль). С 1908 г. примас католиков восточного обряда в Российской империи с правом хиротонии униатских епископов без согласования с папской курией. – Примечание. 502 Об этом случае было сообщено в московской газете: «Обыск у Патриарха Тихона. В воскресенье, 19 ноября, у новоизбранного Патриарха в Лавре была депутация от Священного Собора с приглашением пожаловать на интронизацию 21 ноября. Патриарх милостиво принял депутацию, изъявил согласие на совершение интронизации 21 ноября и заявил о следующем возмутительном насилии, которому он подвергся в Лавре дважды, – 18 и 19 ноября. В митрополичьи покои в субботу взошло более десяти человек, вооруженных ружьями и винтовками, одетых в солдатскую форму. Они потребовали от имени Военно-революционного комитета, чтобы был произведен обыск в помещении Патриарха. Патриарх Тихон не смутился и ответил, что он готов подвергнуться обыску, но желает знать, по какому праву они сюда явились. Тогда один солдат представил отношение от Военно-революционного комитета о производстве обыска. Патриарх, прочитав бумагу, сказал: “Если это так, я ничего не имею против этого... обыскивайте”. Неизвестные приступили к обыску, описали и осмотрели все имущество митрополита (так!) и находившиеся в покоях вещи и ушли; в воскресенье явились опять и продолжали обыск и опись и, уходя, заявили, что в понедельник, 20 ноября, будет производиться опись монастырской ризницы и древлехранилища.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В 1871 г., выполняя желание первого игумена Свято-Андреевского скита иеросхимонаха Виссариона (Толмачева), его приемник – новый игумен иеросхимонах Феодорит (Крестовников) приобрел в Константинополе большой дом вблизи пароходной пристани для размещения паломников из России, отправляющихся на Афон, в Иерусалим и в другие святые места Востока. Там же, в квартале Галата на улице Мухмана, было устроено подворье скита, сгоревшее 21 декабря 1887 г. В 1888–1890 гг. на его месте под руководством иеросхимонаха Феодорита построили новое многоэтажное здание подворья Свято-Андреевского скита, на верхнем этаже которого освятили церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1900–1904 гг. экономом этого подворья, а затем и настоятелем был выпускник известной богословской школы Константинопольского Патриархата на острове Халки иеромонах Иероним (Силин; 1866–1920), избранный в 1908 г. игуменом Свято-Андреевского скита [xxvii]. Учрежденное в 1896 г. «Братство русских обителей (келлий) афонских в память священного коронования государя императора Николая II» в 1902 г. на свои средства приобрело дом, где при содействии российского консульства устроило школу для детей русских и славянских жителей Константинополя, с интернатом для 14 детей. Освящение школьного здания состоялось 19 декабря 1902 г. в присутствии российского посланника и многих высокопоставленных лиц [xxviii]. В 1913 г. (накануне ее закрытия турками) в школе обучалось около 100 детей. Ее попечителем и управителем стал директор Русского археологического института Ф.И. Успенский, а расходы на содержание взяли на себя четыре, входившие в Братство русских обителей большие келлии: свт. Иоанна Златоуста, Пресвятой Троицы, Воздвижения Креста Господня, свт. Николая Чудотворца (Белозерка).Кроме того, в 1900 г. настоятель Крестовоздвиженской келлии Каракальского монастыря иеросхимонах Пантелеимон (Важенко; 1849–1914 гг.), много времени проводивший в Константинополе, основал там подворье своей келлии, которое, правда, просуществовало недолго. Русские келлиоты Святой Горы также участвовали в постройке и содержании монашеской больницы, выстроенной в начале XX в.по инициативе российского консула в Константинополе А.А. Гирса.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591495/

По поводу изображения Св.Тихона Ярославецкого на Казанской иконе Божьей Матери, находящейся в церкви Спаса на Божедомке, в Москве. Читано В заседании Церковно-Археологического Отдела Московского Общества Любителей Духовного Просвещения 29 сентября 1908 г В материалах для истории храмов в Московской епархии была помещена статья Леонида Денисова: «Неканонизованный святой Ярославской епархии». «Священник Скворцов, – пишет Л. Денисов, описывая Казанскую икону Божией Матери в церкви Спаса на Божедомке, – говорит: «по сторонам главного изображения помещены: на правой стороне Анна пророчица (вверху) и юродивый Лаврентий Калужский; на левой – Архангел Рафаил (вверху) и преподобный Тихон Ярославецкий (внизу)». Преподобного с именем Тихона и с топографическим обозначением «Ярославецкого» мы не находим в числе канонизованных святых ни в «Полном месяцеслове Востока» (изд. 2, т. II, Владимир, 1901) у архиепископа Сергия, ни в «Верном месяцеслове всех русских святых» (М. 1903), ни у Голубинского. У Голубинского (История канонизации святых в русской церкви, изд. 2-е, М. 1903) в списке «усопших, на самом деле не почитаемых», на стр. 368 приведен «Тихон Карашевский», основатель упраздненного Воскресенского монастыря, который находился в селе Караше Ростовского уезда, не известно когда живший. Далее поставлены ссылки на Историю Иерархии (III, 615 fin.), где имеются сведения о монастыре и на словарь Семенова (под словом Караш). У Строева (Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви, Спб., 1877) в списке монастырей Ярославской епархии под показан на столб. 372-ом «Карашский Воскресенский, от города Петровска в 15 верстах, упом. в 1501 г., как домовый митрополии Московской; упразднен в 1764 г.». У Зверинского (Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи, т. II, Спб., 1892) под 744 находим более подробные сведения об этом монастыре: «Воскресенский в Караше или Карашевская пустынь, мужской, ныне погост, Воскресенский монастырь, что в Караше, Ярославской губ., Ростовского y., в 31 вер. к югу от Ростова, по тракту из Петровска в Юрьев, при оз. Чашницком. Основан преп. Тихоном, неизвестно когда, но, несомненно, существовал в XV ст., что доказывается отводною грамотою на земли 1473–1489 гг., данною Карашским волостелем Мих. Сухарусовым и в это время в монастыре был игуменом Парфений». Далее, Зверинский ссылается на Крылова, который на стр. 42-й Историко-статистического обозрения Ярославской епархии отожествляет основателя монастыря с Тихоном, епископом Ростовским (1489–1503) и выписывает вышеприведенное наше известие о монастыре из Строева.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010