Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Скачать оригинал Предисловие В настоящей брошюре представлено краткое изложение православного нравственного учения, подготовленное Синодальной библейско-богословской комиссией Русской Православной Церкви. Первая глава посвящена рассмотрению основ христианской нравственности – заповедям, которые даны человеку Богом сначала в Ветхом Завете (т.н. Декалог, или Десятисловие), а затем в Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа (т.н. Заповеди блаженства). Здесь также объясняется соотношение ветхозаветного Закона, естественного нравственного закона и Закона Христова. Во второй главе разбирается понятие греха – как в его сущности, так и в конкретных проявлениях (грехи против Бога, ближних и самого себя). Грех есть нравственное нарушение данного Богом закона, и каждому виду греха противостоит определенная добродетель, соотносимая с соответствующими заповедями, о которых речь шла в первой главе. Третья глава посвящена основам православной аскетики – учению о путях противостояния греху и достижения духовного состояния, согласного с волей Бога о человеке. Здесь рассматриваются не только конкретные формы аскетических усилий (пост, воздержание, доброделание), но и общий контекст жизни христианина – жизнь в Церкви, вне которой нет ни нравственного преображения, ни вечного спасения. В заключительной главе говорится о важнейшем духовном делании христианина – молитве. Здесь речь идет о самом существе молитвы, а также о ее различных формах, в том числе индивидуальной и общецерковной. В настоящем издании излагаются лишь основы православного нравственно-аскетического учения. Для более подробного знакомства как с нравственным богословием, так и с аскетическим преданием Церкви следует обращаться к обширной литературе, посвященной духовной жизни христианина в различных ее аспектах. Предлагаемый вниманию читателей текст «Основы православного нравственного учения» вместе с двумя другими – «Основы православного вероучения» и «Основы канонического устройства и литургической жизни православной церкви» – предназначен в качестве справочного пособия для использования в процессе катехизации, приходских и иных форм религиозного образования, а также просветительской деятельности за пределами церковной ограды. Вступление. Жизнь во Христе

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Доклад. М.: Московская Патриархия, 1948 Содержание Раздел I. История экуменического движения, его участники и формы проявления 1. «Вера и Устройство» 2. «Жизнь и Деятельность» 3. «Всемирный Союз международной дружбы чрез посредство церквей» 4. Объединение двух направлений 5. Энциклика Константинопольского Патриарха 1920 г. 6. Всемирные юношеские христианские организации Раздел II. Отношение к экуменическому движению со стороны не-англиканских и не-протестантских вероисповеданий 1. Римо-католики и экуменическое движение 2. Мнение зарубежных русских православных иерархов о возможности участия в экуменическом движении 3. Отношение братских Православных Церквей к экуменическому движению 4. Русские зарубежные православные богословы и экуменическое движение Раздел III. Разбор решений Эдинбургской и Оксфордской конференций 1937 г. 1. Конференция по вопросам вероучения и церковного устройства в Эдинбурге (3–18 августа 1937 г.) 2. Оксфордская экуменическая конференция по вопросам церкви, общества и государства (июль 1937 г.) Раздел IV. Экуменическое движение после войны Раздел V. Отношение Русской православной церкви к экуменическому движению в настоящий период его развития Наши выводы     Русская Православная Церковь приступила к изучению экуменического движения совсем недавно. Внешняя обстановка, создавшаяся вокруг нее как в семье братских Православных Церквей, так и в инославных церковных кругах мира, оказалась весьма неблагоприятной для того, чтобы она могла быть уверенной в искренности любого мирового объединения прочих православных Церквей с инославным миром. Русская Православная Церковь не принимала до сих пор участия ни на одном экуменическом совещании или конференции. Руководители экуменического движения сочли возможным восполнить этот недостаток за счет русских православных церковных и научно-богословских деятелей, проживающих в Западной Европе на положении русских эмигрантов и не считающих себя состоящими в юрисдикции Русской Православной Церкви. Не без воли Божией сложились обстоятельства, вследствие которых Русская Православная Церковь в течение многих лет находится в стороне от церковной деятельности и движений богословской мысли в прочих христианских исповеданиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

Закрыть itemscope itemtype="" > Избежать нестроений в Украинской части Русской Православной Церкви Тревожные тенденции в УПЦ 28.02.2013 1291 Время на чтение 11 минут За баталиями о Евразийском Союзе, о необходимости экономической интеграции Украины , России и Белоруссии многие патриоты забывают о первооснове любого объединения - о религии. Как показывает мировой опыт, никакие государственные объединения, построенные только на экономической выгоде, не способны длиться долго. Без единства Русской Православной Церкви, пронизывающей три наши братские государства, любые наши интеграционные проекты станут невозможными. Да и вообще, духовное единство Святой Руси - это часть вероучения Церкви, все святые которой, говорившие на эту тему, выступали против образования отдельных «поместных церквей» на русской земле. Они видели в нашем единстве - залог спасения людей не только на этом свете, но и в вечности. Но ныне единство Православия у нас находится под угрозой. За последние годы Митрополия УПЦ МП провела неслыханную в истории РПЦ политическую либерализацию и попрание канонов. Так, в некоторых храмах был введен украинский язык богослужения вместо Церковнославянского, в некоторых духовных заведениях служат антиканонические торжественные панихиды по врагам Церкви и России - Петлюре и Бандере (которые вообще к Церкви не принадлежали), ограничены до минимума права Святейшего Патриарха Московского на Украине, благодаря внесенным поправкам в Устав УПЦ МП. Причем, несмотря на осуждение «самостийных» изменений Устава Синодом РПЦ, положение до сих пор не исправлено. Более того, давно уже началась прямая пропаганда автокефалии, содомии, ювенальных технологий на интернет-сайтах УПЦ МП, которые курирует архиепископ Александр (Драбинко), осужденный Синодом УПЦ МП за хулу на Святого Духа, интриганство и недостойный образ жизни. При этом нелепо говорить о каком-то массовом «западничестве» и «проавтокефальности» в православной среде Украины. Наоборот. Там наличествуют миллионы православных имперцев-мирян, есть и немало прорусски настроенных архиереев, и большая часть духовенства - однозначно прорусская. Но при этом том, как уже говорилось, там в Митрополии есть и такие либеральные »ультрас», которые ненавидят любящих Россию больше, чем политик-неофашист Тягныбок. За ними практически нет людей, но зато есть деньги, властные, информационные ресурсы, поддержка правительств Евросоюза и США. Может ли это не привести к новому расколу на Украине? Вопрос риторический...

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/01/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Политические лидеры Восточного Православного Возрождения в XIV-nepboй половине XV вв. 22.02.2021 1112 Время на чтение 19 минут Константинополь. Реконструкция. Г. М. Прохоров развил теорию о политическом исихазме, по которой исихазм оказал влияние на политическую ситуацию Византии и Руси XIV века . Это связано с тем, что учениками св. Григория Паламы были Иоанн VI Кантакузин , Николай Кавасила и другие государственные деятели. В монографии В.В. Петрунина была предпринята попытка целостного осмысления феномена политического исихазма в православной традиции, где молодой ученый изучил различные аспекты влияния исихазма на социальную, политическую и культурную жизнь поздней Византии. Исследователь отметил, что само понятие «политический исихазм» позволяет «говорить о динамичном характере православной мистической традиции, прошедшей путь от монашеской кельи до явления, укрепившего социальные связи внутри поздневизантийского общества и предохранившего его от распада и окончательного исчезновения, а также определившего характер Православного и последующего Русского Возрождения». Молодой исследователь систематизировал основные идеи политического исихазма и пришел к выводу, что основными теоретическими положениями были в тот период: сохранение единства Церкви и Вселенского характера Константинопольского Патриархата; приоритет Церкви над государством; автономия церковной власти в вопросах вероучения; проповедь православного единства; последовательное антилатинство и антиуниатство; поддержка официальной византийской имперской идеологии. Как отмечает прот.Иоанн (Мейендорф): «Императоры из династии Палеологов поддерживали престиж Константинополя…но реальную силу и устойчивость восточного христианства восприняла сама Церковь, в которой руководящие позиции заняли связанные с исихазмом представители мощного монашеского Возрождения». В 1353 г. на патриаршую кафедру взошел Филофей Коккин, апологет этого культурного и общественно-политического движения. В исследованиях ученых-историков, филологов – византинистов и специалистов, изучающих в различных аспектах древнерусскую культуру, Филофей Коккин характеризуется как выдающаяся, многогранно одаренная личность.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/22/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Содержимое Чаши на литургии Преждеосвященных Даров: традиция и современные интерпретации 21.03.2018 1839 Время на чтение 39 минут 1. Введение Дискуссии о содержимом Чаши на литургии Преждеосвященных Даров уже 20 лет не стихают в Русской Православной Церкви. Данный вопрос включен в список тем для рассмотрения Комиссией по вопросам богослужения и церковного искусства Межсоборного присутствия . Новый толчок к обсуждению возник совсем недавно. 15 февраля 2018 г. Синод Православной Церкви в Америке принял «Литургические указания», где сказано: «В соответствии с древним, вселенским преданием Церкви, когда во время литургии Преждеосвященных Даров Преждеосвященный Агнец погружается в Чашу, растворенное водою вино воистину становится Честною Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Соответственно, священники и диаконы, сослужащие или причащающиеся за Преждеосвященной литургией, должны причащаться из св. Чаши таким же самым образом и с теми же самыми словами, как и на литургиях св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого. И священник или диакон, который должен позднее потреблять Дары, также должен отпивать из Чаши, так как это никоим образом не является нарушением евхаристического поста» . Данное постановление, разумеется, не касается членов Русской Православной Церкви, но новым поводом для обсуждения оно уже стало. К данному документу составлены небольшие «Примечания», где указываются аргументы для принятия решения . Годы дискуссий по этой теме породили ряд интересных текстов, где приводится масса исторических примеров разнообразного служения литургии Преждеосвященных Даров (далее - ЛПД) . Создается впечатление, что для многих авторов древность или количество предъявленных случаев - это критерий истинности их интерпретаций ЛПД. Можно ли согласиться с такой методологией? Никто не будет спорить, что история - это важный аспект церковной жизни, но люди ошибались как в древности, так и сейчас. Ошибочные элементы богослужения на некоторое время проникали в общую богослужебную жизнь во все времена, во всех Поместных Церквях. Для Православной Церкви критерий истины - не количество исторических примеров и не их древность, а верность Откровению Божьему и тем догматам веры, которые она исповедует. По нашему глубокому убеждению, точку в этом споре можно и нужно поставить не с исторической, а с догматической позиции, чтобы принятое решение было продиктовано не набором подобранных исторических прецедентов, не следовало популярным богословским тенденциям, а соответствовало прежде всего православному вероучению. Поэтому целью данной статьи является анализ аргументации разных точек зрения именно в богословском аспекте. 2. Из истории литургии Преждеосвященных Даров

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/21/sode...

Мы продолжаем публиковать материалы из архива протопресвитера Николая Афанасьева , любезно предоставленные нашей Школе его сыном, доктором Анатолием Афанасьевым (см. «Православная община» 49, с. 41). На этот раз, в преддверии конференции «Предание Школы и Предание Церкви» (см. «Православная община» 50, с. 128), мы предлагаем вниманию читателя небольшую, ранее не публиковавшуюся его статью «О церковном воспитании», написанную им в самом начале 1930-х годов в Париже. Как уже неоднократно отмечалось на страницах нашего журнала, специфические условия жизни русской эмиграции до войны не только не мешают, но наоборот, способствуют актуальности для наших дней всего продуманного и написанного тогда ее лучшими представителями. Я начну с того, что наиболее бесспорно. Вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что в наше время религиозное преподавание сделалось необычайно сложным и трудным, а вместе с тем и ответственным. Трудность религиозного преподавания заключается не только в крайне усложненной методике преподавания – так как надо не только знать и уметь применять то множество методов, которое в настоящее время имеется в педагогике, но и выбрать из них наиболее целесообразный, наиболее отвечающий данному времени, месту и обстоятельствам, – в религиозном преподавании имеется еще одна трудность, которую не знает общее преподавание или, если знает, то не в такой мере. Как бы мы ни определяли задачу и цель религиозного преподавания, для православного сознания бесспорно, что оно должно быть церковным. Нельзя быть вообще христианином, но надо быть членом Церкви. Это настолько очевидная истина, что нет ни одного христианского вероучения, которое бы полностью отрицало Церковь . Ту или иную степень церковной жизни мы найдем не только во всех основных христианских вероучениях, но и во всех сектах. Для православия, как и для католичества, вера в Церковь входит в число самых необходимых истин веры. В учении о Церкви религиозное преподавание соприкасается с догматикой и ею в значительной степени обусловливается. Нельзя не пожалеть о том, что как раз в учении о Церкви православная догматика наименее развита; однако не настолько, чтобы были не ясны и не определены те основные черты, которыми оперирует православная педагогика.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Бог и человек в Православной Церкви. Часть 3 Из книги «Вся полнота Божества телесно» (Кол. 2, 9) О познании Бога в Церкви Христианская Церковь, согласно православному вероучению, является последним и вечным Божиим заветом миру в лице Его Сына Иисуса Христа, Мессии Израиля и Спасителя мира. «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу… новый завет… не такой завет, какой Я заключил с отцами их… тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их не воспомяну более» (Иер. 31, 31–34). В новом завете, который Бог заключает с Его народом во Христе, Он Сам учит его, вселяя в него «новый Дух», который является Его собственным Духом, Духом Божиим. В православной традиции Церковь видится как «жизнь во Святом Духе» и «Царство Божие на земле» не в смысле «внутреннего» и «мистического» пути внутренней жизни души, но конкретно и объективно в духовной и канонической жизни общества, которое существует в определенном месте и времени, действует в человеческой истории и есть в наше время. Известный русский православный богослов о. Сергий Булгаков так писал об этом в своей книге «Православие»: «Православие – это Церковь Христова на земле. Церковь Христова не организация; это – новая жизнь со Христом и во Христе, руководимая Святым Духом. Христос, Сын Божий, пришел на землю, стал человеком, соединив Свою Божественную природу с человеческой». Церковь как тело Христово, которое живет жизнью Христа, является, таким образом, областью, где Святой Дух живет и действует. Более того, Церковь оживотворяется Святым Духом, потому что она – тело Христово. Поэтому Церковь может рассматриваться как благословенная жизнь во Святом Духе или жизнь Святого Духа в человечестве.

http://pravoslavie.ru/3185.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Воображаемый раскол 09.12.2008 1299 Время на чтение 6 минут На днях на сайте «Мысли о России» был опубликован открытый ответ от 4 декабря бывшего епископа Диомида (Дзюбана) , ныне простого монаха , «последователям русских зарубежных юрисдикций». «После рассылки моего архиерейского Обращения от 4 (17) июля 2008 года мне поступил ответ прихожан храма Новомучеников и Исповедников Российских», подписанный настоятелем прихода иереем Валерием Леоничевым, членом приходского совета чтецом Александром Хитровым и прихожанами. В открытом ответе прихожане предложили мне ряд вопросов, ответы на которые нужны им для полного понимания исповедуемого мной вероучения. Ряд вопросов задал в своем письме, поступившем в ноябре с.г., мирянин РПЦЗ Михаил Викторович Назаров. Эти вопросы, в своем большинстве, волнуют многих верующих русских зарубежных юрисдикций, ибо эти юрисдикции едины в своем истоке. Посему даю настоящий открытый ответ последователям русских зарубежных юрисдикций», - говорится в начале послания монаха Диомида, воображающего себя «Преосвященным епископом Анадырским и Чукотским». Начал свой очередной опус монах Диомид с того, что обвинил членов Святейшего Правительствующего Синода Русской Православной Церкви: митрополитов Киевского Владимира (Богоявленского) и Московского Макария (Парвицкого-Невского), архиепископов Финляндского Сергия (Страгородского) и Литовского Тихона (Белавина), принявших 9 марта 1917 года определение 1280 «Об обращении к чадам Православной Церкви с посланием», в том, что они «приняли участие в антимонархической революции». «В этом послании синодальными вероотступниками был дан призыв всероссийской пастве признать итоги февральского бунта и подчиниться «временному правительству»», - утверждает монах Диомид. Обращение Синода, по его словам, является «открытой проповедью» «ереси цареборчества». Кроме того, пишет бывший епископ, Синод принял тогда «ряд прочих определений, спешно закрепляя достижения революции». «Впоследствии, - сокрушается монах, - никто из членов того состава Синода не покаялся соответствующим образом в своем участии в цареборческом бунте, пытаясь загладить свой грех и вернуть всероссийскую паству на путь Православия открытым своим заявлением». Анафему Патриарха Тихона (Белавина) от 19.01(01.02).1918 года «творящим беззакония и гонителям веры и Церкви Православной», по словам монаха, «невозможно считать таковым покаянием, ибо она направлена только против лиц, начавших бандитские разграбления материальных ценностей храмов – «достояния», сопровождающиеся убийствами клириков».

http://ruskline.ru/news_rl/2008/12/09/vo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дни кочетковской секты сочтены? Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова 24.08.2020 9124 Время на чтение 6 минут «В связи с многократными обращениями, поступившими в Московскую Патриархию от прихожан храмов Русской Православной Церкви, по вопросу богословских изысканий священника Георгий Кочеткова, заштатного клирика г. Москвы , с требованием принять в отношении данного священнослужителя соответствующие канонические меры, Синодальной Богослужебной комиссии, Синодальной Библейско-богословской комиссии и Богослужебной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы поручается проанализировать богословские изыскания священника Георгий Кочеткова, написанные им в период с 2001 по настоящее время, и богослужебной практики, и представить на Наше имя заключение об их соответствии догматическому православному вероучению, Святоотеческому наследию и традициям Русской Православной Церкви», - говорится в резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 30 июля 2020 года, адресованной митрополиту Волоколамскому Илариону, председателю Синодальной Библейско-богословской комиссии. Документ, пересланный руководителем Административного секретариата Московской Патриархии епископом Павлово-Посадским Фомой, опубликован на телеграм-канале «Церквач». Официальные сайты соответствующих структур Московской Патриархии предпочли не обнародовать этот документ, но у нас нет никаких сомнений в его достоверности. Копии документа также направлены председателю Синодальной Богослужебной комиссии митрополиту Петрозаводскому и Карельскому Константину; управляющему делами Московской Патриархии, первому викарию Патриарха Московского и всея Руси митрополиту Воскресенскому Дионисию; председателю Богослужебной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы протоиерею Александру Дасаеву. По нашим сведениям, заключения комиссий должны быть представлены Святейшему Патриарху Кириллу не позднее конца августа 2020 года. По циркулирующим в православных и околоправославных СМИ сведениям, как раз на конец августа запланировано заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Конечно, нашим синодалам есть что обсудить: вдовствуют полтора десятка кафедр, Белорусский Экзархат явно запутался в трудной политической ситуации в братской стране, накопилось много других внутрицерковных проблем, а в связи с короновирусом Синод полноценно не заседал давно. Однако есть надежда, что на заседании всё-таки дойдёт дело и до сомнительной деятельности священника Георгия Кочеткова и его группировки в Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/24/dn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Новый учебник " Основ православной культуры " 14.07.2013 718 Время на чтение 9 минут Купил учебник «Основы православной культуры» для 4 класса. Автор - А. В. Муравьев. Руковидитель проекта - М. М. Шахнович. Изд-во Просвещение. Учебник, а не пособие и не книга для учителя. Рекомендован (а не просто " допущен " ) Министерством образования. Положительные заключения РАН и РАО. 160 страниц. Книга большая. Полагаю, учителя найдут в ней немало полезного материала. Всем учителям советую приобрести эту книгу. Но вот идти ли с нею в класс - вопрос более сложный, так как с методической точки зрения текст вышел странный. Методисты говорят, что нельзя на одном уроке давать детям более трех новых для них слов. Здесь же уже в первом уроке вводятся следующие слова: Культура вера Божество Религия Бог-Троица христианство православие язычество Византия догматы вероучение икона страсти Христос Церковь Соборная При этом понятия вера, божество, Бог-Троица, Христос, христианство, Византия, иконы, храмы, страсти (этот термин будет определен лишь на 65 странице) вводятся без всякого определения. Часть же даваемых определений вызывает возражения. «Культура это богатство». «Церковь называют соборной, то есть состоящей из многих людей, которые тесно связаны между собой и имеют одну веру». Провоцируемый отсыл к слову «собрание» затемняет смысл слова «кафолическая». Непонятно и в чем нужда на первом уроке говорить детям о «соборности» Церкви. «принятие какой-либо веры называют религией» - это слишком вульгарное определение. Именно обыденное и ненаучное сознание отождествляет термины вера и религия. Оно слишком широко - под него подойдут и многие вполне нерелигиозные идеологии (в том числе потребительски-рекламные). Некоторые тезисы этого первого урока из-за своей рекламной публичности станут предметом полемики и посрамления тех, кто всерьез станет их отстаивать: «Религиозные споры не говорят о ненависти людей... Православные христиане всегда с добрым интересом относились к другим культурам».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010