архим. Сильвестр (Стойчев) Тема XV. История богословской науки Традиционно историю богословской науки делят на следующие периоды: доникейский (до 325 г.); эпоха Вселенских Соборов (325–787 гг.); после Вселенских Соборов до разделения Церквей (787– 1054 гг.); от разделения Церквей до падения Константинополя (1054–1453 гг.) – на Востоке, и до возникновения Реформации (1054–1517 гг.) – на Западе; новое время (с XVI в. до конца XIX в.). Учитывая сложную судьбу Церкви и церковной науки в XX в., а также наличие разнообразных и ярких богословов в это время, XX в. можно рассматривать как самостоятельный период. Как уже было отмечено ранее, богословская наука требует такого признака, как систематизация и полнота рассматриваемых тем. Поэтому далеко не все сочинения, несмотря на их значимость, могут быть нами рассмотрены. Предполагать наличие развитой богословской системы в доникейский период вряд ли возможно. Всё же есть произведения с элементами систематизации, и кроме того, в них содержится изложение практически всех истин христианской веры. Не будет преувеличением назвать первым систематизатором богословия святого апостола Павла, который в своих Посланиях касается практически всех сторон вероучения. Своеобразной системой являются «Строматы» Климента Александрийского и «Против ересей» святого Иринея Лионского . Однако общепринято первым систематизатором вероучения считать Оригена с его сочинением «О началах» (написано приблизительно в 230 г.). Сам этот труд стал предметом полемики, так как в нём содержались взгляды, идущие вразрез с Откровением. Тем не менее, не следует принижать значимость этого сочинения и его влияние в истории богословской науки. Ориген делит свой труд на четыре части, и впоследствии другие христианские авторы также будут использовать четырехчастное разделение (например, «Точное изложение православной веры»). После труда Оригена достаточно долгое время не было сочинений с системным изложением вероучения. Лишь в середине IV в. Иерусалимским святителем Кириллом были написаны «Огласительные и тайноводственные поучения», которые по своей сути являются объяснением Никейского Символа веры . Несмотря на системность изложения, этот труд носит скорее черты проповеди .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Молитва Символ веры — краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. 19 января, 2013 — краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. Молитва Символ веры — краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. Что такое молитва «Символ веры»? Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры. 1-й член говорит о Боге Отце, 2-й по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й — о Боге Духе Святом, 9-й — о Церкви, 10-й — о крещении, 11-й и 12-й — о воскресении мертвых и о вечной жизни. Текст молитвы «Символ веры» По-церковнославянски По-русски  1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.  Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.  И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.  3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.  Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.  4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.  Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.  5. И воскресшаго в третий день по Писанием.  И воскресшего в третий день согласно Писаниям.  6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

http://pravmir.ru/simvol-very/

О толковании Священного Писания I. Православное учение о толковании священного Писания Священное Писание не только нигде не открыло нам, чтоб мы довольствовались в вере озарением от Св. Духа, но вменяет нам также в обязанность искушать духи, от Бога ли они: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» ( 1Ин. 4:1 . Мф. 7:15 и Откр. 2:2 ). И сам ап. Павел, хотя первоначально повергнут на землю и наставлен был божественным голосом с неба ( Деян. 9:7 ), по впоследствии дослан к человеку для принятия таинств и соединения с Церковью. Упоминаемый в Деяниях апостольских евнух, читавший пророка Исаию и не понимавший его, был послан не к ангелу и не чрез внутреннее озарение открыто ему то, чего он не понимал; но божественным внушением приведен был к нему диакон Филипп, который знал пророка Исаию и сказал: «разумеешь ли, что читаешь?» Он (евнух) сказал: «как могу разуметь, если кто не наставит меня?» (гл. 8, ст. 27 и далее 30 и 31 ст,). Тогда Филипп изъяснил непонятное для евнуха пророчество. Наконец, и в праве ли мы по своему произволу присвоить себе внутреннее озарение от Св. Духа, когда Сам Дух Святый Свои дары разделяет, «как Ему угодно»? ( 1Кор. 12:11 ). Священное Писание, при пользовании им, можно до некоторой степени уподобить тому цветку, с которого пчела берет мед, а паук яд. Оно есть, по выражению апостола, «обоюдоострый меч» ( Евр. 4:12 . Еф. 6:17 ), с которым нужно умело и правильно обращаться, чтобы не повредить себе. Для одних, при руководстве Церкви и св. Писание, и св. Предание указывают путь ко спасению, а другие, произвольно толкуя его, впадают в душепагубные ереси и уподобляются в этом отношении тем «невеждам и не утвержденным», о которых заметил апостол, что они-«к собственной погибели превращают», как и прочие Писания ( 2Пет. 3:16 ). Итак, заметим вкратце, что все вообще учение сектантов об источниках вероучения отличается крайним произволом. Этот произвол со стороны сектантов обнаруживается, например, в том, что они признают только одно св. Писание за источник вероучения, причем толкуют его односторонне,– по личному усмотрению каждого сектанта. Но такое отношение сектантов к источникам вероучения, нельзя признать основательным. Ни история первоначального распространения христианства, ни само св. Писание и в частности даже те места, на которые ссылаются сектанты-рационалисты в подтверждение своего учения о св. Писании и толкования его, не дают ни малейшего основания произвольно, по личному усмотрению, толковать слово Божие и отвергать св. Предание. II. Основания из слова Божия для православного учения о толковании священного Писания

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Протоиерей Всеволод Чаплин: Равеннский договор для РПЦ не имеет должного авторитета Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас itemscope itemtype="" > Протоиерей Всеволод Чаплин: Равеннский договор для РПЦ не имеет должного авторитета Заместитель председателя ОВЦС считает, что его содержание по вопросу о примате во Вселенской Церкви ближе к католическому вероучению 18.03.2008 435 Время на чтение 3 минуты " Несомненно, Равеннский договор, который писался совместно католиками и православными, содержит множество высказываний типичных для православного богословия, но по одному из главных вопросов о примате во Вселенской Церкви он ближе к католическому вероучению. Также существует опасение, что этот взгляд начинают разделять некоторые православные, которые хотели бы воспроизвести в Православной Церкви католическую систему административной власти первенствующего в мире епископа, которая никогда не была свойственна Православию, также как и Древней Церкви " , - заявил в интервью " Русской линии " заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин , комментируя заявление секретаря Конгрегации Католической церкви по вероучению архиепископа Анджело Амато о том, что язык Равеннского документа " ближе православной, нежели католической церковной традиции " . Католический архиепископ также заявил, что " Равеннский документ - это рабочий текст, который не был одобрен Католической церковью " . В интервью итальянской " Аввенире " архиепископ Амато сообщил, что в настоящее время Конгрегация вероучения внимательно изучает Равеннский документ, передает Благовест-инфо. " Примат - это не какая-то факультативная добавка, а важнейший элемент, характеризующий поместную и вселенскую Церковь " , - отметил ватиканский прелат. Напомним, что 9 октября делегация Московского Патриархата покинула зал заседания Смешанной комиссии по православно-католическому богословскому диалогу , которое открылось накануне в итальянской Равенне.

http://ruskline.ru/news_rl/2008/03/18/pr...

проф. Я. Пеликан Христианская традиция: История развития вероучения Том 1. Возникновение кафолической традиции Источник Том II Содержание Предисловие митрополита Минского и Слуцкого Филарета Предисловие автора Некоторые определения 1. Praeparatio Evangelica Истинный Израиль Христианская полемика с классической мыслью Торжество богословия Чаяния народов 2. Вне основного потока Разделение Закона и Евангелия Системы космическою искупления Новое пророчество Критерии апостольской преемственности 3. Вера кафолической Церкви Апокалиптическое видение и его трансформация Сверхъестественный порядок Смысл спасения Церковь и средства благодати 4. Тайна Троицы Христос как божественный Христос как сотворенный Христос как единосущный Три и Один 5. Личность Богочеловека Предпосылки христологического учения Альтернативные богословия Воплощения Догмат о двух природах во Христе Продолжение спора 6. Природа и благодать Состояние христианской антропологии Парадокс благодати Благодать и совершенство Природная данность и восполняющий дар 7. Православный консенсус Ubique, semper, ab omnibus Кафолическое православие на Востоке Православное кафоличество на Западе     Предисловие митрополита Минского и Слуцкого Филарета Настоящее издание русского перевода пятитомного исследования Ярослава Пеликана «Христианская традиция: История развития вероучения» (1971–1989) осуществлено в рамках совместного научно-издательского проекта «Христианское богословие. XX век» Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви и Культурного центра «Духовная библиотека». Я. Пеликан – выдающийся современный знаток христианства разных эпох. Он глубоко изучил древнее святоотеческое наследие Востока и Запада и исследовал его сложные отношения с классической мыслью и культурой. В то же время предметом его научного интереса были и великие теологические синтезы Средневековья, а также эволюция христианской доктрины в период Реформации и позднее вплоть до XX столетия. Особый вклад ученого состоит в том, что он смог донести до западного читателя сложное и богатое наследие восточно-христианской традиции, все еще недостаточно хорошо известной за пределами православных церквей. В этом ему помогли русские богословы как дореволюционной эпохи, так и работавшие в эмиграции, труды которых он, знаток многих языков, в том числе и славянских, читал в оригинале.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических. Часть 2. Обличение раскола. Часть 3. О сектах рационалистических и мистических Источник Часть 2. Обличение раскола Введение. Источники для рассуждений с раскольниками о вере Для уяснения вопросов веры с инакомыслящими необходимо, прежде всего, установить общие источники; при различии же этих источников нужно решить вопрос: могут ли принимаемые одной стороной источники и не принимаемые другой считаться обязательными источниками вероучения. Раскольники-старообрядцы признают, в общем, те же источники вероучения, какие признает и православная церковь , именно: 1) Священное Писание Ветхого и Нового завета. Раскольники не отвергают, и отвергать не могут, значения этого источника вероучения, так как они считают себя последователями древней православной церкви. Но на деле они не любят оным пользоваться и весьма редко прибегают к доказательствам из св. евангелия или посланий апостольских. Между тем в евангелии заключается слово самого Бога, которое Иисус Христос заповедал проповедовать всем людям ( Мк.16:15 ). Это слово и будет судить нас в последний день ( Ин.12:47–48 ). Христово евангелие дано не на время; оно вечно (Апокал. толк., зач. 40, Благов. Лук. зач. 107). Посему неведение Писания, по учению св. Златоуста, есть причина всякого зла (Бес. на 14 посл. Колос. 9 нравоуч.). Те, которые не евангельской дверью входят, суть тати и разбойники (Кир. кн., л. 363. Толков. Еванг. 2, л. 165. Учит. Еванг. зач. 26 от Иоанна). В тех случаях, когда свящ. Писание прямо противоречит раскольническому учению, защитники раскола любят говорить, подобно последователям сект рационалистических, – что Писание нельзя понимать по букве: буква убивает, дух животворит; о духовном надобно и рассуждать духовно. Но такое заявление – крайнее и одностороннее. В Соборнике 1 , напечатанном при п. Иосифе, помещено толкование слова св. Григория Богослова на св. Пасху. В нём говорится, что средина есть добродетель, безмерие же или оскудение есть злоба. Посему, кто Писание толкует буквально, тот уподобляется иудеям, а кто всё Писание объясняет иносказательно, тот уподобляется человеку, находящемуся во сне (л. 373). В правиле 19 шестого вселенского собора говорится, что божественные Писания нужно толковать не по своему разумению (не от себя), а как св. отцы истолковали.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

О едином учебнике Закона Божия в Русской Православной Церкви 25 марта 2013 г. 18:41 Статья заведующего сектором православного образования Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви иерея Алексия Алексеева и специалиста по воскресным школам сектора православного образования В.М. Матвеева опубликована на портале «Приходы». Продолжительное время в воскресных школах в качестве основной книги для преподавания всех предметов использовалась хрестоматия «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского. До сегодняшнего дня это пособие являлось единственным, которое описывало все аспекты православного вероучения и церковной жизни; оно долгое время было эталоном учебника для тех, кто изучает основы православного вероучения. Однако, по словам самого автора, книга не является программным изложением преподаваемого материала. Об этом же говорил и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей речи на епархиальном собрании города Москвы 28 декабря 2012 года. Он, в частности, упомянул, что «нужно избегать механического копирования учебников прошлого, следует искать новые способы подачи информации, выражения мысли, сохраняя при этом неизменной суть Божественного Откровения». В течение последних десяти лет неоднократно предпринимались попытки переработать и дополнить хрестоматию протоиерея Серафима Слободского, однако создать на ее основе полноценный учебник так и не получилось. Можно упомянуть о таких заметных разработках, как, например, труды З.И. Зинченко «Детям о православной вере», протоиерея Бориса Балашова «Серия: Основы православной веры», недавно изданные рабочие тетради «Вертоград» Л.А. Захаровой. В свете принятия Священным Синодом Русской Православной Церкви документов, регламентирующих деятельность воскресных школ , перечисленные пособия приобретают характер дополнительной литературы. Сама структура этих пособий не дает им возможности стать частью Единого учебно-методического комплекта (ЕУМК). Для того, чтобы быть частью комплекта, упомянутые пособия нуждаются в кардинальной переработке.

http://patriarchia.ru/db/text/2870042.ht...

Е.А. Бенескриптов Об источниках христианской религии по учению православно-кафолической церкви, сравнительно с учением лютеран о сем предмете Источник Да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины. 1Тим.3:15 . Христианская Религия – этот истинный свет, одинаковый и чистый в существе своем, при распространении своем переходя из века в век, из одной страны в другую, не удержалась везде в своем первоначальном виде, но подобно солнечному свету, который видоизменяется, когда получает преломление, является в различных видах в существующих ныне Вероисповеданиях Христианских. В одном из них она осталась без всякой перемены в существе своем; в других, по степени омрачения ее света тьмою суемудрия человеческого, она начала более и более уклоняться от первоначальной чистоты своей; в иных чистый свет ее только вполовину выказывается из-за того мрака, который навели на него эгоизм и односторонность взглядов ума человеческого; но в других, наконец, этот свет до того ослабел, что едва светится во тьме, едва мерцает в том мраке, которым он окружен. Первое мы видим в исповедании веры нашей Православно-Кафолической Церкви; все последнее – в вероучении различных Христианских обществ и сект. Причины столь разнообразного проявления Христианской Религии в Вероисповеданиях и сектах Христианских, сколь ни различны, взятые порознь в самих себе, но при всем том имеют один источник. Доколе в Церкви Христовой все следует установленному Самим Божественным Основателем оной порядку; доколе все сыны ее послушны бывают гласу своих Пастырей и Учителей, и, слушая их, слушают Самого Господа ( Лк.10:16 ); доколе каждый и словом, и делом поучается предметам веры от Богомудрых Отцев: дотоле в Церкви Христовой господствует дух единомыслия и мира, и Христианское вероучение распространяется повсюду и течет из века в век – одним чистым потоком. По когда беспокойные и гордые умы, не захотев внимать гласу своей Наставницы и Матери-Церкви, отпадают от единого стада Христова, не размыслив о том, что, оставленные самим себе, они будут блуждать подобно овцам без пастыря; когда доверяя свету своего собственного разума, и позабыв, что при этом слабом свете они могут остаться в глубокой тьме, посягают на угашение самых светильников Христианского познания, не считая их для себя пи необходимыми, ни важными: тогда непримиримое разномыслие водворяется между сими отступниками, и Христианское вероучение, подобно потоку, отделившемуся от своей реки, течет в их обществах мутными ручьями.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ob-i...

«Если об особой роли Православия в истории России упоминает преамбула Закона «O свободе совести и о религиозных организациях», то почему об этой роли молчит школьная программа?» 22 июня 2005 г. 11:58 Москва, 22 июня. В своем интервью порталу «Интерфакс-Религия» Святейший Патриарх Алексий рассказывает о перспективах отношений с Ватиканом и Константинополем, излагает православную точку зрения на современные средства массовой коммуникации и делится собственным видением жизни монашеских общин будущего: — Ваше Святейшество! Нынешний папа публично критиковал решение Второго Ватиканского собора, где говорилось, что Православная и Католическая Церкви являются Церквами-сестрами, и считает Католическую Церковь Матерью, которая одна сохранила полноту истины и в лоно которой должна вернуться Церковь Православная. Как Вы относитесь к такой интерпретации учения о Церкви и как эта позиция папы может отразиться на православно-католических отношениях? — Второй Ватиканский Собор, при всем его стремлении к переменам, тем не менее не был отступлением от традиционного католического вероучения и, в частности, от основных положений католической экклезиологии. Это относится и к выражению «Церкви-сестры», которое встречается в документе «Доминус Йезус» и ноте о выражении «Церкви-сестры», подготовленных Конгрегацией по вопросам вероучения и одобренных покойным папой Иоанном Павлом II. В частности, в них утверждается, что Католическая Церковь является единственной Церковью Христа в полном смысле, а употребление выражения «Церкви-сестры» в диалоге с Православными Церквами необходимо значительно сократить или даже избегать, так как Католическая Церковь является «матерью и наставницей», а не сестрой всех остальных Церквей. Такая экклезиологическая позиция не является чем-то новым для Римско-Католической Церкви. Она озвучивалась католическими богословами и раньше. Мы не можем согласиться с этими положениями. Православная Церковь исповедует, что именно она в полноте и без изменений сохранила веру со времен Самого Христа и святых апостолов. В свою очередь история свидетельствует, что Римско-Католическая Церковь допустила ряд отступлений от веры и жизни древней неразделенной Церкви. В первую очередь это касается ряда догматических положений, которых древняя Церковь никогда не знала. В духовной жизни католическая традиция культивирует эмоциональность, которая на Востоке, стремящемся к духовному трезвению, всегда признавалась чрезвычайно опасной. Безусловно, все эти отличия отражаются на экклезиологии.

http://patriarchia.ru/db/text/26211.html

прот. Константин Буфеев Литература 1. Августин, блаж. О книге Бытия, буквально. В 12 книгах//Августин, епископ Иппонийский. Творения. Ч. 7. Киев, 1912. 2. Алипий, архим., Исайя, архим. Догматическое богословие//Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. 3. Альфа и Омега. 1 (19). М., 1999. 4. Амвросий Медиоланский , свт. Шестоднев//Божественное откровение и современная наука. Альманах. Вып. 1. М.: Паломник, 2001. 5. Анастасий Синаит , прп., Об устроении человека по образу и подобию Божию. Слово 1//Символ.1990. 23. 6. Анафема. История XX век//Составитель Петр Паламарчук. Издание Сретенского монастыря. М., 1998. 7. Андрей Кесарийский , свт. Толкование на Апокалипсис в славянском переводе по древним спискам и с русским переводом греческого текста. М.: Изд-е Братства Св. Петра, митрополита, 1889. 8. Афанасий Великий , свт. Творения. Т. 1–4. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902–1903//Репринт: М., 1994. 9. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Ветхий Завет I. Книга Бытия 1–11. Изд-во: Герменевтика, 2004. 10. Божественное откровение и современная наука. Альманах. Вып. 1. М.: Паломник, 2001. 11. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Ч. 2. М., 1994. 12. Борисов Александр, свящ. Побелевшие нивы. М., 1997. 13. Буфеев Константин, свящ. Православное вероучение и теория эволюции. СПб.: Общество святителя Василия Великого , 2003. 14. Буфеев Константин, прот. Животные рядом со святыми. М.: МПЦ «ШЕСТОДНЕВЪ», 2012. 15. Буфеев С.В. «Эллинские» корни библейского эволюционизма.//В книге священника Константина Буфеева «Православное вероучение и теория эволюции». Спб.: Общество свт. Василия Великого , 2003. 16. Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Т. 1. Нижний Новгород: Издание братства во имя св. князя Александра Невского, 1995. 17. Варсонофий Оптинский , прп., Беседы с духовными детьми. СПб., 1991. 18. Василий Великий , свт. Беседы на шестоднев//Творения. Ч. 1. Типография Августа Семена. 1845. Репринт: М., 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010