#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть О православном вероучении Бог, любя человека и ожидая от него ответной любви, никогда не проявляет насилия Игумен Кирилл (Сахаров)   15:28 20.12.2023 192 Время на чтение 20 минут Часть 1. О. Георгий Флоровский писал об опасной привычке обходиться без богословия. «Всякое духовное состояние связано неразрывно с тем или иным догматическим сознанием. Меняется духовное сознание, меняется и духовный облик человека – и наоборот – влияние взаимное». В допетровской Руси не было схоластического богословия, зато была напряженнейшая духовная жизнь. Прп. Нил Синайский: «Если ты чисто молишься, то ты богослов и наоборот, если ты богослов, то ты и чисто молишься». У прп. Симеона Нового Богослова трудно разделить молитву и богословие, невозможно определить, где кончается молитва, а где начинается богословие.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/20/o_...

  разделы   рассылка  распечатать Александр Евграфов Священник Даниил Сысоев: " Сегодня до 70 процентов прихожан имеют искаженные представления о вероучении " Источник:  Православие и мир Шестой год храм св. мц. Татианы во время международных Рождественских чтений принимает у себя участников секции, посвященной вопросам миссии среди молодежи и взаимодействию с молодежной субкультурой. В этом году, правда, второй вопрос отошел на второй план. Однако это не помешало развиться дискуссии. Особенностью работы секции в этом году стало обсуждение миссионерского опыта Русской Православной Церкви за рубежом. И свои доклады на суд собравшихся представил заместитель председателя Синодального отдела РПЦЗ по работе с молодежью протоиерей Андрей Соммер. Отец Андрей особо отметил, что молодежи, даже получившей знания об истинных ценностях, о своей православной вере и культуре, трудно вести борьбу против соблазнов мира. Посему задача Церкви сегодня – продолжать опекать молодых людей и после окончания школы. " Молодежь может привлекать молодежь в духе братской любви. И сегодня мы можем рассмотреть возможность устраивать совместные проекты, к примеру, чтобы молодые люди не только принимали участие в восстановлении храмов в России, но и имели возможность посетить святыни за рубежом " , – подчеркнул отец Андрей. " Начиная с 50-х годов прошлого века, наши архипастыри начали замечать уход паствы. В это время они поняли, что надо меньше уделять внимания внешним духовным миссиям, а более сосредоточиться на выполнении внутренних духовных забот. В это же время были основаны Владимирские кружки, целью которых было попечение молодежи. Приходские церковные кружки сотрудничали с Синодом РПЦЗ, позже они были епархиальными молодежными комитетами. Русские, оказавшись за пределами родины, стали основывать приходы, строить храмы в разных концах мира: в Китае, Америке, Африке, Австралии. Купола русских церквей, колокольные звоны, крестные ходы свидетельствовали о Православии и привлекали людей других наций. Взрослым на работе, а детям в школе приходилось общаться ежедневно с инаковерующими, а то и вообще неверующими на языке других стран, и каждый, выходя из храма, уже являлся миссионером.

http://religare.ru/2_62501.html

Бог и человек в Православной Церкви. Часть 5 Жизнь в Духе Протопресвитер Фома Хопко В наше время многие люди интересуются духовной жизнью. Духовность входит в моду. Если бы мы знали историю лучше, мы могли бы это предсказать. Существует некая закономерность: после периода упадка веры, эпохи гражданской борьбы, времени истощения чувств в поиске удовлетворения неизбежно следует время религиозного возрождения и интереса к «духовным» предметам. Хочется знать, что из этих двух более долгожданно: секуляризм или духовность? Особенно в культуре, где Христос и Дух отделены от Церкви как литургического, священного сообщества с ее Священным Писанием, догматами, канонами и святыми. Христианская духовная жизнь без объективной реальности Церкви, в которой эта жизнь осуществляется, Церкви, которая является жизнью, обречена в своем развитии на полное расстройство и провал. Она не сможет помочь, но будет неполным и искаженным опытом жизни, смешением многих вещей – темных и светлых, неспособной, в конечном счете, руководить и удовлетворить человека. Духовная жизнь без Церкви, даже когда люди берут Библию в качестве руководства, не только не может быть верной, но и вредна. Она, вероятнее всего, приведет к тому, о чем предупреждал апостол Павел, говоря, не будьте «колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4, 14). Это, однако, не значит, что миллионы людей вне Православной Церкви лишены милости Божией и автоматически отсечены от Царства Небесного. Милость Божия, конечно, простирается за земные границы Церкви как канонической организации. Это утверждает православное вероучение. Дух Божий «дышит, где хочет». Христос не узник Его Церкви. Он – Бог всей Вселенной. Он – Владыка всех. Он просвещает каждого приходящего в мир. Он хочет, чтобы все люди были спасены и пребывали в познании истины. Он содействует этой цели всей Своей Божественной властью и любовью. Но православное вероучение утверждает и то, что простое членство в Церкви не гарантирует спасение. Церковь – спасение, но человек может принимать участие в ее спасительной жизни и в свое осуждение. Это случается, когда человек участвует в ее священной жизни без борьбы за ту жизнь, которая есть жизнь в ее полноте, в каждый момент своего существования. И даже тогда, когда люди не уклоняются от участия в церковной жизни, но в действительности противятся благодати Божией, они неизбежно становятся хуже вместо того, чтобы быть лучше, становятся более темными вместо того, чтобы быть светлее, «более мертвыми» вместо того, чтобы еще больше наполняться жизнью. Они становятся раздражительными, ожесточенными, подозрительными, обиженными, ревнивыми, осуждающими других и духовно опустошенными. «Страшно впасть в руки Бога живаго… потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 10, 31; 12, 29).

http://pravoslavie.ru/3198.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Отождествлять вакцинацию с «принятием печати антихриста» грешно В Сретенской духовной академии состоялся круглый стол «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения» 21.05.2021 2616 Время на чтение 7 минут Вчера в Сретенской духовной академии в Москве в рамках деятельности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви состоялся круглый стол « Вакцинац ия: этические проблемы в свете православного вероучения», сообщает Патриархия.ru. Мероприятие возглавил управляющий делами Московской Патриархии, секретарь Межсоборного присутствия митрополит Воскресенский Дионисий. В круглом столе приняли участие архиереи и священнослужители Русской Православной Церкви, ученые, врачи, общественные деятели, православные верующие с активной гражданской позицией. Темой обсуждения стала вакцинация и ее восприятие верующими. Отдельно рассматривались проблемы соответствия христианской биомедицинской этике технологий, использующихся при изготовлении отдельных вакцин. Открыл круглый стол митрополит Воскресенский Дионисий, который в своем приветственном слове напомнил о том, что дискуссия по поводу вакцинации ведется в Церкви уже давно — с 2008 года, когда по благословению Святейшего Патриарха Алексия II Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению был проведен круглый стол на тему «Вакцинопрофилактика у детей: проблемы и пути их решения». Впоследствии вопросы вакцинации обсуждались на Всероссийском съезде православных врачей, который выпустил «Совместное заявление Совета и Общества православных врачей России о проблемах вакцинации в России». Затем, в 2019 году, вышло заявление Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства «О правах родителей в сфере заботы о здоровье ребенка и иммунопрофилактики». Среди участников были митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Верейский Пантелеимон, епископ Калачинский и Муромцевский Петр, заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва, председатель Синодальной комиссии по биоэтике епископ Петергофский Силуан, заместителя председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, и.о.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/21/ot...

На встрече присутствовали: иеромонах Герман (Чернышев), руководитель курсов для монашествующих Челябинской митрополии, преподаватель истории монашества и аскетики; иеромонах Иосиф (Реутов), клирик Симеоновского кафедрального собора г. Челябинска; протоиерей Евгений Мартенец, директор Центра подготовки церковных специалистов Челябинской епархии; иеромонах Лаврентий (Гоць), секретарь Магнитогорской епархии; игумен Нестор (Болков), настоятель Богоявленского мужского монастыря г. Челябинска; игумения Евсевия (Лобанова), настоятельница Одигитриевского женского монастыря г. Челябинска; инокиня Севастиана (Амарцева), ответственная за учебную площадку Одигитриевского монастыря; игумения Анания (Постникова), настоятельница Казанского женского монастыря г. Троицка (Троицкая епархия); монахиня Варсонофия (Кастальская-Бороздина), ответственная за учебную площадку Казанского монастыря (Троицкая епархия); монахиня Серафима (Соколова), представитель монашеской общины при храме Покрова Пресвятой Богородицы с. Булзи (Челябинская епархия); протодиакон Владимир Коростин, преподаватель Священного Писания Ветхого Завета; иерей Константин Комлев, преподаватель Священного Писания Нового Завета и церковнославянского языка; иеромонах Алексий Загороднов, преподаватель основ православного вероучения и социальной концепции Русской Православной Церкви; иеромонах Михаил Рудаков, преподаватель основ литургики и богослужебного устава; Е.Д. Королева, преподаватель общей церковной истории и истории Русской Православной Церкви в Казанском женском монастыре г. Троицка (Троицкая епархия); И.В. Горина, преподаватель православного вероучения и основ социальной концепции Русской Православной Церкви, церковнославянского языка и истории монашества и аскетики вКазанском женском монастыре г. Троицка; А.В. Калинин, преподаватель Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, а также основ богослужебного устава и литургики в Казанском женское монастыре г. Троицка; Воронова Анастасия, методист курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Челябинской митрополии. В завершение заседания комиссии были предоставлены документы курсов Челябинской митрополии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6054706...

Об источниках христианского вероучения – Священном Писании и Священном Апостольском Предании § I. Три дня беседовали мы со штундистами села Петровского. Три дня люди были свидетелями непримиримого разногласия, существующего между православной церковью и штундой. В основе этого разногласия лежало неправильное учение штундистов о Священном Писании . Они думали, что в Слове Божием, всё записано , что нужно христианам. – На четвертый день нам предстояло показать народу, что штунды ошибаются. Мы должны были разъяснить, что в Свящ. Писании не всё записано подробно, понятно и полно , что потребно нам для спасения. Беседу, по обоюдному согласию, устроили мы в храме. С самого начала я сказал народу, что говорить будем об источниках христианского вероучения – Свящ. Писании и Свящ. Предании. Эта беседа крайне необходима для всех. – Нас отделяет от штунды непроходимая пропасть . Штундисты с чужого голоса, требуют, чтобы мы указали ясные свидетельства Слова Божия, на которых основаны все мельчайшие подробности устройства православной церкви. Справедливо ли такое требование штундистов? – Об этом в настоящий раз мы и побеседуем. «Отвечать» мне заявили желание пресвитер штундистский, Андрей Алексеев, и еще два старика. Эти люди считались в своем обществе «книжными» и «головами». Андрей Алексеев, после моей вступительной речи, сказал: – Мои братья наперед вас уведомляют, что, кроме Священного Писания , никаких свидетельств предания об истинах веры они не принимают. – Почему это? спросил я. – Потому что в Слове Божием есть всё , что требуется для нашего спасения. Господь затем и велел составить Святое Писание, чтобы мы ни к каким руководствам более в своей жизни не обращались... – Подожди, сказал я Андрею Алексееву. Мы разберем прежде сейчас произнесенные тобою слова: правда ли Господь велел Апостолам записать свое учение? Штундисты дружно заговорили: – Знамо, велел... А то как же!.. Я сказал: – Из Священного Писания мы знаем, что Христос Сам ничего не писал, кроме неизвестных слов на песке ( Ин. 8:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Ересь (от греч. αρεσις — направление, выбор) — 1) утверждение, концепция или учение, противоречащее вероучению Церкви ; 2) заблуждение относительно Православных догматов , поддерживаемое сознательным, упорным противлением Истине. Пространный христианский катехизис так определяет понятие ересь: «Ересь, когда люди к учению веры примешивают мнения, противные Божественной истине». Значение термина Ересь — намеренное искажение православной догматики. В древнегреческом языке слово ересь (др.-греч. αρεσις) означало «выбор», «течение» или «направление». Понятием «ересь» в иудео-эллинистической культуре обозначались религиозные или философские направления, течения и школы. Так, например, религиозно-политические партии фарисеев и саддукеев названы в Деяниях ересями ( Деян.5:17, 15:5, 26:5 ). В Новозаветных апостольских посланиях понятие «ересь» приобретает иной смысловой оттенок. Оно начинает противопоставляться правильному вероучению, превращается в отрицание истины Божественного Откровения . Это уже не просто направление или течение мысли, но осознанное стремление исказить основы христианского вероучения, а, значит, и лишить человека возможности спасения в вечности. Суть еретических учений прекрасно выразил св. Василий Великий . Вслед за всеми святыми отцами, он полагал, что к еретикам должны быть отнесены отчужденные от Православия в самой вере, искажающие один или несколько догматов, изложенных в Символе Веры или любое освященное изначальным и долговременным употреблением в Церкви священное предание и установление. «Еретиками назвали они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся, – говорит св. Василий о мнении свв. Отцов. – Ибо здесь есть явная разность в самой вере в Бога». Следуя толкованию позиции св. Василия Великого , данному выдающимся православным комментатором канонического права Иоанном Зонара, «еретики суть все, мыслящие несогласно с православною верою, хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от Церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей они держались».

http://azbyka.ru/eres

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Дмитрий Ребров " decoding="" title="" По меткому народному выражению, Россия — страна крещеных атеистов. Если верить социологам, православными себя считают почти 70 процентов россиян, в Бога верят — около 60. Людей, знакомых с вероучением Церкви, и того меньше, даже среди «посещающих храм не реже чем раз в год». В конце восьмидесятых миллионы постсоветских граждан обратились к Православию. Когда ставишь свечку, положено загадывать желание? Какие из икон лечат от пьянства? «Крещеная, но непросвещенная Русь» через двадцать лет после падения безбожной власти лечится акафистами, заваривает земельку в чай и «чистит ауру» в святых источниках. Положить предел религиозной безграмотности должна катехизация — своеобразный «богословский ликбез» перед крещением. Шестьдесят к семидесяти По меткому народному выражению, Россия — страна крещеных атеистов. Если верить социологам, православными себя считают почти 70 процентов россиян, в Бога верят — около 60. Людей, знакомых с вероучением Церкви, и того меньше, даже среди «посещающих храм не реже чем раз в год». В конце восьмидесятых миллионы постсоветских граждан обратились к Православию. На фоне крушения сверхдержавы Церковь многим казалась единственным оплотом стабильности и традиции, уникальным гарантом моральных ценностей в эпоху «первоначального накопления капитала». Приходские священники, заставшие те времена, без труда вспомнят религиозный бум, охвативший страну. Люди крестились массово: за компанию, на всякий случай, иногда целыми бригадами, семьями, отделами — агностики, хиппи, теософы, вчерашние комсомольские вожаки и работницы образования. Разбираться в тонкостях догматики, а зачастую и в элементарных основах вероучения не было времени. Теперь, когда социологические опросы дают количество воцерковленных христиан ниже десяти процентов от числа номинальных, несложно ответить на вопрос, куда делись те миллионы неофитов. Евангельское семя пало на камень и погибло под первыми лучами солнца. Интерес к Православию сменился сдержанным недоверием к «попам на мерседесах», а тяга к духовности уступила место гадалкам, экстрасенсам и популярной психологии. «Прошло то время, когда мы, радуясь самому желанию человека принять Святое Крещение, откликались на него незамедлительно, недопустима практика совершения Таинства Крещения над людьми, к нему не подготовленными», — с такими словами на декабрьском Епархиальном собрании Патриарх Кирилл, как правящий архиерей столичной епархии, обратился к Собору московского духовенства. Подготовка к Святому Крещению — катехизация или оглашение — должна стать нормой приходской жизни всех без исключения московских храмов, убежден Патриарх. Как подружиться с Богом?

http://azbyka.ru/katehizacija/oglashenny...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Оглавление Дорогие отцы, братья и сестры, приходские катехизаторы и сотрудники храмов! Мы предлагаем Вам коллективный труд пастырей и церковнослужителей Санкт-Петербургской епархии, Ростовской-на-Дону епархии, сотрудников Синодального отдела религиозного образования и катехизации и просто добрых любящих Свою Церковь людей. Он призван помочь в организации службы приходского консультирования, в которую, по благословению настоятеля, помимо штатного приходского катехизатора могут войти и другие сотрудники храма или активные прихожане. Опыт создания таких служб в кафедральных соборах, городских и даже сельских храмах заслужил одобрение и поддержку со стороны Священноначалия Русской Православной Церкви. Данное пособие может также быть полезным для свечниц, уборщиц, тружеников трапезных, дежурных и всех сотрудников храма, работа которых предполагает постоянные контакты с приходящими в храм людьми, лишь начинающими церковную жизнь. Желаю помощи Божией всем трудящимся на ниве духовного просвещения! Меркурий, митрополит Ростовский и Новочеркасский, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Служба приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме на данный момент является одной из перспективных форм духовно-просветительской деятельности на приходе. При составлении учебно-методического пособия «Практическое руководство по приходскому консультированию» использовался опыт работы консультативных служб на приходах в Санкт-Петербургской и Ростовской-на-Дону епархиях. Пособие состоит из трех частей с приложениями. Первые две части содержат рекомендации по организации консультативной службы на приходе и практические советы дежурным. В третьей части представлены ответы на наиболее распространенные вопросы, касающиеся правил поведения в храме, православной этики, церковной жизни и православного вероучения.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

С.-Петербургская печать сообщает, что вопрос о ламах Забайкалья составляет в настоящее время в минист. внутрен. дел предмет особого обсуждения. В сессию 1887–88 года вопрос об ограждении инородцев Сибири от ламской эксплуатации и об устранении создаваемых ламами препятствий к водворению между Сибирскими инородцами христианства и русской гражданственности – был на рассмотрении Св. Синода. В зиму 1886–87 года этот же вопрос обсуждался в особых собраниях лиц высших государственных учреждений. Но в обществе русском и светской лите­ратуре («Русск. Вестн.» 1888 г. февраль. Новости литературы, стр. 279–281) существуют самые превратные взгляды на церковно-го­сударственный ламский вопрос и эти ошибочные понятия внуша­ются влиятельным административным практическим деятелям, поставленным в близкие отношения к ламаитам… В виду всех таких обстоятельств редакция находит благовременным предло­жить вниманию читателей помещаемую здесь заметку члена Общества Любит. Дух. Пр. Ев. Н. Воронца, кратко и полно изображающую существенные черты ламского вопроса. Антимирская и даже антигосударственная буддоламская идолопоклонническая монашеская община в Иркутско-Забайкальском крае захватила в полновластное свое распоряжение и безграничное господство мирских семейных, неподлежащих аскетическим задачам ее существования, детски доверчивых бурят и тунгус, и страшно их эксплуатирует. Поэтому церковь православно-русская в лице состоявшегося в 1885 году Иркутского собора всех сибирских архипастырей и губернаторов, и в силу самых жизненных своих задач, и по праву, предоставляемому ей всей церковно-государственной историей и до ныне действующими узаконениями, – просит освободить мирских, семейных бурят от полновластной зависимости идолопоклонников лам, что сделает этих мирских бурят доступными православно-христианскому просвещению и обрусению. Беспристрастное исследование этого дела по компетентным источникам и достоверным свидетельствам, раскрывает, что: 1)             Последователи буддоламского вероучения в Сибири известны под именем лам. Ламы, по основным положениям своего вероучения – буддоламаизма – суть только монахи, непременно аскеты, отрекшиеся от мирской жизни и давшие обет безбрачия, целомудрия, нищеты, умерщвления в себе всего чувственного, ищущие в самосозерцании, самоуглублении, в трансцендентальном размышлении, собственного, только личного успокоения. Поэтому в отношении к мирским немонашеским почитателям их учения, на лам не налагается никаких духовных обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010