I Международная конференция «Традиции православного паломничества и перспективы его развития» в рамках XXI Международные Рождественских образовательных чтений 25 января 2013 года Сборник материалов конференции Игумен Дионисий (Шлёнов), доцент Московской духовной академии, заведующий Библиотекой МДА Смысл паломничества в духовном наследии Византии Твоей стопы останки, о Павле, видя, Поклоняюсь за нас совершенным ею путям 1 . Мануил Филес. На мощи святого Павла В современном мире благодаря невиданной прежде скорости передвижения паломничество приобретает особый размах. С самой внешней точки зрения паломники – это одна из самых больших групп передвигающегося населения наряду с солдатами, предпринимателями, спортсменами, – любой человек, который часто летает на самолете, может легко убедиться в этом, оказавшись, к примеру, в окружении православных или мусульманских паломников в аэропорту Афин или Стамбула. Паломничество – весьма характерный феномен, имеющий место в самых разных религиозных культурах и традициях. Наш доклад посвящен православному паломничеству, однако носит не исторический или культурологический характер, а посвящен выявлению его глубинного смысла через прочтение ряда текстов, относящихся к духовному наследию Византии. Самый богатый источник для раскрытия данной темы – это жития святых, на втором месте стоят богословские и исторические тексты. Хотя сама по себе тема отнюдь не нова: о смысле паломничества размышляли митрополит Питирим (Нечаев) 2 и еп. Егорьевский Марк 3 , а также М. В. Силантьева в недавней статье «Духовный смысл православного паломничества в эпоху глобализации» 4 – но они рассматривали предмет в других ракурсах. Слово паломник (от латинского palmarius) дословно обозначает человека, несущего пальмовую ветвь, ту самую, с какими в Иерусалиме и поныне устраивается торжественное шествие в вербное воскресенье. В греческом языке паломничество это προσκνημα 5 , в латинском – peregrinatio или itinerarium 6 . Данные слова особо подчеркивают характерные аспекты: 1. Путешествие. 2. Скитание на чужбине. 3. Поклонение. При помощи этих ключевых понятий можно было бы дать кратчайшее определение паломничества как путешествия ради поклонения Святыне. Цель паломничества – непосредственное соприкосновение со святостью мест и людей не только живших там когда-то и освятивших то или иное место своим особым присутствием, но и ныне живущих. В иерархии паломничества первоочередное место занимают евангельские места (отсюда особое исключительное значение Иерусалима и других мест библейской Палестины), а затем и все остальные места, в той или иной степени отражающие богатейшее духовное наследие святых в Церкви. 1. Небесный Иерусалим

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Разделы портала «Азбука веры» истории паломников ( 4  голоса:  4.0 из  5) Христианское паломничество имеет глубокие древние традиции, истоки которых восходят к Ветхозаветной Церкви. Паломничество христиан издревле было направлено, в первую очередь, к местам жизни Спасителя. Целью паломников также было посещение святых мест Палестины, мощей святых и чудотворных икон. В то же время, если для ветхозаветного иудея посещение иерусалимского Храма на праздник было необходимым делом, то паломничество христиан являлось исключительно их собственным подвигом благочестия. Христианское паломничество известно со времени христианизации Римской империи. Именно в IV в. появляются и первые памятники паломничества . На Руси интерес к путешествиям к святым местам увеличивался по мере воцерковления русского народа. Вполне возможно, что первые паломники появились на Руси одновременно с первыми ростками Христианства — уже в IXX в., но никаких свидетельств об этом не сохранилось. Первые известные нам паломничества русских людей на Христианский Восток — в Палестину , Константинополь и на Афон — приходятся на первую половину XI в. и непосредственно связаны с Киево-Печерским монастырем . Это путешествия преп. Антония Печерского на Афон, попытка еще юного преп. Феодосия Печерского совершить паломничество в Святую Землю , паломничество игумена Печерского Варлаама в Святую землю и Константинополь . В историографии вопрос древнерусского паломничества начал обсуждаться с начала XIX в. Первым стал высказываться на эту тему известный ученый того времени митрополит Евгений (Болховитинов) . Не обошли стороной этот вопрос в своих фундаментальных трудах по истории России и Русской Церкви и такие великие историки, как Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев и митрополит Макарий (Булгаков) . До революции 1917 г. изучение древнерусского паломничества носило, в основном, источниковедческий характер и развивалось по мере обнаружения памятников паломничества. В то же время с середины XIX в. начали появляться и обобщающие работы по истории древнерусского паломничества .

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/drevneru...

В Москве проходит III конференция «Православное паломничество: традиции и современность» 29 ноября 2006 г. 17:01 Третья общецерковная конференция «Православное паломничество: традиции и современность» открылась 29 ноября в Паломническом центре Московского Патриархата. В форуме принимают участие представители 30 епархий Русский Православной Церкви и зарубежные гости — представитель Синода Элладской Православной Церкви архимандрит Спиридон (Катрамадос) и посол королевства Иордания. На открытии конференции было зачитано приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором говорилось о значении развития православного паломничества в наше время. Количественному и качественному росту православного паломничества за последние годы был посвящен доклад  председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла . Три года назад в Русской Православной Церкви было всего 11 паломнических служб, тогда как сегодня их число достигло 140;  47 из них — епархиальные. Однако в половине епархий паломнические службы еще не организованы; на Украине их всего семь, а в Белоруссии — две. Зачастую задачи  епархиального отдела по организации паломничества берет на себя какой-либо активный приход. В докладе были отмечены епархии, которые особенно успешно работают на поприще православного паломничества: это Симферопольская , Рязанская , Ставропольская и другие — их представители приготовили доклады к конференции. Особый вклад в развитие паломничества вносят монастыри. Так, Троице-Сергиева лавра за год принимает почти миллион паломников, а Киево-Печерская и Александро-Невская лавры не только принимают богомольцев у себя, но и организовывают их выезд для поклонения зарубежным святыням. Таких «зарубежных» паломников из России едет сейчас сравнительно немного — не более 100 тыс. в год, однако это значительно больше, чем в предыдущие годы. Большинство из них посещает Святую Землю. «Внутреннее» же паломничество сейчас измеряется миллионами — около 3 млн. богомольцев в год отправляется на поклонение святыням в России.

http://patriarchia.ru/db/text/166242.htm...

Представляем вниманию читателей работы студенток Лаборатории Удаленного Доступа факультета журналистики РГСУ православной журналистики в Малоярославце. Представляем вниманию читателей работы студенток Лаборатории Удаленного Доступа факультета журналистики РГСУ православной журналистики в Малоярославце. В паломничество с молитвой Прохладное майское утро, воскресение. Повсюду цветет душистая сирень. Настоятельница нашего монастыря игумения Николая благословила нас на паломничество в с. Клыково (Козельский район)вСпаса Нерукотворного Пустынь. Мы – это студенческая группа факультета журналистики (направления церковная журналистика) Российского Государственного Социального Университета, а именно — первый курс лаборатории удаленного доступа, открытой в 2011 году при Свято-Никольском женском монастыре г. Малоярославца. В паломничество с нами поехали еще две монахини, одна из которых была за рулем микроавтобуса. Несколько девочек из приюта «Отрада», действующем при нашем монастыре, также отправились в это путешествие. В этот день, 13 мая 1997 года почила блаженная старица схимонахиня Сепфора.Матушка при жизни помогала многим, приходившим к ней за советом и наставлением,но и по смерти она не оставляет своих духовных чад, подавая помощь всем, с верою приходящим поклониться ее могилке, и попросить заступничества перед Богом. Как только наш микроавтобус выехал за монастырские ворота, мы запели радостное «Христос Воскресе» — Часы Пасхи,а затем и Акафист Святителю Николаю, без чего трудно представить любое паломничество. Дорога предстояла довольно долгая, поэтому мы успели еще прочитать вслух жизнеописание матушки Сепфоры и проникнуться духом ее наставлений. Примерно через три часа пути мы остановились у ворот Пустыни Спаса Нерукотворного. Это действующий мужской монастырь. Сегодня сюда приехало много паломников, не только из Калужской епархии, но и из других областей. Литургия еще не началась, и поэтому мы направились прямо к месту захоронения старицы Сепфоры. Там была небольшая очередь. Все благоговейно, в молчании подходили и целовали крест, касались рукой земли, прикладывались к мраморной плите с барельефным изображением блаженной, похожим на объемную икону. Могилка находится около храма с южной стороны, а памятная плита с изображением Матушки расположена прямо у стены храма.Подойдя ближе, мы дружно запели Стихиры Пасхи: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!»

http://pravmir.ru/putevye-zametki-pravos...

  разделы   рассылка  распечатать Павел Коробов, Сергей Петухов " РПЦ готова сама проводить внутреннее лицензирование паломничества " Источник:  Коммерсантъ-Деньги Почему Русская Православная Церковь решила полностью взять организацию паломничества в свои руки, " Деньгам " разъяснил генеральный директор паломнического центра Московского Патриархата Сергей Житенев. – Зачем церкви свой собственный туризм? – Всемирная туристская организация насчитывает около 200 видов туризма. Все они упоминаются в хартии Всемирной туристской организации. Российская Федерация присоединилась к этой хартии, но в нашем российском законодательстве виды туризма, к сожалению, не расписаны. Вот почему мы сталкиваемся с тем, что все путают религиозный туризм и паломничество, считая их одним и тем же. Особенно страшно, когда их путают налоговые органы. Поэтому священноначалием Русской православной церкви принято решение внести законодательные инициативы в Государственную думу и предложение в исполнительные органы власти – в данном случае в Федеральное агентство по спорту и туризму – о том, чтобы законодательно разграничить религиозный туризм и паломничество. – Значит, паломника вы туристом не считаете? – Нет, конечно. Хотя оппоненты нам говорят, что паломничество – это тот же самый туризм. Паломник куда-то едет, значит, есть транспортная составляющая. Паломник питается, паломник должен где-то жить – это питание и размещение. Но кто у нас оппоненты? Во-первых, атеистически настроенные чиновники, которым очень важно заставить епархию, или благочиние, или приход получить лицензию на туристскую деятельность и тем самым снять с нее деньги. Тут все понятно, но, слава Тебе, Господи, что не в свой карман, а в государственную казну. Второй оппонент – это туристские фирмы, которые продают человеку якобы паломничество, а на самом деле подсовывают религиозный тур. – И много таких нечестных фирм? – Мы не считали, потому что подсчитать их очень трудно. Но, по нашим прикидкам, фирм, которые на самом деле занимаются религиозным туризмом, а продают его как паломничество, в России где-то примерно около тысячи.

http://religare.ru/2_11920.html

диакон Александр Занемонец От издателя XX век в истории Православия на Святой Земле – стал временем испытаний. С особой силой он отразился на представителях Русской Церкви и на русских учреждениях в Палестине, которые лишились материальной и дипломатической помощи из России. Это время стало временем выживания и создания новых форм существования русских православных людей на Святой Земле. Те, кто после падения Российской Империи оказались в Иерусалиме и в Палестине – сделались по своей сути стражами святых мест. В очень трудных условиях они сохранили русскую собственность и само русское имя в сердце христианского мира – в Святом Граде. А сам Иерусалим, как и вся Святая Земля, в конечном счете стали в эмиграции кусочком живой старой России – Святой Руси. Судьба «Русской Палестины» оказалась не отделимой от судьбы России. Подобно ей она пережила трагический период, и мы надеемся, вместе с ней переживет возрождение и новый расцвет. «Русская Палестина» сегодня – это символ преодоления разделения русских православных людей. Наш долг – помнить о всех, кто в трудное время верил в возможность такого объединения, работал для него, хранил святые места, а вместе с тем хранил и традицию русского духовного и политического присутствия на Ближнем Востоке. Поэтому издательство «Индрик» планирует систематически публиковать материалы, связанные с историей Русской Православной Церкви, русской эмиграции и русского паломничества в Святой Земле в XX веке. Мы просим всех, кто располагает такими историческими материалами или другой информацией по этой теме, сообщать о них в редакцию издательства по электронной почте. Возобновление русских паломничеств из Западной Европы На одной из могил в крипте Успенской церкви на русском кладбище св. Женевьевы под Парижем есть надпись: «Епископ Мефодий. 25.VII. 190213.IV.1974. Настоятель Храма Христа Спасителя в Аньере. Возобновитель Православных Паломничеств на Святую Землю. Отошел ко Господу в Великую Субботу 1974. Слава Богу за все». Епископ Мефодий (Кульман) родился и вырос в дореволюционной России. После революции и Гражданской войны, как и многие, он оказался в изгнании и большую часть жизни провел во Франции. В течение более чем сорока лет он являлся настоятелем небольшого приходского храма в Аньере, под Парижем, который назвал во имя Христа Спасителя, так как приход был создан в год взрыва московского Храма Христа Спасителя («наш приход, – говорил владыка, – это наше общее бревнышко на устроение многострадальной русской церкви» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 План мероприятий МУЗЕИ, В КОТОРЫХ МЫ ПОБЫВАЛИ НАЧАЛЬАНАЯ ШКОЛА 1 - 4 классы Музеи Военные музеи Паломнические поездки Знакомство с городом - игровые познавательные квесты с участием старшеклассников " Здравствуй, Москва! " ---------------------- СРЕДНЯЯ и СТАРШАЯ ШКОЛА 5- 11 классы Музеи   и т.д. (список пополняется) Театры Однодневные паломнические и образовательные поездки  Многодневные поездки   Дата День недели Классы Мероприятие Предмет Сопровождающие/ ответственные   I  триместр 2022-2023 уч. год          СЕНТЯБРЬ 2022 г четверг День знаний. Торжественный молебен на начало учебного года. суббота  Автобусная поездка в Саввино-Сторожевский монастырь, дом-музей М.М.Пришвина в Дунино  Литература История МХК Паломничество Себина Е.Н. Тихомирова-Слепова Е.Б. Бывшева Ю.А. Чельцов К.Ю. воскресенье  14.30 Путешествие по Москве " Здравствуй, Москва "   (для детей с родителями) История Москвы Себина Е.Н. Чельцов К.Ю. Зайцев А.Б. Ходькова Л.Г. Кузьмичева Н.П. Пиляева Е.Н. вторник 14.00, 15.00 9,10,11 Музей Преодоление. Квест " Московскими переулками в Пушкинский круг " Литература Себина Е.Н. Рыжова О.Б. Пронина Ю.М. Чельцов К.Ю. четверг Паломническая поездка в Новоиерусалимский монастырь Паломничество Воронкова И.Е. Голубятникова С.С. Кузьмичева Н.П. Пиляева Е.Н. Ходькова Л.Г.  9,10,11 Многодневная поездка в Пушкиногорье Псков, Изборск, Псково-Печерский монастырь, Святогорский монастырь, усадьбы Петровское, Тригорское, Михайловское. Филологическая практика.  Литература История МХК Паломничество Себина Е.Н. Воронкова И.Е. Рыжова О.Б. Тишкова М.Б. пятница Соборная площадь Кремля Рыжова О.Б. Тихомирова-Слепова Е.Б.              ОКТЯБРЬ   2022 г Неделя педагогической практики Профориентация учителя, кураторы 12.30   День Учителя. Праздничный концерт в начальной школе Общешкольный праздник учителя, кураторы четверг День Учителя. Литературно-музыкальная композиция " Слово Пушкину "  

http://old.gymnasia-radonezh.ru/plan/

Закрыть itemscope itemtype="" > Блаженны жаждущие правды... Паломничество новокрещенного казаха в Иерусалим в XIX веке 09.04.2010 374 Время на чтение 10 минут Учение Христово было воспринято русским народом с детской простотой и непосредственностью. Он нашел Православную веру в Византии путем странствования, а оттуда стал искать дальше то место на земле, откуда эта вера воссияла. И, таким образом, с начала своего существования как православный народ, он сразу после своего Крещения потянулся к живоносному Гробу Господню, к святому граду Иерусалиму. И для России, единственным подлинным идеалом которой был идеал святости, не было ближе земли, чем Святая земля. В древние времена и средневековье путешествие на Святую землю было делом не только многотрудным, но и опасным. До нас дошли интересные описания посещений Святой земли благочестивыми русскими паломниками. Первым из таких свидетельств является описание паломничества киевского игумена Варлаама, посетившего Палестину в XI веке. Следующее описание такого паломничества восходит к XII веку под названием «Хождение игумена Даниила». Игумен Даниил в 1106-1108 годах тщательно обошел с «дружиной» всю Святую Землю. В первой половине XIV века был в Иерусалиме Новгородский архиепископ Василий, еще до своего избрания в сан епископа (1329 г.) К концу того же века описал свое «хождение» не только в Иерусалим, но и в Царьград смоленский иеродиакон Игнатий, который замечает, что в Царьграде встретила и упокоила его со товарищами «Русь» там живущая, а именно в монастыре святого Иоанна Предтечи. Много и других описаний и упоминаний о паломничестве на христианский Восток сохранилось в исторических летописях, в которых говорится, что, несмотря на трудности, опасности, неустроенность пребывания в мусульманской турецкой Империи, русские люди продолжали идти все в большем и большем количестве. Наши соотечественники, превозмогая трудности, шли во Святой град, чтобы своими глазами увидеть его великие святыни и поклониться им, принести плоды покаяния и вознести горячие молитвы о своих близких. И вместе с ними, приобщаясь к благоговейному духу русских паломников, по Святым места путешествовали, бывало, люди из иных народов. Так, в 1912 году англичанин Стефен Грехем, переодевшись русским мужиком, ходил с русскими паломниками-крестьянами по всем Святым местам. Описание этого исключительного паломничества он оставил в своем интереснейшем повествовании «С русскими паломниками в Иерусалим».

http://ruskline.ru/analitika/2010/04/10/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кто не курит и не пьёт - тот на клиросе поёт В первый день 2021 года в Саввино-Сторожевском монастыре члены Замоскворецкого общества трезвости приняли обет трезвости 11.01.2021 1093 1 января православные трезвенники из Москвы приехали в подмосковный Звенигород. Паломничество в Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь, обеты трезвости, молебен, клиросное пение, посещение местной общины трезвости. Организатор - Замоскворецкое общество трезвости (ЗОТ), председатель - диакон Иоанн Клименко, кандидат химических наук, ответственный за трезвенную работу на приходах г. Москвы (распоряжение Святейшего Патриарха Кирилла), автор популярной брошюры « Горькая правда о пиве и табаке», дипломной работы «Образ и значение вина в текстах Пятикнижия Моисеева». Паломничество в день св. Вонифатия Трезво встретили Новый год, встретились в 7.00 утра 1 января на Белорусском вокзале. Поездка в Звенигород с молебном принятия обета трезвости в Саввино-Сторожевском монастыре планировалась загодя. В летнее время трезвенники обычно идут пешком от станции к монастырю примерно 8 - 9 км пешком. В этот раз часть пути проехали на автобусе. Пешком прошли последние 3 км с образом Спаса впереди и знаменем Замоскворецкого общества трезвости, с пением Иисусовой молитвы. В монастыре друг и соратник общества трезвости иеромонах Кирион отслужил молебен с Обетом трезвости (обет дали 3 человека). Затем паломники поехали в храм Рождества Христова, при котором действует Звенигородское Православное общество трезвости. Там москвичей тепло встретили звенигородские трезвенники. Пообщались, попели песни, поблагодарили за гостеприимство, сделали общий снимок. Местные общинники довезли гостей до станции и к 17 ч паломники вернулись на Белорусский вокзал. Казалось бы, обычная поездка. То ли тишина первого января, то ли радость встречи с давними знакомыми, то ли св. Вонифатий, незримо присутствовавший на молебне обета трезвости – от поездки осталось ощущение праздника и сердечного тепла. Расставались с желанием вновь встретиться и поехать в паломничество!

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/11/kt...

Костомаровский Свято-Спасский женский монастырь (в меловых холмах) 2 марта 2011 г. Христос за морем, или О духовной пользе паломничества В Греции о людях, без всякой пользы для своей души посетивших святые места, в старину говорили: «И пошел ты чесноком, и вернулся луком». Бывает, что кто-то ждет чудес у святых мощей или источников, а ничего сверхъестественного не происходит. И тогда человек говорит, что никакой духовной пользы он не получил, только зря ездил. Но так ли это и в чем духовная польза паломничества? На этот вопрос мы попросили ответить самых разных людей, для которых паломничество является одной из сторон духовной жизни. Покаяние без попечения «Духовная польза, можно сказать, — это польза душе в ее восхождении к Господу. У человека есть жизненная цель — приобретение Божественных свойств, приобщение к Божественному естеству, по апостолу Павлу», — говорит руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш). Лучше или хуже мы становимся в результате предпринимаемых нами действий, ближе к Божественному естеству или, наоборот, удаляемся от него. В этом смысле любое наше дело так или иначе можно измерить этой духовной пользой. По мнению протоирея Романа Братчика, настоятеля Успенского храма города Курчатова (Курская область), духовная польза состоит в получении Божьей благодати. Ее первые признаки — когда в душе наступает мир, тишина, умиротворенность. Душа как бы отрывается от мирской суеты, становится свободной от ее торжества, освобождается от ее зависимости. Это чувствуют даже невоцерковленные люди, и бывает, пребывая в этой внутренней тишине, находясь в дружелюбном окружении православных людей, человек приходит к Богу. «В одной из моих поездок на Святую землю в нашей группе был человек, занимающий высокую руководящую должность, — вспоминает священник, — поехал он с нами из любопытства, а получилось, что попал в среду, где его окружали нормальные православные люди, настроенные очень дружелюбно и с любовью друг к другу. И кончилось тем, что он в этой поездке воцерковился. Этот человек вдруг увидел и понял, что есть вообще другая жизнь и этой жизни ему как раз не хватало. А часто бывает, что человек живет своей жизнью, именно жизнью, а храм для него — это не жизнь, а ее некое такое периодическое явление».

http://e-vestnik.ru/society/hristos_za_m...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010