Это, напоминают Святые Отцы, и предостережение каждому человеку, не приносящему достойных плодов покаяния и праведной жизни. Душа такого человека подобна бесплодной смоковнице. Но тут же милостивый господь и обещает всякому, имеющему истинную веру и с верой молящемуся, дать «все, что ни будите просить» ( Мк. 11:24 ). Дальнейшее место нашего посещения — гора Елеон, находящаяся к востоку от Иерусалима и отделенная от него Иосафатовой долиной и Кедронским потоком (от которого сегодня сохранились лишь остатки русла). Елеонская гора буквально утопает в зелени маслин, кипарисов, пальм. Еще с глубокой древности на ней росло множество оливковых, или масличных дерев. Поэтому она и получила название Елеонской, или Масличной горы. Вековые деревья мы увидели и сейчас на западном склоне горы — в Гефсиманском саду. Многие события Ветхого и, особенно, Нового Заветов связаны с Елеонской горой. Здесь Господь беседовал с учениками; сюда удалялся для уединенной молитвы, когда приходил из Галилеи; здесь, в Гефсиманском саду, провел страшную ночь перед крестным страданием в молитве ко Отцу. Здесь явился на сороковой день по Своем Воскресении, утешил апостолов, велел им никуда не отлучаться из города и ждать сошествия на них Духа Святаго: «Вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян. 1:8 ). «И вывел их вон из города до Вифании… и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возносится на небо» ( Лк. 24:50-51 ). «Облако взяло Его из вида их» ( Деян. 1:9 ). Когда Он возносился, явились апостолам два Ангела в белых одеждах, благовествуя последнее пришествие Господне: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян. 1:10-11 ). На вершине Елеона остался след Пречистой стопы Спасителя — камень, который расплавился при вознесении Господнем. С благоговением и горячей молитвой припали мы к этой святыне — Стопочке Господней, — благодаря Господа и воспевая: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа…» Каждый, я думаю, почувствовал в это время соединенность наших душ с невидимым, но всюду сущим Божеством, приведшим нас, грешных, к Своим святыням. Сладостно отозвались в наших сердцах слова, которые в утешение Своим ученикам и христианам всех времен сказал Христос пред Своим Вознесением: «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ).

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/dushepol...

Этой же дорогой Спаситель неоднократно ходил на Елеонскую гору. По ней дошли мы до бывшего дома Анны, от которого не осталось ничего. Но предание рассказывает, что именно он, а не правящий первосвященник Каиафа (тесть Анны) вел первый допрос Иисуса Христа, так как был главой влиятельнейшей секты саддукеев. На месте дома Анны теперь храм армянского женского монастыря, освященного в честь 12-ти Апостолов. В левом углу его — придел с престолом, украшенным мраморным барельефом. На этом месте стоял Спаситель пред судом Анны и отвечал на вопросы. Потом повели Его на Сион — в дом первосвященника Каиафы, сказавшего: «… лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб». По слову апостола Иоанна «сие же он (Каиафа) сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» ( Ин. 11:49-52 ). На месте дома первосвященника Каиафы предстал пред нами армянский монастырь. Здесь Спаситель был осужден на смерть и предан поруганию. И повели Его в преторию к римскому правителю Понтию Пилату для приведения приговора в исполнение. Отсюда Господь наш, падая, изнемогая под тяжестью Креста, отправился в последний Свой путь — на Голгофу. Мы, грешные, как и все паломники, устремились пройти Священным для всего христианского мира Страстным, или Крестным путем нашего Искупителя. Крестный путь Спасителя обозначен на карте Иерусалима как Виа Долороза, что значит в переводе с латинского «Скорбный путь». В православии же эту дорогу называют «Путем мученичества». Он не может быть, однако, обозначен исторически точно вследствие многочисленных разрушений Иерусалима. Каждый год в Великую Пятницу от претории и Темницы Спасителя направляется к Голгофе процессия во главе с Иерусалимским Патриархом, несущим Святой Крест, по улице, ведущей от ворот св. Стефана (Гефсиманских) к храму Воскресения. На этом пути 14 остановок, соответствующих происходившим на них событиям. В этом году возглавлял ход митрополит Василий Кесарийский.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/dushepol...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» Авдулова В. П. Паломничество с детьми: педагогические возможности паломничества " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" data-ll-status="" sizes="" srcset="" > ( 1  голос:  5.0 из  5) Оглавление Дипломная работа студентки Православного Свято-Тихоновского Богословского Института Авдуловой Валентины на тему “Педагогические возможности паломничества” Введение В наше время, когда повсеместно восстанавливаются храмы и монастыри, облагораживаются святые места, возвращается в жизнь древняя традиция русского народа – паломничество по святым местам. В наши дни эта традиция приобретает другую специфику. Раньше паломничества совершались: из любви к Богу, из желания приобщиться святости места, для укрепления в каком-либо предстоящем серьезном деле, чтобы найти свой путь в жизни. Не редкими были и паломничества по обету, за себя, или за своих близких. Поэтому паломничество, как правило, носило характер трудного, но очень благодатного подвига. Дети в семьях воспитывались с тем же восприятием паломничества. Сейчас прежняя культура паломничества утрачена. Обстоятельства жизни и нравственно-духовный уровень людей тоже сильно изменились. Прежние трудности паломничества не могут выдержать не только дети, но и взрослые. Под воздействием технического прогресса, экономических и социальных изменений поменялись и формы паломничества. Если раньше по большей части паломничества были пешие, многодневные, то теперь паломники используют различные виды транспорта (автобус, поезда и т.п.), что делает паломнические поездки менее продолжительными и менее трудными. В старину паломники были желанными гостями в каждом доме. К ним относились как к “божьим людям”, несущим в себе частичку благодати той обители, из которой они возвращались, и массу полученной в дороге информации – о народном благочестии, об укладе жизни в других отдаленных местностях и т.п.

http://azbyka.ru/deti/palomnichestvo-s-d...

В понятие «паломничество» нужно вкладывать идею миссионерства, особенно в наши дни, так как люди имеют слабое представление о христианстве. На сегодняшний день на Святую Землю приезжает большое число русскоговорящих паломников. Какой должна быть главная цель паломничества, и кто чаще всего посещает Святые места, рассказывает экскурсовод диакон Роман Гультяев. Массовое паломничество на Святую Землю из стран СНГ началось в 2000-е годы. Оно нарастало в конце 90-х, но это было стихийное явление, которое паломничеством очень сложно назвать. Скорее, это был «исход» христиан из России для того, чтобы увидеть мир, Восток, увидеть своими глазами Святую Землю. Не было самой идеи паломничества как таковой, она только развивалась, концепция только зарождалась. После был очень сильный спад прибытия паломников, в конце 90-х,  в 2000-2004 гг. Люди не приезжали сюда из-за войны. Постепенно новый виток паломничества русскоговорящих православных паломников начался уже в 2006 году. Сейчас паломничество переживает пик по численности туристов и приезжающих. Сегодня тенденция повторяется — люди возвращаются на Святую Землю снова и снова, приезжают во второй и третий раз. И это уже показатель, определенный критерий, но проблема заключается в том, что никакие наши институты не работают над концепцией паломничества — ни церковные, ни научные. Есть какие-то попытки нечто подобное сделать, но нет серьезной работы. Видимо, нужны годы для того, чтобы осмыслить этот феномен и выработать определенные стандарты паломничества. На мой взгляд, проблема современного паломничества в наши дни заключается в том, что это все-таки туризм. Люди приезжают на Святую Землю, у них есть определенный список мест, которые им продают разные паломнические центры. Таким образом, человек покупает путевку, там у него есть программа и список из 86 мест. И вот он эти 86 мест посещает и возвращается обратно. Это называется туризм. Всегда и в наши дни было много споров о том, чем отличается религиозный туризм от паломничества. Конечно же, отличается очень сильно.

http://pravmir.ru/diakon-roman-gultyaev-...

Следует отметить, что передача некоторыми епархиями забот по организации паломнических поездок надежным коммерческим турфирмам совершенно оправдана, это происходит из-за отсутствия собственной функционирующей паломнической службы. Я думаю, что здесь нужно соблюдать баланс и не допускать монополизации паломничества коммерческими турфирмами. К сожалению, недобросовестные туристические фирмы-организаторы паломничества позволяют себе пренебрегать духовными запросами паломников, религиозными традициями и правилами поведения в местах паломничества. Паломник как глубоко верующий человек направляется в паломнические поездки, конечно же, не для развлечения или для путешествия по России или за рубежом в узком смысле слова, а для возможного повторения подвигов паломников-предшественников, участия в богослужении и духовного очищения. Не стоит оставлять без внимания и проблему осуществления незаконного миссионерства или вовлечения в экстремистскую деятельность под прикрытием организации паломничества. Могу с уверенностью сказать, что в России религиозные организации традиционных конфессий обладают опытом организации паломничества. Так, еще в 1999 году при Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата (сейчас — Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата) был создан Паломнический центр Московского Патриархата на базе гостиницы «Университетская», который внес значительный вклад в развитие православного паломничества и церковной гостиничной сети для паломников. Сейчас центр организовывает паломничество к святыням России и зарубежных стран, занимается привлечением верующих, проживающих за рубежом, для посещения российских святынь. Осуществлением паломнических поездок занимаются общественные организации, расположенные в крупных городах России, в частности, Императорское православное палестинское общество . Помимо организации паломничества на Святой Земле, Общество занимается доставкой гуманитарной помощи нуждающимся, укрепляет духовные и культурные связи России и стран Ближнего Востока.

http://patriarchia.ru/db/text/5457625.ht...

28 марта 2017 г. 16:48 В Москве представили Концепцию развития религиозного туризма и православного паломничества в Республике Крым В МИА " Россия сегодня " состоялся видеомост Москва – Симферополь на тему: " Крым – духовный центр Русского мира " . Его участникам был представлен проект Концепции развития религиозного туризма и православного паломничества в Республике Крым, разработанный членом комитета Совета Федерации по международным делам, председателем Русской общины Крыма Сергеем Цековым. Документ охватываетисторический, церковный и туристический аспекты заявленной темы. В своем сообщении Сергей Цеков рассказал, что проект Концепции разрабатывался совместно со специалистами всех трех крымских епархий-  Симферопольской и Крымской, Керченской и Джанкойской. Документ охватывает исторический, церковный и туристический аспекты темы паломничества и туризма. Остановившись кратко на каждом из них, Сергей Цеков, в частности, отметил, что по его данным интерес к православным святыням Крыма постоянно растет и на полуостров от года к году приезжает все больше паломников. Он напомнил, что украинская власть не вкладывала в восстановление православных храмов никаких средств, а вся реставрационная работа велась на частные пожертвования. Представленная Концепция также включает в себя и развитие инфраструктуры полуострова: решение транспортных вопросов (отремонтировать все дороги сенатор пообещал за пять лет), питания, необходимого уровня медицинского обслуживания и гостиничной инфраструктуры. «Реализация Концепции позволит сделать Крым духовным центром всего русского мира»,- подчеркнул сенатор. По словам заместителя министра курортов и туризма РК Ольга Бурова сообщила, что на территории Крыма находится «свыше 600 духовных паломнических объектов и полуостров имеет все возможности для развития паломничества и религиозного туризма». По мнению члена совета Императорского православного палестинского общества, президента Международной общественной туристической академии Сергея Житенева, в данной Концепции самое главное - это понимание различия между религиозным туризмом и паломничеством. «Религиозный туризм всегда будет вспомогательным к отдыху или культурно-познавательным поездкам по Крыму. А паломничество — это все-таки целенаправленная поездка, не связанная напрямую с отдыхом. Это поездка к святым, просиявшим на Крымской земле»,- отметил Сергей Житенев. Он также предложил учесть в Концепции такой аспект, как «социальное паломничества», когда государство предусматривает дотации для малоимущих групп населения, не имеющих материальной возможности самостоятельно поехать к святыням Крыма (инвалиды, пенсионеры и т.д.).

http://e-vestnik.ru/news/konzepziya_razv...

Песнь паломничества. 1 К Тебе возвожу очи мои, Сущий на небесах! 2 Вот, как очи рабов — на руки их господ, как очи рабы — на руку ее госпожи, так очи наши — к Господу, Богу нашему, доколе Он не помилует нас. 3 Помилуй нас, Господи, помилуй нас, довольно уж презрением насытились мы; 4 довольно уж пресытилась душа издевками от тех, кто надмен, и презрением от гордецов. 124/125 Песнь паломничества. 1 Кто уповает на Господа — как гора Сион, не сдвинется, стоит вовек. 2 Иерусалим! Горы укрывают его, так Господь укрывает народ Свой, отныне и вовек. 3 Не допустит Господь, чтоб батог злых над жребием праведных нависал, — дабы праведные рук не простерли своих к делам злым. 4 Господи, добрым благотвори, тем, кто сердцем прям! 5 Но тех, кто совращен на кривые пути, да оставит Господь ходить с теми, кто творит зло! Израилю — мир! 126/127 Песнь паломничества. 1 Если дома не строит Господь — к чему строителей труды? Если града не хранит Господь — к чему бодрствует страж? 2 К чему вам рано вставать и поздно отходить ко сну, вкушать хлеб маяты? Друга Он и во сне одарит. 3 Вот дар от Господа — сыны, плод чрева — награда от Него; 4 как стрелы в сильной руке — сыны юности твоей. 5 О, благо тому, кто наполнит ими колчан! Будет у него ответ, когда к воротам подступит враг. 128/129 Песнь паломничества. 1 Вдоволь утесняли меня от юности моей, — да скажет Израиль так, — 2 вдоволь утесняли меня от юности моей, но не одолели меня. 3 Пахари пахали на моем хребте, долгие вели борозды. 4 Праведен Господь, Он рассек нечестивых сеть; 5 да смутятся, обратятся вспять все, кто ненавидит Сион! 6 Да будут, как на кровлях трава, что сохнет прежде, чем исторгнут ее, 7 которой косарь не возьмет себе в горсть, и вяжущий снопы не причтет к снопу, 8 и не скажут прохожие им: «Благословение Господне на вас! Именем Господним благословляем вас!» 130/131 Песнь паломничества. Давидово. 1 Господи! не надмевается сердце мое, не глядят в высоту очи мои, не вхожу я в то, что выше меня, что не в меру дивно для меня. 2 Я ли не усмирял, не успокаивал души моей, Как дитя, отнятое от груди? Как дитя, душа моя во мне. 3 О Израиль, ο Господе надежда твоя, отныне и вовек. 132/133 Песнь паломничества. Давидово. 1 О, как сладко, как хорошо, братьям совместно пребывать, — 2 как многоценный елей на главе, что каплями стекает на браду, на Ааронову браду, стекает на края ризы его, — 3 как роса от Ермонских высот, что нисходит на Сиона холмы: ибо там даровал Господь благословение и жизнь вовек. 137/138

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

3. Высшим духовным учебным заведениям Русской Православной Церкви, находящимся на территории России, предоставить пятилетний срок для подготовки документов и выхода на получение государственной аккредитации образовательных программ подготовки пастырей, либо для начала преобразования в образовательные учреждения (центры), готовящие приходских специалистов. 4. Опубликовать рейтинг высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, находящихся на территории России, за 2021 год на официальном сайте Учебного комитета.   ЖУРНАЛ 116 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Фомы, председателя Комиссии при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам принесения святынь и председателя Комиссии по развитию православного паломничества об объединении этих двух комиссий. Справка: Комиссия при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам принесения святынь учреждена Священным Синодом в заседании от 22 марта 2011 г. (журнал 31) как Рабочая группа при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам перенесения святынь с последующим переименованием в заседании от 30 мая 2011 года (журнал 57) в Комиссию по вопросам принесения святынь. Комиссия по развитию православного паломничества учреждена Священным Синодом в заседании от 25 августа 2020 г. (журнал 70). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Объединить Комиссию при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам принесения святынь и Комиссию по развитию православного паломничества в Комиссию Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь. 2. Утвердить Положение о Комиссии Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь . 3. Утвердить следующий состав Комиссии Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь: а) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома — председатель; б) протоиерей Валентин Васечко, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви; в) игумен Феофан (Лукьянов), заведующий Сектором протокола Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата;

http://patriarchia.ru/db/text/5877047.ht...

Попадая в чужую, не знакомую для себя среду, они с трудом адаптируются к новым условиям жизни и нуждаются в духовной поддержке и пастырском окормлении. Следует отметить, что в последние годы нашей Церковью было немало сделано для духовного сплочения наших соотечественников, стремящихся сохранить свою веру и культурные традиции. За период с прошлого Архиерейского Собора открыто 15 новых заграничных учреждений Русской Православной Церкви, в том числе в Австралии, Бразилии, Дании, Италии, Норвегии, Панаме, Таиланде, Чехии, Швеции, ЮАР и в других странах. Мы намерены и далее продолжать нашу деятельность в данном направлении через открытие новых приходов, а также через оказание помощи братским Поместным Православным Церквам, на канонической территории которых компактно проживают русскоязычные православные верующие, направляя к ним священнослужителей нашей Церкви. Особо необходимо отметить важность развития такого церковного делания как паломничество по святым местам. Паломничество искони было и должно быть делом Церкви, совершаться по ее благословению. Цель паломничества состоит в поклонении святыням. В связи с этим стоит вспомнить ныне забытое слово, обозначающее смысл паломничества – поклонничество. Посещение святых мест как внутри России, так и за ее пределами является для многих наших сограждан дорогой к Храму, и совершение паломничества должно быть связано с живым литургическим опытом. В связи с этим вызывает обеспокоенность наметившаяся тенденция смешения паломничества с обычным туристическим путешествием. Нередко паломничеством называют экскурсионное посещение святых мест, монастырей, храмов. В результате дискредитируется сама идея паломничества. Необходимо на епархиальном уровне рекомендовать верующим совершать паломничества по Святым местам обращаясь за помощью в официальные церковные структуры, имеющие благословение Священноначалия Русской Православной Церкви на организацию паломнической деятельности. XV. Взаимоотношения с инославными церквами и международными христианскими организациями Приступая к освещению официальных контактов Русской Православной Церкви с инославными церквами и международными христианскими организациями, хотел бы прежде всего отметить, что свидетельство об истине православной веры в разделенном христианском мире является важным направлением внешнецерковной деятельности.

http://sedmitza.ru/lib/text/429352/

—96— оно продолжалось непрерывно с первых времен христианства у нас и до нашего времени, что паломничья литература и настроение паломника традиционны. Но всё это, доказывая понятное однообразие такого простого явления, как паломничество, не говорит о его неизменяемости, и, верно отмечая трудность построения научной истории паломничества, не убеждает в ее невозможности. Конечно принятая автором постановка вопроса упрощает дело, суживает кругозор и дает ему право изучать паломничество вне многочисленных событий исторической жизни на Руси и на Востоке и взаимных отношений православного Востока и Руси. Точный и внимательный в работе, он видимо не успел ориентироваться в этих отделах истории, что совершенно извинительно в виду и без того большой работы, выполненной автором. А между тем может быть эти-то обстоятельства и определили собственно историческую судьбу изучаемого им явления, степень распространенности паломничества, даже его внутреннюю организацию в то или иное время, – словом определили историю паломничества, которая, по мысли нашего автора, невозможна. Одно такое обстоятельство, несомненно влиявшее на историю паломничества, оценено им неправильно. Путешествие греческого духовенства на Русь за милостыней с XV в. он рассматривает как условие, будившее у нас интерес к святым местам, но скорее они содействовали косвенно ослаблению странствий на Восток. Автор вполне самостоятелен в объяснении разных сторон изучаемого им предмета. Вопросы о происхождении паломничества, о возникновении оригинальных обетов – „заповедей“, калик перехожих, и об их одежде („крута каличья“), – все эти вопросы решает он независимо от своих предшественников и расходится с ними. У него есть тенденция вывести то и другое и третье, не ходя далеко – в Византию, на запад Европы или к болгарским богомилам, найти самобытный источник древнерусского паломничества. Но нельзя сказать, чтобы его критика сильно подрывала существующие воззрения, а собственные решения его были вполне достаточны и убедительны. За то надо признать, что в общем описании указанных сторон своего предмета наш автор так обстоятелен, с такою добро-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010