Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них ( Деян.19:11–12 ). Более того, даже тень святого апостола Петра, по воле Божией, творила чудеса. На те улицы, по которым проходил апостол, выносили на постелях и кроватях больных, чтобы хотя бы тень Петра осенила их ( Деян.5:15 ). По Божиему изволению получили благодатную силу и мощи святых – друзей Божиих ( Ин.15:14 ), храмов Духа Святого ( 1Кор.6:19 ). Святая Церковь во все века благоговейно почитала святые мощи. Почитание это выражалось в открытиях святых мощей, хранении, перенесении, установлении празднеств в память их открытия или перенесения, в построении над ними храмов, в положении их в основание алтарей (См.: 7 Вселенский Собор, правило 7), в паломничестве к ним, в сугубой молитве к Богу перед ними... Почитались не только сами мощи святых, но и принадлежавшие им различные вещи. Почитание святых, их останков создаёт в Православной Церкви, по слову праведного Иоанна Кронштадтского († 1908), «атмосферу как бы духовной семьи, исполненной глубокой любви и покоя. Оно не может быть отделено от любви ко Христу и Его телу – Церкви» ( Иоанн Кронштадтский , св. прав. Моя жизнь во Христе. Дневник. Кн. 1//Прил. к ж. «Русский паломник». 1903. С. 62, 101). Догмат иконопочитания основывается на вере в явление Христа Спасителя во плоти. Икона Спасителя есть и следствие воплощения Сына Божия, и наглядное свидетельство этого события. Господь Своим явлением во плоти самым делом показал, что Его можно изображать на иконах. Он же указал на возможность изображать также святых: Кто принимает вас, принимает Меня ( Мф.10:40 ). Особенно примечателен ответ Спасителя фарисеям, спросившим Его, позволительно ли давать подать кесарю. Взяв монету и указав на изображение на ней. Он спросил: Чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу ( Мф.22:20–21 ). Господь этим ответом, с одной стороны, показал, что честь, воздаваемая изображению, относится к тому, кто изображён, а с другой, – через изображение кесаря Господь напомнил об обязанности верующего воздавать Божие Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Богошественная гора Синай Скачать epub pdf С Египтом связаны исторически начало Ветхого Завета и начало Нового. В дни египетского рабства появляется среди избранного народа Моисей, таинственная, до сих пор для многих историков неясная фигура. После убийства египтянина, ему пришлось уйти из владений фараона и придти на Синай – где он нашел приют у священника Мадиамского и его дочерей. На одной из дочерей, Сепфоре, Моисей женился, жил спокойно и потаенно, пас стада тестя своего Иофора. И однажды, как сказано в книге «Исход», «провел он стадо далеко в пустыни, и пришел к горе Божией Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место на котором ты стоишь, есть земля святая» ( Исх. 3, 1–5 ). Как часто бывает в истории, вождь, пророк и духовный создатель еврейского народа сам скорее всего был чужаком, египтянином. Но здесь, на Синае, впервые заговорил с ним Бог из горящего, но не сгорающего куста. «Это место свято», – сказал ему Бог . Ибо здесь, как бы в огненном горниле, совершалась тайна двойного Богоизбранничества: Бог избрал Себе пророком, Своим историческим орудием Моисея – Моисей избрал (или Бог через него избрал) никому еще не ведомые, подвластные фараонам еврейские племена, для того чтобы создать, выплавить из них Народ Божий. На месте, где Бог впервые открылся пророку, и ныне зеленеет терновый куст. В долине, где стоял когда-то станом выведенный из Египта народ израильский, находится православный Синайский монастырь. Соборный храм его посвящен празднику Преображения Господня, но первоначально, во времена равноапостольных Константина и Елены, здесь был построен храм Неопалимой Купины. …Но начинают паломничество на Синай с восхождения на пик Моисея. Еще из Горящей Купины Бог возвестил Моисею свою волю: «Когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служению Богу на этой горе». И когда, приведя народ и расположив его в долине, Моисей поднялся во исполнение обетования на вершину, «гора Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом» (Исх 19, 18–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В апостольском правиле содержится оговорка: « удаляется от… вина не ради подвига воздержания », что подразумевает возможность законного и непредосудительного воздержания человека от алкоголя, когда он принимает соответствующее добровольное решение. Зачем в церкви продают кагор? игумен Силуан Туманов В первые века христианства люди сообща приносили в храм для Литургии всё, что необходимо для богослужения. Сделанные своими руками свечи из воска со своей пасеки, елей из оливок во дворе, собранный с душистых деревьев ладан, вино со своего виноградника, хлеб из своей пшеницы, из своей печи. Но даже в древности далеко не у каждого городского жителя был свой сад или пасека. Что же про нас говорить? А участвовать в общем деле необходимо, иначе какое же это дело «общее», если мы только пользуемся плодами чужого труда бесплатно? Поэтому несли и несут в храм деньги, необходимые для того, чтобы приобрести всё разнообразие наших церковных приношений. Если люди могут – то покупают и жертвуют и ладан, и свои свечи, и привезённое из паломничества вино. Для богослужения стараются выбирать самое лучшее. Поэтому храм самостоятельно выбирает и закупает свечи, вино, ладан, просфоры и предлагает их людям. Чтобы всем было удобно, хорошо и безопасно. Так что бутылка кагора, которую Вы можете увидеть в свечной лавке при храме, не для украшения Вашего застолья. Это возможность для Вас поучаствовать в совершении Литургии через жертву качественного вина. Обычно к такой бутылке прикрепляют записку о здравии или упокоении родственников и отдают в алтарь. Можно прикрепить записку и оставить бутылку там же, за свечным киоском. Можно приобрести и самостоятельно передать батюшке. Цитаты о вине «…Вина до опьянения не пей, и пьянство да не ходит с тобою в пути твоем». Тов.4:15 «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом». 1Фес.5:17-18 «Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен».

http://azbyka.ru/vino

В декабре 2012 года в Абаканской епархии прошли X Свято-Иннокентьевские чтения. Мы предлагаем вам текст доклада игумена Арсения (Соколова) «Слово Божие — реальность, созидающая церковную жизнь». Источник — «Татьянин день» Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их. (Пс 33/32:6). В новозаветной Книге Деяний Апостолов, по единодушному свидетельству Предания написанной евангелистом Лукой и представляющей собой не что иное, как первую историю Христианской Церкви, мы дважды читаем слова, которые могут представлять определенную трудность для понимания. Первый раз — в 6-й главе: «Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме» (Деян 6:7); второй раз — в 12-й: «Слово же Божие росло и распространялось» (Деян 12:24). Нет сомнений, в обоих этих местах Лука говорит о росте апостольской Церкви, об увеличении числа уверовавших во Христа и ставших Его последователями. Но почему автор Деяний, говоря о количественном росте христианских общин, предпочитает описывать его именно этими словами — «слово Божие росло»? Какая реальность стоит за этим? Каково значение божественного слова в рождении и формировании церковных общин? И какое значение придаем ему мы, православные христиане XXI от Рождества Христова века? На эти вопросы я постараюсь ответить в сегодняшнем докладе. Для того чтобы понять, о чем хочет нам сказать автор Деяний, следует обратиться к другой составленной им книге — к Евангелию от Луки. Внимательный структурный и содержательный анализ этих двух книг говорит нам: Евангелие от Луки и Деяния Апостолов — единое произведение в двух частях. Обе книги так тесно между собой связаны, что, составляя предисловие ко второй, автор напоминает о первой: «Первую книгу написал я, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся» (Деян 1:1-2). С описания вознесения, то есть, с того, чем завершается Третье Евангелие, начинается и книга Деяний. Итак, обратимся к Евангелию от Луки. В последней главе этого Евангелия содержится пространный эпизод, отсутствующий у других евангелистов: явление воскресшего Христа двум путникам, возвращающимся домой из паломничества в Иерусалим (Лук 24:13-35). Из других Евангелий только эпилог Марка (текстологи этого эпилога, Мк 16:10-20, заставляет предположить знакомство автора эпилога с Евангелием от Луки) кратко, как бы вскользь упоминает о том, чтó Лука описывает столь подробно: «Явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим» (Мк 16:12-13). Матфей и Иоанн вовсе об этом не упоминают. Прочтем этот прекрасный рассказ, оставленный нам евангелистом Лукой (Лк 24:13-35):

http://bible.predanie.ru/igumen-arsenij-...

В Евангелии содержатся и другие стихи, где Иисус говорит о Себе, как о Сыне Божьем. Например: Мф.4:6, 8:29, 10:32, 11:27, 16:15-17, 27, 27:43, 28:19 (соответственно в Инж., Мф. главы и стихи те же); Мк.1:11 (соответственно Инж., Мар.); Ин.3:16-18, 5:17-18, 25, 10:36, 11:4 (соответственно Инж., Юхан). Иисус говорил, что Он был воплощением иудейского пророчества о приходе Мессии: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф.5:17 ; Инж., Мф.5:17 ). «И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному обо Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» ( Лк.24:44 ; Инж., Лк.24:44 ). Слова Иисуса доказываются многими пророчествам и из Ветхого Завета, которые были произнесены за века до Его рождения, но свершились в Его жизни. Например, рождение в Вифлееме, жизнь в Назарете, в Египте, подробности Его последних дней жизни, включая способ казни (распятие) (для более полного списка см. Приложение В). Цель Ветхий Завет учил, что Бог потребовал жертвоприношение животных для покрытия грехов. Иисус говорил, что Его целью было предложить Себя в качестве последнего, совершенного жертвоприношения за грехи каждого человека. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мк.10:45 ; см. Ин.3:14 ; Инж., Мар. 10:45 ; Юхан 3:14). Иисус просил верить Его слову, дабы верующие могли обрести вечную жизнь: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» ( Ин.3:16-17 ; Инж., Юхан 13:16–17). Как угодить Богу Сущность любой религии состоит в поисках связи с Богом. В этом смысле учения Иисуса и Мухаммеда были абсолютно разными. Требования к мусульманину Учение Мухаммеда развивалось и принимало более четкие формы в течение всей его жизни. Другими словами, обязанности, требуемые от мусульманина в начале откровения, не были такими же, какими они стали двадцать три года спустя. Например, в Мекке, на заре времен, мусульманам не нужно было молиться определенное количество раз в день. После Ночного путешествия Мухаммеда, которое произошло через десять лет после его первого откровения, требовалось совершать молитву пять раз в день. Еще одним примером может быть паломничество в Мекку (хадж), которое не было обязательным вплоть до девятого года жизни Мухаммеда в Медине.

http://azbyka.ru/iisus-i-muxammed

В последние годы жизнь Русской Православной Церкви развивается очень быстро. По всей России идет возвращение верующим православных святынь и их восстановление. К сожалению, мало кто проявляет интерес лучше узнать нашу церковную историю и использует открывающиеся возможности поклониться российским святым местам! А жаль! Многие, получив отпуск «для лечения», стремятся раз за разом в паломничество за границу, оставаясь равнодушными к отечественному духовному наследию. Это неправильно. А тем храмам и монастырям нашей епархии, которые являются хранителями драгоценного духовного достояния, следует озаботиться, чтобы иметь квалифицированных экскурсоводов из своей среды, справочную литературу и элементарные условия для оказания внимания прибывающим паломникам и самое главное – желание это делать. И уж никак недопустимо грубое и равнодушное отношение к тем, кто хочет помолиться в святых местах нашей епархии. Цель нашей деятельности не должна ограничиваться лишь восстановлением и строительством храмов. Нам необходимо стремиться к тому, чтобы дом Божий наполнялся просвещенными светом Христовой веры людьми, в жизни своей воплощающими заповеди Божии. Новые члены Церкви должны получать достойное наставление в вере и духовное воспитание в обстановке, когда пастырь служит для них личным примером благочестия. Пусть же никто из нас не будет подобен ветхозаветным пастырям, о которых пророк говорит, что они «пасли себя самих», услаждались земными благами, забывая об укреплении слабых, врачевании больных, а по отношению к ближнему проявляли насилие и жестокость (см.: Иез. 34:2-4). Грозно предупреждал таких святой апостол Павел: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). Святая Церковь предлагает нам благодатный и радостный путь служения Богу и ближним, возлагая на каждого ответственность быть «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12), вразумлять бесчинных, утешать малодушных, поддерживать слабых, быть долготерпеливыми ко всем (см. 1 Фес. 5:14).

http://patriarchia.ru/db/text/72323.html

Ведь любовь-то к Богу в этом мире проявляется только через нашу любовь к людям. Иного определения любви к Богу просто не существует. Это и есть исполнение двуединой основной заповеди Христа Спасителя: «возлюбить Господа Бога всем сердцем своим, и ближнего своего как самого себя». Эта заповедь неразрывна, потому что только через исполнение ее одной части о любви к ближнему, и можно понять, любит ли человек Бога. Как замечательно об этом пишет апостол и евангелист Иоанн Богослов в своем Первом Соборном Послании. Он говорит: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего». Значит, в соответствии с этой заповедью степень нашей любви к Богу определяется любовью к людям. Ну, так, как же можно тогда любить Бога больше, чем самых близких людей? В отношении которых мы и проявляем в первую очередь любовь: это родители, дети, братья, сестры? Каким же образом и через кого мы тогда должны проявлять эту более высокую степень любви к Богу, если мы их должны любить меньше, исходя из этого призыва Христа, о котором мы слышали в сегодняшнем евангелии? Надо сказать, что в истории бывали такие случаи, когда недобросовестные люди манипулировали этими словами Спасителя, как бы прикрывали или свое нежелание проявить заботу о родителях, или о детях, или вообще, о людях. Они говорили, что Господь призывает любить Бога больше, чем всех остальных, а поэтому они будут заниматься богоискательством, странствованиями, паломничеством по монастырям, святым местам, возноситься умом и сердцем в какие-то горние обители и помышлять только о небесном. А все эти житейские земные заботы и хлопоты о своих ближних они оставляют, потому что Бога надо любить больше, чем всех остальных. Совершенно очевидно, что в таких жизненных позициях нет любви ни к Богу, ни к ближнему, ни чувства долга, ни перед, скажем, родителями, или детьми, или перед теми, кому действительно необходима наша помощь, наша забота и наше участие.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Во время ежегодного пасхального паломничества в Иерусалим двенадцатилетний Иисус отстает от родителей, и они замечают, что Его с ними нет, но думают, что Он пошел с другой группой. Однако к вечеру им пришлось возвратиться и искать Его в городе. Мальчика нашли в храме, среди учителей; Он слушал, задавал вопросы и Сам говорил, - на удивление разумны были и вопросы, и ответы. Последовал диалог, который для нас не до конца понятен. Богоматерь спрашивает: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя». Это несомненно упрек, но вот каков ответ: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит отцу Моему?». Здесь мы находим слова 12-летнего Христа. Ни в одном Евангелии столь «раннее» Его высказывание больше не засвидетельствовано. И прежде всего обращает на себя внимание то, что это - речения в храме, в «доме Отца». И последние общедоступные беседы Христос проводил тоже в храме. Таким образом получается, что в земной жизни Сына Божия храм, дом Божий,                                   образует своего рода пространственную границу. Кажется, это просто, но если вдуматься... Благовещение Пресвятой Богородицы  XIV век Что же касается содержания краткого диалога, приведенного выше, то нам следует исходить из того, что на Востоке и поныне сын освобожден от послушания матери. Это не мешает восточным мальчикам, юношам, да и взрослым мужчинам уважать своих матерей и прислушиваться к их мнению... но по любви, а не по обязанности. Так что если кому-то кажется, что отрок Иисус недостаточно почтителен с Матерью, то это не так. Заметим еще, что в словах Богородицы на первом месте - Ее забота об Иосифе, Ее огорчение по поводу его скорби. Представим себе это - и такая глубокая взаимная любовь в семье откроется нам через эти немногие слова! А собственно слова Иисуса показывают, что Он прекрасно осознаёт Себя как Сына Божия и знает, что и Его родителям это известно. Тем самым Его слова - это призыв к полной искренности, к «последней прямоте», которая, кстати сказать, так свойственна подросткам. 

http://foma.ru/evangelie-ot-luki-nachalo...

" Возлюби ближнего твоего, как самого себя " . " По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой " . " Не делай другим того, чего себе не желаешь… " . " Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный " . " Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся " . " Ищите прежде Царствия Божия, и все остальное приложится вам… " . " Не хлебом одним жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих… " . " Если будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный простит вам согрешения ваши… " . " Вы — свет мира… " . " Всякий, кто посмотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем… " . " Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут… " . " Блаженны миротворцы, ибо они Сынами Божьими нарекутся… " . " Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят… " . " Не клянись вовсе… Но да будет слово ваше " да, да " , " нет, нет " , а что сверх этого, то от лукавого… " . Евангельские заповеди были не только на устах и в беседах, но и в реальной жизни. По всей святой Руси были устраиваемы десятки тысяч богаделен, бесплатных столовых для бедных, детских приютов. Так называемые " богатые " всемерно старались помочь несчастным людям, накормить, подлечить, а то и построить храм, а при нем — дом для инвалидов, для престарелых. Самым реальным образом осуществлялись слова Христа, который сказал, что сделавший доброе дело для ближнего, сделал это как бы для самого Христа Спасителя. На общем фоне христианского народного благочестия ярким светом сияли Божии угодники — святители, преподобные, мученики, подвижники земли Российской. Одни еще при своей жизни привлекали к себе православных верующих, жаждущих их советов и наставлений. Другие после блаженной кончины ниспосылали благодатное утешение паломникам - богомольцам, поклонявшимся их святым мощам в храмах и обителях. Паломничество было очень развито на Руси. Считалось, что Господь многие грехи может простить человеку, если он проделал большой путь для поклонения православным святыням, расположенным то ли на Святой Земле, то ли на Афоне, то ли в пределах нашего Отечества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2221...

Вот здесь проходил Илия-пророк с Елисеем пред своим огненным взятием на небо. А произошло оно на том берегу реки. Здесь расступился Иордан и перед Илией, и перед Елисеем. В этом городе совершил пророк Елисей чудо, соделав нехорошую воду здоровою через соль и имя Господне. Вода этого источника и ныне орошает цитрусовые сады Иерихона. И сказали жители того города [Иерихона] Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел, он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал. ( 4Цар. 2: 19–22 ). В память об этом событии стоит здесь ныне греческий православный храм во имя праведного пророка Елисея. И опять взоры наши устремляются туда – в сторону Иордана. Ведь именно там, всего в четырех километрах от нас, – место, где проповедовал и крестил святой Иоанн Креститель. Там крестился Христос! Совсем рядом и устье Иордана, где он впадает в Мертвое море и где Иордан возвратился вспять... Может, и в буквальном смысле мертвые соленые воды вместе с грехами людскими коснулись тогда крещаемого Спасителя?.. Мы – в Иерихоне, «городе пальм». Их действительно здесь очень много. Весь город скрылся под ними. Подъезжаем к большому зеленому дереву. Это смоковница Закхея. Она единственная в городе, больше смоковниц нет. Вот здесь проходил Иисус, и на это дерево влез маленький ростом Закхей, чтобы увидеть Его… А во дворе церкви пророка Елисея есть огромный сухой пень. Греки утверждают, что это и есть та самая смоковница Закхея, которая помнит Христа. В этом храме мы совершаем молебен. Читаем евангельскую историю о Закхее (см. Лк.19:1–10 ), о том, как Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее, как Он нашел здесь мытаря Закхея. Вот так Он взыскует и каждого из нас... В храме пророка Елисея мы купили иконы и сувениры, иллюстрирующие евангельскую историю о Закхее. Где-то здесь рядом, при входе в город, Господь исцелил у дороги слепого Вартимея (см. Мк.10:46–52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010