В Синодальном отделе по благотворительности представили результаты исследования о социальном служении Русской Православной Церкви 23 октября 2016 г. 14:22 21 октября 2016 года в Синодальном отделе по церковной благотворительности состоялась презентация результатов исследования социологов ПСТГУ о социальном служении Русской Православной Церкви. Социологи изучили направления деятельности, мотивацию социальных работников и добровольцев, узнали о конкретных проблемах и запросах людей, занимающихся церковным социальным служением. Это исследование позволит внести изменения в программу дистанционного обучения, которую Синодальный отдел по благотворительности реализует для священников, социальных работников и добровольцев. В презентации результатов исследования приняли участие председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , проректор по учебной работе Православного Свято-Тихоновского богословского института, руководитель лаборатории «Социология религии» протоиерей Николай Емельянов и руководители направлений Синодального отдела. В рамках исследования социологи Полина Батанова и Дарья Орешина изучали ответы участников интернет-семинаров по церковному социальному служению, которые проходили курс в 2015-2016 учебном году. Они разослали им электронные анкеты с вопросами, касающимися прошедших занятий и развития социального служения в их приходах. Общий портрет человека, который занимается церковным социальным служением, выглядит так: это человек от 25 до 60 лет (в большинстве случаев женщина), который занимается социальной деятельностью в свободное от работы время то есть, доброволец (33%), либо официально занимает должность социального работника при храме и совмещает ее еще с какой-либо работой (27%). У него есть семья, он воцерковлен и причащается несколько раз в месяц, направление социального служения выбирает, в основном, либо по личным причинам, либо в связи с общественным запросом. Доля молодых людей, участвующих в церковном социальном служении, по результатам исследования, оказалась больше, чем в предыдущие годы, отметила научный сотрудник лаборатории «Социология религии» ПСТГУ Дарья Орешина.

http://patriarchia.ru/db/text/4646934.ht...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Вызов экуменизма В книге «Вызов экуменизма» анализируется как и сам феномен экуменизма, так и различия между разными конфессиями и религиями. Особо отец Андрей Кураев останавливается на отношениях Православия и Католичества. Подвергаются резкой критике «экуменические тенденции среди либеральной интеллигенции». «Вызов экуменизма», книга, как и всегда у о. Андрея, острая, даже резкая. Однако, даже если и не соглашаться с выводами отца Андрея Кураева, в аргументированности и логике им не откажешь. Проиллюстрируем позицию отца Андрея, которую он защищает в «Вызове экуменизма» вот таким его резким выпадом: «А это значит, что рекламное шоу под названием “даешь синтез!” кончится просто образованием очередной секты, которая будет противопоставлять себя всем остальным (чье сознание недоразвилось до принятия их идей).» Андрей Кураев ВЫЗОВ ЭКУМЕНИЗМА Книга диакона Андрея Кураева, профессора Свято-Тихоновского Православного Богословского Института, посвящена замыслу объединения религий. Этот замысел активно провозглашается множеством сект (вспомним Аум Синрике, выдававшую себя за синтез христианства и буддизма), и столь же активно оспаривается православной мыслью. Причины, по которым экуменическая идея объединения разных религий вызывает возражения у Православной Церкви, анализируются в этой книге. Особое внимание уделяется парадоксальным отношениям, сложившимся между Православием и Католичеством. С одной стороны – в книге анализируются основные расхождения между ними (приводится полный текст догмата о непогрешимости римского папы; поясняется, в чем состоит проблема «филиокве», католическая мистика сопоставляется с опытом восточных Отцов Церкви). С другой стороны – обращается внимание на осторожность, с которой документы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года трактуют связи и разрывы в православно-католических отношениях. Многие положения этой книги формулировались и раскрывались в ходе тех лекций по православному богословию, которые диакон Андрей Кураев с 1992 г. читает на философском факультете МГУ. Поэтому эта книга написана вполне светским языком и рассчитана не только на людей верующих, но и на тех, кто еще не обрел достаточных оснований для того, чтобы сделать собственный религиозный выбор. Она также адресована религиоведам, культурологам, философам, студентам и педагогам. ПРЕДИСЛОВИЕ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Другой важной задачей видится создание единого центра распространения церковной периодики. Опыт последних лет показал, что сегодня эту работу уже нельзя совместить с распространением книжной продукции, необходимо создать механизмы распространения, позволяющие оперативно получать свежие выпуски наших газет и журналов в различных епархиях, на приходах и в монастырях. Перед Церковью стоит важная миссионерская задача научиться вести проповедь с широким использованием тех возможностей, которые сегодня предоставляют средства массовой информации. Многое в этой области уже сделано, однако и проблемы все еще остаются. По всей видимости, целесообразно поручить Издательскому Совету создать рабочую группу для проработки вопроса о формировании единой информационной политики Церкви и выработки соответствующих рекомендаций и документов. Изменения коснулись и сборника «Богословские труды» была реорганизована его редколлегия. Надеемся, что это будет способствовать росту значения и престижа этого издания. Пока в свет вышел только один номер. Хотелось бы, чтобы взятый высокий уровень публикуемых в нем материалов, обеспечиваемый сотрудничеством с лучшими богословскими силами нашей Церкви, новой редколлегии удалось сохранить. В данный момент следует добиваться увеличения числа таких издательских проектов и православных периодических изданий академически-научного уровня, в которых публиковались бы материалы и разработки преподавателей и студентов Духовных школ. Такая практика, существовавшая до революции, всегда стимулировала творческую активность профессуры и студенчества. В настоящее время регулярно выходит лишь «Богословский сборник Свято-Тихоновского Богословского института» и с большими промежутками журнал МДА «Богословский вестник» и «Труды Минской Духовной академии». Академический журнал СПбДА, к сожалению, низведен до уровня ежегодника с отчетом о состоянии дел в академии, с одной-двумя богословскими статьями. Мы часто сетуем на то, что церковная аудитория в своем большинстве мало подготовлена к чтению статей высокого уровня. Давайте не забывать, что издатели должны не только ориентироваться на уровень и интересы аудитории, но и призваны воспитывать читателей.

http://patriarchia.ru/db/text/420130.htm...

На сегодняшний день в Церкви уже накоплен определённый опыт по учёту, хранению и реставрации церковных памятников, который, к сожалению, оказался мало востребованным на практике. Примером может быть издание Православного Свято-Тихоновского Богословского института под редакцией А. Г. Жо­лондзя и протоиерея Бориса Михайлова 11 (см. также статью А. Г. Жолондзя в книге “ EIKWN KAI TECNH. Церковное искусство и реставрация памятников истории и культуры” 12 ). В этом отношении важна и брошюра “Как правильно обращаться с иконами. О грехе небрежения и об истинном благочестивом отношении к иконам” с вступлением Г. С. Клоковой. На сайте Епар­хиального отдела по реставрации и строительству Московской епархии в разделе “Практические советы” опубликованы статьи на эту тему известных специалистов: М. Ю. Кеслера, Е. А. Си­зовой, протоиерея Бориса Михайлова, Г. С. Клоковой и др. Кроме этого, по интересующему нас вопросу существует достаточное количество публикаций в различных научных изданиях, которые также могут быть восприняты с учётом некоторых своих особенностей. В настоящее время в государственных музеях, библиотеках, архивах и других учреждениях культуры существует строгая регламентация правил учёта, хранения и реставрации художественных ценностей, которая находит отражение в различных предписаниях и инструкциях. В недавнем прошлом, после случаев пропажи ценностей из известных музеев России, была создана специальная комиссия для проведения всеобщей сверки музейных ценностей, которая работает и по сей день. Таким образом, принципы государственного музейного учёта, хранения и реставрации во многом могут быть рассмотрены как образец для разработки методов деятельности предполагаемого епархиального отдела по учёту, хранению и реставрации церковных ценностей. Что же касается структуры такого или подобного отдела, то в ней должна быть предусмотрена экспертная комиссия, сформированная из специалистов. Функция этой комиссии — определение степени значимости памятников, их каталогизация с описанием сохранности и внесение в епархиальную базу данных.

http://pravmir.ru/o-sohranenii-tserkovny...

Страшная история, или Как священник боролся с колдуньей Диакон Андрей Автор данного текста пожелал сохранить свою фамилию втайне, так же как и имя главного героя этой реальной истории. Когда мы с товарищами учились в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете на богословском факультете, куратор нашей группы однажды поинтересовался: с кем бы мы хотели встретиться из известных священников? В своих фантазиях, кого пригласить, мы дошли до легендарных, прозорливых старцев. Но у легендарных на нашу группу, видимо, времени не нашлось, а пришел к нам в гости обыкновенный московский батюшка (я изменю его имя, потом вы поймете – почему, назовем его отец Алексей). И мы попросили его рассказать нам самую интересную, быть может, даже потрясающую историю из его священнической практики. Отец Алексей не заставил себя долго упрашивать. Сняли они комнату у какой-то старушки. Бабуся, как божий одуванчик, ходит, все под нос себе что-то нашептывает… Началась эта история в городе Магадане, когда туда приехала молодая супружеская пара из Москвы. Жена только что закончила педагогический институт и прибыла в Магадан для прохождения практики. Сняли они комнату у какой-то старушки. Бабуся, как божий одуванчик, ходит, все под нос себе что-то нашептывает… И вдруг эта престарелая хозяйка заболела. Да так тяжело, что слегла и вроде как даже собралась помирать. Она жестами подзывает проходившую мимо ее комнаты московскую жиличку, мол, «подойди поближе, хочу тебе что-то сказать». Квартирантка подходит. Старушка опять ей делает знак рукой: наклонись, нужно сказать тебе на ушко. Девушка склоняется над больной и вдруг – откуда у умирающей старухи взялись силы и прыть? – она срывает с себя амулет, который висел у нее на шее, и бечевкой от него, как петлей, стремительно опутывает шею своей жиличке и начинает ее душить. При этом предлагает: – Принимай… Или задушу. А ошарашенная учительница и не поймет: чего принимать-то? Но оказалась она перед выбором: или принять неизвестно что, или оказаться задушенной. Потом, вспоминая, она объясняла, что в этот момент ее еще немного разбирало любопытство, что последует за этим дальше… В общем, квартирантка – учительница на ультиматум умирающей согласилась.

http://pravoslavie.ru/146672.html

 Государственный архив Ростовской области (далее – ГАРО). Ф. 226. Оп. 19. Д. 498. Л. 6 об.  Там же.  Там же.  Екатеринославские епархиальные ведомости. 1911. 34. 1 декабря. Отдел неофициальный. С. 916.  ГАРО. Ф. 226. Оп. 19. Д. 498. Л. 7 об.  ГАРО. Ф. 226. Оп. 21. Д. 56. Л. 1–25.  Там же.   Росинская Е.В.  Воспоминания об о. Константине Верецком. Рукопись от 22 сентября 2006 г.   Росинская Е.В.  «…И обрящете покой душам вашим». Ростов-на-Дону: Альтаир, 2016. С. 59.  Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943: В 2-х ч./Сост. М.Е. Губонин. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского института, 1994. С. 82–85.  Там же. С. 83.  Государственный архив Российской Федерации (далее – ГАРФ). Ф. Р-470. Оп. 2. Д. 45. Л. 4.   Локерман А.  74 дня советской власти (из истории диктатуры большевизма в Ростове-на-Дону)//Центр документации новейшей истории Ростовской области (далее – ЦДНИРО). Ф. Р-12. Оп. 2. Д. 85. Л. 5–7.  ГАРФ. Ф. Р-470. Оп. 2. Д. 45. Л. 3.  Ответ ЮНЦ РАН на запрос Комиссии по канонизации святых Донской митрополии 17900-2115-659 от 04.07.2017.   Локерман А.  74 дня советской власти (из истории диктатуры большевизма в Ростове-на-Дону)//ЦДНИРО. Ф. Р-12. Оп. 2. Д. 85. Л. 7.  ГАРФ. Ф. Р-470. Оп. 2. Д. 45. Л. 4 об.  Из ужасов прошлого (Письмо в редакцию)//Приазовский край. 1918. 3(16) мая.  Там же.   Росинская Е.В.  Воспоминания об о. Константине Верецком.  ГАРО. Ф. 226. Оп. 21. Д. 56. Л. 32.   Табунщикова Л.В., Шадрина А.В.  Церковные расколы в Донской области. 1920–1930-е годы. Сб. документов и материалов/Отв. редактор А.В. Венков; науч. редактор Н.В. Киселева. Ростов-на-Дону: Антей, 2015. С. 28.  ГАРО. Ф. Р-3737. Оп. 9. Д. Л. 104.   Росинская Е.В.  «…И обрящете покой душам вашим». С. 76.  ГАРО. Ф. 226. Оп. 21. Д. 27. Л. 4, 135, 136, 180, 181, 220, 223, 224.   Росинская Е.В.  Воспоминания об о. Константине Верецком. скрыть способы оплаты Смотри также

http://pravoslavie.ru/126149.html

Просим Вас рассмотреть вопрос о прекращении издания подобных " учебников " , о правомочности введения и преподавания соответствующих курсов в школьных и вузовских программах. Исходя из того, что все разновидности данной лженауки отвращают учащихся от богатейшего наследия отечественной культуры, насаждают не только чуждые, но и впрямую враждебные нашей традиции учения и практики, являются неприкрытой духовной агрессией против нашей страны и несут угрозу национальной безопасности государства, просим Вас исключить специальность " Валеология " из Перечня направления и специальностей высшего педагогического образования. Кроме того, предлагаем создать Совет по независимой общественной экспертизе, в который войдут ученые разных специальностей, – для всесторонней оценки учебников, учебных программ и педагогических технологий по стратегически важным для нашего общества школьным и вузовским дисциплинам. Надеемся, что Вы, Владимир Михайлович, и все здоровые силы Министерства образования Российской Федерации, как и народы нашего многонационального Отечества, заинтересованы в воспитании молодого поколения России не только высокообразованным, но и духовно здоровым. От этого зависит будущее нашей страны. Ф.Кузнецов, д-р фил. наук, член-корр. РАН, директор Института мировой литературы им.А.М.Горького РАН; В.Розов, драматург, президент Российской академии словесности; В.Покровский, президент РАМН; Д.Саркисов, гл. ученый секретарь президиума РАМН; Н.Емельянов, д-р техн. наук, проф., зав.лаб. Института системных исследований РАН; И.Чалов, архитектор " Моспроекта " , член Союза архитекторов России, ст. преподаватель факультета архитектуроведения Православного Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ); С.Григорян, член-корр. РАН, засл. проф. МГУ им.М.В.Ломоносова, директор Института механики МГУ; Т.Энеев, член Президиума РАН, Институт прикладной математики РАН; Д.Ефимов, д-р физ.-мат.наук, проф., зав.лаб. Вычислительного центра РАН; Д.Зарудный, д-р. техн. наук, проф., зав.каф. прикладной математики МИИ; В.Трофимов, академик РАЕН, проф., проректор МГУ; В.Жохов, священник, клирик Никольской церкви с.Ромашково Московской обл., Московский Патриархат; В.Иванов, академик РАМН, д-р биол.наук, проф., директор Медико-генетического центра РАМН; Л.Курило, проф., д-р биол.наук, зав.лаб.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Мы выпускаем уникальных специалистов» Интервью с заведующим кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры ПСТГУ Константином Антоновым В разгар подачи документов в вузы об особенностях высшего образования в православном университете, возможности получить светское и церковное образование одновременно и укладе жизни студентов ПСТГУ рассказал заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Константин Антонов. – Константин Михайлович, 20-летие факультета справляете в октябре, а 20-летие университета в ноябре – странная хронология… – Наш университет вырос из катехизаторских курсов, созданных в начале 1990-х годов известными московскими священниками. Когда эти курсы оформились в Богословский институт, в нем сформировалось два факультета: богословский и миссионерский. Постепенно университет прирастал и другими факультетами – сейчас их всего десять. Расширялся и богословский факультет. Сейчас на нем десять кафедр, из них пять богословских, две философские и две языковые. Мы выпускаем не только теологов, но также религиоведов, философов и филологов, занимающихся изучением древней христианской письменности. Наша кафедра философии религии и религиозных аспектов культуры основана в 2003 году профессором В.Н. Катасоновым. Первоначально она называлась кафедрой научной апологетики, но затем нам было поручено курировать на факультете направление «Религиоведение», и с 2005 года она носит нынешнее название. – Для кого в первую очередь создавался православный университет? – ПСТГУ стал первым в истории России светским вузом, где мирянин может получить полное высшее богословское образование. Идея заключалась в том, чтобы воцерковленным людям, заинтересованным в получении высшего гуманитарного образования, такое образование дать и при этом внести в сами эти дисциплины элемент церковности. В 1990-е годы была волна интереса к Православию среди людей высокой культуры и серьезных умственных интересов. И собственно для них все это и создавалось. На всех факультетах мы даем хорошее высшее образование, включающее сильный богословский элемент – и теоретический, и практический. Наша задача в том, чтобы дать Церкви образованных людей, специалистов в разных областях, которые при этом являются церковными людьми, близко знакомы с богословием и разбираются в том, что происходит в Церкви. С другой стороны, на заочном отделении у нас учится много священников, которые в свое время не получили или недополучили семинарское образование. И вот сейчас добирают нужные знания.

http://pravoslavie.ru/54957.html

Если мы обратимся к определению родоначальника употребления самого термина «тоталитарная секта» в российской науке – доктора философии, кандидата богословия, заведующего кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского богословского института Александра Леонидовича Дворкина, то увидим, что «тоталитарными сектами стали называться особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками» 481 . Как мы видим, все приведённые определения делают акцент на описательных характеристиках, ссылаясь на наличие нарушения прав человека внутри некоей организации, которая, применяя к своим адептам определённые приёмы воздействия, наносит им вред, сама же процветает, скрывая свою деятельность за различными социально-одобряемыми масками. Если рассмотреть более подробно характеристики тоталитарной секты, мы увидим, что задача поиска точного религиоведческого определения несколько усложняется. Специалисты упоминаемой выше канадской организации «Инфо-Калт» выделяют семь критериев, при наличии которых можно относить организацию к разряду тоталитарных сект. 1 . Гуруизм (абсолютная власть обожествляемых в организации лидеров и их приближенных). 2 . Построение по принципу пирамиды, особая жёсткая дисциплина и организация, напоминающая организацию партий кадрового типа и некоторых международных корпораций. 3 . Обман или сокрытие части важной информации об организации при вербовке новых членов. 4 . Наличие секретных вероучений, ритуалов и тайных уровней посвящения. 5 . Эксплуатация членов организации. 6 . Нравственный релятивизм – нравственным считается то, что полезно секте («цель оправдывает средства»). 7 . Использование особых психологических методик по реформированию мышления и контролированию сознания своих членов. Результатом действия таких методик становится подавление личности и замещение её манипулируемой квазиличностью. При полной ориентации на лидера подчинённые члены секты подражают ему во всем. Если же глава секты имеет криминальные или извращённые наклонности, страдает психическими расстройствами, то срабатывает механизм психологической индукции, своеобразного заражения сектантов пороками и психическими патологиями основателя 482 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И от этой своей веры ангелами не становятся, продолжая творить свои дела, по которым и судятся. Так что эти бесы полностью попадают в приведенное выше А Л. Дворкиным известное определение инославных: «имеют веру в Святую Троицу, в Иисуса Христа, Сына Божия». Поэтому инославие - также губительная ересь. Среди православных христиан, в самой Христианской Церкви понятия ереси и секты закономерно чаще используются в их узком понимании - имея в виду отклонения от учения Церкви и отпадения от общения в Церкви. С инославными христиане просто чаще общались, жили рядом - вплоть до самых последних времен начала процесса мировой глобализации. Вот, собственно, и все богословие религиозного сектантства, логически и исторически доступное первокурснику не только Православного Свято-Тихоновского Богословского института, но и любого другого института. Почему же А.Л. Дворкин блуждает в этих «трех соснах» (да и не он один среди формально православных «ведущих экспертов»), да еще и заблуждает учащихся всех наиболее известных и авторитетных на сегодня православных вузов (готовящих кадры для организаций Русской Православной Церкви, катехизаторов, возможных преподавателей Православия в светских образовательных учреждениях!) - об этом в «дополнении». Итак, элементарные вещи оказываются недоступны преподавателю двух основных православных вузов России. Что делать с этим? Вывез человек из США некоторое количество конспектов и не может теперь без них. Усвоил «птичий язык» протестантского суесловия о Боге и уже не расстанется с ним. Прошел обучение у прот. Мейендорфа, известного таким же «размытым» отношением к Церкви, и будет верен до конца своему духовному наставнику в ереси. Что делать с этим неизвестно. Об этом еще несколько слов скажем в «дополнении», а в самом отзыве будем говорить о книге. Рассмотрим теперь раздел книги, в котором А.Л. Дворкин оценивает имеющиеся пособия и книги по проблеме религиозного сектантства. Убедившись на материале предыдущего раздела в том, что религиозные взгляды преподавателя основных православных вузов России отнюдь не православные, можно заранее предвидеть его оценки «конкурирующих» на почве исследования религиозного сектантства изданий.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/18/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010