Исследовательские проекты -- Философская аргументация арианских споров (2007-2008); Рецепция богословских традиций древности в христианской науке XX в. (2008-2010) Библиография работ автора: Список научных публикаций: 1) Лингвистические аспекты имяславия в сопоставлении со святоотеческими представлениями о природе языка//Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 8 (М., 2001). С. 70-86; 2) Пути разрешения вопроса имяславия//Ежегодная Богословская Конференция Православного Св.-Тихоновского Богословского Института: Материалы 2001. М., 2001. С. 61-64; 3) Аристотель в России//Православная энциклопедия, т. III (2001). С. 256-257; 4) Наследие каппадокийцев в древнерусской письменности//Ежегодная Богословская Конференция Православного Св.-Тихоновского Богословского Института: Материалы 2002. М., 2002. С. 29-32; 5) Брек И., свящ . Чтение Священного Писания по учению святых Отцов (перевод с французского)//Альфа и Омега, 2 (32) (М., 2002) . С. 48-63; 6) Святоотеческие источники просвещения Древней Руси//Альфа и Омега, 3 (33) (М., 2002). С. 313-323; 7) Вечный спор о Священном Предании (рецензия на книгу еп. Илариона (Алфеева), Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. 2 тт. СПб.: Алетейя, 2002)//Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 11 (М., 2003). С. 469-473; 8) Брек И., свящ . Как читать Ветхий Завет? (перевод с французского)//Альфа и Омега, 1 (35) (М., 2003). С. 16-30; 9) Св. Василий Великий. Переписка с Аполлинарием Лаодикийским (вступительная статья, перевод с древнегреческого и комментарии)//Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 12 (М., 2003). С. 71-78; 10) Св. Василий Великий и Аполлинарий Лаодикийский//Ежегодная Богословская Конференция Православного Св.-Тихоновского Богословского Института: Материалы 2003. М., 2003. С. 74-79; 11) Василий Селевкийский. Слово на святую Пасху (вступительная статья, перевод c древнегреческого, примечания)//Альфа и Омега, 1 (39) (М., 2004) . С. 73-84;

http://bogoslov.ru/person/266831

Богословско-теоретический аспект В предисловии к книге автор пишет, что »Эта книга появилась на свет в результате работы над лекционным курсом «Сектоведение», который автор читает в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте начиная с 1995 г.» (с. 7). Таким образом, книгу можно рассматривать в качестве учебного пособия, предполагая, что именно так - как учебное пособие - эта книга используется автором в его преподавательской деятельности в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте. С другой стороны, данная книга, попавшая в руки нецерковного читателя, будет рассматриваться им как отражающая понимание сектантской проблемы в Православной Церкви - ведь это, фактически, учебник Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Это также надо иметь в виду при дальнейшем рассмотрении книги, особенно ее богословско-теоретической части. Уже простое исследование оглавления книги ставит читателя в тупик в отношении важнейшей ее части (как учебного пособия по сектоведению для православных учебных заведений) - а где, собственно, изложено отношение Христианской Церкви к феномену религиозного сектантства? Пусть хотя бы конспективно, на нескольких страницах из почти 700 в книге, учитывая знания студентов четвертого курса Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Рассмотрим теперь конкретнее содержание этого теоретико-богословского введения в книге А.Л. Дворкина «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования» (Изд. Братства во имя св. князя Александра Невского, Нижний Новгород, 2000). Во-первых, выясняется, что деление богословско-теоретического раздела книги на 2 главы совершенно необоснованно. Материал в этих главах расположен хаотично, в существенной части «перекрывает» друг друга. Собственно богословско-теоретическим обоснованиям сущности, происхождения и классификации религиозного сектантства в книге посвящены всего несколько страниц. Это подразделы 1-2 в главе 2 (подраздел 3 этой главы содержит оценки имеющейся литературы о сектах, а подраздел 8 - понимание автором истоков происхождения новых религиозных сект) и частично подразделы 1 и 11 в главе 3. Последний подраздел 11 во 2 главе посвящен, в основном, проблеме классификации религиозных сект. Путем исследования содержания текста первых двух глав книги можно выделить 5 основных логических позиций богословско-теоретического раскрытия автором феномена религиозного сектантства:

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/18/...

Я убежден, что завершится время трудностей для нашего Свято-Тихоновского гуманитарного университета, но люди, которые прошли обучение в эпоху этих трудностей, всегда будут о них вспоминать. И никогда эти внешние обстоятельства не будут темными воспоминаниями — как и мы, прошедшие в советское время суровую школу борьбы, никогда не вспоминаем те годы как мрачное время, хотя уж как много было трудностей. Мы вспоминаем то время как время борьбы, созидания, как время свидетельства в тяжелейших условиях, хотя, конечно, не забываем о том, какими были эти условия, и сознаем необходимость сделать все для того, чтобы Церковь через такие внешние условия больше не проходила. Поэтому я хотел бы просто ободрить всех вас и сказать, что Господь проводит нас через испытания и часто таким образом, что в результате этих испытаний мы становимся сильнее и лучше. Дай Бог, чтобы внешние трудные обстоятельства жизни Свято-Тихоновского гуманитарного университета содействовали усилению духовной жизни, возрастанию интеллектуальной силы, формированию в студентах способности сопротивляться непростым жизненным обстоятельствам. Абсолютный комфорт и нега бытия не являются лучшими условиями для возрастания личности. Я бы хотел напомнить, что сегодняшний день — день избрания на Патриарший престол святителя Тихона — в настоящее время отмечается как церковный праздник, а инициатором этого празднования был Свято-Тихоновский институт. Это была хорошая инициатива, и дай Бог, чтобы и другие инициативы так же воспринимались церковным обществом и церковным сознанием. Я хотел бы сказать об этих инициативах. Одна из них — получение богословского образования не только будущими пастырями, но и мирянами, которые призваны трудиться как в церковной сфере, так и в иных сферах общественной жизни — в науке, в школе, в социальных учреждениях, в СМИ. Мы — как народ, как Церковь — очень нуждаемся в них, мы нуждаемся в формировании корпуса православной интеллигенции. Вы знаете, что именно интеллигенция несет на себе особую ответственность за народ, за будущее, за страну. Именно исторические заблуждения нашей интеллигенции и обусловили трагическое развитие истории России в XIX-XX столетиях, а, может быть, и раньше. Одной из главных проблем России было отсутствие связи между интеллигенцией и Церковью, отсутствие мощного корпуса православной интеллигенции, которая была бы способна к самоорганизации, к оказанию реальной поддержки Церкви. Церковь воспринималось как «ведомство православного исповедания», как некая замкнутая корпорация, потому что не было среди мыслящей, элитарной части общества достаточного количества людей, способных демонстрировать своей личностью, своей жизнью важность связи с Церковью. Интеллигенция была нецерковной, а чаще всего — антицерковной. Я не говорю о советском времени, но, пропуская этот период нашей истории, я хотел бы сказать о том, как важно сегодня формировать корпус православной интеллигенции.

http://patriarchia.ru/db/text/939506.htm...

16. Константин Николаевич Леонтьев: реакционер, пророк?//Вступит. ст. К. Леонтьев. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза(1872-1891). Изд. «Республика», М., 1996, 1, 2 а. л. 17. Русская церковь в Югославии 1921-1939 гг.//Славяноведение, 1996, 6, 1 а. л. 18. Русская церковь в Югославии 1921-1939 гг.//Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Материалы. 1992-1996. М., 1996, 1, 3 а. л. 19. Югославянство/славянство в русской эмигрантской периодике//Русская эмиграция в Югославии. М., 1996, 0,6 а. л. 20. К истории деятельности православных братств//Церковь в истории славянских народов.  М., 1997, 0, 6 а. л. 21. Тревоги и заботы национальной школы//Педагогика, 1997, 1, 0, 7 а. л. 22. Македония - споры, соглашения, войны//На путях к Югославии: за и против. Очерки национальных идеологий югославянских народов. Конец XVIII начало XX вв. М., 1997, 1, 2 а. л. 23. Этапы борьбы македонского народа за независимость//Вступит. ст. Македония. Путь к независимости. Документы. М., 1997, 1, 2 а. л. В соавт. 24. Болгарская тема: pro et contra//Славянский альманах. М., 1998, 1, 3 а. л. 25. Константин Леонтьев//Литературная учеба, М., 1998, 4-6, С. 177. 26. Православие и политика (из истории русско-болгарских отношений)//Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Материалы. М., 1999, 1, 3 а. л. 27. Гордиев узел Балкан//Македония: Проблемы истории и культуры. М., 1999, 0, 6 а. л. 28. «И на камени веры утверди мя» (из истории русско-сербских связей)//Славянский альманах. М., 1999, 1, 2 а. л. 29. Украинский вопрос и проблема «балканизации» России в среде русских эмигрантов в 1930-е годы в связи с выходом в свет сборника документов «Чему свидетели мы были...»//Славяноведение, 1999, 4, 0, 6 а. л. 30. Забытая страница (из послевоенной истории Русской Церкви в Югославии)//Славяноведение, 1999, 5, 0, 7 а. л. 31. К проблеме исторической памяти//Славянский альманах. М., 2000, 0, 5 а. л.

http://bogoslov.ru/person/792994

СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого ФИЛАРЕТА, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя редакционной коллегии сборника «Богословские труды» о составе редакционной коллегии. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить состав редакционной коллегии сборника «Богословские труды» в следующем составе: 1. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Председатель Синодальной Богословской комиссии, председатель редакционной коллегии; 2. Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, ректор Кишиневской духовной академии; 3. Архиепископ Верейский Евгений, Председатель Учебного комитета, ректор Московских духовных академии и семинарии; 4. Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, Председатель Миссиоенерского отдела, ректор Белгородской духовной семинарии; 5. Епископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии; 6. Епископ Керченский Иларион, викарий Сурожской епархии; 7. Архимандрит Иоанн (Экономцев), ректор Российского православного университета Иоанна Богослова; 8. Архимандрит Леонид (Филь), ректор Минской духовной академии; 9. Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского богословского института.; 10. Протоиерей Николай Забуга, ректор Киевской духовной академии; 11. Протоиерей Владимир Силовьев, Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, главный редактор издательства Московской Патриархии; 12. Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС МП; 13. Протоиерей Василий Стоиков, профессор Санкт-Петербургской духовной академии; 14. Протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской духовной академии; 15. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), доцент Санкт-Петербургской духовной академии; 16. Протоиерей Валентин Тимаков, заместитель главного редактора издательства Московской Патриархии; 17. Протоиерей Максим Козлов, доцент Московской духовной академии; 18. Иерей Леонид Грилихес, преподаватель Свято-Тихоновского богословского института и Московской духовной академии; 19. Иерей Владимир Шмалий, секретарь Синодальной богословской комиссии, преподаватель Московской духовной академии;

http://sedmitza.ru/lib/text/429481/

6. М. С. Иванов, профессор Московских Духовных академии и семинарии; 7. Н. В. Лосский, профессор Свято-Сергиевского Богословского института в Париже. 8. Б. А. Нелюбов, профессор Московских Духовных академии и семинарии; 9. А. И. Сидоров, профессор Православного Свято-Тихоновского Богословского института. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о посещении им русских православных приходов в Тунисе с 24 по 27 марта сего года. ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о направлении делегации Русской Православной Церкви на Европейскую экуменическую встречу, организованную Конференцией Европейских Церквей и Советом Епископских Конференций Европы, которая будет проходить в Страсбурге (Франция) с 19 по 22 апреля 2001 года. ПОСТАНОВИЛИ: Для участия в Европейской экуменической встрече в Страсбурге направить делегацию Русской Православной Церкви в следующем составе: 1. Архиепископ Клинский Лонгин – глава делегации; 2. Е. С. Сперанская, сотрудник Секретариата ОВЦС МП по межхристианским связям; 3. А. В. Елисеев, сотрудник Секретариата ОВЦС МП по межхристианским связям; 4. Д. С. Синяков, студент Свято-Сергиевского Богословского института в Париже. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, об участии представителя Русской Православной Церкви в работе Смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Митрополита Солнечногорского Сергия в связи со значительной рабочей нагрузкой освободить от членства в Смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу, выразив ему благодарность за понесенные труды. 3. Членом Смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу от Русской Православной Церкви назначить епископа Сергиевского Василия. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о положении дел в Берлинской епархии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429448/

Святейший Патриарх Кирилл вручил награды — диплом лауреата и медаль митрополита Макария — лауреатам Макариевских премий в области гуманитарных наук 2023 года. Награды были вручены: в номинации «История Православной Церкви» первая премия — Федотовой Марине Анатольевне, доктору филологических наук, ведущему научному сотруднику Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук, за труд «Святитель Димитрий Ростовский: Житие, Служба, чудеса: Исследование и тексты»; вторая премия — Соболевой Ларисе Степановне, доктору филологических наук, профессору кафедры русской и зарубежной литературы Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, за труд «Сборник проповедей XVII века " Статир " : сакральные образы и автор» (дистанционно); третья премия — Павлову Дмитрию Владимировичу, магистру теологии, младшему научному сотруднику Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, за труд « " До смерти я буду призывать вас к молитве " : жизнь и служение митрополита Гурия (Егорова)»; третья премия — Михайлову Андрею Юрьевичу, кандидату исторических наук, доценту кафедры общей и церковной истории Казанской духовной семинарии, доценту кафедры отечественной истории и архивоведения Казанского федерального университета, за труд « " Канонист с горением Илииным... " : жизненный и творческий путь профессора Ильи Степановича Бердникова (1839-1915)»; молодежная премия — иеромонаху Ферапонту (Широкову), кандидату богословия, проректору по воспитательной работе, секретарю Ученого совета, доценту кафедры церковно-исторических дисциплин Вологодской духовной семинарии Вологодской епархии, за труд «Вологодская духовная семинария во второй половине XIX — начале ХХ века»; молодежная премия — Дружинину Андрею Владимировичу, старшему преподавателю кафедры общей и русской церковной истории и канонического права богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, за труд «Подготовка пастыря в российской духовной школе: осмысление, дискуссия и практика (1808-1869 гг.)»;

http://radonezh.ru/2023/11/17/svyateyshi...

Почему я был назначен Председателем комиссии по изучению богословия свящ. Георгия Кочеткова? 5 мая 2000 года, десять лет назад, было подписано распоряжение Святейшего Патриарха Алексия II о создании комиссии в составе семи человек — представителей Московской Духовной академии и Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Отмечаю, что не только из представителей Свято-Тихоновского Института, как говорится в полемике от 27 марта 2010 года, но и представителей Московской Духовной академии. До сих пор мне неизвестно — почему я стал Председателем комиссии. Со мной этот вопрос, как и вопрос о составе комиссии, не обсуждался. Какие отношения у меня были с о. Георгием Кочетковым и его последователями до начала работы комиссии? Я думаю, что вопрос об отношении к кочетковцам довольно важен, поэтому отвечу подробнее. В 1974 году осенью я стал иподиаконом Святейшего Патриарха Пимена и был таковым до августа 1978 года. Вот тогда-то на службах я начал замечать лица двух постоянных прихожан Патриаршего Богоявленского собора — будущего свящ. Георгия Кочеткова и А. М. Копировского. Они стояли, чаще всего, в северном крыле храма. Меня с ними никто не познакомил, но я знал, что это знакомые нашего старшего иподиакона — Сергия Соколова (впоследствии епископа Новосибирского). Так мне и не приходилось с ними общаться, но я всегда относился к ним доброжелательно. После окончания Академии знакомые наших знакомых устроили моё выступление при музее Древнерусского искусства им. преп. Андрея Рублева. А. М. Копировский подарил мне после выступления (об иконографии и песнопении «О Тебе радуется») медаль с силуэтом Спасского собора Андроникова монастыря. Отношения были при этом вполне доброжелательные. Я никак не общался после этого с Георгием и Александром, потому что наши пути не пересекались: я 11 лет служил диаконом в Николо-Хамовническом храме и писал работу о Великом каноне св. Андрея Критского. Не помню, в каком году была встреча представителей московского духовенства с Георгием Кочетковым, А. М. Копировским и их последователями. Позвали и меня. Я сидел вместе с московскими батюшками и слушал их выступления. Когда предложили и мне выступить, я тоже выступил и сказал о ценности сохранения традиций (не только святоотеческих, но и просто отеческих, т. е. «отцовских». Даже употребил слово «безотцовщина»). Мое выступление было не по указке сверху, а выражением того, что я думаю. Так я поступаю всегда во всех обстоятельствах, как поступали мои отцы и деды, оставаясь верны истине (это слово является синонимом древнего слова «правда») даже до смерти. Поэтому словоупотребление «правдолюбовская комиссия» для тех, кто знает Правдолюбовых, носит совершенно противоположный тому, что вкладывают в него кочетковцы, характер. Достаточно заглянуть в Православный церковный календарь и найти четверых Новомучеников и исповедников с этой фамилией: отца и трех его сыновей.

http://pravoslavie.ru/59362.html

Вечером в Соборной палате Московского епархиального дома прошел торжественный акт по случаю 25-летия ПСТГУ. В мероприятии участвовали заместитель министра образования и науки Российской Федерации руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений, наместник Андреевского ставропигиального монастыря епископ Дмитровский Феофилакт , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря , ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев) , настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова), представители духовных учебных заведений и государственных учреждений. Актовую речь о деяниях Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. и подвиге святого Патриарха Тихона произнес иерей Александр Мазырин. Слово ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева было посвящено истории Свято-Тихоновского университета. Вуз зарождался во второй половине 1980-х годов как просветительский лекторий, а затем богословско-катехизаторские курсы. Уже в 1992 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II  курсы были преобразованы в Свято-Тихоновский богословский институт. В 2004 году вуз получил статус университета. Сейчас главное здание ПСТГУ располагается в особом месте историческом Епархиальном доме. «Реконструкция Московского епархиального дома с храмом в честь святого равноапостольного князя Владимира была завершена в конце июня 2015 года, отец Владимир. Именно здесь в 1917-1918 гг. проходил Поместный Собор Православной Российской Церкви, на котором было принято решение о восстановлении Патриаршества и митрополит Московский и Коломенский Тихон был избран и наречен Патриархом Московским и всея Руси». После Октябрьской революции Московский епархиальный дом закрыли, а работу Поместного Собора насильственно прекратили. Музейные коллекции и библиотеки были разграблены, убранство Князь-Владимирского храма уничтожено. С 1930 года в перестроенном доме располагалась студия документальных фильмов.

http://patriarchia.ru/db/text/5067343.ht...

Приход храма Живоначальной Троицы, что в Вишняках, известен с 1642 года. Существующее здание храма построено в 1815 году. Освящено 18 мая 1824 года святителем Филаретом (Дроздовым) Московским. Главный престол освящен в честь Пресвятой Троицы. Правый придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Левый придел в честь Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского и новомучеников Российских. В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм был закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1922 году. В 1991 году здание храма было приписано к приходу храма Святителя Николая Мирликийского в Кузнецах. 08 июня 1994 года освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Является базовым храмом Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. http://vishnyaky.cerkov.ru/ С 1642 года храм известен как деревянный. В 1678 году на его месте выстроен каменный храм. Ныне существующее здание возводилось по частям. В 1804-1811 годах построена тёплая трапезная вместо старой. Во время пожара 1812 года храм горел и был восстановлен вчерне в 1815 году, полностью - к 1824 году, тогда же храм приобрел современный вид - ротонда на четверике с двумя ионическими портиками и крупной апсидой. В 1826 году, в связи с расширением Пятницкой улицы, снесена старая колокольня и выстроена новая многоярусная колокольня со шпилем. В трапезной были приделы Иерусалимской иконы Божией Матери и Илии Пророка. Церковь закрыта не раньше 1929 года. В 1994 году храм был вновь освящен. Приписан к Николо-Кузнецкому храму Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Троицы в Вишняках, при Свято-Тихоновском богословском институте церковь (Пятницкая улица, дом 51). В XVII в. на этих землях обосновалась стрелецкая слобода, названная по имени стрелецкого головы «Матвеева приказа Вишнякова», от которого произошло наименование урочища, а ныне – переулка. Свою документальную историю храм ведет с 1642 г., когда он был деревянным. Каменный рядом со старым построили в 1678 г. В 1706 г. к храму пристроили придел Иерусалимской иконы Божией Матери, расширенный в 1735 г. Второй придел пророка Илии устроили в конце XVIII века. Первой по времени в 1804 г. перестроили ныне существующую трапезную с двумя приделами. Ее архитектура типична для московского зрелого классицизма: пластичные скругленные углы, центр фасадов выделен тройным окном, строгий декор дополнен круглыми нишами и рустом. До пожара успели, в основном, возвести и сам новый храм. Однако в 1812 г. он сгорел и отстраивался заново с 1815 по 1824 гг.

http://sobory.ru/article/?object=02236

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010