– Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской ( Иер. 31, 31–32 ). Можем ли мы рассматривать этот фрагмент как пророчество Иеремии о Новом Завете? – Церковью это место в книге Иеремии рассматривается именно так. Книга Иеремии, несмотря на ее большой объем и богатство смыслов, в православном богослужении используется мало, но вот этот отрывок читается как паремия на вечерне Великой Субботы. Напомню, что там читается пятнадцать ветхозаветных паремий, и эта, о Новом Завете, – четырнадцатая. Ее присутствие в богослужении этого дня неслучайно. Великая Суббота, суббота перед Воскресением, – это как раз рубеж между Ветхим и Новым Заветами: Сын Человеческий принес в жертву Самого Себя, поэтому ветхозаветные жертвоприношения более не нужны. Вторая паремия из этой книги – А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: «положим ядовитое дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось» (11, 19) – читается на часах в Великий Четверг и Великую Пятницу: в страдающем за истину пророке Иеремии Церковь видит прообраз Христа – Агнца Божия, Которого иудеи стремились погубить с ненавистью еще большей. Время Нового Завета, по пророчеству Иеремии, – это время, когда Закон написан уже не на пергаменте, но в человеческих сердцах (см.: 31, 33). И заключение Завета будет сопровождаться полным прощением грехов. – Само словосочетание «Новый Завет» – не здесь ли оно появляется впервые? – Да, впервые здесь, а второй раз мы его услышим через шесть веков, на Тайной вечере (см.: Мф. 26, 28 ; Мк. 14, 24 ; Лк. 22, 20 ). – Слышим ли мы голос Иеремии в Евангелии? Не цитирует ли его Спаситель? – Параллели, безусловно, есть, хотя относительно отдельных мест спорят: цитата ли это из ветхозаветного пророка или оригинальное выражение, например, апостола Павла: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах ( Рим. 2, 15 ). Одно из самых известных параллельных мест – изгнание Иисусом торгующих из храма. Мф. 21, 12–13 : написано, – дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников. Точно так же называет Храм Иеремия: Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? (7, 11). И Самого Христа люди принимают за воскресшего Иеремию (см.: Мф. 16, 14 ), из чего можно сделать вывод, что и во времена Римской империи покоренные ею евреи ждали возвращения этого пророка на землю (37, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Вот почему Церковь Православная, основываясь всецело на слове Божием, установила поклоны, употребление при Богослужении Фимиама, крестные ходы, освящение воды, светильники и т. д. Так поклоны не вымышлены учителями Церкви, как говорят сектанты, а имеют основание в примерах, указываемых Св. Писанием. О поклонах вообще говорится во многих местах Св. Писания: «Поклонился человек тот и поклонился Господу» ( Быт. 24:26 ). Так, Авраам, услышав обещание Божие вступить с ним в завет, пал на лице свое в чувстве глубокого благоговения ( Быт. 17:3 ). Моисей и Аарон, когда молились за грехи народа, также падали на лица свои ( Числ. 16:22 ). Сам Господь Иисус Христос в чувстве преданности Богу повергся на землю и, пав на лице Свое, молился в саду Гефсиманском, как свидетельствует о том евангелист Матфей в 26 гл., 39 стихе. Вот образец и начало земных поклонов, употребляемых православными, особенно во время прилежной молитвы. Но если бы мы и не находили примеров для поклонения в Св. Писании, и тогда мы не имели бы права осуждать и отвергать их, потому что они суть необходимые знаки или выражения чувств благоговения, благодарности, прошения, смирения, раскаяния, повиновения воле Божией. В ознаменование благодарности, смирения и преданности мы часто преклоняемся и пред людьми. Почему же не воздавать такой чести высочайшему Богу, нашему Творцу и Искупителю? Потому-ли, что Бог видит сокровенные чувства наши? Но в таком случае и сами сектанты не должны бы употреблять коленопреклонений и воздеяния рук. Значит, сектанты сами себе противоречат, когда в принципе утверждают одно, а на практике допускают другое. 2. Каждение фимиама. Что касается употребления при Богослужении Фимиама, то и для этого обрядового действия Православной Церкви существуют также указания в Св. Писании. Из книги Исход видно, что, Бог заповедал кадить Фимиамом пред кивотом. «Аарон будет курить благовонным курением каждое утро. Это всегдашнее курение пред Господом в роды ваши» ( Исх. 30:7–8, 40:5 ). Бог заповедал кадить Фимиамом над жертвенником кадильным, находящимся против завесы, на которой были изображения херувимов. «Поставил золотой жертвенник в скинии собрания пред завесою. И воскурил на нем благовонное курение, как повелел Господь Моисею» ( Исх. 40:26–27; 2 Парал. 26:16–18). Пророк Малахия, возвещая славные времена Мессии, говорил от лица Господня: «От востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить Фимиам имени Моему; чистую жертву» ( Малах. 1:11 ). Некогда велико будет имя Мое, т. е. будет славимо и достойно чествуемо.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Вячеслав Пономарев Скачать epub pdf Заупокойное богослужение Смерть христианина В земной жизни человека бывает порой много испытаний, скорбей, бед и болезней. Но самое серьезное испытание готовит ему смерть. Неизбежный конец жизни – удел всякого человека на этой земле. Только вера открывает человеку те горизонты, которые не являются очевидными в этой жизни. По учению Святой Церкви, усопшие живут по смерти и Господь лишь к жизни другой переселяет рабов Своих, ибо, по слову Христову, Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы ( Лк. 20; 38 ). Поэтому умершие православные христиане не перестают быть членами Церкви, сохраняя с Нею и со всеми остальными Ее чадами действительное, живое общение. Христианин знает, что смерть – это «великое таинство» его нового рождения из земной временной жизни в вечность. Он знает, что оттого, как он пройдет свой жизненный путь, зависит образ его существования за гробом. Поэтому в своем «земном путешествии» он руководствуется заповедями Христовыми, показывающими истинный путь к Небесному Царству. Подойдя к пределам своей жизни, любой человек нуждается в помощи своих близких как физической, так и, в гораздо большей степени, духовной. Смерть человека – испытание не только для него, но и для всех его окружающих. Та молитва , та помощь, которую еще живой человек оказывает своему умирающему близкому, становится исполнением одной из важнейших заповедей Христа: Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки ( Мф. 7; 12 ). Очень важно не только помочь близкому, оказавшемуся на пороге смерти, подготовиться к ней, прибегнув для этого к спасительным Таинствам Церкви, но и сделать все необходимое для того, чтобы Господь улучшил его загробную участь. Канон 18 молебный на исход души Христианин, видя, что дни жизни его родственника либо близкого человека подходят к концу, обязан в этот самый тяжелый и ответственный час привести к одру умирающего человека священника, который совершит над ним Таинства Покаяния, Причащения и Соборования. Значение этих Таинств в последние часы жизни огромно и их принятие может серьезно повлиять на посмертную участь человека, а то и радикально изменить ее. Поэтому надо приложить все усилия, чтобы больной, находящийся в беспомощном состоянии, смог прибегнуть к этим спасительным Таинствам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Господь принес человечеству правду о наших немощах и болезнях, Он явил нам и правду о Боге, Который разговаривает с человеком на доступном для него языке внешних действий и образов, посредством вещественных предметов. Это и есть Евангельская правда, которую логически понять невозможно, однако нельзя от нее убежать, не отказавшись от связи с Живым Богом. Поэтому не стоит подменять ее удобным самообольщением о том, что Бог у нас в душе, ибо Апостолы говорили о другом, они проповедовали «Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор. 1:23)… Да, скажем мы твердо, храм Богу не нужен, однако он необходим человеку, которого так любит Создатель! И в этом удивительном противоречии мы ясно видим Христову правду о человеке и его общении с Богом, познаем сокровенный евангельский смысл: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Рейтинг: 7.5 Голосов: 163 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Марианна 10 октября 2015, 15:04 Да, есть такие слова " Бог ее в рукотворных храмах живет " Но есть и слова Самого Христа: " клянущийся храмом клянется им и ЖИВУЩИМ в нем " (Мф, 23:21). И еще есть слова: " Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей " (Пс, 25:8). Так что не только для человека, но и для Бога пребывать в храме, а более того, считать его Своим домом, это естественно. ЕВА 6 октября 2014, 22:21 Сам Господь Бог дал людям ещё в Ветхом Завете через пророка Моисея указания ,каким должен быть храм для Богослужений!Церковное православное Богослужение совершается священнослужителями преимущественно в храмах!А главное,через Богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом,через совершение таинства Св.Причащения,получая от Бога благодатные силы для праведной жизни!Вне храма это невозможно совершать! Михайлов И 28 сентября 2014, 18:04 Милая Татьяна, в Храме Божьем надо не прихожан нюхать, а с Богом общаться. Тогда всякие контрасты перестанут резать глаз, и никакого смущения не возникнет.

http://pravoslavie.ru/73920.html

Друг! что ж воздадим, чем возблагодарим Господа Бога за такую полноту Его любви к нам? В таком важном деле не дерзну сказать своего слова. Обратимся за словом к Его возлюбленному ученику, и выполним точно и безусловно, что скажет он нам. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства, чтобы нам иметь дерзновение в день суда, достигает в нас тем, что мы поступаем в мире также, как Он. Страха нет в любви, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви. Станем и мы любить Его, потому что Он еще прежде возлюбил нас. Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец, потому что не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? И заповедь мы имеем от Него такую, чтобы всякий, любящий Бога, любил и брата своего», ( 1Ин. 4:16 – 21 ). Прошлое и настоящее В заключение этого письма поговорю с тобой еще несколько о тех далеких временах, когда Церковь Христова сияла еще таким чудным, благодатным светом. Так люблю я переноситься мыслью к этим временам! Но грустно, грустно делается каждый раз, как посравнишь прошлое с настоящим, как увидишь, сколько прекрасного вышло из употребления и совсем забыто, и сколько, взамен того, привнесено пустого, суетного, ничтожного. В те времена всему народу позволялось принимать участие в псалмопении и молитвах. Ученые и неученые, и даже женщины, девы и дети участвовали тогда в общественном богослужении. Дети, вместе с прочими, молились за оглашенных и верных 206 . Девы воспевали по чину псалмы: поутру, в часы третий, шестой, девятый, в вечер и в полночь; они каждый день должны были выучивать псалмы и некоторые другие места из священного писания 207 . А теперь? Посмотри хоть бы на наших женщин и дев за божественной литургией: что они, зачем пришли? Псалмопением или молитвами они заняты? А еще есть местности, в которых девы совсем не ходят, да и не пускаются в Божью церковь – хороши должны выходить матери семейства! А дети, посмотри, как стоят они в Божьей церкви, ничему не наученные, ничего не понимающие и не принимающие ни малейшего участия в богослужениях. Об ученых я уже и не говорю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Если говорить более точно, часом славы Иисуса становится час (время) Его распятия и Воскресения. Все, что ему предшествует, есть ожидание и подготовка. Сам термин «час» (w(/ra), иногда заменяемый на kairo/j («время» 881 ), многократно употребляется в Ин. Земное служение Иисуса по Ин. проходит под знаком ожидания «часа». Точнее, ожидание «часа» и его наступление – две примерно равные по объему части, на которые четко разделяется Ин. Вот как их принято условно называть: 1) «Книга знамений» ( Ин. 1 – 11 ); 2) «Книга славы» ( Ин. 12 – 21 ). И вот как распределяются цитаты, в которых используются термины «час» или «время»: Ожидание «часа» славы Наступление «часа» славы «... еще не пришел час Мой» (2, 4 ). «Пришел час прославиться Сыну Человеческому» (12, 23 ). «И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его» (7, 30 ). «Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (12, 27 ). «И никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его» (8, 20 ). «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу» (13, 1 ). «Мое время еще не настало...» (7, 6 ; ср. ст. 8 ) «Вот, наступает час, и настал уже...» (16, 32 ). «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (17, 1 ). Во вторую колонку можно было бы добавить и трогательное сравнение часа Иисуса с часом женщины, когда она рожает после долгого периода ожидания: Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир ( Ин. 16, 21 ). Слова о наступлении ожидаемого «часа» славы Иисус произносит накануне Тайной Вечери, после которой и происходят события Голгофы и Воскресения. Таким образом, заключительные страстные дни входят в этот «час». Богослужение Православной Церкви не упустило столь важного момента. Первое из 12-ти страстных Евангелий (служба Святых Страстей Господних – Утреня Великой Пятницы) представляет собой прощальную беседу Иисуса с учениками на Тайной Вечере по Ин. Богослужение начинается словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Забота об этом и дает возможность и простор каждому приложить свои силы и способности как лучше во спасение своей души трудиться для Христа: один в Богослужении и храме, другой в благотворительности, третий в просвещении, иной в увещаниях и обличениях заблудших и т. д., по Апостолу – к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе не придем в единство веры и познания Сына Божия в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Eфec. IV, 12–13 ). О таком обществе спасающихся христиан, охотно принимающих слово о Христе, и можно сказать то, что сказано о первых христианах: они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Все верующие были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нуждам каждого… находясь в любви у всего народа. ( Дeяh. II, 42, 44–45. 47 ).Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их ( Дeяh. V. 13 ). Так и все христиане, духом своим между собою объ­единяясь в Богослужении, в общей церковной молитве, как душе всей жизни во Христе верующих в Него, через это в единстве духа исполняясь благодатными силами Христа – Главы церковного тела, – объединяются и во всей христианской жизни и деятельности, как проявлении полноты христианского воодушевления. Так это происходит во всей Христовой Церкви; так это и в малых церквах – приходах. С принятием веры от греков мы русские восприняли от них и их церковный порядок в приходской жизни, хотя и с своим своеобразным приложением его к делу. Прежде всего, тогда как на Востоке епархии постепенно расширялись из одного прихода в соединение многих приходов, в России наоборот: епархии постепенно сокращались в своих пределах, увеличиваясь количественно в своем числе. Русский Архиерей, управляя гораздо более обширною епархиею со множеством приходов, не мог так близко входить в управление и руководство каждым приходом в отдельности. Отчасти это исправлялось, между прочим, тем, что приходские священники из пределов епархии собирались к своему Епископу в неделю православия или в иное воскресенье, которое так и называлось поэтому «сборным воскресеньем».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

Кажется, против этого сказать нечего. И именно, если когда весь народ должен участвовать своим пением в богослужении, так во время принесения жертвы бескровной, в видимое свидетельство, что она приносится всей Церковью, лишь при посредстве священника. Сколько от этого было бы пользы духовной – и представить себе трудно. Разумеется, по многим и многим причинам, это не осуществится. По крайней мере, была бы заявлена необходимость этого. Славословие великое, или утренняя песнь Богу при первом свете дня. «Слава тебе показавшему нам свет! Слава в вышних Богу, и на земли мир, к человекам благоволение! Славим Тебя, величаем Тебя, поклоняемся Тебе, превозносим Тебя, благодарим Тебя, потому что велика слава Твоя, Господи-Царь небес, Бог-Отец, Вседержитель, Господи-Сын единородный и Святый Дух! Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца, принимающий на себя грехи мира, помилуй нас; принимающий грехи мира, прими молитву нашу; седящий одесную Отца, помилуй нас. Ибо един Ты свят, един Ты Господь – Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь. Всякий день славлю Тебя, и превозношу имя Твое во веки, в вечные веки. Сподоби нас, Господи, сохраниться нам в этот (наступающий) день без греха. Благословен Ты, Господи, Бог отцов наших, хвально и прославленно имя Твое во веки. Аминь. Да будет на нас милость Твоя, Господи; так как мы и надеялись на Тебя. Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим (трижды). Господи! Ты наше прибежище в род и род. Потому-то я и говорю: Господи, помилуй меня, и исцели душу мою, потому что я грешен пред Тобой, Господи! к Тебе прибегаю, научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой, у Тебя источник жизни, в свете Твоем мы видим свет. Продли милость Твою к знающим Тебя. Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». Эта песнь, как и все церковные песни основана на священном писании. В ней слышатся не только слова, но и целые стихи из ветхого и нового зав-ветов. Укажу на состав ее. «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Песнь ангельская, при рождении Спасителя 125 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Как тут не вспомнить довольно распространенное в наши дни (к сожалению, не только в среде протестантов, но и в широких массах) заблуждение, что апостолы и их последователи в первые века совершали Богослужение бесчинно и вне какой-либо традиции? Действительно, при поверхностном прочтении Нового Завета кажется, что ни Сам Спаситель, ни апостолы не следовали каким-то формальным правилам в своей молитвенной и Богослужебной жизни. Да и вообще, эта сторона их жизни будто находится «за кадром» Писания. Это может показаться весьма странным для протестантов, исповедующих ложный принцип «sola scriptura» (раз Писание – это единственное, что Бог нам дал в качестве руководства, то почему Он не объяснил нам там толком, как Ему служить и как Ему молиться?), но совершенно не должно удивлять православного читателя, знающего о Священном Предании. Священное Предание и «предание человеческое» Для поверхностного читателя Библии сама идея Священного Предания может показаться противоречащей новозаветному учению. Можно вспомнить огненные, клеймящие фарисеев слова Иисуса в Мф 15:»…Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?… Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» Или вот, уже апостол Павел в Кол 2:8 осуждает «предание человеческое»: «Смотрите, (братия,) чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу.» Но у апостола Павла есть и другие слова о предании (2Фес 2:15): «Итак, братия, стойте и держите предания , которым вы научены или словом , или посланием нашим.» (курсив наш) Очевидно, что в Кол 2:8 и в 2Фес 2:15 речь идет о двух совершенно разных преданиях. Кроме предания человеческого есть еще и Предание Божественное, Священное. Последнее имеет две формы – «словом» и «посланием». Именно существование словесного Апостольского Предания проясняет, почему в Новом Завете почти не затронуты практические аспекты молитвы и Богослужения. Апостолы и их ученики прекрасно знали, что любой практической деятельности гораздо легче учиться под руководством опытного учителя, чем по книгам. Поэтому им не было нужды писать о том, как молиться или служить Богу — они это показывали своим личным примером.

http://pravmir.ru/zachem-my-xranim-preda...

Кроме посещения церкви для общественного богослужения мы должны затем в праздничные дни и дома заниматься молитвою и чтением слова Божия и других назидательных книг или разговорами душеспасительными. Мы должны также в эти дни посвящать Богу часть из своего имения и употреблять то на нужды церкви и служащих ей и на благотворение неимущим, посещать больных и заключенных в темницах и делать другие дела, вызываемые христианской любовью к ближним. Поступая так, мы поистине будем святить праздничные дни и вместе освящаться сами. Правда, каждый из нас по мере возможности должен делать все указанные дела и в рабочие дни. Кому же препятствуют обычные житейские работы, тот по крайней мере праздничные дни должен освящать таковыми делами. Молиться же непременно должно каждый день утром и вечером, перед обедом и ужином и после них, и по возможности при начале и окончании каждого дела. Но среди христиан, к сожалению, есть немало таких, которые употребляют праздничные дни не на святые и богоугодные дела, а на дела плотские и порочные, позволяя себе в праздники нескромные игры и зрелища, светские песни, невоздержанность в пище и питье. О подобных христианах должно сказать, что они не только не освящают праздничных дней, а напротив, оскорбляют святость их. Ибо если невинные и для временной жизни полезные работы неприличны дням святым, то тем более дела бесполезные, плотские и порочные. Как ненавистны Богу праздники, проводимые в нечестии, видно из следующих слов, сказанных народу еврейскому через пророка Исайю: «Новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя; они – бремя для Меня; Мне тяжело нести их». Не менее преступны против четвертой заповеди и осуждаются ею также те, которые вообще ничего не делают и в будние дни не занимаются делами, приличными их званию, но проводят время в праздности и рассеянности. В заповеди ясно сказано: шесть дней делай, то есть, трудись и занимайся своими житейскими работами. А как необходим и полезен труд уже для настоящей жизни, это может знать каждый из нас по собственному опыту. Трудом человек приобретает благосостояние себе, а праздностью он разрушает его. Истине этой поучал уже премудрый Соломон, говоря: «ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогощает». Из посланий апостола Павла мы знаем, что он трудился день и ночь и заповедал труд всем христианам. Любящим праздность и рассеянность он запрещает даже есть: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Итак, будем трудиться и заниматься своими житейскими делами в будние дни, а в праздники будем усердно посещать церковь для богослужения и поучения в слове Божием и делать другие богоугодные дела, и мы угодим Богу и выполним обязанности, возлагаемые на нас четвертою заповедью Закона Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010