Послание Блаженнейшего Митрополита Германа в связи с призывом Американской Православной Церкви к милосердию HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Перевод с английского Кирилла Боголюбова Послание Блаженнейшего Митрополита Германа в связи с призывом Американской Православной Церкви к милосердию Мои дорогие и возлюбленные в Господе, я молюсь о том, чтобы мы могли продолжать отдавать себя все в большей мере Христу и ближнему, чтобы в нас действительно осуществились слова молитвы, возносимой на каждом богослужении: сами себе и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Я молюсь о том, чтобы наши дела стали свидетельством Христовой милосердной и милостивой любви для всех, кто окружает нас: для членов нашей семьи и соседей, тех, с кем мы вместе работаем и проводим свободное время. Возлюбленные о Господе! Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь 1 Иоанна 4:8 От имени тысяч людей, которые получили помощь в течение прошедшего года в виде подарков от Американской Православной Церкви в результате призыва к милосердию 2001 года и деятельности специального Фонда помощи пострадавшим 11 сентября, еще раз благодарю всех вас за проявленную любовь и поддержку. Благодаря вашим пожертвованиям Церковь смогла помочь нуждающимся, в особенности пострадавшим в результате террористического нападения на Соединенные Штаты. Находясь посреди мира, глубоко погрязшего в конфликтах, нельзя забывать об императиве любви. Ведь этот императив является самой сутью жизни Христа. Таким образом, для христиан любовь - это не один из вариантов выбора или просто нечто, о чем нас просят задуматься. Напротив, любовь - любовь Христова - это то, что мы призваны воплотить в своих словах и поступках. Апостол Иоанн в своем Первом Послании далее пишет: Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга...И мы имеем от него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Иоанна 4). Именно Божья любовь определяет наши отношения с Ним. Мы знаем Бога, потому что Он возлюбил нас первым, даже до смерти!

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Священник Иустин Ольшевский Дело и деятельность Переводческой комиссии Православного миссионерского общества 39 (в извлечении читано 27 марта 1894 г. в общем собрании полтавского отделения Православного миссионерского общества) В истекшем году нашим миссионерским комитетом отправлена значительная сумма денег в г. Казань в распоряжение Переводческой комиссии Православного миссионерского общества, как об этом и доложено было собранию в прочитанном сейчас годовом отчете нашего комитета. Посему, с благословения преосвященнейшего владыки, на сей раз я честь имею занять просвещенное внимание почтенного собрания сообщением кратких исторических сведений о деле и деятельности названной Переводческой комиссии. Вопрос этот есть вопрос о духовном просвещении инородцев. Кроме своего, в данном случае, так сказать, частного, интереса, вопрос этот имеет и высокий общий интерес ввиду того глубокого значения, какое имеет дело Переводческой комиссии для всех миссий среди многочисленных инородцев нашего обширного отечества. Когда в великий священный день Пятидесятницы впервые раздалось мощное, огненное слово проповеди святых апостолов, тогда каждый из бывших в Иерусалиме пришельцев, явившихся из разных стран от разных народов, услышал святые слова на родном для себя языке. По сообщению книги Деяний апостольских, вот как слушатели апостольской проповеди засвидетельствовали совершившийся факт: мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их (то есть святых апостолов) нашими языками говорящих о великих делах Божиих ( Деян. 11:8–11 ). Этот факт стал руководственным на все времена для Церкви Христовой. Православный Восток, приобщая благу христианства новые народы, всегда старался доставить новопросвещенным возможность читать слово Божие и совершать богослужение на родном для них языке. Когда западные проповедники пытались ограничить чтение слова Божия и совершение богослужения только теми тремя языками, которые употреблены были для таблички на Кресте Христа Спасителя, то есть языками римским, греческим и еврейским, то восточные проповедники признали в этом трехъязычную ересь. Таким образом, священная и богослужебная книга на языке, понятном для народа, всегда была первым и неизменным спутником православного проповедника истины Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на освящении закладного камня в основание храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Ереване 18 марта 2010 г. 11:29 18 марта 2010 г., в ходе официального визита в Республику Армения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин закладки русского православного храма Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в районе Шенгавит армянской столицы. После богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с приветственным словом. Ваше Святейшество! Преосвященные архипастыри и пастыри! Дорогие братья и сестры! Сегодня мы совершили освящение закладного камня нового православного храма в городе Ереване, при котором будет также находиться представительство Русской Православной Церкви в Армении. Это знаменательное событие, которого мы все долго ждали. Решение о строительстве русского православного храма в Ереване и армянского — в Москве было принято Предстоятелями двух наших Церквей — приснопамятным Святейшим Патриархом Алексием II  и Вашим Святейшеством. На сегодняшний день почти завершено возведение армянского храмового комплекса в Москве, и вот мы сегодня, по милости Божией, совершили освящение закладного камня и благословили начало строительства русского православного храма в Ереване. Знаменательно, что оба храма посвящены Воздвижению Честного и Животворящего Креста, о почитании которого в Армении издревле свидетельствуют многочисленные резные каменные кресты — хачкары. «Господи, святый храм сей утверди даже до скончания века», — молится Церковь словами Литургии святителя Василия Великого. Дай Бог, чтобы в этом святом храме совершалась Бескровная Жертва, проповедовалось Слово Божие, а верующие получали в молитве ко Всевышнему отраду и утешение. Премудрый Соломон, построив Божий храм, просил Господа: « при всякой молитве, при всяком прошении, какое будет от какого-либо человека во всем народе Твоем Израиле, когда они почувствуют бедствие в сердце своем и прострут руки свои к храму сему, Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй » (3 Цар. 8:38-39).

http://patriarchia.ru/db/text/1116954.ht...

Что касается ношения священниками длинных волос, то в этом обычае они подражают назореям, как люди, подобно им, посвятившие себя на служение Богу ( Чис. 6:5 ), ( Суд. 13:5 ). Сам Христос, как Назорей ( Деян. 22:8 ), носил длинные волосы, что подтверждается не только историей, но и изображениями Христа, сохранившимися и найденными в древних христианских катакомбах, или подземных кладбищах, где гонимые язычниками христиане хоронили тела мучеников и совершали тайно богослужение 2 2). Несомненно, и ап. Павел носил длинные волосы, которые однажды «остриг» в Кенхреях «по обету» ( Деян. 18:18 ). Есть указание, что и некоторые христиане, очевидно, но обету носили длинные волосы ( Деян. 21:24 ). Нося длинные волосы, служители Церкви Христовой подражают назореям. Христу и апостолу Павлу. II. Вопросы и ответы православного Сектант: 1) Может ли быть Церковь Христова без священства? Объяснения православного: 1) Нет, не может, ибо Христос основал Церковь со священством, а не без него: «Он поставил (в Церкви) одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» ( Еф. 4:11 ), ( 1Кор. 12:28 ). Христиане без пастырей, – что стадо без пастуха. Где нет законно рукоположенного священства, там нет и Церкви Христовой, нет, следовательно, и спасения. Сектант: 2) Всякий ли, кто захочет или кого изберет народ, может уже быть священником и нести его службу? Объяснения православного: 2) Нет: «никто сам собою не приемлет сей чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» ( Евр. 5:4–5 ). Сектант: 3) Как же были призваны и поставлены Аарон и все ветхозаветное священство? Объяснения православного: 3) «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевьх, чтобы он был священником Мне, – Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых. И сделай священныя одежды брату твоему для славы и благолепия.., для посвящения его, чтобы он был священником Мне. Вот одежды, которыя они должны сделать: наперсник, ефод 3 3), верхняя риза, хитон 4 4 стяжной, кидар 5 5 и пояс... Сделай и сынам Аароновым хитоны, сделай им поясы и головныя повязки, сделай им для славы и благолепия. И облеки в них Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, и посвяти их, и они будут священниками мне...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Эта истина и богочеловеческий факт представляют всю догму (и догматику) православной евангельской веры нашей, и нашу христианскую евангельскую жизнь и нравственность (православную этику), как это передали нам Апостолы и Отцы Церкви. Христос как Богочеловек для Православия действительно есть и modus credendi, и modus vivendi, и modus cognoscendi, и modus faciendi, – Христос, нераздельно соединенный со Святой Троицей и с человечеством, с Церковью Своею. Такое целостное, интегральное или кафолическое понимание и переживание христианского Откровения и христианской веры, настолько присущее Православию, встречается у Святых Апостолов, и Святых Отцов, и в богослужении, особенно в Литургии Православной Церкви. Вся структура апостольских библейских текстов и святоотеческих богословских творений, а также богослужебных текстов Церкви в своей основе содержит эту всецелую „Тайну Христову”, как это явствует из одного из текстов Апостола Павла. Краткости ради приведем только этот текст, который является ясным подтверждением вышесказанного: в нем показана теснейшая взаимосвязь и единство православной Христологии, Триадологии, Экклезиологии, Антропологии, и Сотериологии, т. е. кафоличность (всецелостность, интегральность) и взаимосвязь и взаимопроникновение православной веры, догмы, жизни и нравственности. Речь идет о молитве Апостола Павла в третьей главе Послания к Ефесянам: „Для сего преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, чтт широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-vera-i-z...

4:4-5). " Вы омылись, освятились, оправдались " ,- говорится о крещении (1 Кор. 6:11). Само выражение: " Чаша благословения " (1 Кор. 10:16),-  есть свидетельство освящения через благословение. Апостольское руковозложение нельзя иначе понимать, как только освящение. Особое место в книге занимает истолкование таинства Евхаристии. Автор проводит мысль, что в ранней Церкви Евхаристия имела совсем иной смысл, чем какой она получила впоследствии. Евхаристия была выражением экклезиологического соборного единения верующих, то была радостная трапеза Господня, и весь смысл ее был обращен в будущее, в эсхатологию, поэтому она представляла собой " богослужение вне времени " , не связанное с историей, с воспоминаниями, богослужение эсхатологическое, чем она резко отличалась от простых видов богослужения, называемых в книге " богослужением времени " , в IV же веке, говорят нам, произошло резкое перерождение первоначального характера Евхаристии. Ей дано было " освятительно-индивидуальное " понимание, и это было результатом двух напластований: сначала мистериального, потом - монашеско-аскетического. Вопреки утверждениям этой историко-литургической школы, индивидуально-освятительное значение таинства Евхаристии, то есть значение не только соединения верующих между собою, но прежде всего единения каждого верующего со Христом чрез вкушение Его Тела и Крови, совершенно определенно выражено Апостолом в X-XI главах 1-го послания в Коринфянам: " Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и не мало умирает " . В этих наставлениях Апостола речь идет об индивидуальном принятии святых Тайн и об индивидуальной ответственности. И если осуждается недостойное принятие их, то ясно, что, по Апостолу, достойное принятие их совершает индивидуальное освящение. Совершенно ясно, что Апостол принимает Евхаристию как таинство: " Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? " Как можно сказать, что идеи " таинства " не было в апостольское время в Церкви?

http://moral.ru/ecumenica.html

Hieros. Mystag. 4. 8) 68 . Сказав о хлебе и вине в четвертой беседе, в пятой свт. Кирилл обращается к евхаристической молитве и причащению. В этот день на литургии читался отрывок 1Петр.2:1–10 , а богослужение обычно совершалось в Анастасисе. Свт. Кирилл намеревается толковать евхаристическое богослужение и делает это посредством комментирования библейского чтения. Сегодня никто из нас не стал бы предлагать интерпретацию Евхаристии, опираясь на 1Петр.2:1–10 , но свт. Кирилл делает это, и мы вынуждены признать, что он предлагает блестящий способ понимания Евхаристии. В 1Петр.2:1–10 , вероятно, содержится фрагмент хвалебного гимна Богу за все Его деяния: «Но вы... народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас.» ( 1Петр.2:9 ). И свт. Кирилл обращается к этому тексту, чтобы показать смысл благодарения в анафоре Иерусалимской Церкви. Упоминаются небо, земля, море, солнце, луна, звезды, всякое словесное и бессловесное творение, за которые приносится благодарение (Cyr. Hieros. Mystag. 5. 6) 69 . Затем следуют созерцание херувимов и серафимов, Sanctus и эпиклеза. Цель Sancmus’a, именуемого «гимном», в том, чтобы соединить человека с ангельскими существами. Часть, посвященная эпиклезе, начинается с напоминания о том, что посредством этих духовных (πνευματικς) гимнов люди воистину освящаются. Таким образом, освящающий смысл Sancmus’a указывает на особое значение этих ангелических гимнов. В эпиклезе содержится прошение к Отцу ниспослать Святого Духа на Дары, чтобы они стали Телом и Кровью Христа, и мотив в данном случае вполне ясен: «...ибо всё, чего касается Святой Дух, преображается и очищается» (Ibid. 5. 7) 70 . Далее следует intercessio. Структура этой древней анафоры очень проста: вступительный диалог, благодарение, Sanctus, эпиклеза, intercessio о живых и умерших. В начале этой заключительной молитвы говорится (как и в александрийской анафоре), что евхаристическая молитва является духовной жертвой и бескровным приношением. Этот текст, принадлежащий к общей литургической традиции, следует сопоставить с ранее рассмотренным чтением, где говорится: ...и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( 1Петр.2:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

I. Порядок Всенощного Богослужения Молитва при входе в храм Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень. И я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем. Господи, путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой, чтобы мне без преткновения прославить одно Божество, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Аминь. ( Пс. 121, 1; 5, 8–9 ). Молитва по входе в храм Поклоняюсь Тебе, Господу Богу моему, Своею благодатию пребывающему в этом святом храме, особенно же в Пречистых и Животворящих Тайнах; преклоняю колена сердца моего пред Тобою, истинным Христом Спасителем моим. Поклоняюсь и Твоей Пренепорочной Матери, Пречистой Госпоже Деве Марии Богородице, помощнице, заступнице, ходатаице, единственной надежде и упованию в спасении моем. Почитаю святого Ангела, служителя Твоего, всегда охраняющего Божественный Твой Алтарь. С любовию лобызаю и всех святых Твоих, изображенных на иконах и мощами почивающих. И молю Тебя, благого Владыку моего: да будут уши Твои всегда внимательны к молитвенному голосу людей, молящихся Тебе в этом святом храме; почивших же прихожан его вспомни в небесном Твоем Царстве, прощая все их согрешения, как вечно Благой и Милостивый. Аминь. Священник, придя в святой храм, надев епитрахиль и став пред Царскими Вратами, возглашает: Благословен Бог наш всегда, ныне и непрестанно и во веки веков. Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, вездесущий и весь мир наполняющий, Источник благ и Податель жизни, приди и вселись в нас; очисти нас от всякой скверны и спаси, Благой, души наши. Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти нас от грехов наших; Владыка, прости беззакония паши; Святой, посети и исцели немощи наши, ради Твоего имени. Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

   Не подлежит сомнению также литургическое значение следующего места: «Царство мира, — говорят небожители, — соделалось Царством Гос­пода нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков».    И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица и поклонились Богу, говоря: «Благодарим Тебя, Господи Боже Вседержителю, Который есть, и был, и грядешь, что Ты приял силу Твою великую и воцарился».    Отсутствие более положительных и определенных литургических па­мятников апостольской эпохи лишает нас возможности определить, на­сколько богослужение апостольское, с одной стороны, отразилось в Апокалипсисе, с другой — насколько идеи последнего имели влияние на пос­ледующее образование чина Литургии. Тем не менее влияние это несом­ненно и выказывается отчасти в построении главной части Литургии, в расположении молитв евхаристических, отчасти в самих формах молитв, песней и особенно доксологий или возгласов.    В самом деле, идея общения, единения и взаимодействия Церкви зем­ной с невидимою небесною, лежащая в основе и проходящая сквозь все богослужение православной Церкви и особенно наглядно выражающаяся в Литургии, притом в ее главной святейшей части, первообраз свой имеет в изображении небесного тайнодействия тайнозрителя (Апок. 4:4—6). На пре­столе Церкви так же, как на небесном престоле, по представлению Церк­ви, восседает невидимо Сам Бог; престол — средоточие всех таинственных действий, подобно светильникам, освещающим и согревающим христиан­ские души. На престоле, как бы в деснице невидимого Сидящего на нем,    Евангелие, представляющее Самого Агнца Христа, вещающего верным. Пресвитеры с епископом во главе, подобно апокалипсическим старцам, окружают престол, восседая на седалищах; на престоле и вокруг престола невидимо соприсутствуют им ангелы. Служители Церкви как бы прислу­шиваются к сослужащим им небожителям и вторят им в служении. «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы, се жерт­ва тайная совершенна дориносится» ; «иже херувимы тайно образующе и Животворящей Троице, трисвятую песнь припевающе» и проч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

     Апостол Павел говорит нам о способности Церкви созидать саму себя. О чем идет речь? Павел пишет, что Бог «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:11–13). Обратим внимание на слова: «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова». Оказывается, Господь дает христианам право и власть участвовать в созидании Церкви – Тела Христова. Не меняясь в своей сути, Церковь с течением времени может менять нечто во внешних формах своего существования. Приведем такой пример: желудь падает на землю, прорастает и вырастает в большой дуб. Дуб это желудь? По природе – да, ведь дуб вырос из желудя. Однако внешне дуб совсем не похож на желудь. Таким же образом и Церковь, сохраняя свою богочеловеческую природу, в разное время и в разных странах может иметь немного отличный вид. Например, православное богослужение сегодня выглядит не так, как в первые века христианства. Но по сути своей это точно то же богослужение. Просто семена проросли и сделались прекрасными ветвистыми деревьями. Если более конкретно, у первых христиан Литургия служилась ночью, а Святые Дары принимались не натощак. Именно так было в Сионской горнице. В ночное время апостолы съели ветхозаветную пасху и только потом причастились Святых Тайн. Сегодня мы служим Литургию утром и причащаемся натощак. Что же? Мы нарушаем евангельские правила? Нет. Церковь со временем решила делать так, и она имеет право так поступать. Христос дал ей силу и власть созидать саму себя. Не переставая быть истинной Церковью, она по мере надобности корректирует некоторые внешние стороны своей жизни. Утром ли, ночью ли служим мы Литургию, внутренняя суть ее не меняется. Павел упоминает пастырей и учителей. Интересно, что пастыри и учителя воспитываются Церковью для того, чтобы они впоследствии назидали и учили Церковь. Здесь мы снова видим вложенную Богом способность к самосозиданию, самообновлению. Заметим: Церковь нельзя вновь создать или, как считают протестанты, основать. Забавно бывает слушать, как какие-нибудь харизматы говорят: «Недавно мы ездили туда-то и основали там Церковь...» Но Церковь нельзя создать или основать, в нее можно только войти! Она уже создана Тем, Кто сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Она уже основана, и только она одна есть истинная Церковь. И Христос подарил ей силу и власть обновлять и восставлять саму себя, с помощью Божией.

http://pravoslavie.ru/110030.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010