Итак, православное учение о богослужении основано и на Слове Божием, и на истории Церкви, а следовательно воистину необходимо. Восстающие против этой истины сектанты только обличают сами себя в непоследовательности, ибо и сами без богослужебных обрядов не обходятся. Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в вопросе о церковном богослужении Деян.13:2 . «Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Объясн. Когда говорится здесь о служении Господу, то разумеется общественное богослужение, какое совершается в храме, в доме Божием: Лк.19:46–47 , по установленному чину: Лк.1:8:23 ; посвящение Варнавы и Савла на дело, на которое призвал их Господь, совершается чрез молитву и возложение рук: Деян.13:3:14:23 . Богослужение совершается по заповеди, в известное время и по установленному чину Мф.23:14 . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение». Объясн. Православные христиане и, тем более, их пастыри не по лицемерию, а по заповеди Господа долго молятся: 1Фес.5:17–18 ; Лк.6:12 , и не они, а «не входящие дверью» врываются в домы вдовиц: Ин.10:1–2 . 1Кор.14:26:31 . «Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – всё сие да будет к назиданию... Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение». Объясн. Здесь нисколько не говорится, что богослужение должно состоять из одних песнопений и пророчеств, и притом как бы без предстоятелей; это будет вопреки Слову Божию: Кол.4:16 ; 1Кор.12:28–29 ; Деян.20:7:11 , и не получится благопристойности и чина: 1Кор.14:40 . Богослужение должно совершаться в известный час: Деян.3:1 , во главе с поставленными предстоятелями: 1Фес.5:12 . Евр.13:15 . «Итак, будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст прославляющих имя Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Менять не богослужение, а себя самого Духовный рост требует изменения – это так. Но изменения исключительно в нас самих, в нашей греховной натуре. То есть наш рост выражается в движении от переменчивости грешной человеческой натуры к эталонной неизменности Бога. Богослужение, оставаясь традиционно неизменным, не только отражает совершенство и неизменность Бога, но и неизменный характер нашего стремления к Нему. Ему нет нужды подстраиваться под каждое наше духовное состояние, оно непостижимым и промыслительным образом уже подстроено под любое духовное состояние любого человека – так же, как и сам Бог приходит к любому из нас, независимо от наших «состояний», кто готов Его впустить в свое сердце и одинаково любит всех нас: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.»(Откр 3:20) А как же быть с тем, что Богослужение, хотя и оставаясь неизменным в своих основополагающих принципах, все же эволюционирует со временем по форме и содержанию – взять хотя бы упоминавшийся выше переход от апостольских литургий к литургии Иоанна Златоустого и другим современным чинам? Здесь полная аналогия с догматикой. Как пишет в своей «Догматике Православной Церкви» преподобный Иустин Попович: «Все, что Господь Христос открыл и преподал людям, – вечно, неизменно, абсолютно, ибо и Сам Он вечен, неизменен, абсолютен… Самого Себя и Свое учение, во всей Богочеловеческой полноте, Он оставил Церкви как Своему Телу… Возвещая Церковью и из Церкви всю волю Божию (см.: Деян 20:27, Еф 1:11), апостолы предают анафеме всякого, кто в чем бы то ни было искажает Христово Евангелие и его вечные, непреложные истины: “аще мы, или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет” (Гал 1:8). Сознавая это, Христова Церковь с серафимской ревностью хранит все догматические истины Откровения в их Божественной чистоте и неизменности. Как Богом поставленная хранительница и истолковательница Святого Откровения, она, водимая Духом Святым, изъясняет, толкует и формулирует догматы так, как наставляет и учит ее Дух Святой.

http://pravmir.ru/zachem-my-xranim-preda...

И частное и общественное Богослужение важно, необходимо и священно. В уединении, сокровенно от взоров людей, молился Господь наш Иисус Христос и дал всем нам заповедь: войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф.6:6 ). В тайне молились и Святые. Пророк Давид говорит о себе: Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой ( Пс.54:18 ). Пророк Даниил три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу ( Дан.6:10 ). Ап. Петр молился в уединенной горнице ( Деян.10:9 ) и проч. Но Богослужение общественное священнее и важнее частного, и по месту, которого освященное устройство не имеет ничего общего с обыкновенными нашими жилищами, и по священнодействиям, из коих многие и важнейшие совершаются только в общественных храмах, и по умилительному зрелищу многочисленного народа, благоговейно преклоняющего главы и колена пред видимым престолом Невидимого, и наконец, что всего важнее, по обилию благодати Божией, которую Сам Господь обещает молящимся вкупе: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ( Мф.18:19–20 ). «Конечно, говорит св. Златоуст, можно молиться и дома; но нельзя так молиться, как во храме, где толикий сонм Отцев, где единодушно песнь воссылается Богу. Ты не столько будешь услышан, один призывая Бога, сколько вкупе с своими братьями. Ибо здесь нечто больше; здесь единодушие, согласие, союз любви и молитвы Священников. Для того-то и Священники, чтобы молитвы народа, будучи слабые, совокуплялись с их молитвами сильнейшими и вместе с ними восходили на небо» 86 . Содержание Богослужения Богослужение Православной Церкви состоит из таинств, молитв, обрядов и поучений. Читать далее Источник: Попечение Православной Церкви о спасении мира/Свящ. Григорий Дебольский. - Санкт-Петербург : В тип. Департамента внешней торговли, 1843-./[Кн. 1]. – 1843. - VIII, 164 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

20, 19—20). Вопреки странным заявлениям «свидетелей Иеговы», Библия именно обязывает священников благословлять воинов определенным образом.  Когда же приступаете к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит народу, и скажет ему: слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими [и] спасти вас  (Втор.20, 2–4).  Говоря о методе миссионерского служения в Церкви Православной (и опасности неправославных влияний на него), нелишне отметить его литургическую направленность. Митрополит Амфилохий (Радович) пишет в своей работе, озаглавленной «Миссия Церкви и ее методика»: «Богослужение, как живое дыхание Церкви, ее соборная память, всегда имело исключительное значение для осуществления церковной миссии. Православная методика всегда имела литургический характер. Богослужение было и осталось незаменимой благодатной школой, вечно новой школой, и в ней воспитывается не только человеческий ум. Она воспитывает не просто накоплением знаний, как это происходит в различных европейских школах, она образовывает, формирует всего человека как целостную личность. Не удивительно поэтому, что на протяжении всей церковной истории началом и концом всякой церковной миссии было богослужебное евхаристическое собрание. Богослужение, по самой своей природе, своими нестареющими методами, несет в себе вечно обновляющую преображающую силу». Трудно не согласиться с этими возвышенными словами. Как известно, природа католической церкви клерикальна (иерархична); природа протестантской церкви доктринальна (догматична), а природа Православной Церкви — Соборна (потому что евхаристична). Сама Евхаристическая Чаша и есть залог истинной иерархичности и чистоты догматической, и никак не наоборот.  См.:  Амвросий Медиоланский , Об Аврааме.  Там же. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Марина Корнилова 12 февраля 2018, 21:10 Спаси Господи, батюшка, за такие статьи! Очень все понятно и доступно. Все познаётся в сравнении и это не пустые слова. Вы проводите сразу три параллели — Ветхий Завет, Новый Завет и учения святых отцов. Это огромный научный труд, исследование, требующее огромного внимания и отличного знания священных текстов. У Вас прекрасный литературный язык, Вас легко читать, мысль не теряется и не блуждает где то в отдалении, в то время как глаза пытаются прочесть а ум пытается осмыслить. Спасибо, всегда хотела найти толковые современные статьи. Вот наконец нашла и с большим интересом читаю и осмысливаю. Желаю Вам, батюшка, духовных подвигов на ниве просвещения паствы и здравия душевного и телесного.

http://pravoslavie.ru/101713.html

Богослужение в большинстве храмов Русской Православной Церкви совершается на церковнославянском языке. В некоторых странах богослужение совершается на национальных языках (в Молдавии – на молдавском, в Японии – на японском и т. д.). 8. Евхаристия Главным богослужением суточного круга является Божественная Литургия, за которой происходит главное Таинство Церкви: Евхаристия. Греческое слово «литургия» буквально означает «общее дело»: этим словом с древних времен обозначалось богослужение, за которым совершалось преломление хлеба в воспоминание Тайной вечери. Слово «Евхаристия» означает «благодарение»: оно указывает на благодарственный по преимуществу характер молитв, возносимых священником и народом за этим богослужением. 8.1. Евхаристия – Таинство Церкви Евхаристия является главным Таинством Церкви. Ее называют «Таинством Таинств», поскольку она представляет собой сердцевину церковной жизни, фундамент, на котором построено здание Церкви. Без участия в Евхаристии невозможно спасение человека, его вхождение в вечную жизнь. Об этом говорил Сам Господь Иисус Христос: «Я есмь хлеб жизни... Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:48–56 ). Патриарх Кирилл совершает Божественную Литургию Евхаристия – это возобновление и продолжение Тайной вечери, последнего ужина Иисуса с учениками, на котором Он преподал им Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина. Тайная вечеря. Икона. Афон, Греция. 1976 г. После Воскресения Спасителя Его ученики в каждый первый день недели собирались для того, чтобы в Его воспоминание совершить преломление хлеба. Евхаристическая трапеза начиналась с вечера и могла продолжаться до утра ( Деян.20:7–11 ). Трапеза носила торжественный, ритуально-литургический характер, и основным ее тоном было благодарение. За трапезой читались книги Ветхого Завета, произносились продолжительные поучения ( Деян.20:9,11 ), исполнялись «псалмы, славословия и духовные песни» ( Кол.3:16 ). Сама Евхаристия – преломление хлеба в воспоминание Иисуса Христа – совершалась в конце трапезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   Издревле, согласно библейскому свидетельству, человек ощущал космос как литургический организм: «Небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2). Взору верующего раскрывается это вселенское богослужение: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес. Да хвалят имя Господа, ибо Он (сказал, и они сделались,) повелел, и сотворились» (Пс. 148:1-5). Для Православия характерно осознание бытия, достигающего высшей степени своего богоустановленного совершенства чрез благодатное просвещение. Богослужение, совершающееся на земле, есть выражение этого стремления сотворенного мира к Богу. В нем совершается освящение жизни.    Отсюда литургически-храмовый стиль благочестия, свойственный православной душе с древнейших времен до наших дней. Храм становится тем местом, где человек восстанавливает свой Божественный образ через приобщение Христу. Возвращение к своему подлинному существу неотделимо от тайны соборности, когда человек начинает сознавать себя членом тела Христова. Напоенность одним Духом творит высшее единство, в котором каждый, не утрачивая своего индивидуального своеобразия, органически входит в состав сложного церковного организма: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос» (1 Кор. 12:12). Переживание соборности преодолевает границы времени и пространства, делая возможным человеку ощутить себя в сущностном единстве с вечными истоками христианства. Поэтому православное богослужение, имея непреходящий первообраз за пределами времени, реализует его в земной истории через органическое сочетание различных литургических пластов: ветхозаветных и новозаветных.    Непрерывность космического богослужения, как условие существования Вселенной, находит символическое выражение в суточном круге православного богослужения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   Увы! Много всяких препятствий для этого в чужеземных странах, далеких от истинной Христовой веры, в которых мы живем. Многие из нас не в состоянии даже регулярно бывать у Богослужения, не только в дни будничные, а иногда и в праздничные — из-за отсутствия храма или священника или по роду своей работы или занятия, коим снискивается пропитание.    Но что сказать о тех, православных русских людях, которые и храм имеют и располагают всеми необходимыми возможностями для того, чтобы жить всей полнотой церковной жизни, быть живыми членами Церкви и, однако, не пользуются всем этим, а живут, как какие-то иноверцы или язычники? Могут ли они иметь какое-нибудь оправдание? И не сделались ли такие действительно живыми трупами?    И в самом деле: разве могут почитаться живыми членами Церкви Христовой те православные русские люди, которые не посещают регулярно всех воскресных и праздничных Богослужений в своем храме, хотя имеют к тому полную возможность? разве могут считать себя православными христианами и претендовать на то, чтобы и другие считали их таковыми, те русские люди, которые, вместо того, чтобы пойти в храм Божий к Богослужению, устраивают в часы Богослужений какие бы то ни было своисобственные собрания?    И разве не явно-враждебный вызов своей Матери-Церкви, отсекая себя этим от Нее, делают те несчастные заблудившиеся русские люди, которые дивную красоту и ни с чем несравнимую возвышенность и назидательность нашего православного Богослужения меняют на разного рода развлечения и увеселения? Эти несчастные, духовно растлевающие нашу молодежь устройством подобных развлечений и увеселений (всегда имеющих в себе в той или иной дозе элемент безнравственности) в дни и часы церковных Богослужений или в периоды постов, установленных Церковью, отбившиеся от Церкви люди даже знать не хотят, что к ним относится страшное прещение Христово: «Горе мipy от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез котораго соблазн приходит... кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, еслибы повысили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской»  (Мате. 18, 7 и 6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Архив Пн Слово митрополита Минского и Слуцкого Филарета после богослужения в Храме Христа Спасителя 21 марта 2010 г. 13:30 21 марта Святейший Патриарх Кирилл совершил в Храме Христа Спасителя Литургию свт. Василия Великого. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви поздравил митрополита Минского и Слуцкого Филарета с 75-летием со дня рождения. Владыка Филарет обратился к Его Святейшеству с ответным словом. Ваше Святейшество! Досточтимые собратия архипастыри! Дорогие отцы, братья и сестры! Мне не пришлось долго искать слова, которые ныне исходят из глубины моего сердца: « Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! ». Это молитвенное восклицание святого апостола Павла (1 Кор. 15:57) выражает самую суть совершающихся событий, — событий не только сегодняшнего дня, но всех семидесяти пяти лет прожитой мною жизни. Пасхальная победа Жизни над смертью — это суть нашей веры. И я неизреченно счастлив тем, что Господь даровал мне радость переживания этой победы и в больших церковных деяниях, и в повседневных трудах, в житейских мелочах и даже в суете переменчивого мира. Не моя заслуга в том, что эти победы были одержаны: Господь одержал их, а я лишь стремился следовать наставлению Апостола, которое обращено ко всем христианам: « Будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом » (1 Кор. 15:58). Благодарю Вас, Ваше Святейшество, за добрые слова и высокую оценку моего служения Матери-Церкви. Это дает мне основание вновь убедиться в укрепляющей силе слов Христа Спасителя, которые были сказаны Сыном Человеческим для ободрения апостола Павла: « Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи » (2 Кор. 12:9). Сегодня было явлено еще одно чудо нашей веры, нашего братского единения и соборного строительства Церкви. Это — хиротония четырнадцатого архиерея Белорусской Православной Церкви — Преосвященного Вениамина, епископа Борисовского, викария Минской епархии. Позвольте, Ваше Святейшество, выразить особую благодарность Вам и всему сонму архипастырей, принимавших участие в рукоположении владыки Вениамина. Особую — потому что это событие совершилось именно сегодня, 21 марта; именно здесь, в Храме Христа Спасителя в самом сердце Москвы — городе моего рождения в мир и моего вхождения в Святую Церковь.

http://patriarchia.ru/db/text/1119551.ht...

В некоторые моменты богослужения, когда совершается литургическая процессия (в частности, на малом и великом входе Божественной литургии), в ней участвует свещеносец со свечой, вставленной в высокий подсвечник. Свещеносцев может быть двое: в этом случае они, как правило, держат подсвечник в форме высокого шеста. Такую же свечу держит в руках диакон в некоторые моменты богослужения (в частности, во время каждения, совершаемого священником вместе с диаконом в начале всенощного бдения и на полиелее). За богослужением, совершаемым правящим архиереем епархии, на солее с левой стороны от царских врат, напротив иконы Пресвятой Богородицы, стоит свещеносец с примикирием  – свечой, вставленной в высокий подсвечник. В богослужении Православной Церкви употребляется кадило – сосуд, состоящий из чаши и крышки, подвешенных на цепях к ручке, за которую его держит священнослужитель. К цепям прикрепляются бубенцы, производящие звон во время каждения. Кадило употребляется для воскурения фимиама, для чего в него кладется раскаленный уголь, а поверх угля – ладан (душистая древесная смола). Каждение – сжигание благовонного фимиама на углях в специально предназначенном для этого сосуде – является одним из наиболее древних элементов богослужения. Обычай каждения за богослужением унаследован христианской Церковью от древнееврейского культа. О каждении неоднократно упоминается в Библии. Согласно книге Исход, Бог через Моисея повелел Аарону совершать каждение перед ковчегом завета (см.: Исх. 30:7–8 ). Моисей поставил золотой жертвенник в скинии собрания пред завесою и воскурил на нем благовонное курение, как повелел Господь Моисею ( Исх. 40:26–27 ). О каждении говорится в Апокалипсисе: И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Откр. 8:3–4 ). Поскольку видения Апокалипсиса, как предполагают ученые, в некоторой степени отражают литургическую практику ранней Церкви, можно предположить, что уже во времена Иоанна Богослова каждение совершалось за богослужением в христианских общинах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак 1:17). Те же слова мы повторяем каждое утро в молитве Василия Великого: «Господи Вседержителю, … Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение, или преложения осенение…» (5-я молитва утреннего правила). Богослужение должно отображать свой объект, значит служение неизменяемому Богу должно быть неизменно по своей природе. Но и как БогоСЛУЖЕНИЕ оно требует единства. Вспомним уже упоминавшийся выше греческий глагол «служить», λειτουργεω, который дал название православной церковной службе. Этимологически этот глагол происходит от существительного λαος (в транслитерации «лаос») – «народ, община». Служение можно совершать лишь вместе, всем народом Божиим, всей Церковью. Есть такая народная этимология слова Церковь – от слов «Царь» (здесь, конечно, подразумевается Царь царей, Иисус Христос) и «ковать», т. е. оно означает «скованные (воедино) Христом». В данном случае совершенно неважно, отражает ли она истинное происхождение слова, или это просто удачное совпадение, важно то, что она правильно отражает суть того, чем является Церковь – как мы ее характеризуем в Символе Веры – «единая, святая, соборная и апостольская». При этом единство Церкви вовсе не ограничено лишь вселенскими, пространственными рамками. Одно из наиболее часто повторяемых в Православии окончаний молитв: «ныне, и присно, и во веки веков», – означает «сейчас, и во все времена, и в надвременной вечности» и указывает на то, что Церковь едина и во времени. Православные христиане всех эпох молятся и служат вместе – вечному и неизменному Богу служит вечная и неизменная Церковь: «Один Господь, одна вера, одно крещение. Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас» (Еф 4:5-6). Таким образом, было бы весьма странно, если бы при этом в какую-то эпоху служба и молитва совершались бы совсем иначе, чем в другую. «Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым.» (Иуда 3, курсив автора).

http://pravmir.ru/zachem-my-xranim-preda...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010