Православная энциклопедия



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Знаменский Петр Васильевич, Православная ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Знаменский Петр Васильевич Знаменский Петр Васильевич – бывший заслуж. ордин. проф. Казанской дух. академии по кафедре русск. церк. истории, доктор церк. ист., плодовитый и высокоталантливый писатель по истории русск. д. ; родился в Нижнем Новгороде, в семье диакона, в 1836 г. ; образование получил в Нижегородск. дух. семинарии и Казанск. дух. академии. По окончании академии вторым магистром в составе VIII курса в 1860 г., 3. был назначен в Самарскую семинарию преподават. философии; через год (22 авг. 1861 г.) переведен в Казанск. акад. бакалавром математики; наконец, в 1862 г. 12 мая состоялся перевод его на кафедру русск. истории, на которой он уже утвердился окончательно; 19 марта 1866 г. 3. был возведешь в звание экстраордин. проф., а 20 дек. 1868 г. в звание ординарного; в 1873 г. удостоен степени доктора богословия; в 1897 г. вышел в отставку, с честью послужив родной академии в течение 36 лет. Кроме прямых обязанностей, 3. в академии имел посторонние должности библиотекаря Соловецкой (в 1865 г.) и фундаментальной (1865–70 г.) библиотек, помощн. ректора по церк. -историч. отделению и члена правления; вне академии состоял преподав. истории общей и русской в училище девиц ... далее ...
Православная Богословская Энциклопедия - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... цензор архимандрит Владимир. Предисловие Предлагая вниманию благосклонных читателей первый том предпринятого нами обширного издания, считаем не лишним кратко изложить те побуждения, которыми руководился издатель, а также и те начала, которые легли в основу издания. Трудно указать еще издание, которое составляло бы более насущную у нас потребность времени, как именно издание такого «Богословского словаря», который мог бы служить настольной справочной книгой по всем предметам богословского и философского знания. Наш век до небывалой степени расширил область этого знания, открыл новые сферы и выработал своеобразные термины, которые придают новую постановку многим богословским и философским вопросам и знакомство с которыми безусловно необходимо для всякого образованного человека, желающего стоять на высоте современности. Между тем наше духовенство (да и все образованное общество) поставлено в этом отношении в самые печальные условия. В то время как у духовенства всех цивилизованных народов давно уже имеется под руками масса всевозможных пособий и руководств, дающих ему возможность быстро освоиваться со всяким богословским и философским вопросом, у нас доселе еще не ... далее ...
Как изменился состав Межсоборного присутствия ...Искать в Источникеpravmir.ru
... Жукова Нина Борисовна, сопредседатель Союза православных женщин Жуковская Евгения Евгеньевна, специалист Управления делами Московской Патриархии, главный редактор портала «Приходы» Зенкевич Елена Евгеньевна, исполнительный секретарь Союза сестричеств милосердия Белорусского экзархата Конь Роман Михайлович, доцент Московской духовной академии Костин Олег Александрович, руководитель секретариата ВРНС Кырлежев Александр Иванович, научный сотрудник Синодальной библейско-богословской комиссии Литвинова Лариса Владимировна, заведующая редакцией богословия Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Лосева Наталия Геннадьевна, преподаватель факультета журналистики Московского государственного университета имени М. ВЛомоносова Малков Петр Юрьевич, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии Худиев Сергей Львович, директор Библиотеки христианской литературы в гМоскве Шашкин Павел Александрович, ответственный секретарь Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Щипков Александр Владимирович, главный редактор портала «Религаре» Члены Межсоборного ... далее ...
Ересь и еретики : Портал Богослов.RuИскать в Источникеbogoslov.ru
... 2002. С. 62–63) . [10] Ср., например: «Если остальные грехи совершаются по слабости человеческой природы, то ересь есть результат упорства воли еретика, противопоставившего себя Богу и этим уподобившегося богопротивнику диаволу. Питательной средой для ереси становятся не случайные ошибки, допущенные по неосведомленности в догматических вопросах в силу недостаточности богословских знаний, по причине слабого умственного, духовного или культурного развития, а сознательная и устойчивая позиция еретика, занятая им в религиозной жизни и противопоставившая его жизни Церкви» (Иванов М. С. Еретик Православная энциклопедия. Т. 18. М., 2008. С. 608) . [11] Сидоров А. И. Арианство в свете современных исследований Вестник древней истории. 2, 1982. С. 87. [12] Опиравшихся в первую очередь на полемику с арианами св. Афанасия Александрийского. [13] Подготовленный свв. Евлогием Александрийским, Софронием Иерусалимским, а также Леонтием Иерусалимским. [14] А также в процессе борьбы с другими, более эклектичными еретическими учениями, не создавшими цельных богословских синтезов. [15] Слово 27. 10, цит. по изд. : Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа ... далее ...
Το Πατριαρχείο Μόσχας ως «κλασικό πατριαρχείο» : ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... С. 307.. [23] Μετά από τρεις μέρες από την ενθρόνιση του Αγίου Ιώβ στις 26 Ιανουαρίου, ιδρύθηκε η καθέδρα στο Πσκόφ, και έως το 1700 προστέθηκαν ακόμα 9 καθέδρες, έτσι στο τέλος της πατριαρχικής περιόδου υπήρχαν 22 καθέδρες. Βλ. : Губонин М. Е, коллектив авторов. История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. М., 2006. С. 908. [24] Макарий (Булгаков) , митр. История Русской Церкви. Кн. VI. М., 1996. С. 34. [25] Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви; Павлов А. П. (отв. ред.) , коллектив авторов. Правящая элита Русского государства IX - начала XVIII вв. (Очерки истории) . СПб., 2006. С. 462. [26] Павлов А. П. (отв. ред.) , коллектив авторов. Правящая элита... С. 466. [27] Каптеревъ Н. Ф. Соборы епископов при К. П. Победоносцеве. Богословский Сборник ПСТБИ №4. М., 1999. Σ. 265-293. [31] Священный Соборъ Православной Россійской Церкви. Собраніе опредѣленій и постановленій. Вып. 4. С. 14. [32] «Στα 1987 η Ρωσική Ορθόδοξη Εκκλησία είχε 64 επισκοπές στην ΕΣΣΔ, απο τις οποίες 18 ήταν στο Ουκρανικό Εξαρχάτο». - Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. С. ... далее ...
Опыт прочтения «трудных текстов» трипеснца утрени ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... παρακαλῶ αὐτοὺς διὰ τῆς σῆς ἀγάπης ἀποσχέσθαι τῆς ἀτόπου ἐκείνης ἐννοίας ἣν ἔχειντινὲς ἡμῖν καταγγέλλονται, ὡς αὐτοῦ τοῦ Θεοῦ εἰς σάρκα τραπέντος καὶ οὐχὶ προσλαβόντος διὰτῆς Μαρίας τὸ τοῦ Ἀδὰμ φύραμα, ἀλλ’ αὐτοῦ τῇ οἰκείᾳ θεότητι εἰς τὴν ὑλικὴν φύσιν μεταβληθέντος. BASILIUS Caesariensis, Epistulae. {2040. 004} ThesaurusLinguaeGraecae. [3] Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford 1961 Седакова О. А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. - М. : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2008. С. 323 [4] Литвинова Л. В. Василий Великий. Православная энциклопедия. «Богоносная плоть (θεοφόρος σάρξ) составилась из человеческого смешения (ἀνθρώπειον φύραμα) » (DeSpirit. Sanct. 5. 12) . Василий Великий отмечает, что о человеческой природе Спасителя свидетельствуют мн. места Свящ. Писания » Деликари А. Григорий Синаит. Православная энциклопедия. Т. 13, С. 50-68. «Благоволением Отца Сын Божий - подлинный Образ Отеческой Ипостаси и сияние Его славы (ὁ χαρακτὴρτῆςἐμῆς ὑποστάσεως, τὸ ἁπαύγασμα τῆς ἐμῆς δόξης) …, приобретает очертания, облекаясь в тело, воспринимает вещественную грубость и становится плотью непостижимо, ... далее ...
Понимание литургического обновления : Портал ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... творчество русского Православия " (Ленинград, февраль 1988 года) . Цитируется по: Вестник РХД. Париж, 1988. № 153 (II) . [vii] Священномученик Анатолий Жураковский. Цит. соч. - С. 60. [viii] Трудно точно установить, когда в Литургии появился тропарь 3-ого часа, но можно предположить, что у Греков он впервые встречается в начале XV века, откуда потом переходит и в славянские служебники. Тропарь третьего часа был введен неоправданно и прерывает последование Евхаристического канона. См. диакон Михаил Желтов, Богослужение Русской Церкви, Литургические реформы кон. XIV- нач. XV. - М., Православная Энциклопедия, 2000-2005. [ix] Первым ранним свидетельством о появлении практики тайного чтения молитв мы находим в середине VI века. Из законодательства Императора Юстиниана становится понятным, что во время совершения Евхаристий и Крещения впервые появляется практика тайного чтения молитв. Император энергично выступил против и запретил ее. Как свидетельство его отношения к новой практике тайного чтения молитв мы приводим последнюю часть 137 Новеллы: «Повелеваем, чтобы все епископы и пресвитеры не тайно (non in secreto) совершали божественное приношение и бывающую при святом ... далее ...
Феномен афонских монастырей на Кавказе и состав ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... б-ки, к-рая пополнилась новыми приобретениями. Трудами библиотекарей о. Азарии (Попцова) и в особенности о. Матфея (Ольшанского) (названного в некрологе А. Дмитриевского «русским самородком на Св. Горе Афон») монастырская б-ка во 2-й пол. XIX - нач. XX в. превратилась в одно из крупнейших книжных собраний на Афоне. ‹…›С целью пополнения фонда поддерживались регулярные связи с крупнейшими книготорговцами-антикварами Европы. ‹…› В 1910 г. для б-ки и музея было построено (впервые на Афоне) отдельное двухэтажное здание (См. игум. Петр) Пиголь (. Русские иноки на Афоне в XVIII - начале XX вв. Православная энциклопедия. М. 2002. Т. 4. С. 103-149. [xii] Леонов) монах Прокопий (. История Свято-Михайло-Афонской Закубанской общежительной пустыни Монах Прокопий) Леонов (. – Майкоп: ОАО «Полиграф». Изд. 2-е, 2008. С. 34. [xiii] Приговор жителей станиц Абадзехской, Царской, Баракаевской и поселков Севастопольского и Баговского об обеспечении духовенства в средствах содержания. В кн. : Кубань в «Ставропольских [Кавказских] епархиальных ведомостях». Библиогр. указатель. Сост. Слуцкая С. А. Краснодар. 200. С. 19. Статья в № 3 за 1878 г. С. 78-79. См. там же. «Обязательность постановленных ... далее ...
Агиографический образ Пермских Святителей ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... отеческая забота о пастве и ее защита от внешних врагов. Дальнейшая христианизация зырян, вогулов, остяков и других финно-угорских народов, проживавших за пределами Усть-Вымской епархии (территория современной Сыктывкарской епархии. – прот. А. М.) запечатлена печатью мученичества. Святая кровь Священномучеников Герасима и Питирима стала духовным фундаментом успешного крещения населения Перми Великой Чердыни (территория современной Пермской епархии. – прот. А. М.) свт. Ионой Пермским. [1] Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1998. С. 121-122. [2] Православная энциклопедия. М., 2006. Т. ХI. С. 150. [3] Суворов Н. И. Исторические сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархии Вологодские епархиальные ведомости. Вологда, 1865. №22. С. 862. [4] Жития Святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Книга дополнительная вторая. М., 1916. С. 186-192. [5] Чудеса иже во святых отец наших великих чудотворцев, епископов Усть-Вымских и Великопермских Герасима и Питирима и Ионы. Российская государственная библиотека - ... далее ...
Календарные заметки на 28 декабря: память ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... сегодня) , пострадавший в Вифинии, но погребенный, скорее всего, в Константинополе, откуда, согласно житию, он был родом. «Очень вероятно, что в честь этого мученика и была построена церковь патрикия Василия и именно его мощи издревле в ней хранились. С распространением в IX - X вв. в Византийской империи почитания Елевферия Римского оно могло смешаться с культом мученика Елевферия Кувикулария» [14]. Примечания: [1] Martyrologium Vetustissimum Hieronymi Nomine Insignitum PL 30. Col. 466-467. [2] Vetus Romanum Martyrologium PL 123. Col. 153-154. [3] Елевферий, сщмч., еп. Иллирийский Православная энциклопедия, т. 18. - М., 2004. - С. 275-278. - [4] Rabanus Maurus. Martyrologium PL 110. Col. 1140. [5] Зайцев. Там же. [6] Н. Афанасьев. Экклезиология вступления в клир. Часть II: Условия вступления в клир. - [7] Чего только стоит множество совершенно невероятных чудес в повествовании о пытках, которые были применены к святому; однако ясно, что все эти чудесные эпизоды несут символическую нагрузку в сочинении. [8] История цивилизации. Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000. С. 320-321, 338-339. [9] Следует учитывать, что примерно те же формы воспитания и образования ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Православная энциклопедия
Справочник - ПОИСКОВ.РФ