Православная энциклопедия



  001   002   003  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Вышел в свет новый 36-й том «Православной ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... началу нового 2015 года и празднованию Рождества Христова Церковно-научным центром «Православная Энциклопедия» подготовлен и выпущен в свет новый 36-й алфавитный том энциклопедии. 36-й том продолжает публикацию энциклопедических статей на букву «К» по таким дисциплинам, как богословие, история Церкви, библеистика, библейская археология, патрология, философия, искусствоведение страноведение, и т. д. Том открывает статья, посвящённая св. Клотильде, завершается он статьей, посвящённой Константину, антипапе 2-й половины VIII века. В 36-м томе «Православной Энциклопедии» содержится большое число статей, посвященных различным персоналиям, среди которых следует особо выделить наиболее объёмную статью нового тома, посвящённую св. равноапостольному императору Константину Великому. Помимо этого, 36-й том содержит статью, рассказывающую о выдающемся русском историке профессоре Московского университета и Московской духовной академии В. О. Ключевском. Статья «Кнуд I Великий» сообщает сведения о короле Англии, Дании и Норвегии, правившем в начале прошлого тысячелетия. Статья «Козаржевский» посвящена известному российскому филологу и специалисту по истории античной литературы и ... текст полностью ...
«Церковная иерархия как источник авторитета в ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... цели и задачи мира сего. И именно поэтому она является Высшим авторитетом. Часто говорят, что главной характеристикой нынешнего времени является растерянность. Говорят также о нежелании следовать хоть каким-то авторитетам. Я нахожу, что между этими двумя явлениями существует прямая связь. Отвергнув церковную иерархию и погнавшись за ложными авторитетами, многие люди, в конце концов, разочаровались и в них. Потому что ложные авторитеты увели людей от Источника Жизни – Бога – нежели приблизили их к нему. Утрата авторитета привела к печальным последствиям, ибо вместе с ней было потеряно уважение к старшинству, доверие опыту, была осмеяна мудрость. Одна из задач православного христианского свидетельства заключается в том, чтобы вернуть людям веру в авторитет. Разумеется, такое возвращение возможно только через обращение к Высшему авторитету, Высшей Истине — Христу, через обращение к истинной хранительнице Истины — Церкви. И все мы должны способствовать этому своим жертвенным служением свидетельства. [1] Auctoritas Большой латино-русский словарь (по материалам словаря И. Х. Дворецкого) [2] Авторитет Православная Энциклопедия [3] Авторитет БСЭ [4] Афанасьев Николай, прот. ... текст полностью ...
Споры о Чистилище на Ферраро-Флорентийском соборе ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... мысль или дают совет» (Гоголь Н. В. Осенняя родительская Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений в 14 тт. Т. 9. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1952. С. 425.) [9] Достаточно вспомнить нашумевший некогда фильм «Чистилище» о трагических событиях Чеченской войны. [10] Впервые Purgatorium встречается либо в проповеди Петра Пожирателя либо в труде Одона из Урскана «О душе в чистилище (De anima in purgatorio) » (см. : Ле Гофф Жак. Рождение Чистилища. Екатеринбург: У-Фактория; М. : АСТ, 2009. С. 230–233.) [11] Там же. С. 8-9. [12] Там же. С. 421-422. [13] Там же. С. 423-426. [14] См. Базельский собор Православная энциклопедия. Т. 4. М., С. 260–263. С латинской трактовкой Базельского собора можно ознакомиться в «Новой католической энциклопедии»: Basel, Council of New Catholic encyclopedia. V. 2. Gale (2nd ed.) , 2002. P. 133–135. [15] Сильвестр Сиропул. Воспоминания о Ферраро-Флорентийском соборе. В 12 частях. СПб: Изд-во Олега Абышко, 2010. [16] Latinorum ad Graecos capita circa purgatorium ignem, in scriptis data horum deputatis Patrologia Orientalis. T. XV. Documents relatifs au Concile de Florence. I. La question du Purgatoire a Ferrare Textes edites et traduits par S. E. Mgr ... текст полностью ...
Раскол в Болгарской Православной Церкви и ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... и к переменам в церковной жизни. В этой связи нельзя не отметить, что особое мнение, заявленное Священным Синодом Русской Церкви в октябре 1998 года, оказалось справедливым. Иконимия Всеправославного Собора, против которой выступил тогда Синод Русской Православной Церкви, фактически не принесла результата. [1] При написании статьи кроме указанных в примечаниях источников и литературы были использованы отдельные документы из Архива Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, а также материалы Интернет-сайта [2] Подробнее см., например: Болгарская Православная Церковь Православная энциклопедия. Том V. М., 2002. С. 638-639. [3] Цит. по: Волокитина Т. В., Мурашко Г. П., Носкова А. Ф. The schism in the Bulgarian Orthodox Church, 1992-1997 Bulgaria in Transition. Politics, Economics, Society, and Culture After Communism. Edited by John D. Bell. архим. доц. Павел Стефанов, Болгария, Шумен 27. 10. 2008 в 20: 26 - " последние 3 года? об этом, кажется, ничего. " Имитация деятельности и распродажа церковного имущества. - " каков общественно-политический контекст? " В 1989 г. компартия сделала переворот и сменила коммунизм с капитализмом. Она продолжает управлять ... текст полностью ...
Иконография Пасхи: «Сошествие во ад» или ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. М., 2001; это изображение как самое раннее называет и А. В. Овчинников. Овчинников А. В. Из опыта реконструкции древних икон. Музей и современность. Вып. II. М., 1976. С. 196-230. Однако во многих русскоязычных исследованиях принято указывать более позднюю датировку иконографии - XII в. ( Айналов Д. В., Редин Е. К. ) Древние памятники искусства Киева. Софийский собор, Злато-Михайловский и Кирилловский монастыри. Харьков, 1899 (; X в.) Квливидзе Н. В. Воскресение Иисуса Христа. Иконография Православная энциклопедия. М. 2005. Т. IX. С. 420-423] или XI-XII (Бобров Ю. Г.) Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1995. С. 163 (, несмотря на то, что В. Н. Лазарев считает, что «истоки иконографии» восходят к VI-VII в.) Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. М., 1978. С. 76 (, не указывая, правда, конкретного памятника. [3] Это изображение как наиболее раннее указывает еще С. Морей) C. R. Morey. East Christian Paintings in the Freer Collection. New York, 1914 (. С 1940-х гг. вплоть до конца 1990-х гг. в европейской науке были сомнения в столь ранней ... текст полностью ...
Чин интронизации Патриарха Московского и всея ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Михаил, священник Статья научного консультанта Синодальной Богословской комиссии, заведующего редакцией Богослужения и литургики ЦНЦ " Православная Энциклопедия " , зав. кафедрой Литургического богословия ПСТГУ, доцента МДА священника Михаила Желтова с исторической и литургической стороны раскрывает практику интронизации в Древней Церкви. Смысл интронизации Мысль об ассоциации епископского служения с кафедрой ( греч. kathedra — сиденье, стул и проч. ) кажется настолько естественной, что о вступлении епископа в управление епархией говорят как о «занятии кафедры», при отправке архиерея в тот или иной город говорят как о «назначении на такую-то кафедру» — и так далее. Под кафедрой в этих и подобных выражениях понимается, конечно, не возвышение, воздвигаемое в центре храма при совершении архиерейского богослужения (в современном русском литургическом обиходе его сплошь и рядом называют «кафедрой», хотя корректным обозначением является термин архиерейский амвон) , но трон архиерея, находящийся в алтаре главного храма епархии. Такая ассоциация епископского служения с местом для восседания возникла в Церкви еще в доникейскую эпоху. Уже в Каноне Муратори II в. ... текст полностью ...
Русская церковная эмиграция в Чехии : Портал ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... из состава Чехословацкой Церкви. Однако главой православной общины в Чехии в то время оставался еще архиепископ Савватий. Лишь 22 ноября 1925 года собрание общины избрало своим новым главой епископа Горазда. 22 декабря 1925 года результаты выборов были подтверждены государством. В феврале 1926 года делопроизводство и архив общины были изъяты у архиеп. Савватия и переданы еп. Горазду. Так что именно с этого времени (с начала 1926 года, а не с 1924) епископ Горазд «возглавил православных чехов». ( См. : Бурега В. Горазд ) Павлик (, священномученик, епископ Чешский и Моравско-Силезский Православная энциклопедия. Том XII. М., 2006. С. 88-92.) И именно после перехода власти в чешской православной общине в руки епископа Горазда Чехословацкая Церковь обратилась к русскому приходу с цитированным выше письмом (о недопущении в Никольский храм ни еп. Горазда, ни архиеп. Савватия) . «В начале 1920-х гг. в соборе появился профессиональный хор под руководством Ф. Ф. Никиташина». Регентом хора в Праге в течение многих лет был Федор Федорович НИКИШИН. Временем своего основания хор считал 1924 год. Во всяком случае именно в 1934 году отмечалось десятилетие хора. Митрополит Евлогий ... текст полностью ...
Богословские взгляды Дмитрия Васильевича ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... традиции, следует владеть и научным знанием. Отсутствие естественнонаучных знаний у богословов приводит к тому, что светские науки развиваются вне Православия, которое подчас замыкается в себе, отталкивает пытливых, стремящихся к Истине людей. «Отсюда-то, - писал он, - столь заметная рознь между светскими учеными и вообще людьми духовными, рознь, едва ли ведущая к чему-либо хорошему». [102] Иными словами, Д. В. Скрынченко предлагал новый синтез веры и знания, науки и религии, необходимость которой осознавалась многими русскими религиозными мыслителями. [1] Воскресение мертвых Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2005. С. 435. [2] Несмелов В. И. Немезий, епископ Эмесский и его сочинение «О природе человека» Минские епархиальные ведомости. 1909. №3. С. 1-22; №4. С. 23-38; №5. С. 39-54; №6. С. 55-70; № 7. С. 71-86; №10. С. 87-114. [15] См. : Немесий епископ Эмесский. О природе человека. Пер. Ф. С. Владимирского. М., 1996. Ценность жизни по современно-философскому и христианскому учению. СПб., 1908. [23] Эта работа кратко рассматривается в кн. :. Козел А. История философской мысли в Беларуси ( XII-XX вв. ) . Минск, 2003. С. 295-298. См. также: Кроткая Т. П. ... текст полностью ...
Печников М. В. Новгородская епископия в конце XI ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... указаниями пространной редакции перечня Новгородских епископов (Новгородская первая летопись старшего и младшего извода. М. ; Л., 1950) даалее – НПЛ ( . С. 473; см. : Гимон Т. В. ) События XI – начала XII в. в новгородских летописях и перечнях Древнейшие государства Восточной Европы (далее – ДГВЕ) , 2010. М., 2012. С. 655–657 (. [5] См. о нем и его сочинениях: Подскальски Г.) Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.) . СПб., 1996. С. 285–290, 304–306; Поппэ А. Митрополиты и князья Киевской Руси Там же. С. 451–452; Назаренко А. В. Иоанн II Православная энциклопедия. Т. 23. М., 2010. С. 471–475. [6] Повесть временных лет (далее – ПВЛ) . СПб., 1996. С. 78; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 181; Т. 2. Стб. 171. [7] Публикации: Турилов А. А. Ответы Георгия, митрополита Киевского, на вопросы игумена Германа – древнейшее русское «вопрошание» Славяне и их соседи. М., 2004. Вып. 11: Славянский мир между Римом и Константинополем. С. 233–262; Баранкова Г. С. «Неведомых словес изложено Георгием, митрополитом Киевским, Герману игумену вопрошающу, оному поведающу»: Вопросы подлинности памятника и особенности его языка Религии мира: История и ... текст полностью ...
Статья. Церковно-приходское летописание Донской и ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... слободы Калача Успенской церкви сост. В. А. Стародубцев; науч. ред. А. Н. Акиньшин. Воронеж, 2000. 133 с. Летопись Успенской церкви станицы Калитвенской Области Войска Донского Донские епархиальные ведомости. 1884. № 15. С. 562-567; № 17. С. 639-643; № 22. С. 853-856; № 24. С. 935-938. Макаровская Л. В. Церковные летописи как источник изучения края История и культура Важского края: тезисы докладов региональной научно-практической конференции, посвященной 180-летию со дня рождения П. С. Воронова. Вельск, 1992. С. 16-22. Мангилёв П., прот. Варлаам (Денисов Василий Порфирьевич) Православная энциклопедия ред. патриарх Московский и всея Руси Кирилл. М. : Церковно-научный центр " Православная энциклопедия " , 2003. Т. VI. С. 590-591. Миронова А. Провинциальные адрес-календари и церковно-приходские летописи XIX века: общее и различное Современные лингвистические исследования: сб. материалов Научной конференции Кафедры русского языка и методики обучения русскому языку Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск: Индивидуальный предприниматель Обжорин Алексей Михайлович, 2014. С. 27-40. Перекопский Д., прот. Церковно-приходская летопись ... текст полностью ...

  001   002   003  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Православная энциклопедия
Православный справочник - Источник из Источников "ПОИСКОВ.РФ"