Христианская жизнь Эстонии РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_35321.html 27 ноября 2006 Георгий Дудченко Христианская жизнь Эстонии Интервью с президентом Совета Церквей Эстонии епископом Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии Эйнаром Сооне Источник:  http://www.vestidd.ee/ Еженедельник " Вести недели – день за днем " В 1993 году в Эстонии возникла драматичная для многих людей ситуация: Православная Церковь разделилась на две части. Одна часть перешла под омофор Константинопольского Патриархата, другая сохранила верность Московскому Патриархату, оставаясь при этом официально не признанной государством, то есть не зарегистрированной. Десять лет напряженных переговоров и поисков компромиссов в 2001 году привели к положительному решению вопроса о регистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (ЭПЦМП). Что изменилось с тех пор и каково нынешнее положение дел? – Как Вы оцениваете современный уровень толерантности в церковно-государственных отношениях в Эстонии? – В Европе существуют разные модели построения взаимоотношений Церквей и государства. До войны в Эстонии Православная и Лютеранская Церкви имели особый статус. Теперь такого статуса у нас нет ни у одной Церкви, и мы довольны таким положением. Я думаю, это подходит каждой конфессии, подходит и государству. И поэтому толерантность для нас – нормальная ситуация. Это видно по работе нашей организации. В наш Совет входят очень разные Церкви, как по вероисповеданию, так и по численности. Вот очень приблизительные данные. Евангелическо-Лютеранская Церковь, мы считаем, это примерно 200 тысяч членов, из них активных – 50 тысяч. Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата – 180 тысяч. Эстонская Апостольская Православная Церковь – 20 тысяч человек. Конечно, есть и маленькие, где только 5-6 тысяч человек или еще меньше. Всего десять христианских Церквей, и все они успешно сотрудничают. При этом важно подчеркнуть, что мы в Эстонии имеем членами Совета такие Церкви, которые, как правило, не участвуют в аналогичных организациях в других странах. А у нас позитивно относятся и конструктивно работают. Также считаю очень позитивным фактором то, что в Совет входят обе наши православные Церкви. Мы знаем, что в отношениях между ЭАПЦ и ЭПЦМП существуют проблемы, но во время наших обсуждений их представители так или иначе высказываются по одним и тем же вопросам и в рамках наших заседаний вместе ищут решения.

http://religare.ru/2_35321_1_21.html

Христианская жизнь Эстонии РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_35632.html 04 декабря 2006 Георгий Дудченко Христианская жизнь Эстонии Начальник отдела по делам религий МВД Эстонии Ильмо Ау: " До войны в Эстонии было 96 % верующих, а сейчас – в четыре раза меньше " Источник:  http://www.vestidd.ee/ Еженедельник " Вести недели – день за днем " В 1993 году в Эстонии возникла драматичная для многих людей ситуация: Православная Церковь разделилась на две части. Одна часть перешла под омофор Константинопольского Патриархата, другая сохранила верность Московскому Патриархату, оставаясь при этом официально не признанной государством, то есть не зарегистрированной. Десять лет напряженных переговоров и поисков компромиссов в 2001 году привели к положительному решению вопроса о регистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (ЭПЦМП). Что изменилось с тех пор и каково нынешнее положение дел? – В чем, на Ваш взгляд, основные особенности взаимоотношений между государством и религиозными объединениями в Эстонии? Высок ли уровень толерантности? – До войны в Эстонии было 96 процентов верующих, а сейчас их 21 – 25 процентов. И в Конституции страны записано, что в Эстонии нет государственной церкви. Если говорить о регистрации религиозных объединений, то в Законе приведены общие требования, которым должен отвечать устав объединения. По существу это меньше волнует государство, а больше человека, который желает присоединиться. Также законодательством не предусмотрено никаких ограничений по национальному признаку. Работаю здесь уже четырнадцатый год, и по своим наблюдениям могу сказать, что религиозным объединениям в Эстонии гораздо проще, чем, к примеру, в других Балтийских странах. Там жестче государственный контроль, существует отчетность о деятельности. Здесь легче работать, потому что нас так мало, и мы друг друга знаем. Эстонское государство не вмешивается абсолютно ни в какие внутриконфессиональные вопросы Церквей. Вмешательство допустимо только в случае поступления какой-нибудь жалобы на деятельность...

http://religare.ru/2_35632_1_21.html

Христианская жизнь Эстонии РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_35444.html 29 ноября 2006 Георгий Дудченко Христианская жизнь Эстонии Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий: Некоторым политикам наша Церковь продолжает казаться " враждебной рукой Москвы " Источник:  http://www.vestidd.ee/ Еженедельник " Вести недели – день за днем " В 1993 году в Эстонии возникла драматичная для многих людей ситуация: Православная Церковь разделилась на две части. Одна часть перешла под омофор Константинопольского Патриархата, другая сохранила верность Московскому Патриархату, оставаясь при этом официально не признанной государством, то есть не зарегистрированной. Десять лет напряженных переговоров и поисков компромиссов в 2001 году привели к положительному решению вопроса о регистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (ЭПЦМП). Что изменилось с тех пор и каково нынешнее положение дел? – Если мы говорим о толерантности, то в итоге должна появиться справедливость, – начал разговор Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий. – Множество исторических событий и политических обстоятельств привели нашу Церковь, которая теперь называется Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, к существующему положению дел. Была революция в России и обретение Эстонией государственной независимости. Была Вторая мировая война. Было восстановление независимости Эстонии. И каждое из этих событий по-своему влияло на положение Церкви. – Чтобы стало возможным понять сегодняшнее состояние дел, сделайте, пожалуйста, сжатый обзор событий... – Православные приходы Эстонии до революции входили в состав Рижской епархии Русской православной Церкви, затем составили Ревельское викариатство, во главе которого был поставлен протоиерей Павел (Кульбуш), эстонец по национальности, в конце 1917 года принявший монашенский постриг с именем Платона. В январе 1919 года в Тарту он был зверски убит большевиками, а в августе 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве епископ Платон был причислен к лику новомучеников российских.

http://religare.ru/2_35444_1_21.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, отцы и братия! Благодарю за предоставленную мне возможность поделиться с Вами своей болью, так как боль разделенная - половина боли. История Православия в Эстонии является неотделимой частью истории Русской Православной Церкви - само появление Православия в Эстонии связано с приходом на эти земли христианских проповедников с Древней Руси. Прибалты: эсты, чудь - постоянно общались с православными из Киева, Новгорода и Пскова, посеявшими семена Слова Божия на земле Эстонии. Начиная с Xl-ro века, здесь существовали православные приходы, окормлявшие не только русских " гостей " (купцов или воинов), но и привлекавшие к истинной вере местных жителей-эстонцев. Сама Пресвятая Дева Богородица благословила распространение веры православной на Эстонской земле, в XIII веке явившись на святой Пюхтицкой горе эстонским пастухам. В XVI веке на этих землях проповедовал священномученик Корнилий Псково-Печерский. Приходы существовали в Ревеле (ныне Таллин) и Юрьеве-Тарту, причём право русских купцов иметь свой храм в Ревеле гарантировалось договором Ливонского Ордена с Новгородом, а позднее - с московскими государями. Начало XVIII-beka - новый этап в жизни эстонского Православия. После окончания Северной войны на землях Эстонии, ставших частью Российской Империи, медленно, но верно стало увеличиваться число православных приходов, в основном объединявших русское население. Народной Церковью Православие становится в XIX столетии. За массовым обращением эстонцев следует возникновение большого количества, действительно, эстонских приходов: увеличивается число священников-эстонцев. Православная Духовная Семинария в Риге готовит священнослужителей для всей Прибалтики - некоторые ученики и выпускники этой семинарии стали впоследствии у кормила государственного и церковного правления в Эстонии и Латвии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429646/

Московский Патриархат отстранился от Константинопольского, но не прервал евхаристического общения HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Православие.Ru Московский Патриархат отстранился от Константинопольского, но не прервал евхаристического общения 8 ноября Священный Синод Русской Православной Церкви распространил официальное Заявление по поводу действий Константинопольского Патриархата в Эстонии. Священный Синод " с горечью и с тревогой за судьбу православного единства выражает глубокую обеспокоенность в связи с недавними действиями Константинопольского Патриарха Варфоломея в Эстонии, повернувшими вспять процесс согласованного разрешения проблем, касающихся церковного положения в этой стране " . Москва, 8 ноября 8 ноября Священный Синод Русской Православной Церкви распространил официальное Заявление по поводу действий Константинопольского Патриархата в Эстонии. Священный Синод " с горечью и с тревогой за судьбу православного единства выражает глубокую обеспокоенность в связи с недавними действиями Константинопольского Патриарха Варфоломея в Эстонии, повернувшими вспять процесс согласованного разрешения проблем, касающихся церковного положения в этой стране " . Еще раз рассказав о сути конфликта, Синод подчеркнул, что " Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата предпринял усилия к тому, чтобы пребывание Патриарха Варфоломея в Эстонии положило конец четырехлетнему противостоянию между юрисдикциями двух Церквей в этой стране " . Однако миротворческий путь был отвергнут константинопольской стороной. Поэтому " Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, насчитывающая свыше 100.000 верующих, не приняла участия в каноническом общении с прибывшей в Эстонию делегацией во главе с Патриархом Варфоломеем, считая его ответственным за раскол православного сообщества в Эстонии " . Напомнив нынешние декларации Константинопольского Патриарха, " противоречащие духу совместного решения Священных Синодов двух Церквей от 16 мая 1996 года, принятого на основе Цюрихских договоренностей апреля 1996 года " , руководство Русской Церкви выразило опасение дальнейшим развитием событий. В частности, речь идет о " возможном возвращении к трагическому положению февраля - мая 1996 года, когда из-за раскольнических действий Константинопольского Патриархата в Эстонии православные христиане Константинопольской и Русской Церквей, живущие по всему миру в тесной духовной связи, оказались лишенными совместного евхаристического общения у единой Чаши Христовой " . Священный Синод подчеркнул, что позиция Константинопольского Патриарха " дезавуирует самые основные компромиссные договоренности, на которые Русская Православная Церковь пошла " по крайней икономии " , глубокому снисхождению, добровольно ущемляя свои принципиальные канонические позиции ради восстановления канонического единства между православными верующими двух юрисдикций не только в Эстонии, но и во всем мире " .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Христианская жизнь Эстонии РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_35425.html 28 ноября 2006 Георгий Дудченко Христианская жизнь Эстонии Митрополит Стефан: " Я стремлюсь к улучшению отношений " Источник:  http://www.vestidd.ee/ Еженедельник " Вести недели – день за днем " В 1993 году в Эстонии возникла драматичная для многих людей ситуация: Православная Церковь разделилась на две части. Одна часть перешла под омофор Константинопольского Патриархата, другая сохранила верность Московскому Патриархату, оставаясь при этом официально не признанной государством, то есть не зарегистрированной. Десять лет напряженных переговоров и поисков компромиссов в 2001 году привели к положительному решению вопроса о регистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (ЭПЦМП). Что изменилось с тех пор и каково нынешнее положение дел? – Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Стефан, как ЭАПЦ оценивает современные церковно-государственные отношения в Эстонии? И насколько вообще взаимоотношения между Церковью и государством должны быть тесными? Очень интересно узнать мнение, сложившееся, несомненно, с учетом исторического опыта. Ведь было время, когда Константинопольский Патриархат и Византийское государство были практически нераздельны... – То, что было в Константинополе во время Византийской империи тысячу лет назад – это одна реальность. Там было христианское государство, и была практика, при которой император и архиепископ Константинополя не только вместе работали для процветания государства, идея царства небесного тоже шла через это. Но сейчас такой реальности не существует ни там, ни здесь, есть другая реальность. Мы живем в XXI веке, в Европе. И видим тенденцию – Церковь отдаляется от государства больше и больше. Может быть, до 40-го года здесь были другие принципы... Я сам из Франции, и мой 40-летний опыт церковной жизни показывает, что у Церкви своя миссия, у государства – своя. Государство организует жизнь всех живущих на своей территории, независимо от их веры. Задача Церкви – давать людям учение Христа и объяснять, что делать, чтобы правильнее жить. Так что у нас своя работа, а у государства – своя. Но при этом есть проблемы, которыми мы можем заниматься вместе. Каждый по-своему.

http://religare.ru/2_35425_1_21.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Образование и служение Автономной Православной Церкви в Эстонии Первый Собор Эстонской Православной Церкви состоялся 21 марта 1919 г. и занимался упорядочением жизни Церкви в новых условиях. 19 мая 1919 г. Учредительное собрание Эстонии провозгласило образование Эстонской Республики. 2 февраля 1920 г. РСФСР и Эстонская Республика заключили мирный договор, определили советско-эстонскую границу и установили дипломатические отношения между двумя государствами. Советская сторона передала Эстонии исконно российскую часть Псковской губернии с расположенным здесь Псково-Печерским монастырем. Это решение советского правительства было продиктовано многими интересами, в том числе и желанием поставить заслон религиозному влиянию на население России одной из древнейших и глубоко почитаемых обителей. 10 мая 1920 г. Священный Синод и Высший Церковный Совет Русской Православной Церкви в соединенном присутствии обсудили каноническое положение частей бывшей Псковской епархии и Ревельского викариатства, оказавшихся в пределах новообразованного Эстонского государства, и приняли постановление, которое вместе с разъяснениями Священного Синода было передано специально приехавшему в июне в Москву представителю Православной Церкви в Эстонии П. И. Сеппу. В постановлении было сказано, что «ввиду того, что Эстонская Церковь как находящаяся в пределах самостоятельного государства фактически уже пользуется самостоятельностью во всех делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительских и церковно-гражданских, и в разъяснение постановления соединенного присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 10 мая 1920 г. за 183, признать Эстонскую Православную Церковь автономною впредь до разрешения вопроса об автокефалии ее Всероссийским Церковным Собором.

http://sedmitza.ru/lib/text/430328/

Закрыть itemscope itemtype="" > «Надеюсь, что этот визит принесет большую пользу православным верующим Эстонии» Митрополит Иларион рассказал о готовящейся поездке Святейшего Патриарха Кирилла 14.06.2013 456 Время на чтение 3 минуты Накануне визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Эстонию председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы эстонского «Радио Палдиски», сообщает Патриархия.ru. Отвечая на вопрос издания, почему, решив совершить поездку в Прибалтику, Предстоятель Русской Церкви остановил свой выбор именно на Эстонии, митрополит Иларион сказал: «У Святейшего Патриарха есть несколько параллельных графиков поездок. Во-первых, это поездки по городу Москве , где он является правящим архиереем. Во-вторых, это поездки по Российской Федерации, где сегодня происходит процесс преобразования больших епархий в митрополии. В-третьих, это поездки в страны ближнего зарубежья, то есть в страны канонической ответственности Русской Православной Церкви. В-четвертых, это поездки в Поместные Православные Церкви, то есть в те братские Церкви, которые он должен посетить как новоизбранный Патриарх, в соответствии с диптихом. Все эти сложные графики должны совмещаться, чтобы Патриарх везде успевал съездить. Этим совмещением занимается Административный секретариат Патриарха, который подсказывает, когда и куда лучше ехать с учетом поступающих приглашений, с учетом памятных дат в тех или иных епархиях или в тех или иных Поместных Церквах. Патриарх у нас один, а поездок у него очень много. Слава Богу, что он посещает в этом году Эстонию. Надеюсь, что в следующем году он сможет посетить Латвию, а потом очередь дойдет и до Литвы». «Патриарх собирается побывать в Таллине, чтобы посетить Александро-Невский собор и встретиться с руководством Эстонии. Он также посетит Пюхтицкий монастырь. Предполагается посещение Нарвы. Затем в воскресенье, 16 июня, предполагается освящение храма на площади в таллинском районе Ласнамяэ. Таковы основные пункты визита», - рассказал владыка. «В ходе визита состоятся встречи Святейшего Патриарха с премьер-министром Эстонской Республики Андрусом Ансиппом, спикером Парламента Эне Эргма, министром иностранных дел республики Урмасом Паэтом, а также с мэром города Таллина Эдгаром Сависааром», - добавил он.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/06/14/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Свет Балтийского Православия» Собор святых Эстонской земли 02.12.2020 5745 Время на чтение 4 минуты Источник: Царьград Церковный календарь на 1 декабря Фото: www.pravoslavie.ru, www.globallookpress.com 1 декабря (18 ноября по старому стилю – церковному юлианскому календарю). Вторник 26-й седмицы по Пятидесятнице (26-й недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Рождественский пост. Тем, кто следует церковному Уставу, на трапезе благословляется постная пища с рыбой. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается празднование Собору святых Эстонской земли и память шести известных нам поимённо святых. Собор святых Эстонской земли. Русская Церковь никогда не была узкоэтнической. Издревле она объединяла православных христиан разного происхождения: народы славянские и романские, тюркские и финно-угорские. Не является она и узкогосударственной: окормляемый ей Русский мир много шире современных границ России. Входят в него и эстонские земли, собор святых которых празднуется Церковью 1 декабря. Собор был установлен в 2002 году указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, уроженца Эстонии, около четверти века возглавлявшего Таллинскую епархию. Согласно указу была написана и икона " Собор святых земли Эстонской " , которая находится в Александро-Невском кафедральном соборе города Таллина. Среди святых земли Эстонской – благоверный князь Александр Невский, в честь которого освящён главный православный собор Таллина, и преподобный Иона Псково-Печерский, в XV веке окормлявший православное население в окрестностях нынешнего Тарту. Праведный Иоанн Кронштадтский, много сделавший для развития общин православных эстонцев, и целый ряд новомучеников и исповедников XX столетия. Как подчеркнул в одном из своих Первосвятительских слов Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: История Православия в Эстонии насчитывает многие столетия. Многие семена православной веры были посеяны здесь русскими миссионерами, в первую очередь из новгородских и псковских земель. Создавались очаги православной духовности. Строились усилиями нашего народа храмы, многие из которых до сих пор стоят, будучи замечательными памятниками культуры и истории, но в первую очередь – памятниками силе веры. Ведь храмы созидаются лишь тогда, когда они нужны верующим людям. И это видимое материальное предание нашей Церкви является надёжным подтверждением глубинных связей, которые существуют внутри нашей Церкви между людьми разных национальностей. И в Эстонии это чувствуется особенно ясно...

http://ruskline.ru/opp/2020/12/02/svet_b...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Зарождение феодальных отношений и образование эстонской народности В начале II тысячелетия после Рождества Христова происходит разложение общинно-племенных и зарождение феодальных отношений среди эстов. Этому способствовало как развитие экономического общения между племенами, так и торговые отношения эстов со славянами. Тогда же начался процесс формирования эстонской народности, а племенные связи ослабевали. Оживление торговли и необходимость постоянно защищаться от врагов способствовали объединению сельских общин в более крупные территориальные единицы, которые у эстов получили название кихелькондов. 3–5 кихелькондов в свою очередь образовывали мааконд — более крупную территориальную единицу. В начале XIII в. земля современной Эстонии была разделена на 8 крупных маакондов: Уганди (его центр, крепость Отепя, упоминается в древних русских летописях под 1116 г.), Саккала, Вирумаа, Ярвамаа, Рявала, Харьюмаа, Ляэнемаа и Сааремаа — и 4 мелких в центральной части: Вайга, Мыху, Нурмекунд и Алемпойс. Арабский географ Идриси (XII в.) писал об Эстонии своего времени как о целостном образовании, называя его Astlanda, составитель хроники Генрих Латвийский, рассказывая о событиях в отдельных маакондах, обозначает их население общим названием эсты, а материковую территорию как единое целое — «вся Эстония». Древние русские летописи именуют эстонцев и их страну общим названием чудь и Чудская земля, добавляя, если требуется указать более точно, еще наименование мааконда. В Эстонии начинает утверждаться относительное единство в области материальной и духовной культуры. Это особенно заметно в типе жилищ, строящихся укреплений и городищ, в схожем характере одежды, в украшениях, в фольклоре, в культе, в становлении общего языка. Начинается процесс консолидации отдельных эстонских племен в единую народность. Уже к концу I тысячелетия после Рождества Христова, как повествует Н. М. Карамзин, Эстония и Латвия, или древняя Ливония, имели «и собственных гражданских начальников, о коих, согласно преданиям, пишут, что они были вместе и судьи и палачи, то есть обвинив преступника, сами отсекали ему голову» .

http://sedmitza.ru/lib/text/430058/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010