Сколько нам известны документы московского архива иностранных дел, можем засвидетельствовать, что автор исследовал эти документы тщательно, не опуская из внимания ни одного из них, и излагал содержание их с возможной полнотой и точностью. Мы могли бы здесь дополнить его рассказ только немногими деталями. Так, рассказ его о приеме и беседе Суханова 9 ноября 1650 г. с Богданом Хмельницким, основанный исключительно на статейном списке (стр. 233), мог бы быть подтвержден и отчасти дополнен показаниями о том, данными на посольском московском дворе назаретским митрополитом Гавриилом (Греческие дела 7159 г. 11). Автор не привел также интересной характеристики старца Феоны, единственного спутника Арсения Суханова, сопровождавшего его в Иерусалим и обратно; характеристика эта находится в цитируемом автором документе (стр. 294 и пр. 93): «а нанял де он Арсений ево старца в волоской земле для себя, потому что он умеет по словенски». Очевидно, Феона нанят был Арсением не для одних взаимных бесед на понятном обоим им языке, а потому, что он, зная славянский язык, хорошо владел и языком греческим, и во время путешествия в дальние страны мог быть надежным пособником для Арсения в беседах его с греками. Объясняя так приведенное место, мы заключаем отсюда о большой предусмотрительности старца Суханова и о собственном сознании его в недостаточном еще знакомстве с греческим языком. Описывая влияние изложенных в Проскинитарии сведений о греческих церковных чинах на исправление русских церковных книг и обрядов, автор ограничился общим замечанием, и указал только на два частных применения этих сведений Проскинитария при составлении церковного устава Воскресенского Нового Иерусалима монастыря и при уничтожении амвонов в русских церквах (стр. 315–317); между тем в печати имеются указания, что этими сведениями пользовались и при исправлении чина литургии, для чего из Проскинитария был выписан «чин божественныя службы св. иерусалимския церкви, что он (Арсений) видел в чину иерусалимского патриарха Паисии в 159 и 160 году» (Опис.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Иван Алексеевич очень серьёзно относился к изданиям своих нот, не позволяя редакторам вносить какие-либо исправления в его партитуры. Именно по этой причине он разорвал отношения с составителем «Нотного сборника православного русского церковного пения» (Лондон) Николаем Осоргиным, после того как обнаружил в I томе сборника, изданном в 1962 году, значительные изменения в одном из своих опусов, сделанные самовольно составителем. После этого инцидента Гарднер с особенной тщательностью отбирал издательства для печати своих нот. К издательствам, с которыми композитор сотрудничал на протяжении многих лет, относятся: Также отдельные издания были в сборнике Gesänge der Heiligen und Göttlichen Liturgie nach byzantinisch-slavischem Ritus (крефельдская партитура) [Krefeld-Traar: Verlag St. Andreas] 1954 г. и в издательстве монастыря Chevetogne (Блаженны. Для мужского хора). Все свои нотные произведения Иван Алексеевич Гарднер за несколько лет до смерти (точная дата на данный момент неизвестна) самостоятельно переписал, систематизировав и собрав в две рукописные тетради, по возможности придерживаясь хронологии. Общее число опусов — 159. Сюда входят авторские сочинения и переложения церковных мелодий для различных групп хоров (смешанный хор, однородный мужской хор, для трёх женских голосов (трио). Данному нотному собранию автор дал название «Духовно-музыкальные произведения для хора» . К первому тому также имеется «Добавление» — девять различных редакций некоторых произведений, изложенных в I moмe. Для анализа гармонизаций церковных мелодий Ивана Алексеевича Гарднера актуально использовать разделение, указанное в «Материалах к творческой биографии И. А. Гарднера» (2008) , в соответствии с группами, связанными с богослужебным назначением: – литургия (в том числе Литургия ап. Иакова); – всенощное бдение (воскресное и двунадесятых праздников); – период пения Триоди Постной и Цветной; – архиерейское служение (в том числе хиротонии); – освящение храма; – таинство венчания. Несмотря на определённую сложность для исполнения, музыкальные произведения Ивана Алексеевича Гарднера пользуются популярностью не только в православных общинах России, Украины, Беларуси, но и в странах Западной Европы (Великобритания, Франция, Финляндия), а также в Соединённых Штатах Америки и Канаде.

http://bogoslov.ru/article/6173170

Он вполне поверил погибели Халдеев, перенесся мыслью от ближайшего будущего страдания Иудеев к отдаленному воздаянию за эти страдания. Томительное состояние в начале его стояния на страже, превратилось теперь в торжественное и радостное. Объяснение третьей главы Глава третья Содержание. В третьей главе пророк Аввакум излагает свою песнь, в которой вспоминает древние чудесные события в жизни Иудейского народа и предрекает будущее спасение Иудеев и всего человечества (1 ст.). Свое душевное смущение, под влиянием откровения о падении Иудеи от руки Халдеев, пророк успокаивает воспоминанием о древних Господних чудесах, явленных на Синае для спасения Иудейского народа (2–11). Древние чудеса дают возможность верить, что и в будущее время Господь совершит такие же чудеса для спасения Иудеев. Будущие чудеса и спасение Иудеев пророк описывает, как уже совершившиеся (12–15). Новое непродолжительное душевное смущение, вследствие откровения о порабощении Иудеи Халдеями, пророк скоро побеждает верою в свое будущее спасение. Радостной надеждой на прославление Господа за избавление от всех бед, пророк заканчивает свою песнь и свою книгу (16–19). Авв. 3:1 Молитва Аввакума пророка, для пения. Этот стих считается надписанием главы и, подобно надписаниям псалмов, характеризует содержание и определяет писателя главы. Глава будет содержать в себе молитву 157 , просьбу пророка Аввакума, изложенную ритмически и удобную для церковного пения. Песнь 158 пророка Аввакума вызвана сознанием современного бедственного положения пророка и народа Иудейского, но полна живой веры и надежды на будущее торжество и спасение. Авв. 3:2 Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости. Пророк описывает свое душевное состояние под влиянием необычайного откровения. Услышав Божественное откровение 159 , он затрепетал от страха. Сознавая, что открытое ему грозное Божие дело 160 непременно совершится, пророк просит Бога поскорее его совершить 161 , явить его в ближайшие годы 162 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Смотри примеч. к Лаодик. 5, а также правила Апост. 30, 61. Правило 14 О том, чтобы в праздник Пасхи не посылать Святые Дары в другие епископские области для благословения. Толкование В древние времена был обычай в праздник Пасхи посылать Божественные Тайны из одной епископской области в другую, чтобы благословить и освятить тех, кому они посылались [ 158 ] . Этот обычай и запрещает настоящее правило, поскольку не подобает просто так носить Всечестные Тайны на дальние расстояния. Правило 15 О том, что не должно петь в церкви кому-то другому, кроме клириков-певцов, которые восходят на амвон и поют по дифтере (π διφθρας). (VI Всел. 75.) Толкование Настоящее правило запрещает петь в Церкви всякому желающему, но позволяет это только певчим-клирикам (т. е. числящимся в клире и рукополагаемым для каждой церкви), которые восходят на амвон и поют по певческим пергаментам (дифтерами (διφθραι) называются кожи, из которых делают пергаменты) [ 159 ] или по бумажным книгам. Ведь если будет петь всякий неуч, выйдет бесчиние и разброд, и, напротив, – все будет благочинно, если будут петь назначенные певчие, и притом опытные в певческом деле. Правило 16 О том, что в субботу должно читать Евангелие и другие Писания. Толкование Из этого правила явствует, что древняя Церковь не имела того устройства, какое имеет сейчас. Раньше, когда верные собирались на литургию или субботнюю утреню, не читались Евангелия, как теперь 160 . Поэтому настоящее правило определяет, чтобы Евангелия читались по субботам вместе с другими Писаниями. Вальсамон же говорит, что настоящее правило изложено потому, что тогда многие христиане, подражая иудеям, в субботу не только не занимались никаким трудом, но и воздерживались от пения священных псалмов и чтения Евангелия и Священного Писания . Правило 17 О том, что не должно в собраниях петь псалмы подряд, но в промежутке после каждого псалма должно быть чтение. (VI Всел. 75) Толкование Настоящее правило постановляет: пусть в собраниях и на службах церковных поют не все псалмы Давида сразу, чтобы люди из-за продолжительности псалмопения не отягощались псалмами и не уходили из церкви, но между псалмами пусть будет чтение и молитва , чтобы люди немного отдыхали и ум их благодаря такому разнообразию становился свежее и трезвеннее, как говорит Василий Великий (см. правило 37 из пространно изложенных 161 ), и снова внимал псалмопению. Именно по этой причине божественные отцы и разделили Псалтирь на кафизмы, а между кафизмами вставили молитвы, которые находятся во многих Псалтирях, как рукописных, так и печатных [ 162 ] . Смотри также VI Всел. 75. Правило 18

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Преосвященнейшие святые архиереи! Позаботьтесь ради любви к Богу искоренить в ваших епископских областях это величайшее зло, из-за которого каждый день продается единожды проданный за род наш сладчайший Иисус Христос. 225 Если Вальсамон и говорит в толковании этого правила, что подобные зрелища и представления запрещаются только по воскресеньям и великим праздникам, но не в другие дни (а такой вывод он делает из правила Карфаг. 70, которое говорит, что эти зрелища следует переносить на другие дни), то мы возражаем; во-первых, 51-е правило настоящего Вселенского собора, как мы сказали, не в одни только дни запрещает их, а в другие разрешает, но запрещает вообще и безоговорочно. А во-вторых, тот же Карфагенский собор в 17-м правиле говорит, что всех христиан всегда призывают не приближаться к тем местам, где вокруг подобных представлений бывает сквернословие и прочие непристойности. Приводим также слова Василия Великого (см. правило 20 из пространно изложенных) о том, что никакое само по себе предосудительное дело никогда не может стать добрым ради времени, в которое совершается. «Никакое из предосудительных дел ни в какое время не может быть для нас приемлемым» (Basil. Magn. Ascet. (fus.) 20. 1//PG 31, 972А). А поскольку эти зрелища и представления предосудительны, значит, и в том случае, когда они устраиваются в непраздничные дни, они непохвальны и недобры, ибо все это дела сатанинские. Говорит также и Златоуст (Беседа 12 на Первое послание к коринфянам. Т. 3. С. 318): «И не говори мне про обычай. Если это порочно, то хоть бы его и ни разу не было, если же добро – пусть будет» (Ioan. Chrysost. Hom. in Ep. I ad Cor. 12. 5//PG 61, 103). Иными словами, если дело плохое, пусть не совершается ни одного раза, а если доброе, пусть совершается всегда. Тот же Златоуст называет театры и скачки триумфом сатаны (Слово 20 о статуях. Т. 6. C. 610) (изложенное прп. Никодимом мнение свт. Иоанн высказывает в толковании на книгу Бытия. См.: loan. Chrysost. Hom. in Gen. 6. 1 //PG 53, 54), и он же говорит, что пребывание в театрах породило прелюбодеяние, невоздержанность и всякое бесстыдство, а посещение конных состязаний приводит к спорам, поношениям, побоям, оскорблениям и постоянной вражде (Слово 15 о статуях. Т. 6. С. 564) (Ioan. Chrysost. Ad popul. Antioch. 15. 4//PG 49, 159). Смотри также слово, в котором он запрещает приближаться к театрам, потому что они превращают людей в законченных прелюбодеев (Т. 5. С. 89) (Idem. Contra theatra//PG 56, 541–554).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

1310 Другое свидетельство, очевидно, опять от обвинителей, можно найти в Деян 6:14 . Отчасти подобное высказывание есть в Фома 71, но это исключение, подтверждающее правило, изложенное выше: «Иисус сказал, – разрушу дом этот, и никто не сможет восстановить его». Любой намек на воскресение определенно исключен, – как и любой намек на что–то иудейское, вроде восстановления Храма. 1318 В противоположность мнению Харви (Harvey 1994, 69, 78, п. 1), который полагает, что у Марка Ирод не утверждает, будто Иисус – это вернувшийся к жизни Иоанн Креститель, «но что результат его «воскресения из мертвых» в том, что «его силы действуют в Иисусе " ». Сомневаюсь, что Марк обрадовался бы такой трактовке написанного им; конечно же, это отнюдь не соответствует представлениям Матфея и Луки. Во всяком случае, предложенное Харви прочтение представляет собой слабое свидетельство веры в «перевоплощение» как таковое. Харви, однако, прав, когда замечает (75), что предположение о том, что Иисус не кто иной, как оживший Иоанн Креститель, не повлекло за собой со стороны Ирода распоряжения послать слуг посмотреть, не пуст ли гроб Иоанна. 1319 Именно так в Wedderburn 1999, 41. Мысль о том, что воскресший человек наделен особой силой, безусловно, соотносится с тем, что мы находим в Деяниях Апостолов (например, 2:32сл.; 4:10), – что сила исцеления есть воздействие воскресшего Христа через Духа. 1322 Именно так в Evans 1970, 31, – хотя это прочтение было заимствовано, например, Лагранжем и Винсентом Тайлором. 1325 Харви (Harvey 1994, 72), однако, тут выдает непонимание, когда говорит о вере в воскресение в этот период как о «отвлеченном представлении о посмертии»; воскресение, как мы неоднократно видели, – не столько «посмертие», сколько новая жизнь после посмертия. 1326 Это главный синоптический отрывок, который я сознательно пропустил bJVG, с намерением включить его сюда. О саддукеях и их верованиях см. выше, с. 150–159. 1329 См. подробно Schwankl 1987; библиография в Davies and Alison 1988–1997, 221–234. Juhasz 2002, 116–121, дает захватывающий обзор трактовки этого отрывка Иеронимом и в кругах ранней Английской Реформации.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

160–235). Сочинение написано на основании, хотя и немногих, но надёжных источников, которыми притом автор пользуется осторожно и умело. По мысли сочинение правильно. Рецензент должен отметить лишь одно разногласие с автором: по его мнению, автор несколько преувеличивает трудность теоретического доказательства учения о Промысле (стр. 159), вследствие чего у него одностороннее стремление обосновать это учение исключительно на нравственно-практических требованиях (постулатах) нашей природы. С этим едва ли можно вполне согласиться. Но за исключением этой односторонности, сочинение со стороны содержания не возбуждает никаких серьёзных недоразумений. В формально-логическом и литературно-стилистическом отношении, за немногими исключениями, оно удовлетворительно: мысль ясная, точная, не запутана отклонениями в сторону и не осложнена выписками из книг, которыми нередко студенты стремятся искусственно увеличивать объём своих сочинений. Ввиду всего изложенного признаю г. Грибановского достойным степени кандидата богословия». 18 . Ординарного профессора Николая Заозерского о сочинении студента иеромонаха Дамаскина: «О проповеди для простого народа»: —124— «Сочинение раскрывает данную тему в такой последовательности: В главе I под рубрикой: необходимость и значение проповеди для простого народа автор рассматривает и решает вопрос: может ли быть речь об особенной для народа какой-либо проповеди? Можно ли из всего общества верующих выделять какой-то plebs и назидать его особенным каким-либо образом? По мнению автора, кажущаяся на первый взгляд странной такая постановка вопроса совершенно перестаёт таковой казаться, если внимательно присмотреться к действительным явлениям русской религиозной жизни, а не смотреть на дело только теоретически. В действительной жизни народной автор указывает на крайнее невежество, неразвитость, неспособность понимать ту проповедь, какая вполне понятна для образованных классов общества: для простого народа должна быть особенная проповедь. В последней четверти настоящего столетия вполне сознана потребность такой проповеди, и первые опыты её оказались весьма удачными.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бог милосерд, но и Судия, ибо сказано: «любит правду и суд», хотя «милости Господней полна земля» ( Пс.32:5 ); посему и говорит Пророк: «Милость и суд буду петь Тебе, Господи» ( Пс.100:1 ). Мы научены, к кому «милость», ибо сказано: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф.5:7 ). Видишь, как премудро оказывает Господь милость, не без суда милуя и не без милости судя, ибо «милостив Господь и праведен» ( Пс.114:5 ). Поэтому не станем обращать Его человеколюбие в предлог к нашей лености. Для того громы, для того молнии, чтобы не была пренебрегаема благость. Воссиявающий солнце наказывает и слепотою; Дающий дождь изливает и огонь. Одно свидетельствует о благости, другое о строгости. Проникнемся же или любовью, ради первой, или страхом, ради второй, чтобы нам не было сказано: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но по упорству твоему и нераскаянному сердцу ты сам себе собираешь гнев на день гнева» ( Рим.2:4–5 ). Итак, невозможно спастись, не творя дел по заповеди Божией, и небезопасно пренебрегать чем бы то ни было из заповеданного (ибо страшное превозношение – поставлять себя судией Законодателя и одни Его законы избирать, а другие отвергать). Посему позаботимся, чтобы ничего из предписанного в законе Божием не осталось у нас без исполнения. Ибо если должен быть «совершен Божий человек», как сказано в Писании ( 2Тим.3:17 ), то совершенно необходимо через каждую заповедь быть уготованным «в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:13 ), потому что, по глаголу Божию, хотя и чистое, но поврежденное не принимается в жертву Богу 743 . Сноски к статье 8 635 См.: Свт. Василий Великий . Правила, пространно изложенные, 3//Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 160; Правила, кратко изложенные, 162//Там же. Т. 2. С. 269; Правила, кратко изложенные, 163//Там же. С. 270; Правила, кратко изложенные, 175//Там же. С. 274; Правила, кратко изложенные, 176//Там же. С. 274. 670 В шестом псалме содержится молитва о помиловании: «Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не в гневе Твоем наказывай меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

3 . Все заповеди необходимы, ибо если христианин преступит хотя бы одну из них, то становится нарушителем и всех остальных. Как сказал брат Господень Иаков, «кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» ( Иак.2:10 ). И поэтому он становится виновным во всем. Ибо согласно Василию Великому , все заповеди вместе подобны золотой цепи, чьи звенья связаны друг с другом: разрушается или рвется одно звено, разваливается и вся цепь, ибо все они связаны друг с другом премудрым замыслом Слова. Все заповеди «состоят между собою в такой связи, что нарушением одной необходимо нарушаются все прочие» (Вступление к Правилам, пространно изложенным). В его 16-м Правиле говорится: «Ибо что усматриваем во всех заповедях, а именно, что они одна за другую держатся и невозможно преуспевать в одной отдельно от другой». Как отмечает далее святой Василий Великий , какая польза хранить все другие заповеди, а потом, по словам Господа, сказать своему брату «безумный» (см.: Мф.5:22 ): «Что мне пользы в других заслугах, если, назвав брата уродом, буду повинен геенне?» (Вступление к Правилам, пространно изложенным). И какая польза, если крепостные стены везде неприступны, а в одном-единственном месте маленькая дверь будет нараспашку? И какой смысл делать вокруг виноградника ограду, а в одном месте оставить лазейку? Ибо враги проникнут в крепость и через малую дверь крепости, разграбят ее и предадут смерти жителей. Как заметил Григорий Богослов , через небольшую дыру в изгороди в виноградник пролезают путники и звери и растаскивают все плоды. Таким образом, христианину нет никакой пользы, если при соблюдении Божиих заповедей он с пренебрежением нарушит хотя бы одну. Ибо тем самым лишает себя Царства Небесного. Итак, сказал Господь, «кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» ( Мф.5:19 ). Божественный Златоуст в своем толковании отмечает: «А когда ты слышишь слова: меньший в Царствии Небесном, то разумей не иное что, как геенну, или мучение... будет меньшим, то есть отверженным, последним; а последний, без сомнения, ввержен будет тогда в геенну» (Беседа 16 на Евангелие от Матфея). «Малейшим наречется в Царстве Небесном, – продолжает Златоречивый, – то есть в воскресении. Значит, такой не войдет в царство, потому что Он обыкновенно время воскресения называет царством. Итак, «кто нарушит, говорит, одну из заповедей... тот малейшим наречется». Следовательно, нам нужно соблюдать все (заповеди)»» (Беседа 4 на Послание к Ефесянам). Божии заповеди – это жизнь

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   Вопрос 278. Как у человека «дух мой и молится, но ум мой остается без плода» ( 1Кор. 14, 14 )? Ответ. Сие сказано о воссылающих молитвы на языке неизвестном слушающим. Ибо Апостол говорит: « когда я молюсь на (незнакомом) языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода». Когда слова молитвы неизвестны присутствующим; тогда ум молящегося «без плода есть», потому что никто не получает пользы. Когда же присутствующие понимают молитву, которая может пользовать слушающих, тогда ум молящегося имеет плод – исправление пользуемых. То же должно сказать и о всяком произношении слова Божия. Ибо написано: «а только доброе для назидания в вере» ( Еф.4, 29 ).    Вопрос 279. Что значит: «пойте разумно» ( Псал.46, 8 )? Ответ. Что в рассуждении снедей ощущение качества каждой снеди, то в рассуждении слов святого Писания разумение. Ибо сказано «Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи?» ( Иов. 12, 11 ). Посему, если у кого душа так чувствительна к силе каждого слова, как вкус чувствителен к качеству каждой снеди; то он исполнил заповедь, которая говорит: «пойте разумно».    Вопрос 300. Какой способ обращения, когда речь идет о невидимом? Ответ. Способ обращения объясняется в том вопросе, в котором сказано, как надобно обращаться от грехов. А что касается речи о невидимом, то вспомним слово Господа: «нет ничего сокровенного, …что не было бы узнано» ( Матф.10, 26 ), и еще: «от избытка сердца говорят уста» ( Лук. 6, 45 ). Примечание ред.: По причине того, что этот труд имеет большое количество вопросов (а именно 313), то нет возможности составить оглавление, удобное для пользования. Поэтому вопросы нами собраны по темам, но сохранена их нумерация, указанная в первоисточнике Читать далее Источник: Творения : в 2 т./свт. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской. – М.: Сибирская благозвонница, 2008-2009. - (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе)./Т. 2: Аскетические творения ; Письма. - 2009. - 1230 с./Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. 223-319 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010