В чем же заключаются обязанности человека, по указанию данного Богом нравственного закона, в отношении к нашим ближним? Обязанности этого рода сокращенно изложены в остальных шести заповедях Десятословия: почитать родителей, как орудие любви Божией, считать священным здоровье и жизнь всякого человека, уважать святость супружеского союза, установленного Богом, не посягать на собственность ближнего в какой бы то ни было форме – путем ли обмана, насилия, хитрости и других преступных средств, говорить всегда истину, не питать в сердце греховных пожеланий – властолюбивых, корыстолюбивых и прелюбодейных – вот сущность нравственного закона, объединенного также в одной заповеди: «возлюбиши искреннего твоего яко сам себе» ( Мф. 22:39 ). Не трудно однако заметить, что нравственные обязанности второго рода, т. е. обязанности в отношении к ближним, находят свое основание в обязанностях наших первого рода, т. е. в отношении к Богу; от них они получают свою жизнь, силу и основание 16 . Беспримерная высота и чистота нравственного закона, сокращенно изложенного в десяти заповедях, во время низкого уровня умственной и нравственной жизни еврейского народа, среди густого мрака заблуждений и нечестия древнего языческого мира, доказывающаяся тем, что существенное выражение Моисеева законодательства – Десятословие – легло в основание христианского закона и в своды законов (юридические кодексы) всех образованных христианских народов, устраняет все возражения рационалистов, желающих видеть в Моисеевом законодательстве продукт человеческого развития (См. наше сочинение: Священник Григорий Дьяченко «О приготовлении рода человеческого к принятию христианства». Богословское и историко-философское исследование, стр. 159–165). 14. Библейские изречения о нравственном откровенном законе Главное содержание всех заповедей: «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 22:37–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Плата вносится по третям года, в течение первой половины первого третного месяца; не удовлетворившие этому требованию, по истечении означенного срока, увольняются из семинарских общежитий, причем с них взыскиваются следующие по расчету деньги за неоплаченное время. Примечание. За ученика, поступающего в семинарское общежитие не с начала трети, плата взимается по расчету времени с 1 числа того месяца, в котором поступил воспитанник. (§ 155.) В случае выбытия ученика из общежития до истечения трети, полученные за него деньги не возвращаются (§ 156.) Классные комнаты и, отдельно от них, спальни по вместимости должны соответствовать числу назначаемых в те и другие учеников. (§ 157.) Больницы при семинариях устраиваются в тех же семинарских зданиях, но, по возможности, отдельно от жилых ученических помещений, и содержатся во всех отношениях соответственно их назначению. (§ 158.) Все ученические помещения в семинариях должны быть как можно чаще освежаемы воздухом, надлежаще отопляемы и освещаемы. (§ 159.) Чистота и опрятность в содержании ученических помещений, а также всех вещей, служащих к употреблению учеников, должны быть наблюдаемы со всей строгостью. (§160.) Пища дается воспитанникам простая, но из свежих припасов и в достаточном количестве при завтраке, обеде и ужине. (§ 161.) Одежду носят ученики однообразную и приличную, соответственно временам года. Правило это распространяется и на всех приходящих учеников. (§ 162). Число вещей, выдаваемых ученикам из одежды, обуви и белья, и сроки пользования ими, определяются, с утверждения. Епархиального Архиерея, Правлением семинарии. (§ 163). При окончании курса, казеннокоштным ученикам предоставляется право удерживать за собой находившиеся у них в употреблении платье и белье. (§ 104.) Правила, изложенные в §§ 159 и 160, распространяются и на наемные квартиры своекоштных учеников. (§ 165.) Квартиры эти должны быть нанимаемы, по возможности, ближе к семинарии, у семейных обывателей с добрым именем, преимущественно у духовных. (§ 166.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

«Господи, призри на смирение мое и помилуй мя» (1:352). Итогом к суждениям, изложенным в данном разделе, может служить выписка Задонского Затворника: «Поучение о осми помыслах, от глав святого Нила»: «Виждь, чадо, яко осмь есть помыслов, иже вся злая содевают: чревобесие, блуд, сребролюбие, ярость, печаль безвременная, уныние, тщеславие, гордыня: сия суть борющая всякого человека. Ты же, чадо, аще хощеши победити чревобесие – возлюби воздержание и имей страх Божий, и победиши. Аще хощеши победити блуд – возлюби алчбу и жажду, и бдение, и вспомни смерть. Аще хощеши победити сребролюбие – возлюби нестяжание и худость. Аще хощеши победити ярость – стяжи кротость и долготерпение; и поминай: колика злая сотвориша иудеи Господу нашему Иисусу Христу. И Человеколюбивый не прогневася на ня, но паче моляшеся о них, глаголя: «Отче, остави им грех сей, не ведят бо, что творят. Аще хощеши победити безвременную печаль – никогда же опечалися за кую-либо временную вещь. Тогда токмо опечалися, егда согрешиши. Но и тогда в меру, да не падеши во отчаяние и погибнеши. Аще хощеши победити уныние – твори что-либо мало рукоделие и прочитай Божия книги, и молися часто. Аще хощеши победити тщеславие – не люби похвалы, ниже почести, ниже добрые ризы, ниже предпочитания, ниже председания. Но паче возлюби, да те укоряют и охуждают, и бесчестят лжуще; и держи себе всякого грешника грешнейша. Аще хощеши победити гордыню – что-либо аще твориши, не глаголи, яко твоего труда, или твоего мужества бывает. Но аще постишися, аще бдиши, аще молишися, глаголи: яко не от моего тщания, но от Божия помощи и заступления бывают» (1:159–160). 7. Другие грехи Количество грехов велико – ими, можно сказать, забиты все поры нашего земного бытия. В обобщенном виде они называются в чине исповеди, в молитвах перед Святым Причащением, в святоотеческих творениях, в учебных курсах по основам Православия. Много говорит о них и Задонский Затворник. Здесь, в дополнение к сказанному, отмечены лишь некоторые из них. а) Грехи, вопиющие на Небо:

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Также и благодать людям давал и закон, призывая к богопознанию и отвлекая заблудшихся от служения идолам, и кроме того еще показуя зло и научая добру, хотя и не совершенно, но воспитательно и благоплодно: истина же и благодать чрез Единородного вводить добро нам не в образах и не как бы в сени начертывает полезное, но в яснейших и чистейших постановлениях и руководствует к совершенному познанию веры. Закон давал дух рабства ко страху, а Христос – (даровал) духа усыновления в свободу ( Рим.8:15 ). —1— Подобным же образом закон вводить обрезание во плоти, ничего не значущее, ибо обрезание ничтоже есть ( 1Кор.7:19 ), как пишет некиим Павел: Господь же наш Иисус Христос доставляет обрезание в духе и сердце чрез веру ( Рим.2:29 ). Закон одною только водою крестит оскверненных, Спаситель – в Духе Святом и огне ( Мф.3:11 ). Закон вводить в скинию как прообраз истины, Спаситель возносить в самое небо и вводить в истиннейшую скинию, ( Евр.9:24 ), юже водрузи Господь, а не человек ( Евр.8:2 ). Ничего нет трудного прибавить к изложенным множество и других доказательств, однако же надо ценить меру. Впрочем, считаем полезным и необходимым указать еще на то, что блаженный Павел в немногих словах разрешил искомый предмет, сказав о законе и благодати Спасителя: аще бо служением 2438 осуждения слава, много паче избыточествует служение оправдания в славе ( 2Кор.3:9 ). Служением осуждения он называет заповедь Моисея, а служением оправдания именует благодать от Спасителя, коей усвояет и то преимущество, что она приобретается в славе, превосходно определяя природу предметов, как духоносец. Итак, поскольку осуждающий закон дан был чрез Моисея, а чрез Единородного явилась оправдывающая благодать, то как может говорит, не превосходить славою Тот, чрез Коего законоположено наилучшее? Так и Псалмопевец скажет истину в Духе, восклицая, что Господь наш Иисус Христос превосходит все вместе славное множество святых, ибо кто, говорит, во облацех уравнится Господеви, или кто —159— уподобится Господеви в сынех Божиих ( Пс.88:7 )? Так, духовные облака, то есть святые пророки должны предоставлять превосходство Христу и отнюдь не думать, что можно состязаться с Ним в равномерной славе, как скоро низшее место усвояется даже познанному от Бога паче всех ( Исх.33:12 ), то есть Моисею.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Они трудились над переводом священных текстов с греческого языка на славянский, пользуясь при этом некоей черновой и находившейся в процессе постоянного усовершенствования азбукой. Отправляясь в Хазарскую миссию, Кирилл мог взять с собой и бывшие у него сырые переводы Евангелия и Псалтири, поскольку знал, что в окрестностях Крыма ему может представиться удобный случай встретить людей из рода руссов, т. е. тех, которые совсем недавно нападали на столицу. Таким образом достаточно легко и логично можно объяснить его встречу с человеком, говорившим по-русски, которому Кирилл поспешил показать перевод и попытался научить читать. Этот эпизод в Крыму непосредственно свидетельствует не о чём ином, как о стремлении оценить предварительные результаты своей переводческой деятель- —159— ности людьми, трудившимися под руководством Кирилла над осуществлением византийского «славянского проекта» 531 . Исполнение просьбы, изложенной в послании Ростислава, привело к новой переработке незавершённой пробной азбуки. На этот раз Кириллу удалось создать достаточно совершенную славянскую азбуку. Им были с полнейшей тщательностью учтены все фонетические особенности славянского языка. Если ранее, как сообщает болгарский писатель Храбр, славяне использовали черты и резы без какого-либо порядка, то теперь они получили свою собственную азбуку, составленную с тем расчётом, чтобы полностью соответствовать передаче звуков их языка. Азбука эта была названа «глаголицей» или, как принято называть, «глаголическим письмом» 532 . Это название происходит от славянского слова «глагол». Написание букв этой азбуки весьма своеобразно, совсем не похоже ни на один из ныне известных алфавитов. Достаточно экзотический вид послужил основанием для множества теорий и споров относительно происхождения глаголицы 533 . Многие учёные, рассматривая по отдельности некоторые —160— буквы, в которых ими усматривались определённые подобия буквам других, известных нам алфавитов, делали попытки доказать происхождение глаголического письма от какого-либо из последних.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

поиск:   разделы   рассылка Некоторые правозащитники считают Грабового " политзаключенным " Правозащитники полагают, что дело мошенника Грабового носит политический характер. Ряд правозащитников планирует обратиться в организацию " Международная амнистия " с заявлением о признании политическим заключенным приговоренного к 11 годам заключения за мошенничество " целителя " Григория Грабового. Адвокат Г.Грабового Вячеслав Конев на пресс-конференции в среду в Москве распространил соответствующее заявление, которое подписали представитель общественной организации " Комиссия по борьбе с коррупцией " , бывший сотрудник спецслужб, отбывший наказание за разглашение гостайны, Михаил Трепашкин; эксперт движения " За права человека " Владимир Степанов; председатель Комитета за гражданские права Андрей Бабушкин и др. В заявлении говорится, что возбуждение уголовного дела в отношении Г.Грабового было осуществлено " по надуманным мотивам публикаций газет о якобы данном обещании о воскрешении детей Беслана " . Факты причастности Г.Грабового к изложенным в газетных публикациях событиям не нашли своего подтверждения, " само уголовное дело было возбуждено в отсутствие события преступления и в отсутствие в деянии Г.Грабового состава преступления " , говорится в заявлении. По мнению авторов документа, суд нарушил право Г.Грабового на свободу мнения, совести и вероисповедания. " Факты и хронология событий подтверждают, что судебное преследование Г.Грабового состоялось в Таганском районном суде г. Москвы по политическим и религиозным мотивам " , – говорится в документе. Авторы заявления просят рассмотреть изложенные факты и принять решение о признании Г.Грабового " политзаключенным, подвергнутым политическим репрессиям " . 7 июля 2008 года Таганский суд Москвы приговорил " целителя " Г.Грабового к 11 годам лишения свободы. Суд признал его виновным в 11 эпизодах мошенничества (ст.159 УК РФ), то есть в хищении чужого имущества и причинении значительного ущерба гражданам. Суд признал, что Г.Грабовой совершал мошенничество с использованием методов психологического воздействия на людей и назначил ему наказание в виде 11 лет лишения свободы со штрафом в миллион рублей, а также частично удовлетворил гражданские иски семи потерпевших, взыскав в их пользу более 270 тыс. рублей в качестве материального ущерба. По материалам:  Интерфакс-религия Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_57014.html

Наиболее достоверно выводы «круглого стола» о вине немцев за Катынь подтверждает свидетельство польского поручика Антони Горбика -Антона Горбовского, изложенное в книге партизанского командира Дмитрия Медведева «Сильные духом» (Свердловск, 1952 г.) В ней описывается, как в партизанский отряд Медведева в январе 1943 г. явился польский драгун Антон Горбовский. Он рассказал, что в 1941 он, как военнопленный, находился в лагере НКВД под Смоленском. В июле лагерь захватили нацисты, которые стали предлагать польским офицерам «сначала добровольно, а потом под угрозой расстрела пойти к ним на службу » . Не согласившихся оказалось большинство. Вскоре их стали увозить из лагеря «группами по сто-двести человек неизвестно куда». В одну из ночей настала очередь Горбовского, которого вместе с другими польскими офицерами привезли к огромной яме в лесу. Горбовский удалось незаметно взобраться на дерево и остаться живым, но ему пришлось увидеть, как немцы расстреливали его друзей. Удалось установить, что Антон Горбовский - это польский поручик Горбик Антон Янович, 1913 г.р., до мая 1940 г. содержавшийся в Козельском лагере НКВД для военнопленных. 11 мая 1940 г. А. Горбик по списку-предписанию УПВ НКВД 059/1 от 5 мая 1940 г. был отправлен из Козельска в Смоленск. Персональная табличка поручика Антони Горбика (Antoni Gorbik, ur. 1913), якобы расстрелянного НКВД в 1940 году, присутствует на стене Катынского мемориального комплекса. Данные об А. Горбике были размещены в польской электронной базе «Indeks Represjonowanych». Было указано, что А. Горбик в мае-апреле 1940 г. был расстрелян в Катыни, а в 1944-45 гг. он же содержался (!) в фильтрационном Осташковском лагере НКВД СССР ( ). После публикаций в 2012 году о нелепостях в биографии Горбика, данные о нем из польской базы были удалены. Но скриншот персональной страницы А. Горбика скопирован и хранится в базе интернет-проекта «Правда о Катыни». После такого свидетельства целесообразно обратиться к 14-летнему расследованию Катынского дела, а точнее уголовного дела 159 «О расстреле польских военнопленных из Козельского, Осташковского и Старобельского спецлагерей НКВД в апреле-мае 1940 г.». Оно было принято Главной военной прокуратурой СССР к производству 30 сентября 1990 г. 21 сентября 2004 г. уже Главной военной прокуратурой РФ это дело было прекращено.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/i...

145–152 Коф. Осязаемое присутствие. Этот раздел состоит из двух частей, четко соответствующих теме, звучащей в Иак. 4:8 . Первая: «Приблизьтесь к Богу» (145–148). Вторая: «И приблизится к вам» (149–152). Ст. 145–146 связаны между собой словами взываю и призываю. Ст. 147–148 содержат глагол предварять: «предваряю… очи мои предваряют», т. е. с рассвета и до рассвета псалмопевец молится и размышляет над Библией . В основе молитвы, изложенной в ст. 149, – не человеческие обеты, но обращение к милости Господа; в ст. 150–151 противопоставляются две разных «близости», а ст. 152 завершает раздел, утверждая истину о вечности слова Божьего. 145–148 Рядом с Господом. Каковы особенности молитвы? 1) Молитва неотделима от послушания. Если человек не предает себя воле Божьей, то его ходатайство – простое проявление эгоизма. 2) Молитва неотделима от самоотречения: не наши неотложные нужды придают эффективность молитве, но наше жертвенное посвящение себя Господу. 3) Молитва неотделима от слова Божьего. Вне Его слова мы не можем знать, чего мы вправе ожидать или просить. 149–152 Господь рядом. Чем сильнее жизненные грозы, тем ближе Господь к нам. Близок (151) как близкий родственник. Господь обещал стать нашим самым близким родственником, который, ввиду нашей полной беспомощности, берет на себя все наши нужды и заботы, как Свои собственные. Таким образом, Его близость к нам обусловлена Его непреходящей милостью, в которой залог верности; и наша уверенность в том, что Он наш ближайший родственник, основана на Его откровениях о Себе и Его деяниях. И более того: поскольку Господь и Его слово связаны неразрывно (см. разделы «Пе», «Цаде»), Слово Его обладает животворящей силой (оживи меня, 149). 153–160 Реш. Три надежные вещи. Речь идет о надежности псалмопевца, который не забывает слова («закона», 153), о надежности Господа (154, 156, 159) и о надежности Его непреходящего Слова (160). Но надежность человека непрочная. Жизнь полна скорбей и разрушительного влияния нечестивых и отступников. Жизнь нуждается в постоянном обновлении под действием животворной благодати Господа. Непрестанная молитва о возрождении духа составляет саму сердцевину раздела. Структура его такова:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Важность этих распоряжений говорит сама за себя, а посему особые комментарии излишни... Со времени окончательного сформирования Киевской епархии сохранились более подробные и цельные сведения о деятельности митрополита Иерофея в отношении улучшения богослужебных «нестроений». Деятельность эта приурочивается к известному нам путешествию, предпринятому митрополитом в мае 1798 года с целью непосредственного ознакомления с нуждами своей обновленной епархии. Приведенные выше замечания протоиерея Леванды подтвердились весьма наглядно: по личному освидетельствованию митрополита оказалось, что «все почти обратившиеся из унии к благочестью священники порядочно священнослужения отправлять, проскомисать, Высочайшей фамилии на великом входе и, где следует, на ектениях вспоминать, хотя на сие печатные формы изданы, не умеют, произнося во всех частях служения слова не по ударениям, в книгах напечатанным, а странным голосом». 157 Такими словами начинался приказ, отданный митрополитом на имя Киевской дикастерии 6 сентября 1798 года, т.е., месяц спустя по приезде его из путешествия и издания первого (выше изложенного) приказа 7 августа. Но прежде, чем излагать дальнейшее содержание этого нового, не менее важного, приказа, регулирующего печальное состояние богослужения, считаем необходимым сделать небольшое отступление в объяснение и дополнение сейчас приведенных слов митрополита. Не имея возможности отметить в богослужении новоприсоединенных церквей Киевской епархии всех особенностей, остававшихся в нем со времен недавно бывшей унии, укажем те из них, на которые сохранились некоторые намеки. 158 Все они относятся большею частью к главному христианскому богослужению – литургии, которая (как сказано выше) подверглась исключительному влиянию католицизма. Так, при совершении проскомидии: 159 1) некоторые священники употребляли не точное, положенное по уставу православной церкви, число просфор: вместо пяти, служили на четырех, допуская пятую лишь в тех только случаях, когда кто-либо из прихожан предлагал особое вознаграждение; 160 2) св. Агнец был небольшой величины и плоской формы, так что напоминал своим видом католическую оплатку; 3) число вынимаемых частиц было крайне ограничено. В последней особенности сказался, может быть, католический обычай приготовлять определенное количество гостий, строго соответствующее числу желающих причаститься, а в случаях отсутствия совсем причастников освящать только одну великую гостью. Обычай этот усвоен был униатами, которые также или вовсе не вынимали частиц, если не было причастников, или же вынимали их «елико будет на потребу». 161

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По вопросу о материальном положении протестантской церкви в Привислянском крае, законом 14 мая 1886 г. воспрещено, на точном основании изложенного в примечании к ст. 608-й Т. XI, ч. I Св. Зак. изд. 1857 г., Уст. Еван.-Лютер. Церкви, постановления, взыскание в том крае с лиц православного исповедания всяких в пользу протестантских церквей, духовенства и учреждений повинностей или сборов, взимавшихся доселе вопреки приведенному постановлению, согласно заключенным частным контрактным условиям, или же по другим каким-либо основаниям, с приостановлением вместе с тем всех исполнительных действий по постановлениям и распоряжениям местных установлений и властей о взыскании с лиц правосл. исповедания вышеозначенных сборов и повинностей, а также о расторжении, за невзнос таких сборов и повинностей, арендных и купчих договоров с упомянутыми лицами православного исповедания. Изложенное воспрещение не должно распространяться единственно лишь на те, предусмотренные примечанием к означенной статье 608, случаи, которые касаются поступления арендной платы, могущей следовать с православных лиц за пользование принадлежащею протестантской церкви на владельческом праве землею 158 . В 1890 г. октября 26-го Министр Народного Просвещения поручил подлежащим местным в Прибалт, крае учреждениям по училищной части: 1) иметь неослабное наблюдение за тем, чтобы существующие в Лифлянд. губ. Евангелическо-лютеранские приходские школы неотъемлемо пользовались всеми теми имущественными и иными материальными средствами, которыми эти школы, на точном основании Высоч. Утвержд. 13 нояб. 1860 г. положения о крест. Лифл. губ., пользуются или на которые имеют право владения или пользования; 2) в видах лучшего осуществления таковой задачи привести в надлежащую известность означенные выше материальные средства каждой из упомянутых школ в отдельности, – и 3) в случае возникновения сомнений или недоразумений по вопросам о праве Евангелическо-лютеранской приходской школы на тот, или другой источник дохода или на пользование отдельным недвижимым имуществом, представлять дело, установленным порядком, на разрешение Министра Народного Просвещения 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010