129. У людей, мало молящихся, слабо сердце; и вот, когда они хотят молиться, сердце их расслабляется и расслабляет их руки, тело и мысли, и трудно им молиться. Надо преодолеть себя: постараться молиться всем сердцем, потому что хорошо, легко молиться всем сердцем. 130. Не давай на молитве побеждать себя плоти и действующему чрез нее врагу; – «не ульсти языком своим, но глаголи истину в сердце твоем» ( Пс. 14, 3, 2 ); так мысли и чувствуй сам, как говоришь в молитве, а не так, чтобы на языке был мед, а на сердце – лед; победит раз враг, после уж тебе надо будет отстаивать себя, свою свободу от него, как завоеванный врагом клочек земли, а от Господа отступит сердце твое. Ничем не пренебрегай в духовной жизни, ничего не считай малым, нестоящим большого внимания: чрез малые грехи диавол ведет к великим. Главное дело: старайся быть истинным всегда в сердце своем. Когда трудно бороться с плотью, тогда-то и покажи свою твердость, тогда-то не слабей в борьбе, как добрый воин Христов. 131. Плотская нега, окамененное нечувствие ко всему духовному, священному, есть теснота вражия, хотя плотский человек не считает ее теснотою, потому что благотворит о ней; но хотящие жить духовно считают ее теснотой, потому что не допускает она Бога до сердца нашего, не дает излиться в сердце благодати Божией, оживляющей и просвещающей нашу душу, делает душу нашу неплодною делами веры, надежды и любви. Делаешься какой-то плотяной, духа не имущий. О, как многоразличны гонения! Как поскорбишь от сердца об этом окамененном нечувствии, как поплачешь пред Господом: оно и пройдет; и сердце согреется и размягчится, и сделается способным к духовным созерцаниям и святым чувствам. 132. Не жалей себя для сердечной молитвы даже тогда, когда ты весь день провел в трудах. Не вознеради нимало на св. молитве, всю скажи Господу от сердца, виждь – она дело Божие. Взялся за гуж, не говори, что не дюж; «возложив руку на рало, не зри вспять» ( Лк. 9, 62 ). Допустивши молитву нерадивую, не от всего сердца, не заснешь (если на ночь молитва), пока не выплачешь своего греха перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

126. Тот успешно свершает молитву, кто всю первую мысль свою плодоносит Богу. 127. Если желаешь молиться как монах, избегай всякой лжи и всякой клятвы, иначе напрасно принимаешь несвойственный тебе вид. 128. Если желаешь молиться в духе, не тащи вверх ничего плотского, и тогда не будет облака, затмевающего очи твои во время молитвы. 129. Вверь Богу все телесные потребности свои, и ясно будет, что ты доверяешь ему и потребности духа. 130. Если достигнешь обетований, будешь царствовать. Поэтому, устремляя взор свой на них, ты должен охотно переносить скудость здешней жизни. 131. Не отказывайся от бедности и скорби, которые суть вещество невесомой молитвы. 132. Пусть телесные добродетели в тебе будут залогом душевных, а духовные — залогом нематериального и сущностного ведения. 133. Молясь, наблюдай за помыслом: если он легко успокоился, проследи, откуда это произошло, дабы не попасть тебе в засаду и, впав в обман, не предать самого себя. 134. Бывает, что бесы внушают тебе помыслы, а затем побуждают противостоять этим помыслам в молитве и внутренне спорить с ними. Тогда бесы добровольно отступают, дабы ты, впав в прелесть, возомнил о себе, будто начал уже побеждать помыслы и устрашать бесов. ( Наглядный пример к чему приводит пренебрежение этим и подобными ему правилами — современное движение неопятидесятников). 135. Если в молитве противоборствуешь какой–либо страсти или бесу, докучающим тебе, вспомни слова псалмопевца: Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, дондеже скончаются. Оскорблю их, и не возмогут стати, падут под ногама моима (Пс. 17,38–39) и так далее. Их говори вовремя, облачаясь в броню смиренномудрия против противников своих. 136. Не думай, что уже стяжал добродетель, если прежде не сражался за неё вплоть до крови. Ибо должно до крови сражаться, безукоризненно подвизаясь против греха, согласно божественному Апостолу (Евр. 12,4). 137. Может случиться, что, оказав помощь какому либо человеку, ты потерпишь ущерб от другого, а поэтому, обиженный, скажешь или сделаешь что–нибудь неприличное в отношении к ближнему. Тем самым ты дурно растратишь то, что хорошо собрал. А это и является целью лукавых бесов. Поэтому следует быть разумно бдительным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

126. Спросили авву Пимена: к кому относится слово Писания: не пецытеся на утрей (Мф. 6, 34)? Старец отвечал: оно идет и к человеку, который находится в искушении и малодушествует, – чтобы он не заботился и не говорил: сколько времени я пробуду в сем искушении? Но лучше ему думать и ежедневно говорить о том, что сегодня. 127. Авва Пимен говорил, что учить ближнего может только человек здравомыслящий и бесстрастный. Ибо что пользы в том, если кто строит чужой дом, а свой разрушает? 128. Говорил также: что пользы, если кто приходит учиться какому-либо искусству, и не учится? 129. Еще говорил: все, что противно умеренности, – от демонов. 130. Он же говорил: когда человек намерен строить дом, то собирает множество материалов и различного рода веществ, чтобы можно было ему поставить дом. Так и мы должны приобретать, хотя в некоторой степени, все добродетели. 131. Некоторые из отцов спросили авву Пимена: как авва Нистерой мог терпеть ученика своего? Авва Пимен отвечал им: если бы я был на его месте, то и подушку клал бы ему под голову. – Что же бы ты стал отвечать Богу? – спросил его авва Анувий. Авва Пимен отвечал: я скажу Ему: Ты Сам повелел: изми первее бервно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего (Мф. 7, 5). 132. Авва Пимен говорил: алчность и сон не дают нам видеть и того, что легко видеть. 133. Также говорил: много было сильных, но мало поборников. 134. Также говорил со вздохом: все добродетели вошли в сей дом, кроме одной, без которой едва ли устоит человек – Какая же это добродетель? – спросили его. – Самоосуждение, отвечал старец. 135. Авва Пимен часто говаривал, что всего нужнее для нас трезвенный ум. 136. Некто из отцов спросил авву Пимена: кто это говорит: причастник аз есмь всем боящимся Тебе (Пс. 118, 63)? – Это говорит Дух Святой, отвечал старец. 137. Авва Пимен рассказывал. Один брат говорил авве Симону: если выхожу я из кельи своей и застаю брата своего развлеченным, то и сам развлекаюсь с ним; и если застаю его смеющимся, и сам смеюсь вместе с ним. Почему, когда возвращаюсь в келью свою, не нахожу покоя? Старец отвечал ему: хочешь ли, чтобы, выходя из кельи своей и встречаясь со смеющимися, и самому смеяться, и с говорящими самому говорить, а возвращаясь в келью свою, находить себя таким, каким вышел? Брат спрашивает: что же для этого надобно делать? Старец отвечал: держи стражу над собою в келье, держи стражу и вне кельи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

241). Между тем, апостол ( Евр.10:8, 9 ), под жертвами разумеет здесь обыкновенные ветхозаветные жертвы, которые, как неугодные Богу, заменены совершеннейшею жертвою, принесенною Иисусом Христом. Не касаясь некоторых других рассуждений автора, представляющихся не вполне убедительными (наприм., на стр. 230–232), что сознает, впрочем, он и сам (стр. 205 и др.), считаем нужным указать на замечаемые по местам неточности в сделанных им справках с списками греч. перевода 70-ти. Устраняя, наприм., возражения против достоверности надписаний псалмов по еврейскому тексту, автор касается при этом властности того возражения, что читаемое в этих надписаниях имя Давида не читается по грел, переводу в надписаниях 4-х псалмов из числа песней степеней (121; 123; 130 и 132-го), равно как читаемое по евр. тексту в надписании имя Соломона не читается у 70-ти в надписании пс. 127 (по евр. т. —126—го), откуда делается возражающими против достоверности надписаний тот вывод, что во времена составления этого перевода еврейский подлинник Псалтири не имел указаний имен писателей псалмов и что последние внесены в позднейшее время (стр. 127). Разбирая это мнение, автор не возражает против его основания, т. е., против того, что у 70-ти не читается в указанных надписаниях имен Давида и Соломона. А между тем оказывается, что некоторые из древнейших списков этого перевода содержат в подписаниях указанных 4-х псалмов имя Давида, каков именно Синайский список, а в надписании последнего – имя Соломона, каков список греко-латинской Веронской Псалтири, VI века 120 ; как читались эти надписания в знаменитом Ватиканском списке, неизвестно, так как часть древней рукописи, содержавшая текст указанных псалмов, утрачена, Свидетельство этих списков, несмотря на единичность их, имеет такое значение, что изменяет самую постановку возражения, которое при этом должно получить такой вид: почему в большей части списков перевода 70-ти в надписаниях некоторых из песней степеней опущено имя писателя, читаемое в еврейск.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

128. К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: где я? 129. Когда же человек старается иметь сердце смиренное и мысль сохранить в мире, тогда все козни вражии бывают бездейственны; ибо, где мир помыслов, там почивает Сам Бог: в мире, сказано, место Его (Пс. 75:3) . 130. Надобно всегда терпеть и все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностию. 131 . Наша жизнь – одна минута в сравнении с вечностию; и потому недостойны , по апостолу, страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8:18) . 132. В молчании переноси, когда оскорбляет тебя враг, и единому Господу открывай тогда свое сердце. 133. Кто унижает или отнимает твою честь, всеми мерами старайся простить ему, по слову Евангелия: от взимающаго твоя не истязуй (Лк. 6:30) . 134 . Когда люди поносят нас, то мы должны считать себя недостойными похвалы, представляя, что ежели бы мы были достойны, то все кланялись бы нам. 135. Мы всегда и пред всеми должны уничижать себя, следуя учению св. Исаака Сирина : «Уничижи себе, и узришь славу Божию в силе " 16 . 136. Итак, возлюбим смирение, узрим славу Божию; идеже бо истекает смирение, тамо слава Божия источается. 137 . Не сущу свету, вся мрачна: так и без смирения ничего нет в человеке, как только одна тьма. 138. Как воск, неразогретый и неразмягченный, не может принять налагаемой на него печати, так и душа, не искушенная трудами и немощами, не может принять на себя печати добродетели Божией. 139 . Предел добродетели и мудрости есть бесхитростное действование с разумом. 140 . Когда занятия твои придут в настоящий порядок, тогда скука не найдет места в сердце твоем. Скучают только те, у кого дела не в порядке. Итак, послушание есть лучшее врачевство против сей опасной болезни. 141 . От уединения и молчания рождается умиление и кротость; действие сей последней в сердце человеческом можно уподобить тихой воде Силоамской, которая течет без шума и звука, как говорит о ней пророк Исаия: воды Силоамли текущий тисе (Ис. 8:6) . 142. Кто поистине хочет быть учеником Христовым, тот никакой не имеет власти над собою, чтобы делать что-нибудь самому по себе, говорит тот же учитель 17 . Ибо что делается по своему помыслу, то не угодно Богу, хотя бы казалось и хорошо. Если кто лучше знает полезное для себя, нежели авва, то зачем и называть себя учеником его?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sarovs...

Пс. 130. Да подаст Господь людям покаяние и утешит их надеждой, чтобы спастись им. Пс. 131. Да явит Господь милость Свою в мире, где, по нашим грехам, не прекращаются войны. Пс. 132. Да просветит Господь народы, чтобы стали они миролюбивыми и жили в мире. Пс. 133. Да защитит Господь людей от всякой напасти. Пс. 134. Да сосредоточатся люди во время молитвы и да соединятся их души с Богом. Пс. 135. Да защитит Господь беженцев, когда те оставляют свои дома и уходят, да спасутся они от варваров. Пс. 136. Да умирит Господь вспыльчивого. Пс. 137. Да просветит Господь правителей, чтобы те понимали нужды народа. Пс. 138. Да избавит Господь слабых духом от искушений кощунственными мыслями. Пс. 139. Да умирит Господь тяжелый характер главы семьи, чтобы не страдали от него домашние. Пс. 140. Да умирит Господь жестокого правителя, терзающего ближних. Пс. 141. Да умирит Господь смутьяна, приносящего горе людям, и даже если он курд, то пусть сделается ягненком (преподобный Арсений жил в Малой Азии, где курды считались самыми жестокими воинами. – Прим. пер.) Пс. 142. Да защитит Господь беременную женщину, чтобы не потерять ей плод. Пс. 143. Да умирит Господь брожение в народе, чтобы не было бунта. Пс. 144. Да благословит Бог труды людей и примет их. Пс. 145. Да исцелит Господь страдающих кровотечением. Пс. 146. Да исцелит Господь укушенных и раненых злодеями. Пс. 147. Да усмирит Господь диких зверей, да не причинят те вреда людям и хозяйству. Пс. 148. Да ниспошлет Господь благоприятную погоду, чтобы люди собрали богатый урожай и прославили Его. Все вышеприведенные толкования принадлежат преподобному Арсению, следующие два – старцу Паисию со Святой Горы Афон. Пс. 149. В благодарность Богу за Его многие милости и за обилие Его любви, что не знает границ и пребывает с нами. Пс. 150. Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим, в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас. Аминь. О разделении псалмов на группы Псалтирь – священная книга, содержащая в себе собрание священных песней Ветхозаветной Церкви. Содержание Псалтири разнообразно – в ней есть и учение веры, и учение нравственности, и пророчество о Христе и Церкви Новозаветной, и повествования о чудесах Ветхого Завета, и полные священного восторга изображения силы Божией, являющейся в творении мира, в промышлении о нем, и особенно в промышлении о тех, которые знают и чтут Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Там жили цари и иереи; они садились на престолах и седалищах, чтобы судить людям. Пс.123:5. Воду непостоянную, против которой устоять было невозможно. Пс.128:3. На хребте моем делаша беззаконницы. Пророк изображает сим тяжесть гонений, которым враги подвергали истинную Церковь . Феодор. указывает на времена Даниила и времена Маккавеев. Пс.130:1. Не ходих в великих, ниже в дивных паче мене, – так же, как: умыю в неповинных руце. Я не представлял себя высоким и не позволял себе никакого действия, которое могло удивить как необыкновенное и которое было выше меня. Пс.131:15. Ловитву его благословляй благословлю; то есть дам ему обильный плод в трудах его и обильную пищу. Пс.132:2. Сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его. Афанас. разумеет главу Церкви; под брадою – св. апостолов, а под ометами – все тело Церкви. Ст.3. Аермон есть гора Палестинская, роса, ею приносимая на Сион, с черепиц сливается каплями. Феод. Пс.136:6. Аще не предложу Иерусалима яко в начале веселия моего. Афан.: не предпочту памяти о Господе самому великому веселию. Пс.137:5. Воспоют в путех Господних, яко велия слава Господня; то есть воспоют, что великая открывается слава милосердия Божия в судьбах Его промысла. Пс.139:9. Не предаждь мене Господи от желания моего грешнику. Не предай меня врагу, чтобы он не уклонил меня от желания моего спасти душу. Ст.11. Низложиши я в страстех – потому что повергнешь их в несчастия, и они не устоят. Афан. и Феодор. объясняют сие о Сауле. Пс.140:5. Яко еще и молитва моя во благоволениих их – то есть не хочу от них милости, хотя бы они с благоволением принимали мои просьбы. Ст.6. Пожерты быша при камени судии их: услышатся глаголи мои яко возмогоша. Яко толща земли проседеся на земли, – расточишася кости их при аде. Пожерты – то есть поглощены. Пророк имеет в виду два события: поглощение египтян водою когда они уже достигли самого берега, при камени, и поглощение землею Дафана и Авирона; вместо судей точнее читать: сильных. Указывая на сии события, св. Давид хочет показать, какая участь ожидает нечестивых. Сказав, что он не хочет милости от грешников, хотя бы они и приняли его просьбу с благоволением, он объясняет сему причину: он надеется, что когда их ожидает страшная участь, то его молитва будет услышана и с благоволением принята самим Господом: услышатся глаголи мои, яко возмогоша; на Тя уповах! Пс.143:3. Яко вменявши его;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

Пс.118:127. Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия.     «Топаз» есть драгоценный камень, имеющий цвет золота, почему Давид и причислил его к «золоту». Но премудрость лучше, нежели камни многоценные; да и все остальное недостойно ее. Пророк любит «заповеди» больше всякого богатства. В этом заключается совершенство христианина! (Златоуст, Афанасий, Феодорит). Пс.118:128. Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех.    Кто хочет истинно благоугодить Богу, принять от Него небесную благодать Духа, возрастать и усовершаться в Духе Святом, тот должен принуждать себя к исполнению «всех заповедей» Божиих и покорять сердце, даже против воли его... непрестанно моля и прося Господа. Должно возделывать в себе не вместе добродетель и порок, но порождать только одни плоды добродетели, и душа не должна быть в общении с двумя духами: с Духом Божиим и духом мира (Макарий В.). Пс.118:129. Дивна свидения Твоя: сего ради испыта я душа моя.    Достойны удивления заповеди Божии; они научают всякого рода добродетели и прогоняют всякий вид зла. «Дивна свидения», так как дивен Бог и Его промышление непостижимо. «Сего ради испыта я душа моя», то есть усиленно стала исследовать. Писание не знает научного исследования в видах голого знания: у него речь все о жизни и об устроении ее (Златоуст, Дидим, Феофан). Пс.118:130. Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы.    Под «младенцами» разумей младенчествующих злобою и простых сердцем, которые безхитростно принимают слово Божие и «не пытают» — почему? Как слышат — так и последуют (Златоуст, Феофан). Пс.118:131. Уста моя отверзох, и привлекох дух, яко заповедей Твоих желах.    Это выражение относится ко внутреннему человеку: «уста», т.е. усердие души «привлекает» благодать «Духа». Разумение божественных слов не допускает обольщаться удовольствиями или пустою славою (Златоуст, Амвросий, Афанасий). Пс.118:132. Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое.    Всякий человек, находясь в скорбях и искушениях, постоянно нуждается в «милости» Божией. «Призрение» Божие — это явление божественной благодати «любящим имя» Его святое и молящимся в кротости и смирении сердца, ибо Сам Господь говорит: «на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» (Ис. 66:2) (Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Антифоны степенны поются на утрени пред чтением Евангелия. Так наз. они потому, что составлены применительно, а иногда словами псалмов, имеющих надписание: песнь степеней (от 119 по 132-й пс.) Псалмы эти пелись евреями на ступенях иерусалимского храма. Они расположены в октоихе на 8 гласов: степенны 1-го и 5-го гласа взяты из содержания псалмов: 119, 120 и 121. 2-го и 6-го гласа – из пс. 122, 123, 124; 3-го и 7-го гл. из пс. 125,126, 127; 4-го и 8-го гл. из 128, 129; а так как степенны 8-го гласа состоят из 4-х антифонов; то 4-й антифон взят из. пс. 130 и 132-й: степенны рядового гласа поются в воскресные дни; а антифоны 4-го гласа «от юности моея» поются, кроме рядового 4-го гласа, в. воскресенье, и в седмичные дни, когда в них случатся праздники со чтением на утрени Евангелия, и в воскресные, когда в них случатся великие Владычни праздники, хотя бы рядовой глас был и не 4-й. Благословенны – это тропари, которые поются на воскресной утрени с припевом Благословен еси Господи. Блаженны – евангельские стихи, начинающееся словом Блажени и пеенопения, которые поются за сими стихами на литургии пред малым входом. Богородичен – есть песнопение, составленное в честь и похвалу Богородицы. Крестобогродичен – песнь Богородице, прославляющая те скорби, какие Она перенесла во время крестных страданий Сына Ее, Господа Иисуса Христа. Крестобогородичны употребляются на Богослужении по средам и пятницам. Богородичны бывают воскресные, 8-ми гласов, и поются в воскресные дни. Они употребляются в воскресенье на малой и великой вечерни после стихир на Господи воззвах и после стихир стиховных Богородичны, поемые после стихир на Господи воззвах, наз. догматиками; потому что с прославлением Божией Матери содержат догмат (несомненную и непреложную истину) о воплощении Сына Божия и соединении в нем двух естеств – Божеского и человеческого. Богородичны, поемые после стихир стиховных, наз. отпустительными, как поемые пред отпуском вечерни. Кроме вечерни, Богородичны воскресные поются на утрени после Бог Господь и в конце утрени после тропаря. Поемые в конце утрени наз. отпустительными. Воскресные Богородичны, поемые на вечерни и на утрени после Бог Господь, называются, 1-ми Богородичными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Слово 28, гл. 51. 96 Пс. 72:17. 97 Гл. 14. 98 Лк. 17:11. 99 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 100 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 101 Пс. 50:21. 102 Деян. 3:6. 103 Мф. 25:3. 104 Пс. 38:4. 105 Ответ 115-й. 106 Ин. 5:3. 107 Ин. 13:18. 108 Ин. 15. 16. 109 То есть, по действию Божественной благодати. 110 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 111 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 112 Ис. 26:19. 113 Наставление 32. 114 Мф. 5:8. 115 Наставление 29. 116 Наставление 4. 117 Наставление 11. 118 Наставление 11. 119 Наставление 6. 120 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 121 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 122 Пс. 50:17. 123 Евр. 13:13. Доброт., ч. 4. 124 Ответ 177. 125 Мф. 22:12, 13. 126 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 127 Лествица, Слово 28, гл. 64. 128 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11. 129 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, — ответ 263. 130 Там же. 131 1 Тим. 2:4. 132 Лк. 12:44. 133 Ис. 6:7. 134 Притч. 3:34. 135 Ответ 111. 136 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5.//Доброт., ч. 2. 137 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца.//Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы.//Доброт., ч. 1. 138 Слово 28, гл. 45. 139 Доброт., ч. 1. 140 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 141 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 142 Лествица, Слово 28, гл. 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010