Вып. I. С. 110. 364. На земле человеку не дано иметь покоя, и мы напрасно его ищем – он только в покорности воле Божией и смирении 127. В том-то вся ошибка с нашей стороны, что не хотим покоряться воле Всеблагого Промысла Божия, указующего нам чрез обстоятельства душеполезный путь, а все ищем своего какого-то покойного пути, который существует только в мечтательности, а на самом деле его на земле нет; не всем, а некоторым только будет покой тогда, когда пропоют: со святыми упокой. Земной же удел человеческий – скорбь, труд, болезни, подвиг, печали, недоумения, теснота, лишение того или другого, оскорбления, смущения, востание страстей, борьба с ними, одоление или изнеможение, или безнадежие и подобное сим. Не вотще сказал пророк Давид: «несть мира в костех моих от лица грех моих» ( Пс. 37:4 ). И праведный Иов взывал: «не искушение ли есть человеку житие сие?» (ср.: Иов 7:1 ) А мы все путаемся на том: нельзя ли как устроиться в покое и на покое, и часто думаем: если бы не такое-то неудобство, и не такие-то обстоятельства, и не такой-то поперечный человек, то, может быть, было бы мне удобнее и покойнее; а забываем, что неудобства сии часто исходят извнутрь нас, как и злые помышления. Где лежат страсти, оттуда исходят и все наши неудобства, неладицы, неурядицы и неустройства. Но, да упразднит все сие Пришедый грешныя спасти, аще восхощем покаяться, смириться и покориться. Вып. I. С. 112. 365. Безмолвие в городе немыслимо 130. Ты засел в многолюдном городе безмолвствовать, забыв слова святого Ефрема Сирина , который говорит: если орел совьет гнездо на жилом доме, то не только не получит успокоения, но и лишится зоркого зрения от дыма. Вып. I. С. 116. 366. Уметь разумно промолчать и не согласиться 132. Умей разумно и ввремя промолчать, кольми паче не ходить туда, где бестолково и зловредно толкуют. Если придакнешь и согласишься, то после придется со стыдом расплачиваться за такое человекоугодие... Помни, Царствие Небесное кое-как не приобретается, а с толком и понуждением на благое.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Самая главная проблема неоортодоксальной теории, как и других теорий этой группы, это её субъективизм. Если Библия может сказать одно одному человеку и нечто другое – другому человеку, то исчезает возможность объективно толковать Писания. К группе теорий, отрицающих богодухновенность, можно отнести теорию просветления и интуиции. В этих теориях богодухновенность – это скорее метафора, а не реальность. Иногда эту группу теорий называют «теорией поэтического вдохновения» или «естественным вдохновением», так как авторы библейских книг были так же «вдохновенны», как и великие писатели и поэты. Теория просветления. Согласно этой теории, Святой Дух не сообщает истины каким-то особым образом, не руководит при написании, а лишь усиливает обычные способности авторов Писания, придавая им повышенную чуткость и восприимчивость в духовных вопросах. Святой Дух действует во всех христианах, но в библейских писателях Его действие отличается особой степенью воздействия 130 . Теория интуиции говорит о том, что еврейский народ – это гений религиозности, как например, древние греки – гении философии. В этой теории Библия – запись гениальных религиозных прозрений (интуиций) евреев. Библия в таком случае оказывается великим памятником религиозной литературы, отражающим духовный опыт еврейского народа 131 . Канон Священного Писания Ветхого Завета Библейский канон – это те книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, которые признаются Церковью богодухновенными и поэтому авторитетными в вопросах веры и жизни. Значение термина «канон». Термин «канон» в русский язык опосредованно пришло через латинский. Само слово «канон» происходит от греческого κανν [канон] родственного κννα [канна] «тростник», «камыш», «тростниковая ограда», «плетеное ограждение». Κννα, возможно, заимствовано из еврейского [кане], которое в своем первоначальном значении обозначает «тростник», а в переносном «трость», «палку», «отвес» или «шнур» 132 . В еврейском тексте употребляется как в первоначальном значении «тростник» ( 3Цар.14:15 ; Ис.19:6 ; Пс.67:31 ), так и в переносном. Иногда слово используется, чтобы передать идею отделения, например в книге Исход 24 раза употреблено в значении «ветви семисвечника» ( Исх.25:31,32,35; 37:17–18 и др.). Однако чаще это слово используется для описания измерительного инструмента ( Иез.40:5–7 ) или меры длины. ( Иез.40:3; 42:16–19 ) 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Духа через Сына они приводили слова св. Писания: вся тем (Сыном) быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (loan. 1:3). Если все сотворено Сыном, говорили они, то и Дух сотворен Им же 127 . Но это доказательство, по мнению св. отцов, имело бы значение только в том случае, если бы апостол к сказанному им присоединил: «Дух Святой», т. е. бысть. Так как Дух Святой по естеству отличен от всех тварей, -чего не отрицают и сами еретики, – то, очевидно, Он не может входить в понятие «все», под которым разумеются все твари 128 . Столь же мало, как приведенное, имеют значение и другие доказательства из св. Писания, приводимые еретиками в подтверждение их мнения о сотворенности Духа Святого и подчинении Его Сыну, места, в которых Дух Святой называется «Духом Христовым», «Духом Сына», «получающим нечто от Сына» и т. и. Все эти места указывают не на причинную зависимость Св. Духа от Сына, а только на то, что Сын есть виновник временного ниспослания Св. Духа на верующих, что Его крестные заслуги даровали людям право на получение благодатных даров Духа Святого в таинствах (loan. гл. 17). Между тем, на ряду с этими местами, в св. Писании Духу Святому даются такая имена и приписываются такие свойства и действия, которые никак не могут принадлежать существу сотворенному, а свойственны только природе божественной 129 . Дух Святой, подобно Отцу и Сыну, называется «Господом» ( 2Сол. 3:5 ) 130 . Бог называется благим; благ по природе u Св. Дух, потому что того требует Его святость 131 . Он называется «правым» ( Пс. 91:16 ), потому что Он – источная истина и источная правда 132 , а во многих местах даже прямо – «Богом» (loan. 4:24; Деян. 5:3 и 4; 7:41 и др.). В противоположность тварям, Духу Святому приписываются в св. Писании свойства божественные. Все; твари обладают только известной степенью святости, по мере любви к Богу; они могут склоняться и к злу, так как их святость не природная, a нечто придаточное. Дух же свят по природе и есть источник святости; почему Он и называется «Святым» 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

108 Т. е. не счел достойным так поступить. 109 Скобки принадлежат оригиналу. 110 Т. е. злой умысел, погубивший Первых Людей. 111 Домостроительство — все дело искупления и спасения людского рода. 112 Истощание — т. е. принятие Сыном Божиим человеческой личности. 113 Оригинал « τ ρα ον » — термин не совсем ясный в данном случае. 114 План Божий по спасению человека. См. об этом ниже. 115 Оригинал: «заваленное тем, чем не должно было». 116 Возможная ссылка на Ис. 63, 1 «Кто Сей пришедый из Едома, червлены ризы Его от восора?» Ответ: Спаситель (Канон воскр. Глас 1. Песнь 4). 117 Смысл неясен. Возможно, что ангелы не были оповещены о посольстве к Божией Матери и не знали о Воплощении Спасителя, и эта Тайна была поверена только архангелу Гавриилу. 118 Скобки принадлежат оригиналу. 119 Оригинал: «состязание». 120 «Неиссякаемые». 121 Скобки принадлежат оригиналу. 122 Т. е. не остаться равнодушным. 123 Лк. 1:26. 124 Мф. 11:11. 125 Скобки принадлежат оригиналу. 126 Пс. 45 (44), 3. 127 Оригинал: «если кто иной». 128 Лк. 22:37; 24, 25—27. 129 Т.е. пришло к концу. 130 Мф. 5:17. 131 Окончание фразы переведено в виде парафразы. 132 « παντων καινοτομουμνων », здесь одно слово мы перевели двумя словами. 133 Лк. 1:28. 134 « Ασπασμς » — целование, приветствие. 135 Т. е. каким образом это имело произойти. 136 Т. е. подаваемыми от Бога духовными дарованиями. 137 Скобки принадлежат оригиналу. Смысл сказанного: Пресвятая Дева явила предел Своей любви к Богу, а Он явил предел Своей любви к Ней, возжелав явить Ее Своею Матерью. 138 Оригинал: «Бог положил Тебе предел молитвам о человеческом роде». 139 Т. е. без их заслуг. 140 Скобки принадлежат оригиналу. 141 Оригинал: «после третьего вала», т. е. что у нас называется «девятым валом», самым страшным рядом волн во время морской бури. 142 Т. е.: Пришествие Спасителя, спасение людей и место Божией Матери в плане спасения людского рода. 143 У Схолария Первые Люди именуются «первым семенем». Здесь же имеется в виду второе поколение людей, происходящее от Нового Адама, Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3020...

241). Между тем, апостол ( Евр. 10:8, 9 ), под жертвами разумеет здесь обыкновенные ветхозаветные жертвы, которые, как неугодные Богу, заменены совершеннейшею жертвою, принесенною Иисусом Христом. Не касаясь некоторых других рассуждений автора, представляющихся не вполне убедительными (наприм. на стр. 230–232), что сознает впрочем он и сам (стр. 205 и др.), считаем нужным указать на замечаемые по местам неточности в сделанных им справках со списками греч. перевода 70-ти. Устраняя, наприм., возражения против достоверности надписаний псалмов по еврейскому тексту, автор касается при этом в частности того возражения, что читаемое в этих надписаниях имя Давида не читается по греч. переводу в надписаниях 4-х псалмов из числа песней степеней (121: 123; 130 и 132-го), равно как читаемое по евр. тексту в надписании имя Соломона не читается у 70-ти в надписании пс. 127 (по евр. т.—126—го), откуда делается возражающими против достоверности надписаний тот вывод, что во времена составления этого перевода еврейский подлинник Псалтири не имел указаний имен писателей псалмов и что последние внесены в позднейшее время (стр. 127). Разбирая это мнение, автор не возражает против его основания, т. е., против того, что у 70-ти не читается в указанных надписаниях имен Давида и Соломона. А между тем оказывается, что некоторые из древнейших списков этого перевода содержат в подписаниях указанных 4-х псалмов имя Давида, каков именно Синайский список, а в надписании последнего – имя Соломона, каков список греко-латинской Веронской Псалтиры, VI века 16 ; как читались эти надписания в знаменитом Ватиканском списке, неизвестно, так как часть древней рукописи, содержавшая текст указанных псалмов, утрачена. Свидетельство этих списков, несмотря на единичность их, имеет такое значение, что изменяет самую постановку возражения, которое при этом должно получить такой вид: почему в большей части списков перевода 70-ти в надписаниях некоторых из песней степеней опущено имя писателя, читаемое в еврейск. тексте? Ответ на этот вопрос представляет, по нашему мнению, менее трудностей, чем какие испытывал автор (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Каким образом не истинно свидетельство Твоё, Господи, если только не по слабости человеческой? Всякий человек ложь ( Пс.115:2 ), 130. Denique ut secundum hominem se dixisse demonstraret, ait: Qui misit me pater, ipse testimonium perhibet de me. Verum autem est testimonium secundum diuinitatem, sicut ipse ait: Et uerum est testimonium meum, quia scio, unde ueni et quo uado, uos autem nescitis, unde ueni et quo uado. Vos secundum carnem iudicatis. Non ergo secundum diuinitatem, sed secundum hominem iudicant, qui putant Christo testificandi scientiam defuisse. и показывая, что речь здесь о человеческом естестве, Он говорит: Свидетельствует обо Мне Отец, пославший Меня ( Ин.8:18 ). Истинно свидетельство по божеству, как Он Сам говорит: И свидетельство Моё истинно, потому что Я знаю, откуда пришёл и куда иду, а вы не знаете, откуда Я пришёл и куда иду. Вы судите по плоти ( Ин.8:14–15 ). Итак, не по божественной природе, но по человеческой судят те, кто считает, что Христос не мог свидетельствовать. 131. Ergo cum audis: Qui credit in me, non credit in me et: Qui misit me pater, ipse mihi mandatum dedit, didicisti, quo id putes esse referendum. Denique mandatum quod esset, ostendit dicens: Pono animam meam et iterum sumam illam. Nemo tollit eam a me, sed ego pono eam a memet ipso. Vides ideo dictum, ut ostenderet liberam sibi ponendae ac resumendae animae potestatem, sicut ipse dixit: Potestatem habeo ponendi eam et potestatem habeo iterum sumendi eam. Hoc mandatum accepi a patre meo. И слыша: Верующий в Меня не в Меня верует, и: Пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь ( Ин.12:44:49 ), – ты понимаешь, к чему это следует относить. Он объясняет, что это за заповедь: Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её ( Ин.10:17–18 ). Ты видишь, Он это сказал, показывая, что в Его свободной власти отдать Свою жизнь и вновь её взять: Имею власть отдать её и власть имею опять принять её. Сию заповедь получил Я от Отца Моего ( Ин.10:18 ). 132. Siue igitur mandatum, siue, ut aliqui latini habent, praeceptum, non utique secundum diuinitatem, sed secundum incarnationem datur ad subeundae uictoriam passionis.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

После обеда все распростились и ушли; остался только С. О, и креститель. Им, по стариковской привычке, хотелось отдохнуть, и они удалились в отдельную комнату и заперлись. И меня положили отдохнуть на постель, приготовленную на печи и покрыли белой простынёй. Я погрелась, но после всего, что со мной произошло, скоро успокоиться ещё не могла; я была крайне взволнована, все мои чувства напряжены, мысли бродили в голове, воображение строило планы, как я теперь буду жить «христианкой». «Как скоро всё это случилось, думала я, неужели в самом деле я уже христианка», и мне казалось, что всё, что произошло, было во сне. А, между тем, благодетельный сон на самом деле навевал уже на меня грёзы, и я не заметила, как заснула крепким, безмятежным сном. О, как спокойна и счастлива я была тогда! Не знала я, бедная, какие тяжёлые испытания, какое разочарование в самой вере ждёт меня впереди; не знала я, что эти светлые минуты детства, о которых и теперь живо вспоминаю, принесут мне борьбу и страдания. Да и сама жизнь как-то тяжелее стала. Зачем я тогда не умерла? 129 При детской простоте я была бы блаженна, мрак неведения с детским доверием оправдал бы меня 130 . Теперь же я редко бываю спокойна, то через меру весела, а больше скучна и задумчива 131 ... Правда, я не жалею о прошлом и о том, что оставила; к православию крепко привязана, но разочарована в жизни; жизнь подломила меня своими крутыми переворотами. Что делать, должно быть так мне суждено 132 влачить жалкую жизнь. Крёстный по православию (профессор Н. И-ч, которому я и посвящаю настоящий рассказ) говорил мне, что не я одна восторженно вспоминаю лета детства, что и все более или менее разочаровываются в жизни, что жизнь есть борьба и борьба часто очень трудная, на то мы «христиане» и призваны, чтобы не розы только жизни срывать, но и крест нести. Верю его словам; но одно принимать рассудком, головой, другое – чувствовать сердцем, одно знать о кресте, другое – нести крест. Помоги, Господи! Не покинь меня ничтожную, Твое бо создание есмь и не отчаяваю своего спасения. Утешаюсь тем, что теперь я с Христом, Божественным Страдальцем, вкушаю тело Его и пию кровь Его и в доме Церкви Его. Припоминаю псалом Давида царя: Блажен муж, ему же Бог помощник его, упование его на Господа Бога своего, хранящего истину в век, творящего суд обидимым, дающего пишу алчущим. Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженных, Господь любит праведники, и сира и вдову приимет 133 . ( Пс.145:4–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сказанного достаточно для ответа на все возражения. Раздел 2. ОТНОСЯТСЯ ЛИ МОРАЛЬНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ ЗАКОНА КО ВСЕМ АКТАМ ДОБРОДЕТЕЛИ? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что моральные предписания Закона относятся не ко всем актам добродетели. Так, исполнение предписаний Старого Закона называется подтверждениями, согласно сказанному [в Писании]: «Буду хранить подтверждения Твои» 129 ( Пс. 118, 8 ). Но подтверждение – это действенность правосудности. Следовательно, моральные предписания относятся только к актам правосудности. Возражение 2. Далее, то, что подпадает под действие предписания, носит признак обязательности. Но из всех добродетелей только правосудность обладает признаком обязательности, поскольку надлежащий акт правосудности состоит в том, что каждому воздается должное. Следовательно, предписания морального закона не относятся к актам всех добродетелей, но – только к актам правосудности. Возражение 3. Далее, как говорит Исидор, всякий закон устанавливается «ради всеобщей пользы» 130 . Но из всех добродетелей, по мнению Философа, только правосудность имеет отношение к общественному благу 131 . Следовательно, моральные предписания относятся только к актам правосудности. Этому противоречит сказанное Амвросием о том, что «грех является преступлением божественного закона и нарушением небесных заповедей». Но существуют грехи, которые противоположны всем актам добродетели. Следовательно, божественный закон направляет все акты добродетели. Отвечаю: коль скоро, как было показано выше (90, 2), предписания Закона определены к общему благу, они необходимо должны различаться согласно различию видов сообщества, в связи с чем Философ учит, что законы, изданные в государстве, которое управляется монархически, должны отличаться от законов государства, которое управляется демократически или олигархически 132 . Затем, человеческий закон определен для одного вида сообщества, а божественный закон – для другого. В самом деле, человеческий закон определен для гражданского сообщества и подразумевает взаимные обязанности человека и его товарищей, а люди определены друг к другу внешними актами, посредством которых происходит человеческое общение. Эта жизнь в человеческом сообществе принадлежит правосудности, которой присуще направлять человеческое сообщество. Поэтому человеческий закон устанавливает предписания только в отношении актов правосудности, а если он предписывает акты других добродетелей, то, как разъясняет Философ, лишь в той мере, в какой они причастны природе правосудности 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

изображения, иконы, но изображения языческие, идолов, а под именем поклонения и служения – поклонение и служение, приковывающее людей к чувственному, боголепное, подобающее единому Богу, но не то, которым чествуются в прав. Церкви св. иконы. III. Заповедь эта дана была иудеям, склонным к идолослужению 130 , и читается в составе речи так: Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли египетския, от дому работы. Да не будут тебе бози инии разви мене. Не сотвори себе кумира (ειδωλον), и всякого подобия (ομοιωμα), елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися (προσκυνησης) им, ни послужиши (λατρευσης) им: аз бо есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй греси отец на чада до третияго и четвертого рода ненавидящым мене, и творяй милость в тысящах любящым мя, и хранящым повеления моя ( Исх. 20:2–6 ). А нам известно что поклонение (προσκυνησης) есть выражение любви и уважения, а служение (λατρεια) подобает единому Богу 131 , и что кумир (ειδωλον, sculptile) есть изображение несуществующего на самом деле ( 1Кор. 8:4 ), а подобие (ομοιωμα, simulitudo, simulacrum) – или кумир же ( Пс. 113:12 . Деян. 15:20 . 1Ин. 5:21 ) 132 , или изображение предмета тварного, находящегося либо на небе, либо на земле, либо в водах 133 . Известно, с другой стороны, и то, что слова: не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им, должно понимать в связи с словами, непосредственно пред ними сказанными: да не будут тебе бози инии разве мене; потому что они суть уяснение сих последних, выраженное отрицательным оборотом речи 134 . Посему, в заповеди той содержится воспрещение не относительно икон христианских, но относительно любления, уважения и боголепного почитания того, что любили, уважали и боголепно почитали язычники-идолопоклонники, возведшие на степень божества и то, чего на самом деле никогда не существовало, и то, что есть на небе, на земле, в водах, под землею.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

129) В чем состоит ложное знание (лжеименный разум)? — Состоит в веровании своему помыслу, что дело точно таково, как кажется. Кто желает избавиться сего, пусть не верит ни в чем своему помыслу, но вопрошает обо всем своего старца 130) Если желаешь спастись, то покайся, отсеки все, наносящее тебе смерть, и скажи с Давидом: «ныне начах» (Пс. 76, 11). Итак, отныне оставь свою волю, самооправдание, презорство и нерадение, и вместо их держись смирения, послушания и повиновения. Во всем считай себя уничиженным, и спасешься 131) Отсечение своей воли состоит в том, чтобы в добром отсекать свою волю, и исполнять волю святых, в худом же и самому собою убегать зла 132) (о тонких и грубых помыслах, каковы любодеяния, студодеяния, зависти, и пр.). — Кто старается о тонких помыслах, а не радит о грубых, тот подобен человеку, у которого дом нечист, и полон разного хлама, среди коего находится и мелкий сор; и, вздумав очищать его, он начал выносить из дома сперва мелкий сор, а оставил камни и другие вещи, о которые спотыкается. Если он и весь мелкий сор вынесет, чрез то дом его еще не получит благообразия; а когда вынесет камни и прочее, тогда не оставит и сора, потому что и он делает безобразие 133) Как достигнуть, чтобы страх Божий пребывал непоколеблемо в моем жестоком сердце? — Должно все совершать со страхом Божиим, и приготовив сердце (располагая к тому по силе своей сердце), призывать Бога, чтобы Он даровал ему страх сей. Когда во всяком деле будешь предлагать пред очами своими страх сей, то он сделается непоколеблемым в сердце нашем 134) Многократно случается, что мне приходит на память страх Божий, и вспомнив суд оный, я тотчас умиляюсь, как я должен принимать память о сем? — Когда сие приходит тебе на память, т. е., (когда почувствуешь) умиление о том, в чем согрешил ты в ведении и неведении, то будь внимателен, как бы сие не произошло по действию диавольскому, на большее осуждение. А если спросишь: как распознать истинную память от приходящей по действию диавольскому, то выслушай: когда придет тебе таковая память, и ты стараешься делами показать исправление; то это есть истинная память, чрез которую прощаются грехи. А когда видишь, что вспомнив (страх Божий и суд), умиляешься, и потом снова впадаешь в те же, или худшие грехи, то да будет тебе известно, что такое припоминание от сопротивного, и что демоны влагают в тебя оные к осуждению души твоей. Вот тебе два ясные пути. Итак, если желаешь бояться осуждения, бегай дел его

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010