То же самое с праведным Иовом – совсем неважно, почему Господь избрал ту или иную модель во взаимоотношениях Бога и человека, очень важно, что Иов откликнулся на этот призыв Божий, на эти обстоятельства, которые на него внезапно обрушились, с доверием. Иов Многострадальный. Рисунок матери Марии; из фондов Колумбийского университета К сожалению, доверие ушло из нашей жизни: ушло доверие человека к человеку и ушло доверие человека к Богу. Очень важно прочувствовать в рассказе праведного Иова именно восстановление этого доверия – то, что Иов со смирением принимает все, что с ним происходит, принимает, как все происходящее от Бога, принимает с благодарностью, принимает со смирением. Друзья пришли его утешить, каждый по-разному, но, в конечном итоге, утешить никто из них не мог, потому что главное утешение – это утешение от Бога. Книга праведного Иова очень важная, в ней много мудрости, ее нужно как можно чаще перечитывать, потому что в этой несправедливости жизни с человеческой точки зрения, в этой горести жизни, которая рассказывается, Иов увидел и услышал Бога. Этот рассказ о встрече человека и Бога очень важен. Эта встреча должна произойти, и мы должны быть готовы к тому, что обстоятельства этой встречи могут быть разными – они могут быть радостными, они могут быть горестными, но если мы верим Богу, если мы всецело ему доверяем, тогда мы сможем эти обстоятельства перенести и принять. Очень часто мы пытаемся взаимоотношения человека и Бога, и вообще взаимоотношения Бога с другими существами, построить по принципу взаимоотношений человека с человеком. Да, мы бы поступили именно так, как мы бы поступили – мы не стали бы слушать, мы сказали бы что-то в ответ, развернулись бы, пожали плечами и отошли, что-то крикнули бы вслед, мы рассказали бы всем другим, какой он хам и как все неправильно, а Господь поступает иначе. Господь слушает каждого, и Господь отвечает каждому, потому что Господь верит каждому человеку и верит в каждого человека, в то, что каждый человек и каждое существо, в том числе, и падший ангел может исправиться. В этом отличие Бога от человека.

http://pravmir.ru/svjashhennik-o-knige-i...

Фото: Public domain      Многим людям приходится преодолевать одно из тяжелейших испытаний в жизни, когда их душа уже готова разлучиться с телом. Дьявол, предпринимая последнюю попытку лишить умирающего вечного блаженства, внушает ему мысли, которые обвиняют Бога и клевещут на Него. Многострадальный Иов прошел это испытание при жизни. Об этом мы узнаем из Ветхого Завета, одна из частей которого так и называется «Книга Иова». Страдания этого праведника были так велики и многообразны, что даже жена говорила ему: «Похули Бога и умри». То есть соверши самоубийство, ведь в таких муках жить невозможно. Как же праведный Иов смог выстоять и не утратить веру и любовь к Господу? Где он нашел силы сказать о своих потерях самые мудрые слова: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно» (Иов. 1, 21)? О прежней благополучной жизни Иова сказано, что он растил детей и занимался хозяйством, не забывая молиться Богу и блюсти благочестие. На него указывает Бог как на лучший пример непорочного человека, справедливого, богобоязненного и удаляющегося от зла (см. Иов 1, 8). Но сатана не верит, что человеческая праведность может быть бескорыстной. Ему не ведомы внутренние расположения человека, однако он знает свою власть над ним и привык, что люди легко ропщут на Бога перед лицом лишений. Сердцеведец Господь попускает сатане испытать верность праведника, и это служит во благо многих поколений верующих с ветхозаветных времен до наших дней, укрепляя веру людей и сокрушая дьявольские козни. На примере лишений праведного Иова имений, слуг, детей и даже здоровья Господь показывает мимолетность нашего земного благополучия: сегодня оно есть, а завтра нет. Напротив, отношения человека с Богом имеют непреходящую ценность: какими они будут во время краткой земной жизни, такими они останутся в вечности. Святые, которым хотя бы отчасти было дано знать, что ожидает их в вечности, ни во что вменяли богатство и все земные удовольствия. Мы держимся за земное благополучие, потому что не имеем живого опыта богообщения. А тот, кто его имеет, готов всего остального лишиться, лишь бы не разорвать связь с Богом. Об этом сказано в евангельской притче о жемчужине, которую купец нашел и продал все, что у него было, лишь бы обрести ее (см. Мф. 13, 45–46).

http://pravoslavie.ru/139296.html

" Бог дал, Бог взял " мая 2023 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме святого Иова Многострадального " Поздравляю с престольным праздником - памятью праведного Иова Многострадального, - сказал владыка в проповеди. - Этот человек жил четыре тысячи лет назад, но память о нем и сегодня хранится. Он показал пример всему роду человеческому, который очень важен и для нынешних людей. Страдания, с которыми сталкиваются люди, случаются исключительно по Промыслу Божию, который для нашего разума недостижим. Например, сейчас в Сибири, на Урале, в Курганской области бушуют пожары. Минута - и нет ни жилья, ни хозяйства. Стоит женщина в одном халате, едва успела вынести документы, а все скопленное за многие годы жизни стало золой. Ничего нового за четыре тысячи лет не произошло. Праведный Иов все потерял, но сохранил веру. Его пример учит нас, что только ее нужно нужно беречь и укреплять, и тогда все материальные потери не будут восприниматься так трагично, как если бы вера отсутствовала. Если мы сохраняем веру в Бога, Искупителя и Промыслителя, то ничего не теряем. Промысл Божий о нас заботится, Бог каждого из нас хочет спасти - и спасает. Нам, христианам, не следует о чем-то сильно переживать: Бог питает нас Своими Телом и Кровью, больше никому Он их не дает. Господь нас питает, вразумляет, учит - в том числе посылая нам испытания и искушения " . " Жизнь не может состоять из одних радостей, - продолжил архипастырь. - Человеку необходим духовный рост. Он происходит, когда чередуются радости и скорби. Если будете на Валааме, обратите внимание: там немало деревьев, которые растут на скалах. Казалось бы, не за что зацепиться корню, а росток пророс через давящие на него скалы и превратился в могучее дерево. Когда нас что-то давит, искушает, мы должны сделать выбор в пользу добра. Если сделали - растем дальше, если выбрали зло - опустились. Поэтому надо расти духовно в испытаниях. Господь нас испытывает, все время что-то случается - то специальная военная операция, то пожары, то наводнения... Через все испытания человек должен пройти, не сходя с единственно правильного, но узкого пути к Богу. Нужно исполнять Его святую волю: что Он дал, то и будет. Господь дал - Господь взял, да будет имя Его благословенно. Так говорил Иов Многострадальный и все праведники Ветхого Завета, а мы тем более должны благодарить Бога, зная, как Он печется о нас " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Похвала святого Сидора Како убо возмогу испысати, о блаженый, твое равноаггеломъ житие и твое преславнаа чюдеса, многогршный азъ вкуп душею и тломъ, или како восприиму бисеръ твое святое имя во своа скверна уста, но пакы и надюся на твое беззлобие, о блаженый уроде, и нчто мало к похвалению изрку ти нын. Радуйся, свтозарное солнце, от запада восиявши и к востоку пришедый, иже древле погубленое отечество наслдовавый. Радуйся, страстотерпче Христов непобдимый, но приснопобдивый диявола своимъ терпнием. Радуйся, многа чюдеса подавая от своего гроба, якоже источникъ приснотекущь животных водъ. Радуйся, иже мудростию кипя и яко животное сокровище и кром бысть всякия нечистоты и плотьскаго хотниа. Радуйся, яко вышнихъ умъ си восъкриливый и сердце свое вдавъ всенощному стоянию. Радуйся, яко миръ тебе, тлнъный уроде, бываетъ вменяше блаженый, иже по Христ житие добр приводяща. Радуйся, еже житие се настоящее преиде и день убо посмхаяся ему, в нощи же оплакая его. Радуйся, изменивый земными небесная. Радуйся, иже убо яко онъ древний Лазарь 639 нищий нын почивая в лонех Аврамлихъ. 640 Радуйся, иже многострастному Иову 641 уподобивыйся трьпниемъ. Радуйся, иже в бедахъ и скорбех призывающим тя готовъ обретаяся предстатель и заступникъ. Радуйся, еже воздел, то и сверши, течение скончавъ и вру съблюдъ, и внецъ свой побды приимъ отъ всхъ царя Христа Бога нашего, егоже моли за град свой, в немже добр поживе и Господеви утоди, и конець житию сему тлнному приятъ. И, о блаженне, помолися, яко дрьзновение имя, ко всхъ царю Христу Богу нашему, да изъбавимся от грх и бдъ, и напастей, душевных же вкуп и телесныхъ. Твоими молитвами и всх святыхъ и да сподобимся царьствию небесному, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа нын и присно и в вкы вком. Аминь. 641 Иов – герой библейской Книги Иова, подвергавшийся по воле Бога тяжким испытаниям – разорению, болезням, смертью детей, унижениям. Но он оставался верен добродетели, за что вознагражден был возвращением богатства и благополучия. Образ жизни многострадального Иова близок быту юродивого: «А ныне смеются надо мной младшие меня летами, те, которых отцов не согласился бы поместить со псами стад моих... Люди отверженные, люди без имени, отребие земли! Их-то сделался я ныне песнею и пищею разговора их. Они гнушаются мною, удаляются от меня, и не удерживаются плевать пред лицем моим... Ночью ноют во мне кости мои, и жилы мои не знают покоя... Он бросил меня в грязь, и стал я как прах и как пепел» ( Иов. 30, 1, 10, 17:19 ). К примерам Иова и Лазаря часто прибегали древнерусские авторы. См, например, Домострой по списку ОИДР: «...но все упование възлагающе на Бога, со благодарением терпяще очищения ради грехов своих и вечных благ наслажения, яко долготерпеливый праведный Иов и нищий Лазарь, иже пред враты богатаго на гноищи лежа гноем и червьими ядом, ныне на лони Авраамли почивая»//ЧОИДР. 1881. Кн. 2. С. 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кто одолеет левиафана? 04.02.2015 1427 Время на чтение 3 минуты Долго надеялся, что не придется на это смотреть, но вызванный картиной резонанс среди даже православной молодежи уже просто обязывает лично ознакомиться с новым детищем Звягинцева. И в этом положительный эффект от фильма Левиафан, однозначно, присутствует, он заключаются уже в том, что о нем хотят говорить, а если автор претендует на интерпретацию Библии, то разговоры об этой картине можно смело вести на нашей, т.е. православной территории. Что собственно нового мы узнали? Ну что, разве мы не видели губернаторов бандитов? Или ряженых под духовенство таких же по сути преступников? Подобное зло объективно есть, но в мире еще много чего есть: есть совершенно разные люди, есть трагедии и радости, подвиги и предательства. Но «правдолюбу» Звягинцеву сложность и разнообразие реального мира не интересны, и он создает свой зловонный мирок, наполненный мраком и безнадежностью, без малейшего шанса на рассвет. В этом и ответственность режиссера, что он, в отличии даже от писателя, создает полностью законченный образ, от которого невозможно уйти свободно, отражая и интерпретируя предлагаемый персонаж или событие в своем воображении, как при чтении книги. Камень преткновения в этом фильме и заключается в том, что в мире Левиафана нет Бога. Как тут не вспомнить фразу Пушкинс кого Сальери: «Нет правды на земле. Но правды нет - и выше. Для меня это так ясно, как простая гамма». Под видом борьбы за истину Звягинцев исключает само существование Истины. Многострадальный Иов не стучал кулаком в Небо, но убежденный в своей праведности он требовал, чтобы его взвесили, чтобы пришел Посредник между Богом и человеком. Иов не просто верит, он требует Христа, Который, «одолеет великого кита» и даст свободу праведникам. Книга Иова практически единственная, в которой содержится учение о сатане, Писание именует его здесь как сатана, левиафан, великий кит и бегемот. Читающий Книгу, становиться свидетелем диалога Бога и диавола. Диавол выторговывает возможность прикоснуться к праведному Иову, после подобного прикосновения Иов самый несчастный из всех людей, но он не был сломлен и своей верой посрамил диавола, не смотря на все страдания, он не проклял Бога. Книга Иова учит тому, что мы призваны посрамить диавола твердой верой в Бога даже, когда нам кажется, что Он совсем оставил нас. Мы в силах твердой поступью наступать на аспида, т.е. убить мы его не можем, но посрамить его своим мужеством обязаны. Каждый, кто борется с ленью, изгоняет духа лени, кто борется с болтливостью - изгоняет духа болтливости, кто же с верой терпит скорби, тот колеблет весь шеол до самого «трона».

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Этические воззрения. – …Его (Иова) этические воззрения чисто еврейские; им легко подыскать немало параллельных мест у разных пророков и псалмопевцев… На первом плане он ставит воздержанность и целомудрие; затем идут любовь к правде и бескорыстие 31, 5, 6); затем следует помощь нуждающимся ((31, 17–20). Иов считает безнравственной обиду беззащитного (31, 22–23). Столь же безнравственным Иов считает злорадство даже при несчастье врага 31, (29–30). Мир и природа. – Ни водной из библейских книг мы не встречаем таких ярких и грандиозных картин природы, как в этой книге…Он, по-видимому, знал всё то, что было в его время известно на Востоке. Он называет по имени разные созвездия и зодиакальные группы; он знает млечный путь (26, 13)…Описывая землетрясение, он метафорически говорит о дрожании «устоев земли» (9, 6)…Ближе всего знаком автор с пустыней и её хищными обитателями. Впрочем, автор и к этим последним не относится враждебно. Описание их он влагает в уста Самого Бога, Который одинаково заботится о всех тварях (38, 39–41). Описав некоторых…детей пустыни, дикого осла, онагра и буйвола,…а из пернатых – ястреба и орла… (гл. 39), автор переходит к обитателям воды и дает две поистине величественных картины жизни нильских великанов – бегемота и крокодила, картины, свидетельствующие, что автор был лично в Египте и долго и внимательно изучал жизнь этих животных (гл. 40). Стилистические особенности и литературное достоинство. – В книге Иова насчитывается 77 слов, глаголов и имен существительных, которые нигде больше в Библии не встречаются…Эти слова представляют или провинциализмы, которые не были распространены в центре древнееврейской культуры…, или же, (что более вероятно) архаизмы, давно вышедшие из употребления; в таком случае они могли бы свидетельствовать о древности самой книги….Вся книга в общем написана…гладкими библейскими стихами, дух еврейского языка…безукоризненно выдержан даже в самых неясных местах… В книге Иова имеются отдельные фразы, даже целые стихи, которые встречаются также у некоторых псалмопевцев и пророков, притом иногда с такой стереотипной точностью, что невольно возникает мысль о заимствовании одним у другого… Так, например, два полустиха Иова (12, 21) составляют один стих в псалме 107, 41. Если бы можно было доказать, что Иов заимствовал у псалмопевца, то пришлось бы отодвинуть авторство книги Иова к очень позднему времени, так как псалом 107-ой, несомненно, после вавилонский и, вероятнее, всего относится ко времени расцвета Маккавеев… За приоритет книги Иова скорее говорит та масса чисто еврейских слов и оборотов, которые не встречаются у других библейских писателей. В послевавилонском периоде еврейский язык не обладал уже той творческой энергией, которая нужна для создания новых форм речи. То новое, что было внесено в это время в сокровищницу языка,…представляет…результат влияния на него чужих языков…

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

2) Представив вместе все благотворные действия мо­литвы, каждый поймет не только великую важность мо­литвы, но и совершенную необходимость ее для человека: молитва составляет главную обязанность человека, или основание всех других его обязанностей. Молитва есть душа всех наших обязанностей к Богу, к себе и ближним. Любовь к Богу, по самому существу своему, есть благоговейное стремление души к Богу. Это стремление души в любви к Богу и начинается, и поддер­живается молитвою. Истинная любовь к нам самим и к ближним нашим проистекает только из любви к Богу; потому также поддерживается и совершенствуется силою молитвы. Поэтому внутренняя, духовная жизнь человека совер­шенно невозможна без молитвы: она начинается и усовершается в той мере, как человек начинает истинно молиться Богу и усовершается в молитве. А если в чьей душе нет духа молитвы, или молится не так, как дол­жно молиться: то этот человек не живет духовно, или его духовная жизнь в опасности. Потому, кто истинно молится Богу, тот живет духом; а кто не молится, тот не живет, или тот, именуясь христианином, не живет во Христе. Христианин без молитвы то же, что тело без души. Священное писание во многих местах раскрывает великую благотворность и необходимость молитвы примерами, Богоучрежденными действиями и учением. Ветхозаветные святые патриархи: Енох, Ной, Авраам, дивные пророки: Моисей, Самуил, Давид, Илия и Елисей, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил и другие пра­ведники, как многострадальный Иов, мученики Макка­веи, – чем достигли высокой праведности, как не моли­твою и благочестивою жизнью? «Енох, сказано в Писании, ходил с Богом» ( Быт.5:22 ): это показывает, что он жил благочестиво, благоговейно, в духе живой веры и любви, то есть в духе молитвы. Ной своим благочестием также угодил Богу; он и словом, и примером прославлял Бога, и призывал развращенных современников к покаянию; Бог, по Своему благоволению к Ною, спас его с семейством от всемирного потопа. И после потопа Ной жертвоприношением возблагодарил Бога за спасение от потопления, и опять благочестие Ноя, которое он показал при этом жертвоприношении, столь­ко было угодно Богу, что Он обещал не поражать зем­ли подобным потопом ( Быт.8:20–22 ). О благочестии Авраама и Иова слышали вы недавно. Можно при этом присовокупить, что Авраам молился не только о себе и своем семействе, но и о других. Однажды Сам Бог указал в нем царю герарскому молитвенника, и Авра­ам помолился за царя, и Бог освободил его от наказания ( Быт.20:7,17 ). Также ходатайствовал он пред Господом за беззаконные города Содом и Гоморру ( Быт.18 :22с). Иов приносил жертвы за детей своих ( Иов.1:5 ). Моисей был великий молитвенник. Он за свое благочестие и благоговение пред Богом не только удостоился откровений и собеседования с Богом, но и был ходатаем и спасителем избранного народа еврейского от рабства египетского, и многократно испрашивал у Бога милость народу и освобождение от заслуженных наказаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Хотя мы и не являемся лично ответственными за грех Адама, тем не менее фактически все мы несем наказание за грех прародителей. Это наказание выражается в том, что все люди, как происходящие от Адама: а) подлежат закону тления и смерти; б) не могут войти в Царствие Небесное ( Ин. 3:5 ) как носители греховного, то есть противного Божественным установлениям, состояния природы. Тем самым по своим результатам первородный грех приравнивается к преступлению закона Божия. Подверженность каждого человека, в силу его происхождения от Адама, этому наказанию называется вменением первородного греха 315 . 2. Православное учение о лице Господа Нашего Иисуса Христа 2.1. Господь Иисус Христос – «посредник между Богом и человеками» (1Тим. 2:5) После изгнания первых людей из Рая Бог, по милосердию Своему, дал им надежду на спасение. Бог обещал, что «семя жены сотрет главу змия» ( Быт. 3:15 ). Свт. Филарет Московский пишет: «На что указывается необычайным наименованием Семени Жены? – Или ни на что, в порядке природы; или на таинство, которое выше природы – на рождение, о котором природа спрашивает: како будет сие, идеже мужа не знаю! ( Лк. 1:34 ), и о котором благодать ответствует: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит Тя (35); – на чудесное рождение Сына от жены без мужа, на рождение Христа, Богочеловека от Девы» 316 . Благодаря этому обещанию человеки «могли спасительно веровать в грядущего Спасителя, подобно как мы веруем в пришедшего» 317 . Поскольку большая часть людей забывала обещание Божие о Спасителе, Бог неоднократно повторял свое обещание, например, Аврааму ( Быт. 22:18 ) и Давиду ( 2Цар. 7:12, 15 ). Пришествие в мир Господа Иисуса Христа является завершением и исполнением ветхозаветного Откровения ( Евр. 1:1–2 ). Но кого ожидал встретить Израиль в лице обетованного Мессии, причем не в политическом, а собственно в религиозном плане? Обратимся к истории многострадального Иова, который, по попущению Божию, подвергся поражающим наше воображение испытаниям. Однако самым мучительным, самым невыносимым для Иова в его положении являются не страдания сами по себе, а то, что он никак не может осмыслить действия Бога. Иов – монотеист, имеющий правильные представления о Боге, в частности знающий, что Бог благ и справедлив, и поэтому ему непонятны действия Бога. Иов твердо убежден в своей праведности и не знает за собой греха, который мог бы стать причиной гнева Божия. Бог предстает перед Иовом как иноприродное Существо, страшное в своей неприступности и обособленности, действия Которого для человека совершенно непостижимы. Между Богом и человеком нет никакого связующего звена, поэтому Иов никак не может «объясниться с Богом», и это делает его положение особенно отчаянным:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Жестоко насмехается над нами ложь, когда обманутые ею, мы признаем ее за истину. Благодатное смирение невидимо, как невидим податель его Бог. Оно закрыто молчанием, простотою, искренностью, непринужденностью, свободой. Ложное смирение — всегда с сочиненною наружностью: ею оно себя публикует. Ложное смирение любит сцены: ими оно обманывает и обманывается. Смирение Христово облечено в хитон и ризу (Ин.19:24), в одежду, самую безыскусственную, покровенное этой одеждой, оно не узнается и не примечается человеками. Смирение — залог в сердце, святое, безымянное сердечное свойство, Божественный навык, рождающийся неприметным образом в душе, от исполнения евангельских заповедей (Преподобный авва Дорофей, поучение 2). Действие смирения можно уподобить действию страсти сребролюбия. Зараженный недугом веры и любви к тленным сокровищам, чем более накопляет их, тем делается к ним жаднее и ненасытнее. Чем он более богатеет, тем для себя самого представляется беднее, недостаточнее. Так и водимый смирением, чем более богатеет добродетелями и духовными дарованиями, тем делается скуднее, ничтожнее пред собственными взорами. Это — естественно. Когда человек не вкусил еще высшего добра, тогда собственное его добро, оскверненное грехом, имеет перед ним цену. Когда же он причастится добра Божественного, духовного, тогда без цены перед ним его добро собственное, соединенное, перемешанное со злом. Дорог для нищего мешец медниц, собранных им в продолжительное время с трудом и утомлением. Богач неожиданно высыпал в его недра несметное число чистых червонцев, и нищий кинул с презрением мешец с медницами, как бремя, только тяготящее его. Праведный, многострадальный Иов, по претерпении лютых искушений, сподобился боговидения. Тогда он сказал Богу во вдохновенной молитве: Слухом убо уха слышах Тя первее, нынеже око мое виде Тя. — Какой же плод прозяб в душе праведника от боговидения? Темже, продолжает и заключает Иов свою молитву: укорих себе сам, и истаях; и мню себе землю и пепел (Иов.42:5,6). Хочешь ли стяжать смирение? — Исполняй евангельские заповеди, вместе с ними будет вселяться в сердце твое, усваиваться ему, святое смирение, то есть свойства Господа нашего Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ст. 25. Аз же о всяком немощнем восплакахся, воздохнух же видев мужа в бедах. Немощи ближних в бедах в нежно чувствительной душе Иова всегда вызывали глубокое сочувствие; оно выражалось во вздохах и слезах. Между тем сам он, многострадальный, умирает никем не оплакиваемый: напротив, при последнем взгляде на сей мир, в предсмертные часы он слышит оскорбительные укоризны и видит презрительное оплевание, – встречает немилосердие со стороны друзей и открытую вражду в лице презреннейших из народа. – Так недоумевал и величайший ветхозаветный праведник, не озаренный учением Иисуса Христа о самоотверженной любви и невоодушевленный примером Его безвинных страданий. Ст. 26. Аз же не ждах благих ( – благ), и се, сретоша мн паче дние зол. Любя Бога и людей чистых сердцем, Иов надеялся, что его благополучие продлится до конца жизни и самый конец её увенчается великой славой, какой поистине достойны люди, посвятившие свою продолжительную, трудовую и примерно – добрую жизнь на благо других, и – сверх ожидания, встретил дни бедствий, болезней, страданий, позора, – не часы, а многие дни! Если же по-видимому и основательная надежда может быть так обманчива, то зачем и на что надеяться?.. Ст. 27. Чрево мое воскипе, и не умолчит: предвариша (встретили преждевременно) мя дние нищеты. Если добрую и чувствительную душу Иова волновало чужое горе, всякое бедствие ближнего вызывало в нем горячее чувство сострадания, то тем сильнее волновалась его душа и горело всею полнотой чувств его пламенное сердце, когда его самого повстречал целый ряд бедствий, последовавших одно за другим непрерывно, как следуют день за днем. Вся внутренность страдальца как бы «кипела»; сильнейшее возбуждение чувств обнаруживалось в глубоких вздохах, выражалось в одушевленных речах, изливалось в горячих слезах, обращалось в пламя молитвенных воплей. Ст. 28. Стеня ходих без обуздания ( – узды), стоях же в соборе (собрании) вопия. Глубокая скорбь и сильное волнение духа естественно находят себе выражение в порывистых телодвижениях, громких словах, обильных слезах. Так и несчастный Иов, пораженный первым рядом искусительных бедствий, глубоко восскорбел и, склоня голову на грудь, издавал стопы, ходил из стороны в сторону бесцельно, неуправляемый никакой определенной мыслью, подобно тому, как бродит неразумный вол, отбившийся от стада, необузданно мечущийся в разные стороны, мычащий тоскливо в предчувствии опасности. Настал второй ряд, бедствий – Иов уже не мог ходить, он стоял среди столпившихся вокруг него знакомых и друзей и пред ними произносил сильные вопли о злосчастном дне своего рождения, о прожитом счастье, о медленно грядущей страшной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010