Прах в библейском тексте служит образным указанием на телесную, материальную, а значит, подверженную разрушению, недолговечную, смертную природу человека. Возвратиться в прах, быть взятым прахом — означает умереть. Человек, созданный Господом из праха земного, обречен (после грехопадения) возвращаться в землю, из которой он взят («Прах ты, и в прах возвратишься», — говорит Господь Адаму— см. Быт.2:7; 3:19 ). Многострадальный Иов, размышляя о смерти, часто прибегает к этому образу: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, — и Ты губишь меня?» ( Иов.10:8–9 ). Кости человека «лягут в прах», плоть погибшая «возвращается в прах» (см. Иов.20:11, 34:15 , ср. 4:19–20). «…Я лягу в прахе; завтра поищешь меня, и меня нет» ( Иов.7:21 ); помыслы и надежды человека будут «покоиться с ним в прахе» ( Иов.17:15–16 ). И праведный и нечестивый «вместе будут лежать во прахе, и червь покроет их» ( Иов.21:26 ). Образ праха (суеты) — постоянный в Книге Екклесиаста — вбирает в себя мысль о неотвратимости и необратимости смерти: «Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные: потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна; как те умирают, так умирают и эти… Все идет в одно место; все произошло из праха, и все возвратится в прах» ( Еккл.3:18–20 , см. также 12:7). Превозносить (ПРЕ)ВОЗНОСИТЬ [ДО НЕБЕС] кого, что. ПРЕВОЗНОСИТЬСЯ Расхваливать, преувеличивать чьи-либо достоинства. Употребляется в ироническом контексте, когда хотят обратить внимание на несоответствие восторженных речей реальным качествам объекта. В тексте Б. понятие «превозносить» широко употребляется в переносном смысле — воздавать должное, давать оценку, осознавая истинный масштаб явления. Оно применимо, в первую очередь, по отношению к Господу: «Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя» ( Пс.56:6, 107:6 ). Господа «прославляет и превозносит» израильский народ, избавленный Им из египетского рабства (см. Исх.15:2 ), обязанность священников — «славословить, благодарить и превозносить Господа» ( 1Пар.16:4 ). Идеей превознесения Бога пронизаны хвалебные песни и псалмы царя Давида: «Да будет превознесен Бог, убежище спасения моего, Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы и избавляющий меня от врагов моих» ( 2Цар.22:47–49 ). Осознание величия Господа должно выразиться в слове: «Я воззвал к Нему устами моими и превознес Его языком моим» ( Пс.65:17 ); «Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии» ( Пс.68:31 ). Того же Псалмопевец ждет и от других: «Величайте Господа со мною, и превозноснесем имя Его вместе» ( Пс.33:4 , см. также Иов.36:24 ; Пс.29:2, 45:11, 67:5, 96:9, 98:5, 117:28, 144:1, 148:13 ; Ис.25:1 ; Дан.4:34 ; Фил.2:9 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

И опять все без объяснений. Христиане думают при этом о двурогом звере, выходящем из земли 1120 и о семиглавом звере, выходящем из моря 1121 – о лжепророке и антихристе, в которых в конечные дни сосредоточится вся сила зла, вся сила дракона, древнего змия, сатаны 1122 . Концы с концами сомкнулись. От сатаны, представшего пред Богом, на­чались страдания Многострадального Иова – на слугах сатаны лжепророке и антихристе в великой скорби 1123 все и кончится. Но Иов слышит не о них, а только о каких-то странных бегемоте и левиафане. Если он не мог ответить о море, воде и граде, то тем более об этих, он вовсе не знает ничего. Да и не видел он ничего подобного 1124 . Чем ответил Иов – Богоборец вопрошавшему его Богу? Теперь уже не борьбой. Ответил покаянием. И отвечал Иов Ягве (Господу), и сказал: Я знаю, что Ты все можешь, я не знаю ответы на твои вопросы, но знаю, что Ты все это можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея? – Так я говорил о том, чего не разумел, О делах чудных для меня, которых я не знал. ………………………………………………….. Поэтому я отрекаюсь И раскаиваюсь в прахе и пепле. 1125 Иов закончил борьбу покаянием за то, что в нее вступил. Он больше не Богоборец, он – смиренно приемлющий Провидение Божие, Он больше не пытает Бога. Не зная, за что ниспослано страдание, так и не узнав, он при­емлет дела Божии, чудные для него и непостижимые. Он приемлет Бога и не нуждается в Его объяснениях. С какой готовностью он согласился бы с Аввакумом, что душа надменная не успокоится, а праведный своею ве­рою жив будет 1126 ! После покаяния Иова так кстати было бы похвалить друзей Иова за их но­тации и нравоучения, что за грехи посылаются скорби. Но ведь нет! О, чудо! Горит гнев Бога на Елифаза Феманитянина (из Фемана, городка Едомского) и двоих друзей – Вилдада и Софара. Они должны принести жертву за себя, а Иов должен помолиться за них Богу, ведь они говорили о Боге не так верно, как раб Его Иов 1127 . Потрясающе! Богоборчество Иова было угод­нее Богу, чем благочестие его друзей. Почему?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Иов отвечал Господу: «Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено… Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле…» ( Иов. 42:1–2, 6 ). Иов многострадальный страшно терзался своей душой, видя как нечестные благоденствуют и умножают свое беззаконие и насилие над слабыми. Он уже почти сомневался, стоит ли стремиться жить по правде и делать по совести? Коли нечестивые грешат, беззаконничают, живут безнаказанно в роскоши и славе, тогда какой же смысл делать добро и жить по правде? Но Господь сказал Иову, что Бог так велик, так мудр и добр, что пути Его непроницаемы. И все, что Он делает с человеком, делает по Своей благости и любви. И если страдает человек несправедливо, он и награду получит за это великую. Но страдая, человек не должен пытаться узнать пути Божии, творимые с ним. Он должен доверять Богу во всем, что бы ни делал Господь с человеком. И в этом доверии Богу вся красота покорности человека своему Создателю и весь смысл спасительного смирения. Испытав терпение праведника, Бог посрамил этим сатану, который более не дерзал клеветать на рабов Божиих. Затем Господь наградил Иова еще большим богатством, чем было у него до этого. И снова было у Иова семь сыновей и три дочери. Праведный Иов жил еще много лет. Он видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода и умер в старости, насыщенный днями ( Иов. 42:17 ). Так награждается Богом терпение людей, их страдания, их муки, если принимаются они не как случайные бедствия, а как посланные от Бога для нашей пользы. Как близок Иов многострадальный ко многим современным людям, которые терпят тяжелые бедствия от близких, родных! Они лишаются своих домов, детей, имущества, высокого положения. И как часто они, бедные, готовы роптать на Бога, всех и каждого, видя как несправедливо их притесняют, поносят, унижают, готовы стереть их имена с лица земли. И вот такие страдальцы пусть помнят всегда Иова многострадального, который по зависти и злобе других все потерял, а потом получил еще здесь, на земле, вдвое, втрое больше, чем имел до этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Перед смертью Иаков благословил детей и внуков своих. При этом он возвысил сына своего Иуду над прочими сыновьями и предсказал, что Спаситель мира произойдет из его племени, и что потомством его до пришествия Спасителя будут управлять цари, от него происходящие. 10. Многострадальный Иов Во время пребывания потомков Иакова в Египте, в Аравии жил непорочный, справедливый и богобоязненный человек, по имени Иов, который верил в Единого Бога и не поклонялся идолам. По всей Аравии он славился своим богатством и благотворительностью. Счастлив был Иов и в семье своей. У него было семь сыновей и три дочери. Дети его жили в дружбе между собою. Диавол употреблял всякие козни, чтобы соблазнить Иова на зло, но не успевал в этом. Тогда он произнес клевету пред престолом Божиим, будто Иов благочестив только потому, что пользуется земным счастием. И Господь Бог , чтобы посрамить клеветника и испытанием укрепить веру Иова, допустил диаволу послать на праведника земные беды. Однажды, во время страшной бури, враги напали на крупный скот Иова: волов, ослов и верблюдов, и угнали их, а слуг перебили; в это же время с неба упал огонь и попалил весь мелкий скот и пастухов; затем страшный вихрь пронесся по пустыне, охватил дом, в котором собрались все дети Иова, обрушил его, и все бывшие в доме погибли. При всех этих бедах не вырвалось у Иова ни одного слова ропота на Бога. Он пал на колена, поклонился до земли и сказал: «нагим я родился, нагим и возвращусь в землю. Господь дал, Господь и взял. Да будет благословенно имя Господне». Новая беда постигла страдальца: тело его покрылось проказой, болезнью заразительной, и он должен был уйти из дома. Сидел несчастный Иов на куче пепла за городом и обломками черепка скоблил свой гной. Всем казалось, что Иову лучше умереть, чем так жить. Тогда жена Иова начала советовать мужу: «произнеси хулу на Бога, и Он поразит тебя смертью ». Иов ответил ей: «ты говоришь, как безумная. Неужели доброе мы будем принимать от руки Божией, а злого не будем принимать».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

4 Января. Поучение об Иове терпеливом Господь дал, Господь и взял; да будет Имя Господне благословенно! ( Иов.1:21 ) Братья, да не убоится ничего праведник – все с ним хорошо будет. Все Священное Писание показывает нам, что Бог не оставляет праведника до конца. Пример Иова нам это являет ясно, как солнце. У Иова было семь сыновей и три дочери, было богатство и уважение среди людей, были друзья. И все это потерял он в один день. Он не возроптал на Бога, а пал на землю, поклонился и сказал: Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Тогда Иов потерял и здоровье – последнее, что имел, и все тело его, от темени до пят покрыли раны и гной. И сидел Иов в пепле и возносил хвалу Богу. А жена его уговаривала, чтобы отрекся от Бога своего. И сказал ей Иов праведный: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Друзья укоряли его, что он грешен, и гордились своим умом и своей праведностью перед ним, но Иов смиренно молился Богу и терпеливо сносил раны свои и несчастье свое. Сейчас тоже бывает, как тогда: если нас постигнет какая-то беда, соседи наши ведут себя как более умные и более праведные, нежели мы. Но Бог Всемудрый пустил все эти беды на Иова, чтобы испытать не только Иова, слугу Своего, но и сродников, и друзей его. И когда каждый проявился, каков он есть, когда каждый прошел испытание пред Богом, тогда Бог всесильной десницей Своей вернул Иову и здоровье, и вернул богатство вдвое большее того, которое у него отнял, и дал ему опять семь сыновей и три дочери. Кто имеет сильную веру, братья, тот имеет и ясное зрение духовное, чтобы видеть перст Божий как в своем благополучии, так и в своем страдании. Кто имеет сильную веру, тот имеет и большое терпение в страдании. Когда ему Бог дает, он благодарит; когда Бог у него отнимает, он благословляет: Благословенно Имя Господне. Господи, Боже Иова многострадального и терпеливого, научи и нас благословлять Имя Твое в страдании нашем. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Праведный Иов, изнемогая от скорбей, подозрений друзей и непонимания причины своих бедствий, обратился с молитвой к Богу, прося у Него свидетельства своей невиновности и объяснения всему происходящему. Тогда Бог явил Себя в бурном вихре, укорив Иова за то, что он пытался проникнуть своим разумом в тайны судеб Божиих. Господь показал Иову Свое всемогущество и премудрость, явленные в устроении видимого мира, также указал на источник зла − на диавола и, наконец, таинственным образом научил, по словам свт. Иоанна Златоуста , Иова тайне Христовой, т.е. открыл, что избавление от зла может прийти только через Крест Христов. Праведник всем сердцем раскаялся в своих чисто человеческих понятиях о справедливости, которые потеряли всякий смысл перед тайной Креста, и сказал: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:5–6). На этом закончилось испытание Иова. Бог, показав в Своем угоднике образец веры и терпения, щедро вознаградил его: исцелил от болезни, обогатил вдвое больше прежнего, и у Иова родились еще сыновья и дочери. История многострадального Иова, этого величайшего ветхозаветного праведника, не теряет своего значения и в новозаветное время. Она свидетельствует, что не всегда земное счастье сопутствует добродетельной жизни человека, и что несчастья Бог посылает не только в наказание, но и для испытания веры и добродетели человека, для еще большего утверждения праведника в терпении и уповании на Бога. Книга Иова учит, что человеку во всей полноте невозможно постичь замысел Бога о смысле происходящего, но возможно предаться воле Божией, всеблагой и премудрой, и благодарить Бога за все, в том числе и за горести. Кроме нравственного книга имеет еще и мессианское значение. В беседе с друзьями Иов пророчествовал об Искупителе и о будущем воскресении мертвых: “Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, а не глаза другого, увидят Его” (Иов.19:25–27). Более того, сам Иов своими невинными страданиями и терпением прообразовал Господа Иисуса Христа. И поэтому некоторые главы из книги Иова читаются во время богослужения на Страстной Седмице, когда вспоминаются Спасительные Страсти Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

«Разинули на меня пасть свою; ругаясь бьют меня по щекам; все сговорились против меня. Предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня», — говорит Иов (Иов. 16:10-11). Это место может быть понято как пророчество, поскольку буквально таких обстоятельств, в книге не описано с. 6]. « Так презрен по мыслям сидящего в покое факел, приготовленный для спотыкающихся ногами » (Иов. 12:2-5) – говорит о себе праведный Иов. Эти слова могли бы стать эпиграфом всей книги, поскольку его история является ключом к уразумению тайны страдания. «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5:11). Святой Андрей Кесарийский говорит: «Они победили его Кровию Агнца и словом свидетельства своего…» (Откр. 12:11, 12) – Обвиняемые, говорит, святые и им [диаволом] оклеветаемые, подобно Иову, пред всеми людьми, в Него верующими и ему покоряющимися, победили его страданиями за Христа» с. 97]. 1.6. Богослужебное употребление книги В день памяти святого Иова Многострадального читаются паремии из первой и второй главы. Читается книга Иова также и на Страстной Седмице, с понедельника по пятницу. На вечерне в Великие понедельник, вторник, среду читаются 1 – 2 главы (те же самые паремии, которые читаются в день его памяти). В Великий Четверг читается 38-я глава – начало ответа Бога Иову, а в Великий Пяток – самый конец, о благословении последних дней Иова (Иов. 42:12-17). Несомненно, здесь также выстраивается связь со страданиями Христовыми. Вот, по-видимому, все, что я хотел вам сказать о книге Иова. Добавлю, что большая ее часть, с 3-й по 42-ю главу, написана, в основном, стихами. В литературе встречается мнение, что это один из лучших образцов древнееврейской поэзии. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/431312/

« Разинули на меня пасть свою; ругаясь, бьют меня по щекам; все сговорились против меня. Предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня», — говорит Иов (Иов. 16: 10–11). Это место может быть понято как пророчество, поскольку буквально таких обстоятельств в книге не описано [см. 28, с. 6]. « Так презрен по мыслям сидящего в покое факел, приготовленный для спотыкающихся ногами » (Иов. 12: 5), – говорит о себе праведный Иов. Эти слова могли бы стать эпиграфом всей книги, поскольку его история является ключом к уразумению тайны страдания. « Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5: 11). Святой Андрей Кесарийский говорит: « Они победили его Кровию Агнца и словом свидетельства своего…» (Откр. 12: 11). «Обвиняемые, говорит, святые и им [диаволом] оклеветаемые, подобно Иову, пред всеми людьми, в Него верующими и ему покоряющимися, победили его страданиями за Христа» с. 97]. 20.6. Богослужебное употребление книги В день памяти святого Иова Многострадального читаются паремии из 1–й и 2–й главы. Читается Книга Иова также и на Страстной Седмице, с понедельника по пятницу. В понедельник, вторник, среду на вечерне читаются 1–2–я главы (те же самые паремии, которые читаются в день его памяти). В Великий Четверг читается 38–я глава – начало ответа Бога Иову, а в Великий Пяток – самый конец, о благословении последних дней Иова (Иов. 42: 12–17). Несомненно, здесь также выстраивается связь со страданиями Христовыми.   Глава 21. Псалтирь Псалтирь, с одной стороны, изучать проще других книг, потому что она у нас все время на слуху и это наиболее читаемая книга из всего Ветхого Завета, неслучайно она даже нередко издается вместе с Новым Заветом. Впрочем, наше знание Псалтири часто оставляет желать лучшего. Например, святитель Геннадий Константинопольский не рукополагал никого в пресвитеры, если тот не знал всю Псалтирь наизусть, считая, что человек еще не готов к служению. И в Лествице тоже мы видим, что когда игумен не стал поднимать эконома после земного поклона, тот простоял несколько часов и за это время по памяти вычитал про себя всю Псалтирь. С другой стороны, по многообразию своего содержания и по известной своей неупорядоченности, она, конечно, представляет трудность именно для систематического изучения в рамках краткого курса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

6-е число Св. и праведного Иова многострадального, жившего между 2100 и 1700 г. до Р. Хр. в стране Уц или Авситидийской, на границах Аравии с Идумеей Жизнь Иова представляет величественнейшую картину человеческого страдания и сам он, «многострадальный», по истине изображает прообраз страдавшего на земле Богочеловека, как и представляется это в учении Церкви 118 . Поразительны сопоставления между страданиями человека Ветхого Завета и Человека Нового Завета. В том и другом поражены были испытаниями, искушениями и неизреченными страданиями не виновные люди, но чистейшие праведники. Тот и другой хотя и изливали в минуты изнеможения скорбь свою в потрясающих воплях: «Душа Моя скорбит смертельно!» «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия...» И наконец: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты оставил Меня!» взывал Иисус на кресте в минуты предсмертной истомы... И в сопоставлении с этими скорбными излияниями Христа – из глубины сорока веков поражают человеческий слух вопли Иова, другого страдальца, недоумевающего среди непосильного томления: «На что дан страдальцу свет, и жизнь – огорчённым душою, которые ждут смерти и нет её, которые восхитились бы, что нашли гроб» ... «О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание моё, оно, верно, перетянуло бы песок морей! Оттого слова мои неистовы. Ибо стрелы Вседержителя во мне; яд их пьёт дух мой; ужасы Божии ополчились против меня»... Но не смотря на эти скорбные излияния Богочеловека и человека – Иова, который сам слова свои называет неистовыми, величие страдальцев не затмилось недостойным ропотом или недостатком веры в Того, Кто предначертал им прискорбнейший путь; и пребыла в них до конца и не поколебалась любовь и преданность воле Пославшего их, чтобы прославить имя Его... 119 . Но обратимся к началу истории Иова. Когда, по изволению Божию, допущен был дух злобы и зависти (в посрамление ему) искусить праведнейшего раба Божьего Иова 120 (только не касаясь души его), да явятся дела Божии на нём, устремился враг человеческий на жертву свою и внезапно подверг Иова всем испытаниям, которые могли бы смутить его и заставить хулить Бога своего... В один из мирных дней наслаждавшегося земным счастьем Иова, как громом поразили его вести одна за другой о потере всего богатого имущества его, о гибели всех детей его. Как же подействовали на праведника эти удары? Он «пал на землю, и поклонился, и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!» «Во всём этом не согрешил Иов и не произнёс ничего неразумного о Боге».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Когда Его распинали на кресте, то Он молился за Своих врагов и распинателей, говоря: «Отче, прости им, они не знают, что делают» ( Лк. 23:33–34 ). Шестое прошение. «И не введи нас во искушение». Под искушениями разумеются соблазны на грехи, которые приходят от плоти нашей, от других людей и от дьявола. Иногда Бог посылает искушения благочестивым людям, чтобы они еще более утвердились в добре и послушании воле Божией. Таков, например, был праведный Иов. Бог благословил его большим семейством и обилием мирских благ. Он имел семь сыновей и три дочери, которые жили между собой в любви и согласии. Потом Бог, желая показать людям высокий образец терпения, попустил дьяволу лишить Иова всех мирских благ и семейных радостей: он потерял всех своих детей. Однажды сыновья его и дочери собрались в доме старшего брата; вдруг из пустыни пронесся сильный вихрь, разрушил дом и все они погибли. Иов перенес испытания с величайшим терпением. Он сказал: «Господь дал, Господь и взял, да будет благословенно имя Господне» ( Иов. 1:21 ). – Испытания праведника этим не кончились. Дьявол, по попущению Божию, поразил Иова сильной проказой. Все тело его было покрыто гнойными струпьями; а так как эта болезнь (проказа) была в высшей степени заразительная, то Иова удалили из города, он сидел на куче пепла и обломками черепка соскабливал гной с тела; и это испытание Иов перенес терпеливо. В награду Бог благословил многострадального Иова тем, что даровал ему здоровье; богатство его увеличилось; у него родилось семь сыновей и три дочери, он жил еще 140 лет и умер в глубокой старости сред многочисленного потомства. Пример праведного Иова научает нас терпеливо переносить испытания и верить, что если Бог посылает испытания, то Он даст и силы перенести их. Три отрока – Анания, Азария и Мисаил – не устрашились разженной печи и не хотели кланяться золотому истукану. «Бог наш, Которому мы служим, – сказали они,– силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавить. Если же не будет того, то да будет тебе известно, что мы богам твоим кланяться не будем, и золотому истукану не поклонимся» ( Дан. 3:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010