Праведный Иов Многострадальный так описывает художественное мановение своего Творца: Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом... Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня... Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой? (Иов 10, 8–12) Святитель Григорий Палама учит и о том, что человек отображает и Божественное бытие. Если всмотреться в человека, то увидим в нем Бога. В чине Крещения об этом говорится так: Ты бо… от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь, и Твоим Промыслом строиши мир: Ты от четырех стихий тварь сочинивый (выделено нами.– О. Н.), четырми времены круг лета венчал еси. Владыко Господи Боже наш, иже образом Твоим почтивый человека, от души словесныя, и тела благолепнаго устроивый его, яко да тело служит словесной души: главу убо на высочайших положивый, и в ней множайшия чувств водрузивый, незапинающия друг другу... и вся уды его потребно насадивый, да всеми благодарит Тя Изряднохудожника (выделено нами.– О. Н.). Литургическое богословие оплакивает человека в чине погребения такими словами: Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду… по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, безславну, не имущую вида. Но и " сама материя,– по слову псевдо-Дионисия Ареопагита,– получив бытие от Истинной Красоты, сохраняет чрез все свое материальное устроение некие следы духовного благообразия, через посредство ее можно подняться до нематериальных прообразов ее " . Преподобный Симеон Новый Богослов свидетельствует, что внутри тварей " остался тот невещественный свет, непричастный ничего из этого мира " [ CCCXI ]. Поэтому в человеке пребывает, по словам святителя Василия Великого, " вожделение прекрасного " , потребность соединения и причастия ему, чаянье преображения, стремление к святости: " Люди по природе вожделевают прекрасного, в собственном же смысле прекрасно... благое, а благ – Бог " [ CCCXII ]. Творческое делание человека состоит в том, чтобы дать этим высшим вожделениям и потребностям насытиться, стремлениям – осуществиться, то есть по своей свободной воле предать всего себя в волю Божию и воплотить Божественный замысел о себе самом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Праведный Иов Многострадальный так описывает художественное мановение своего Творца: Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, Кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, Жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой? ( Иов.10:8-12 ). Святитель Григорий Палама учит о том, что человек отображает и Божественное бытие. Если всмотреться в человека, то увидим в нем Бога. В чине Крещения об этом говорится так: «Ты бо… от не сущих во еже быти приведый всяческая, твоею державою содержиши тварь, и Твоим Промыслом строиши мир: ты от четырьми стихий тварь сочинивый , четырьми времены круг лета венчал еси…» «Владыко Господи Боже наш, иже Образом Твоим почтивый человека, от души словесныя и тела благолепнаго устроивый его, яко да тело служит словесной души: главу убо на высочайших положивый, и в ней множайшия чувств водрузивый, незапинающие друг другу… и вся уды его потребно насадивый, да всеми благодарит Тя Изряднохудожника …» Литургическое богословие оплакивает человека в чине погребения такими словами: «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду… по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, безславну, не имущую вида» . Но и сама материя, по слову псевдо- Дионисия Ареопагита , «получив бытие от Истинной Красоты, сохраняет через все свое материальное устроение некие следы духовного благообразия, через посредство ее можно подняться до нематериальных прообразов мира». Преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.) свидетельствует, что внутри тварей «остался тот невещественный свет, непричастный ничего из этого мира» 132 . Поэтому в человеке пребывает, по словам святителя Василия Великого (IV в.), «вожделение Красоты», потребность соединения и причастия ей, чаянье преображения, стремление к святости: «Люди по природе желают прекрасного, в собственном же смысле прекрасно… благое, а благо – Бог» 133 . Творческое делание человека состоит в том, чтобы дать этим высшим вожделениям и потребностям насытиться, стремлениям осуществиться, то есть по своей свободной воле предать всего себя в волю Божью и воплотить Божественный замысел о себе самом. Противоречит ли смирение творчеству?

http://azbyka.ru/sovremennaya-kultura-i-...

Праведный Иов Многострадальный так описывает художественное мановение своего Творца: Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, Кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, Жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой? (Иов 10, 8-12). Святитель Григорий Палама учит о том, что человек отображает и Божественное бытие. Если всмотреться в человека, то увидим в нем Бога. В чине Крещения об этом говорится так: " Ты бо... от не сущих во еже быти приведый всяческая, твоею державою содержиши тварь, и Твоим Промыслом строиши мир: ты от четырьми стихий тварь сочинивый , четырьми времены круг лета венчал еси... " " Владыко Господи Боже наш, иже Образом Твоим почтивый человека, от души словесныя и тела благолепнаго устроивый его, яко да тело служит словесной души: главу убо на высочайших положивый, и в ней множайшия чувств водрузивый, незапинающие друг другу... и вся уды его потребно насадивый, да всеми благодарит Тя Изряднохудожника ... " Литургическое богословие оплакивает человека в чине погребения такими словами: " Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду... по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, безславну, не имущую вида " . Но и сама материя, по слову псевдо-Дионисия Ареопагита, " получив бытие от Истинной Красоты, сохраняет через все свое материальное устроение некие следы духовного благообразия, через посредство ее можно подняться до нематериальных прообразов мира " . Преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.) свидетельствует, что внутри тварей " остался тот невещественный свет, непричастный ничего из этого мира " [ 2 ]. Поэтому в человеке пребывает, по словам святителя Василия Великого (IV в.), " вожделение Красоты " , потребность соединения и причастия ей, чаянье преображения, стремление к святости: " Люди по природе желают прекрасного, в собственном же смысле прекрасно... благое, а благо - Бог " [ 3 ]. Творческое делание человека состоит в том, чтобы дать этим высшим вожделениям и потребностям насытиться, стремлениям осуществиться, то есть по своей свободной воле предать всего себя в волю Божью и воплотить Божественный замысел о себе самом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2422...

Праведный Иов Многострадальный так описывает художественное мановение своего Творца: Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом… Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня… Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твоё хранило дух мой? ( Иов 10, 8–12 ) Святитель Григорий Палама учит и о том, что человек отображает и Божественное бытие. Если всмотреться в человека, то увидим в нём Бога. В чине Крещения об этом говорится так: Ты бо… от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь, и Твоим Промыслом строиши мир: Ты от четырёх стихий тварь  сочинивый (выделено нами. — О. Н.), четырми времены круг лета венчал еси. Владыко Господи Боже наш, иже образом Твоим почтивый человека, от души словесныя, и тела благолепнаго устроивый его, яко да тело служит словесной души: главу убо на высочайших положивый, и в ней множайшия чувств водрузивый, незапинающия друг другу… и вся уды его потребно насадивый, да всеми благодарит Тя  Изрядно художника (выделено нами. —  О. Н .). Литургическое богословие оплакивает человека в чине погребения такими словами: Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду… по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, безславну, не имущую вида. Но и «сама материя, — по слову псевдо- Дионисия Ареопагита , — получив бытие от Истинной Красоты, сохраняет чрез всё своё материальное устроение некие следы духовного благообразия, через посредство её можно подняться до нематериальных прообразов её». Преподобный Симеон Новый Богослов свидетельствует, что внутри тварей «остался тот невещественный свет, непричастный ничего из этого мира» 344 . Поэтому в человеке пребывает, по словам святителя Василия Великого, «вожделение прекрасного», потребность соединения и причастия ему, чаянье преображения, стремление к святости: «Люди по природе вожделевают прекрасного, в собственном же смысле прекрасно… благое, а благ — Бог» 345 . Творческое делание человека состоит в том, чтобы дать этим высшим вожделениям и потребностям насытиться, стремлениям — осуществиться, то есть по своей свободной воле предать всего себя в волю Божию и воплотить Божественный замысел о себе самом. Противоречит ли смирение творчеству?

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda-n...

«Разве я заслужил это?» – таков невольный вопль многих, когда посещает их большая беда. Если она со смертельным исходом, тут же рядом кто-то связывает это с виной пострадавшего: «Если с ним такое произошло, значит, он заслужил это». Эти галилеяне, кровь которых Пилат смешал с жертвами их, – у них, несомненно, были какие-то особые грехи, иначе Бог не попустил бы Пилату так жестоко расправиться с ними. И вместо того чтобы признать пострадавших мучениками, некоторые без всяких на то оснований называют их злодеями. В ответ Господь приводит еще один рассказ о посещении внезапной смертью. Не так давно упала Силоамская башня, и восемнадцать человек были погребены под ее руинами. Мы часто слышим, и в наше время чаще, чем когда-либо, о таких несчастных случаях. Силоамские башни не перестают падать. Башни, которые строятся для безопасности людей, часто становятся причиной их гибели. Господь предупреждает, чтобы мы не смотрели на жизнь упрощенно. Прежде всего те, с кем случилось несчастье, не более виноваты, чем остальные. Судить о людях и о событиях таким образом всегда рискованно, ибо все в чем-то виноваты, все заслуживают худшего. Хотя грех и страдание неотделимы друг от друга, и Епифаз сказал Иову: «Вспомни, погибал ли кто невинный, и где праведники были искореняемы?» ( Иов.4:7 ), но мы знаем, что часто величайшие из святых (такие как Иов Многострадальный и святой Царь-мученик Николай) больше всех страдали. Мы должны опасаться делать ложные выводы из происходящего, чтобы не осудить великих страдальцев как великих грешников. Иначе мы можем придти к заключению, что нечестивые гонители Церкви, обидчики народа, в чьих руках власть и сила, находятся под покровом Божиим, а гонимые – отвергнуты Богом. «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? И те восемнадцать человек виновнее были всех живущих в Иерусалиме?» – спрашивает Господь и отвечает: «Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете». Господь предвидит гибель Иерусалима, которая произойдет в 70-м году. Он знает, что, если иудеи будут продолжать свои политические интриги, заговоры, восстания, Рим сокрушит этот народ. И это произошло. Господь говорит, что, если иудейский народ будет по-прежнему искать земное царство и отвергать Царство Божие, его ждет печальная участь. И всякий народ, восстающий на Бога, – на пути к гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Самое же великое и безмерное благодеяние, оказанное нам Господом, благодеяние, которое превосходит все прочие и ни с чем не может сравниться, это – избавление нас от смерти и власти дьявола крестными страданиями и поносной смертью на кресге Самого Единородного Сына Божия. Благодарение Богу за это величайшее благодеяние установлено в виде особого молитвенного тайнодействия – Святой Евхаристии, или Безкровной Жертвы, приносимой «о всех и за вся». Тот не христианин, кто не принимает участия в этом величайшем молитвенном тайнодействии – участия молитвенного через присутствие в храме при совершении оного, – и участия самым делом – через благоговейное вкушение Тела и Крови Христовой. Такой обнаруживает самую черную неблагодарность Богу за Его величайшее нам благодеяние и недостоин даже называться христианином! Но не только за очевидное добро, а и за то, что кажется нам злом, должны мы благодарить Бога. Мы должны искренно благодарить Его за все те беды, скорби и напасти, горести и несчастия, какие выпадают на нашу долю в этой земной жизни. «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» ( Иов.2,10 )  – так говорит праведный Иов Многострадальный, и так должны быть настроены и мы, христиане. Все зло, нередко постигающее нас, весьма часто попускается Промыслом Божиим для уврачевания наших язв греховных, для нашего вразумления и исправления, для предостережения от впадения в еще худшее зло и в непоправимые беды, а потому, в сущности, не должно почитаться «злом», а есть то же добро, только под видимой внешностью зла. «Егоже Господь любит, того и наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет» ( Притч.3,12 ) . Никого из нас нет без греха: рано или поздно по закону Божественного Возмездия, каждый из нас понесет наказание за свои грехи. И вот, наказуя нас в этой временной жизни, Господь тем самым дает нам возможность избегнуть вечного наказания в ожидающей нас жизни будущей. Так не лучше ли нам немного потерпеть здесь, чем вечно мучиться там? Тем более, что за безропотное перенесение страданий, которые постигли нас без вины здесь, Бог обещает нам великую награду там – венец мученический.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Спустя некоторое время по желанию и просьбе всех братии преподобный Антоний благословил святого Феодосия на игуменство. И богоугодными молитвами преподобного Феодосия стала цвести и богатеть с того времени Печерская обитель. Мало-помалому он собрал человек сто братии и с Божией помощью построил для них невдалеке от пещеры монастырь с большой церковью в честь Успения Божией Матери. Он ввел там строгий монашеский устав, который потом был принят и всеми русскими монастырями. За свою праведную жизнь Феодосии еще при жизни своей был прославлен Богом пред людьми: от него исходило видимое сияние. Это сияние было отражением святой жизни преподобного старца. Так велико было упование его на Бога, что не раз, когда в монастыре оскудевали припасы, Господь чудесным образом восполнял их. Монахи и миряне, богатые и бедные, добрые и злые — все уважали и почитали преподобного Феодосия, но он нисколько не гордился этим, а, облекшись еще в большее смирение, продолжал трудиться, уча своих учеников не только словом, но и делом. Одежда его была самая простая; несмотря на свой игуменский сан, преподобный исполнял самые тяжелые и грязные работы в монастыре. Он был очень милосерд к бедным и построил близ монастыря двор с церковью и там поселил нищих и больных, а все необходимое для них отпускал из монастыря. Преподобный Феодосии стяжал такую благодать у Бога, что бесы, не терпя его горячих молитв, не решались даже приближаться к нему. Многими чудесами прославил Бог блаженного Феодосия, в момент же его кончины над монастырем был виден огненный столб, простиравшийся от земли до неба. По молитвам преподобного Феодосия да сподобимся и мы жизни вечной со Христом Иисусом, Господом нашим. Аминь. Житие праведного Иова Многострадального Жил человек в земле Уц, имя его Иов. И был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. У него было семь сыновей и три дочери — тоже благочестивые, и он был очень богат, знаменит и уважаем по всему Востоку. Но вот попустил Господь — и напали на Иова страшные несчастья: сначала погибло все богатство Иова, а потом сразу умерли все его дети. Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду, остриг голову свою, и пал на землю, и поклонился, и сказал:

http://pravmir.ru/zhitiya-svyatyx-v-krat...

Так, праведный и многострадальный Иов, когда услышал о всех постигших его, по попущению Божию, страшных бедствиях, то не только не выразил ни единого слова ропота на Бога, а, благословляя имя Господне, пал на землю, поклонился Богу и сказал: «Господь дал, Господь и взял! Да будет имя Господне благословенно во веки» ( Иов.1:21 ). Также поступил и Даниил пророк, когда, после молитвы об открытии ему тайны царского сновидения, получил во сне нощию откровение сей тайны от Бога, благословил Бога Небесного и сказал: «Буди имя Господа Бога благословено от века и до века» ( Дан.2:20 ). Так поступали и многие другие праведники, так же должны поступать и мы все, признающие себя рабами и служителями Господа Бога. Пс.112:3–4 От восток солнца до запад хвально имя Господне, высок над всеми языки Господь: над небесы слава Его. Везде, говорит пророк, по всему пространству земного мира, от того места, где восходит солнце, и до запада его, т.е. где оно заходит, должно быть прославляемо имя Господне, потому что везде живут разные народы, которыми управляют великие государи и сильные цари. «Хвально, – говорит св. Иоанн Златоуст , – имя Господне уже не в Палестине и не во Иудеи только, но во всей вселенной. А когда это сбылось, как не тогда, когда стала процветать наша церковь ?» с. 323] Но как бы те или другие народы, населяющие землю, ни были велики и сильны, как бы ни были они многочисленны и славны, но Господь Бог превосходит их силою и властию. Он несравненно выше их всех, и не только выше народов и царей, но и выше всех ангелов, находящихся на небесах, и слава Его превосходит все небеса и живущих на них, превыше небес слава Его. По словам блж. Феодорита, «и здесь сии слова означают то, что все народы узнали, что Бог есть Всевышний и Творец всех и хвалимый небесными ангелами» с. 549]. Пс.112:5–7 Кто яко Господь Бог наш? На высоких живый, и на смиренныя призираяй на небеси и на земли: воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога. Здесь псалмопевец делает сравнение, или как бы соотношение, Господа Бога Израилева с другими признаваемыми от людей божествами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Толкование Евангелия на каждый день года. Четверг 26-й седмицы по Пятидесятнице Лк, 70 зач., 13, 1—9 Тогда пришли некоторые к Иисусу и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее. «Разве я заслужил это?» — таков невольный вопль многих, когда посещает их большая беда. Если она со смертельным исходом, тут же рядом кто-то связывает это с виной пострадавшего: «Если с ним такое произошло, значит, он заслужил это». Эти галилеяне, кровь которых Пилат смешал с жертвами их, — у них, несомненно, были какие-то особые грехи, иначе Бог не попустил бы Пилату так жестоко расправиться с ними. И вместо того чтобы признать пострадавших мучениками, некоторые без всяких на то оснований называют их злодеями. В ответ Господь приводит еще один рассказ о посещении внезапной смертью. Не так давно упала Силоамская башня, и восемнадцать человек были погребены под ее руинами. Мы часто слышим, и в наше время чаще, чем когда-либо, о таких несчастных случаях. Силоамские башни не перестают падать. Башни, которые строятся для безопасности людей, часто становятся причиной их гибели. Господь предупреждает, чтобы мы не смотрели на жизнь упрощенно. Прежде всего те, с кем случилось несчастье, не более виноваты, чем остальные. Судить о людях и о событиях таким образом всегда рискованно, ибо все в чем-то виноваты, все заслуживают худшего. Хотя грех и страдание неотделимы друг от друга, и Епифаз сказал Иову: «Вспомни, погибал ли кто невинный, и где праведники были искореняемы?» (Иов. 4, 7), но мы знаем, что часто величайшие из святых (такие как Иов Многострадальный и святой Царь-мученик Николай) больше всех страдали. Мы должны опасаться делать ложные выводы из происходящего, чтобы не осудить великих страдальцев как великих грешников. Иначе мы можем придти к заключению, что нечестивые гонители Церкви, обидчики народа, в чьих руках власть и сила, находятся под покровом Божиим, а гонимые — отвергнуты Богом.

http://pravoslavie.ru/3784.html

Эту мысль в стихотворной форме выражает В.С. Соловьёв: Смерть и время царят на земле, Ты владыками их не зови, Всё, кружась, исчезает во мгле. Неподвижно лишь солнце любви Мы ищем абсолютной истины и не находим её. Как и Пилат, мы вечно вопрошаем: «Что есть истина?» Вопрошаем и не видим. Не видим, потому что слепы. Святитель Феофан Затворник говорит: «Прежде всего, снимай с очей ума твоего покровы, содержащие его в ослеплении». Апостол Павел пишет: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно, как и я познан» [I Кор. 13:12]. В Евангелии от Иоанна мы читаем, как апостол Фома спрашивает у Христа: «Господи! Не знаем, куда идёшь; и как можем узнать путь?» [Ин. 14:5]. Иисус отвечает ему: «Я есть путь и истина и жизнь» [Ин. 14:6]. Что есть истина? Слово молчит перед Пилатом. Молчит и молча свидетельствует. «Кто имеет уши слышать да слышит» [Мтф. 11:15]. У Шестова читаем, что есть вещи, о которых полезнее молчать, наглядность в иных случаях больше вредит, чем помогает: «Философы стремятся «объяснить мир, чтоб всё стало видным, прозрачным, чтоб в жизни ничего не было или было бы как можно меньше проблематичного и таинственного. Не следовало ли бы, наоборот, стремиться показывать, что даже там, где всё людям представляется ясным и понятным, всё необычайно загадочно и таинственно? Самим освобождаться и других освобождать от власти понятий, своей определённостью убивающих тайну. Ведь истоки, начала, корни бытия - не в том, что обнаружено, а в том, что скрыто» Праведный, многострадальный Иов говорит: «Положите перст на уста... в ваших ответах остаётся одна ложь» [Иов. 21:5,34]. Истина принимается свободно и делает свободными. Истина свободна и Истина есть Любовь. Бог есть Любовь. Не тот, у кого есть любовь, а собственно Любовь. К познанию истины приводит праведная жизнь. Вот критерий. То, что Бог есть Любовь, никто и никогда не говорил. Эту истину поведал людям Бог [Ин. 4:16]. Бог - не разум и не справедливость, а главным образом любовь.

http://ruskline.ru/analitika/2015/04/23/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010