Правило номер два: «проветривать» себя. Для меня, человека ранимого и впечатлительного, общение с людьми всегда было вызовом и опасным событием, поэтому я под любым предлогом скрывался и отлынивал. Оказывается, для людей моего склада очень важно «проветривать» себя в общении с людьми. В каждом из нас бродят свои яды – мысли, сомнения, воспоминания, – и, если дать им волю, они просто не оставят человеку ни капли радости. Поэтому важно отвлекаться, переключаться на других людей, поддерживать в себе детское любопытство к другому человеку, учиться общаться с людьми, воспитывать в себе благородную отзывчивость, которая от неиспользования может даже и атрофироваться. Правило номер три: «разогнать тело». Как лечил свою депрессию Кафка? В 1913 году он записался добровольцем на полевые работы. Если у вас burt-out, вперёд на прополку овощей! Не знаю, сильно ли это помогло Кафке, но я заметил, что состояние тела очень сказывается на самочувствии души. Много сидишь – и душа, и ум начинают цепенеть. Много валяешься в постели – дух становится рыхлым и беззащитным. Регулярные прогулки, пробежки, футбол и вовсе мне недоступное – танцы! – очень полезная вещь, если вы готовитесь к разговору на равных со своей депрессией. Чистота тела, прямая осанка, лёгкая подвижность, свободные и широкие жесты – очень помогают духу держаться и чистоты, и свободы, и подвижности. Вот что пишет замечательный детский писатель Юрий Лигун: Хороша она, ей-богу, Эта дальняя дорога! Бритва утром Бреет, бреет. Чашка с чаем Греет, греет. А свежайшие носки Избавляют от тоски! Представляете? «Свежайшие носки избавляют от тоски» – чем не лекарство от депрессии? Лечите депрессию свежими носками! Кстати, кроме носков, есть ещё сумочки, шляпки, костюмы и автомобили, но лично мне очень помогает лечение кошками. Раз уж я взялся подтверждать свои слова стихами, позволю себе терапию от Бориса Заходера: Порою С пути нам случается сбиться (Кругом темнота, и не видно ни зги), Но нам не дадут Насовсем заблудиться – Мордочка, хвост и четыре ноги!

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Пьянство – благоприятная почва для преступлений. Свыше 80% уголовно-наказуемых действий подростки совершают в нетрезвом виде. Около половины краж и ограблений совершаются подростками для того, чтобы добыть спиртные напитки или деньги на выпивку. Около половины преступлений в крупных городах совершаются после десяти вечера, когда родители давно дома и подросткам также полагается быть дома. Из несовершеннолетних правонарушителей каждый четвертый не учился и не работал. В семьях с «потребительским воспитанием», где отец и мать удовлетворяют любые требования ребенка, освобождают его от домашних обязанностей, чаще встречаются преступления среди подростков. По исследованиям литовского ученого В. Кояла, почти в 75% исследованных семей, в которых были подростки-правонарушители, родители подчинялись требованиям детей о приобретении дорогостоящих вещей. Вопрос преступности связан также и с воспитанием детей в детских учреждениях. Юные правонарушители относятся теперь к группе «трудных подростков». «Трудные подростки» – это нравственно искалеченные в семьях и на улице дети. В тех семьях, где нет религиозного воспитания, где детей балуют, воспитывая активных эгоистов-потребителей, в семьях, где постоянный отрицательный пример родителей – пьянки, скандалы, разводы, жестокость, разврат, эгоизм, черствость, грубость, – в таких семьях в десять раз выше процент «трудных подростков», чем в тех семьях, в которых сохранились добрые христианские отношения, дружелюбие, отзывчивость, уважительность. Улица полна неожиданностей. Отсутствие контроля, обилие разнообразных худых влияний делают улицу особенно опасной для подростков слабовольных и нравственно неустойчивых. Родители должны руководить заполнением досуга своих детей, направлять их интересы и запросы. Немало встречается родителей с низким культурным уровнем, не имеющих представления о мерах воспитательного воздействия на ребенка, которые часто сами «выталкивают» его из семьи, из-под своего контроля, буквально выставляют на улицу, чтобы он «не шумел», «не мешал», «не пачкал» и т.д. Поддержание чистоты и порядка превращается в самоцель. Поцарапанный во время игры пол, сдвинутая мебель рассматриваются как «чрезвычайное происшествие», а места, где подросток мог бы мастерить или принимать друзей, у него нет. Естественно, подросток предпочитает быть там, где он чувствует себя на свободе, где ему нет запретов и не скучно – на улице.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Художник, по словам Сеайля, и не познаёт природу подобно учёному в её однообразных, абстрактных, геометрических законах; он познаёт, – любя её в многообразных и живых её формах. Быть артистом – это значит – прежде всего жить чувствами, наслаждаться и страдать от всего: от звука, от света, от цветов, от волнистых линий, от всякой гармонии и всякого диссонанса“ 2206 . Когда установится такая полная отзывчивость человеческого сердца на явления природы, что для каждого из последних будет существовать постоянный представитель или —90— заместитель в виде специфически определённого, чисто человеческого чувства, – тогда только и станет возможно истолкование природы. А создавая в душах других людей те же самые ассоциации между оттенками чувства и особенностями объективных явлений, которые установились в его собственной душе, художник делает природу понятной и для других людей. Он, так сказать, создаёт здесь грамматику и лексикон для языка природы, с которыми уже и обыкновенный смертный будет в силах понимать её вещания. Представьте себе, что вам дано самое подробное, фотографически точное описание, например, какого-нибудь итальянского пейзажа при закате солнца; здесь всё обозначено, – оттенки цветов по спектрометру, температура по градуснику Цельсия, напряжённость света по фотометру и т. д. И вы всё-таки ничего не почувствуете, читая этот подробнейший протокол, не поймёте жизни в этой картине. Но вот приходит художник и прибавляет от себя к этому длинному описанию всего несколько штрихов, – и картина немедленно заискрилась для вас огнём жизни, и немая природа обрела язык“... А что же сделал художник? – он только сказал вам: „Припомните, как вас ласкала бархатная ручка вашей возлюбленной, как вы упивались ароматом её дыхания, как вам проникал в душу её нежный лучезарный взгляд, заставляя вибрировать каждую струну вашего сердца... Так и здесь тихий ветерок нежно щекочет ваше лицо, обдаст ароматом мирт и лимонов, а блестящий луч солнца, теряясь в безграничной синеве небес, которая скрадывает его резкость, зараз и ласкает, и пронизывает вас“. Художник здесь только установил параллелизм, соотнёс элементы объективных явлений природы с субъективными элементами чувства. Здесь, как при понимании чужого языка, вся задача состоит в том, чтобы для чужих слов отыскать соответствующие свои. Когда эта задача исполнена, понимание совершается уже беспрепятственно 2207 . Таким образом,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наше государство — крупнейшая страна, в которой наряду с Православием представлен целый ряд традиционных религий. Вместе с Православием в конфигурацию взаимодействующих духовных сил включаются и другие вероисповедания, среди которых доминирующим является Ислам. Эту религию также можно считать традиционно российской. В России Ислам, как и Православие, является существенным фактором формирования менталитета народов, этническое и национальное самосознание которых развивалось во взаимосвязи этих двух вероисповеданий. Например, исламская вера значительно расширила свое присутствие с увеличением территорий Российского государства и включением в его состав Поволжья, Приуралья, Сибири, Крыма, Кавказа, где проживают народы, исторически исповедующие Ислам. Трактовка этого процесса либо как русской «агрессии» против мусульманских народов, либо как защиты православных от Ислама, несущего угрозу России, как и другие его интерпретации в рамках антитезы «мы-они» совершенно не отражают реальной картины. Безусловно, в отношениях между людьми, исповедующими разные религии, встречались проявления политических хитросплетений и конфликтов. Но, по мнению Льва Гумилева, а вслед за ним и Олжаса Сулейменова, совместное проживание в составе одного государства на протяжении нескольких веков христианизированных славян и инорелигиозных тюрков неразрывно привязало их друг к другу. Так что тюркско-славянские контакты стали частным проявлением на российской почве более широкого феномена — межцивилизационного христиано-мусульманского взаимодействия и создания гармонично существующего многонационального и мультирелигиозного государства. В этом уникальность России — она возникла и веками развивалась как государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, проникновения, смешивания народов на семейном, дружеском, служебном уровнях. Она стала родиной многих этносов, не желающих оказаться в «плавильном котле» и потерять уникальные культурные и духовные ценности. Русские не игнорировали голоса других братских народов, наоборот, они, обладая «всемирной отзывчивостью», по определению Ф. М. Достоевского, сохраняли, оберегали и помогали развиваться их языкам, религии и традициям. Потому и существует Россия — как единый народный организм — более тысячи лет. Здесь представители разных религиозных традиций и конфессий на протяжении многих веков живут в мире друг с другом во взаимопонимании и доверии на огромной территории, сохраняя свою самобытность. В нашем государстве никогда не было межрелигиозных войн и серьезных конфликтов на религиозной почве.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-ale...

О доброте и отзывчивости Предположим, власти Железногорска не могут предоставить колясочнику квартиру. Но почему у города с населением до 100 тысяч человек нет полноценной службы сопровождения инвалидов? Почему нет волонтерских организаций? Таких, как Сергей Шаполов, в Железногорске около 180 человек, и многие из них живут в похожих условиях – на третьем или четвертом этажах, в домах без пандусов и лифтов, в полной изоляции. В Комплексном центре социального обслуживания населения числятся 63 сотрудницы. По словам руководителя КЦСОН Зинаиды Афанасьевой, у них «имеются ступенькоход, спецавтобус для перевозки инвалидов с подъемником, переносной пандус» и «не имеется мужской силы». «Основная масса колясочников размещена в интернатах, поэтому служба сопровождения не так уж и нужна», – считает Афанасьева. «Я пробовал жить в казенных условиях, – возражает инвалид Сергей Шаполов. – Попросился в интернат несколько лет назад. Надеялся: там буду почаще выезжать на улицу, общаться с людьми. Заселили на третий этаж. И тоже никуда не выйдешь, коляску в лифт не впихнешь. Посидел в чужих стенах, посмотрел на землю из окошка и вернулся к маме». Сергей Владимирович собрал у себя дома коллекцию документальных и художественных фильмов о жизни инвалидов за рубежом. «С собственной не сравниваю – глупо. Но люблю посмотреть, – признается железногорец, – как где-то далеко люди беспрепятственно передвигаются по городам, работают, посещают врачей. А у нас не у всякой больницы есть пандусы. На сайте КЦСОН выделен раздел о платных услугах. Содействие в «посещении театра и других культурных мероприятий» стоит 90 рублей. Я бы и больше отдал. Покажите: кому». А волонтерам? Они-то где? «Мы давали объявление в местных СМИ, собирали круглый стол с участием разных организаций, предлагали людям создать дежурные добровольческие бригады. Откликнулись два человека, – оправдывается начальник управления социальной защиты населения города Железногорска Лариса Кравченко. – Да, всего два»… Пандусы из бумаги В конце декабря Минтруд России анонсировал продолжение госпрограммы «Доступная среда». Чиновники отчитались, что в 2015 году было принято 36 нормативных правовых актов, определяющих порядок обеспечения доступности объектов, услуг и оказания помощи инвалидам во всех сферах их жизнедеятельности. Якобы они изменят быт «40 миллионов маломобильных граждан».

http://pravmir.ru/zhizn-v-izolyatsii/

«1) То, что Пушкин первый, своим глубоко прозорли­вым и гениальным умом и чисто русским сердцем сво­им отыскал и отметил главнейшее и болезненное явление нашего интеллигентного, исторически-оторванного от почвы общества, возвысившегося над народом. Он отметил и выпукло поставил перед нами отрицательный тип наш, человека беспокоящегося и не примиряющегося, в родную почву и в родные силы ее не верующего, Россию и себя самого (то есть свое же общество, свой же интеллигентный слой, возникший над родной почвой нашей) в конце кон­цов отрицающего, делать с другими не желающего и ис­кренно страдающего... Ему честь и слава, его громадному уму и гению, отметившему самую больную язву составившегося у нас после великой Петровской реформы общества. Его искус­ному диагнозу мы обязаны обозначением и распознанием болезни нашей, и он же, он первый, дал и утешение: ибо он же дал и великую надежду, что болезнь эта не смер­тельна, и что русское общество может быть излечено, мо­жет вновь обновиться и воскреснуть, если присоединится к правде народной, ибо «2) Он первый (именно первый, а до него никто) дал нам художественные типы красоты русской, вышедшей прямо из духа русского, обретавшейся в народной правде, в почве нашей, и им в ней отысканные. «Третий пункт, – продолжает он в разъяснении своей речи, – который я хотел отметить в значении Пушкина, есть та особая, характернейшая и не встречаемая кроме него нигде и ни у кого черта художественного гения –способность всемирной отзывчивости и полнейшего перевоплощения в ге­нии чужих наций, перевоплощения почти совершенного. «Способность эта есть всецело способность русская, на­циональная, и Пушкин только делит ее со всем народом нашим и, как совершеннейший художник, он есть и со­вершеннейший выразитель этой способности, по крайней мере, в своей деятельности, в деятельности художника». На этом взгляде на Пушкина и его творчество гениаль­ного поэта-мыслителя, выдержавшем горячую полемику, при­ходится остановиться. Дальнейшее литературно-критическое изучение Пушкина пока не представило ничего особенно но­вого. Правда, изучением его начинают серьезно заниматься филологи, по новейшим научным методам (см. в «Филологии. Вестнике» и др.), но – это только начало. В последние две­надцать лет миллионы экземпляров сочинений Пушкина ра­зошлись по грамотной России: отрадно и это!..

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Отзывчивость, сострадание и добро, обращенные нами к другим людям, соединяют нас с ними. Значит, ответом нам станет их добросердечие, и мы будем помилованы от людей. Между нами и теми, к кому проявили мы участие, установятся особые отношения. Таким образом, милосердие подобно ткани, в которой накрепко переплетаются нити человеческих судеб. 6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят Речь в этой заповеди идет о Богопознании. По дошедшим до нас памятникам культуры мы можем судить о том, что вся история человеческой цивилизации отмечена драматичным исканием Бога. Древнеегипетские храмы и пирамиды, древнегреческие и древнеримские языческие капища, восточные культовые сооружения являются средоточием духовного усилия каждой из национальных культур. Все это — отражение подвига Богоискательства, через которое надлежало пройти человечеству. Среди философов, выдающихся мыслителей и мудрецов также не было ни одного, который остался бы равнодушен к теме Бога. Но, несмотря на то что она присутствует в любой значительной философской системе, достигнуть вершин Богопознания было суждено не всем. Порой даже самые изощренные и проницательные умы оказывались не способны к реальному, опытному Богопознанию. Понимание такими философами Бога, остававшееся рассудочно-холодным, было бессильно овладеть всем их существом, одухотворить и вовлечь в истинно религиозные отношения с Творцом. Что же может помочь человеку лично почувствовать и узнать Бога? Вопрос этот особенно важен для нас именно сейчас, когда, разочаровавшись в бесплодном атеизме, большая часть нашего народа обратилась к поиску духовно-религиозных основ существования. Велико стремление этих людей обрести и познать Бога. Однако пути, ведущие к Богопознанию, переплетаются со множеством ложных троп, уводящих прочь от цели или оканчивающихся тупиками. Достаточно упомянуть о распространенном отношении к неизведанным и не изученным наукой явлениям природы. Нередко люди впадают в соблазн обожествления непознанного, проникаясь к неведомой силе псевдорелигиозным чувством. И подобно тому, как дикари поклонялись непостижимым для них грому, молнии, огню или сильному ветру, наши просвещенные современники фетишизируют НЛО, подпадают под магию экстрасенсов и колдунов, благоговеют перед ложными кумирами.

http://mospat.ru/archive/86413-o-zapoved...

и забитых людей и, по временам, обращаются у них в раздражительную, неудержимую потребность. А Катерина Ивановна была сверх того и не из забитых: её можно было совсем убить обстоятельствами, но з абить её нравственно, то есть запугать и подчинить себе её волю, нельзя было» (6, 290). Гордыня Катерины Ивановны подводит несчастную женщину к страшному итогу: перед лицом смерти она, по существу, отрекается от Бога: «— Что? Священника?.. Не надо... Где у вас лишний целковый?.. На мне нет грехов!.. Бог и без того должен простить... Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!..» (6, 333). Не так тут всё просто, конечно. Тут и гордыня, и жалостливая заботливость об остающихся, и даже жертва собою ради них, ради нелишнего целкового... Но надо всем— полное несмирение. Тут горький итог: борьба со злом совершалась не там, где нужно было. Гордынею и мечтаниями зла не одолеть. Заметим при этом, что Катерина Ивановна вовсе не есть жертва социального угнетения, как порою трактуют её судьбу, но— нравственной беспомощности и безволия пьяненького Мармеладова, паразитирующего на отзывчивости и безответности своих ближних. Положим, и Мармеладов укрывается от жизни в собственной грёзе, в пьяном загуле, но он уж вовсе не жертва, но виновник собственного положения, ибо загнал себя в порочный круг: пьянство оправдывает нищетою, нищета же порождается именно пьянством (пьёт, потому что стыдно, а стыдно, потому что пьёт,— как позднее обозначил это же Сент-Экзюпери). Можно, разумеется, надрываться в каких угодно (хмельных или трезвых) фантазиях, но мечта лишь скользнёт мимо грубой реальной прозы и развеется дымом, вовсе не поколебавши зла, столь ненавистного для слабого мечтателя. Тут не более чем наивное подчинение злу. Но можно понадеяться на собственную волевую активность, силу— в возвышении над злом. Так открываются ещё две возможности: либо замкнутое в себе индивидуалистическое самоутверждение, либо попытка революционного изменения мира, уничтожение царящего в нём зла. Впрочем, второе, как и первое, тяготело к идеям разумного эгоизма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Харитина Литовская, Новгородская, прп. - житие Преподобная (благоверная княгиня) Харитина Литовская (память 5 октября по старому стилю) Преподобная Харитина происходила из княжеского рода и вынуждена была с другими знатными литовцами оставить Отечество свое из-за бывших там смут. Переселившись на Русь, она с юности решила посвятить себя Богу и приняла постриг в Новгородском женском монастыре в честь святых апостолов Петра и Павла на Синичьей горе. После многих лет подвижнической жизни она стала игуменией этого монастыря, являя образ смирения, чистоты и строгого воздержания, скрывая от всех свои духовные подвиги. Скончалась преподобная Харитина 5 октября 1281 г. Святые мощи ее находились под спудом в монастырской церкви, ставшей впоследствии кладбищенской. Вот и все, что известно о преподобной Харитине. В трудах се явлена одна из главных особенностей женской святости на Руси: прикровенность делания, сокрытость. Монашеское имя преподобной (Харитина — «Милующая», творящая милосердие), отражает ее духовное делание. Основное качество ее — отзывчивость, так характерная для русских женщин во все времена. Это отзывчивость на чужое горе, сострадание и помощь страждущим; принятие на себя чужой беды и трудности, как своей собственной. Это — отзывчивость, благодаря которой она смогла стать своей, родной в другой стране. Она стала чадом другого народа и приняла в «игуменстве» чад этого народа. А игуменья — мать и отец в одном лице. В жизни духовной может быть только мать и отец, и не должно быть мачехи или отчима — не должно быть чувства сиротства. Молитвенное предстательство святых жен под благодатным действием Самой Божией Матери помогает всем людям становиться истинными детьми Отца Небесного и возвратиться в свой Небесный Дом. Преподобная Харитина является также небесной покровительницей Литвы и литовского народа. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Харитина Литовская, Новгородская, прп. " .

http://pravicon.com/info-3596

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — 1 Ин 13:35 Если бы Господь сейчас пришел к нам и заглянул в наши сердца, узнал бы Он в нас Своих учеников?! Да ведь Он и так здесь, Он и так смотрит в сердце каждого человека. Ведь не случайно, когда мы подходим к Святой Чаше, мы должны помнить, что это Он здесь, Сам Господь, не кто–нибудь. Вот Он смотрит. И спросим себя: узнает ли Он в нас — жестоких, себялюбивых, раздражительных, склонных к осуждению, к грубости, к злобе— узнает ли Он в нас Своих учеников? Что Господь! Посторонний человек, войдя в храм или соприкасаясь с нами на работе и по житейским обстоятельствам, — узнает ли этот человек в нас учеников Христа–Спасителя? Найдет ли он любовь между нами?! Как ее мало! Ее очень мало! Получается так, что бесплоден для нас крест и сила заповеди Христовой. Как мы этим оскорбляем Тебя, Господи! Как позорим Тебя. Ибо, как говорил апостол: «Из–за нас имя Божие хулится среди язычников», потому что мы не таковы, какими должны быть2. В самом начале Нагорной проповеди Господь говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми»3. Это же заповедь Божия! «Пусть просветится ваш свет»— свет вашей доброты, человечности, отзывчивости, терпения, того, что мы вообще называем в жизни любовью. Мы не будем даже этого слова употреблять, а скажем о доброжелательности, терпеливости, приветливости, даже внешней. У нас и этого нет, мы не похожи на людей, которые имеют заповедь Христову. Унылые, мрачные, всегда всем недовольные, всегда склонные замечать ошибки и недостатки других, всегда склонные подозревать друг друга в чем–то скверном, считающие, что весь мир состоит из негодяев, — так всегда считают люди дурные, у которых самих в душе зло, поэтому и они вокруг видят зло. Но это неправда. Это неправда, потому что на самом деле некоторые люди, живя в трудных условиях, удивительным образом сохраняют человеческий облик! Они могли бы быть гораздо хуже, и мы должны удивляться тому, что они все–таки сохранили какую–то человечность. — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010