Императора Александра Николаевича 4 апреля 1866 года. Риза эта серебряная чеканной работы, золоченная через огонь, с венцами, весом 19 фунтов 70 золотников и по сведениям, сообщенным самим жертвователем, обошлась ему более, чем в 1340 р. сер. Полянский за свою жертву получил Высочайшую благодарность, а устроенная им риза вместе с св. иконой, составляет одно из лучших украшений лавры Почаевской 1). Есть еще другая не менее замечательная икона Божией Матери Почаевской и притом не у нас в пределах югозападного края России, а далеко за пределами онаго в самой Сибири, в Тобольской губернии. Икона эта находится в Иоанно-Введенском женском монастыре, отстоящем в 10-ти верстах от самого Тобольска. Она принесена в Сибирь в 1836 году одним монахом из Почаева, и также, как и предыдущая икона, особенно прославилась необычайными исцелениями в холерный 1848 год. В настоящее время икона эта с особенной любовью и благоговением почитается местными жителями, и вместе с другой соседней, глубокочтимой сибирской чудотворной иконой, именуемой Абалакской, ежегодно летом в 8-й день июля месяца приносится в Тобольск с крестным ходом, в котором обыкновенно принимают участие целые тысячи народа. Здесь обе эти святые иконы остаются две недели и 23 июля с таким же торжеством снова возвращаются на свои места по обычаю 2). 1 ) Икона эта вышиной 1 аршин, 14 вершков, и в подлиннике представляет одну только Божию Матерь Почаевскую, без побочных ликов, только с стопой Божией Матери внизу, от чего в лавре иначе она называется Стопочной, – как вообще этим именем называются здесь все подобные изображения с стопой Б. М. Иконы же, изображающие всю икону Почаевскую в подлиннике с св. ликами, называются иконами Б. М. Почаевской с предстоящими. Кроме сего в 1847 г. чудесно исцелилась также заступлением Б. М. Почаевской от тяжкой холеры дочь Кустовых, обывателей земли войска Донского без всякой медицинской помощи. 2) См. Душеполез. Чт. 1873 г. м. март, «Святыни Сибири», свящ. Мих. Путинцева, стр. 346–348. В 1871 г. крестьяне

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

и Фирлеем 10 дек. 1647 г. собрался назначенный Люблинским трибуналом третейский суд. Прп. Иов Почаевский с братией в молении перед Почаевской иконой Божией Матери. Роспись Успенского собора Почаевской лавры. 70-е гг. XIX в. Прп. Иов Почаевский с братией в молении перед Почаевской иконой Божией Матери. Роспись Успенского собора Почаевской лавры. 70-е гг. XIX в. Судебное разбирательство было остановлено в связи с началом в мае 1648 г. освободительной войны украинского народа под предводительством Б. Хмельницкого, в значительной степени охватившей Волынь. В авг. 1648 г. отряды казаков и татар заняли Кременец, город был разрушен. Здание Кременецкого гродского суда и канцелярии, где хранились судебные акты, в т. ч. относившиеся к земельным тяжбам Почаевского мон-ря, было разорено, большинство документов уничтожено. В окт. 1648 г. пострадал и Почаевский монастырь: казаки забрали часть продовольствия, было разграблено имущество, на время войны переданное окрестными владельцами на хранение в мон-рь. В июне-авг. 1649 г. Фирлей, в то время занимавший должность сандомирского воеводы, был осажден казаками в Збаражской крепости. Освободившись после завершения осады, Фирлей приехал в Почаевский мон-рь и просил у И. прощения за причиненные обиды, обещая в скором времени возместить нанесенный обители ущерб. Обещание не было исполнено из-за смерти Фирлея в 1649 г. Почаевский мон-рь был вновь разорен в июне 1651 г., во время «Берестечской экспедиции». Казаки и татары забрали монастырский скот, зерно, уничтожили пасеки, в обители начался голод, и «немало отцов умерло голодной смертью». Опасаясь новых набегов, 20 июня 1651 г. (накануне неудачной для казаков Берестечской битвы) И. с делегацией монахов прибыл к одному из командующих польск. войском - кн. Иеремии Вишневецкому с просьбой о защите мон-ря. Кн. Вишневецкий издал универсал к коронному войску о сохранении обители. Во время войны 1648-1651 гг. в Почаевском мон-ре нашли прибежище мн. окрестные жители. Одним из них был правосл. шляхтич И. Жабокрицкий, имение к-рого с. Жабокрики (ныне с. Довгалёвка Радивиловского р-на Ровненской обл.) разорили казаки. В завещании (1648) Жабокрицкий рассказал о приеме, оказанном ему в Почаевском мон-ре: в то время Жабокрицкий «не мог иметь при себе не только приятеля, но и собственных деток, разбежавшихся по разным местам... Отец Иоанн (Железо), игумен почаевский, принять изволил как его, так и сына его младшего» и «достаточками своими содержал». В конце завещания Жабокрицкий просит похоронить его в Почаевской обители и жертвует ей 200 злотых. Во время разгрома Кременца в 1648 г. в Почаевском мон-ре получил прибежище униат. протопоп Феодор Дубницкий ( Довбищенко М. Волинська шляхта у peлiriйhux рухах. К., 2008. С. 218).

http://pravenc.ru/text/578150.html

Представители православной общественности выступили с предложением провести Волжский крестный ход 2007 года с Державной иконой Божией Матери. 13 июля 2006 г. 15:25 Тверской отделение Союза православных граждан по поручению руководства этой организации направило на имя архиепископа Тверского и Кашинского Виктора предложение о проведении традиционного Волжского крестного хода 2007 года с чудотворной иконой Божией Матери «Державная». Традиция проведения ежегодных крестных ходов по Волге от истока до Калязина возникла в Тверской епархии девять лет назад. За эти годы по Тверской земле шествовали многие православные святыни: икона Божией Матери «Почаевская», образ Святителя Николая Чудотворца, Федоровская икона Божией Матери, мощи преподобного Нила Столобенского. В этом году Волжский крестных ход проходил с чудотворной иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». «Ежегодный Волжский крестный ход стал знаменательным событием не только Тверского края, но и всей России, — говориться в обращение Тверского отделения СПГ к Владыке Виктору. — Особенно важно, что он имеет социальную направленность и предлагает пути преодоления духовно-нравственных проблем современного общества». В следующем году весь православный мир будет отмечать 90-ю годовщину явления чудотворной иконы Божией Матери «Державная». Духовное значение этого образа неразрывно связанно с трагическими событиями истории нашего Отечества ХХ века, а также с именем российского государя-страстотерпца Николая II. Державная икона Божией Матери явила себя  православному народу 2/15 марта 1917 года в селе Коломенском близ Москвы в день отречения от престола последнего русского Царя. Перед этой иконой возносятся молитвы к Пресвятой Богородице за сохранение и возрождение Державы Российской. В связи этим Союз православных граждан обратился к владыке Виктору с предложением провести Волжский крестный ход в 2007 году с Державной иконой Божией Матери и посвятить его молитве за Россию. «Это может стать знаковым событием для всей Русской Православной Церкви и найти отклик и поддержку во всех приволжских епархиях», — говориться в обращении. Уже известна реакция на обращения Тверского отделения Союза православных граждан со стороны Тверской епархии. На состоявшемся 4 июля Епархиальном Совете было с удовлетворением отмечено возросшее внимание к традиционному Волжскому Крестному ходу со стороны православной общественности и заявлено, что предложение Союза православных граждан будет учтено при планировании Волжского крестного хода 2007 года. Патриархия.ru по материалам Тверского отделения СПГ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/125842.htm...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Почаевская - описание История этой чудотворной иконы неразрывно связана с Почаевским монастырём в честь Успения Пресвятой Богородицы (Украина). На горе, где ныне расположена Успенская Почаевская лавра, в 1340 году поселились два инока. Однажды один из них после молитвы пошёл к вершине горы и вдруг увидел Богородицу, стоящую на камне, словно объятую пламенем. Он позвал другого инока, который был также удостоен созерцать чудесное явление. Третьим свидетелем видения был пастух Иоанн Босой. Увидев необычный свет на горе, он поднялся на неё и вместе с иноками стал прославлять Бога и Его Пречистую Матерь. После того, как явление исчезло, на камне, где стояла Богородица, остался отпечаток Её правой стопы. Отпечаток этот сохранился до сих пор и всегда наполнен водой, которую чудесным образом источает камень. Вода в стопе не оскудевает, несмотря на то, что многочисленные паломники постоянно наполняют ею свои сосуды для исцеления от недугов. Сама же Почаевская икона появилась в обители следующим образом. В 1559 году митрополит Неофит из Константинополя, проезжая через Волынь, посетил жившую в имении Орля, недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. В благословение он оставил ей привезённую из Константинополя икону Богородицы. Вскоре стали замечать, что от иконы исходит сияние. Когда в 1597 году перед иконой исцелился брат Анны Филипп, она передала образ инокам, поселившимся на Почаевской горе. Через некоторое время на скале была выстроена церковь в честь Успения Божией Матери, ставшая частью монастырского комплекса. За свою историю Почаевский монастырь претерпел немало бедствий: притеснялся лютеранами, подвергался нападению турок, попадал в руки униатов – но благодаря заступничеству Божией Матери все невзгоды были преодолены. На списках чудотворной Почаевской иконы Пресвятой Богородицы часто изображают камень с отпечатком стопы Божией Матери. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Почаевская " .

http://pravicon.com/info-457

Соборная Успенская церковь лавры принадлежит к лучшим произведениям строительного искусства в России. Здесь находится знаменитая Почаевская икона Божией Матери, чествуемая как православными, так униатами и католиками у нас в России и заграницей. Эта святая икона была привезена из Царьграда греческим митрополитом Неофитом в имение Анны Гойской (на Волыни) в 1559 году. Проезжая через Волынь, митрополит Неофит остановился для отдыха в имении Орля (ныне Урля), в 9 верстах от Почаева. Владелица этого имения, русская православная помещица Анна Тихоновна Гойская, пригласила к себе митрополита. Пробыв здесь несколько дней, митрополит, перед отъездом своим, благословил гостеприимную хозяйку иконой Божией Матери. Гойская поместила икону в своей домашней часовне. Первые явления чудодейственной силы иконы были обнаружены домашними Гойской, замечавшими неоднократно необыкновенное сияние вокруг иконы. Вскоре и сама Гойская сделалась свидетельницей чуда, когда, по молитве перед иконой, совершенно прозрел ее родной брат, бывший слепым от рождения. Считая себя недостойной обладать чудотворной иконой, Гойская в 1597 году передала ее Почаевской обители. Икона написана в византийском стиле на липовой доске, в высоту 6 и одна четверть и в ширину 5 и одна восьмая вершков. Богоматерь изображена на этой иконе, склонившейся своей головой к Богомладенцу, сидящему на Ее правой руке; левая же рука Ее держит плащ, обвивающий ноги и спину Богомладенца,Который левую руку положил на правое плечо Богоматери, а правою рукою благословляет. Кругом иконы, на ее раме, помещены изображения святых: пророка Ильи и святого Мины — с левой стороны, первомученика архидиакона Стефана и преподобного Авраамия — с правой стороны, святых Параскевы, Екатерины и Ирины — внизу иконы; имена эти написаны по-славянски. В 1675 году (20 июля) молитвами перед этой святой иконой Почаевская обитель была чудесно избавлена от турок. Во время владения обителью униатов икона была коронована (в 1773 году) венцами, присланными от папы Климента XIV.

http://sobory.ru/article/?object=07437

Иноки и собравшиеся в монастырь миряне молились Пресвятой Богородице пред Её чудотворной иконой, запели акафист, и Пресвятая Богородица, со множеством ангелов в воинских одеждах и с обнажёнными мечами в руках, явилась над церковью. Она стояла в лучезарном сиянии и Своим омофором покрывала обитель. Это видели и турки, и на них напал такой страх, что они бросились бежать; осаждённые же преследовали их и иных убили, а иных взяли в плен. «Кто эта Госпожа, и откуда такое множество вооружённых воинов, предстоящих и служащих Ей?» – спрашивали турки у бывших у них в плену русских. «Здесь стоит чудотворная икона Божией Матери, – отвечали им пленники, – и вот почему деются такие силы». В 1721 году Почаевская обитель вместе с иконой перешла к униатам, т. е. подчинившимся папе. Во время владения иконой папа короновал её торжественнейшим образом, т. е. возложил на неё драгоценные короны. В 1831 году Почаевская обитель была возвращена православным и наименована лаврой. Чудеса от св. иконы не прекращались и тогда, когда она была у униатов. На поклонение к Почаевской иконе притекают богомольцы из самых отдалённых мест России. Молитва пред иконой, именуемой «Почаевская» О Всемилостивая Госпоже, Царице и Владычице, от всех родов избранная, и всеми роды небесными и земными ублажаемая! Воззри милостивно на предстоящий пред святой иконой Твоею и усердно к Тебе молящийся народ сей, и сотвори предстательством и заступлением Твоим у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже изыдет отсюду упования своего тощ и посрамлен в надежде своей, но да приимет кийждо от Тебе вся, по благому изволению сердца своего и по нужде и потребе своей, во спасение души и во здравие телу. Призри благосердием, Всепетая Богородице, и на обитель сию. Твоим именем нарицающуюся, юже от лет древних возлюбила еси, избравши её в достояние Себе, и неоскудно источающи токи исцелений от чудотворныя иконы Твоея и от приснотекущаго источника, в следе стопы Твоея, нам открытаго, и сохрани ю от всякаго прилога и навета вражия, якоже древле сохранила еси Твоим явлением целу и неврежденну от лютаго нашествия агарянскаго, да выну воспевается и славится в ней Пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое преславное Успение, во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

III. Пресвятая Богородице, спаси нас! Аминь. (Составлено по «Словам и речам» настоятеля Исаакиевского собора, прот. П. Смирнова, ч. II). Поучение 4-е. Празднование Почаевской иконе Божией Матери (История чудотворной иконы с нравственными уроками) I. O явлении чудотворной Почаевской иконы на Волыни, Празднование которой совершается ныне, сохраняются следующие предания. Ее привез в Россию в 1537 году Константинопольский митрополит Неофит, путешествовавший в это время в нашем отечестве. В благодарность за оказанное ему гостеприимство он благословил ею одну из благочестивых и страннолюбивых жен, по имени Анна Гойская, проживавшую в местечке Орля (ныне деревня Урля). Господу угодно было прославить этот лик Приснодевы Марии. Икона несколько раз являлась во сне в лучезарном свете владетельнице дома и проживавшим в нем, но Анна не верила ни себе, ни другим. Однажды она увидела изображенную на иконе Богоматерь в сиянии света уже не во сне, но наяву. Прошло немного времени, и от иконы стали истекать чудотворения. Тогда Анна стала оказывать иконе более благоговения; но это чувство ее особенно возросло и усилилось после того, как прозрел ее родной брат, слепец от природы, в умилении сердца со слезами помолившийся пред святой иконой об избавлении от своего природного недостатка. После этого, считая себя недостойной обладать такою святынею, Анна, по совету духовных и мирских лиц, с торжеством препроводила этот образ в обитель, находящуюся в м. Почаеве, Волынской губернии. С тех пор эта святая икона пребывает там доселе и известна под именем Почаевской. Между многими чудесами от Почаевской иконы Богоматери особенно замечательно чудесное избавление Почаевской обители в 1675 году заступлением Богородицы от турок. Неверные мусульмане приступили к самым стенам монастыря. Православные иноки, возлагая надежду свою на помощь Заступницы рода христианского, всю ночь молились пред ее чудотворной иконой. Когда во время пения акафиста они возгласили: «Взбранной воеводе», им явилась Божия Матерь в светлой одежде, окруженная ангелами с обнаженными мечами, и с белоблещущим омофором. В это время на турок напал внезапный страх, так что они обратились в бегство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Одна из наиболее чтимых святынь Русской Церкви — Почаевская икона Божией Матери посетит Москву. Ранним утром 4 ноября образ прибудет на Киевский вокзал в сопровождении делегации Украинской Православной Церкви. После торжественной встречи образ будет перенесен в Центральный выставочный зал «Манеж», где в этот день состоится торжественное открытие выставки-форума «Православная Русь». В 11.00 перед иконой будет отслужен молебен, состоится встреча Блаженнейшего митрополита Киевского и Всея Украины Владимира и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. С 14.00 откроется свободный доступ к иконе. Поклониться святыне можно будет во все дни работы форума — с 4 по 8 ноября 2009 года. В день закрытия выставки чудотворная икона будет перенесена в Богоявленский кафедральный собор в Елохово, где останется до 15 ноября. Затем Почаевский образ возвратится на Украину в Свято-Успенскую Почаевскую лавру. Почаевская икона Божией Матери получила с воё название от села Почаева на западе Украины. По преданию, именно здесь, на Почаевской горе, где ныне находится Свято-Успенская Почаевская лавра , явилась двум монахам в огненном столпе Пресвятая Богородица. Царица Небесная оставила на поверхности камня след своей правой стопы. Это случилось около 1340 года. В 1595 году константинопольский митрополит Неофит, путешествовавший по России, в благодарность за оказанное ему гостеприимство помещицею Анною Гойскою, благословил её иконой Пресвятой Богородицы. Когда брат Анны Филипп Козинский, слепой от рождения, получил от иконы исцеление, она отдала святой образ на вечное хранение инокам Почаевской обители. Но вскоре гора Почаевская перешла в имение к лютеранину Андрею Фирлею. Он отнял у монахов землю, приказал сжигать кельи, запрещал народу приходить для поклонения чудотворной иконе и стопе Пресвятой Богородицы. В 1623 году он напал на монастырь, похитил церковные сокровища и саму чудотворную икону. Его жена, кощунственно надевшая церковные облачения и взявшая в руки святую чашу, была наказана судом Божиим: ею овладел злой дух и страшно мучил, пока Фирлей не возвратил чудотворную икону в Почаевскую обитель.

http://pravmir.ru/v-moskvu-pribyvaet-chu...

В Киев привезут 7 чудотворных икон Божией Матери Киев, 15 июля 2015 г . В Киев на Владимирскую горку 27 июля привезут семь чудотворных икон Божией Материс из разных епархий Украины. Об этом сообщает УНИАН со ссылкой на Центр информации УПЦ. О каждой из святых икон рассказывает архимандрит Виктор (Коцабу), глава административного аппарата Киевской митрополии УПЦ. Эти иконы - " Зимненская " , " Почаевская " , " Ахтырская " , " Касперовская " , " Песчанская " , " Святогорская " и " Призри на смирение " . О каждой из них рассказывает о.Виктор. Зимненская икона Божией Матери      " Зимненская икона Божией Матери, по преданию, была подарена Константинопольским Патриархом византийской царевне Анне, в благословение на брак с великим князем Владимиром. Сама царевна сыграла решающую роль в крещении князя. Из " Повести временных лет " известно, что во время завоевания Корсуни (Херсонеса) Владимир ослеп. И именно царевна Анна убедила его поскорее принять христианство, чтобы отказаться от слепоты душевной и телесной. Когда князь находился в крещальной купели, увидел сияние, исходившее от иконы Богородицы, и сразу же прозрел " . Почаевская икона Божией Матери      Почаевская икона Божьей Матери была преподнесена в дар дворянке Анне Гойской будущим Константинопольским патриархом Неофитом: " Летом 1675 года, во время Збаражской войны с турками, по молитвам перед чудотворным образом Почаевская обитель была спасена от нашествия татарского хана Нурредин. Во время пения акафиста над храмом внезапно явилась Пресвятая Богородица с распростертым омофором в руках. Татары стали стрелять в Божию Матерь, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал " . Сумы, крестный ход с Ахтырской иконой Божией Материа      Ахтырская икона Божией Матери с момента своего явления в 1739 году помогала страдающим лихорадкой: " Вода, которой омывали икону, получала чудодейственную силу, а пьющие ее получали исцеление. Иконографической особенностью данного способа является то, что в разных списках Богородица изображается в мафории, в короне или с непокрытой головой " , - говорит спикер Киевской Митрополии УПЦ.

http://pravoslavie.ru/80691.html

По возложении корон на икону, она обратно была отнесена в церковь на гору Почаевскую, подобно как и накануне того дня, при громе орудий и звуке музыки с приближением к каждой из триумфальных арок. Четыре архимандрита: протоархимандрит Важинский, провинциал Братковский с Иннокентием Матковским и Дометианом Яновским несли киот с венчаной иконой на реликвиарий. Священники и монахи стройным порядком шли впереди в два ряда. За иконой в полном архиерейском облачении следовали оба епископа. Безчисленное множество богомольцев всякого пола, чина славянский, и напечатан отдельной книгой, не, без некоторых впрочем перемен, которых требовал обряд Греко-российской церкви, как в гимнах, так и в некоторых действиях (стр.97). Перемены эти состояли главным образом во введении православных ектений, молитвы за усопших: Боже духов и всякие плоти, и т. п. Сравн. «Западно-русская церковная уния в ее богослужении и обрядах. А. Хойнацкого , Киев 1871 года». 1) «Преславн, Гора стр. 127–128. «Сказание о Поч. лавре», стр. 111. и звания участвовали в крестном ходе. Проходя через каждую триумфальную арку, несущие поднимали реликвиарий с св. иконой на все четыре стороны, дабы весь народ мог ее видеть 1). По внесении иконы в церковь , она была поставлена на большом престоле, на котором литургию священнодействовал Рудницкий, при пении избранных монахов, и при громе музыки. Гром пушек и труб отзывался извне каждый раз при всех важнейших священнодействиях литургии. По прочтении Евангелия, была проповедь , которую произносил архидиакон Луцкой латинской кафедры, известный своей ученостью и знаменитым происхождением, генеральный оффициал, Божидар Подгороденский. Литургия закончилась песней Тебе Бога хвалим, и благодарственной речью протоархимандрита Важинского панам и народу за участие в торжестве. В то же время народу роздано было одиннадцать тысяч икон с изображением Божией Матери, несколько сот книжечек на похвалу Божией Матери и пять тысяч медальонов, наделенных из Рима разными индульгенциями, и вследствие этого имеющих в глазах простолюдинов, преимущественно из латинян, особенное значение 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010