Соборная Успенская церковь лавры принадлежит к лучшим произведениям строительного искусства в России. Здесь находится знаменитая Почаевская икона Божией Матери, чествуемая как православными, так униатами и католиками у нас в России и заграницей. Эта святая икона была привезена из Царьграда греческим митрополитом Неофитом в имение Анны Гойской (на Волыни) в 1559 году. Проезжая через Волынь, митрополит Неофит остановился для отдыха в имении Орля (ныне Урля), в 9 верстах от Почаева. Владелица этого имения, русская православная помещица Анна Тихоновна Гойская, пригласила к себе митрополита. Пробыв здесь несколько дней, митрополит, перед отъездом своим, благословил гостеприимную хозяйку иконой Божией Матери. Гойская поместила икону в своей домашней часовне. Первые явления чудодейственной силы иконы были обнаружены домашними Гойской, замечавшими неоднократно необыкновенное сияние вокруг иконы. Вскоре и сама Гойская сделалась свидетельницей чуда, когда, по молитве перед иконой, совершенно прозрел ее родной брат, бывший слепым от рождения. Считая себя недостойной обладать чудотворной иконой, Гойская в 1597 году передала ее Почаевской обители. Икона написана в византийском стиле на липовой доске, в высоту 6 и одна четверть и в ширину 5 и одна восьмая вершков. Богоматерь изображена на этой иконе, склонившейся своей головой к Богомладенцу, сидящему на Ее правой руке; левая же рука Ее держит плащ, обвивающий ноги и спину Богомладенца,Который левую руку положил на правое плечо Богоматери, а правою рукою благословляет. Кругом иконы, на ее раме, помещены изображения святых: пророка Ильи и святого Мины — с левой стороны, первомученика архидиакона Стефана и преподобного Авраамия — с правой стороны, святых Параскевы, Екатерины и Ирины — внизу иконы; имена эти написаны по-славянски. В 1675 году (20 июля) молитвами перед этой святой иконой Почаевская обитель была чудесно избавлена от турок. Во время владения обителью униатов икона была коронована (в 1773 году) венцами, присланными от папы Климента XIV.

http://sobory.ru/article/?object=07437

Ранним утром 5 августа турки пошли на штурм. Монахи ответили на него служением акафиста перед чудотворной иконой Матери Божией Почаевской. И лишь они начали петь первый кондак «Взбранной Воеводе», как над Свято-Троицкой церковью явилась Сама Царица Небесная с распростертым омофором в руках, с небесными ангелами и преподобным Иовом. Их увидели и турки и стали пускать стрелы в этих небесных защитников, но стрелы возвращались и поражали самих стрелявших. Нападающие пришли в ужас и замешательство, их охватила паника, и они бросились бежать. Согласно лаврским летописям, несколько пленников после этого остались в обители, приняли христианскую веру и до конца дней своих пробыли там на монастырском послушании. Навеки запечатлено это событие в памяти Почаева и всей Церкви. Каждый день перед чудотворной иконой Почаевской и перед ракой преподобного Иова приносится благодарность Царице Небесной за это чудесное спасение. Бесчисленны примеры заступничества и помощи Богородицы, и до сих пор каждый паломник, прихожанин лавры испытывает эту помощь. Матерь Божия еще в 1240-м году явилась здесь в огненном столпе и оставила на камне след Своей Стопы. Она, как Неопалимая Купина, свидетельствовала – место это свято. Она здесь Игумения, покровительница этого края… «Як що нехай – засмеялся и ушел – Владыка, расскажите о том, какой жизненной трагедией обернулось «хрущевское гонение» для некоторых его исполнителей здесь, в Почаеве. – Это трагическая история. Был такой в Кременце первый секретарь райкома Андрей Ичанский, который поставил себе цель закрыть лавру любыми средствами. Собирал данные на монахов, докладывал в КГБ. Когда закрывали монашеский Троицкий скит, лично присутствовал при поломке старинного иконостаса, чуть ли не плевал на иконы, хулил святых. Одна из женщин сказала ему: «Чи ви Бога не Його кари?» «Як що нехай – засмеялся и ушел. А в этот же день его дочка, которая училась во   Львовском институте на химика, в лаборатории делала какие-то опыты, и в ее руках взорвалась колба с кислотой, обожгло лицо и глаза, ослепла, а потом умерла… Похоронена на поселковом кладбище недалеко от лавры. Потом этот коммунист горько плакал и приговаривал: «Боже, Боже, на що Ти мене так тяжко покарав…». Говорят, что он потом каялся, уверовал в Бога.

http://pravoslavie.ru/109672.html

— Успенская церковь (ставропигиальная Церковь Успения Пресвятой Богородицы), Львов, под юрисдикцией УАПЦ. Построена в 1591-1629 гг. Успенским братством. Сейчас — один из главных памятников архитектуры в стиле итальянского Ренессанса. — Манявский скит (Манявский Кресто-Воздвиженский мужской монастырь) с. Манява, Ивано-Франковская обл, УПЦ КП. Основан в 1611 году — но действующий монастырь открыт лишь в 1990-х. Скит известен «Блаженным камнем» — по преданиям, место молитвы и очищения (на самом деле, это ниша в скале размером 10Х3 метра, в котором в древности жили монахи). — Свято-Троицкий Корецкий ставропигиальный женский монастырь, г. Корец, Ровенская обл, РПЦ. Известен святынями: Корецкой иконой Божией Матери «Споручница грешных», Плащаница Успения Божией Матери, написанная на кипарисе, Плащаница Спасителя, список Почаевской иконы Божией Матери, икона Божией Матери «Скоропослушница», «Геронтисса» и др. иконы, а также крест с частицей Креста Господня и частицами мощей святых. — Спасо-Преображенский монастырь — православный мужской монастырь, г. Новгород-Северский, УПЦ. Предположительно, построен в XVI-XVIII вв., по преданиям — один из древнейших в Киевской Руси. Восстановлен и отреставрирован в 1990-е. Главная святыня чудотворная икона Божией Матери «Спасительница утопающих» («Леньковская»). — Молченский Рождество-Богородицкий женский монастырь, г. Глухов, Сумская обл., сейчас в ведении УПЦ. Построен в XVII—XIX вв., главная святыня — Молченская икона Божией Матери. — Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь в с. Сосновка Сумской области, УПЦ. Ставропигиальный мужской монастырь в паре километров от границы с РФ. Исторически сложилось, что его монахи живут по чиноположению Афонской горы. — Кресто-Воздвиженский женский монастырь, г. Полтава, УПЦ. Основан в 1650 году, в мае 1709-го был резиденцией Карла XII. На колокольне, имитирующей лаврскую в Киеве, находилась стенописная чудотворная икона Скорбящей Богоматери «Упование всех концов земли». — Свято-Ильинский мужской монастырь в Одессе, УПЦ. Основан в 1884 году для оказания помощи паломникам через Одессу на Афон и в Палестину (помощь в получении загранпаспортов, пристанище и т.п.) Главные святыни: чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница», крестовидная часть древа Животворящего Креста Господня, левая стопа святого апостола Андрея Первозванного.

http://pravoslavie.ru/118224.html

" Духовные скрепы " Особая роль в проведении торжеств, разумеется, отводилась Церкви: слабая мирская власть нуждалась в " духовных скрепах " для себя самой и собственного народа. " Во всех храмах и церквях Российской империи будут совершены торжественные Литургии и после них благодарственные молебствия с возглашением многолетия государю императору Николаю Александровичу и всему царствующему Дому " ,  – сообщал " Правительственный вестник " . В канун праздника патриархом Антиохийским Григорием IV, приглашенным в Россию на торжества, в сослужении митрополита Белградского Димитрия в присутствии императорской четы была совершена панихида в Петропавловском соборе – " с поминовением в Бозе почивающих родителей первого царя из Дома Романовых – блаженнейшего патриарха Филарета и инокини Марфы " , всех царствовавших царей и цариц и " всех от рода царей и великих князей Российских из Дома Романовых преставльшихся " . По распоряжению Святейшего Синода во всех храмах империи на торжественном молебствии 21 февраля вместо положенной молитвы " Боже великий и дивный " читалась специально составленная молитва, начинавшаяся словами: " Крепость даяй царем нашым Господи! " А перед началом молебна зачитывался Высочайший манифест, что в глазах простодушной паствы придавало этому политическому документу некоторую сакральность. Утром двадцать пять крестных ходов начали движение по улицам столицы. К 10 часам у Казанского собора соединились три главные процессии: из Александро-Невской лавры с иконой Александра Невского, из Синодального центра с Почаевской иконой Божией Матери и из Петропавловского собора – с иконой Спаса. Следом за духовенством шли колонны монархических организаций, в том числе радикального толка: " Союза Михаила Архангела " и " Союза русского народа " со своими знаменами и флагами Российской империи. В Казанском соборе собрались члены Государственной Думы, дипломатический корпус, представители дворянства и городских сословий, крестьянские старшины (всего более трех тысяч человек). А из Зимнего дворца по Невскому проспекту тем временем двигалась блистательная процессия. " Удивительно красивую картину представлял царский поезд: сотня собственно его величества Конвоя в своих красных черкесках, с ружьями на бедре. За сотней – Государь с наследником в открытой коляске, рядом с коляской командир Конвоя князь Трубецкой. Затем Государыни императрицы Мария Феодоровна и Александра Феодоровна в парадной карете, запряженной четверкой белых лошадей в русской упряжи с форейторами и двумя камер-казаками на запятках. Августейшие дочери Государя великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия Николаевны в четырехместной карете, запряженной парой лошадей в русской упряжи, и затем другая сотня собственно его величества Конвоя " ,  – не скрывал восторга московский губернатор Владимир Джунковский.

http://religare.ru/2_100070_1_21.html

" Духовные скрепы " Особая роль в проведении торжеств, разумеется, отводилась Церкви: слабая мирская власть нуждалась в " духовных скрепах " для себя самой и собственного народа. " Во всех храмах и церквях Российской империи будут совершены торжественные Литургии и после них благодарственные молебствия с возглашением многолетия государю императору Николаю Александровичу и всему царствующему Дому " ,  – сообщал " Правительственный вестник " . В канун праздника патриархом Антиохийским Григорием IV, приглашенным в Россию на торжества, в сослужении митрополита Белградского Димитрия в присутствии императорской четы была совершена панихида в Петропавловском соборе – " с поминовением в Бозе почивающих родителей первого царя из Дома Романовых – блаженнейшего патриарха Филарета и инокини Марфы " , всех царствовавших царей и цариц и " всех от рода царей и великих князей Российских из Дома Романовых преставльшихся " . По распоряжению Святейшего Синода во всех храмах империи на торжественном молебствии 21 февраля вместо положенной молитвы " Боже великий и дивный " читалась специально составленная молитва, начинавшаяся словами: " Крепость даяй царем нашым Господи! " А перед началом молебна зачитывался Высочайший манифест, что в глазах простодушной паствы придавало этому политическому документу некоторую сакральность. Утром двадцать пять крестных ходов начали движение по улицам столицы. К 10 часам у Казанского собора соединились три главные процессии: из Александро-Невской лавры с иконой Александра Невского, из Синодального центра с Почаевской иконой Божией Матери и из Петропавловского собора – с иконой Спаса. Следом за духовенством шли колонны монархических организаций, в том числе радикального толка: " Союза Михаила Архангела " и " Союза русского народа " со своими знаменами и флагами Российской империи. В Казанском соборе собрались члены Государственной Думы, дипломатический корпус, представители дворянства и городских сословий, крестьянские старшины (всего более трех тысяч человек). А из Зимнего дворца по Невскому проспекту тем временем двигалась блистательная процессия. " Удивительно красивую картину представлял царский поезд: сотня собственно его величества Конвоя в своих красных черкесках, с ружьями на бедре. За сотней – Государь с наследником в открытой коляске, рядом с коляской командир Конвоя князь Трубецкой. Затем Государыни императрицы Мария Феодоровна и Александра Феодоровна в парадной карете, запряженной четверкой белых лошадей в русской упряжи с форейторами и двумя камер-казаками на запятках. Августейшие дочери Государя великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия Николаевны в четырехместной карете, запряженной парой лошадей в русской упряжи, и затем другая сотня собственно его величества Конвоя " ,  – не скрывал восторга московский губернатор Владимир Джунковский.

http://religare.ru/2_100070.html

В Почаев прибыли поздно вечером. Монастырь уже закрыт. Поехали к нашим друзьям в Дом Милосердия. Мы тут были летом, в Боголюбовском Крестном ходе, очень впечатлились как здорово и просто люди делают добро. Мы везем бабушкам теплые вещи из Москвы. Мне их дали наши многодетные, как раз перед отъездом. Удивительно, что немощным и никому не нужным старикам и больным помогают семьи, в которых у самих семь детей! Нас приняли и уложили спать в новом красивом, но пока еще совершенно холодном корпусе, который отстроили после пожара основного корпуса. Слава Богу, что теперь есть стены, крыша, окна, двери, даже котел есть, купили его хорошие люди, а котельной нет. Очень переживают насельники Дома Милосердия, что не успеют к зиме переехать в новый корпус. Деньги нужны, цемент, окна, стройматериалы чтобы построить котельную. Пресвятая Богородица, помоги! 24 сентября. Утром встала с большим трудом. Даже не подняться к ранней Литургии. Еле вылезла из-под двух одеял. Холодно, да и очень плохо себя чувствовала. Но так хотелось попасть к Почаевской! Пресвятая Богородица на этом западном рубеже держит линию фронта православной веры, чудотворит и помогает прибегающим к Ней людям. Пол-восьмого пошла будить всех. Оказалось, что половина крестоходцев уже на службе. В Лавре народу много. Я пришла в Храм Успения с Песчанской иконой. Как все красиво, благолепно украшено, расписано. Как раз кончилась ранняя служба и над Царскими вратами спускали чудотворную Почаевскую икону. Попросила, чтобы нашу Песчанскую приложили к Почаевской. Монахи важные, все заняты.Дала одному брату информацию о нашем Крестном ходе, чтобы он передал благочинному, который был в алтаре, просила дать разрешение принести иконы для поклонения, но так и не поняла реакцию. Раза три он то возвращал мне бумаги, то брал снова и заходил в алтарь. Очень нам хотелось принести в Лавру наши большие крестоходные иконы и дать братии и другим людям возможность приложиться к ним. В итоге мне велели идти к дежурному, а от него посылали то к секретарям Владыки, то еще куда-то. В итоге никто ничего не решал и самое главное не хотел этим заниматься. Будто сюда, в Лавру Божией Матери каждый день приносят такие прекрасные намоленные Её иконы! Слава Богу, сам дежурный послушник, проникнувшись важностью нашего дела, прочитал синодик крестного хода и увидев, что я совершенно простужена, дал мне лекарство. Другие монахи принесли банку малинового варенья - лечиться, молока и свежего хлеба, я им лично была очень благодарна. Но с иконами Божией Матери вопрос никто не мог решить. Я огорчилась.

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/16/...

Н. продолжал борьбу против передачи храмов Волынской епархии неканоничной раскольничьей «УПЦ Киевского Патриархата». Сторонники «Киевского Патриархата» имели поддержку в юж. районах Волынской обл., соседних с Львовской обл. На севере Волыни в 90-х гг. общин раскольников не было из-за отсутствия там националистических настроений. Попытки Н. опротестовать через суд захват раскольниками ц. св. Феодосия Черниговского в зап. предместье Луцка Вел. Омелянике и Соборо-Богородичный храм в с. Забороль Луцкого р-на результатов не имели. Более успешными были судебные процессы по поводу принадлежности каноничной УПЦ Покровской ц.- единственной остававшейся в Луцке. В янв. 1993 г. храм возвратили каноничной Церкви. По решению суда также должны были быть возвращены нижний храм луцкого кафедрального Троицкого собора (верхний храм оставался в ведении «Киевского Патриархата») и прилегающие к нему церковно-адм. здания, построенные в советское время на средства Московской Патриархии. Однако реализовать это решение не удалось из-за угроз со стороны раскольников. При поддержке Н. осуществлялось строительство новых храмов: 15 февр. 1993 г. в Луцке была зарегистрирована община Всех святых земли Волынской, получившая земельный участок, в 1998 г. там началось строительство нового кафедрального собора. 29 июля 1993 г. зарегистрирована Крестовоздвиженская община в Луцке в р-не Теремное, силами которой был заново отстроен на прежнем месте разрушенный в 80-х гг. XX в. храм. В 1993 г. Волынская ДС получила в собственность здание бывш. мон-ря доминиканцев в старой части города, на берегу р. Стыр. Также в 1993 г. в ведение Луцкой епархии передали бывш. дом причта Покровского храма, в его здании разместились Волынское ЕУ и резиденция архиерея. Н. установил в Луцкой епархии традицию проведения миссионерских крестных ходов. В авг.-сент. 1993 г. по всем районам Волынской обл. прошел крестный ход с Почаевской чудотворной иконой Божией Матери, также в 1994 г.- крестный ход с Зимненской Святогорской чудотворной иконой Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/2577729.html

Пользуются известностью его Пастырския Послания, особенно – к Волынскому духовенству. Большое место в литературной деятельности почившего занимала церковная публицистика, особенно – оценка властителей дум русского общества до-революционной эпохи – Льва Толстого, Ренана и других. На эти темы он выступал с речами, лекциями; затрагивал их и в своих живых и энергичных проповедях. Прекрасно знал почивший историю Родины своей и народа, ценил классическую русскую литературу и был в курсе литературы текущей. Но особенно преклонялся он, как известно, перед гением Ф. М. Достоевского. Еще в юности он «с затаенным дыханием» слушал Достоевского, выступавшего на литературных вечерах, «несколько ночей не мог спать» после прочтения «Братьев Карамазовых», – и это отношение пронес чрез всю жизнь, оставив в последний период своей жизни памятник такого отношения, в виде «Словаря к творениям Достоевского». Из иностранной литературы его внимание было направлено особенно на французскую литературу. В ней он выделял представителей «новой школы», как Поль Бурже, в которых видел поворот к нравственным основам творчества. Всю жизнь почивший Митрополит жил идеей возстановления в Русской Церкви Патриаршества и сознательно работал над ея осуществлением. С детского возраста эта идея вошла в его сознание, когда он однажды обратился с вопросом к отцу: «А почему же у нас нет своего Патриарха?» В связи с этой идеей, он высказал убежденно новый взгляд на историческую личность Патриарха Никона , считая его самоотверженным защитником великой идеи независимости Церкви. Новейшая объективная историческая наука подтвердила правильность этого взгляда. При участии Митрополита Антония и под его влиянием было совершено прославление русских святых, особенно – Иоанна Тобольского , Иоасафа Белгородского , Анны Кашинской. Им составлен длинный ряд церковных служб, между ними – Волынским святым: преподобному Макарию Овручскому, преп. муч. Анастасии, преп. Иову Почаевскому – служба с акафистом, Феодору Острожскому, затем службы с акафистом пред Почаевской иконой Божией Матери, пред Озерянской иконой Божией Матери. Кроме того, ему принадлежат службы свв. Кириллу и Мефодию, святителю Иоасафу и ряд других служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

      Много скорбей принес преподобному Иову наследник Анны Гойской, лютеранин Фирлей. Он завладел монастырскими землями и даже чудотворной иконой. Но святая икона была возвращена монастырю, после того как жену Фирлея постигло за кощунство над ней Божие наказание, а земли были возвращены судом незадолго до кончины преподобного.       В 1628 году принимал участие в Киевском Соборе, осудившим унию и постановившем твердо стоять за Православие. Под постановлением этим есть подпись: " Иоанн Железо, игумен Почаевский " .       Иногда полностью затворялся в пещере на три дня или на целую неделю. Иисусова молитва была непрестанным деланием его кроткого сердца. По свидетельству ученика и составителя жития преподобного Иова Досифея, однажды во время молитвы преподобного пещеру осиял небесный свет.       Скончался 28 октября 1651 года после пятидесятилетнего управления Почаевской обителью, прожив чуть более 100 лет. Мощи и почитание Мощи его были открыты митрополитом Киевским Дионисием и архимандритом Феофаном (Креховецким) и со братиею 8 августа 1659 году после трехкратного его явления митрополиту. 28 августа того же года совершилось прославление преподобного Иова. Вскоре после этого в обитель приехала на богомолье Ева Домашевская. Ночью она увидела, что в Троицкой церкви сияет свет и услышала пение. Служанка ее, девица Анна, пошла узнать, какое служение совершается, и к своему ужасу увидела, что церковные двери открыты, а посреди церкви, между двумя ангелами, молится в необычайно светлом одеянии преподобный Иов. Обратившись к девице, он приказал ей позвать игумена Досифея, в это время безнадежно больного, и дал ей для него плат, омоченный в миро. Больной, получив этот плат, помазался им и получил исцеление. В haчaлe XVIII beka Почаевским монастырем завладели униаты. Чудотворную икону Божией Матери они чтили, но доступ к мощам преподобного для верующих закрыли. Однако же через 20 лет чудеса преподобного заставили их допустить к ним верующих. В 1831 году униаты были воссоединены с Православной Церковью, после чего 28 августа 1833 года мощи преподобного Иова были повторно осведетельствованы и торжественно открыты для всеобщего поклонения. В 1902 году Святейший Синод определил в этот день обносить святые мощи преподобного Иова вокруг Успенского собора Почаевской Лавры после Божественной литургии. Тропарь преподобного Иова игумена Почаевского, глас 4

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

В нижнем храме преп. Иова Почаевского хранится рака с 88 частицами мощей Киево-Печерских святых, иконы с частицами мощей великомучеников Пантелеимона, Георгия Победоносца, мч. Христофора, святителей Нектария Пентапольского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Феодосия Черниговского, Белгородского Иоасафа, сщмч. Иоанна (Помера) и др. Перед иконой «Новомучеников и исповедников Российских» работы о. Киприана в особом ковчеге – частицы мощей сщмч. Игнатия Богоносца, св. равноап. Марии Магдалины, свт. Николая Чудотворца, свщмч. Макария, митр. Киевского, святителей Арсения Сербского, Иркутского Иннокентия, преподобных Евфимия Великого, Харитона, Кириака, Сергия Радонежского, Амвросия Оптинского и др. Другой почитаемый образ – список Почаевской иконы Божией Матери. За алтарной частью Троицкого собора находится небольшое монастырское «братское кладбище». Здесь покоятся братия и архиереи Русской Православной Церкви за границей, в том числе архиепископы Североамериканский Аполлинарий (Кошевой), Детройтский Иероним (Чернов), Чикагский Григорий (Боришкевич), Каракасский Серафим (Свежевский), Лос-Анджелесский Антоний (Синкевич), Буэнос-Айресский Афанасий (Мартос), епископ Сиэтлский Нектарий (Концевич), основатель Свято-Троицкого монастыря архимандрит Пантелеимон (Нижник). Под алтарем Троицкого собора сооружены два склепа, в которых покоятся останки Первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского), архиепископов Сан-Францисского Тихона (Троицкого), Сиракузского Аверкия (Таушева) и постриженика Валаамского монастыря, многолетнего духовника Свято-Троицкой обители игумена Филимона (Никитина). В 2000 с северной и южной сторон были пристроены еще две усы-пальницы, в южной покоятся останки иконописца архимандрита Киприана (Пыжова), в северной погребены Первоиерарх РПЦЗ митрополит Филарет (Вознесенский) и архиепископ Западноамериканский Антоний (Медведев). Позднее здесь похоронили еще одного Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра (Шкурлу). Братский корпус монастыря был заложен 28 сентября 1952 архиепископом Виталием (Максименко) и построен к 1958. В полуподвальном помещении находятся пекарня, книжные склады и кладовые, на 1-м этаже – типография, трапезная, книжный магазин, на 2-м этаже - канцелярия, фальцовочная и переплетная мастерские, покои настоятеля, на 3-м и 4-м этажах – кельи. В 1987–1988 корпус был значительно расширен, с западной и восточной сторон пристроены два новых крыла. В типографии находится большой чтимый образ преп. Иова Почаевского, вывезенный из Почаевской Лавры. На 3-м этаже братского корпуса 17 ноября 1991 была освящена часовня во имя преп. старцев Оптинских, иконостас и иконы которой выполнены иеромонахом Андреем (Эрастовым). В Оптинской часовне хранятся частицы мощей многих святых, частица Креста Господня, камень от Гроба Господня, камень из храма Воскресения Христова в Иерусалиме, камень со Св. Голгофы, камень с судного места, скуфьи святителей Митрофана Воронежского и Феофана Затворника.

http://sobory.ru/article/?object=19057

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010