Ч. оффициальн. стр.546 – 547. Также 20, часть оффициальная стр. 572–574. Когда впервые замечен был пожар на горнем, месте в Успенской соборной церкви, и пожирающее пламя, повредив верхнюю часть царского иконостаса, начало проникать до верхнего купола храма, св. икона, по настоянию и заботливости преосвященнейшего Агафангела, немедленно была спущена с своего места, и по снятии киота с поддерживающих его лент, вместе с оным отнесена была собственными руками преосвященнейшего в архиерейский дом и здесь оставалась до самого конца пожара. 13-го сентября того же года соборная церковь снова освящена была преосвященным и с того времени святая икона опять помещена была в лавре на особом налое, на котором оставалась до окончательного возобновления иконостаса и освящения оного, вместе с новоустроенным горним местом, 13-го августа 1870 г. В это время благо- В 1866 году преосвященнейший Антоний довершил украшение чудотворной иконы, для каковой цели, по его старанию, накапана была в том же году санктпетербургскому почетному гражданину, золотых дел мастеру датная икона снова поставлена на свое место в царском киоте, и с тех пор, непрестанно остается в оном лето и зиму, – источая благодатями исцеления всем верой к ней притекающим и требующим заступления Царицы небесной. («Волынские Епархиальные Ведомости», 1869 г. часть оффициальная, стр. 572 – 574). Во время пожара св. икона спущена иеромонахом Феогностом, снята иеродиаконами Дионисием и Иассоном и передана иеромонаху Иову, который вынес ее из церкви (там же стр. 574). Так соименнику пр. Иова суждено было принимать снова непосредственное участие в судьбах св. Иконы Почаевской. – Кроме сего, с другим, соименником пр. во время самого пожара, случилось событие, записанное в летописях лавры, которого нельзя также не признать милостью Царицы Небесной. – Так как от пожара была, также опасность и нахорным приделам, которые находятся в соборной Успенской церкви, в галлерее с правой и с левой стороны, то монах Иов (простец) отправился в один из таковых, и начал снимать Икону, что в виде креста находится над решеткой, на горнем месте Николаевского придела с правой стороны. – Вдруг, не удержавшись как следует, о. Иов перевалился за решетку, и стремглав полетел вниз, на мостовую, с высоты 4 сажень. – Во время такого падения он сам чувствовал, что ему грозила неминуемая смерть... Но в то самое время, когда он уже приближался к каменному помосту, какой то неведомый старец коснулся его своей рукой, вследствие чего о. Иов не только не разбился, но стал прямо на пол, ногами, не потерпевши ни малейшего повреждения. – Опомнившись потом от ужаса, о. Иов хотел, было найти своего благодетеля, чтобы поблагодарить его за свое спасение... Но все поиски о. Иова оказались тщетными, и не только он, но и все в лавре и доселе верят, что это был сам пр. Иов, или ангел хранитель, избавивший почтенного инока от неминуемой гибели. Рассказывают также в лаврской летописи, что когда первые, увидевшие по-

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КСЕНОФОНТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Икона Божией Матери Одигитрия-Ксенофонтская (кон. XIV - нач. XV в.). С 2013 г. - в монастыре Ватопед, Афон) Ксенофонтская (Ксенофская) икона Божией Матери Память 21 января  (РПЦЗ ) , 2 октября   Иконографический тип - Одигитрия . Согласно монастырскому преданию, внесённому также в русские литературные своды о чудотворных иконах Пресвятой Богородицы С. И. Снессоревой и Е. Поселянина , эта икона с незапамятных времен находилась в Афонском Ватопедском монастыре , в кафоликоне при колонне левого (северного) клироса. В 1730 году при закрытых дверях она чудесным образом исчезла. Обнаружили икону в монастыре Ксенофонта , находящегося в трёх часах пути от Ватопедской обители. Возвращённая в Ватопед, святыня снова была поставлена на прежнем месте, и отцы обители предприняли строжайшие меры предосторожности для сохранения иконы от похищения. Однако икона Божией Матери вторично покинула Ватопедскую обитель и снова явилась в Ксенофонте. Тогда ватопедские иноки поняли, что Божия Матерь желает остаться там, а посему на стали забирать образ. Они поклонились ему и воспели перед ним песнопения, а затем приняли решение посылать в монастырь Ксенофнт воск и масло для иконы. С тех пор ее назвали " Одигитрией " - " Указующей Путь " . 22 июля 2013 года икона Божией Матери " Одигитрия-Ксенофская " была возвращена в Ватопед. Её торжественно перенесли в соборный храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Видео Использованные материалы   Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тпографї Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвилл, 2018, с. 17, http://snrocmqc.orthodoxws.com/files/Jan-2019.pdf   Климкова А. А., Маханько. Прочие чтимые иконы «О.». Икона «О.» в монастыре Ксенофонта на Афоне (празд. 21 янв.)//Православная энциклопедия, т. 52, с.

http://drevo-info.ru/articles/8787.html

Кроме Городецкой Покровской пустыни, преподобный Авраамий в разных местах основал еще несколько монастырей. Последний из основанных им монастырей был Чухломский, на берегу Чухломского озера, против города Чухломы. По имени этого монастыря и Авраамий получил название Чухломского. Поэтому и обретенная им икона Божией Матери Галичская называется еще и Чухломской. Икона «Знамение» Абалацкая. Сведения о ней помещены под 27 числом месяца ноября. 21 июля Вычегодская икона. Об этой иконе сведений не имеется. 23 июля Почаевская икона. Сведения о ней помещены под 8 числом месяца сентября. 28 июля Икона Одигитрия Смоленская Смоленская икона Божией Матери, именуемая Одигитрией, весьма древнего происхождения. Она была принесена в Россию из Греции, но когда и кем — об этом не сохранилось вполне ясных и достоверных сведений. Есть одно сказание, в котором сообщается, что греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконой дочь свою, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за черниговского князя Всеволода Ярославича. Так как эта икона сопровождала царевну Анну в ее путешествии из Царьграда в Черниговское княжество, то отсюда будто бы и сама икона получила наименование Одигитрии, т. е. «Путеводительницы». Существует также другое объяснение наименования Одигитрии. Думают, что Смоленская икона Одигитрии представляет из себя список с Одигитрии Влахернской (сведения о ней см. под 7 июня), так как имеет с ней большое сходство в изображении; а потому Смоленская икона, как копия, вполне естественно заимствовала и подобное же наименование. Следует отметить и еще одно весьма распространенное сказание, по которому Смоленская Одигитрия, подобно Одигитрии Влахернской, написана евангелистом Лукой, который, согласно древнему преданию, написал около семидесяти икон Божией Матери. После смерти черниговского князя Всеволода Ярославича икона Одигитрии досталась по наследству сыну его Владимиру Всеволодовичу Мономаху, от греческой царевны Анны. Владимир Мономах перенес благословение своей матери из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме Успения Богоматери, заложенном им же 3 мая 1101 года. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленской.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

В 1832 же году последовало весьма замечательное исцеление девятилетней солдатской дочери Анны Афанасьевны Акимчуковой, лишившейся зрения от оспы на первом году жизни. Она внезапно исцелела перед иконою Божией Матери в Почаевской лавре. Сопровождавшая ее бабка, имевшая от роду 70 лет, унитского исповедания, там же в лавре приняла православную веру. Исцеление подтверждено уездным врачом и показаниями под присягою спутников исцелевшей; о чем донесено было Святейшему Синоду [ 1 ].В следующем 1833 году в той же Почаевской лавре по благодати, истекающей от чудотворной иконы и от мощей преподобного Иова, исцелена крестьянская девица Матрона Шлюгова из села Макарьевского Оренбургской губернии. Она три года перед тем страдала болью в голове и во внутренностях, чувствовала отвращение к святыне и трясение членов в церкви и издавала страшный вопль. Исследование об этом исцелении также представлено было Святейшему Синоду и напечатано в Христианском чтении [ 2 ].В 1835 году по вере в помощь от Почаевской иконы Богоматери исцелена от рака около правого глаза священническая вдова Христина Чернявская из города Аккермана Бессарабской области. В 1836 году подобное благодатное исцеление, по упованию на милость Почаевской Божией Матери, получил аудитор гарнизонного батальона Александр Ашуров. Об обоих исцелениях не только донесено было Святейшему Синоду, но и доведено до Высочайшего сведения через Обер-Прокурора Св. Синода [ 3 ].Замечательны также исцеления от тяжких болезней 9-ти лиц в 1824, 1838, 1840, 1849, 1850 и 1853 годах через посредство Иверской иконы Богоматери в Моздоке. Два последние обследованы и засвидетельствованы гражданскою властию. Они описаны в журнале: " Странник " (апрель 1867 г.).В 1841 году прославилась исцелениями Кипрская икона Божией Матери в селе Стромыни, Богородского уезда, Московской губернии. Чудеса описаны в " Душеполезном чтении " по консисторским сведениям (октября 1872 года). " Христианское чтение " 1832 г. Ч. 48. " Христианское чтение " 1834 г. Ч. I, стр. 112. " Христианское чтение " 1835 г. Ч. IV. Душеполезн. чтение 1873 г. июль, стр. 275. Чудеса от иконы Божией Матери Споручницы грешных в Москве

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

Достаточно одного простого взгляда на эту икону, чтобы понять сразу, что это была домашняя икона, принадлежащая какому-либо благочестивому семейству, в котором предки или члены оного носили имена святых, окружающих лик Богоматери. Но что еще замечательнее, во всех надписях, сохранившихся на этой иконе, – письмо и язык славянские. Уже «Преславная гора Почаевская» замечает по этому поводу, что «образ Почаевский писан рукою русскою». И действительно, нельзя не признать, что чудотворная икона Почаевская происхождением своим обязана исключительно какому-либо племени славянскому. На эту мысль еще более наводит нас известный и доселе почти исключительно существующий у южных Славян благочестивый обычай, в силу которого у них каждый род избирает себе в покровители особых патронов из святых угодников и затем с особенною торжественностью отправляет их память, как главных родовых праздников. Обыкновенно святые эти изображаются на особых иконах, которые потом переходят из рода в род, или же, по благочестивому усердию желающих, воспроизводятся на других иконах, нередко, как и на иконе Почаевской, с присовокуплением святых, известных по именам, носимым представителями рода или членами того или другого семейства и т. п. Вследствие этого, хотя митрополит Неофит, которому первоначально принадлежала чудотворная икона Почаевская, и именуется митрополитом греческим, но, по своему происхождению, он, без сомнения, был родовой славянин особенно из Сербов или Болгар, искони подведомых управлению патриарха Константинопольского. Это тем вероятнее, что в Сербии долгое время, а в Болгарии и до последних времён, и вообще во всем составе патриархата Константинопольского не только святители происхождения греческого в славянских странах, но и самые даже славянские архиереи происхождения чисто славянского именовались всегда епископами из Греции и греческими, как в исторических сказаниях лавры Почаевской именуется и Неофит, владетель иконы Почаевской. Как говорит предание, преосвященный Неофит привёз с собою святую икону из Константинополя 14 , куда он, может быть, ездил для получения благословения от патриарха на путешествие, а еще вероятнее, что сам патриарх вызывал его к себе туда для сообщения разных поручении. И как родовую заветную святыню, он взял с собою благодатную икону Пресвятыя Богородицы, в благословение на дальний путь в пределы России, и затем всегда хранил ее при себе, пока наконец Промыслу Божию не благоугодно было, чтобы за радушное гостеприимство «богобойной благодетельницы», она была оставлена на Волыни в благословение родам грядущим 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

После смерти Анны в 1644 году все окрестные земли достались ее племяннику, ненавидевшему православие. Он ограбил монастырь и захватил икону. Однако его с женою тотчас поразила жестокая болезнь, и исцелились супруги лишь после того, как вернули чудотворный образ в монастырь. С тех пор чудотворная пребывает в, в особом киоте в форме сияющей звезды, в третьем ярусе над царскими вратами иконостаса Успенского собора. Оттуда ее специально опускают для поклонения паломников), Почаевская прославилась многочисленными чудесами. Почаевская принадлежит к типу Елеусы; Предвечный Младенец восседает на Ее правой руке, в руке левой – плат, прикрывающий Сына Божия. На списках с чудотворной внизу обычно пишется еще и Стопа Богородицы. Предстательством Пречистой обитель оставалась верной православию и во времена польско-литовского владычества, стойко сопротивляясь насаждению в этих местах униатства. Свою дивную помощь Богородица явила и во время осады обители турками в 1675 году. Тогда агаряне окружили сплошь деревянные строения монастыря и грозили поджечь их. Иноки припали к образу Владычицы, моля о заступничестве. И тогда турки узрели в небе над собором грозное видение: Пречистая парила над Своей обителью в лучезарном сиянии и простирала над нею Свой Омофор, окруженная ангельским воинством с пламенеющими мечами. Рядом с Владычицей стоял недавно (в 1651 г.) почивший игумен почаевский, преподобный Иов, и вместе с земной братией молил Ее о помощи. Ослепленные небесным сиянием, агаряне принялись убивать друг друга и бежали прочь от страшного для них места. Несмотря на свою стойкость в православии, Почаевская обитель была в 1713 г. насильно передана в ведение униатов и находилась в нем вплоть до разгрома польского мятежа 1831 года; возвращенная в лоно православия, в 1833 году обитель была удостоена почетнейшего наименования лавры с присвоением ей «четвертого места в числе существующих в России лавр» (Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской). В Москве чтимый образ Почаевской иконы имеется в никогда не закрывавшейся Петропавловской церкви в Лефортове, куда был принесен в 1930-х, в разгар безбожных гонений.

http://pravoslavie.ru/1907.html

Харьков. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Большой Даниловке. Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1990. Ссылки:   Адрес: Украина, Харьковская область, г. Харьков, ул. Генерала Удовиченко, 36 Координаты: 50.045548, 36.328037 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1990 году организована община Свято-Покровского храма и верующим передан дом для переоборудования его под церковь. 13.04.2008г Свято-Покровский храм был освящён. Источник информации сайт " Православна Xapkibщuha " По многочисленным и неоднократным просьбам жителей Большой Даниловки, исполком Киевского района г. Харькова своим решением от 19 июня 1990 года передал часть здания общине и зарегистрировал как «Религиозная Община Украинской Православной Церкви г. Харькова пос. Большая Даниловка». Здание, которое в дальнейшем было освящено под храм, было построено еще в XIX веке. По словам местных жителей, здесь находилась начальная школа до 70-х годов XX века. С середины 70-х годов до 1985 года здание занимали местный клуб и отделение милиции, после чего оно было передано объединению «Промтовары–1» и столярному кооперативу. В середине ноября 1990 года комната, занимаемая столярным кооперативом (в настоящее время это алтарь храма) была освобождена и закреплена за общиной. В конце ноября 1990 года приснопамятный митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим освятил эту часть здания и совершил первую Божественную Литургию. Но ещё долгие три года в одном здании размещались Православный храм и «Промтовары-1». Только в феврале 1993 года все здание перешло в ведение Покровской общины. По состоянию на 22 октября 2009 года, в храме имеются иконы, особо почитаемые прихожанами: Иверская икона Божией Матери, икона Божией Матери Скоропослушница, Почаевская икона Божией Матери, икона Божией Матери Озерянская, Казанская икона Божией Матери, икона вмч. Георгия Победоносца, икона Божией Матери Песчанская, Ахтырская икона Божией Матери, икона Покрова Пресвятой Богородицы. В храме имеется величайшая святыня – мощевик, в котором находятся частицы мощей: прп. Кукши Одесского, свт. Луки архиепископа Крымского, прп. Алексия Голосиевского, прп. Меркурия постника, прп. Зинова затворника Печерского, прп. Феодора Санаксарского, православного воина Феодора Ушакова, прп. Макария диак, вмч. Георгия Победоносца, прп. Александра Санаксарского, прп. Иова Почаевского, св. муч. Трифона, свт. Иоасафа Белгородского, вмч. Параскевы Пятницы, прп. Амфилохия Почаевского, прп. Игнатия целебника, Вифлеемских младенцев, прп. Шио Мгвимского, прп. Феодора князя Острожского, прп. Гавриила Афонского.

http://sobory.ru/article/?object=03886

Соборная Успенская церковь лавры принадлежит к лучшим произведениям строительного искусства в России. Здесь находится знаменитая Почаевская икона Божией Матери, чествуемая как православными, так униатами и католиками у нас в России и заграницей. Эта святая икона была привезена из Царьграда греческим митрополитом Неофитом в имение Анны Гойской (на Волыни) в 1559 году. Проезжая через Волынь, митрополит Неофит остановился для отдыха в имении Орля (ныне Урля), в 9 верстах от Почаева. Владелица этого имения, русская православная помещица Анна Тихоновна Гойская, пригласила к себе митрополита. Пробыв здесь несколько дней, митрополит, перед отъездом своим, благословил гостеприимную хозяйку иконой Божией Матери. Гойская поместила икону в своей домашней часовне. Первые явления чудодейственной силы иконы были обнаружены домашними Гойской, замечавшими неоднократно необыкновенное сияние вокруг иконы. Вскоре и сама Гойская сделалась свидетельницей чуда, когда, по молитве перед иконой, совершенно прозрел ее родной брат, бывший слепым от рождения. Считая себя недостойной обладать чудотворной иконой, Гойская в 1597 году передала ее Почаевской обители. Икона написана в византийском стиле на липовой доске, в высоту 6 и одна четверть и в ширину 5 и одна восьмая вершков. Богоматерь изображена на этой иконе, склонившейся своей головой к Богомладенцу, сидящему на Ее правой руке; левая же рука Ее держит плащ, обвивающий ноги и спину Богомладенца,Который левую руку положил на правое плечо Богоматери, а правою рукою благословляет. Кругом иконы, на ее раме, помещены изображения святых: пророка Ильи и святого Мины — с левой стороны, первомученика архидиакона Стефана и преподобного Авраамия — с правой стороны, святых Параскевы, Екатерины и Ирины — внизу иконы; имена эти написаны по-славянски. В 1675 году (20 июля) молитвами перед этой святой иконой Почаевская обитель была чудесно избавлена от турок. Во время владения обителью униатов икона была коронована (в 1773 году) венцами, присланными от папы Климента XIV.

http://sobory.ru/article/?object=07437

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Пресвятой Богородицы Почаевская Астанайская Этот святой образ был привезен в 50-е или начале 60-х годов из Почаева протоиереем Николаем Иваненко, бывшем тогда настоятелем Константино-Еленинского храма г. Целиноград (ныне – Астана). Отец Николай очень любил её и часто молился перед нею с прихожанами храма. Традицию почитание святой иконы продолжил архимандрит Кирилл, когда в начале 70-х годов был назначен настоятелем на Целиноградский приход и основал здесь женский монастырь. Монахиня Николая, келейница отца Кирилла, рассказывала: как-то, собирая на стол для батюшки и для его гостя, приезжего, близкого по духу священника, она слышала, как отец Кирилл открыл ему, что ещё во время учебы в семинарии ему явилась Царица Небесная, возвещая волю Божью о создании этой обители. Когда он был направлен в Целиноград, Матерь Божия встретила его таким знамением: войдя в храм, он увидел, как «Почаевская» икона Богородицы не упала, а как бы сошла, спустилась со стены на пол. Он подошел и встал перед нею на колени. Этим знамением началось особенное молитвенное почитание этого образа Царицы Небесной. Рассказывала нам об этом настоятельница обители «Взыскание погибших» монахиня Рафаила (Василенко), а также покойная монахиня Евдокия (Левицкая), бывшая свидетельницей этого случая. По благословению отца Кирилла схимонахиня Мария, приехавшая из Печер, вышила на нее бисером ризу, и икона в большом белом с позолотой кивоте была установлена в храме. Перед иконой в 5 часов утра хор монашествующих пел молебен. С этого каждый день начиналось утреннее правило и жизнь новой обители. Пели тропари: Божьей Матери, равноап. Константину и Елене, кн. Владимиру, равноап. Кириллу и Мефодию, кн. Александру Невскому и Георгию Победоносцу. Священник читал Евангелие и Синодик, молился за всех труждающихся в обители. Среди сестер монастыря, прихожан и паломников икона пользовалась большой любовью. Монахиня Агния, ныне насельница Свято-Покровского Верхотурского монастыря, рассказывала, что, входя в храм северными дверями, некоторые чувствовали на себе Её живой взгляд и тепло, исходящее от иконы. О. Кирилл проводил отчитки, и болящих только с большим трудом можно было подвести к иконе – бесы не выносили её благодатной силы.

http://pravicon.com/info-743

11), оставленных врачами, на свои всемощные руце Приемлющая (ик. 8), чистых руками и сердцем земледельцев благословенными плодами Венчающая (ик. 10). Прославляется как Крепкая Заступница сущих в плену и изгнании, Неусыпающая Попечительница во узах и в темнице седящих, безматерних сирот Незримая Воспитательница (ик. 10), прославляется как Всежеланное Совершение благих супружеств, матерей детородящих Скорое и Безболезненное Разрешение, в час кончины Единая всем нам Помощница (ик. 11). Акафисты в честь чудотворных икон Божией Матери обычно начинаются рассказом или о происхождении той именно чудотворной иконы Божией Матери, в честь которой составлен данный акафист, или о явлении самой Богоматери, в память чего и написана икона. В акафисте Владимирской иконе Божией матери сообщается о том, что этот образ написан, по преданию, евангелистом Лукой (ик. 1). О происхождении Иверской иконы Божией Матери рассказывается следующее: во время иконоборческих смут одна вдова, увидев «копием воина-иконоборца прободену святую и чтимую икону Богоматере и абие источившу кровь», спустила образ в море (конд. 4). В акафисте в честь иконы Божией Матери «Боголюбивая» передается о чудесном явлении Богородицы князю Андрею Боголюбскому (конд. 1). В акафисте в честь Почаевской иконы Богоматери рассказывается о явлении Приснодевы на скале Почаевской, где Ею оставлено «знамение ноги десныя» (ик. 1). В акафисте в честь Казанской иконы Божией Матери передается, что благоволение Божие к новопросвещенному городу Казани выразилось в ниспослании явленного образа Богоматери; сокровище, чудотворная икона, по вразумлению свыше, была обретена мудрой отроковицей (конд. 2–3, ик. 2). В акафисте в честь иконы Богоматери, называемой «Троеручица», сообщается о том, как прп. Иоанн Дамаскин в благодарность за то, что отсеченная по навету царя-иконоборца его рука, «писавшая в защиту поклонения святых икон», была чудесно Богоматерью исцелена и срослась, «подобие усеченныя руки своея приложи к целебному образу ради памяти всегдашния о великом чудеси». Посему и святая икона называется «Троеручица» (ик. 1–2, конд. 2–3). В акафисте в честь иконы Богоматери, называемой «Скоропослушница», передается, почему икона так названа. Богоматерь благоволила «многими чудесы прославити икону, юже сама скоропослушницею наименовала гласом Божественным, от нея изшедшим» (ик. 2, 6). В акафисте Богородице в честь и память явления чудотворной Ее иконы, именуемой «Достойно есть», рассказывается подробно не о происхождении иконы, а о явлении послушнику Афонской горы Архангела Гавриила, который воспел и на каменной доске написал песнь, какой ангелы ублажают Богоматерь (ик. 1–3, конд. 2–3). Иноки приняли эту песнь, начертанную Архангелом на камне, как бы на мягком воске (конд. и ик. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010