Собор Успения Пресвятой Богородицы («Великая церковь») — главный соборный храм Киево-Печерской Лавры, XI в., реконструкция      Худ. В.В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской Лавры» (1905 г.)      Владимирский Успенский собор, втор. пол. XII в., современный вид      Успенский собор Московского Кремля, втор. пол. XV в., современный вид      Успенский собор Елецко-Успенского монастыря в Чернигове, нач. XII в., современный вид      Успенский собор во Владимире-Волынском, сер. XII в., современный вид      Успенский собор в Ростове, современный вид      Успенский собор Зиимненского Святогоорского Успенского монастыря на Волыни, современный вид      Свято-Успенская Почаевская Лавра, современный вид      Свято-Успенская Святогорская Лавра на р. Северский Донец, современный вид      В. А. Мошин считает, что уже с XI века обитель русских святогорцев начинает «проявлять свою историческую миссию — нести со Святой Горы в Восточную Европу свет Византийского духовного просвещения» . Посланничество преподобного Антония на Русь как раз и является осуществлением этой миссии. Возможно, что миссионерство Антония не было единичным случаем. К этой мысли подводит нас Мошин, видевший в попине , постригшем преподобного Моисея Угрина в 1013 году, русского святогорца, выходца из монастыря Пресвятой Богородицы, осуществлявшего некую миссию в Польской земле. Известны предания нескольких древних обителей Руси, основание свое связывавших с иноками со Святой Горы Афон . С этой точки зрения, миссия преподобного Антония и основание им Киево-Печерской Лавры является осуществлением того грандиозного плана, который составил еще преподобный Афанасий Афонский. И действительно, Антониева Лавра на Руси стала тем же, чем являлась Лавра св. Афанасия на Афоне. Она задала образец для других русских монастырей и инициировала создание сети обителей, подобных ей по уставу и образу подвижнического жития. Иеромонах Алексий (Корсак), настоятель Подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Киеве Источник: «Русский Афон»

http://pravoslavie.ru/93621.html

В Сибири – Княже-Владимирский м. (в Иркутске). На Севере: Валаамский, Никольский в Стар. Ладоге, Коневский, Юрьево-Тихвинский, Печерский, Псковский, Александро-Невская Лавра, иоанновский мон., Новодевичий женский. На Западе: Виленский Св. Духовский м., На Юго-Западе: Почаевская Лавра, На Юге: Бизюков мон., Михайловский женский, Георгиевский-Балаклавский, Святогорский, Богодуховский женск., Киево-Печерская Лавра, Михайловский мужск. в Киеве. На Юго-Востоке: Ново-Нямецкий Вознесенский мон. На Кавказе: Иоанно-Мариинский в Ставрополе, Мамай-Маджарский Воскресенский, Марие-Магдалининский женский Куб. обл., Ново-Афонский и Драндский (с причислением к ним Ардонской Семинарии). На Востоке: Иверский женский (Пермь), Николаевский мужск. (местопр. Еп. Тихона Уральского), Троицкий-Раковский, Николаевский Уральский, Богородичный женский (Казань), Челябинский жен., Кустанайский женский. В Центре: Серафимо-Дивеевский, Александровский Успенский яенск. (Влад. губ.), Коренной мон., Белогородский, Оптина пустынь, Пафнутиев Боровский мон., Скорбященский Москов. и Покровский миссион. мон., Знаменский Московский, Высокопетровский в Москве муж. мон., Чудовский, Никольский Единоверч,, Савинский, Богородице-Гуслицкий, Спасо-Преображенский Гуслицкий, Троице-Сергиева Лавра, Новоспасский Московский, Донской Московск., Саровский, Вышенский, Вышневолоцкий женск., Козинский мон., Щегловский мон. с подворьем (Тульской еп.). Ко 2-й категории: На Севере: Соловецкий, Александро-Ольшевский, Александро-Свирский, Зеленецкий, Вятский Трифонов, Валдайский, Хутынский-Ульянов., (Волог.,), Спасо-Суморин. мужск., Тотемский, Павло-Обнорский, Югский м.м. На Юге: Ряснянский, Хорошевский женск., Куряжский, Жабский женский монастырь Кишинёвской епархии. На Юго-Востоке: Гиржавский мон., Курковский, Су.ручанский, Куприяновский, Добруджский. На Кавказе: Михайловская Афонская пустынь, Лебяжий мужской. На Востоке: Святогорский (Пермск.), Седмиозерная пуст. (Казанск.), Успенский женск. (Оренбург), Мещеряковский мужск. (Оренбург), Разгуляевский женск.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Соборная Успенская церковь лавры принадлежит к лучшим произведениям строительного искусства в России. Здесь находится знаменитая Почаевская икона Божией Матери, чествуемая как православными, так униатами и католиками у нас в России и заграницей. Эта святая икона была привезена из Царьграда греческим митрополитом Неофитом в имение Анны Гойской (на Волыни) в 1559 году. Проезжая через Волынь, митрополит Неофит остановился для отдыха в имении Орля (ныне Урля), в 9 верстах от Почаева. Владелица этого имения, русская православная помещица Анна Тихоновна Гойская, пригласила к себе митрополита. Пробыв здесь несколько дней, митрополит, перед отъездом своим, благословил гостеприимную хозяйку иконой Божией Матери. Гойская поместила икону в своей домашней часовне. Первые явления чудодейственной силы иконы были обнаружены домашними Гойской, замечавшими неоднократно необыкновенное сияние вокруг иконы. Вскоре и сама Гойская сделалась свидетельницей чуда, когда, по молитве перед иконой, совершенно прозрел ее родной брат, бывший слепым от рождения. Считая себя недостойной обладать чудотворной иконой, Гойская в 1597 году передала ее Почаевской обители. Икона написана в византийском стиле на липовой доске, в высоту 6 и одна четверть и в ширину 5 и одна восьмая вершков. Богоматерь изображена на этой иконе, склонившейся своей головой к Богомладенцу, сидящему на Ее правой руке; левая же рука Ее держит плащ, обвивающий ноги и спину Богомладенца,Который левую руку положил на правое плечо Богоматери, а правою рукою благословляет. Кругом иконы, на ее раме, помещены изображения святых: пророка Ильи и святого Мины — с левой стороны, первомученика архидиакона Стефана и преподобного Авраамия — с правой стороны, святых Параскевы, Екатерины и Ирины — внизу иконы; имена эти написаны по-славянски. В 1675 году (20 июля) молитвами перед этой святой иконой Почаевская обитель была чудесно избавлена от турок. Во время владения обителью униатов икона была коронована (в 1773 году) венцами, присланными от папы Климента XIV.

http://sobory.ru/article/?object=07437

Первое слово в названии поста пишется с прописной буквы: Великий пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский (Филиппов) пост. Слово " Неделя " в значении " воскресенье " пишется с прописной буквы (во множественном числе тоже - чтобы отличить от седмиц): Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о слепом, Неделя о самаряныне. Слово " седмица " всегда пишется со строчной буквы. В названиях седмиц только слова " Страстная " , " Светлая " и " Троицкая " пишутся с прописной буквы: седмица Страстная, седмица Светлая, седмица Пасхальная, седмица Троицкая, седмица Сырная. В названиях дней Страстной седмицы оба слова пишутся с прописной буквы: Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. В названиях дней Светлой седмицы слово " Светлый " пишется с прописной, день недели - со строчной буквы: Светлый понедельник, Светлый вторник и т.д. В названиях некоторых суббот слово суббота пишется со строчной буквы, название - с прописной: суббота Троицкая, суббота Димитриевская, но: Суббота Акафиста, суббота родительская. Названия храмов и монастырей Если храм освящен во имя святого, то в его названии все слова, кроме имен собственных, пишутся со строчной буквы: храм во имя святителя Тримифунтского Спиридона. Если храм освящен в честь какого-либо праздника или иконы, то название праздника и иконы сохраняет прописную букву: храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, храм в честь Чуда Архистратига Михаила, храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Если название храма дается в сокращенной форме, то оно также пишется с прописной буквы: Николаевский храм (или Никольский, в зависимости от местной традиции), Успенский храм. Примечание: имена святых в названиях храмов даются в славянской огласовке: Алексиевский храм (не Алексеевский), Михаиловский (не Михайловский), Димитриевский (не Дмитриевский). Некоторые храмы имеют собственные названия, единичные. Эти названия пишутся с прописной буквы: Кулич и Пасха, Никольский Морской собор, Князь-Владимирский собор (не Владимирский). Крестовый храм. Названия монастырей пишутся так же, как названия храмов. Если указано местоположение монастыря, то оно пишется с прописной буквы, так как название города, в котором расположена обитель, вошло в название: Московский Данилов монастырь, Одесский Успенский монастырь, Виленский Свято-Духов (не Духовский) монастырь. Слово " Лавра " всегда пишется с прописной буквы: Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра, Почаевская Успенская Лавра.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

Киево-Печерская Лавра призывает не распространять слухи о захвате обители 4 октября, 2018. Новостная служба Возможно, что такого рода провокации планируются в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 4 октября. ПРАВМИР. В Киево-Печерской лавре просят не распространять слухи о захвате обители. Верующие со всего мира беспокоятся о том, не атакуют ли Лавру радикалы, люди ежедневно пишут в обитель письма и звонят с вопросами. В связи с этим на официальном сайте Лавры появилась обращение с просьбой не верить слухам, а получать достоверные факты от священноначалия обители. Проверять информацию также можно на сайте УПЦ. «Священноначалие Киево-Печерской Лавры благодарит всех за беспокойство, но редакция сайта сообщает о том, что попытки захвата Лавры в настоящее время не предпринимались…Просим не распространять непроверенную информацию», – обращаются к верующим представители Лавры. Сейчас братия Лавры живет по установленному порядку, совершаются богослужения, требы, молебны, насельники несут свое послушание. При этом в обители не исключают попыток захвата. «Возможно, что такого рода провокации планируются в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября. – пишут в Лавре. – Но, по словам Наместника нашей святой обители митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла, «Лавра находится под Омофором Пречистой Девы, и мы верим, что Господь не допустит поругания этой величайшей святыни, которая объединяет православных христиан не только нашей страны, но и всего православного христианского мира!» Наместник и братия Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры призывают  верующих «молиться о сохранении в единстве Церкви Православной, о мире в Украине, о ее боголюбивом народе». 29 сентября наместник Почаевской Лавры призвал верующих быть готовыми защищать обитель. Митрополит Почаевский Владимир отметил, что  Лавра сообщит, когда ей может понадобиться помощь. По данным митрополита Бориспольского и Броварского Антония,  с 2014 года на Украине было  захвачено  более 50 храмов Украинской Православной Церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Он  опасается, что после получения автокефалии этот процесс продолжится и «в каждом селе, в каждом приходе найдутся люди, которые захотят захватить наши церкви». Митрополит Антоний заявил, что верующие УПЦ МП сами «будут защищать свои храмы, если у них не будет надежды на закон».

http://pravmir.ru/kievo-pecherskaya-lavr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Почаевская Лавра осудила деяния протодиакона Кураева Архиепископ Почаевский Владимир выступил в защиту Общества блаженной Матроны Московской 10.11.2010 6593 Время на чтение 3 минуты Наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры викарий Киевской епархии архиепископ Почаевский Владимир вместе с братией выступил с обращением к православным христианам Молдовы в защиту Общества блаженной Матроны Московской и с осуждением кишиневской выходки протодиакона Андрея Кураева . Напомним, что 12 октября протодиакон Андрей Кураев во время своей поездки в Молдавию устроил скандал в Теологическом институте Кишинева. В ходе перепалки отец Андрея объявил Общество блаженной Матроны Московской «законченной и сформировавшейся сектой» и обозвал настоятеля храма преподобной Параскевы Сербской и духовника Общества блаженной Матроны Московской митрофорного протоиерея Анатолия Чибрика «товарищем в рясе», «фюрером» и «подонком». «Мы, монашествующие Свято-Успенской Почаевской Лавры, выражаем свою поддержку Молдавскому Православному Обществу " Блаженной Матроны Московской " . Кишиневский скандал, спровоцированный протодиаконом Андреем Кураевым, не оставил и нас равнодушными. Зная о " деяниях " протодиакона Андрея и о том, что он в последнее время все чаще и все более открыто выражает не учение Матери-Церкви, а свое личное заблуждение, этим самым уводя души людей в противоположную спасения сторону, молим Бога, чтобы прекратилось это бесчиние», - говорится в обращении наместника Почаевской Лавры с братией, опубликованном на сайте викария Кишиневской епархии епископа Хынковского Петра . «Его неправославные, неканоничные выражения болью отдают в сердцах верующих, - пишет братия Почаевской обители. - Всем уже известно, как он несколько лет назад неподобающе отозвался о чуде Благодатного Огня, который снисходит в Великую Субботу на Гробе Господнем, намекая на зажигалку в кармане патриарха Иерусалимского. В этом году он позволил себе выразить несогласие с Петровым постом. По слову протодиакона, и каноны уже " можно поцеловать и положить на полку " , гомосексуалисты же имеют право на священство (каноны ведь уже на полке!). Протод. Андрей посмел осуждать великого вселенского учителя святителя Иоанна Златоуста и праведного Иоанна Кронштадтского. Также он не советует читать писания св. Игнатия Брянчанинова, а отложить их в сторону. То есть у протод. Андрея сложился уже точный фронт борьбы: против канонов и святых угодников Божиих. О таких " богословах " архимандрит Рафаил (Карелин) говорит: " Они хотят создать новое, ‘розовое’, уютное, ни к чему не обязывающее христианство, для которого не нужна духовная борьба и укрощение своих страстей. Это спасение без Христа, Царство небесное без Бога, воскресение без креста. Такое учение ведет не к Божественной любви… " , а к вечной погибели».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/11/10/po...

Карта и ближайшие объекты Добавить статью Свято-Успенская Почаевская Лавра – монастырь в небольшом городке Тернопольской области – это последний форпост православия на западе. Монастырь основан на месте явления Божьей Матери. В разные времена в обители подвизались преподобные Иов и Амфилохий Почаевские. Когда вы попадаете в Почаев, вас полностью захватывает совершенно необычайная атмосфера православной набожности. По всюду тысячи паломников со всего православного мира. Воздух тут пронизан неизреченным. Это чувствуешь и на всенощной, и на литургии. Это чувствуешь, когда часами стоишь в очереди, чтобы приложиться к Иконе Божьей Матери Почаевской, которая опускается только на несколько часов после службы. Время возведения Свято-Троицкого собора (1906-1911) в Свято-Успенской Почаевской Лавре было эпохой, когда образованное общество только-только вновь открыло для себя изумительную глубину и величавую духовную строгость древнерусского искусства. Издававшийся в Лавре журнал " Русский инок " писал: " Построен собор во вкусе православной старины XV в. и представляет собой точную копию (вчетверо большую) другого, Троицкого же собора, находящегося в Лавре Сергиевской… Новый храм Почаевской Лавры спроектирован знаменитым академиком А. В. Щусевым, который является в области архитектуры тем же, кем явились в области живописи Васнецов и Нестеров. Он сумел так художественно возродить русскую старину, что когда любуешься этим собором с его башнею, величественным куполом, таинственными хорами и переходами, – как бы погружаешься в давно минувшие времена, когда Русь воистину была святою, когда она, начиная от палат великокняжеских, представляла собой огромный монастырь, живший по уставам Св. Церкви, строго соблюдавшей заветы преподобных отцов. Близким прототипом собора может служить и храм Антониева монастыря в Новгороде, хотя Троицкий собор и не копия его. Архитектура его проста: беленый куб, завершенный одной главой, с башней с запада (для входа на хоры) и апсидами с востока. Тяжелые монолитные стены имеют минимум украшений – лишь орнамент, выложенный из кирпича (кладка рельефом), проходящий поясом на высоте хоров и по барабану, да мозаика над тремя входами. С западной стороны – образ Почаевской Божией Матери, Которой поклоняются волынские святые, с северной – Новозаветная Троица с Голгофой в центре, с южной – образ Спаса Нерукотворенного, перед Которым склонились святые князья " .

http://sobory.ru/article/?object=07437

Почаев. Успенская Почаевская Лавра. Собор Успения Пресвятой Богородицы. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. УСПЕНСКИИ СОБОР, 1771-1783 гг. Проект сооружения в общих чертах подготовил архит. Г. Гофман. Всю дальнейшую работу по строительству вел архит. Петр Полеевский. Расположен на самом высоком плато Почаев-ской горы над пещерами, существовавшими здесь с давних времен. Поставлен на искусственной площадке, покоящейся на многоярусных субструкциях. Перед главным фасадом устроена просторная верхняя терраса с лестницей. Собор — трехнефная центральнокупольная базилика с удлиненным прямоугольным алтарным объемом. Соотношение ширины среднего и боковых нефов характерно для эпохи позднего барокко. Нефы перекрыты полуциркульными сводами на подпружных арках, в шелыгах сводов устроены фонари, выходящие на хоры. Главный северный фасад подчеркнут высокими повернутыми под углом 45° к продольной оси здания угловыми башнями, образующими в сочетании с эллиптической формой и архитектурным оформлением притвора (четыре полуколонны) плавную изогнутую линию фасада, характерную для построек позднего барокко. Внешний облик здания в целом отличается насыщенностью рокайлевого декора — композитный ордер полуколонн, спаренные и одиночные пилястры, лучковые сандрики, сегментные изломы раскрепованных карнизов над люнетами, люкарны крыш, декоративные вазы, лепная орнаментика растительного характера. Им противопоставлен мощный барочный купол с развитым фонарем. Интерьер отмечен классицистической архитектоникой. Существующее декоративное убранство сложилось в конце XIX в. при участии петербургских академиков и художников: С. Комарова, Г. А. Боссе, И. М. Горбунова, Н. А. Лаврова, Е. Я. Васильева, М. В. Нестерова, С. Ф. Верховцева. Настенная масляная живопись выполнена лаврскими мастерами в 1876 г. Некоторые композиции помещены в пышные лепные картуши. Сохранились работы, выполненные в 1807 г. талантливым живописцем Лукой Долинским. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр. 78, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год

http://sobory.ru/article/?object=09021

7 июня 1885 г. М. был назначен на самостоятельную Нижегородскую и Арзамасскую кафедру. Деятельность М., особенно напряженная и энергичная в первые годы, была направлена на преодоление раскола и уменьшение числа «небытчиков», т. е. не бывавших на исповеди и не приступавших к причастию. Комиссия, созданная в февр. 1886 г. и работавшая под руководством М., после рассмотрения рапортов из приходов выработала меры по улучшению религиозно-нравственной жизни в епархии, к-рая была признана неудовлетворительной. В дальнейшем раз в полугодие в каждом благочинии предлагалось проводить съезды духовенства и определять меры для ослабления старообрядчества. В поездках по епархии М. посещал и приходы, «зараженные расколом», отчеты архиерея регулярно помещались на страницах «Нижегородских епархиальных ведомостей», которые с 1886 г. стали выходить 2 отделениями: официальным и неофициальным. Совершал поездки не только летом, но и зимой. Так, в течение 1886 г. он посетил 61 село, 4 уездных города, 6 мон-рей, в т. ч. Островоезерский Свято-Троицкий на Ворсменском оз., Абабковский, Оранский Богородицкий. В янв. 1887 г. путешествовал по Заволжью, где посетил 25 приходов, в марте - 14 приходов Семёновского у., в мае в нескольких уездах - 71 приход. Результатом поездок по епархии и знакомства с паствой стало «Пастырское воззвание Модеста, епископа Нижегородского и Арзамасского возлюбленной о Христе пастве земли Низовския» [Н. Новгород, 1887] (Слова. Т. 1. С. 368-385). Модест (Стрельбицкий), архиеп. Волынский и Житомирский. Портрет. Посл. треть XX в. (Успенская Почаевская лавра) Модест (Стрельбицкий), архиеп. Волынский и Житомирский. Портрет. Посл. треть XX в. (Успенская Почаевская лавра) Изучал историю епархии, собирал церковно-исторические и археологические материалы для сборника в память 900-летия Крещения Руси. 29 янв. 1886 г. при Нижегородской ДС было основано церковное древлехранилище. По распоряжению М. в его канцелярию причтами присылались историко-статистические описания церквей (церковноприходские летописи).

http://pravenc.ru/text/2563922.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАСАФ Свт. Иоасаф Белгородский. Икона. Нач. 10-х гг. XX в. (Почаевская Успенская лавра) Свт. Иоасаф Белгородский. Икона. Нач. 10-х гг. XX в. (Почаевская Успенская лавра) (Горленко Иоаким Андреевич; 8.09.1705, близ г. Прилуки - 10.12.1754, слобода Грайворон Хотмыжского у. Белгородской губ.), свт. (пам. 4 сент., 10 дек., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 19 июля - в Соборе Курских святых), еп. Белгородский и Обоянский. Из укр. казачьей семьи. Прадед И. Лазарь Горленко дослужился до должности полковника Прилуцкого полка, в 1665 г. был пожалован дворянством, в 1687 г., во время Крымского похода кн. В. В. Голицына, убит взбунтовавшимися казаками. Останки Л. Горленко перенесли в Густынский во имя Святой Троицы монастырь , где устроена родовая усыпальница. Д. Л. Горленко, дед И., также занимал должность полковника Прилуцкого полка, был близок к гетману И. С. Мазепе , после разгрома шведов под Полтавой в 1709 г. бежал из России вместе с сыном А. Д. Горленко. Впосл. они вернулись и были прощены царем Петром I, хотя долго находились под подозрением. Сыновья Д. Л. Горленко получили образование в школе киевского Братского в честь Богоявления монастыря . Святитель род. в день Рождества Пресв. Богородицы. По преданию, явившийся отцу ангел покрыл мальчика архиерейской мантией, возвестив о святительском служении сына. В 1713 г. Иоаким был направлен в Киево-Могилянскую академию. Уже в 1716 г. юноша, по его словам, «возлюбил монашество», собирался принять постриг, однако долго не решался открыть свое желание родителям. В эти годы покровителем и духовником Иоакима был его дядя, насельник Киево-Печерской лавры инок Пахомий. В 1723 г. Иоаким приехал домой попросить у родителей благословение на постриг, но получил отказ. Тогда он поехал в Киев под предлогом завершения обучения и поступил в находившийся в окрестностях города Межигорский в честь Преображения Господня монастырь , а в Киеве оставил слугу для доставки ему писем из дома и отправки ответов родителям. Вел строгий монашеский образ жизни, более года питался только невареной растительной пищей. 27 окт. 1725 г. в пещерном храме преподобных Онуфрия и Петра Афонских Межигорского монастыря иеросхим. Феодором был пострижен в рясофор с именем Иларион. Родители примирились со случившимся и благословили сына на дальнейшее служение. В 1727 г. рясофорный монах был переведен в киевский Братский монастырь, где 21 нояб. настоятелем игум. Иларионом (Левицким) пострижен в мантию с именем Иоасаф в честь прп. Иоасафа, царевича Индийского. 6 янв. 1728 г. Киевским архиеп. Варлаамом (Вонатовичем) И. был рукоположен во диакона.

http://pravenc.ru/text/578038.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010