31. Служение в кладбищенской церкви Покойному же архипастырю обязана лавра, установлением, с 1868 года, заупокойных, субботних служений в кладбищенской церкви, начиная со дня Пасхи по 1–е октября, с поминовением на них почивающей на кладбище лаврской братии. 32. Научно – ремесленное училище Памятником просвещенной деятельности в лавре покойного архипастыря, любви его и внимания к нуждам простого народа, служит открытое им, в 1869 году, на лаврские средства, научно-ремесленное училище, для крестьянских православных мальчиков, с постоянным в нем содержанием 2–х пансионеров, на собственные его средства, ежегодно им вносимые от 150 до 180 р. Еще в 1868 году сделано было им распоряжение об открытии народного училища при лавре. Но недостаток средств воспрепятствовал осуществиться этому благому предприятию раньше 1869 года. В этом году училище открыто в лаврских зданиях, на 10 лаврских пансионеров; тогда же, даны были в руководство для него особые правила, с предоставлением, по окончании каждого учебного года, пересматривать их и улучшать, согласно указанию опыта; составлено расписание часов для занятий в классах и мастерских; назначены учителя и мастера для обучения, и, для обзаведения училища, на первый раз, учебниками, книгами и проч., пожертвовано преосвященным, из собственных средств, 200 рублей. В том же году потупило в училище 15 крестьянских мальчиков, какое число из года в год увеличивалось. В настоящее время пансионеров в училище 15 полных (в том числе два покойного архипастыря) и пять неполных. Расходы по содержанию училища, с пансионерами, простираются до 2 тысяч рублей. Сказать нужно, что покойный преосвященный, и умирая, не забыл, так сказать, своего детища, – в предсмертном своем завещании он записал на лаврское училище 2,500 рубл. С тем, чтобы, на проценты от этой суммы, лавра содержала на его счет двух пансионеров. 33. Ежегодные пожертвования лавры Кроме пожертвований, собираемых по кружкам Свят. Синода и отсылаемых на разные богоугодные заведения, лавра, при покойном архипастыре, делала ежегодные пожертвования: а) в пользу бедных духовного звания – 25 рублей, б) в Миссионерское общество – 100 руб. в) в пользу больных и раненных воинов – 100 рублей, г) в пособие духовно-учебным заведениям Волынской епархии 300 р., итого 525 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Он же нам все даст, что нужно и полезно. Пишешь, что мало приносишь пользы общественной… Для нашей души, гораздо полезнее смиренно сознавать себя беспомощной, никчемной, пустоцветом, нежели думать о своих дарованиях, способностях, талантах, положении и т. д. Самое скромное послушание пономарское, клиросное, поварское и всякое другое ценно, полезно и высоко в очах Божиих, когда оно проходится с сознанием своего недостоинства. Тогда Сам Господь и возвышает, и умудряет и указует нам путь спасения. Еще раз приветствую с великим, радостным праздником Успения Пречистой Богоматери. Праздник этот особенно является радостным для нас, монашествующих, ибо подтверждает, что смерти нет. Сколько храмов Божиих, скитов, обителей, устроено иночествующими именно в честь и память Успения, Киево-Печерская Лавра, Почаевская Лавра Успенская, Троице-Сергиевская Лавра с Успенскою церковью. Девять дней празднуется сей Праздник Св. Церковью , дабы мы монашествующие, могли насытиться от богатой духовной трапезы его. Какие чудные, содержательные песнопения, стихиры, тропарь, кондак, светилен! Какие умилительные молитвы, напевы. – «Радуйся, Обрадованная, во Успении Своем нас не Оставляющая». Да не оставит Она и нас и да избавит от смерти души наши! А что основа истинного монашества – прежде всего молитва – это совершенно верно. Чем спасались, озарялись, просвещались и других просвещали наши старцы-подвижники простецы – чем, как не молитвой? И внутренние силы даются той же молитвой, было бы только твердое желание, настойчивость, терпение со стороны молящихся. Дай Бог всем нам – монашествующим в особенности – этих внутренних сил, чем подкрепляются и физические. Запись: Со Христом и в тюрьме свобода, а без Христа и на воле тюрьма. Радуюсь твоему доброму, светлому настроению, твоей любви к святому храму и благоговейному участию в церковном пении и чтении во время Богослужения, когда одновременно невидимо присутствуют и воспевают славу Божию и силы небесные, " невидимо служат». Да сподобит Господь не точию здесь, но и в веке грядущем, вместе с небесными силами, славословить Господа, поя Ему " Аллилуия».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

с. Юридика доставляла монастырю годового дохода 576 р. 8 ¼ к. с. Заставное от графа Тарковского имение, состоявшее из м. Нового Почаева, села Старого Почаева и деревень Березины, Будок и Левковец и состоявшее 1253 ревизских души обоев пола и 3614 российских десятин 1508 саженей земли, приносило дохода в год 6414 р. 3¼ к. с. Инвентарный годичный доход с имения Корамовецкого простирался до 716 р. с. Что касается имения Красной Луки, то доход с него состоял из съестных продуктов, доставлявшихся в обитель, и потому не был приводим в определенную известность на деньги, – и это имение вскоре в 1834 году помещик Држевецкий выкупил, уплатив монастырю долг 15225 р. с. Именным высочайшим указом в 25 день декабря 1841 года велено, чтобы все недвижимые в западных губерниях имения, кои по фундушевым записям и другим актам были назначены на содержание православного и Иноверного духовенства, были переданы в ведение Министерства государственных имуществ. Вместе с тем последовала Высочайшая воля, чтобы в вознаграждение за передаваемые в ведение казны имения, назначены были лаврам суммы равные тому доходу, который они с имений получали. Вследствие такового Высочайшего повеления фундушевое Почаевской лавры имение, называемое юридикой, в 1842 году и передано в ведение палаты государственных имуществ, и правительство действительно распорядилось, чтобы лавра получала из казначейства ежегодно по 576 рублей 8¼ коп. сереб. в соответствие тому доходу, который сказанное имение ей приносило. О заставном имении от графа Тарновского и о традиционном от графа Ледуховского преосвященный Никанор, имея в виду, что оба эти имения не принадлежат собственно лавре, и не назначены на содержание обители, а только состоят во временном ее владении, до уплаты капиталов, спрашивал обер–прокурора Святейшего Синода, – следует ли передавать их в ведение казны, – причем присовокупил, что вотчинники Тарновский и Ледуховской изъявили готовность выкупить оные, и уплатить лавре долг. На этот вопрос обер– прокурор ответил, что и эти имения, равно как и юридика, должны быть переданы в ведение Министерства государственных имуществ, – с точным определением истинного количества, получаемого, с оных, дохода, чтобы по высочайшей воле, на содержание лавры были отпущаемы из казны доходы с тех имений в том самом количестве, в каком она доселе пользовалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Многие исцелялись от тяжелых недугов по одним обетам пойти по выздоровлению в Почаев на поклонение. Были поразительные случаи прозрения слепых, дарованья речи немыми, спасенья утопающих, избавления от беснования и проч., и проч. Много совершилось чудес от Почаевской иконы и в более близкое время. Особенной точностью и достоверностью отличаются записи с того именно времени, когда Почаевская обитель перешла в полное ведение православных. Приведем некоторые из этих чудес и знамений. Солдатская дочь Анна Акимчукова на первом году жизни лишилась зрения. Когда бабушка, у которой воспитывалась Анна, отправлялась в Почаев на богомолье, 9-ти-летняя девочка стала просить взять ее с собою. Трудно было идти со слепой, едва видевшей одним глазом, но нельзя было отказать в усиленной просьбе. Промывши в Лавре глаз водой из Стопы Божьей Матери, обе богомолки стали молиться Чудотворной иконе. Вдруг девочка воскликнула: «ах, бабушка, я вижу Божию Матерь обоими глазами!» Сын священника Подольской губернии, Брацлавского уезда, Виктор Гаевский, страдал болезнью, лечить которую отказались все врачи. Родители решили послать сына в Почаев. На дорогу они дали все вещи, необходимые для погребенья на случай, если бы он умер. Но мальчик не только не умер, а возвратился домой совершенно здоровым и вскоре отправился с матерью в Почаев, чтобы возблагодарить вместе Небесную Царицу, даровавшую такое дивное исцеленье. Богомолец всегда может видеть в Почаевской Лавре много приношений, сделанных, разными лицами в благодарность за исцеление. Эти приношения думается нам, особенно много должны говорить всем и каждому, так как все они составляют лучшее и вернейшее свидетельство чудес и знамений. Вот, серебряная привеска, присланная в 1833 г. жителем города Аккермана, в Бессарабской губернии, в благодарение Божией Матери за чудное исцеление его от тяжкой болезни; вот дары Московских купцов Прохоровых – архиерейские облачения, присланные в знак благодарения за чудесное исцеление супруги Прохорова от тяжкой болезни её в Лавре Почаевской. А сколько имеется в Лавре Почаевской собственноручных благодарственных писем разных лиц, испытавших на себе и на семье своей силу благословения горы Почаевской! Все это хранится, как свидетельство, поселяющее непоколебимую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Депутаты Тернопольского облсовета пытаются отобрать Почаевскую лавру у Украинской Православной Церкви Почаев, 11 февраля 2010 г. Депутаты Тернопольского облсовета, известные своими националистическими настроениями, считают, что здания Почаевской Свято-Успенской лавры нужно забрать у Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которой комплекс обители передан в долгосрочную аренду. На сессии 11 февраля депутаты обратились к премьер-министру Ю.Тимошенко с требованием отменить решения, которым лавру изъяли из состава заповедника, в составе которого она была до 2003 года. «В настоящий момент Почаевская лавра стала в Тернопольской области ячейкой украинофобства», - заявляет заместитель председателя облсовета Олег Боберский. Далее он приводит «факты», в достоверности которых приходится усомниться: «Литургии ведутся на русском языке, литература печатается на русском. Монахи лавры враждебно относятся к представителям других конфессий, в частности к православным «Киевского патриархата». Между тем, в реальности богослужения в Почаеве совершаются на церковно-славянском языке, проповеди произносятся на украинском, литература также издается по-украински, и лишь привозные издания из России, продающиеся в лаврской книжной лавке, можно отнести к русскоязычным. На предыдущем заседании сессии облсовета, депутаты создали временную комиссию, которая занималась изучением процесса передачи лавры и ее деятельностью в настоящий момент. Члены комиссии заявили, что в настоящий момент на территории лавры якобы проводится незаконная добыча стройматериалов (неужели в центре обители открыт карьер?!). Кроме того, по словам ревнителей украинского духа, на территории Кременецкого района, где находится лавра, стражи порядка постоянно обнаруживают иностранных граждан, которые находятся там с нарушением миграционного законодательства. Преимущественно это граждане России, Молдовы и других стран СНГ. Беспокоились депутаты и возможностью пребывания на территории лавры представителей российских спецслужб. Однако членам временной комиссии в процессе работы, увы, не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть эти данные. Напомним, сооружения Почаевской Свято Успенской лавры в 2003 году передали в бесплатную аренду Украинской Православной Церкви Московского Патриархата до 2052 года. Седмица.Ru 11 февраля 2010 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/34021.html

Он даже дороги не знает... «Язык, до Киева доведет». Эту поговорку и составили богомольцы. Можно прибавить только: и до Москвы, и до Почаева – всюду доведет. Но с устройством железных дорог путешествия облегчились, и многие идут на богомолье. Проехать теперь в Киев или Москву можно и скоро и стоить не дорого. Также можно проехать и в Почаев. Надо держать путь на Киево-Брестскую железную дорогу, отсюда на станцию Здолбуново-Радзивиловской ветви этой дороги, называемую «Рудня Полесская», или же–в Радзивилов. На одной из этих станций за недорогую плату путешественники легко нанимают лошадей и отправляются в Почаев. Нее расстояние – около 24 в., и поезда железной дороги так подогнаны, что поклонники легко приезжают в Лавру ко всенощному бдению. Есть и другие пути, но нужно ли говорить о них? «Язык, до Киева доведет», и легко узнает эти пути тот, кто собирается туда помолиться. Мы сказали только о дорогах, ведущих к самой Ливре. Великая обитель Почаевская находится на юго-западной окраине нашей родины, в Волынской губернии. Всего восемь верст от обители этой до Австрийской границы... С какой бы стороны ни подходили или ни подъезжали вы к Почаевской Лавре, вас поражают чудные виды, открывающиеся на обитель. С северо-востока ведет дорога Кременецкая (Кременец – уездный город Волынской губернии и находится от Лавры на расстоянии двух часов езды, т. е. 20–25 верст); пролегает она в дремучем лесу, который мало-помалу уменьшается, пока богомолец входит в прохладную монастырскую рощу. С юго-восточной стороны ведет дорога из местечка Вишневца, дорога, замечательная тем, что с неё путешественник видит вдруг всю обитель: громадные здания, позлащенные главы и куполы храма, чудную растительность вокруг... Другие дороги также имеют свои прелести: богомолец приходит в неописуемый восторг, когда взору его предстанет лицевая сторона Главного Почаевского храма (с южной стороны);– не доходя до Лавры, он любуется скрывающимся за холмами селением, называемым Старый Почаев и славящимся обильными родниками свежей ключевой воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Официально заявляем, что никакие «боевиков и титушки» на территории монастыря не находится и не укрываются». 21 февраля. ПРАВМИР. Свято-Успенская Почаевская Лавра опровергает информацию о том, что на территории монастыря скрываются боевики. Представители монастыря официально опровергли провокационную информацию об укрытии боевиков. «Дорогие братья и сестры! Через средства массовой информации распространяется провокационная информация относительно Почаевской Свято-Успенской Лавры о том, что на территории монастыря скрываются «боевики и титушки». Эту информацию распространяют люди, которые заинтересованы в разжигании межконфессиональной вражды. В связи с этим,  официально заявляем, что никакие «боевиков и титушки» на территории монастыря не находится и не укрываются. Лавра прежнему открыта для всех желающих. Богослужения совершаются в своем порядке», — сообщается на официальном сайте монастыря . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 28 ноября, 2018 24 ноября, 2018 21 апреля, 2020 3 января, 2019 7 декабря, 2018 7 декабря, 2018 30 ноября, 2018 29 ноября, 2018 28 ноября, 2018 28 ноября, 2018 24 ноября, 2018 21 апреля, 2020 3 января, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/v-svyato-uspenskoj-poc...

б) По типографии. Приобретена другая скоротечная машина, стоившая с доставкой из Вены 2200 р. с., выписаны из Вены же штемпеля; устроена переплетня, отлито 300 пудов букв; сделаны из ясенового дерева под лак четыре регала; напечатано книг: 1800 экземпляров месячных миней, – 1300 экземпляров следованной псалтыри, 1200 – экземпляров октоиха, – 5050 экземпляров учебной псалтыри в 4–ю долю, – 1000 экземпляров часослова, – 500 экземпляров псалтыри толковой, – 500 экземпляров большого часослова и другие мелкие книги. в) По экономии. При Почаевской лавре не имеется выгодных гостиных домов, особенно приюта для простого народа, в летнее время тысячами собирающегося, и не редко – даже в ненастные дни – проводящего ночи под открытым небом. Вблизи лавры, для постройки этих домов не было монастырского места. В 1862 году у титулярного советника Хращевского куплен грунт, для постройки на нем на каменном основании обширного деревянного приюта. Мастер за одну работу договорен за 2000 р. с. Материал же весь – каменный и лесной приготовлен от лавры. Лавра доселе не имела, ни мельницы, ни рыбной ловли. Владея фундушевой пахатной землей, если она и собирает в урожайные годы известное количество хлеба, то должна нанимать мельниц, и за помол зерна платить не дешевой ценой. В 1865 году, вследствие переписки преосвященного Антония с правительством, министерство государственных имуществ назначило ей две мельницы и пруд, для рыбной ловли, состоящая в казенном имении Кременецкого уезда в селе Сураже. В настоящее время эти мельницы и пруд, по контракту, арендуют другие лица: но, по истечении контрактного срока – с 1871 года они поступят в полное владение лавры; теперь же она получает из уездного казначейства тот доход, который платят в казну арендаторы, т. е. по 442 руб. в год. 12. Риза на чудотворную икону Божией Матери Риза на чудотворную Почаевскую икону Божией Матери сделана, в 1866 году, потомственным почетным гражданином, Санкт – Петербургским купцом, серебряных и золотых дел мастером Феодором Андреевичем Верховцевым, из чистого 82 пробы золота, которого употреблено на сделание этой ризы 2 ф. 20 золотников. На украшение этой ризы употреблены следующие и в таком количестве драгоценные камни.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Если же таковых лиц с согласием на семь условии принять сказанное имение не окажется: то отдать оное в администрацию самому вотчиннику графу Тарновскому, с тем чтобы он вносил в лавру полностью, без всякого вычета или сборов в казну, доход, соответствующий 5% с капитальной суммы 93900 р. с. 2) чтобы не доплаченный с этого имения казной доход, по инвентарному исчислению, был внесен в лавру, и 3) если в случае продажи этого имения с торгов не получится сумма 4% противу капитала: то чтобы недостающая сумма была взыскана с других имений графа Тарнавского. Граф Тарнавский от принятия в администрацию помянутого имения отказался. Вместо его избран губернским предводителем дворянства в администратора дворянин Штурм с условием, чтобы из дохода получать ему 10%. Между тем палатой государственных имуществ сделано вновь инвентарное исчисление имению, и положено годичного с оного дохода только 3360 р. 60 к. с. При самой же отдаче имения в администрацию Штурму помянутый доход еще уменьшен. Он обязался платить ларе в год всего 2510 р. 60 ½ к. с. и притом с вычетом и из сей суммы 10%. О таком несправедливом и весьма обидном для Почаевской обители действии палаты государственных имуществ. Преосвященнейший Арсений доносил Святейшему Синоду от 25 ноября 1850 года за 1242, – желая, чтобы на отдачу имения в безотчетную администрацию были назначены торги новые. Святейшим Синодом поручено обер-прокурору снестись, по сему предмету, с министром государственных имуществ. Завелась длинная переписка. Имению сделана подробная опись, при духовном депутате; и при всем том палатой государственных имуществ имение отдано в администрацию тому же Штурму, со взносом того же уменьшенного дохода; да и этого дохода за 1850 год лавра не получила. По распоряжению палаты, он не внесен в лавру, а обращен весь на пополнение винокурной недоимки и земских повинностей. Кроме того, вместо 360 саженей дров, которые были отпускаемы лавре из того же имения, поставлено палатой отпускать только 60. Преосвященнейший Арсений снова доносил Святейшему Синоду; Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

8. Устроить каменную ограду, и выпланировать площадь пред зданием и спуск под гору. 9. На северной стороне монастырского здания на место на место старых деревянных служб построить новые каменные, как то: амбары, кладовые и мастерские. 10. Покрыть все монастырские здания железом. 11. Во всех окнах монастырских зданий вставить новые окончины. 12. Оштукатурить северную сторону монастырского здания. 13. Полы и лестницы во многих местах переделать. 14. На великой соборной церкви и двух башнях, вместо теперешних черных седмиконечных, составляющих герб Потоцкого, крестов, устроить новые осмиконечные железные, и вызолотить, – равно вызолотить и небольшие главы. 15. Медную крышу на большой церкви, как совершенно ветхую, снять и покрыть железом, и крышу окрасить зеленой краской. 16. Паче всего и неотложно в нынешнее лето (1833 года) нужно починить и укрепить галерею, чтобы предотвратить опасность, угрожающую великой церкви. В заключение преосвященный присовокупляет, что местных средств к произведению вышепрописанных построек и переделок недостаточно, – что в здешних местах на материалы дороговизна чрезвычайная, – что мастеровых вовсе нет, – что их нужно вызывать из России, – что поляки, как нерасположенные к Православной Церкви в России, взаимно согласились не продавать Лавре ничего по справочным ценам, а потому просит Святейший Синод выдать Лавре заимообразно 432,750 р. ассигн., как деньги нужные, по смете, для этих построек и переделок, а Лавра обязывается выплачивать этот долг, по частям, с процентом. 16. Указ Святейшего Синода преосвященному Иннокентию, в ответ на вышеозначенное представление Святейший Синод, в разрешение предположений преосвященного Иннокентия, указом от 30 октября 1833 г. за 8082, предписал к исполнению следующее: а) произвесть только самонужнейшие постройки и исправления, как то: около монастыря устроить каменную ограду, исправить ветхости главной церкви, починить и укрепить галерею, колокольню исправить, по предположению, – архиерейское помещение устроить с северо-западной стороны братского корпуса, – на помещение для певчих перестроить базилианские службы и сараи, для консистории сделать перестройки, по плану архитектора Руско, – выпланировать площадь перед зданиями, – построить новые каменные службы, амбары, кладовые и мастерские, – переменить на всех монастырских зданиях крыши, и в окнах окончины, оштукатурить северную сторону корпуса, переделать полы и лестницы, – устроить на великой церкви и башнях новые кресты и все это производить на счет монастырских доходов; впрочем, чтобы отправить всякое в том затруднение, Святейший Синод разрешает комиссии духовных училищ ассигновать Лавре заимообразно за пятый процент просимую сумму; о других постройках и украшениях сказано, чтобы производить их в последствии, когда Лавра будет иметь к тому средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010