Отдельные документы, преимущественно хозяйственного характера, посвященные мон-рю, встречаются и в других фондах ЦГИАК (Ф. 51. Оп. 1, 3; Ф. 442. Оп. 72). Ист.: ЦГИАК. Ф. 25, 812, 2071; АЗР. 1846. Т. 1. 360; Реестр дел козацких в Польской Метрике//ЧОИДР. 1861. Кн. 4. С. 14; АСЗР. 1869. Т. 6. С. 205; АрхЮЗР. 1859. Ч. 1. Т. 1. С. 479-489; 1883. Ч. 1. Т. 6. С. 128-143, 152-186, 189-207, 212-220, 248-249, 258-263, 268-270, 284-285, 304-306, 314-317, 501, 504, 568-570; 1893. Ч. 1. Т. 9. С. 367, 370; ПСРЛ. Т. 2; Лimonuc Руський. К., 1990. С. 383; Лimonuc Самовидця. К., 1971. С. 87, 128; Пам " ятки: Apxib Украïнськоï Церкви. К., 2001. Т. 3. Вип. 1: Док-ти до icmopiï yhiï на Boлuhi i Kuïbщuhi kihця XVI - 1-й пол. XVII ст.: Руська (Волинська) метрика. К., 2002. С. 258, 726; Archiwum Ksit Lubarmowiczyw-Sanguszków w Sawucie. Lwów, 1890. T. 4. S. 562-565; 1897. T. 5. S. 418-420; Monumenta Ucrainae Historica. R., 1964. Vol. 1. P. 248-249; 1965. Vol. 2. P. 140-141, 147; 1971. Vol. 9/10. P. 728-730, 733, 755, 793-795, 849-851, 856, 870-873, 903-904; 1974. Vol. 11. P. 20, 47, 195, 248-253, 321, 398-399, 466. Лит.: В. Т. М[азюкеви]ч. Из старых бумаг холмского архива//Киевская старина. 1883. 8. С. 735-737; Леонид (Кавелин), архим. Сведения о слав. рукописях. М., 1887; Иванов В. Епископы древней Луцкой епархии. Почаев, 1891; Малевич А. Древняя Жидичинская архимандрия на Волыни. Почаев, 1905; Переверзев К. В., свящ. Справочная книга о приходах и мон-рях Волынской епархии. Житомир, 1914. С. 224; Ящур В. Судова розправа Гедеона Балабана apxiм. Жидичинського мон-ря на ochobi opurihaльhux дokyмehmib//ЗНТШ. 1961. Т. 171. С. 59-133; Памятники градостроительства и архитектуры УССР. К., 1985. Т. 2. С. 75-76; Kpuжahibcьkuй О. П. Церква у coцiaльho-ekohoмiчhoмy розвитку Правобережноï Украïни: (XVIII - перша пол. XIX ст.). К., 1991. С. 23, 25-26, 36-37, 43, 48, 56, 58, 70, 73, 85; Бантыш-Каменский Д. Н. История Малой России. К., 1993. С. 241; Грушевський М. С. Духовна Украïна: Зб. mbopib. К., 1994.

http://pravenc.ru/text/182287.html

Горестная мать со слезами положила Любеньку пред священным изображением Почаевского чудотворного образа Богоматери и умоляла «Жизнодавца Рождшую» возвратить к жизни её детище. И что ж? Больная вдруг очнулась, как бы пробудившись ото сна, и, посмотрев кругом, просила подать ей святую икону, многократно целовала её, прижимая к сердцу, и мгновенно почувствовала такое облегчение, что поднялась с болезненного одра, начала ходить и попросила кушать. А потом, чрез несколько времени, и совершенно выздоровела. День чудесного исцеления Любеньки (только слепец сердцем и душою не мог бы, или лучше, не захотел бы видеть здесь святого чуда) остался навсегда памятным в этом благочестивом семействе и ежегодно был празднуем с особнным благоговением, как день, ознаменованный особеннейшим заступлением пречистой Матери Божией. Да и во всякое время родители Любеньки никогда не могли без искреннейшей благодарности к Богу вспомнить тот день, когда они, может быть, в первый раз в жизни удостоились так осязательно почувствовать прикосновение чудотворного перста Царицы Небесной. В первый раз, но не в последний. В 1839 году, когда Любеньке уже исполнилось четыре года, она снова заболела корью. Её здоровье опять дошло до такого жалкого состояния, что жизнь её находилась в крайней опасности. Наконец лекарь объявил, что теперь едва ли уже помогут какие-нибудь врачебные пособия. Печальные родители снова усугубили свои пламенные мольбы к небесному Врачу душ и телес и к Его преблагословенной Матери… А Любенька, переносившая с редким терпением все свои болезненные страдания, просила дать ей денег и, получив их родителей, постоянно держала при себе. «Маменька, – говорила она слабым, показывавшим крайнее изнеможение голосом, – как скоро я сколько-нибудь поправлюсь, мы поедем в Почаев и там помолимся пред чудотворною иконою Божией Матери, чтоб Она даровала мне здоровье. Вот для чего я просила у вас денег». При этих словах родители улыбались сквозь слёзы. Но дитя было право: Любенька в самом деле начала поправляться, так что спустя несколько времени с нею действительно уже можно было отправиться – по её желанию и данному тогда же её родителями обету – в богоспасаемый Почаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

В другой раз приехала я к преподобному Сергию и стала проситься к отцу Савве в духовные чада. Он благословил меня поехать в Почаев через Киев. Сказал: «Там есть старец схиигумен Кукша, подойдешь к нему и скажешь то-то и то-то», точно забыла что, при этом сказал: «Я грешник, какой я духовный отец, вот если он благословит, то тогда так уж и быть – приму; он – старец!» Приехали мы в Киев, пошли в Ближние Пещеры, там встретили отца Кукшу, мне показался он очень строгий. Я подошла к нему под благословение и стала говорить, что меня направил к вам отец Савва, я у него попросилась в духовные чада, а он меня послал к вам – как благословите вы. С улыбкой он мне ответил: «Бог благословит». Из Киева мы поехали в Почаев, а когда вернулись, поехали опять в Загорск, к преподобному Сергию. Я сказала иеромонаху Савве, что отец Кукша благословил меня к вам в духовные чада. «Ну что же, – с улыбкой ответил отец, – раз благословил отец Кукша, то принимаю». Уже будучи его духовным чадом, привелось встретиться с одной рабой, которая сказала мне, чтобы я уничтожила все документы, что я и сделала. Приезжаю к отцу, подхожу под благословение, а он в присутствии всех говорит: «Вот «святая» приехала». Потом одной мне стал говорить: «Зачем все это ты сделала? Паспорта у нас есть у всех, через профсоюз больничные оплачивают. На перепись Сама Матерь Божия с Иосифом первая ходила, а власть вся от Бога, ей надо подчиняться, а это смущение от дьявола через прельщенных людей, они наносят смуту прежде времени. А вот, когда подойдет такое время, что тебе скажут: «Отрекись от Христа», – вот тогда смотри, ни под каким видом от Господа не отрекайся. Придет такое время, когда неграмотной, имеющей во чреве ребенка, скажут: «Поставь точку своей рукой, что он будет неверующий», вот тогда смотри, не отрекайся от Господа». С одной духовной сестрой перед поездкой к отцу попостилась, помолилась и натощак к нему поехали, в надежде получить от него похвалу, но между собой поссорились, не считая это за грех. Приехали к отцу, подошли под благословение, сначала Е., он отвернулся и отошел от нее. Подхожу я и получила то же. Через некоторое время отец подходит к нам, благословил, дал по просфорочке и сказал: «Не молились, не постились, поссорились».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

– Бог спасет, – сказал он по направлению к бричке, в сиденье которой виднелась квадратная фигура седого господина, и два костыля торчали сбоку. Старик внимательно смотрел на юношу-слепца… Тот стоял бледный, но уже успокоившийся. При первых же звуках песни его руки нервно забегали по струнам, как будто покрывая их звоном ее резкие ноты… Бричка опять тронулась, но старик долго оглядывался назад. Вскоре стук колес замолк в отдалении. Слепцы опять вытянулись в линию и пошли по шоссе… – У тебя, Юрий, легкая рука, – сказал старик. – И играешь славно… Через несколько минут средний слепец спросил: – По обещанию идешь в Почаев?.. Для Бога? – Да, – тихо ответил юноша. – Думаешь, прозришь?.. – спросил тот опять с горькой улыбкой. – Бывает, – мягко сказал старик. – Давно хожу, а не встречал, – угрюмо возразил рябой, и они опять пошли молча. Солнце подымалось все выше, виднелась только белая линия шоссе, прямого как стрела, темные фигуры слепых и впереди черная точка проехавшего экипажа. Затем дорога разделилась. Бричка направилась к Киеву, слепцы опять свернули проселками на Почаев. Вскоре из Киева пришло в усадьбу письмо от Максима. Он писал, что оба они здоровы и что все устраивается хорошо. А в это время трое слепых двигались всё дальше. Теперь все шли уже согласно. Впереди, все так же постукивая палкой, шел Кандыба, отлично знавший дороги и поспевавший в большие села к праздникам и базарам. Народ собирался на стройные звуки маленького оркестра, и в шапке Кандыбы то и дело звякали монеты. Волнение и испуг на лице юноши давно исчезли, уступая место другому выражению. С каждым новым шагом навстречу ему лились новые звуки неведомого, широкого, необъятного мира, сменившего теперь ленивый и убаюкивающий шорох тихой усадьбы… Незрячие глаза расширялись, ширилась грудь, слух еще обострялся; он узнавал своих спутников, добродушного Кандыбу и желчного Кузьму, долго брел за скрипучими возами чумаков, ночевал в степи у огней, слушал гомон ярмарок и базаров, узнавал горе, слепое и зрячее, от которого не раз больно сжималось его сердце… И странное дело – теперь он находил в своей душе место для всех этих ощущений. Он совершенно одолел песню слепых, и день за днем под гул этого великого моря все более стихали на дне души личные порывания к невозможному… Чуткая память ловила всякую новую песню и мелодию, а когда дорогой он начинал перебирать свои струны, то даже на лице желчного Кузьмы появлялось спокойное умиление. По мере приближения к Почаеву банда слепых все росла.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

После литургии и акафиста, указав прихожанам, как вести дело, если они пожелают принять православие, я посетил, по приглашению, дом местного священника. Местный настоятель арестован австрийскими властями, жена его умерла ещё раньше, в доме же живут его тётя и сестра жены. Тут же я застал и наблюдающего сей приход Заболотцы священника села Чехи отца Корнилия Загайкевича. Приняли они все меня весьма враждебно. Загайкевич оказался ярым защитником унии, вплоть до готовности пострадать и умереть за неё, считая себя в то же время русским. Я же сказал, что все русские были, есть и будут православные, какими были наши отцы, деды и прадеды, и какими были и их деды и прадеды, и какими должны быть сих дедов внуки и правнуки. Беседа в таком духе у нас велась очень долго, но безрезультатно. Беседовать же мне с местными крестьянами больше не удалось, так как они были заняты, удовлетворяя нужды нашей армии. Взявши антиминс, я на другой день прибыл в Почаев» 119 . Архиепископ Евлогий назначил иерея Аверкия Барщевского с 1 ноября в село Борятин, а о. Аркадий Остальский с того же числа был откомандирован в приход села Заболотцы Бродского уезда 120 . Вскоре в Броды прибыл владыка Евлогий. «Волынские епархиальные ведомости» об этом посещении владыки сообщали: «От близких к Архиепископу Евлогию лиц мы узнали, что главной целью нынешнего, пока, к сожалению, только временного приезда владыки в Галичину, является завершение устройства здешней Православной Церкви, установление для неё причта и проч., а вместе с тем также предварительное ознакомление с местной православной паствой и с её настроениями, желаниями и нуждами. О предполагаемом приезде владыки в Галичину своевременно стало известно русскому населению и духовенству Бродщины, от имени которых затем и явился в Почаев к владыке настоятель православного прихода в г. Бродах о. Стефан Клубок с просьбой посетить и благословить по пути во Львов также и православную паству Бродщины. Так как Бродщина ныне уже почти вся присоединилась к Православной Церкви, то архиерей, вняв её просьбе, пожелал быть в молитвенном общении с дорогой его сердцу новообращённой паствой и прибыл с этой целью в Броды в субботу, пополудни.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Власти решили закрыть Почаев из-за распространения коронавирусной инфекции 21 апреля. ПРАВМИР. Свято-Успенскую Почаевскую лавру закрыли на карантин, об этом без подробностей сообщается на сайте обители. Закрытие лавры связано с ограничением въезда и выезда из Почаева, передает СПЖ . По окончании службы, которая транслировалась в интернете, прозвучало требование к прихожанам немедленно покинуть обитель в связи с тем, что в Почаеве введено чрезвычайное положение. Накануне власти Кременецкого района Тернопольской области решили закрыть Почаев из-за распространения в регионе коронавирусной инфекции. В областном управлении Нацполиции считают это постановление нарушением законодательства, поскольку у властей нет таких полномочий. Ранее полиция завела уголовное дело в отношении священнослужителей Почаевской лавры за нарушение санитарных норм и правил на Пасху во время эпидемии коронавируса. По данным на 20 апреля, в Кременецком районе зарегистрировано 42 больных больных коронавирусом. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 12 февраля, 2024 9 февраля, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 1 марта, 2024 29 февраля, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 20 февраля, 2024 12 февраля, 2024 9 февраля, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/na-ukraine-zakryli-na-...

723 В числе древнейших изданий Почаевской типографии между прочим упоминаются «Проскомидийные листы». Если не ошибаемся, первый образец таковых явился в Киево-Печерской типографии, откуда его и заимствовала обитель Почаевская для перепечатания в своей типографии. 725 До чего крепко этот устав держался на Горе Почаевской, можно судить по тому, что в существенных чертах его не посмели изменить сами Базилиане Почаевские, за что между прочим и слыли между своими собратьями за схизматиков. Смотр. статью нашу: «Из воспоминаний и заметок бывшего послушника Почаевской Лавры при Базилианах». Холмско-Варшавский Епарх. Вестн. 1879 г.– Особенно интересно здесь сравнить с уставомъ Киево-Печерской Лавры, какъ Базилиане пели Великий Канон, или сменяли чередныхъ иеромонахов для занятия седмичного богослужения, и т. п. 726 Отсюда покойный А. Н. Муравьев в своих паломнических заметках о Почаевской Лавре имел полное право сказать, что «не на высоте скалы Почаевской, а в глубине ея пещер нужно искать первоначальную историю Горы Почаевской». Почаевская Лавра и Острожское братство. Киев 1871 г. 729 Смотр. «Гора Почаевская». Почаев, 1803 г., стр. 3 на обор. Об этом же народ с незапамятных времен и доселе поет в известной уже нам песни: «Пасли пастыри овцы на гори, «Видели Матерь Божу на скали..» Как на особенность той же народной памяти следует указать на то, что ей не чужды отчасти и воспоминания о непосредственном родстве Почаевской обители с Киево-Печерскою. Таково и доселе распространенное между поклонниками Почаевскими мнение, будто находится прямой потаенный ход между пещерою пр. Иова, в Почаевской лавре, где кроме Иова, как известно, спасались и другие, в особенности древнейшие, подвижники Почаевские, и пещерами Киевскими. Старики даже скажут вам, что если пустить зайца в этой пещере из Почаева, то он непременно выскочит в Киева, в пещерах тамошней лавры. 730 Чит. брошюру нашу: «В память совершившегося пятидесятилетия со дня воссоединения Почаевской лавры из унии в православие». Почаев, 1883 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Выслушав все это, я удивился сам в себе и прославил премудрость и благость Божию, видя как она различными способами обращает грешников, да и стал ему говорить: – Любезный брат! Ты бы во время-то страха и тоски молился Богу. Это главное врачевство от всех наших скорбей... – Да никак нельзя! – сказал он. – Мне думается, что как скоро я стану на молитву, то тут же меня Бог исковеркает... – Пустое, брат! Эти мысли дьявол тебе влагает. Бог бесконечно милосерден, и соболезнует о грешниках, и прощает кающихся вскоре. Ведь ты знаешь Иисусову молитву, то есть «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного!»? Вот ее беспрестанно и говори... – Да как не знать этой молитвы, я когда и воровать-то ходил, то иногда читал ее, чтоб было смелее. – Так вот смотри же теперь, Бог тебя не коверкал и тогда, когда, шедши на беззаконие, ты творил молитву, а будет ли погублять тебя, когда ты на пути покаяния станешь молиться? Теперь видишь ли, что мысли твои суть вражеские?.. Поверь, любезный, если будешь беспрестанно говорить сию молитву, несмотря на то, что бы ни приносилось тебе в мысли, то скоро почувствуешь отраду, весь страх и тягота твоя пройдет, и ты напоследок совершенно успокоишься, будешь благоговейным человеком, и все греховные страсти пропадут. Заверяю тебя в этом потому, что я много видал сие на опыте. Я при сем рассказал ему несколько случаев, при коих Иисусова молитва оказывала чудотворную свою силу над грешниками. Наконец, стал его уговаривать, чтоб он прежде родины своей зашел бы со мною к Почаевской Божией Матери, прибежищу грешных, и там исповедался бы и причастился. Все сие солдат мой слушал со вниманием и, как было приметно, с радостию. И так он на всё сие согласился. Мы и пошли в Почаев вместе, с тем условием, чтоб ничего одному с другим не говорить, а беспрестанно творить бы Иисусову молитву. С таковым безмолвием шли мы целые сутки. На другой день он сказал мне, что чувствует себя легче; и, как по-видимому, он был спокойнее прежнего. На третьи сутки мы пришли в Почаев, и я опять ему подтверждал, чтобы он ни днем ни ночью, покуда не заснет, не прекращал бы молитвы, и уверял его, что Святейшее Имя Иисусово, нестерпимое врагам, сильно спасти его. И при сем прочитал ему из Добротолюбия о том, что хотя и на всякое время должно творить Иисусову молитву, в особенности же и с преимущественною тщательностию прилежать ей тогда, когда готовишься ко причащению Святых Христовых Таин 417 . Он так и поступал и немедленно исповедался и приобщился. Хотя помыслы изредка еще и нападали на него, но и удобно прогонялись Иисусовой молитвою.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Сознавая нравственную ответственность, которая на мне лежала, я пережил тяжелые дни… Я мчался на почаевских лошадях то туда, то сюда, объезжая лагерь, и наконец решил перенести свою резиденцию из Житомира в маленький монастырек в г.Дубно, чтобы, оставаясь в связи с Почаевым, находиться неподалеку от моих несчастных галичан. События надвигались грозные. Тучи сгущались. На фронте со дня на день положение было все хуже и хуже. Возникла тревога за судьбу Почаевской Лавры. Отступление уже началось… Ужасная картина! Один за другим тянутся поезда, груженные военным имуществом… На открытых платформах везут пушки, к ним примостились солдаты и едут, обняв пушечные жерла… А по дорогам в беспорядке движутся войсковые части… То тут, то там виднеется зарево пожаров — это наши, отступая, подожгли интендантские склады, деревни и хлеба. Урожай в тот год был чудный; стоял июнь месяц: нивы уже колосились… Поначалу было дано распоряжение — выселить всех галицийских крестьян поголовно; потом его отменили. Кое–какие деревни уцелели, но хлеб сожгли. Я поехал в Почаев. Собрал монахов, чтобы предупредить их о надвигающейся беде. Смотрю, лица у них угрюмые, трагические… – Враг близко, отцы, — обратился я к братии. — Может быть, Почаев перейдет в его руки. Думаете ли вы оставаться, или бежать? Оставаться, разумеется, — подвиг, а подвига предписывать нельзя. Если бы остались, вы увенчали бы Лавру славой, заслуга ваша была бы великая… Потом о вас будут говорить: вот какие стойкие были почаевские иноки! А я всем, кто останется, низко поклонюсь. В округе нужда большая в требах, священники люди семейные, им оставаться трудно, а мы, монахи, ничем не связаны. Я не предписываю, а предоставляю вашей совести решить: оставаться — или уезжать. У кого нет мужества, пусть уезжает — его судить не могу, не имею права. Подумали монахи, подумали — и разделились. Человек тридцать из них — самый цвет Лавры — остались (двое попросили разрешения принять великую схиму); а остальные заявили: «Мы, владыка, по немощи нашей решили уйти…»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Так; курители жгут деньги свои, не думая о том, что иные, многие не имеют у себя медного гроша, чтобы купить себе поленце и обогреть, хотя мало, промерзшие от зимних морозов кости… Как врачевство, табак употребляем бывает в некоторых болезнях, по предписанию врачей, в известных приемах. Но делать из табаку пищу себе, своему горлу или носу, никогда не следует. Св. Тихон Задонский говорит, что страстное употребление табака есть сухое пьянство 3 . И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни ( Быт. 2 ); при кончине нашей это дыхание жизни – душа изойдет тем ж путем. Не тяжело ли будет ей по исходе и от этих нажитых страстей табако-курения и табако-нюхания на том свете, подобно как тяжело будет душам, нажившим себе здесь и прочие греховные страсти? Об этом надлежало бы иногда подумать в уединении любителям табаку 4 . Переждав в Здолбунове три часа до следования вагонов к Рудне, в 5-ть часов прибыл поезд наш в Рудню, откуда к Почаеву надо следовать лошадьми. На мое счастье послал мне Бог добрейших спутников до Почаевской Лавры в лице почтеннейшего помощника И. А. Л. и его супруги Н. М. Да вознаградит Господь благочестивую чету сию за милость, оказанную ими путику из Киева, которого в своем удобном экипаже довезли они до святой обители Матери Божией, и да приведет их за их милосердие к ближним небесная Царица от земного пришельствия к вечно-блаженному покою в обителях небесного Отца, благодатью и милосердием Сына своего и Бога нашего! – В 8-м часов вечера прибыли мы в Почаев и остановились в лаврской гостинице вне Лавры. Простившись с моими благодетелями и вручив им в знак благодарности книжицу моих великопостных проповедей, получил я от них приглашение быть у них в поместье, находящемся не в дальнем расстоянии от Лавры. Итак, выехав из Киева в 8-мь часов вечера 19-го, в 8-мь часов вечера 20-го числа августа очутился я за 500 в. от Киева и его святой лавры – в другой русской святой лавре Почаевской. Гостиница лаврская, в которой остановились мы ночевать, находится вне ограды монастырской и состоит из обширного, двухэтажного корпуса, хорошо выстроенного и обстроенного потребными надворными службами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010