В 1952 г. ко дню Ангела о. Исаакий подарил ей книгу проповедей Патриарха Алексия, что навело Нину Михайловну на мысль записывать проповеди митрополита Николая и отца Архимандрита. Первая проповедь о. Исаакия была записана 13 мая 1952 г., а архиепископа Николая - на Троицу 7 июня того же года. От о. Исаакия было получено благословение записывать в виде очерков и услышанное на встречах с Владыкой Николаем. Отцу Исаакию она писала в то время: " Вы строите памятник нашему Владыке, которого Вы называете даже " великим " . Единственное, что я могу оставить доброе после себя - это записи проповедей Владыки и Ваших " . Эту задачу она успешно выполнила. К ее постригу владыка Николай и о. Исаакий отнеслись очень серьезно. С владыкой Николаем о монашеском делании они вели беседу несколько часов. В рясофор она была пострижена о. Исаакием в Алма-Ате тайно на квартире Юрпольских 31 июля 1953 г. В мантию - в Ельце, в 1967 году. После той беседы Нина Михайловна начала записывать еженедельные отчеты о. Исаакию о своем духовном и душевном состоянии. Отчеты записывались по схеме и сопровождались письмом для него. Она называла их " спектрами " . Несмотря на проживание в одном городе, деликатная Нина Штауде не хотела бывать у о. Исаакия слишком часто, видя, как устает он от других посетителей. Вот почему так часты в нашем тексте ссылки на выдержки из писем. С 1952 г. по 1970 г. " спектров " накопилось множество. Они содержат драгоценный материал по биографии о. Исаакия за алма-атинские годы и елецкий период. С о. Исаакием монахиня Нина совершила несколько путешествий. В 1952 г. - в Казань, а летом 1955 г. совершили паломничество в Киев и Почаев. Нина Михайловна вошла в состав церковной двадцатки Никольского собора Алма-Аты, в котором о. Исаакий был настоятелем. Здесь, после кончины митрополита Николая, последовавшей 25 октября 1955 г., она оказалась, как и о. Исаакий, в эпицентре сильнейших церковных нестроений. " Постараюсь опять поехать на кладбище, и у могилки Владыки Николая найти точку опоры и помощь в борьбе Вашей против зла. Точно гидра многоголовая напала на Вас, и кусают головы то поочередно, то все сразу, - пишет она в одном " спектре " . - читаем мы в " спектре " той поры. |
С 1917 года и до 1927 года церковь действовала как храм украинской автокефальной православной общины, а затем, под предлогом ремонта и обустройства, была закрыта и длительное время использовалась под склад. В 1942 году немцы отдали храм верующим, и церковь действовала до 1960 года пока ее по «просьбе трудящихся» снова не закрыли. Были разрушены колокольня и малые купола, продолжительное время в здании работало областное общество «Знание», в Центральном зале расположился областной кукольный театр, а в подвалах снова устроили склад. Третье рождение храма состоялось в октябре 1991 года, когда областные власти здание передали общине Украинской автокефальной православной церкви. После образования Украинской православной церкви Киевского патриархата община вошла в ее состав. Храм получил статус кафедрального после образования Житомирско-Овруцкой епархии УПЦ КП. Главными предметами гордости храма являются Чудотворная икона Матери Божьей и мощевник с большим количеством мощей святых. По материалам сайта Достопримечательности Украины Церковь во имя св. архистратига Михаила построена в 1856 гг. житомирским купцом Михаилом Федоровичем Хаботиным - на его земле и на его же средства около 40 000 руб. Каменная, о пяти куполах, с такою же колокольнею. Престола два: один в большой, холодный - во имя арх. Михаила, а другой в теплой - в честь Воздвижения честного и животворящего Креста Господня. Утвари, одежд и богослужебных книг достаточно. Состав причта: священник, псаломщик и пономарь. Церковной земли: под церковным погостом 348 кв. саж. и земля с деревянным домиком на Каракулиной слободе - в 344 кв. саж., завещанная в пользу церкви покойною вдовою капитана Александрою Тарганюковою. При церкви есть два дома, по завещанию храмоздателя отданные купцу Ивану Хаботину с тем, чтобы он внес в кредитное учреждение 3000 руб. и чтобы процент с этого капитала поступал в пользу церкви. Домов для причта нет, для найма квартир даются от церкви деньги. Прихожан 1060 душ обоего пола. Теодорович Н.И. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии», том 1, Почаев, типография Почаевской лавры, 1888 г. |
У верующих не принято целовать лик и руки Господа, а только ноги. Если посмотреть на тот великий крест, который образовали эти четыре точки на карте, то первый поклонный крест - вершина большого креста - находится в Чернобыле, куда паломникам попасть довольно сложно. Вторая точка - Старый Почаев в Тернопольской области - расположен в трех километрах от знаменитой Почаевской Лавры, куда приезжают тысячи людей. Но об этом кресте они ничего не знают - он как бы спрятан возле старого деревянного храма, где когда-то молился и умер Иов Почаевский. Это святое место оказалось несколько в тени. Так же и под Харьковом - там величественный храм, построенный на месте крушения 19 октября 1888 года поезда, в котором находились император Александр III и его жена Мария Федоровна с детьми. В результате страшной катастрофы было травмировано много людей, несколько десятков человек погибли, но царь и его семья не пострадали, выйдя из-под страшных обломков невредимыми. Спасение императорской семьи было объявлено чудесным и вызвало по всей России радость среди граждан. На месте катастрофы был воздвигнут храм Христа Спасителя Преславного Преображения и часовня Нерукотворного Спаса. Во время Великой Отечественной войны храм был взорван, а часовня повреждена. Она простояла более 50 лет без купола и только недавно была отреставрирована. Туда на богослужение приходит не очень много народа. Так что третий крест тоже вроде как спрятан. Четвертый крест установили в Кулевче. И люди здесь бывают почти каждый день, а в субботу, когда служится молебен, и 400, и 500, и 600 человек приходят и приезжают со всей Украины, из Молдавии, России - и все подходят к этому распятию, которое символизирует подножие большого креста, поклоняются ему. В шахты, в которые установлены все четыре креста, было заложено по одному кирпичу из разрушенного храма Христа Спасителя, стоявшего на месте крушения поезда. А наместник Святогорской Лавры благословил по одной меловой глыбе из келий лавры (они вырезаны в меловой скале) - в знак благословения Святогорской Лавры. |
107 . Юнгеров П. Вероучение Псалтири, его особенности и значение в общей системе библейского вероучения. – Казань, 1897; Киев, 2006. 108 . Юнгеров П. Псалтирь и ее значение в связи с заключающимся в ней вероучением: Речь. – Казань, 1894. 109 . Юнгеров П. Псалтирь в русском переводе с введением и примечаниями. – Казань, 1915. 110 . Юнгеров П.А. Словарь к Псалтири. Отзыв о сочинении Петра Гильдебрандта «Справочный и объяснительный словарь к Псалтири», представленное им на соискание премии митрополита Макария//Христианское чтение. – 1900. – Т. II. – С. 453. Притчи Соломона 1 . Василий Великий , святитель. На начало Книги Притчей ( Притч. 1, 1–5 )/ Василий Великий , святитель. Избранные творения. – М., 2008. – С. 415–415. 2 . Иоанн Златоуст , святитель. Остатки из толкования на Притчи Соломона/Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского, в русском переводе. – СПб., 1906. – Т. 12. – Кн. 3. – с. 1089–1137. 371 3 . Филарет, святитель , митрополит Московский. Учительные книги Ветхого Завета: О книге Иова. О книге Притчей//Чтения в обществе любителей духовного просвещения – 1874. – 1. – С. 3–12. 4 . Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседа о притчах.//Альфа и Омега. – 1999. – 4 (18). – с. 14–23. 5 . Антонин (Грановский), епископ. Книга Притчей Соломона. Русские переводы книги с параллельного критического издания греческого и еврейского текстов. – СПб., 1913. 6 . Виссарион (Нечаев) , епископ. Толкование на паремии из книги Притчей и книги Премудрости Соломона. – М., 1888. – 322 с. 7 . Владимирский Ф. Книга Притчей Соломоновых. Ее происхождение, характер и изъяснение. – Почаев, 1904. 8 . Гавриил (Куликов), иерод. Книга Притчей Соломоновых (историко-критический и экзегетический анализ): канд. диссертация. – СПб.: СПбДА, 2006. 9 . Глаголев А. Комментарий на книгу Притчей Соломоновых./Толковая Библия (издание преемников Лопухина ) – Ч. 1. – Стокгольм, 1997. – с. 411 – 502; Отдельное издание: СПб., 1907. – 94 с. 10 . Голованов В. Книга Притчей: историко-экзегетическое исследование. – Загорск, 1979. – 262, VI, 2 с. – машинопись. |
Все знали, что Остапа родные дети выгнали из дома. И вот подходит другой старик, еще более седой, еще более дряхлый; он положил руку на плечо Остапа и сказал: «Встань, Остап! Слышишь, что мир говорит? Не по воле, так по неволе, а примут тебя дети: потому живет еще правда между людьми, еще не пора правду хоронить!» (Взято из «Зернышка») Позднее раскаяние Раз в зимнюю ночь один сельский священник возвращался домой. Его путь лежал через кладбище, и, проходя по нему, он задумчиво остановился перед могилой своего сына, которого незадолго перед тем похоронил. Вдруг слышит он стон и, обернувшись, видит женщину, склонившуюся над двумя могилами. Она плакала горькими слезами. – Зачем ты пришла сюда в такую позднюю и ненастную пору, – спросил ее священник, – и о чем так горько плачешь? – Ах, – отвечала женщина, – мой муж, напившись, выгнал меня из дому, и это случается не в первый раз, а здесь погребены мои родители. Они не советовали мне выходить замуж за этого человека, и теперь я испытываю горькие плоды моего непослушания. Если бы могла я отрыть их своими руками, как бы желала я выпросить у них прощение! («Доброе слово» протоиерея Григория Дьяченко . T. III. 1888) Не поднимай руки на мать Я была маленькой девочкой. Мать шла на богомолье в Летичев. В нашей местности крестьяне при крепостном праве ходили больше в Летичев, чем в Почаев. Помещики были у нас во всей окраине поляки, крепкие католики, и не любили, когда кто-либо из крестьян просился в Почаев, а Боже сохрани – в Киев. К нашим православным святым местам не пускали ни за что. А попросятся, бывало, крестьяне в Летичев – паны пустят. Уж не знаю, грешили ли мы или нет, ходя на богомолье в Летичев, в костел. Правда, прежде чем пойти, бывало, в костел, все крестьяне побудут в церкви, и на утрене и на обедне, и молебен, бывало, отслужат, и панихиду, а потом уже и в костел пойдут. А в нем икона Божией Матери, и крепко чтут ее и поляки и наши. Не знаю, бывают ли теперь крестьяне в Летичеве, а при крепостном праве много-много бывало крестьян. И то – как не пойти? Намучают, бывало, мужиков панские экономы; наработается, бывало, мужик, на панской и своей работе – захочется отдохнуть: куда пойти, как не в церковь , к кому обратиться, как не к Богу! Вот и рады были мужики тому, что хоть в Летичев паны отпускали. |
Феодосий I, епископ Луцкий Его называют «Феодосий скопец». Хиротонисан во епископа Луцкого около 1325 года. В Львовской летописи повествуется, что 20 декабря 1326 года преставился митрополит Пётр (память 21 декабря/3 января, 24 августа/6 сентября), и епископ Луцкий Феодосий, находившийся в Москве по епархиальным делам, совершил чин его погребения. То же сообщение имеется в Никоновской и Ермолинской летописях. Скончался епископ Феодосий в 1327 году. Литература: Теодорович Н.И. Город Владимир Волынской губернии в связи с историей Волынской епархии. Почаев, 1893. Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода 1770). Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 1043. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, т. 4, кн. 1, стр. 21. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 43. Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссией. СПб., 1841–1921, т. 10, стр. 191; т. 20, стр. 177–178; т. 23, стр. 102. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 25, стр. 359. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, Т. 3, стр. 26. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное |
Феодосий, епископ Луцкий и Острожский (Гулевич Фёдор) Происходил из древнего дворянского рода. С 1540 года – епископ Луцкий (по митрополиту Макарию (Булгакову) , с 28.01.1541). Управлял епархией до 1548 года (по другим источникам, до 1558 года). Епископ Феодосий на свои средства возобновил древнюю церковь святого Димитрия в Луцке. Год смерти неизвестен. Литература: Чистович И.А. Очерк истории Западнорусской Церкви: в 2 ч. СПб., 1882–1884. Теодорович Н.И. Город Владимир Волынской губернии в связи с историей Волынской епархии. Почаев, 1893. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 1043. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 43. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1846–1853, т. 3, стр. 7. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 25, стр. 333. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 5, стр. 157, 164, 167, 518 (приложение). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное |
Дионисий (Сосновский) Дионисий (Сосновский Павел), еп. б. Измаильский, вик. Кишинёвской епархии. Родился в Тамбовской епархии в семье диакона. В 1883 году окончил Тамбовскую духовную семинарию. Был сельским учителем. В 1885 году рукоположен во диакона. В 1888 году овдовел и поступил в Московскую духовную академию. В 1892 году пострижен в монашество и рукоположен в иеромонаха. В 1892 году определён на должность смотрителя Варшавского духовного училища. В 1896 году назначен ректором Иркутской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1898 году назначен настоятелем Дмитровского Борисо-Глебского монастыря Московской епархии. В 1901 г. настоятель Николаевской Теребенской пустыни, Тверской епархии. 14 сент. 1908 года хиротонисан во епископа Челябинского, вик. Оренбургской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Чин хиротонии совершали: митр. СПб. Антоний, архиеп. Тверской и Кашинский Алексий и др. святители. Председатель Оренбургского отдела Союза Русского Народа. С 1 мая по 15 мая 1912 г. замещал епископа Тобольского. 13 ноября 1914 г. – епископ Измаильский, вик. Кишинёвской епархии. В начале 1918 года переехал в Киев, где и скончался в конце 1918 года. Литература «Церк. Вед.» 1908, 38, стр. 291 1914, 47, стр. 538 «Приб. к „ЦВ“» 1908, 38, стр. 1873–1874. 1912, 17, стр. 726 «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год» стр. 170–171 Булгаков Заметки и дополнения Е.М. Почаев. известия 1909, 731 Regel’son 524 Erschlagen. M. Pol’skij Novye mueniki II, 287: Er wurde von verwilderten Bolschewiki mit Säbeln zerhackt Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное |
Житомир. Церковь Иакова, брата Господня. Церковь. Действует. Престолы: Иакова, брата Господня Год постройки:1837. Ссылки: Адрес: Украина, Житомирская область, г. Житомир, ул. Победы, 74 Координаты: 50.270679, 28.648468 Проезд:находится на входе на территорию Вильского (Русского) православного кладбища; автобусы (102, 104, 106, 123, 147), маршрутки (1, 11, 19, 19А, 23, 33), троллейбусы (2, 3, 5А, Н5) до остановки " Улица Николая Сциборского " Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Церковь св. Якова на кладбище на большой Вильской улице построена в 1837 г. за счёт княгини Оьги Потёмкиной. В 1866 г. пристроен новый алтарь, в 1882 г. – колокольня, в 1884 г. – притвор. Теодорович Н.И. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии». – Почаев: 1888 г., т. 1., перевод с украинского. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог. |
Кульчинки. Церковь Димитрия Солунского (?). Свято-Димитриевский храм Добавить фотографии Фотографий пока нет Добавить статью Статьи Статей пока нет. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Церковь во имя св. вмч. Димитрия построена в 1845 г. на средства помещика графа Понятовского и прихожан, освящена 13 мая того же года. Каменная, с такою же колокольнею, пристроенною к церкви, прочна. Ограда вокруг церкви каменная, прочная, обновленная в 1889 г. старанием приходского священника и прихожан. Утварью, ризницею и богослужебными книгами достаточна. Опись церковного имущества имеется от 6 июня 1887 г. Земли числится усадебной 1 дес. 1450 саж., под церковным погостом 600 саж., пахотной в 3-х сменах 35 дес. 110 саж., под лесом 7 дес. и береговой 3 дес.; всего 47 дес. 2004 саж.; на эту землю имеется план от 25 авг. 1888 г. Причт состоит из священника и псаломщика. Для священника дом и хоз. постройки построены в 1889 г.; для псаломщика дом и постройки построены тоже в 1889 г. Церковно-приходская школа существует с 1891 г. 19 февраля. Дворов 132, прихожан 1101 душ. обоего пола. Теодорович Н.И. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии», том 4. Почаев: типография Почаевской лавры, 1899 г. 9 ноября 2015. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий |
| |