Б . Послабления в начале Великого поста . С проблемой субботнего поста связан и следующий осуждаемый Фотием западный обычай: разрешение на сырную и молочную пищу в первую неделю Великого поста. Как известно, Четыредесятница имеет своим прообразом 40-дневный пост Иисуса Христа (а также ветхозаветных Моисея и Илии). Великий пост состоит из восьми недель перед Пасхой, что, за исключением субботних и воскресных дней (которые формально не считаются постными, хотя определенные ограничения в пище распространяются и на них), как раз и составляет 40 дней. Но на Западе, где суббота считалась постным днем, Великий пост начинался в среду 7-й недели перед Пасхой, которая получила название «пепельной седмицы». При этом 8-я неделя перед Пасхой, а также первые дни 7-й недели оказывались аналогом православной Сырной седмицы: в них запрещалось есть мясо, но позволялось употреблять сыр и яйца. С точки зрения свт. Фотия, это было ничем не обоснованным послаблением. В . Безбрачие низшего духовенства. Соблюдение безбрачия издревле почиталось как наиболее совершенный образ жизни, особенно пристойный для служителей Церкви. Уже на Эльвирском соборе 306 г. выдвигалось требование безбрачия для всего духовенства. На I Вселенском Соборе (325 г.) предложение запретить брак для всех степеней клириков не встретило одобрения, но епископы, как правило, воздерживались от брачной жизни. В Западной Церкви брачная жизнь запрещалась и для более низких степеней священства. Так, в 385 г., в ходе борьбы за чистоту нравов в Испанской Церкви, папа Сириций издал декрет, запрещающий брачную жизнь епископам, пресвитерам и диаконам. Папа Иннокентий I (401–417) повторил декрет Сириция, а Карфагенский Собор 419 г. объявил безбрачие обязательным даже для иподиаконов, что было подтверждено папой Львом I (440–461). На Востоке вопрос о браке или безбрачии оставался в ведении самих клириков (что касалось даже епископов). Гангрский Собор в своем 4-м правиле анафематствует тех, кто гнушается пресвитеров, состоящих в законном браке. Наконец, Трулльский Собор (692 г.) окончательно зафиксировал нормы относительно брачной жизни духовенства, до настоящего времени действующие в православной Церкви: пресвитеры, диаконы и иподиаконы не могут вступать в брак после поставления (прав.3:6); законный брак не может служить препятствием для поставления во иподиакона, диакона или пресвитера, и таковым запрещено изгонять жен «под видом благоговения» (прав. 13). Впрочем, для клириков «в иноплеменнических Церквах» Собором было допущено добровольное воздержание от брачного сожительства по взаимному согласию с супругами – причем попущение это, как особо отмечено, было сделано «не ради чего иного, разве только ради малодушного помысла их, и еще чуждых и неблагоустроенных нравов» (прав. 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – ноябрь 2021 30 мин., 23.11.2021  Библиография. «Фома» – ноябрь 2021 Содержание номера - " Фома " . Православный журнал для сомневающихся. - – 2021. FOMA.RU Обложка: Святейший Патриарх Кирилл на лесной тропе, возможно, на Валааме, с посохом и двумя крепкими свежими грибами в руках (фото Сергея Власова/пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси). Внизу надпись: ЖИТЬ ПО ЗАКОНУ ЛЮБВИ. К 75-ЛЕТИЮ ПАТРИАРХА КИРИЛЛА (см. статью: Патриарх Кирилл: «Главный закон человеческого счастья — закон любви», С.6-13). Пролог : Виталий Каплан. «Это несложно — представить себе/Ночью родившийся снег...». Стихотворение//Фома. - – ноябрь 2021. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: ноябрь //Фома. - – ноябрь 2021. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 18 ноября. День памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. [В этот день Церковь вспоминает избрание на Патриарший престол святителя Тихона (Белавина). Его святительское служение пришлось на тяжелейшую эпоху истории русского государства и русской Церкви — первые годы после большевистской революции. Новая власть устроила беспрецедентные гонения на Церковь. Священников, монахов, активных прихожан арестовывали и убивали просто за то, что они — христиане, решившие жить по Евангелию. Сам Патриарх в это время месяцами находился под арестом, но и в таких условиях он смог противостоять обновленческому расколу и боролся за сохранение Церкви]. Ил.: Патриарх Тихон (Белавин). Колоризация Ольги Ширниной.- С.4; 11 ноября. 200 лет назад родился Федор Достоевский. [«Самые серьезные проблемы современного человека происходят оттого, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в Его намерении относительно человечества». Федор Достоевский ]. Ил.: Ф. М. Достоевский. Офорт Л. Е. Дмитриева-Кавказского, 1880. - С.4; 28 ноября. Начало Рождественского поста. [Рождественский (Филиппов) пост начинается на следующий день после дня памяти апостола Филиппа, одного из 12 ближайших учеников Господа Иисуса Христа, и заканчивается 6 января, в канун великого праздника Рождества Христова. Эти два дня как бы обрамляют собой 40-дневный период поста, отсюда и его двойное название. По времени возникновения Рождественский пост — один из самых древних. По мысли святителя Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти»]. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-223...

Закрыть itemscope itemtype="" > Россия в Великом посту В XIX веке столы владивостокцев ломились от изобилия даже в постные дни 26.02.2004 288 Время на чтение 4 минуты В царской России православная церковь всегда была в своих требованиях к пастве более сурова, нежели католическая или протестантская. Особенно это ощущалось в количестве постных дней. Если этим басурманам и поросенка с кашей, и бифштекс с кровью, и утку по-пекински дозволялась трескать круглый год, то православному человеку приходилось поститься по средам и пятницам, кроме святок и сплошных седмиц, а также в крещенский сочельник, в день усекновения главы Иоана Крестителя, 27 сентября в праздник Воздвижения Креста Господня. Кроме этих однодневных постов, были четыре многодневных: Петров пост, который приходится на середину лета, Успенский - с 14 по 27 августа, долгий 40-дневный Рождественский, но вершиной христианского терпения был Великий пост. Рыбные дни Тянулся он долго, целых семь недель, от Масленицы до Пасхи, и разделялся на две неравные части: святую четыредесятницу и страстную седмицу. Запретов этот пост налагал много и, по идее, должен быть временем скучным. Да и был таким у ямщиков-староверов, что поселились во Владивостоке на Первой Речке. Там в пост не то что песен не пели, но даже сахар к чаю не подавали, потому как его для очистки через костный уголь перегоняют. А вина и водки там отродясь не водилось. Скучный народ - кержаки. Зато остальной город время проводил неплохо... Конечно, все внешние правила соблюдались. Хозяйки в своих домах лампадки голубого стекла меняли на обыкновенные и постель накрывали покрывалом серого цвета. В пансионе при министерской женской гимназии утром вместо молока воспитанницам давали чай с сухариками. Да и сам военный губернатор ЭРДМАН (1875-1880), даром что лютеранин, свой утренний кофе пил не с топлеными сливками, а с ложечкой рома. Из газет исчезали театральные объявления о постановках и бенефисах. В ресторанах умолкали венские и неаполитанские оркестры. Зато в магазинах наступление Великого поста заставляло владельцев расширять рыбные отделы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 8  голосов:  5.0 из  5) Пост, а особенно Великий пост – время тишины, внутренней и внешней. Время, когда мы стараемся уйти от бесконечной суеты и информационного шума, пронизывающего воздух и наше сознание. Мы стараемся отодвинуть различные развлечения и мероприятия хотя бы на 40 дней, чтобы понять и принять то, что случилось более 2000 лет назад, переосмыслить бесконечную гонку за место под солнцем, которое, как нам кажется, будет светить ярче, если наша воля исполнится. Многие в этом прекрасном и нужном духовном порыве запрещают детям как бы то ни было развлекаться – кто-то выключает телевизор, кто-то отбирает планшет, кто-то не ходит в театр и другие светские места. Наверное, некоторым детям это легко – пройти 40-дневный путь воздержания от чего-то любимого, но не особо полезного для души вместе с родителями. А как быть тем, у кого дети нет-нет, да попросят и захотят посмотреть те же мультфильмы? Запретный плод вдвойне слаще. Предлагаем альтернативу прямым запретам для тех, кто нуждается в ней – душеполезные мультфильмы, которые, возможно, затронут в душе ребенка то сокровенное и личное, ради чего взрослые соблюдают пост. Может быть, даже просмотр душеполезного мультфильма станет куда более действенным и окажет большее влияние на его духовное развитие, нежели каноническое соблюдение поста. О сострадании и помощи ближним Жизненный печальный рассказ – экранизация сказки Ганса Христиана Андерсена «Девочка со спичками». В нем повествуется о бедной девочке, которая в канун Рождества пытается продать безразличным прохожим спички. Авторы мультфильма создали мифический город, по их версии это одновременно и Москва и Петербург — холодная Россия. Тут с ними не поспоришь – безразличие перекочевало из 19 века в 21й.  В этом мультфильме нет ни одного слова, а вся трагичность ситуации показана на музыкальном фоне струнного квартета П2 (ре-мажор) Александра Бородина.  Холод на улице – холод в душах тех людей, которые встречаются девочке по дороге. Все эти люди живут,  не задумываясь о других, выполняют функции автоматически – у всех свои дела, свои проблемы и заботы, угрюмые лица. Глядя на счастливых детей, уходящих с праздника, девочка со спичками мечтала о своем празднике – как она встретит Рождество в тепле и уюте рядом со своей бабушкой.  В мрачном конце этого мультфильма  мы видим свет, мы знаем, что ее собственное Рождество произошло, и это было рождество ее души, ее долгожданная встреча с любимым человеком.

http://azbyka.ru/deti/dushespasitelnye-m...

Современный уровень знания позволяет с уверенностью говорить о том, что 40-дневный пост был принят повсюду в Церкви к рубежу IV-V веков. Древнейшее бесспорное указание на Великий пост перед Пасхой продолжительностью в 40 дней содержится во 2-ом праздничном (пасхальном) послание святителя Афанасия Великого, относящемся к 330 году. А его обязательное соблюдение, равно как постов в среды и пятницы, закреплено 69-м Апостольским правилом (окончательная редакция Апостольских правил произведена в конце IV века): «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец не постится во святую Четыредесятницу перед Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен». Весьма близко ко времени канонического закрепления в практике Церкви Великого поста стоит и утверждение поста Петровского (Апостольского). Сведения о нем находим у Афанасия Великого (296–373), Амвросия Медиоланского (ок. 340 – 397), Феодорита Кирского († ок. 457), Льва Великого († 461). Полагаю, приведенных исторических свидетельств достаточно для того, чтобы показать всю сложность и глубину постнической традиции в христианстве, а также что такое пост в религиях вообще. В данном материале специально за скобки выводилась богословская сторона христианского поста, требующая отдельного освещения. Автору было важно продемонстрировать именно исторические примеры, убедительно опровергающие далекие от объективности гипотезы, своим духом, скорее, соответствующие упрощенной до примитивизма советской антирелигиозной пропаганде 20–30-х годов прошлого века. Конечно, помимо чисто духовной стороны, такая сложная и разветвленная постническая практика не могла не иметь и прагматических проявлений, но они явно были вторичны, являясь следствиями духовной составляющей поста. А ее преимущество, как было показано, уверенно прослеживается на широком историческом материале. Рейтинг: 6.5 Голосов: 304 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/4314.html

" Когда Господь сидел напротив Иерусалима, ученики говорили: " Господи, посмотри, какой большой Иерусалимский храм, какие камни! " Он отвечал, что придет время, и от этих камней ничего не останется. Это предостережение для нас. Мы тоже создали какие-то камни из себя, но приходит время, и от них ничего не остается. Потому что мы разрушаем дом своей души грехами. Они нас превращают в прах, лишают любви и милости Божией. Потому что Бог не может быть там, где грех, это несовместимо. Чтобы бороться с грехами, устанавливают пост - время покаяния, исправления. Проблема в том, что мы привыкли исправлять чужие недостатки. Других готовы исправлять: жену, мужа, детей. А надо начинать с себя. Мы не видим, в чем каяться, потому что на фоне других нам кажется, что мы лучше. Но пока мы лучше, никогда себя не исправим. Чтобы знать, в чем каяться, надо читать Слово Божие, знать жития святых. Тогда мы поймем, что на сравнение с ними не тянем. А сравнивать себя с грешниками, теми, кто хуже нас, не имеет смысла. Надо тянуться вверх, к Богу, к тем, кто что-то преодолел. Если увидим свои грехи и будем каяться, то благодать Божия к нам придет и поможет побороть страсти. Для этого и устанавливается 40-дневный пост. Не для того, чтобы сорок дней идти к Богу, к Нему можно прийти за секунду. А чтобы исправить наше состояние. Пророк Илия сорок дней шел, когда Господь направил его к горе Хорив, чтобы там в дуновении ветерка узреть Бога. До этого дух его был неспокоен и успокоился только через сорок дней. Пост такой долгий, потому что мы не готовы принять Бога быстро. Надо подготовиться. Почитать духовную литературу, почаще походить в храм. Причащаться можно каждое воскресенье. Чем чаще причащаемся, тем больше благодати Божией в нас, тем лучше очищается сердце, тем больше готова душа к принятию Богомладенца Христа. Мы должны подготовиться к Рождеству Христову, чтобы, придя в храм, поклониться Богомладенцу, прославить Его Рождество, поблагодарить за нашу жизнь, и главное - познать Его. Мы верим в Бога благодаря тому, что Он нам открыл Себя. Никто к Нему не приходит, если Он не призовет. А нас призвал, поэтому будем благодарны Ему, прославляя Его делами, молитвами, хождением в храм. Желаю вам помощи Божией в трудах и заботах о вечном спасении! Пусть благоверный великий князь Александр Невский будет вашим помощником и охраняет вас на всех путях жизни " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Храму было подарено собрание проповедей Святейшего Патриарха Кирилла.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

170 – ок. 236), отца и учителя Церкви Иустина Мученика. Ириней Лионский († 202) в послании папе Виктору (сохранилось в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (260–340)) замечает, что готовившиеся к Пасхе христиане постились день или два, а некоторые несколько дней; святитель подчеркивает, что различия в продолжительности говения произошли «не в наше время, но гораздо прежде у наших предков». Полемикой православных с монтанистами было вызвано целое сочинение «О постах» («De jejuniis») христианского апологета Тертуллиана (ок. 160 – 220), кроме того, он касается постов и в других трактатах. Тертуллиан сообщает о посте продолжением в «нескольких дней» перед Пасхой, а также о постах в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, например). Ориген (ок. 185 – 231) называл среду и пятницу постными днями и сам слыл постником. Есть у Оригена и свидетельство о 40-дневном посте. Святитель Дионисий Александрийский († 265) в послании к епископу Василиду писал, что пост перед Пасхой продолжался шесть дней и носил название «предпасхального». Как видно, уже в эпоху ранних христиан были широко распространены разные посты. Они не только применялись в качестве рекомендованной меры благочестия, но и входили в очистительную практику перед особыми событиями в жизни христианина. Важнейшее место среди постов занимал пост перед Пасхой, впоследствии получивший название Великого, или Четыредесятницы. На основании имеющихся источников уверенно прослеживается эволюция продолжительности этого поста. Указания на 40-дневный пост, тогда еще не повсеместный, но применявшийся в ряде христианских областей, относятся к III веку, хотя ряд библеистов смотрит на них критически (например, упоминание Четыредесятницы Оригеном). По мнению некоторых исследователей, в частности русского историка Церкви начала ХХ века М.Н. Скабаллановича, установление 40-дневной практики Великого поста, первоначально произошедшее в Палестине и в течение III века широко распространившееся, с начала IV века становится повсеместным в христианском мире.

http://pravoslavie.ru/4314.html

V. О поминовении умерших. Св. Церковь , заповедуя нам молиться за умерших, установила и особые дни для поминовения. С самой глубокой древности – со вр. апостольских такими днями были: 3-й день по смерти, 9-й, 20-й, 40-й, полугодичный и годичный: в 3 день – в память воскресения И. Христа, в 9-й, чтобы душа преставльшагося молитвами и ходатайством 9 ангельских чинов в небесные селения вселилась и 20-й как половина 40 дней, – в 40-й: как Моисей чрез 40-дневный пост приблизился в Богу для принятия закона, как Спаситель 40 дневным постом победил диавола, – так умершей 40 дневными молитвами достигает престола Божия, где обитают души праведных; поминовение усопшего творится еще в день смерти чрез год, чтобы возобновить память о нем, почтить этот день, как день рождения его для новой вечной жизни. Особые дни для общего поминовения – родительские субботы: мясопустная (пред масленицей) и накануне Троицына дня (песнопения см. л. 50–55) и субботы 2, 3 и 4-й нед. В. поста. VII. Церковные песнопения из служб в праздники богородичные и великих святых Обрезание Господа нашего Иисуса Христа и память Св. Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (1 января) Стихиры на Господи воззвах, гл. 8. Сходяй Спас к роду человеческому, прият пеленами повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по Матери, безначальный по Отцу. Тому, вернии, возопиим: Ты еси Бог наш, помилуй нас. – Сошедший (с неба) Спаситель для спасения человечества, – как младенец был повит пеленами, не погнушался (принять) и плотское обрезание на восьмой день (по рождении) от Матери, будучи безначальным (вечным) по Отцу. Ему, верные, и воззовем: Ты – наш Бог, помилуй нас! – Не устыдеся всеблагий Бог плотским обрезанием обрезатися, но даде Самаго Себе образ и начертание всем ко спасению; ибо закона Творец законная исполняет и пророков проречения, яже о Нем. Иже вся содержай горстию и пеленами повивыйся, Господи, слава Тебе! – Всеблагий Бог не устыдился принять плотское обрезание и послужил образом и примером всем ко спасению; ибо, будучи Творцом закона, Он (Сам) исполняет требования закона и (тем) оправдывает предсказания о Нем пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти». Их поведение, их дела и служение имеют только внешность мудрости, на самом же деле лишены всякой мудрости. Они стремятся делать то, к чему не способны. Эта женщина, самовольно ушедшая в затвор, хотела одним прыжком вскочить на самую вершину служения Богу. Она не знала того, что на вершину лестницы добродетелей можно войти только тем, кто всю долгую, долгую жизнь служил Богу исполнением заповедей Его, тем, кто стяжал одну добродетель за другой и дошел до высших добродетелей, дошел до вершины лестницы добродетелей, лестницы, ведущей к Богу. Они воображают, что можно им поститься тягчайшим постом, на который Церковь благословляет только единичных избранных членов Своих. Во всех монастырях и лаврах монахи и монахини обязаны поститься тем постом, который установлен для всех монахов, для всех одинаков. А есть среди них такие, которые в духовной гордости своей желают превысить пост, общий для братии, хотят стать выше всех братий постом своим. Вместо соблюдения поста, указанного Церковью, они отказываются от пищи на 3 дня, на неделю, а есть духовные гордецы, которые сами назначают себе пост даже 40-дневный. Это показное смирение — ложное смирение. Они не хотят заботиться о плоти своей, они пренебрегают потребностями плоти, и все для чего? Чтобы в духовной гордости превзойти всех братий. На этот пост, на самовольное служение их направляют бесы, нашептывающие им, что мало постятся, что надо превзойти всю братию в посте. Преклоняют они ухо к нашептыванию бесовскому и налагают на себя тяжкий пост. А скажите все вы, читающие Евангелие, нашли ли в нем, чтобы Господь, указывая путь жизни, заповедал вам изнурять свое тело многодневным отречением от пищи — постом недельным, постом даже месячным? Заповедал ли Он изнурять плоть свою подвигом телесным, изобретенным по наущению бесов? Конечно, нет. Он учил только тому, как, живя общей жизнью человеческой, не выделяясь из среды людей, исполнять заповеди Его, как стяжать любовь ко всем ближним, стяжать святое смирение, как, подвизаясь в добродетелях, служить Ему делами любви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

   Затем следуют великие, так называемые двунадесятые праздники, установленные в честь и славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери Девы Марии: 1. Рождество Пресвятой Богородицы — 8 сентября (21 сент. н. ст.).2. Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря н. ст.).3. Благовещение, т. е. ангельское возвещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия — 25 марта (7 апреля н. ст.).4. Рождество Христово — 25 декабря (7 января н. ст.).5. Сретение Господне — 2 февраля (15 февр. н. ст.).6. Крещение Господне (Богоявление) — 6 января (19 янв. н. ст.).7. Преображение Господне — 6 августа (19 авг. н. ст.).8. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) — в последнее воскресенье перед Пасхою.9. Вознесение Господне — в сороковой день после Пасхи.10. Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница), или день Святой Троицы — в пятидесятый день после Пасхи.11. Воздвижение Креста Господня — 14 сентября (27 сент. н. ст.).12. Успение Божией Матери — 15 августа (28 авг. н. ст.)   Из других праздников наиболее чтимые:    Обрезание Господне (Новый год ст. ст.) — 1 января (14 янв. н. ст.).    Покров Божией Матери — 1 октября (14 окт. н. ст.).    Иконы Казанской Божией Матери — 22 октября (4 ноября н. ст.).    Рождество Иоанна Крестителя — 24 июня (7 июля).    Усекновение главы Иоанна Крестителя — 29 августа (11 сент. н. ст.).    Св. Перв. Апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля н. ст.).    Св. Апостола Иоанна Богослова — 8 мая (21 мая н. ст.) и 26 сентября (9 октября н. ст.).    Св. Чудотворца Николая — 9 мая (22 мая н. ст.) и 6 дек. (19 дек. н. ст.).    Посты установленные Церковью: 1. Великий пост или Св. Четыредесятница перед Пасхой.   Продолжается семь недель: 6 недель самый пост и седьмая неделя Страстная — в воспоминание страданий Христа Спасителя. 2. Рождественский пост перед праздником Рождества Христова.   Начинается с 14-го ноября (27 ноября н. ст.), со дня св. апостола Филиппа, почему называемый иначе — «Филипповым постом». (Пост 40-дневный).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010