Формирование структуры и принципов проведения В. п. заняло неск. столетий и было тесно связано с развитием церковного года. Истоки В. п. следует видеть в пасхальном посте, к-рый во II-III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха изначально понималась христианами двояко: как праздник Воскресения или/и как воспоминание Страстей) и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия. Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, уже в III в. он мог длиться от одного дня до 40 часов или целой седмицы. В частности, 40-часовой пост (проводившийся в полном воздержании от пищи) уже соединял в себе два основных значения, к-рые позднее легли в основу В. п.- подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане (Мф 4. 1-2; Мк 1. 12-13; Лк 4. 1-2) и подготовку к празднику Пасхи (см. послание сщмч. Иринея Лионского папе Виктору: Euseb. Hist. eccl. 5. 24. 12-13). 6-дневный пост перед Пасхой отмечается в сир. «Дидаскалии апостолов» (III в.) и в 1-м каноническом послании свт. Дионисия Великого ( 265). В александрийских источниках 2-й пол. III-IV в. (напр., Orig. In Lev. 10. 2; 1 прав. Петр Ал.) появляются упоминания уже о 40-дневном посте; неясным остается вопрос о том, был ли изначально связан такой пост с Пасхой или нет (высказывались предположения, что этот пост возник не как предпасхальный, а как послебогоявленский в подражание посту Христа после Крещения и лишь затем был отнесен к Пасхе; впрочем, как доказать, так и опровергнуть эти предположения весьма затруднительно - см. Talley. P. 194-214). Еще один источник, из к-рого возник В. п.- это предкрещальный пост. К III в. в Церкви распространился обычай совершать таинство Крещения в пасхальную ночь, а практика поститься перед принятием Крещения существовала в Церкви еще в I в. (см., напр.: Didache 7. 4); предкрещальный и предпасхальный посты могли объединиться; в позднейших источниках с нек-рыми этапами великопостного цикла могут связываться этапы оглашения .

http://pravenc.ru/text/150109.html

Разделы портала «Азбука веры» Великий пост – установленный Церковью 48-дневный пост, предшествующий Празднику Пасхи , направленный на духовную подготовку верующих к Дню Светлого Христова Воскресения . Период Великого поста включает в себя шесть седмиц Святой Четыредесятницы до пятницы шестой седмицы и последнюю седмицу перед Пасхой – Страстную седмицу . Иногда весь пост называют Святой Четыредесятницей по той причине, что Четыредесятница составляет основную по длительности часть Великого поста. Великий пост начинается не раньше 15 февраля и завершается не позже 7 мая включительно, в зависимости от даты празднования Пасхи. По периодам: начало 15.02–21.03, окончание 3.04–7.05 включительно. Таким образом период с 21 марта по 3 апреля оказывается всегда приходящимся на Великий пост. Каждая из шести седмиц Четыредесятницы в месяцеслове именуется по порядковому номеру и завершается Неделей (воскресным днём). Храм священномученика Вениамина Петроградского, г. Симферополь. Фото: Дарья Соловей Краткая история Великого поста Истоки предпасхального поста принято связывать с существовавшей в раннехристианской Церкви, во II–III вв.,  практикой соблюдения поста в пасхальную ночь, в воспоминание крестных страданий Господа Иисуса Христа (заметим: первоначально под Пасхой мог подразумеваться как праздник Воскресения Господня, так и воспоминание страстей (страданий и смерти Спасителя)). Считается, что обычай продолжительного поста перед Пасхой формировался параллельно с древней практикой катехизации (оглашения). Дело в том, что к III веку в Церкви распространилась практика совершать Таинство Крещения на Пасху. Таким образом, пост, соблюдаемый оглашаемыми в предпасхальный период, служил для них средством подготовки к принятию Крещения. Для верных этот период становился временем покаяния и аскетических упражнений. В александрийских источниках 2й половины III–IV века (см.: 1й канон св. Петра Александрийского ) есть упоминания о 40-дневном посте. Неясно только, был ли изначально связан этот пост с Пасхой или нет.

http://azbyka.ru/velikij_post

Разделы портала «Азбука веры» Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчились объядением и пьянством… Лк.21:34 В Русской Православной Церкви установлены четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу в течение всего года. Многодневные посты Великий пост продолжается 7 недель от Прощеного воскресенья до Пасхи; Петров пост может длиться от 1 до 5 недель в зависимости от дня Святой Пасхи. Он начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до 12 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла; Успенский пост – с 14 по 27 августа (двухнедельный) перед праздником Успения Божией Матери; Рождественский пост – с 28 ноября по 6 января (40-дневный) перед Рождеством Христовым. В дни поста (дни говения) Церковным Уставом запрещается скоромная пища, то есть пища животного происхождения (мясные и молочные продукты, яйца). Разрешается вкушать лишь продукты растительного происхождения (овощи, фрукты, ягоды, грибы, мед, крупы), а в определенное время – рыбу и растительное масло 1 . В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но и пища, приготовленная на растительном масле. Разрешено лишь сухоядение. Для людей слабых и больных эти требования, по благословению духовника, могут быть ослаблены. Сегодня в православных домах можно встретить такие “постовые деликатесы”, как брюссельская капуста, осьминоги, кальмары, устрицы… Все, действительно, постное. Однако отцы Церкви строго обличали тех, кто употреблял во время поста пищу хотя и постную, но изысканную. “Есть такие хранители Четыредесятницы, – пишет блаженный Августин , – которые более прихотливо, нежели благочестиво проводят ее. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей.” Святитель Иоанн Златоуст наставляет: “Ты подсчитай, сколько денег стоит твой скоромный обед, когда ты ешь мясо. Затем подсчитай, сколько будет стоить твой обед, если ты будешь есть без мяса, а разницу отдай нищим.” То есть, чем самому изысканно питаться и тем окрадывать пост, деньги лучше потратить на дела милосердия. Однодневные посты

http://azbyka.ru/o-postax-i-trapezax

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 8  голосов:  5.0 из  5) Пост, а особенно Великий пост – время тишины, внутренней и внешней. Время, когда мы стараемся уйти от бесконечной суеты и информационного шума, пронизывающего воздух и наше сознание. Мы стараемся отодвинуть различные развлечения и мероприятия хотя бы на 40 дней, чтобы понять и принять то, что случилось более 2000 лет назад, переосмыслить бесконечную гонку за место под солнцем, которое, как нам кажется, будет светить ярче, если наша воля исполнится. Многие в этом прекрасном и нужном духовном порыве запрещают детям как бы то ни было развлекаться – кто-то выключает телевизор, кто-то отбирает планшет, кто-то не ходит в театр и другие светские места. Наверное, некоторым детям это легко – пройти 40-дневный путь воздержания от чего-то любимого, но не особо полезного для души вместе с родителями. А как быть тем, у кого дети нет-нет, да попросят и захотят посмотреть те же мультфильмы? Запретный плод вдвойне слаще. Предлагаем альтернативу прямым запретам для тех, кто нуждается в ней – душеполезные мультфильмы, которые, возможно, затронут в душе ребенка то сокровенное и личное, ради чего взрослые соблюдают пост. Может быть, даже просмотр душеполезного мультфильма станет куда более действенным и окажет большее влияние на его духовное развитие, нежели каноническое соблюдение поста. О сострадании и помощи ближним Жизненный печальный рассказ – экранизация сказки Ганса Христиана Андерсена «Девочка со спичками». В нем повествуется о бедной девочке, которая в канун Рождества пытается продать безразличным прохожим спички. Авторы мультфильма создали мифический город, по их версии это одновременно и Москва и Петербург — холодная Россия. Тут с ними не поспоришь – безразличие перекочевало из 19 века в 21й.  В этом мультфильме нет ни одного слова, а вся трагичность ситуации показана на музыкальном фоне струнного квартета П2 (ре-мажор) Александра Бородина.  Холод на улице – холод в душах тех людей, которые встречаются девочке по дороге. Все эти люди живут,  не задумываясь о других, выполняют функции автоматически – у всех свои дела, свои проблемы и заботы, угрюмые лица. Глядя на счастливых детей, уходящих с праздника, девочка со спичками мечтала о своем празднике – как она встретит Рождество в тепле и уюте рядом со своей бабушкой.  В мрачном конце этого мультфильма  мы видим свет, мы знаем, что ее собственное Рождество произошло, и это было рождество ее души, ее долгожданная встреча с любимым человеком.

http://azbyka.ru/deti/dushespasitelnye-m...

Закрыть itemscope itemtype="" > Россия в Великом посту В XIX веке столы владивостокцев ломились от изобилия даже в постные дни 26.02.2004 288 Время на чтение 4 минуты В царской России православная церковь всегда была в своих требованиях к пастве более сурова, нежели католическая или протестантская. Особенно это ощущалось в количестве постных дней. Если этим басурманам и поросенка с кашей, и бифштекс с кровью, и утку по-пекински дозволялась трескать круглый год, то православному человеку приходилось поститься по средам и пятницам, кроме святок и сплошных седмиц, а также в крещенский сочельник, в день усекновения главы Иоана Крестителя, 27 сентября в праздник Воздвижения Креста Господня. Кроме этих однодневных постов, были четыре многодневных: Петров пост, который приходится на середину лета, Успенский - с 14 по 27 августа, долгий 40-дневный Рождественский, но вершиной христианского терпения был Великий пост. Рыбные дни Тянулся он долго, целых семь недель, от Масленицы до Пасхи, и разделялся на две неравные части: святую четыредесятницу и страстную седмицу. Запретов этот пост налагал много и, по идее, должен быть временем скучным. Да и был таким у ямщиков-староверов, что поселились во Владивостоке на Первой Речке. Там в пост не то что песен не пели, но даже сахар к чаю не подавали, потому как его для очистки через костный уголь перегоняют. А вина и водки там отродясь не водилось. Скучный народ - кержаки. Зато остальной город время проводил неплохо... Конечно, все внешние правила соблюдались. Хозяйки в своих домах лампадки голубого стекла меняли на обыкновенные и постель накрывали покрывалом серого цвета. В пансионе при министерской женской гимназии утром вместо молока воспитанницам давали чай с сухариками. Да и сам военный губернатор ЭРДМАН (1875-1880), даром что лютеранин, свой утренний кофе пил не с топлеными сливками, а с ложечкой рома. Из газет исчезали театральные объявления о постановках и бенефисах. В ресторанах умолкали венские и неаполитанские оркестры. Зато в магазинах наступление Великого поста заставляло владельцев расширять рыбные отделы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – ноябрь 2021 30 мин., 23.11.2021  Библиография. «Фома» – ноябрь 2021 Содержание номера - " Фома " . Православный журнал для сомневающихся. - – 2021. FOMA.RU Обложка: Святейший Патриарх Кирилл на лесной тропе, возможно, на Валааме, с посохом и двумя крепкими свежими грибами в руках (фото Сергея Власова/пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси). Внизу надпись: ЖИТЬ ПО ЗАКОНУ ЛЮБВИ. К 75-ЛЕТИЮ ПАТРИАРХА КИРИЛЛА (см. статью: Патриарх Кирилл: «Главный закон человеческого счастья — закон любви», С.6-13). Пролог : Виталий Каплан. «Это несложно — представить себе/Ночью родившийся снег...». Стихотворение//Фома. - – ноябрь 2021. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: ноябрь //Фома. - – ноябрь 2021. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 18 ноября. День памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. [В этот день Церковь вспоминает избрание на Патриарший престол святителя Тихона (Белавина). Его святительское служение пришлось на тяжелейшую эпоху истории русского государства и русской Церкви — первые годы после большевистской революции. Новая власть устроила беспрецедентные гонения на Церковь. Священников, монахов, активных прихожан арестовывали и убивали просто за то, что они — христиане, решившие жить по Евангелию. Сам Патриарх в это время месяцами находился под арестом, но и в таких условиях он смог противостоять обновленческому расколу и боролся за сохранение Церкви]. Ил.: Патриарх Тихон (Белавин). Колоризация Ольги Ширниной.- С.4; 11 ноября. 200 лет назад родился Федор Достоевский. [«Самые серьезные проблемы современного человека происходят оттого, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в Его намерении относительно человечества». Федор Достоевский ]. Ил.: Ф. М. Достоевский. Офорт Л. Е. Дмитриева-Кавказского, 1880. - С.4; 28 ноября. Начало Рождественского поста. [Рождественский (Филиппов) пост начинается на следующий день после дня памяти апостола Филиппа, одного из 12 ближайших учеников Господа Иисуса Христа, и заканчивается 6 января, в канун великого праздника Рождества Христова. Эти два дня как бы обрамляют собой 40-дневный период поста, отсюда и его двойное название. По времени возникновения Рождественский пост — один из самых древних. По мысли святителя Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти»]. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-223...

Четырнадцатый день. Поуч. 1-е. Св. Кирилл, просветитель славян. (Заслуги его для славянского мира). I. Св. церковь ныне празднует память св. Кирилла, просветителя славян. Св. Кирилл до принятия монашества назывался Константином. Был у него брат Мефодий. Родом они были из г. Солуня – того самого, куда ап. Павел писал свое послание; происходили они от родителей благочестивых, которых звали Лев и Мария. Отец вскоре умер, а Константина отдали в училище, где он с любовию занимался науками. На 15 году Константин был вызван в Царьград ко двору в соученики юному царевичу наследнику Михаилу, чтобы примером Константина заохотить наследника к учению и ко всему прекрасному. В числе учителей здесь был Фотий, ученейший муж своего времени, впоследствии патриарх константинопольский. Он полюбил Константина и даже сдружился с ним. Константин успел во всех познаниях, как нельзя более, и за свою ученость получил название философа. Вскоре он был посвящен в священники и был назначен библиотекарем при храме св. Софии, а потом учителем в одном высшем учебном заведении, где назначено ему преподавать философию и языки, которые он знал в совершенстве; но не лежала его душа к жизни мирской, – он искал уединения, желал быть отшельником, для чего и удалился на одну гору в монастырь; здесь сошелся он с братом своим Мефодием, который ранее оставил мир, и вместе с ним проводил время в посте, молитве и ученых трудах. Промысл, неведомо для них, готовил братьев к великому подвигу – просвещению славян. В 862 году некоторые славянские князья прислали в Константинополь к греческому императору послов с просьбою прислать просвещенных людей, которые бы сообщили славянам учение Христово и службу церковную на родном славянском языке, так как вера Христова преподавалась славянам этим на языке латинском, для славян непонятном. Царь и патриарх решили на это дело позвать Константина. Константин не отказался. «Хоть я слаб и болен телом, – сказал он, – но иду к славянам с радостию». Но труд этот был нелегкий. У славян не было своей азбуки. Нужно было славянскую азбуку изобрести, и тогда только можно было переложить священные и церковные книги на понятную для славян речь. Константин наложил на себя 40-дневный пост и в монастырском уединении молил Бога вразумить его составить славянскую азбуку. Молитва его услышана. Азбука была им составлена. Многия буквы были взяты с греческого языка, другие изобретены вновь. Константин немедленно приступил и к переводу священных книг, с греческого на язык славянский. Переведены сначала самые нужныя. Первыя слова, переведенные им, были величественные слова пасхального Евангелия: «в начале бе слово и слово бе к Богу и Бог бе слово». Слова, читаемые в Светлое Воскресение, как бы предвещали и духовное воскресение славянских народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» О том, что клирик, не постящийся в Святую Четыредесятницу, или в среду и в пятницу, подлежит извержению, а если мирянин – отлучению (кроме случаев немощи телесной). Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится в святую Четыредесятницу, или среду, или пятницу, да будет извержен, если только ему не препятствует поститься немощь телесная. Если же мирянин, да будет отлучен. Ε τις πσκοπος, πρεσβτερος, δικονος, ποδικονος, ναγνστης, ψλτης, τν γαν Τεσσαρακοστν το Πσχα ο νηστεει, τετρδα, παρασκευν, καθαιρεσθω, κτς ε μ δι σθνειαν σωματικν μποδζοιτο ε δ λακς εη, φοριζσθω. Толкования Зонара . Это правило непременно требует, чтобы верные проводили в посте святую четыредесятницу пред Пасхою , и среду и пяток каждой из прочих седмиц, кроме тех, кто по слабости телесной не может поститься. Ибо пост придуман для укрощения плоти. Если же плоть удручена болезнью, или другою какою немощью, то уже не необходимо это укрощение через пост. Не соблюдающих сего правила посвященных правило предписывает извергать, а мирян отлучать. Должно заметить, что правило и среду и пяток поставляет наравне со святою четыредесятницею пред Пасхою. Аристен . Того, кто не постится в четыредесятницу, или в среду и в пяток, если он клирик, подвергни извержению, а если мирянин, подвергни отлучению; исключая того случая, когда препятствует сему немощь. Ясно. Вальсамон . 40-дневный пост пред Пасхою прежде предан Господом, Который постился такое число дней; потом – и святыми Апостолами в настоящем правиле. Ибо правило говорит: если какой верный не постился в святую четыредесятницу пред Пасхою, и во всякую среду и пяток (ибо и в эти дни подобно святой четыредесятнице нам определено сухоядение); то, если он клирик, должен подлежать извержению; а если мирянин, должен подлежать отлучению. Исключи сие болящих. Ибо если они разрешат на рыбу, будут удостоены снисхождения. На мясо же никто не должен разрешать ни в какую среду и пяток, кроме пасхальных и других, в которые разрешается, хотя бы находился при последнем издыхании.

http://azbyka.ru/pravo/69-apostolskoe-pr...

Россия и Палестина договорились о правовом статусе музея-парка в Иерихоне 26 июня, 2012. Новостная служба Земельный участок, на котором расположен комплекс, является собственностью России и имеет значительную археологическую и естественно-научную ценность — здесь, помимо библейского дерева, обнаружены развалины византийского храма V века. 26 июня. ПРАВМИР. Россия и Палестина установили правовой статус музейно-паркового комплекса в городе Иерихоне. Межправительственное соглашение было заключено во вторник в присутствии президента РФ Владимира Путина и главы Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса. Строительство комплекса было завершено в октябре 2010 года. Объект является символом укрепления российского присутствия на Святой Земле и является важным объектом для развития туризма. На территории комплекса расположены выставочные залы музея, места археологических раскопок и библейская святыня — дерево Закхея. Земельный участок, на котором расположен комплекс, является собственностью России и имеет значительную археологическую и естественно-научную ценность — здесь, помимо библейского дерева, обнаружены развалины византийского храма V века. Среди открытых до сих пор центров городской цивилизации Иерихон — самый древний город в мире, ему 10 тыс. лет. В окрестностях города находится гора Искушения, на которой, согласно Новому Завету, после крещения Христос держал 40-дневный пост и был искушаем дьяволом. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/rossiya-i-palestina-do...

ПОСТ 40-дневный пост установлен в подражание Христу Христос по крещении изведен был духом в пустыню, и сорок дней постился. Подражая Христу, Церковь святая содержит повсегодно Четыредесятницы пост, который всегда бывает пред праздником святыя Пасхи. Христос, по исполнении сорокодневнаго поста трикратно от диавола искушаем был ( Мф. 4, 1–2 ), являя, что всякому, приступающему работать Господу, следует искушение; и победил искусителя, показуя нам образ, да и мы, взирая на Него, яко Подвигоположника и Начальника, подвизаемся, и побежденного от Него сатану силою и благодатию Его божественною побеждаем (1:25). Пост и умеренность есть свет душевный; но объядение и пиянство есть тьма душевная (4:379). Пост телесный полезен для умерщвления страстей (4:182, см. ПОСТ , 754). Пост вместе с телесным должен быть и душевный Есть пост телесный, как видим; есть пост и душевный. Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития: душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник есть, кто удерживает себе от блуда, прелюбодеяния и всякия нечистоты. Изрядный постник есть, кто воздерживает себе от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник есть, кто наложил языку своему воздержание, и удерживает его от празднословия, сквернословия, буесловия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякаго злоречия. Словом: добрый постник есть, кто от всякаго удаляется зла. Видишь, христианине, пост душевный! (4:182). Пост телесный без душевнаго не приносит пользу Полезен нам ПОСТ телесный, яко служит нам ко умерщвлению СТРАСТЕЙ; но пост душевный неотменно нужен так, что и телесный пост без него ничтоже есть. Многие постятся телом, но не постятся душею; многие постятся от пищи и пития, но не постятся от злых помыслов, дел и слов: и какая им от того польза? Многие постятся чрез день и два и более, но от гнева, злопомнения и мщения поститься не хотят; многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают: и какая им от того польза? (5:182).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010