Молитва является неотъемлемой частью их жизни и описана как «служение», за к-рое им дают деньги (IV 19, 29). Они могут жить в доме богатого христианина (IV 19, 22). Вопреки мнению братьев (ср.: Const. Ap. 2, 8), апостол указывает на то, что деньги для нуждающихся можно принимать даже от грешника, если тот исполняет волю Христа (IV 31). Богослужебная жизнь общины описана скупо. Из церковной иерархии упомянуты епископы (I 6; IV 27), пресвитеры (I 6; IV 4, 13), к-рых рукополагают апостолы (I 6), и диаконы (IV 27). Крещение, связанное с получением знака Христа, упоминается однажды (IV 5), причем оно происходит в море, и далее следует причащение; часто упоминаются неофиты. В связи с причащением, к-рое неоднократно встречается в тексте, упоминается хлеб (II; IV 5) или хлеб и вода (IV 2), но не вино, что может указывать на влияние аквариев на П. д. Евхаристические собрания проводятся в воскресный день и состоят из чтения Евангелия (IV 20) и проповеди. Помимо молитвы большую роль в сюжете повествования играет пост, 3-дневный (IV 1) или даже более длительный (IV 20); упоминаются следующие важные для повествования моменты: окропление для очищения (IV 19) и возвращения утраченной целостности предметам (IV 11), преклонение колен при молитвенных просьбах (IV 2, 3), литургический возглас: «Един Бог!» (IV 26). В IV 40 есть намек на протест против почитания мощей. Ист.: Bedjan. Acta. T. 1. P. 1-33; Acta Petri//Acta AA. Vol. 1. P. 45-103; Schmidt C. Die alten Petrusakten. Lpz., 1903. S. 3-7. (TU; 24.1); Grenfell B. P., Hunt A. S., ed. The Oxyrhynchus Papyri. L., 1908. Pt. 6. P. 6-12; Bruyne D., de. Nouveaux fragments des Actes de Pierre, de Paul, de Jean, d " André, et de l " Apocalypse d " Élie//RBen. 1908. Vol. 25. P. 149-160; idem. Epistula Titi, discipuli Pauli, de dispositione sanctimonii//Ibid. 1925. Vol. 37. P. 47-72; Nissen T. Die Petrusakten und ein bardesanitischer Dialog in der Aberkiosvita//ZNW. 1908. Bd. 9. N 3. S. 190-203; N 4. S. 315-328; Vouaux L., ed. Les Actes de Pierre.

http://pravenc.ru/text/2580438.html

В часовне совершались бессвященнословные браки, чин к-рых наряду с др. последованиями был составлен Скачковым. Он завел в моленной «брачную книгу», в к-рую вносились имена вступивших в брак. В 1826 г. число прихожан моленной достигло 6 тыс. чел., в кельях при ней содержалось более 200 призреваемых. В 1837 г. моленная была закрыта, но на протяжении XIX в. в Москве действовало до 50 домашних брачных моленных. Известной в Москве была моленная Любушкиных на Переведеновской ул. со строгим монастырским уставом. В С.-Петербурге в поморской часовне на М. Охте начиная с 1813 г. в течение почти 30 лет служил Павел Любопытный , историограф беспоповства и апологет брачного чина, составивший «чины обручения и венчания». Разногласия среди поморцев существовали и в отношении допустимых границ общения с «никонианами». В нач. XIX в. московская поморская община, группировавшаяся вокруг наставника Н. Петрова, придерживалась мнения, что можно допускать к церковному общению поморцев, вступавших в дружеские и родственные связи с «внешними», «что не следует вовсе питать вражды к иноверцам; что те, которых называют еретиками, могут быть благоверны и благочестивы, можно свободно, без страха эпитимии, вступать с ними во всякое общение, заключать родственные связи, крестить детей, допускать в молельню, наравне со своими… и вообще относиться к внешним так же, как и к своим». С обличениями этого мнения выступили московские поморские наставники Скачков и А. Сергеев. Преображенский богаделенный дом. Гравюра Р. Курятникова. 1837 г. (ГИМ) В 1809 г. на Петербургском соборе федосеевцев, заседавшем под рук. Ковылина, было принято постановление о нек-ром смягчении отношения к староженам и новоженам (материалы собора изд.: Сборник для истории старообрядчества. Т. 1. С. 22-73). Постановление вызвало новую волну дискуссий и привело к образованию аристова согласия (по имени петербургского купца В. К. Аристова), требовавшего соблюдения жестких правил «Польского устава». В «Петербургских статьях», принятых собором 1809 г., был определен порядок присоединения к федосеевцам поморцев - через 40-дневный пост (ранее требования были менее строгими).

http://pravenc.ru/text/78246.html

Втор. 11:10–25 , Иов. 21:1–34 , Пс. 87:2 : Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему. Тенденции, руководившие выбором книг и отдельных чтений, ясны: паримии из Исхода, несомненно, имеют в виду предстоящий праздник Пасхи, к ним примыкают чтения второй группы из Иова о страждущем невинно праведнике, как прообразе Христа; паримии из Иоиля говорят о посте, важнейший предмет содержания паримий из Второзакония – тоже 40-дневный пост Моисея пред принятием от Бога закона, а также – увещания хранить последний. По пятницам кроме 2 основных паримий полагается еще по одной добавочной из книг пр. Исайи в таком порядке: Ис. 40:1–8, 9–17 , Ис. 42:1–8 ; Ис. 43:22–44:8 , Ис. 45:1–13 , Ис. 46:3–47:4 . Тенденция этих прибавочных паримий, по-видимому, та же, что и у аналогичных паримий на трифекти (у нас теперь на 6 часе) в константинопольской церкви, – победа Ираклия над персами 21 . Вероятно, именно этого императора нужно подразумевать в Кире 5-ой паримии: характерно, что она читалась в Иерусалиме в пяток 5-ой седмицы, недалеко от константинопольской памяти акафиста (субботы 4-ой и 5-ой седм.), бывшей, вероятно, первоначально праздником Благовещения, а потом обращенной в память благополучного окончания вышеупомянутой персидской войны. К этим паримиям, по-видимому, примыкают по тенденции чтения 3-ей группы для второй седмицы поста: 1Цар. 1:1–23 , Притч. 1:2–33 , Иер. 1:1–10 , Пс. 129:2 : Да будут уши Твои и проч. (понедельник); 1Цар. 1:23 – 2:26 , Притч. 2:1–3:10 , Иер. 1:11–2:3 , Пс. 26:7 : Услыши Господи глас мой, имже воззвах: помилуй мя и услыши мя (вторник); 1Цар. 3:21–4:18 , Прит. 3:11 – 4:13 , Иер. 2:31 – 3:16 , Пс. 38:13 : Услыши молитву мою Господи и моление мое внуши и слез моих не премолчи и проч. (четверг). Пленение ковчега завета при Илие в третьем чтении из книги Царств, угрозы бедствием с севера и обличение пороков в паримиях из Иеремии, думается, довольно ясный намек на взятие Иерусалима и пленение Животворящего Древа Хозроем. К группе же этих чтений, вероятно, примыкает дополнительная паримия среды – Мих. 5:1–7 (о явлении горы Господней, всеобщем мире, спасении Израиля и о Боге, как вечном царе Сиона).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Искушение в пустыне (Мф 4:4) 5 мин., 13.03.2012 После Своего Крещения Христос удалился в пустыню ради поста и молитвы, и как сказано в Мф 4:1, «для искушения от дьявола». Таков был Его путь к спасению мира: взять на Себя грехи мира, будучи (и оставаясь) безгрешным, и при этом идти путем всех людей — но и Своим, и встречать искушения. Это нелегко себе представить, поэтому и нужно постоянно вчитываться в слова Благой Вести. Выдержав 40-дневный пост, Иисус «напоследок взалкал». Тут полезно уяснить, что Он испытывал, как это называется, дозволительные страсти: голод и жажду, усталость, сонливость; мерз и страдал от жары. А также шутил, огорчался, плакал и гневался. Заметим, что как-то так сложилось, что именно против этих страстей часто бывает направлено острие аскезы, в то время как более серьезные вещи остаются почти без внимания: мы стараемся не есть — и гордимся этим, а ведь гордыня гораздо хуже утоления голода (об обжорстве речи нет). Да, кстати, на усложненном языке дозволительные страсти называются также неукорительными, а вот кто-то не может удержаться, чтоб не укорить ближнего за то, что тому есть (пить, спать) хочется. А уж если попросишь не оскорблять… И.Н. Крамской Христос в пустыне. 1872. И грянули искушения. Первое: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Замечательно, что логическая схема искушения и доныне та же: «докажи, что ты не слабак». И миллионы людей тотчас берутся «доказывать», демонстрируя этим зависимость от чужого мнения и страх. Причем зачастую если подумать, а так ли важно мнение именно этого человека, то результат будет такой: конечно, нет, он мне даже попросту не нравится, но ославит же... В ситуации искушения в пустыне нельзя не принимать во внимание еще и голод; вроде бы так легко соблазнить голодного хлебом, простенько так. И ведь действительно Сын Божий, и действительно мог бы превратить камни в хлеб. Но не стал. Дело в том, что Иисус никогда не делал ничего для Себя, хотя и мог бы, а только для того, чтобы дать людям уверение в силе Божией и в милости, — но и не только в этом дело. Негоже Сыну Божию действовать по указке дьявола. А, между прочим, и все мы усыновлены нашим Творцом во Христе Иисусе, так что и нам это не к лицу.

http://foma.ru/iskushenie-v-pustyine-mf-...

Но самым главным доказательством истины будет только жизнь во Христе. Это единственный путь служения ей. Главная битва Когда холод касается земли, она каменеет. То же происходит и с нашей душой, когда она прикасается к злу. Смутные времена характерны тем, что усиливаются искушения, внутренние нападки, обостряется духовная борьба. И задача врага – с помощью внешних факторов отвлечь человека от работы над собой. Наши страсти раздирают нас, усиливают свою власть и действие. Поэтому так важно хранить мир в душе. Время сосредоточится на своих грехах, выявлять их, честно признаваться себе в них, искренне каяться и исправляться. Своей внутренней работой мы уравновесим гармонию в мире, поможем добру преобладать над злом. Наше сердце должно стать той площадкой, где будут происходить самые важные для нас битвы, ведь на Суд Божий мы предстанем сами, без какого-либо сопровождения, один на Один с Богом, со своей личной историей духовных войн и только за свои победы и поражения будем держать ответ. Пусть сегодня слова пророка Ионы: «еще сорок дней – и Ниневия будет разрушена!» – звучат для каждого из нас. Пусть проповедь пророка поразит ужасом наши сердца, как поразила в свое время ниневийского царя и народ, которые раскаялись в своей нечестивости, объявили 40-дневный пост, и вследствие раскаяния Господь помиловал их и не навёл на них бедствия, предвозвещенные устами пророка Своего. Будем каяться и молить Господа о прощении грехов и вразумлении. Пусть лучше нас мир возненавидит за истину, чем возлюбит за ложь. И лучше мы останемся в одиночестве с истиной, чем в толпе, но с ложью и заблуждением. Рейтинг: 10 Голосов: 304 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Павел 20 января 2019, 12:18 Алексею. Конечно, я совсем не то сказал, что хотел. Истина, естественно, не рождается в спорах, а существует вечно, владыка прав, но она в них выражается, а ее понимание глубже оттачивается. Кроме того, выразить даже простейшую мысль так, чтобы тебя услышал оппонент, если таковой имеется, невозможно без покаяния. Хотя, конечно, если дело доходит до кулаков и воплей " москаляку на гиляку " , спорить ох как трудно.

http://pravoslavie.ru/118705.html

7 дней, а в каталоге Матфея Кигалы даже 3 года 499 . В первых двух ошибка очень понятна: пропущено – 10; а в последнем переписчик, изменив цифру месяцев в цифру лет, число дней опустил потому, может быть, что цифра дней имеет значение только, когда она точнее определяет месяцы, а когда следует прямо за числом лет, то представляется уже излишнею мелочностью. Наконец, в каталоге Фишера – В цифра дней отсутствует, потому что рукопись, из которой извлечен каталог, сохранилась неисправно 500 . С приведенными свидетельствами легко мирятся показания Феофана и Виктора Тунунского, что Фравита занимал кафедру 3 месяца: и тот и другой 17 дней отбросили на том же основании, на каком Никифор Каллист и Евагрий прибавили 13 дней 501 . – Итак, наиболее точной и отвечающей действительности нужно признать дату – 3 месяца 17 дней. К какому году и к какому времени года нужно приурочить кратковременное правление Фравиты? Купер склоняется к мысли, что, заняв кафедру в начале декабри 489 г., Фравита умер во второй половине марта 490 г. 502 Но нужно сознаться, что для такого мнения нет никаких оснований, и что от него могли удержать Купера даже те источники, которые у него на этот раз были под рукою. Разумеем свидетельства Феофана и Виктора Тунунского: в отделе под 481 г. александрийской эры Феофан в тексте замечает, что Евфимий занял место Фравиты в этом же году, т. е. в 489; тоже самое говорит и Виктор 503 . Правда, в виду сказанного выше о достоинстве хронологической сети хроники Виктора и летописи Феофана в этом месте 504 , для нас эти свидетельства не могут иметь решающего значения, но с точки зрения Купера игнорировать их не было никаких оснований, – Впрочем, ненадежные сами по себе эти свидетельства подтверждаются показаниями более компетентными, – Прежде всего, нужно заметить, что между смертью Акакия и вступлением Фравиты прошел значительный промежуток времени. Никифор Каллист сообщает, что император Зенон, решив нового патриарха избрать по жребию и желая, чтобы жребий пал на достойнейшего из кандидатов, назначил 40-дневный пост 505 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

ПОСТ 40-дневный пост установлен в подражание Христу Христос по крещении изведен был духом в пустыню, и сорок дней постился. Подражая Христу, Церковь святая содержит повсегодно Четыредесятницы пост, который всегда бывает пред праздником святыя Пасхи. Христос, по исполнении сорокодневнаго поста трикратно от диавола искушаем был ( Мф. 4, 1–2 ), являя, что всякому, приступающему работать Господу, следует искушение; и победил искусителя, показуя нам образ, да и мы, взирая на Него, яко Подвигоположника и Начальника, подвизаемся, и побежденного от Него сатану силою и благодатию Его божественною побеждаем (1:25). Пост и умеренность есть свет душевный; но объядение и пиянство есть тьма душевная (4:379). Пост телесный полезен для умерщвления страстей (4:182, см. ПОСТ , 754). Пост вместе с телесным должен быть и душевный Есть пост телесный, как видим; есть пост и душевный. Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития: душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник есть, кто удерживает себе от блуда, прелюбодеяния и всякия нечистоты. Изрядный постник есть, кто воздерживает себе от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник есть, кто наложил языку своему воздержание, и удерживает его от празднословия, сквернословия, буесловия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякаго злоречия. Словом: добрый постник есть, кто от всякаго удаляется зла. Видишь, христианине, пост душевный! (4:182). Пост телесный без душевнаго не приносит пользу Полезен нам ПОСТ телесный, яко служит нам ко умерщвлению СТРАСТЕЙ; но пост душевный неотменно нужен так, что и телесный пост без него ничтоже есть. Многие постятся телом, но не постятся душею; многие постятся от пищи и пития, но не постятся от злых помыслов, дел и слов: и какая им от того польза? Многие постятся чрез день и два и более, но от гнева, злопомнения и мщения поститься не хотят; многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают: и какая им от того польза? (5:182).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Св. Церковь строго исполняла свои правила в отношении к тем лицам, которые не соблюдали поста в св. Четыредесятницу. Вот какое осуждение произносится на них в 69 апостол. правиле: «Если кто-либо из клира не постится в св. Четыредесятницу, кроме препятствия от немощи телесныя, то да будет извержен, если же мирянин, да будет отлучен». Таким образом пост в св. Четыредесятницу должно почитать учреждением апостольским, что подтверждается свидетельствами отцов Церкви блаженного Иеронима , Кирилла Александрийского , Григория Назианзина и Льва Великого . Но нужно заметить, что на первых порах не было определенной продолжительности времени этого поста: иные сокращали 40-дневный пост до 40 часов, а иные даже до одного дня. Св. Ириней в письме к Виктору, епископу Римскому, описывая разность между восточными и западными Церквами в праздновании Пасхи, говорит: «Спор происходил не только о дне Пасхи, но и о способе поста, ибо некоторые думают, что должно поститься только один день, другие – два, иные – несколько, а иные 40 часов. И эта разность в соблюдении поста первоначально произошла не в наше время, но задолго до нас – у наших предков – получила свое начало». Из этого видно, что в св. Четыредесятницу с самых первых времен христианства постоянно был соблюдаем Св. Церковью пост в воспоминание крестного страдания и смерти Иисуса Христа. Изменения же во времени продолжительности св. Четыредесятницы происходили не вследствие произвола христиан, а скорее в силу необходимости. Страшные гонения на христиан, воздвигавшиеся в первые времена христианства, вынуждали их скрывать свои подвиги от язычников, почему, действительно, некоторые сокращали пост 40-дневный до 40 часов и даже до одного дня. Видя эту необходимость, Св. Церковь снисходительно смотрела на такое уклонение от ее уставов. Впоследствии же времени, когда Римская империя сделалась христианским государством, отцы Церкви установили для поста св. Четыредесятницы определенный – 40-дневный срок, в продолжение которого, по замечанию Вальсамона, строго было воспрещено употребление мяса, даже в случае болезни 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

...На прошлом уроке мы говорили о Великом посте. Леонид, давайте напомним для тех, кто отсутствовал. Леонид: – На прошлом занятии мы обсуждали тему Великого поста, и один вопрос остался практически без ответа. Мы вспомнили, что прообразом Великого поста послужило библейское событие – 40-дневный пост Иисуса Христа после Его Крещения. А вопрос был следующий: после этого служение Христа продолжалось три с лишним года; почему тогда 40-дневный Великий пост у нас бывает каждый год? Христос постился один раз перед своим служением, а мы – каждый год? И я хочу напомнить о двух ответах, синтез которых, на мой взгляд, и дает правильный. Первый – это церковная традиция, связанная в основном с Крещением. А второй ответ вытекает из первого. Дело в том, что в ранних христианских общинах существовал институт оглашенных. Мы и сейчас слышим во время Божественной Литургии возглас «оглашенные, изыдите». Оглашенные, как вы знаете, это люди, которые готовились принять Таинство Крещения. Оглашение длилось, в основном, год или два, редко три. И Крещение происходило на Пасху, как раз в Пасхальную ночь. Почему? Потому что прообразом Крещения является смерть ветхого человека, который умирал со Христом и возрождался с Его Воскресением. К этому духовному подвигу по традиции себя готовили. Одним из способов такого рода физической и духовной подготовки как раз и был Великий пост. Так называться он стал не сразу, а, если я не ошибаюсь, приблизительно лет через 200. После того как христианство распространилось достаточно широко и детей начали крестить массово, институт оглашенных, к сожалению, стал утрачивать свое принципиальное значение. И тот возглас, который мы слышим в конце Литургии оглашенных, теперь никакой роли не играет, никто из храма не выходит. Но поскольку Пасха – наш самый важный ежегодный праздник, то с древней традиции крестить оглашенных раз в год осталась и традиция Великого поста перед Пасхой. Один из слушателей курсов поднимает руку: – Дело в том, что я и прошлый раз не был согласен, и сейчас возражаю против формулировки вопроса: «Почему мы постимся один раз, а не раз в три с половиной года?» А кроме того, не считаю верным прозвучавший ответ на вопрос. Потому что сегодня нам рассказали, для чего пост нужен. Чему никто не возражает. Но ответом на заданный вопрос может служить то, что ежегодно в богослужебном календаре Церковь отмечает все главные события жизни Христа Спасителя – от Рождения до Пасхи, в том числе и 40-дневный пост. Вот это, на мой взгляд, и является единственно верным ответом.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

А сколько грехов мы постоянно совершаем по отношению к ближним нашим! Как часто мы осуждаем людей, ищем, по образному слову Спасителя, сучок в глазе брата, а бревна в своем глазу не замечаем (Мф. 7. 3; Лк. 6. 41-42)! Мы готовы осудить ближних за их небольшие проступки, хотя сами часто поступаем во много раз хуже их, и наши дела, слова и мысли гораздо более греховны, чем дела, слова и мысли наших ближних. Как часто мы раздражаемся на наших ближних, как часто мы их обижаем! ... Сегодня у нас есть благодатная возможность примириться друг с другом, испросив прощения, и с миром вступить на спасительное поприще Великого поста. Используем же эту возможность и постараемся найти тех, кого мы обидели и огорчили, на кого мы сердились, кого мы осуждали, и постараемся примириться с ними " . В другом материале, опубликованном на этом же сайте, рассказывается о том, как в Православной церкви появился пост Четыредесятницы. Материал взят из книги М. Скабаллановича " Толковый Типикон " . Обязательный 40-дневный пост перед Пасхой появляется в Церкви в III в: " Он если не возник, то удлинился до 40 дней под влиянием практики оглашения - из желания содействовать постом и молитвой приготовлению будущих христиан к таинству Крещения... Так как крещение приурочивалось в III в. к Пасхе, то пост этот и оказался предпасхальным... Однако хотя пост Четыредесятницы и возник в связи с подготовкой к крещению, уже в III в. на него смотрят, как на нечто самоценное. ... Удлинение поста до 40 дней могло первоначально произойти в Палестине. А так как Иерусалимская Церковь пользовалась большим авторитетом, то отсюда 40-дневный пост легко мог распространиться по всему христианскому миру. В самом начали IV в. он уже распространился по всем поместным церквам " . На сайте " Радонежа " публикуется проповедь святого праведного Иоанна Кронштадского " Зачем нужен Великий пост " . Святой Иоанн вопрошает своих слушателей: " Нужен ли пост как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? " И отвечает: " Если хочешь быть с Богом, если хочешь быть вечно благополучным: то ты должен согласиться, что тебе надобно попоститься душою своею, собрать свой ум, помышления исправить, мысли очистить, вместо рубища дел неправедных украсить себя драгоценною одеждою добрых дел.

http://pravoslavie.ru/press/obzor35.htm

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010