Разделы портала «Азбука веры» Великий пост – установленный Церковью 48-дневный пост, предшествующий Празднику Пасхи , направленный на духовную подготовку верующих к Дню Светлого Христова Воскресения . Период Великого поста включает в себя шесть седмиц Святой Четыредесятницы до пятницы шестой седмицы и последнюю седмицу перед Пасхой – Страстную седмицу . Иногда весь пост называют Святой Четыредесятницей по той причине, что Четыредесятница составляет основную по длительности часть Великого поста. Великий пост начинается не раньше 15 февраля и завершается не позже 7 мая включительно, в зависимости от даты празднования Пасхи. По периодам: начало 15.02–21.03, окончание 3.04–7.05 включительно. Таким образом период с 21 марта по 3 апреля оказывается всегда приходящимся на Великий пост. Каждая из шести седмиц Четыредесятницы в месяцеслове именуется по порядковому номеру и завершается Неделей (воскресным днём). Храм священномученика Вениамина Петроградского, г. Симферополь. Фото: Дарья Соловей Краткая история Великого поста Истоки предпасхального поста принято связывать с существовавшей в раннехристианской Церкви, во II–III вв.,  практикой соблюдения поста в пасхальную ночь, в воспоминание крестных страданий Господа Иисуса Христа (заметим: первоначально под Пасхой мог подразумеваться как праздник Воскресения Господня, так и воспоминание страстей (страданий и смерти Спасителя)). Считается, что обычай продолжительного поста перед Пасхой формировался параллельно с древней практикой катехизации (оглашения). Дело в том, что к III веку в Церкви распространилась практика совершать Таинство Крещения на Пасху. Таким образом, пост, соблюдаемый оглашаемыми в предпасхальный период, служил для них средством подготовки к принятию Крещения. Для верных этот период становился временем покаяния и аскетических упражнений. В александрийских источниках 2й половины III–IV века (см.: 1й канон св. Петра Александрийского ) есть упоминания о 40-дневном посте. Неясно только, был ли изначально связан этот пост с Пасхой или нет.

http://azbyka.ru/velikij_post

Церковь – это опыт Вечной жизни, которая начинается не когда-нибудь, не где-то, не в какой-то абстрактной плоскости, а здесь и сейчас, в этом месте, в этом сердце, с этими людьми, и простирается в Царствие Небесное. Все мы знаем, что время Поста пройдет очень быстро, как беспосадочный 40-дневный перелет. Первые дни поста – это некий камертон, который помогает нам настроить скрипку души на правильный и точный лад. Давайте постараемся сохранить и пронести это вдохновение, молитву, покаянное делание до цели нашего странствия – Пасхи Христовой! Пусть Великий пост каждому из нас чем-то поможет. Каждого чему-то научит. Поможет приобрести болезнующее сердце, мудрость, снисхождение к ближним. Ведь если человек заболел, но не ропщет, а понимает, что болезнь дана ему как очищение, то опыт боли становится для него опытом выздоровления. Если с человеком случилась беда, и он потерял близких, работу, положение в социуме, но видит в этом не случайность, а Промысл, то опыт потери становится для него опытом приобретения. Если с нами случаются искушения, трудности, скорби, кризисы, какие-то душевные катастрофы, но мы в этом никого не обвиняем, ни Бога, ни людей, а принимаем случившееся с чистым сердцем, то опыт всего неожиданно происходящего становится для нас опытом благодарения. Пост – это не нахмуренность, а сосредоточенность. Пост – это не просто голодное томящее сосание под ложечкой, не досадное вынужденное воздержание от любимых удовольствий. Пост – это время борьбы со злом в своей душе. Пост – зеркало, в котором мы должны увидеть свои притаившиеся страсти. Пост – это инструмент любви! А еще Пост – это наша жертва. Наша молитва за весь мир. Верующие люди не могут отвернуться от мира, как от прокаженного, как от погибающего. Не сливаясь с миром, христианин призван вносить в мир тепло, веру, радость, тишину, смирение, свет. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего иже есть на Небесех(Мф. 5:16). Пост – это таинственное паломничество. И давайте отправимся в него со светлой душой и радостным сердцем. Цель этого нашего паломничества дороже всего на свете. Цель его – Святая Пасха Христова!

http://pravoslavie.ru/110850.html

Нек-рые зап. свидетельства IV-V вв. указывают на существование продолжительного поста после Пятидесятницы в еретических сообществах: в «Книге о ересях» Филастрия, еп. Бриксии (ныне Брешиа) ( Philastrius. Liber de haeresibus. 149//PL. 12. Col. 1286-1287), упоминается такой пост; у блж. Иеронима Стридонского († 419/420) критикуются 40-дневный пост после Пятидесятницы у монтанистов ( Hieron. In Matth. 9. 15) и их система из трех 40-дневных постов в течение года (при этом блж. Иероним говорит: «Мы вместе со всем христианским миром, по преданию апостолов, постимся одну четыредесятницу» ( Idem. Ep. 41. 3)). Первое несомненное указание на непродолжительный пост после Пятидесятницы находится в Апостольских постановлениях (ок. 380 г.) (Const. Ap. V 20), в к-рых предписывается праздновать после Пятидесятницы одну неделю, затем поститься одну неделю. По всей видимости, в разных регионах пост Пятидесятницы мог начинаться или сразу после праздника Пятидесятницы, или через неделю после него. Впосл. пост стал более продолжительным, так что в кон. VI в. он мог называться четыредесятницей. Прп. Анастасий Синаит († после 701) в ответе на 64-й вопрос в своих «Вопросах и ответах» описывает систему из 3 постов: Великого, после Пятидесятницы и перед Рождеством. Число постов (называемых в этом сочинении четыредесятницами) он соотносит с числом евр. праздников (см.: Исх 23. 14-15) (PG. 89. Col. 659-672; этот текст вошел в состав 57-й гл. «Пандектов» Никона Черногорца; слав. перевод: Пандекты. Почаев, 1795. Л. 472-473). Данный ответ стал основой для соч. «О трех сороковинах» (PG. 89. Col. 1389-1398), авторство которого часто приписывается прп. Анастасию Синаиту, но к-рое является сочинением XII в. В частности, в этом тексте указана разная продолжительность П. п. на практике - 18, 12, 10 дней или только канун праздника. Прп. Феодор Студит в «Огласительных поучениях» называет этот пост постом св. апостолов ( Мансветов . 1886. С. 57). Точно так же Студийско-Алексиевский Типикон сер. IX в. ( Пентковский. Типикон. С. 275) называет П. п. постом святых апостолов и предписывает начинать его в понедельник после Недели всех святых. Впосл. этот пост упоминается в различных ктиторских уставах, в разных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов вплоть до наст. времени.

http://pravenc.ru/text/2580468.html

Считая Рождество Христово второй Пасхой 19 , церковный устав назначает пред ними и пост, по продолжительности равный предпасхальному, т. е. Великому, именно 40-дневный, называемый посему «четыредесятницей», но в отличие от Великого поста, «малой». Обнимая собою определяемый знаменательным числом 40 (числом дней, которым измеряли свой пост Моисей, Илия, сам Христос; ср. также сроки кар Божиих: потоп, сорокалетнее странствование по пустыне) период времени, этот пост, день за днем, углубляет в душе верующего ожидание праздника, непрерывно направляет на него мысль и чувство, заставляет переживать событие всей духовно-телесной жизнью. Занимая второе место в ряду постов, будучи первым после Великого поста по продолжительности и значению (как приуготовительный к важнейшему после Пасхи празднику), Рождественский пост не отвечает этому месту своему по строгости предписываемого в течение его воздержания. В этом отношении он уступает Успенскому посту. В Успенский пост предписывается уставом более строгое воздержание, чем в Рождественский, который в этом отношении вполне уравнивается с Петровым постом (исключая своих последних дней). При определении степени воздержания в тот или другой пост церковный устав вдается в подробности, которые могут показаться мелочными и неприложимыми к жизни (особенно мирян), но которые тем не менее хорошо выражают свою идею. Эта идея заключается в том, чтобы из всех дней недели а) особенно освятить строгостью воздержания понедельник, как день покаяния и первый день недели, и среду с пятницей, как дни страданий Христовых; и б) особенно почтить ослаблением воздержания субботу, как предпразднство воскресения и богоустановленный день покоя, и воскресенье. В этих целях для первых дней (понедельника, среды и пятницы) уставом предписывается в Рождественский пост вторая из существующих в уставе степеней воздержания, так называемое «сухоядение», т. е. воздержание от вареной пищи (за исключением вареной воды) и принятие пищи только раз в день. (Первая степень воздержания – полное неядение; она предписывается уставом только для 4 дней года: понедельника, вторника и четверга первой седмицы Великого поста и Великой пятницы).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Каждую из сих добродетелей человеколюбивый Господь приемлет как благий дар, и я надеюсь на Бога, что из вас нет никого, кто бы явился пред Богом ни с чем, но – с сими честными дарами. Через меня смиренного воздвигли вы, на основании подвижничества вашего, злато, сребро, драгоценные камни, т. е. дела добродетели, которые не сгорят, когда будут искушены вечным огнем, как, напротив, имеют сгореть злые дела – дрова, сено, тростие, дела греха и злобы... Если так сотворим, то и Пасху великую и священную будем праздновать богоугодно, и Страстям Христовым приобщимся, и светом Воскресения просветимся о Христе Иисусе – Господе нашем, Которому подобает слава и держава со Отцом и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» 42 . Святая Четыредесятница, как учат свв. Отцы 43 , установлена в память сорокадневного поста, который совершил Господь наш Иисус Христос. Великий пост является центральным и важнейшим постом церковного годового круга, и благодать его как бы простирается и на Апостольский, и на Рождественский посты. В древних документах Апостольский пост также именовался Четыредесятницей 44 , хотя долгота его зависела от даты Пасхи в данный год. Рождественский пост так приурочен, что продолжается 40 дней, и до ныне он в богослужебных книгах именуется Четыредесятницей. Почему Господь наш Иисус Христос совершил именно сорокадневный пост? Из Священного Писания мы знаем, что сорокадневный пост совершили свв. Моисей и Илия. Св. Иоанн Златоуст так обясняет 40-дневный пост Спасителя: «Если бы Христос долее, чем 40 дней продолжал Свой пост, то многим это могло бы служить поводом сомневаться в истине Воплощения; Он не простирается далее, чтобы чрезмерным величием чуда не сделать сомнительною самую истину Воплощения». А по словам св. Кирилла Александрийского : «Он не хотел превзойти меру древних постников и потому, чтобы противник не уклонился от борьбы с Ним, т. е. чтобы, узнав Кто в Нем скрывается, не убежал от брани с тем, что видел в Нем» 45 . Блаж. Феофилакт говорит так: «Христос постится столько дней и ночей сколько и Моисей, и Илия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Покров Божией Матери - 1 октября (14 окт. н. ст.). Иконы Казанской Божией Матери - 22 октября (4 ноября н. ст.). Рождество Иоанна Крестителя - 24 июня (7 июля). Усекновение главы Иоанна Крестителя - 29 августа (11 сент. н. ст.). Св. Перв. Апостолов Петра и Павла - 29 июня (12 июля н. ст.). Св. Апостола Иоанна Богослова - 8 мая (21 мая н. ст.) и 26 сентября (9 октября н. ст.). Св. Чудотворца Николая - 9 мая (22 мая н. ст.) и 6 дек. (19 дек. н. ст.). Посты установленные Церковью: 1. Великий пост или Св. Четыредесятница перед Пасхой. Продолжается семь недель: 6 недель самый пост и седьмая неделя Страстная - в воспоминание страданий Христа Спасителя. 2. Рождественский пост перед праздником Рождества Христова. Начинается с 14-го ноября (27 ноября н. ст.), со дня св. апостола Филиппа, почему называемый иначе - " Филипповым постом " . (Пост 40-дневный). 3. Успенский пост перед праздником Успения Божией Матери. Продолжается две недели, с 1-го августа (14 авг. н. ст.) по 14 авг. (27 авг. н. ст.) включ. 4. Апостольский или Петров пост перед праздником св. Апостолов Петра и Павла. Начинается через неделю после дня Святой Троицы и длится до 29-го июня (12 июля н. ст.). Продолжительность его зависит от того, раньше или позже бывает Пасха. Самая большая продолжительность его - шесть недель, и самая меньшая - неделя с одним днем. Однодневные посты: 1. В Сочельник - день перед Рождеством Христовым. 24 декабря (6 янв. н. ст.). Особо строгий пост, среди дней Рождественского поста (обычай - не есть до появления первой звезды). 2. Сочельник - день перед Крещением Господним. 6 января (19 января н. ст.). 3. В день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. 29 августа (11 сентября н. ст.). 4. В день Воздвижения Креста Господня, в воспоминание крестных страданий Иисуса Христа. 14 сентября (27 сентября н. ст.). 5. Среда и пятница каждой недели. Среда - в воспоминание предания Спасителя Иудой. Пятница - в воспоминание крестных страданий и смерти Спасителя за нас. Пост в среду и пятницу не бывает только в следующие недели: в Пасхальную неделю, в святки (от дня Рождества Христова до Крещения), в неделю Троицкую (от праздника Св. Троицы до начала Петрова поста), в неделю мытаря и фарисея (перед Великим постом) и в неделю Сырную или масляную перед самым Великим Постом, когда разрешается только молоко и яйца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Формирование структуры и принципов проведения В. п. заняло неск. столетий и было тесно связано с развитием церковного года. Истоки В. п. следует видеть в пасхальном посте, к-рый во II-III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха изначально понималась христианами двояко: как праздник Воскресения или/и как воспоминание Страстей) и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия. Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, уже в III в. он мог длиться от одного дня до 40 часов или целой седмицы. В частности, 40-часовой пост (проводившийся в полном воздержании от пищи) уже соединял в себе два основных значения, к-рые позднее легли в основу В. п.- подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане (Мф 4. 1-2; Мк 1. 12-13; Лк 4. 1-2) и подготовку к празднику Пасхи (см. послание сщмч. Иринея Лионского папе Виктору: Euseb. Hist. eccl. 5. 24. 12-13). 6-дневный пост перед Пасхой отмечается в сир. «Дидаскалии апостолов» (III в.) и в 1-м каноническом послании свт. Дионисия Великого ( 265). В александрийских источниках 2-й пол. III-IV в. (напр., Orig. In Lev. 10. 2; 1 прав. Петр Ал.) появляются упоминания уже о 40-дневном посте; неясным остается вопрос о том, был ли изначально связан такой пост с Пасхой или нет (высказывались предположения, что этот пост возник не как предпасхальный, а как послебогоявленский в подражание посту Христа после Крещения и лишь затем был отнесен к Пасхе; впрочем, как доказать, так и опровергнуть эти предположения весьма затруднительно - см. Talley. P. 194-214). Еще один источник, из к-рого возник В. п.- это предкрещальный пост. К III в. в Церкви распространился обычай совершать таинство Крещения в пасхальную ночь, а практика поститься перед принятием Крещения существовала в Церкви еще в I в. (см., напр.: Didache 7. 4); предкрещальный и предпасхальный посты могли объединиться; в позднейших источниках с нек-рыми этапами великопостного цикла могут связываться этапы оглашения .

http://pravenc.ru/text/150109.html

Самым ранним бесспорным свидетельством о предваряющем Пасху 40-дневном посте (включающем Страстную седмицу), по мнению большинства исследователей, следует считать 2-е праздничное (пасхальное) послание (330) свт. Афанасия Великого (PG. 26. Col. 1386). Пост начинался за 6 седмиц до Пасхи, а число 40 достигалось исключением субботы и воскресенья накануне Пасхи из счета дней. Характерно, что этот пост в посланиях свт. Афанасия ни разу не соотносится с 40-дневным пребыванием Христа в пустыне (хотя упоминаются посты Моисея, Давида и Даниила как прообразы), но рассматривается как аскетическая подготовка к празднику Пасхи. Из послания 340 г., адресованного еп. Серапиону Тмуитскому, к-рое свт. Афанасий написал, находясь в ссылке в Риме, видно, что этот пост в Египте был недавним установлением и не всеми воспринимался как обязательный (PG. 26. Col. 1413), в то время как в Риме он соблюдался неукоснительно и был связан с предкрещальной подготовкой и, возможно, принятием кающихся вновь в церковное общение (первое свидетельство - письмо папы Иннокентия I Декентию, еп. г. Губбио, в к-ром говорится о принятии кающихся в Великий четверг (Ep. 25. 7//PL. 20. Col. 559); см.: Cabi é R. La Lettre du pape Innocent Ier a Décentius de Gubbio. Louvain, 1973. P. 28-29). О некой «четыредесятнице» говорится уже в 5-м прав. I Всел., но что именно имеет Собор в виду - В. п. или праздник Вознесения Господня (празднуемый на 40-й день после Пасхи),- остается непонятным. В пользу второго говорит 37-е Ап. прав. (S. Salaville), хотя нек-рые исследователи полагают, что именно постановления I Вселенского Собора оказали решающее влияние на оформление периода В. п. в его совр. виде (R.-G. Coquin). Благословение колива. Молебный канон вмч. Феодора Тирона в пятницу 1-й седмицы Великого поста Благословение колива. Молебный канон вмч. Феодора Тирона в пятницу 1-й седмицы Великого поста К кон. IV - нач. V в. уже повсюду в Церкви был принят 40-дневный В. п., хотя счет его дней велся в различных местностях по-своему; отличались и правила пощения.

http://pravenc.ru/text/150109.html

О постном режиме в эти дни известно лишь, что пост оканчивался в 9 часу, т.е. не ели до этого часа; о поде же пищи в эти дни неизвестно ничего; судя по сопоставлению этих постов с 40-цей, можно думать, что она была такая же, как в 40-цу (см. ниже). «Пост сей (среды и пятницы), говорит св. Епифаний Кипрский, соблюдается во весь год и продолжается до 9 часа. Исключаются 50 дней 50-цы, когда не бывает ни коленопреклонения, ни поста... Равно неприлично поститься в Богоявление, когда родился плотию Господь нас, хотя бы это случилось в среду и пятницу». След. пост среды и пятницы оставлялся в 50-цу и важнейшие праздники. Из этих двух седмичных постов пятница считалась важнее, как и в III в.: в пятницу Константин великий освобождал воинов от службы и отменил суды в этот день, как и в воскресенье. Кроме поста, чтились эти дни и богослужение – в одних местах литургией, в других особой службой, заменявшей литургию, без евхаристии: «александрийцы в среду и в так называемый день приготовления (παρασκευον — пятницу) читают Писание, а учители объясняют его; в эти дни совершается все, что обыкновенно бывает, кроме таин». Вероятно эта служба – литургия без евхаристии – и дала начало литургии преждеосвященных Даров, которая в некоторых древних памятниках усвояется св. Марку и ап. Петру, проповедовавшим в Александрии, а также Афанасию Вел.. 40-ца. Удлинение предпасхального поста    От IV в.мы имеет первые ясные свидетельства и о 40 дневной продолжительности предпасхального поста, который, следовательно, к этому только времени (в конце III в.) стал 40-цей в собственно смысле. Первое такое свидетельство принадлежит Никейскому собору 325 г., который требует, чтобы поместные соборы бывали: «один пред 40-цей, дабы по прекращении всякого неудовольствия чистый дар приносился Богу, а другой около осеннего времени». По Евсевию Кесарийскому «мы (с. 267) празднуем Пасху, принимая на себя 40-дневный подвиг для приготовления к ней»; «до Пасхи мы 6 недель укрепляем себя 40-дневным мостом». Афанасий В.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ведь, собственно, почему в Александрии не совершали Евхаристию в постные дни? Только потому, очевидно, что она ещё соединялась с агапой. А вкушать агапу (и вообще вкушать до 9 часа) в постные дни было недопустимо! Вероятно, эту проблему пытались разрешить переносом Литургии на вечер. Следы этого остались. И если мы внимательно почитаем свой устав (который мы не выполняем), то увидим, что в некоторые особо важные постные дни (а именно: в навечерие Рождества Христова, Богоявления, Великого Четверга и Великой Субботы) Литургия предваряется Вечерней и т.о. должна служиться после 12-ти часов дня. Тогда причащение придётся как раз на 9 час! 2. Подвижный Годовой круг: Великий Пост Вся описанная проблематика была особенно актуальной в период Великого поста, который в 4 веке, наконец, становится Четыредесятницей в собственном смысле, т.е. достигает 40-ка дней. Когда и где это произошло? Историк 5 века Сократ говорит об ещё весьма разнообразной практике: «Пост перед Пасхой в разных местах соблюдается различно. В Риме перед Пасхой постятся непрерывно 3 недели (Кроме субботы и дня Господня). В Иллирии, во всей Греции и Александрии держат пост 6 недель до Пасхи и называют его Четыредесятницей. Другие же постятся за 7 недель до праздника...» («Церк. история», кн. 5, 22). Т.о. 40-ка дневный Великий пост родился не сразу и можно думать, что решающей здесь была инициатива свт. Афанасия Великого . В своём I «Пасхальном послании» (329 г.) он ещё приурочивает начало Великого поста к понедельнику Страстной седмицы, а в 4-м и 5-м «Посланиях» (332–333 гг.) уже говорит о Четыредесятнице. Вот он – наглядный переход к современной практике! На Западе же первое свидетельство о 40-ка дневном посте находим у верного ученика Афанасия – свт. Амвросия Медиоланского († 397 г.). Первоначально, главным в посте был не род пищи, а час вкушения (т.е. отменялся завтрак, но оставались обед и ужин). Но в 5 веке к ограничениям во времени добавляются пищевые ограничения. В подражание подвижникам пустынь предпочитались хлеб и овощи. Мясо и молочные продукты постепенно выходили из употребления. Рыба же дозволялась, т.к. проклятие, связанное с грехопадением было направлено на землю, а не на воды. К тому же рыба является древним символом Христа и принадлежит к стихии, с которой связано крещение. В воскресенье пост прерывался, а на Востоке – и в субботу, литургически связанную с воскресеньем (Златоуст ещё называет их днями отдыха от поста). Но постепеннно пищевые ограничения распространяются и на эти дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010