В ответ на смущение женщины тем, что она читала очень много духовной литературы, в то время как нужно бы подобно древним заниматься исполнением заповеди, батюшка успокоил и ответил, что нужно читать возможно больше, пока Господь дает такую возможность, которая в свое время отнимется. Чтение не сразу будет претворяться в жизнь, но постепенно. Древние не жили только одной книгой, но брали у одного старца одно, у другого – другое. Крохи духовные остались нам в наследие. Пост – начало добродетелей, но это добродетель условная, в ней каждому дается своя мера. Суть поста не в убийстве тела, а в том, чтобы держать его в рамках, в мере. Но пост обнимает всего человека: хранение языка, чувств, состояние бодрствования. Три вида поста: отказ от рода пищи – от мяса, мера принятия пищи и время принятия, а также – хранение всех чувств. Пост в пище требует осторожности. Выше поста стоят дела любви. Первое условие – творить милостыню и добрые дела. Трапеза любви выше поста. В лице ближнего надо принимать Господа. Болезнь стоит выше поста. Болезнь есть очищение, тогда пост отменяется или ослабляется. Пост сам придет со временем в меру усиления нашей духовной жизни. Пост – добродетель великая, но и в нем надо знать меру. Мера поста: не пресыщаться, воздержание всегда должно быть; качество пищи – в постные дни исключить скоромное; время принятия пищи зависит от образа жизни. Тело должно быть работоспособным. Отсюда – условия поста. Матушка Любовь (Злобина) спрашивала отца Александра о том, как постом вести себя с детьми. Он отвечал, что детям пост соблюдать строго необязательно, и разрешал молочное. К женщинам во время беременности батюшка тоже снисходительно относился. С ним было спокойно, страха не было никакого. Пост в строгом смысле – добродетель монашеская, в широком – христианская. В широком смысле пост есть воздержание всегда и во всем. Всегда быть собранной в себе и воздерживаться во всем – это возможно и в миру. Патерик рассказывает о том, как две женщины, жены двух братьев, за семнадцать лет не сказали друг другу ни одного плохого слова.

http://azbyka.ru/fiction/gorenie-ko-xris...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что можно и нельзя в Великий пост? 19 мин., 18.03.2024 Содержание В жизни каждого православного христианина когда-то случается первый осознанный Великий пост. Хорошо, если традиции соблюдения поста были в семье, если жизнь с детства была внутри Церкви. Но у людей, решивших познакомится с церковной традицией Великого поста уже во взрослом возрасте возникает масса вопросов. В нашу рубрику Вопросы священнику накануне начала поста поступает все больше вопросов о том, что можно и нельзя в Великий пост. Мы решили выбрать наиболее частые вопросы и ответить на них в одном материале. Что можно и нельзя в Великий пост, определяется уставом. Русская Православная Церковь в данном случае пользуется древним монастырским уставом, но жизнь современного человека в большом городе сильно отличается от жизни в монастыре, и следовать каждой букве древних правил для многих не по силам. Учитывая рекомендации устава, меру поста каждый должен определять для себя сам, посоветовавшись со священником и оценив свое состояние здоровья, нагрузки, возможности и другие обстоятельства. Что можно есть на первой неделе Великого поста? На первой неделе Великого поста можно есть свежие, сушеные и соленые овощи и фрукты, хлеб, мед, орехи. Строгий монастырский устав предполагает полный отказ от пищи в первый день Великого поста, пищу без масла во вторник и четверг и сухоядение в среду и пятницу первой недели поста (то есть употребление не подвергавшейся термической обработке пищи без масла). Но для мирянина, то есть человека, живущего не в монастыре, а в современном мире, следование такому уставу – дополнительный подвиг, доступный немногим, и идти на него можно только по особому благословению духовника. Обычно миряне едят на первой неделе также каши, супы, жареные, вареные или печеные овощи и грибы и т.п. Календарь питания по дням в Великий пост смотрите здесь  Можно ли есть растительное масло в Великий пост? Растительное масло в Великий пост разрешено монастырским уставом только по субботам, воскресеньям и некоторым будним дням. Но вовсе не обязательно постоянно сверяться с календарем. Мирянам (т.е. не монашествующим) растительное масло допустимо для ежедневного употребления.

http://foma.ru/chto-mozhno-i-nelzya-v-ve...

Чем Церковь жива? Пасхой. От Пасхи, как круги по воде, расходятся во все стороны и наши богословские порывы, и церковные уставы, и богослужебные правила. Исходят от Пасхи, в Пасху возвращаясь, вновь замыкаясь и сходясь в этой светлой и радостной Тайне. А что такое Пасха? На этот вопрос нельзя ответить раз и навсегда. Этот вопрос невозможно закрыть. Мы отвечаем на него каждый год. Ищем ответ очень долго и все вместе. В этом вопросе и лежит смысл Великого поста. Великий пост – это долгое, семинедельное отвечание всей Церкви на вопрос «что такое Пасха?». Длящееся незавершенное действие. Незавершаемое, но увенчиваемое ответом «Воистину воскресе!» Великий пост – дело всей Церкви. Нельзя «поститься про себя». Великий пост – не мое личное дело, не личное дело Патриарха или священника, это наше общее дело. Как это дело назвать одним словом? Богомыслие. Великий пост – событие богомыслия всех православных христиан без исключения. Никто из православных христиан не должен остаться вне поста, то есть вне работы созерцания Страстей и Пасхи. Об этом говорит и 69-е правило святых апостолов: «Аще кто епископ или пресвитер или диакон или иподиакон или чтец или певец не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен». Не хочешь быть отлучен от общения церковного? Постись. А если я просто не могу такое есть! Я просто не выдержу! Вот ради таких вопросов и стоит искать последний смысл постного порядка. Воздержание от пищи – не цель поста и даже не его смысл. Пост не в пище. Цель поста – богомыслие Страстей и Воскресения. Воздержание от пищи – средство , не цель и даже не отличительная особенность поста, это некий метод, способствующий этому богомыслию, созерцанию смыслов. Таким образом, у поста есть два аспекта – центральный и подчиненный. Воздержание от пищи и другие ограничения носят служебный характер по отношению к главному делу поста – всецерковному богомыслию. Что нам дает такая расстановка акцентов? Богомыслие – главное, воздержание от пищи – служебное, подчиненное, не абсолютное. Стратегии постного воздержания могут быть разными. Не для всякого человека отказ от рыбы или молока будет способствовать созерцательной работе. Кого-то эти аскетические опыты, наоборот, отвлекут от созерцания. Неразумный пост не должен стать препятствием к богомыслию, как и распущенность или беспечность в воздержании. Пост для человека, а не человек для поста.

http://pravmir.ru/pismo-1-velikiy-post-p...

Обратим внимание на основные моменты критики, содержащейся в словах Господних: В день поста вашего вы… требуете тяжких трудов от других… поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других… Подлинный пост – это время любви, молчания и смирения. Собственно, такими мы должны быть всегда, но по своему грехолюбию этого не делаем. Так пусть хотя бы дни поста научают нас этому правильному душевному расположению. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Подлинный пост, по мысли Божией, – это время осознания нами своей недостаточности, некачественности . Именно поэтому в христианстве сделан особый акцент на покаянии в период поста. Осознать свою греховность (как мытарь в Притче о мытаре и фарисее) – значит быть открытым для изменения.   Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом… Время поста – это и время активного доброделания. Во время поста человек ведет борьбу со своим греховным «я» и стремится к нравственному возрастанию. Он борется с ленью, расслабленностью, праздностью, привязанностью к развлечениям и расслабляющей, утучняющей пище. И с нечуткостью к людям. Не пожалеть денег – и накормить голодного, не пожалеть времени – и посетить больного, одинокого, оставленного, заключенного в тюрьме. Оказать конкретную помощь нуждающимся… Пост накануне Пришествия Христова… Ко времени Пришествия Христова евреи соблюдали пост в День Очищения (Йом Киппур); четыре однодневных поста в воспоминание национальных трагедий – мы о них упоминали. В случае наступления тяжелых бедствий – засухи, угрозы неурожая, эпидемии смертельных болезней, нашествия саранчи, угрозы военной атаки и т. д. – могли объявляться особые периоды поста. Сведения об иудейских постах находятся в талмудическом трактате «Таанит» («Посты»). Помимо прочего, в нем описывается одно из самых страшных для Палестины природных бедствий – засуха. Осенью, в месяце мархешван (начало периода дождей в Израиле, октябрь – ноябрь по нашему солнечному календарю), назначался особый пост, ради дарования дождя: «Если дожди не пошли – отдельные люди начинают поститься, и постятся три поста: в понедельник, четверг и следующий понедельник».

http://azbyka.ru/parkhomenko/pravoslavny...

Великий пост Что послужило основанием прославления Спасителя и человечества Преславное Вознесение Спасителя на небо с плотию было продолжением и завершением прославления Его по человечеству (и прославлением самого человечества), которое началось в Воскресение и основанием которому по­служил Крест Христов (4, с.300). Древность Великого поста и его значение Пост св.Четыредесятницы называется Великим по особой важности его установления. Древние христианские писатели единогласно свидетельствуют, что пост св.Четыредесятницы установлен апостолами в подражание сорокадневному посту Моисея (Исх., 34 гл.), Илии (3 Цар., 19 гл), а главным образом – Господу Иисусу Христу ( Мф.4,2 ), постившемуся перед Крестной смертью сорок дней. О том, что Великий пост – установление апостольское, свидетельствует и 69-е апостольское правило, повелевающее поститься в св.Четыредесятницу перед Пасхой. Кроме того, на апостольское установление поста Св.Четыре­десятницы и соблюдение его всей Первохристианской Церковью указывают святые отцы Церкви I-IV веков Игнатий Богоносец (I в ), Виктор, еп Римский (II в ), Дионисий Александрийский (IV в ) и многие другие. О том, что с самого начала своего установления продолжительность Великого поста была сорокадневной, мы имеем свидетельства, идущие от глубо­кой древности. Само название Четыредесятницы встречается весьма часто в древних письменных памятниках. Святители Василий Великий и Григорий Нисский утверждают, что пост Четыредесятницы в их время существовал по­всюду. Но еще более непререкаемое свидетельство о древности этого поста представляет пасхальный круг св. Ипполита Римского (III в), начертанный на его седалище и содержащий указание на древность обычая. Сорокадневный пост св.Четыредесятницы соблюдался, однако, в Древней Церкви не в одно и то же время, что зависело от неодинакового исчисления дней поста, в которые он назначался. Но уже в IV веке в Восточных Церквах установился существующий и доныне порядок хранения поста Четыреде­сятницы с понедельника после Недели сыропустной до Великой Субботы. Таким образом, Великий пост состоит собственно из сорока дней поста и поста Страстной седмицы – «ради спасительных Страстей Христовых» (св. Симеон Солунский ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

БОГОСЛУЖЕНИЕ ВЕЛИКОПОСТНОЕ (Период пения Постной Триоди) Древность Великого поста и его значение Пост перед праздником Святой Пасхи (или Святая Четыредесятница), называется Великим по особой важности его установления. Древние христианские писатели единогласно свидетельствуют, что Святая Четыредесятница установлена апостолами в подражание сорокадневному посту Моисея (Исх.:34 гл.), Илии (3 Цар.:19 гл.), а главным образом – Господу Иисусу Христу, постившемуся в Иудейской пустыне сорок дней (Мф. 4:2). О том, что Великий пост – установление святых апостолов, свидетельствует и 69-е Апостольское правило, повелевающее поститься в Св. Четыредесятницу. Кроме того, на апостольское установление Св. Четыредесятницы и соблюдение ее всей первохристианской Церковью указывают святые отцы Церкви I-IV веков: Игнатий Богоносец (I в.), Виктор, еп. Римский (II в.), Дионисий Александрийский (IV в.) и многие другие. О том, что с самого начала продолжительность Великого поста была сорокадневной, мы имеем свидетельства, идущие от глубокой древности. Само название Четыредесятницы встречается весьма часто в древних письменных памятниках. Святители Василий Великий и Григорий Нисский утверждают, что Великий пост в их время существовал повсюду. Но еще более непререкаемое свидетельство о древности этого поста представляет пасхальный круг св. Ипполита Римского (III в.), начертанный на его седалище. Сорокадневный Великий пост соблюдался, однако, в Древней Церкви не в одно и то же время, что зависело от неодинакового исчисления дней поста, в которые он назначался. Но уже в IV веке в восточных Церквах установился существующий и доныне порядок соблюдения Великого поста: с понедельника (после Недели сыропустной) до Великой Субботы. Таким образом, Великий пост состоит собственно из сорока дней поста Четыредесятницы и поста Страстной седмицы – «ради спасительных Страстей Христовых» (св. Симеон Солунский). В Апостольских Постановлениях (кн. 5, гл. I) о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (т.е. Св. Четыредесятница) прежде поста Пасхи (т.е. Страстной седмицы), начиная со второго дня (т.е. понедельника) и оканчивая в пятницу: потом начинается св. седмица Пасхи (т.е. страданий Христовых), постясь во время её все со страхом и трепетом, принося ежедневно моление о согрешающих». В этих Апостольских Постановлениях ясно обозначается продолжительность Великого поста, состоящего из сорокадневного поста и Страстной седмицы. Св. Епифаний Кипрский пишет о том, что Четыредесятница продолжается до Пасхи (то есть до Страстной седмицы). Эти дни Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверх того, и шесть дней Пасхи (Страстную седмицу) весь народ проводит в сухоядении (Изложение кафолической веры, XXII).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

Закрыть «Одна из главных задач поста - научить человека послушанию» Протоиерей Александр Захаров о значении грядущего Великого поста в жизни православного христианина 19.02.2015 2066 Время на чтение 3 минуты В грядущий понедельник, 23 февраля по новому стилю, у православных христиан начинается Великий пост. Он был установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Это самый длительный и строгий из четырех постов в году. Наиболее строгими являются первая неделя и последняя – Страстная (строго говоря, Страстная седмица находится уже за пределами календарного поста, это особое время, отличное от великопостного, но строгий пост сохраняется, его строгость на Страстной седмице усиливается). Во время поста не разрешается вкушать мясную и молочную пищу, рыба дозволяется лишь дважды – в праздник Благовещения (7 апреля по новому стилю) и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Ослабление поста по благословению священника разрешается больным, пожилым людям, путешествующим, беременным. Во время Великого поста изменяется весь строй повседневной жизни православного христианина. Дух покаяния, самоуглубленного внимания к тому, что происходит в душе, исключает многое из того, что не соответствует «светлой печали» великопостного времени. Раньше в православных странах на весь Великий пост повсеместно отменялись все увеселения (балы, салоны, приемы), закрывались театры, на первой неделе Великого поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, были закрыты все государственные и церковные (кроме, конечно, храмов) учреждения. Для состоящих в браке на все время Великого поста устанавливается брачный пост, для детей сознательного возраста – некоторое ограничение игр и веселья, позволяющее и им проникнуться атмосферой непохожести поста на все прочее время церковного года. О значении Великого поста в жизни православного христианина рассуждает в интервью «Русской народной линии» настоятель храма во имя святых Царственных страстотерпцев в поселке Сологубовка Кировского района Ленинг радской области протоиерей Александр Захаров .

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/19/od...

Затем я учился в семинарии. Потом служил диаконом в Николо-Кузнецком храме, намоленном храме. Храме древних московских традиций. Священником я начал служить с 1993 г. в одном из наиболее древних храмов города Москвы — Илии Обыденного. Кроме того, я служил 13 лет в психоневрологическом интернате, и это совсем иной опыт. 6 лет я служил в Высоко-Петровском монастыре, и теперь служу в храме Святителя Николая на Трех горах. Таков мой опыт. Именно им я хочу с вами поделится. Я недаром говорю о традиции, потому что для осознания того, что такое Великий Пост, очень важно понятие «традиция». Традиция, устав или канон — это разные вещи. Когда говорим «устав или канон» — понимаем что-то обязательное. Традиция — необязательное, но это то, чем мы живем и без этого жить не можем. Без традиции жизни в Церкви нет, как нет и любой жизни. Нет семьи без традиции, нет города, ни поселка, ни деревни. Всегда, везде и всюду традиция очень важна. Пост — не вероучительная заповедь Великий Пост установлен ради праздника Пасхи . Великий Пост при Пасхе, а не сам по себе. Очень важно это подчеркнуть, потому что православие — это религия Пасхи. Православие — это религия Воскресения. Мне очень жаль, когда не очень воцерковленные люди обращаются к Церкви только в Великий Пост. Получается, что только Великий Пост привлекает их больше всего. Казалось бы, почему? Почему не Рождественский пост, а именно самый длинный, самый трудный пост? Самый, может быть, известный. Он даже пишется с большой буквы — Великий Пост. Именно постящихся в этот пост больше, чем тех, кто празднует Пасху. Это странно, но это факт. Именно в Великий Пост наибольшее число прихожан в русских храмах. Наибольшее число продается книг, свечей, икон. Наибольшее число людей приходит в храм, для того чтобы исповедаться, для того чтобы причастится. Удивительно, что очень много людей, которые в церковь вообще не ходят, говорят: «А я хочу соблюдать пост». Люди, которые не участвуют в церковных таинствах, люди, которые не исповедуются, они намерены хотя бы частично или формально соблюсти Великий Пост. Причем Великий Пост, а не для того чтобы подготовиться к празднику Пасхи. Их интересует сам Великий Пост.

http://pravmir.ru/velikij-post-ot-grechk...

Свт. Василий Великий Пост рождает пророков, укрепляет сильных; пост умудряет законодателей. Пост – добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие доблестных людей, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии; он – сожитель трезвости, делатель целомудрия; он в сражениях совершает доблестные дела, во время мира учит безмолвию; освящает назорея, совершает священника... Пост угасил силу огненную, заградил уста львов. Пост посылает молитву на Небо, делаясь для нее как бы крыльями при восхождении ввысь. Пост – прибыль домов, мать здоровья, воспитатель юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам, надежный сожитель супругам. Свт. Василий Великий Пост охраняет младенцев, уцеломудривает юного, делает почтенным старца: ибо седина, украшенная постом, достойнее уважения. Пост – самое приличное убранство женщин, узда в цвете лет, охранение супружества, воспитатель детства. Таковы услуги поста каждому отдельному дому. Но как упорядочивает он жизнь нашу в обществе? Сразу целый город и целый народ приводит к благочинию, утишает крики, усмиряет раздор, заставляет умолкнуть укоризну... Если бы все приняли его в советники касательно своих дел, ничто не препятствовало бы тогда глубокому миру во всей вселенной... Жизнь наша не была бы так многоплачевна и исполнена уныния, если бы пост был главным правителем нашей жизни. Ибо, как очевидно, он учил бы всех не только воздержанию от яств, но и совершенному удалению и отчуждению от сребролюбия, любостяжательности и всякого порока. Свт. Василий Великий Пост – оружие для ополчения против демонов. Свт. Василий Великий . Пост – успокоение наших душ, украшение старцев, наставник юношей, учитель целомудренных; он всякий возраст и пол украшает как бы некой короной. Свт. Иоанн Златоуст Пост иссушает желание, а молитва очищает ум, подготавливая его к созерцанию [истинно] сущего. Прп. Максим Исповедник Пост с рассудительностью – обширное поле для всякого добра. А кто нерадит о посте, тот приводит в колебание все доброе.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Рождественский пост. Продолжительность – 40 дней. С 15/28 ноября по 24 декабря/6 января. Заканчивается пост празднованием Рождества Иисуса Христа. (При указании дат первой стоит дата по церковному стилю, второй – по современному стилю.) Великий пост. Продолжительность – 40 дней. К нему присовокупляется Страстная неделя (особенно строгий пост) – последняя неделя перед Светлым Воскресеньем Христовым – Пасхой. Этот пост подвижный, то есть начало его устанавливается на каждый год особым образом и указывается в православных церковных календарях. Начинается Великий пост Прощеным воскресеньем. В этот день христиане просят друг у друга прощения и прощают друг другу все обиды. Прощают не на словах только, а от чистого сердца, чтобы быть в полном мире друг с другом. Петров пост. Продолжительность от года к году различная. Этот пост также подвижный. Он начинается через неделю после празднования Пятидесятницы (дня Святой Троицы) и кончается 29 июня/12 июля на Петров день. Успенский пост. Продолжительность – две недели. С 1/14 по 14/27 августа. Заканчивается празднованием Успения Богородицы. Пост установлен не столько для здоровья тела, сколько для воспитания души. В посту весь распорядок церковной жизни немного меняется. Больше времени посвящаем мы в эти дни молитве, меньше – тяжелым физическим работам. Непременно в посту надлежит исповедоваться, готовиться к достойному причащению. В таинствах исповеди и причащения, когда человек приступает к ним с искренним покаянием, миром в душе, с любовью к Богу и ближнему, душа наша очищается от греха. А грех есть главная причина всяких наших страданий и болезней. Потому неслучайно бывает и так, что после причащения человек исцеляется от каких-то телесных недугов или получает в них облегчение. Притом знай, что мы постимся еще кое-как. Настоящий монашеский пост нам с тобою не осилить. Цель поста настоящих постников была не в оздоровлении тела, а в отсечении страстей телесных, то есть греховных чувств и желаний, живущих в нашем теле. Такие постники измождали свое тело, а вовсе не стремились сделать его физически крепким. Такой пост соответствовал их образу жизни. Но и наш пост должен также иметь для нас воспитательное значение. Он обучает нас терпению, скромности и степенности во всем поведении, он помогает подавлять гнев и раздражительность, а также некоторые другие греховные чувства в нашем теле. Постящийся меньше превозносится физической силой, что у мальчиков бывает часто, когда им хочется показать свое удальство. Постящийся чаще и усерднее вспоминает о церковной службе, о Боге и Небесном Его Царстве. Постящийся легче примет к сердцу нужду ближнего и скорее окажет ему посильную помощь. Для этого очень полезен пост, и ты постарайся уже теперь понемногу замечать это на собственном опыте.

http://azbyka.ru/deti/uroki-o-zdorove-i-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010