Разделы портала «Азбука веры» ( 54  голоса:  4.2 из  5) Оглавление Великий Пост Сам Спаситель был поведён Духом в пустыню, сорок дней искушался от дьявола и ничего не ел в эти дни. Великий постпост в честь Самого Спасителя –  состоит из двух частей: Святой Четыредесятницы (первые 6 недель) и Страстной Седмицы (последняя неделя – 6 дней).  Страстная седмица установлена в воспоминание о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. Цель Великого поста — духовная, душевная и телесная подготовка к празднованию Пасхи. Великий пост был установлен в начале V beka. Великий Пост в годовом календаре Календарь Великого Поста История Великого поста Лестница Великого поста Монастырский Устав С особой строгостью соблюдается пост в первую, четвёртую (Крестопоклонную) и Страстную седмицы. В первые два дня Великого поста, а также в Страстную Пятницу Типикон предписывает монахам полностью воздерживаться от пищи. По субботам и воскресеньям благословляется вкушение горячей пищи с растительным маслом. В остальные дни Великого поста предписывается строгий пост — сухоядение. Основы сухоядения Исключение составляют следующие дни: горячая пища с растительным маслом разрешается 22 марта (праздник 40 Севастийских мучеников), 18 апреля (Четверток Великого канона) и 2 мая (Великий Четверг), рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье, в Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную пятницу есть традиция не вкушать пищу до выноса Плащаницы (обычно эта служба заканчивается в 15–16 часов). Устав в полной мере относится к монастырской практике. Мирянам не обязательно придерживаться всей строгости поста. Прихожане согласовывают календарь питания с духовными наставниками, учитывая все жизненные обстоятельства, состояние здоровья и особенности организма и таким образом определяют меру строгости своего поста. Православный пост: древность и современная практика Календарь питания по дням с 18 марта по 4 мая 2024 года Монастырский Устав Великого поста Седмица 1я Великого поста. 18 марта. Понедельник 1й седмицы. 

http://azbyka.ru/recept/kalendar-pitanij...

Сущность поста и современное непонимание поста. Наступает Великий пост. Св. Церковь радостно поет:  «Возсия весна постная!..» «Радостно приимем, вернии, богодохновенное завещание поста...» «Постное время светло начнем!..» Но едва ли не большинство современных христиан даже не понимают, чему радоваться и в чем именно заключается истинный пост. Многие, очень многие в наше время считают, что сущность поста состоит лишь в запрещении вкушать скоромную пищу, то есть: мясо, молоко, сыр и яйца и не понимают, какой смысл в таком запрещении. Любители сытно и вкусно покушать даже негодуют на Церковь , зачем она это установила, говоря, что «это ни к чему, ни на что ненужно», что «не все ли равно, что есть», и на деле отвергают пост, совершенно игнорируя его и вовсе не соблюдая поста. Редко-редко в наши дни кто радуется наступлению поста и постится, особенно по-настоящему, как этого требует устав церковный. Большинство или просто не считаются с постом никак или выдумывают для своего непощения всевозможные извинения и оправдания, вплоть до каких-то якобы непреодолимых трудностей доставать и приготовлять постную пищу. Мы не говорим здесь о тех, кто по состоянию своего здоровья, по немощи или по болезни, не могут поститься: таких и церковно-канонические правила и святые отцы-подвижники освобождают от поста. Но важно знать и помнить то, что истинный пост и не состоит только в одном телесном воздержании. Грубое заблуждение думать, будто сущность поста заключается лишь в не вкушении скоромной пищи. Церковь не только никогда так не учила, а учила всегда и учит прямо-противоположному, именно, что  с телесным постом непременно должен быть соединен пост духовный,  и он то, этот пост духовный и заключает в себе самую сущность поста – то именно, для чего и установлен Церковью пост. «От брашен постящися, душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога, и злым демоном уподобишася, николиже ядущим»   (на стиховне, стихира среды сырной), то есть: «если ты воздерживаешься от пищи, а от страстей не очищаешься, то ты напрасно радуешься неядению: если твой пост не послужит тебе к исправлению твоей жизни, то в очах Божиих ты явишься обманщиком-лицемером и уподобишься злым демонам, которые никогда не едят».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Хотя у нас есть православный настенный календарь, в нашей семье родилась традиция делать особый календарь именно для Великого поста. Сейчас такой календарь начали делать многие наши друзья; идея оказалась популярной, ее подхватили и православные С помощью такого календаря пост тоже становится «наглядным», будет «разбит» на определенные этапы, которые дети будут ожидать и переживать, и поститься станет «интереснее». Дети сами делают календарь, поэтому лучше могут запомнить и освоить его содержание. В календаре хорошо видно, сколько длится пост, как называются недели поста, в чем их особенности, какие дни самые «строгие», какие праздники мы празднуем во время поста, особенности традиций этих праздников. Календарь у нас получился весенний. Мы решили «развеселить» его, чтобы у детей пост ассоциировался с радостью и чтобы весна ассоциировалась с постом: начинается весна – значит начинается пост! А еще нас вдохновила такая мысль святителя Иоанна Златоуста: «Приятна весна мореплавателям, приятна и земледельцам; но не так приятна мореплавателям и земледельцам весна, как приятно желающим любомудрствовать время поста – эта духовная весна для Поэтому на нашем календаре и солнышко, и цветочки, и даже бабочки. Правое поле надрезаем так, чтобы получилось семь «хвостиков». На каждом «хвостике» пишем какую-нибудь «поучительную» фразу: она должна напоминать о чем-то важном, о том, чего можно достичь в пост, о добродетелях, о благочестивой жизни. Это будет поводом поговорить с детьми о христианском учении и станет маленьким «заданием» на данную неделю поста. Эти «хвостики» мы загибаем так, чтобы они оказались подвернуты под лист календаря. В начале каждой недели мы будем отгибать соответствующий листок: снова эффект ожидания, а еще – будет видно, сколько осталось до конца поста. В Греции к посту делают особую куклу – Киру Саракости, Госпожу Это тоже такой своеобразный «календарь», который считает недели Великого поста. Греки изображают Госпожу Поста как простую женщину или как монахиню. У Госпожи Поста нет ушей – чтобы не слышать сплетен, и нет рта – чтобы не есть. На груди у греческой православной куколки – крест, ее ручки молитвенно сложены или скрещены. Крест может располагаться и над головой Киры Саракости – как знак ее благочестия. Так греки символически показывают этой куколкой правила поведения в Великий пост. А еще из-под юбки Госпожи Поста высовывается семь ног, которые символизируют семь недель Великого поста – по одной ножке на каждую. В субботу истекшей недели отрезают одну ножку, в Великую субботу отрезается последняя. Госпожу Поста можно нарисовать на бумаге, можно сшить, слепить из теста. Ее вешают на входную дверь или около икон. Мы с детьми сделали аппликацию и вырезали ее, получилась куколка, которую мы повесили на входную дверь – чтобы уже при входе в квартиру напоминала о посте. Правда, ножки мы пожалели и никогда не отрывали.

http://pravmir.ru/prozhit-velikij-post-v...

Прошел форум " Государство и религия: пути диалога " декабря 2021 Форум " Государство и религия: пути диалога " , приуроченный к 800-летию со дня рождения святого Александра Невского, прошел 14-15 декабря в Александро-Невской лавре , Санкт-Петербургской духовной академии и Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС). В Святодуховском центре с приветственным словом к аудитории обратился директор Северо-Западного института управления РАНХиГС Владимир Шамахов. Он отметил, что форум посвящен обсуждению проблематики отношений между государством и религиозными организациями. К ним относится ряд вопросов: граница автономии религиозных организаций, предел социальной ответственности общин и существование государственной идеологии. Ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан напомнил, что основой плодотворных отношений между Церковью и государством является взаимное доверие и открытость к диалогу. Проявлением такого подхода является данный форум, позволяющий обменяться мнениями и услышать друг друга. Также к участникам форума обратился митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , приветственный адрес которого зачитал председатель отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Александр Пелин . В докладе " Роль святого Александра Невского в политическом самосознании России " выступил директор Института истории и социальных наук РГПУ Роман Соколов провел аналогию между исторической обстановкой, в которой находился святой Александр Невский, и теми обстоятельствами, в которых находится сейчас Россия. Ученый привел примеры дипломатической и военной гибкости благоверного князя, деятельность которого была направлена на стабилизацию отношений Руси как с западными, так и с восточными соседями. С докладом " Актуальные вопросы современной публичной церковно-государственной повестки дня " выступил заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. Он затронул часто возникающие вопросы диалога Церкви и государства, к которым отнес проблему гендерной идеологии, мифологизацию противостояния религии и науки, а также невозможность с церковной точки зрения одобрить технократический подход к биотехнологиям для воспроизведения человечества.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

За десять лет своей работы Ставропольский форум ВРНС приобрел статус одной из крупнейших региональных экспертных площадок, на которых обсуждаются вопросы цивилизационного развития российского общества, сохранения русской культуры и духовности, расширения межнационального диалога и взаимодействия.  Открывая форум, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл приветствовал гостей и участников форума и благословил начало мероприятия.  «Ставропольский форум Всемирного русского народного собора стал доброй традицией Кавказа. Мы уже привыкли, что форум собирает в наш Град Креста самых разных экспертов для серьезного, глубокого размышления о судьбе страны, о судьбе нашего народа, о самых животрепещущих проблемах современности. Многие предложенные здесь решения способствовали консолидации общества на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, — отметил архипастырь. — Ровно 10 лет назад в этом же зале Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл открыл первый Ставропольский форум ВРНС с темой " За мир на Кавказе " . Как неожиданно звучат эти слова сегодня! Какой путь мы прошли в этой 10-летней битве за мир? Насколько изменилась Россия за последние годы, и сколько ей еще предстоит преодолеть на пути к своему преображению? Все темы, которые звучали на нашем форуме за прошедшие 10 лет, получили отражение в принятых поправках в Конституцию: внесение духовно-нравственного воспитания детей в число приоритетов государственной политики, защита русского языка как языка государствообразующего народа, защита исторической правды от попыток переписать историю, защита института брака как союза мужчины и женщины». После исполнения молитвы «Царю Небесный» и гимна Российской Федерации участникам форума был показан видеоролик, посвященный 10-летию Ставропольского форума ВРНС. Далее помощник полномочного представителя Президента РФ в СКФО Айдамир Валиев огласил приветствие полпреда Юрия Чайки. В адрес участников форума также прозвучали приветственные слова заместителя главы ВРНС Константина Малофеева, заместителя председателя Государственной Думы ФС РФ Петра Толстого и уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Марии Львовой-Беловой.

http://patriarchia.ru/db/text/5984535.ht...

Форум проводился при содействии полпреда президента в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко и общероссийской общественной организации " Деловая Россия " . В нем приняли участие министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов, депутаты Госдумы, губернаторы, представители различных министерств и ведомств, деятели науки и культуры. Источник: РИА " Новости " Изучать родословную семьи в школе предлагает церковно-общественный форум Церковно-общественный форум по проблемам демографии предложил в качестве одной из мер по выводу России из демографического кризиса изучение в рамках школьной программы родословной семьи. В итоговом заявлении форума его участники предлагают министерству образования и науки РФ " разработать и утвердить программу изучения родсловной семьи в федеральном или региональном компоненте образовательных программ " . Кроме того, по мнению участников форума, решению демографических проблем будет способствовать также изучение основ православной культуры и этики в государственных образовательных учреждениях. В заявлении форума министерству образования рекомендуется также принять государственную целевую программу " Сохранение и развитие культурного наследия и духовно-нравственных традиций в российской системе образования и воспитания " , а также содействовать более широкому участию церкви в государственных программах " Дети России " , " Молодежь России " , " Электронная Россия " , " Русский язык " . Церковно-общественный форум " Духовно-нравственная основа демографического развития России " проходил 18-19 октября в Москве под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. Форум проводился при содействии полпреда президента в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко и общероссийской общественной организации " Деловая Россия " . В нем приняли участие министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов, депутаты Госдумы, губернаторы, представители различных министерств и ведомств, деятели науки и культуры.

http://sedmitza.ru/lib/text/429862/

Президент России Дмитрий Медведев " откликнулся на нашу просьбу " , продолжил Бурляев, и согласился предоставить (с правом выбора) два зала в Кремле. Таким образом, 24 мая в Грановитой палате пройдет Учредительная конференция Славянского творческого союза, в который " будут иметь право доступа люди всех творческих профессий славянского мира " . 10 июня в Александровском зале Большого Кремлевского дворца пройдет церемония закрытия форума. Программу I Славянского форума составят около 350 мероприятий, которые состоятся в Москве и других городах. В рамках Славянского форума искусств пройдут кинофорум, литературный, музыкальный форумы, форум изобразительного искусства, форум русского боевого искусства, театральная и фольклорная программы, а также благотворительные программы: " Форум искусств " Золотой витязь " – детям " , " Ветеранам Российского кино и театра " . На XIX Международном кинофоруме " Золотой витязь " , который состоится в Центральном доме кинематографистов с 26 мая по 2 июня, покажут 200 конкурсных фильмов из 30 стран. На детский конкурс не было отобрано ни одного достойного российского фильма. " Это говорит о том, что детского кинематографа в России не существует " , – резюмировал Н. Бурляев. Это очень серьезная проблема, о которой " должно думать государство, если оно хочет, чтобы наши дети воспитывались не на образах Гарри Поттера и заморских ужастиков, а на подлинных примерах героев нашего Отечества, глядя на которых дети захотят стать лучше, чище, возвышеннее и бесстрашнее " , призвал президент " Золотого витязя " . Музыкальный форум, который возглавит дирижер Владимир Федосеев, представит около 40 программ. На I Славянском литературном форуме, почетным председателем которого станет Валентин Распутин, обещано провести около 50 встреч писателей с читателями. Форум изобразительного искусства под председательством Александра Шилова включит в себя 7 выставок. Совместно с ВГТРК и телеканалом " Спас " готовится международный " хоровой " телемост, который свяжет Храм Христа Спасителя, собор св. Саввы в Белграде, Александро-Невский собор в Софии и Киево-Печерскую лавру.

http://religare.ru/2_74652.html

Парламенту участники форума предлагают разработать целый план законотворчества в целях реализации действенной государственной демографической политики, учитывая при этом позицию религиозных организаций. Церковно-общественный форум " Духовно-нравственная основа демографического развития России " проходил 18-19 октября в зале Церковных соборов храма Христа Спасителя под председательством патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. Форум проводился при содействии полпреда президента в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко и общероссийской общественной организации " Деловая Россия " . В нем приняли участие министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов, депутаты Госдумы, губернаторы, представители различных министерств и ведомств, деятели науки и культуры. Источник: РИА " Новости " Форум по проблемам демографии в россии предлагает учредить награду многодетным родителям и запретить аборты Церковно-общественный форум по демографическим проблемам в России, считает необходимым " учредить государственную награду родителям, воспитавшим шесть и более детей " , а также ввести " запрет искусственного прерывания беременности " . С такими предложениями участники форума " настоятельно обращаются " к руководству России в своем итоговом заявлении. " До введения закона о запрете искусственного прерывания беременности министерству здравоохранения и социального развития рекомендуется в критериях врачебной этики квалифицировать искусственное прерывание беременности без врачебных показаний как преднамеренное убийство живого существа " , - говорится в документе. По мнению участников форума, демографический кризис в России во многом обусловлен пропагандой эгоизма, безнравственности и цинизма, в связи с чем предлагается " создать религиозно-общественную комиссию по вопросам соблюдения средствами массовой информации этических норм и защите нравственности " . Церковно-общественный форум " Духовно-нравственная основа демографического развития России " проходил 18-19 октября в Москве под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго.

http://sedmitza.ru/lib/text/429862/

Для чего нужен человеку физический пост? Разумно осуществленный пост приводит к полному обновлению и часто оздоровлению человеческого организма. Пост полезен человеку. Это подтверждает многовековая практика Церкви, это подтверждается честными представителями медицины, отлично знающими о целительной силе поста. Пост, ведя к временному воздержанию в смысле выбора и количества пищи, закаляет волю человека, освобождает его от рабской зависимости от привычных физических условий, ведет его через физическое воздержание к победе духа над плотью. В этом смысле пост подводит нас к началу человеческой свободы, к независимости от физических условий жизни. Пост ведет к облегчению и одухотворению человеческой плоти, к приобщению ее к Вечным Ценностям, реально существующим в мире. Необходимо еще сказать - на кого распространяется пост. Пост распространяется на всех верующих людей, находящихся в нормальных или хотя бы в относительно нормальных жизненных условиях для данной страны и для данной эпохи. Пост не распространяется на больных людей, требующих особого режима, на людей, находящихся в ненормальных условиях, например, в тюрьмах, в исправительно-трудовых лагерях, если им не предоставляется минимально-нормальное питание, необходимое для всякого человека. Пост не распространяется на лиц, лишенных по тем или иным причинам возможности более или менее нормально питаться и находящихся в невольном и вынужденном постоянном воздержании и недоедании. Если человек уже живет в воздержании, то ему не надо еще дополнительное воздержание, которое может повредить его здоровью. Вообще Церковь абсолютно исключает пост в тех случаях, когда он может повредить здоровью человека. Впрочем, имеются данные, свидетельствующие о том, что верующие люди в СССР, находящиеся в тюремном или лагерном заключении, а также и некоторые призванные в армию, старались соблюдать посты, находясь на достаточно голодном пайке. Это уже подвиг, доступный далеко не каждому. Все что мы говорили выше относится к физическому посту. Но физический пост - это только одна, и наиболее легкая, сторона поста. Физический пост обязательно должен сочетаться с постом духовным. Без духовного поста физический пост представляет собой бессмысленность, своего рода обряд, лишенный содержания. Духовный пост

http://zavet.ru/a/rss_1330285365.html

Слово в среду недели 1 -й Великого поста, на утрене «Вострубите трубою в Сионе... освятите пост, проповедите цельбу... и воззовите ко Господу усердно» (Иоил. 2:1, 1:14). Освятите пост! Но разве пост сам по себе не свят, что его надобно освящать? Нет, братие, пост сам в себе свят и чист, а бывает не свят по причине нашей нечистоты, подобно тому, как чистый и золотой сосуд теряет чистоту и благолепие от прикосновения к нему рук и уст нечистых. В самом деле, посмотрите на постящихся: один, предавшись посту, думает неядением яств вознаградить закону и правде Божией за свои грехи, и, в ложном мечтании о своей святости, позволяет себе презирать, как грешников, всех, кто не постится подобно ему: не нужно ли освятить такой горделивый пост смирением? Другой, в жару благочестивой, но необдуманной ревности, вдруг предается посту до того, что делает себя неспособным к исправлению дел своего звания: не должно ли и сей неразумный пост освятить благоразумием христианским? Третий, ограничивая пост телом и его нуждами, нисколько не думает о пощении духовном, о воздержании от страстей, о делах любви и благочестия: и сей односторонний и бесплодный пост, явно, требует освящения посредством внутреннего самоотвержения, богомыслия, молитв и благотворительности. Итак, братие, желая освятиться посредством поста, освятим прежде, по слову пророка, самый пост. Каким образом? Во-первых, освобождением нашего поста от неправильных понятий о нем, кои превращают его и отнимают у него силу; во-вторых, правильным употреблением наших пощений и ближайшим направлением к их цели; наконец, соединением поста с другими делами веры и любви. Мы назвали святой пост врачевством для души. Такое понятие о посте уже немало помогло нам в изображении его благотворных действий. Сего же понятия о посте, несмотря на простоту его, достаточно будет и теперь, дабы вывести из него все главные правила, кои должно соблюдать нам во время поста. Пост есть врачевство души и тела; посему тот был бы в жалком заблуждении, кто, понадеясь на силу своего поста, возомнил бы найти в нем одном средство к примирению с Богом, к удовлетворению закону и правде Божией, к вознаграждению за свои грехи, к уплате долга совести.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3222...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010