Когда предпасхальный пост из недельного сделался сорокадневным, ему осталось пройти еще одну стадию, чтобы получить тот вид или вернее ту продолжительность, какие он имеет в настоящее время. Как известно, ныне Великий пост, хотя называется Четыредесятницей, продолжается не 40 дней, а 48. Это потому, что Страстная неделя не включается в Четыредесятницу, а рассматривается как самостоятельный пост.    Такой порядок пощения, можно думать, возник одновременно с другой практикою, ограничивавшей пост 40 только днями, следовательно, включавшей Страстную седмицу в Четыредесятницу. Из вышеприведенных свидетельств Сократа и Созомена мы узнаем точно, где и какой из этих порядков господствовал в их время. Практика шестинедельного поста принята была главным образом в Риме, но кроме него в Иллирии, Греции, Египте, а по Созомену, и в Палестине.    Где был принят шестинедельный пост, там его начинали в понедельник шестой недели до Пасхи, т. е. с понедельника второй недели нынешнего православнаго поста. Следовательно, вся нынешняя первая седмица поста при такой практике не входила в пост. Памятью о такой практике, которой не следует теперь и главная в древности сторонница ее-римская церковь, в этой последней церкви осталось то, что тайная молитва этого понедельника, приходящегося теперь в римской церкви шестым уже днем поста, начинается словами: „Жертву начала Четыредесятницы торжественно приносим».    Что шестинедельный срок для пасхального поста принят был кроме Рима и в некоторых церквах Востока, об этом кроме Сократа и Созомена есть и другие свидетельства, которые вполне подтверждают и точность топографических указаний этих историков. Два вышеприведенные свидетельства о Четыредесятнице Евсевия Кессарийского ясно дают понять, что автору известен был предпасхальный пост только сорокадневной продолжительности.    Св. Афанасий Великий в одном пасхальном послании дает такие термины для предстоящего пасхального года: „сорокадневный пост начнем 13-го фаменота (­9 марта); затем, завершив пост, начинаем неделю св. праздника Пасхи [как видно из последующего-Страстную седмицу] 18-го фармути (13 апреля) и прекращаем ее [букв. „отдыхаем от нее“] 23-го же фармути, и затем 24-го празднуем воскресенье; а к этим дням прибавляем 7 недель великого праздника Пятидесятницы (Пасха, следовательно, в том году приходилась 19 апреля). Не большую продолжительность имел предпасхальный пост в Александрии и при патриархе Феофиле (385—412), в пасхальном послании которого даны такие термины: 30-го мехиря (24 февраля) начало поста, 5-го фармути (31 марта) Страстная седмица, 11 фармути (6 апреля) — Пасха.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Даже покаяние без поста напрасно есть. «Никтоже да не мнит без болезни очистить грехи, – говорит митрополит Киевский Никифор (1104–1121), – и без поста омыти скверны» 5 . «Оружие чистоты», пост одухотворяет человека, возвышает его молитву, является самой удобной ее основой. «Пост на небо молитву посылает, аки криле ей бывающи к горнему шествию... Аще бо не сотвориши крилу молитве, не взлетит к Богу». Великий пост христиане проводили очень строго, и поэтому предписаний о нем сохранилось гораздо больше, чем о других постах. Согласно древнецерковным указаниям, Великой пост признавался десятиной года, которую верующий посвящал своему Небесному Царю. Автор одного древнего поучения предлагает такой расчет дней Великого поста: пост продолжается семь недель, включая Страстную; из них первые шесть содержат по пять постных дней, ибо субботы и воскресенья Великого поста, согласно с церковными канонами 6 , не считались вполне постными днями; всего получалось тридцать дней. Последняя, Страстная седмица содержала шесть постных дней, ибо в Великую субботу полагался пост 7 . Получалось 36 дней – неполная десятина года. Чтобы она стала полной, предписывалось поститься в Великую субботу до «поздняго» – еще полдня. Всего Великий пост содержал 36 с половиной постных дней. По этому расчету он был точной десятиной года, но не был четыредесятницсй. В Киево-Печерском монастыре был другой расчет, по которому Великий пост являлся точной четыредесятницей, но не представлял точной десятины года. Преподобный Феодосий Печерский говорил братии перед началом Великого поста: «Се есть десятина даема от лета Богу... еже есть пост четыредесятный, в няже дни очистившися душа, празднует светло на Воскресенье Господне, веселящися о Бозе» 8 . Сам же Преподобный на Великий пост затворялся в пещере и возвращался к братии в конце шестой недели, «в пяток на канун Лазарев, в сей бо день, объясняет летописец, кончается пост сорока дней» 9 . Очевидно, в Печерском монастыре великопостный период рассчитывали так: шесть седмиц считали сплошь постными, то есть до пятницы шестой недели. Страстная седмица не входила в счет поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

Постными днями иудеев были понедельник и суббота. Христиане первых веков, чтобы отличаться от иудеев, перенесли постные дни на среду и пятницу. Это отражено уже в памятниках II века – «Учении двенадцати апостолов» и «Пастыре» Ерма . В среду пост устанавливался в воспоминание о предательстве Иуды, а в пятницу – в воспоминание о распятии и крестной смерти Христа. В Православной Церкви существуют однодневные и многодневные посты. Многодневных постов четыре – Великий пост, Петров пост, Успенский пост и Рождественский пост. Великий пост, или четыредесятница Это важнейший пост, установленный в память сорокадневного поста Христа. Цель этого поста – достойная подготовка к встрече праздника Святой Пасхи. Четыредесятница завершается Лазаревой субботой и Входом Господним в Иерусалим. После этих праздников к четыредесятнице примыкает Страстная седмица с воспоминанием о страданиях и крестной смерти Иисуса Христа. В Древней Церкви во время Великого поста готовились к крещению оглашенные. Начало Великого поста не имеет постоянной даты в календаре и зависит от дня празднования Пасхи. Великий пост – самый строгий многодневный пост в году. Во время него запрещается вкушать мясо, яйца, молочные продукты и рыбу. Исключением являются только праздники Благовещения и Вход Господень в Иерусалим, когда есть разрешение на рыбу. В Лазареву субботу разрешается вкушать икру. В современной практике существует допустимое послабление поста. Допускается вкушать рыбу во все дни, кроме первой, Крестопоклонной и страстной седмицы, а также кроме среды и пятницы. Продолжительность современного Великого поста начала закрепляться в IVV веках. Особый интерес в этой связи представляют праздничные послания Афанасия Александрийского , в которых он оповещал христиан о дне празднования Пасхи и других подвижных праздников. В послании 329 г. Пасхе предшествует только Страстная седмица. Согласно этим посланиям, сорокадневный пост становится обязательным в 40е годы IV в. В современной практике великопостный период имеет характерные особенности в совершении богослужения. В этот период используются особые постные напевы, темные облачения священнослужителей и храма. Петров пост

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время. Вот почему среди истинных боголюбцев принято взаимное поздравление с наступлением поста. Но что такое пост по существу? И не бывает ли самообмана среди тех, кто считает нужным исполнять это лишь по букве, но не любит его и тяготится им в сердце своем? И можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву? Нужно полагать, что это не будет постом, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены. Прп. Варсонофий Великий говорит: «Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста» (если ты не можешь соблюдать последний, как бы хотел). О том же говорит и св. Иоанн Златоуст: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело». Как пишет о. Александр Ельчанинов: «В общежитиях существует коренное непонимание поста. Важней не сам по себе пост как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания — пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов — через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу… Пост не есть голод. Голодают и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого поста не говорится о посте только в нашем обычном смысле, т. е. как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв: " постимся, братие, телесно, постимся и духовно " . Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный, биологически благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Все вышесказанное — лишь некоторые соображения по поводу практической пользы поста. Если же говорить о том, что касается веры, мне важно, чтобы Рождество было особенным и длительным событием. Я не успею прожить и проникнуться значением   праздника Рождества  Христова за последние день-два – 6-7 января. Начиная пост за 40 дней, я уже вступаю в область этого События. Пост выражается не только в определенном питании. На эти дни выпадает большее, чем обычно, количество богослужений, которые с первых дней поста посвящены приближающемуся Празднику, и ежедневная будничная деятельность в большей степени пропитывается духом молитвы и веры. В период поста лучше понимаешь, что тебе дана жизнь не только для того, чтобы успеть переделать все житейские заботы, что каждое ее мгновение ответственно, «торжественно и чудно».  Все дни поста, Праздника и последующих Святок совокупно освещены особым светом и внутренней приподнятостью души. Читайте также: Пост для человека, а не человек для поста Может ли пост быть во вред? Рождественский пост в вопросах и ответах Рождественский пост. О любви Гармония Рождественского поста Рождественский пост Рождественский пост: Пост Пост: между голодом и чревоугодием Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 18 марта, 2024 13 июня, 2023 30 декабря, 2022 1 марта, 2022 6 января, 2022 30 декабря, 2021 29 декабря, 2021 28 декабря, 2021 25 декабря, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/post-chtoby-rozhdestvo...

Когда предпасхальный пост из недельного сделался сорокадневным, ему осталось пройти еще одну стадию, чтобы получить тот вид или, вернее, ту продолжительность, какие он имеет в настоящее время. Как известно, ныне Великий пост, хотя называется Четыредесятницей, продолжается не 40 дней, а 48. Это потому, что Страстная неделя не включается в Четыредесятницу, а рассматривается как самостоятельный пост. Такой порядок пощения, можно думать, возник одновременно с другой практикою, ограничивавшей пост 40 только днями, следовательно, включавшей Страстную седмицу в Четыредесятницу. Из вышеприведенных свидетельств Сократа и Созомена мы узнаем точно, где и какой из этих порядков господствовал в их время. Практика шестинедельного поста принята была главным образом в Риме, но, кроме него, и в Иллирии, Греции, Египте, а по Созомену, и в Палестине. Где был принят шестинедельный пост, там его начинали в понедельник шестой недели до Пасхи, т. е. с понедельника второй недели нынешнего православнаго поста. Следовательно, вся нынешняя первая седмица поста при такой практике не входила в пост. Памятью о такой практике, которой не следуют теперь, и главная в древности сторонница ее-римская церковь , в этой последней церкви осталось то, что тайная молитва этого понедельника, приходящегося теперь в римской церкви шестым уже днем поста, начинается словами: «Жертву начала Четыредесятницы торжественно приносим» 71 . Что шестинедельный срок для пасхального поста принят был, кроме Рима, и в некоторых церквах Востока, об этом, кроме Сократа и Созомена , есть и другие свидетельства, которые вполне подтверждают и точность топографических указаний этих историков. Два вышеприведенные свидетельства о Четыредесятнице Евсевия Кессарийского ясно дают понять, что автору известен был предпасхальный пост только сорокадневной продолжительности. Св. Афанасий Великий в одном пасхальном послании дает такие термины для предстоящего пасхального года: «сорокадневный пост начнем 13-го фаменота (9 марта); затем, завершив пост, начинаем неделю св. праздника Пасхи [как видно из последующего-Страстную седмицу] 18-го фармути (13 апреля) и прекращаем ее [букв. «отдыхаем от нее " ] 23-го же фармути, и затем 24-го празднуем воскресенье; а к этим дням прибавляем 7 недель великого праздника Пятидесятницы (Пасха, следовательно, в том году приходилась 19 апреля) 72 . Не большую продолжительность имел предпасхальный пост в Александрии и при патриархе Феофиле (385–412), в пасхальном послании которого даны такие термины: 30-го мехиря (24 февраля) начало поста, 5-го фармути (31 марта) Страстная седмица, 11 фармути (6 апреля) – Пасха 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Священник Димитрий Карпенко – Чем отличается время рождественскиго поста от обычного времени? Я и так стараюсь вести строгую духовную жизнь… как и что менять во время рождественского поста? Ксения – Здравствуйте, Ксения! Пост – особое время познания собственной немощи и преодоления собственного «я». Почему Церковь выделяет особые постные периоды? Для того, чтобы человек мог закрепить достигнутое в это особое время в повседневных реалиях: обстановка поста мобилизует нас. Мы что-то осознаём, встаём на путь борьбы с теми или иными склонностями – эти осознание и борьбу мы вносим из поста в повседневную жизнь. Следующий пост приносит нечто своё. Поэтому и говорят Отцы, что посты – это лестница, которая ведёт нас в Небо. Если же у Вас есть ощущение, что пост даётся Вам легко, посоветуйтесь с духовником или с тем священником, у которого постоянно исповедуетесь: Вам помогут понять, что именно не так, в чём причина этой расслабляющей лёгкости. Бывает, что благочестивые упражнения поста даются нам легко в силу естественных склонностей – есть, к примеру, люди, которые не любят мясо или развлечения. Но у каждого из нас есть нечто, что может стать предметом особого попечения в дни поста – несовершенство не снаружи, оно внутри нас и пост помогает увидеть его. С уважением, священник Алексий Колосов – Можно ли в Рождественский пост есть соевые продукты? Елена – Здравствуйте, Елена! Употребление в пост соевых продуктов вполне допустимо. Однако, и здесь следует соблюдать известную осторожность: с какими чувствами, с каким настроением мы их вкушаем? Мы воздерживаемся от скоромного не потому, что оно «плохо» или «скверно», а ради приобретения навыка послушания Церкви и владения собой – следовательно, и в отношении соевых продуктов надо соблюдать воздержание как в отношении количества, так и качества, избегая лакомства или самоугождения. С уважением, священник Алексий Колосов – Как поститься, если тяжело больному человеку врачи настоятельно рекомендуют хорошо питаться? – Церковь, конечно же, устанавливает телесный пост как меру воздержания для людей здоровых или относительно здоровых, имея в виду, что это средство, прежде всего, воспитывающее нас духовно, а, во-вторых, некоторым образом смиряющее наши телесные страсти. Серьезно болящий человек и так уже в значительной мере смирен немощами своего естества, поэтому в случае тяжелого, хронического или вдруг возникшего заболевания мера телесного поста всегда смягчалось и смягчается Церковью и церковными канонами. Поэтому, можно порекомендовать не отказываться хотя бы от тех или иных видов пищи, которые рекомендуют врачи, а заместительно усугубить свой духовный пост. Или, предположим, отказаться от тех видов пищи, которые медицински не необходимы, но к которым есть пристрастие.

http://pravmir.ru/rozhdestvenskij-post-o...

10. Слово в среду недели 1-й Великого поста, на утрене...     «Вострубите трубою в Сионе... освятите пост, проповедите цельбу... и воззовите ко Господу усердно» (Иоил. 2:1, 1:14).    Освятите пост! Но разве пост сам по себе не свят, что его надобно освящать?    Нет, братие, пост сам в себе свят и чист, а бывает не свят по причине нашей нечистоты, подобно тому, как чистый и золотой сосуд теряет чистоту и благолепие от прикосновения к нему рук и уст нечистых. В самом деле, посмотрите на постящихся: один, предавшись посту, думает неядением яств вознаградить закону и правде Божией за свои грехи, и, в ложном мечтании о своей святости, позволяет себе презирать, как грешников, всех, кто не постится подобно ему: не нужно ли освятить такой горделивый пост смирением? Другой, в жару благочестивой, но необдуманной ревности, вдруг предается посту до того, что делает себя неспособным к исправлению дел своего звания: не должно ли и сей неразумный пост освятить благоразумием христианским? Третий, ограничивая пост телом и его нуждами, нисколько не думает о пощении духовном, о воздержании от страстей, о делах любви и благочестия: и сей односторонний и бесплодный пост, явно, требует освящения посредством внутреннего самоотвержения, богомыслия, молитв и благотворительности.    Итак, братие, желая освятиться посредством поста, освятим прежде, по слову пророка, самый пост. Каким образом? Во-первых, освобождением нашего поста от неправильных понятий о нем, кои превращают его и отнимают у него силу; во-вторых, правильным употреблением наших пощений и ближайшим направлением к их цели; наконец, соединением поста с другими делами веры и любви.    Мы назвали святой пост врачевством для души. Такое понятие о посте уже немало помогло нам в изображении его благотворных действий. Сего же понятия о посте, несмотря на простоту его, достаточно будет и теперь, дабы вывести из него все главные правила, кои должно соблюдать нам во время поста.    Пост есть врачевство души и тела; посему тот был бы в жалком заблуждении, кто, понадеясь на силу своего поста, возомнил бы найти в нем одном средство к примирению с Богом, к удовлетворению закону и правде Божией, к вознаграждению за свои грехи, к уплате долга совести.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3222...

В то же время в Рождественский и Петров посты «аллилуйные» службы, во-первых, назначаются далеко не каждый день, во-вторых, отменяются вовсе, если данная дата (когда по Типикону положено пение «Аллилуиа») случается в субботу или в воскресенье. Правила относительно вкушения пищи в Великий пост излагаются в 32-й главе Типикона. Суть их в том, что в понедельник и вторник 1-й седмицы поста рекомендуется вообще воздержаться от пищи, а в остальные седмичные дни Великого поста предписывается только раз в день принимать пищу, причем полагается «сухоядение» 57 . Лишь в субботу и воскресенье пост относительно нестрогий: разрешается два раза в день вкушать пищу с «вином и елеем». И только два дня в течение всего поста – на праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (если праздник случится до Страстной седмицы) и Входа Господня в Иерусалим – разрешается вкушение рыбы. Пост святых апостолов (Петров пост) – единственный пост, продолжительность которого является переменной величиной. Это связано с тем, что дата начала поста – подвижная (понедельник после Недели Всех святых), а конец поста – всегда фиксированная дата (29 июня, праздник святых апостолов Петра и Павла). Самая большая продолжительность поста святых апостолов – 6 недель (в случае самой ранней Пасхи пост начинается 18 мая), а самый короткий период Петрова поста – 8 дней (в случае самой поздней Пасхи пост начинается 21 июня). На основании 33-й и 51-й глав Типикона можно сделать вывод, что предписания относительно Петрова поста полностью совпадают с аналогичными правилами, касающимися Рождественского поста. Таким образом, только в понедельник, среду и пятницу предписывается строгий пост (воздержание от употребления «вина и елея»), в то же время во вторник и в четверг разрешено вкушать «вино и елей», а в субботние и воскресные дни разрешается вкушение рыбы. Также разрешается вкушение рыбы в любой день седмицы на праздник Рождества Иоанна Предтечи (24 июня) и во все другие праздники, когда полагается всенощное бдение (в том числе и на храмовый праздник, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Втретьих, пост не сводится исключительно к воздержанию. Не верно считать, что получение благодатных плодов поста целиком зависит от того, как он  проведен. Очень важно и то, насколько мы привержены духу воздержания до и после поста.  Умеренность и не в постное время избавит от многих искушений во время поста и, прежде всего, от недомогания, связанного с резкой сменой режима питания. Еще более важно время, следующее за окончанием поста. К сожалению, очень многие воспринимают его как безудержное разрешение на всё и на вся. Особенно это относится к праздникам, которыми оканчивается каждый пост. Поэтому, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова): « пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней ». Церковные каноны о постах 64е Апостольское правило о недопустимости поста в субботу и воскресенье: Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только (Великия субботы): да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен. Следует иметь в виду, что Трулльский собор ( 56й канон ) уточнил, что в период Четыредесятницы (Великого поста) 64е апостольское правило, согласно сложившейся практике, не отменяет пост по субботам и воскресеньям, а только ослабляет его. 69е Апостольское правило , об обязательности поста: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Правило свт. Тимофея Александрийского, 8е : «Пост установлен для усмирения нашего тела. Итак, когда тело находится в смирении и в немощи, то должна она (жена) принимать пищу и питие, как хочет и понести может». Его же, 10е : «Должно разрешать больному принимать пищу и питие смотря по тому, что он может понести». Пост и церковные богослужения Неразрывная связь поста с молитвой предполагает, что пост должен оказывать влияние на богослужение Православной Церкви. Сама эта идея достаточно древняя: уже Лаодикийский собор в IV веке запретил в седмичные дни Великого поста совершать литургию ( 49е и 51е правила), чем зафиксировал отличие будничных дней поста от обычных непостных дней.

http://azbyka.ru/posty-pravoslavnoj-cerk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010