Григорий (Постников ; 1784–1860), митрополит Новгород­ский и Санкт-Петербургский. В 1814 году окончил Санкт- Петербургскую Духовную Академию, в которой одним из его наставников был святитель Филарет (Дроздов) , оказав­ший на него большое влияние. С 1819 года – ректор и орди­нарный профессор Санкт-Петербургской Академии; поддерживал в Академии строгий порядок, усовершенство­вал учебные программы, улучшил материальное положение студентов; преподавал богословские науки, Священное Писание , участвовал в переводе Священного Писания на русский язык. Лекции его расходились в печатном и руко­писном виде по многим духовным учебным заведениям. Трудами митрополита Григория было положено начало официальной духовной журналистике в России: в 1821 году он основал один из первых в стране духовных журналов – «Христианское чтение», в 1855году в Казани начал выхо­дить журнал «Православный собеседник», в 1857 году был основан журнал «Духовная беседа», предназначенный для мирян. В 1822 году Григорий был хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. В 1825 году был назначен на Калужскую кафедру, где начал активно заниматься миссионерской деятельностью среди старообрядцев. В 1832 году возглавлял торжество обрете­ния мощей святителя Митрофана Воронежского . В 1848 году назначен архиепископом Казанским и Свияжским. Особое внимание уделял миссионерской деятельности, заботился об укреплении единоверчества, возглавил комитет для перевода богослужебных книг на татарский язык. По его настоянию были открыты миссионерские отделения при Духовных Академиях и семинариях в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Киеве. Владыка Григорий был крупным специалис­том по истории старообрядчества. Его книга «Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь » (1854) при жизни святителя была издана четыре раза. В 1856 году возведен в сан митрополита и переведен на Санкт-Петербург- скую кафедру и с этого времени состоял первоприсутству­ющим членом Синода. Митрополит Григорий был неутоми­мым проповедником, он проповедовал за каждым богослужением, обращаясь к слушателям с простым, крат­ким, но емким наставлением. Митрополит Григорий состоял членом Санкт-Петербургской Академии наук (с 1821 года), почетным членом по отделению русского язы­ка и словесности (с 1841 года) и общего собрания Академии наук (с 1856 года). Вел строгий, аскетический образ жизни, отличался щедрой благотворительностью. Погребен в Свято-Духовской церкви Александро-Невской Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Заголовок дается в авторском варианте. 35 Также — внутреннее. (Прим. отца Варсонофия.) 36 Гостинник — монах, несущий послушание в гостинице для паломников. 37 Лаврентиев Рождественский мужской монастырь близ Калуги основан в XVI веке. 38 Вероятно, епископ Григорий (Постников;1860) скончался митрополитом Санкт-Петербургским. 39 Лебедянский Троицкий мужской монастырь в Тамбовской губернии, в который отец Феодосий поступил первоначально и где стал иеромонахом. См.: С. Нилус. Сила Божия и немощь человеческая. 40 Душеполезное чтение. 1894. Сентябрь. С. 170. 41 Монашеская жизнь... епископа Ювеналия. Киев, 1885. С. 155. 42 Раифская Богородицкая пустынь в Свияжском уезде близ Казани основана в 1613 г., к XX веку братии было около 80 человек. 27 января 1930 г., в день празднования преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных, обитель была разгромлена, 9 насельников расстреляны, остальные погибли в ссылках. 43 Монашеское келейное правило, заключающее в себе 300 молитв Иисусовых, 100 — Божией Матери, 50 — Ангелу-хранителю и 50 — всем святым; итого — 500 молитв, отчего и называется «пятисотница». (Прим. схиархим. Варсонофия.) 44 В то время преп. Серафим еще не был канонизован. 45 Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов; 1797–1879. Пам. 31 марта и 23 сентября) — митрополит Московский, выдающийся миссионер, «Апостол Америки». Скончался 31 марта (а не 26 ноября). Канонизован в 1977 г. 46 Святитель Иннокентий (1680–1731. Пам. 26 ноября и 9 февраля) — просветитель якутов и бурят, чудотворец. Канонизован в 1804 г. 47 Епископ Смоленский Иоанн (Соколов; † 1869) управлял епархией с 1866 г. 48 Епископ Смоленский Тимофей (Котляров; † 1862) управлял епархией с 1834 г. 49 Нилова пустынь основана на острове Столобень, что на озере Селигер, монахом Крыпецкого монастыря Нилом, подвизавшимся Двадцать семь лет в этой пустыни и прозванным Столобенским в 1554 г. Пам. 7 декабря. 50 Пасхалов Виктор Никандрович (1841–1885) — ученик Н.Г. Рубинштейна, член Балакиревского кружка, автор многих романсов. С 1873 г. преподавал в Казани. 51

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

В 1851-м году назначен настоятелем Иверского Монастыря. 30-го сентября 1853-го года назначен наместником Лавры 4046 . В 1851-м году к крестовой церкви приооединен притвор, увеличивший ее размеры на 5x2 сажени. Вход был с Северной стороны Архиерейского Дома – 4-я лестницами 4047 . В 1855-м году Александро-Невская церковь «загоралась от случившегося против ней на Восточной стороне пожара». После чего вновь была вызолочена ее глава 4048 . Управлявший епархией и Лаврой после кончины митрополита Никанора преосвященный Платон, в мире Павел Фивейский, был сын священника Московской епархии. Окончив в 1834-м году Московскую Академию магистром, он остался в ней бакалавром, в том же году принял монашество и в 1841-м году был уже произведен во архимандрита. В 1842-м году был назначен ректором Казанской Семинарии, в следующем году переведен в Орловскую и в 1844-м году, по болезни, был уволен от духовно – учебной службы. Но в 1847-м году опять назначен ректором – в Тамбовскую Семинарию, в 1852-м году переведен во Владимирскую. 24-го мая 1856 – го года был хиротонисан во епископа Старорусского, а 31-го июля переведен на Ревельское викариатство.15-го февраля 1857-го года получил Костромскую кафедру, в 1868-м году – архиепископство. Скончался 12-го мая 1877-го года 4049 . Глава седьмая. Митрополит Григорий (Постников). 1856–1860 Биографические сведения. Назначение на митрополию в Петербург. Борьба с лжеучеными в защиту Православия. Кончина владыки. Наместники – архимандриты Ириней (Боголюбов) и Никанор (Ильинский). Преобразование Канцелярии в Духовный Собор. Устройство новой крестовой церкви. Рыбные ловли в Финляндии. Выборгское викариатство Митрополит Григорий, в мире Георгий, родился в 1784-м году в селе Михаиловском, Никитинского уезда Московской губернии, где служил его отец, диакон Петр Федоров. Образование получил в Перервинской и Троицкой Семинариях и в Петербургской Духовной Академии, которую он окончил со степенью магистра в 1814-м году. «От природы сосредоточенный в себе и склонный к уединению», он сряду по окончании академического курса принял монашество, 25-го августа 1814-го года, и вслед затем был рукоположен во иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

289 Постников, магистр (впоследствии доктор Богословия) I курса С.-Петербургской Академии, автор противораскольнического сочинения «Истинно древняя и истинно православная церковь », с 1848 г. – архиепископ Казанский, а с 1856 г. – Митрополит Новгородский и С.-Петербургский. Скончался 17 июня 1860 г. 290 Викариатство Чебоксарское было учреждено в Казанской епархии 24 декабря 1853 г. Преосвящ. Никодим был первым епископом Чебоксарским. 291 Именно – епископства Острогожского, учрежденного 28 декабря 1841 г., 24 декабря 1853 г. закрытого и снова восстановленного 9 ноября 1866 г. 293 Гумилевскому (известный духовный писатель), впоследствии архиепископу Черниговскому, † 9 августа 1866 г. 294 Замечание очень меткое для своего времени! В настоящее время твердо и с несомненностью установлен тот печальный факт, что многочисленные инородческие племена, в особенности в Восточной Сибири, отчасти погибли, отчасти погибают и исчезают бесследно с лица земли действительно от нашей «цивилизации», т. е. от вторжения русских промышленников, которые опаивают этих несчастных водкою или лучше сказать дурманом, продаваемым ими под этим именем за баснословную цену, разоряют их и заносят к ним повальные болезни, без остатка истребляющие целые племена. На этот факт многократно и настойчиво указывалось и в печати. 295 Димитрий Николаевич Блудов (с 1842 г. граф, род. 5 апреля 1785 г., сконч. 19 февр. 1864 г.), юрист, дипломат, министр, председатель и член различных комитетов, президент Академии Наук и главноуправляющий II отделением Собственной Е. И. В. Канцелярии, друг Жуковского и Карамзина и других писателей и ученых и известный покровитель просвещения, был одним из замечательнейших и трудолюбивейших государственных деятелей первой и начала второй половины нынешнего столетия. В 1847 году им, в качестве уполномоченного, был подписан трактат с римскою курией. Ему посвящена монография Е. П. Ковалевского: «Граф Блудов и его время» (СПБ., 1866), доведенная, впрочем, только до 1826 г. Немало воспоминаний о Дм. Ник. и Антонине Дмитр. Блудовых рассеяно в Записках А. В. Никитенко.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Иконы должны быть написаны согласно принятым православною церковью образцам», – потребовали члены комиссии. О. Василий Руднев в своем очерке «Новопостроенный храм во имя Святыя Живоначальныя Троицы», М., 1895 год, пояснил «фряжский стиль» так: «при правильном рисунке отделка одежды и венчиков византийская-иконописная». Иными словами, имелось в виду использование достижений русских иконописцев второй половины XVI – первой половины XVII , а именно, «строгоновской школы», в которой иконы отличались чистой тщательной выпиской и тонкой отделкой, а также «царской иконописной школы», достигшей высшего расцвета при царе Алексее Михайловиче. Ее главный представитель Симон Ушаков, начинавший с составления рисунков для церковной утвари, став искусным иконописцем, творчески развил в новых условиях византийскую иконописную традицию. 10 апреля 1893 года было заключено условие с «живописцем-уборщиком» – московским цеховым Матвеем Васильевым Морозовым. Он обязался «стены прочистить, загрунтовать, окрасить колером и расписать орнаментом клеевыми красками по рисунку архитектора Чичагова. Под арками по брови написать слова золотом полузолотниковым 96 пробы». 15 апреля 1893 года в строительную комиссию явился академик живописи Василий Вячеславов Шокорев. Он родился в 1834 году, учился в Московском училище живописи и ваяния. В 1853 году получил от Академии художеств серебряную медаль за портрет знаменитого мастера русского пейзажа И. И. Шишкина, а 1855 году – звание неклассного художника по живописи портртной. В 1860 году стал академиком живописи исторической и портретной. Шокорев подписал обязательство: «на стенах и столбах написать лучшей художественной работы 64 священных изображения моими красками и по сделанной мною подготовке. Обязуюсь писать те именно священные изображения и на тех местах, какие будут указаны комиссиею». И последнее условие было заключено с Высочайше утвержденным Товариществом фабрики металлических изделий А. М. Постникова 20 февраля 1894 года. Товарищество должно было сделать в новопостроенный храм 14 подсвечников к местным иконам, 2 подсвечника к запрестольным иконам, 2 подсвечника выносных, 2 паникадила в 50 свеч каждое и 14 свеч в местные подсвечники с пружинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/a...

Монастырская библиотека насчитывала 705 рукописей и была знаменита. Впоследствии ее разделили на три части. Самая большая (236 рукописей) – и лучшая – была передана в Московскую Духовную академию; другая часть перешла в епархиальную библиотеку; остальное находилось еще в монастыре до революции 1917 года. В монастыре слабые люди не выдерживали такой суровой жизни и сбегали. Но те, кто выдержал, слились в мощный дисциплинированный отряд, который после смерти основателя продолжал вести установленную им жизнь. Память об этом сохранилась в письменных произведениях Волоколамского монастыря; они образуют настоящий «Патерик», притом единственный , какой нам оставила Северная Русь. «Преп. Иосиф должен был подавать пример в аскетическом делании: о «худых и плаченых» рясках игумена нам рассказывают жития. Но современники рисуют Иосифа не изможденным постником, а совершенным представителем русского идеала красоты: с темнорусыми волосами, с округленной, не слишком длинной бородой»  (Федотов) 95 . Достойно внимания, что согласно его биографам, его личная святость как бы растворяется в его учениках. И здесь он, по-видимому, не допускал индивидуальных стремлений и частных аскетических подвигов. Удивительно, что его биографы, сообщающие столько черт из его жизни, молчат о ее духовной и внутренней стороне. Почти ничего не говорится о молитве, которая у Преп. Нила стоит на самом первом месте. Сам он говорит только о литургической молитве, совершаемой сообща в церкви, и советует поддерживать благочестивое расположение духа помышлением о смерти, о Страшном суде, об адском огне и о Боге (это – на последнем месте). Однако, добавляет он, если нельзя почему-либо молиться в церкви, – молись все же. Бог услышит молитвы человека чистого сердцем и делающего добрые дела, где бы он ни молился. И где бы ни был человек, на море, в пути или дома, идущим, сидящим или спящим, пусть он беспрестанно молится с чистым сердцем, говоря: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» 96 . Проф. Шевырев, в своих лекциях по истории русской литературы (Москва 1860, лекция 19-ая), утверждает, вероятно на основании местных преданий, что еще в его время в· одной версте от монастыря существовали остатки рощи, куда Иосиф любил уходить чтобы предаваться созерцанию и молитве «по примеру русских отшельников».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

263 Цит. по: Макарий, архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 174. 264 Согласно летописям, святыни хранились «в казнах великого князя и в постельных». Подробнее см.: Стерлигова И. А. Новозаветные реликвии в Древней Руси//Христианские реликвии в Московском Кремле/Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2000. С. 19–36. 265 Буланин Д. М. Феодосий//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Л., 1989. Ч. 2. Л–Я. С. 454–460. 266 Воспроизведение см.: Постникова-Лосева М. М. Серебрянное дело в Новгороде XVIu XVIIbekob//Древнерусское искусство: Художественная культура Новгорода. М., 1968. С. 322. 267 Моршакова Е. А. Крест воздвизальный//Сохраненные святыни Соловецкого монастыря… 40. С. 150–153, с библиографией. 268 По мнению А. А. Турилова, которого мы сердечно благодарим за консультацию, культ святого мог получить распространение в московской великокняжеской семье со времени женитьбы Ивана Молодого на Елене Волошанке. Об Иоанне Новом или Белгородском см.: Турилов А. А. Южнославянские памятники в литературе и книжности Литовской и Московской Руси в XV–nepboй половине XVIb.: парадоксы истории и географии культурных связей//Славянский альманах. М., 2001. С. 252, 259. В XVIIbeke Иван Белоградский был небесным покровителем рано умершего сына Алексея Михайловича Ивана Алексеевича. 271 Наиболее полный перечень мощей содержится в описи 1745 года. См.: Описи имущества Новгородского Софийского собора XVIII – haчaлaXIXb./Сост. Э. А. Гордиенко, Г. А. Маркина. Новгород, 1993. Вып. 2. С. 39–48. 272 См.: Моршакова Е. А. Указ.соч. С. 152 (со ссылкой на Хождение Трифона Коробейникова 1594 г.). 273 О мере Гроба Господня как евлогии Святой Земли см.: Царевская Т. Ю. О Царьградских реликвиях Антония Новгородского//Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира: Тезисы докладов и материалы международного симпозиума/Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2000. С. 69–70; Жерве А. Мера святого Гроба Господня: традиция перенесения святыни на Руси в XII–XVIIbb.//София. Издание Новгородской епархии. 2000, 4, с. 10 – 11; 2001, 1, с. 20.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Материалы для истории Русской Церкви Содержание Епископы тверские Епископы тверские и старицкие Разные епископы и архиепископы тверские и кашинские     Настоящее сочинение «Тверские епископы» принадлежит Тверскому архиепископу Григорию Постникову (1831–1848), бывшему потом митрополитом Новгородским и С.-Петербургским († 1860). Подлинная рукопись, прекрасно переписанная, с многими своеручными поправками и переделками преосв. Григория, предназначалась автором для печати. Она была в начале 1848 г. послана секретарю Императорского общества истории и древностей российских О.М. Бодянскому для просмотра и отдачи в одну из московских типографий, как это видно из письма преосв. Григория к О.М. Бодянскому. Почему сочинение преосв. Григория не было напечатано, сведений не имеется, но, судя по некоторым данным, можно допустить, что причиной этого были два важных обстоятельства: во-первых, постигшее Бодянского в этом году несчастие по делу о напечатании записок Флетчера 1 ; во-вторых, перемещение самого преосв. Григория в 1848 году, марта 1 дня, в Казань, на казанскую архиепископскую кафедру. Эта рукопись вместе с другими бумагами и перепиской 0.М. Бодянского была нами выкуплена в 1880 году. К издаваемому труду преосв. Григория «Тверские епископы» нами сделаны примечания, извлеченные из обширного и нигде не напечатанного (к сожалению, неоконченного) труда известного ученого нерехотского протоиерея Михаила Диева «Поверка иерархических каталогов, напечатанных в Истории российской иерархии, с летописями и актами». Все бумаги, переписка, рукописи и сочинения о. Диева нами также приобретены в прошлом 1889 г. от наследников с правом печатания. Как из напечатанной нами переписки о. Диева с известным ученым И.М. Снегиревым 2 , так и из других неизданных писем видно, что о. Диеву было поручено от оберпрокурора Святейшего Синода гр. Протасова сделать поверку иерархического каталога Никодима Селлия. Кроме того, о. Диев принимал деятельное участие в исторических исследованиях Костромской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

В связи с новым Уставом духовных семинарий, вызвавшим сокращение штатных преподавателей, Г. лишился места в КазДС и был назначен ректором и профессором богословия Симбирской ДС (30 июля 1840) с оставлением должности настоятеля Успенского Зилантова мон-ря. В окт. 1841 г. он был уволен «от духовно-учебной службы» (Деятели Императорского Казанского Университета... С. 23), но благодаря ходатайству попечителя учебного округа М. Н. Мусина-Пушкина в связи с открывшейся вакансией возвратился в Казанский ун-т. Причины неуспехов Г. на «духовно-учебном» поприще, равно как и объяснения того, почему он был в «немилости» у митр. Филарета (Дроздова), связаны с особенностями личности Г.; по сообщению прот. А. Смирнова, один «современник» так описывал его: «Высокого роста, богатырски сложенный, откровенный, добродушный, в высшей степени веселый, рожденный жить в свете, в большом обществе, склонный к семейной жизни - он поступил в монахи - наперекор своему призванию, своему живому характеру, столь противоречившему господствующим в иноческой жизни строгой дисциплине и аскетизму» (С. 7). В Казанском ун-те Г. преподавал богословские и философские науки, им были прочитаны курсы по каноническому праву, церковно-библейской истории, логике, психологии и др. В нач. 1850 г. Г. написал прошение об увольнении по состоянию здоровья. Он был уволен (8 марта) без пенсии, ибо в выслугу лет не были включены годы «духовно-учебной службы». На этом превратности казанской жизни Г. не закончились. До архиеп. Казанского Григория (Постникова) (впосл. митрополит С.-Петербургский) стали доходить слухи об «интимной жизни» Г. На многочисленные попытки вразумления Г. отвечал резко, порой оскорбительно. В 1852 г. по ходатайству архиеп. Григория, ученика и друга митр. Московского Филарета, он был назначен настоятелем Усть-Киренского Троицкого мон-ря и отправлен в Иркутскую епархию; отсюда Г. писал прошения о возвращении в Казанский ун-т или в европ. Россию. Лишь с поставлением на Петербургскую кафедру вместо почившего митр. Григория митр. Исидора (Никольского) (1860), бывшего некогда учеником Г., последний в 1861 г. получил возможность перебраться в юрьев-польский Архангельский мон-рь Владимирской епархии; он организовал при мон-ре школу для детей. В 1867 г. Г. был назначен настоятелем в 3-классный муромский Спасский мон-рь той же епархии, где он и умер во время всенощного бдения. По сообщению В. Ц. Герцык, Г. был погребен в мон-ре (РС. 1880. 7. С. 611). Сочинения

http://pravenc.ru/text/161289.html

155 Слышно было, что из-за них он даже получил в Одессе некую аварию. За верность слуха, конечно, ручаться трудно. 156 Вот образец одной фразы, которую он просил перевести на греческий язык: «Мы имеем нынце хоросаго, прекраснаго зима». 157 Даниил Абрамович Хвольсон, докт. еврейск. словесности, экстраорд. проф. СПб. универ. по восточному факультету, в СПб. дух. акад. – с 3 марта 1858 г. 158 Иван Терентьевич Осинин, СПб. сем., 1-й маг. XXII к. СПб. акад. (1857), бак. обличит. богосл. с 1857 г. 160 Живо помню, как однажды приходит он в класс и, самодовольно поглаживая свой подбородок (обычный его жест), говорит, что он вчера рано утром отправился на охоту, в Вятку, с какой-то знатной компанией, чуть ли не с посланниками, в том числе английским, и поздно ночью, часов в 12, был дома. 161 Егор Постников, в монаш. Григорий, 3-й маг. I к. СПб. акад. (1814), 1816 – инспект. СПб. акад., 1817 – докт. богосл., 1819 – рект. СПб. акад., 1822 – еп. викар. Ревельский, 1826 – еп. Калуж., 1829 – архиеп. Рязан., 1831 – Тверской, 1848 – Казанский, 1856 – митр. Казанский (26 авг.), митр. Новгород. и С.-Петерб. (1 окт.), † 1860 г., 17 июня. 162 Яков Сергеевич Никольский, в монаш. Исидор, тульск., 2-й маг. VI к. СПб. акад. (1826), 1826 – бак. СПб. акад., 1829 – рект. Орлов. сем., 1833 – рект. Моск. сем., 1834 – викар. еп. Дмитров., 1837 – еп. Полоцкий, 1840 – Могилевск., 1841 – архиеп., 1844 – Экзарх Грузии, 1856 – митр., 1858 – митр. Киевский, 1860 – митр. Новгор. и С.-Петерб. (1 июля). 163 Николай Надеждин, в монаш. Нектарий, тамбов., 26-й маг. XI к. Киев. акад. (1843), 1849 – инспект. Киев. сем., 1851 – рект. Киев. сем., 1856 – рект. Новгор. сем., 1857 – рект. СПб. сем., 1859 – рект. СПб. акад. и еп. Выборгский, 1860 – еп. Нижегород., 1867 – архиеп., 1860 – архиеп. Харьков., † 1874. 164 В своих «Заметках и воспоминаниях» («Богословский вестник», янв. 1914 г.) митр. Леонтий хотя и говорит о нем, что он «искал популярности у студентов», но в конце концов называет его «человеком прекрасным по душе».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010