1805 19 февраля 1878 г. был заключён Сан-Стефанский трактат с Портой, а затем – Берлинский трактат. 1806 Т. е. жены Марии Николаевны и единственной дочери Александры Александровны, скончавшейся 11-ти лет. 1808 Николай Иванович Тихомиров († 1896 г.) – инспектор Сергиево-Посадской мужской прогимназии, а потом, когда она стала гимназией, – первый директор её. Он был назначен в Посад из Петрограда. Старшая дочь его, Екатерина Николаевна, была замужем за проф. Александром Васильевичем Мартыновым; вторая, Дарья Николаевна, – за Владимиром Васильевичем Лучининым, сыном лектора немецкого языка в МДА Василия Петровича Лучинина; третья дочь, Марья Николаевна, вдова инженера Африкантова; четвёртая, Елизавета Николаевна, девица. Был ещё сын у него, Сергей Николаевич. 1810 О. Сергий Ильич Виноградов ушёл в прогимназию из (тогда приходской) Пятницкой церкви (впоследствии причисленной к Лаврским церквам); но предположение о выдаче старшей дочери, Варвары Сергеевны, замуж и о передаче Пятницкого прихода зятю – не состоялось. Другая дочь его, Анна Сергеевна, была замужем за Хотьковским священником. 1812 Протопресвитер Московск. Архангельского Собора, доктор богословия (Петроградской Академии), Владимирский уроженец. После смерти А.В. Горского в 1875 г. ходили слухи о назначении его ректором МДА («У Тр. в Ак.», стр. 706). 1819 Иван Кратиров – из Вологодской Семинарии, 9-й магистр XXIV курса (1860–1864 гг.), в монашестве сохранивший имя Иоанна, ректор Петр. Д. Ак. впоследствии Епископ; ср. стр. 328. 1820 Проф. МДА Амфитеатрова. У него было всего 9 детей; четверо из них умерли маленькими. Остальные: Владимир († 1892 г., 29-ти лет), Елизавета, Александра, Вера († 1903 г., 30-ти лет) и Сергей († 1899 г., 25-ти лет). В настоящее время живы только две дочери: Елизавета Егоровна, вдова преподавателя Московской и Вифанской Семинарий Алексея Викторовича Зверева († 3 марта 1910 г., и Александра Егоровна, в замужестве за Московским Протоиереем Василием Ивановичем Постниковым. В год смерти Егора Ва-ча Амфитеатрова детям было: 25, 22, 19, 16 и 15 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Прославившись столь многими благими трудами, Преосвященный Филарет в 1836 году назначен был Членом Свят. Синода, переведен в Ярославль, а вскоре потом возведен в сан Митрополита Киевского, где трудился с такою же ревностию, как для блага вверенной ему паствы, так и для всей Православной России, будучи строгим хранителем уставов церкви и добрых обычаев почтенной старины. Достигнув глубокой старости, он скончался в 1857 году, приняв пред смертью схиму с именем Феодосия 245 . 33-й. Архиепископ Владимир I (Ужинский) из воспитанников Новгородской Семинарии, в коей был учителем, инспектором и ректором; из настоятелей Юрьевского монастыря посвящен в Епископа Ревельского (1819 г.) и вскоре назначен был в Курск. В Казань переведен (1836 г.) из Чернигова, где возведен в сан Архиепископа. При нем открыта в Казани Духовная Академия (1842 г.). Преосвященный Владимир дважды присутствовал в Св. Синоде. Скончался он (1855 г.) на покое в Свияжском монастыре, где погребен подле могилы св. Германа. 34-й. Синодальный Член Митрополит Григорий (Постников) -из воспитанников С.-Петербургской Академии, в которой он окончил курс магистром в 1814 году и проходил здесь должности преподавателя, инспектора и ректора. Удостоенный за ученые труды свои степени доктора Богословия, он хиротонисован был в Епископа Ревельского, потом переводим был в Калугу, Рязань и Тверь, откуда в 1848 году назначен в Казань. По его ходатайству передана была богатая древними рукописями Соловецкая библиотека в Казанскую Духовную Академию и открыто издание журнала „Православный Собеседник» (1855 г.). При нем открыто в Казани викариатство. Во время коронации Императора Александра II Преосвященный Григорий лично возведен был в сан Митрополита (1856 г.) и вскоре перемещен в Петербург, где и скончался в 1860 году. Кроме докторского сочинения, памятниками неусыпных архипастырских трудов Преосвященнаго Григория служат его „Слова и беседы”, изданные в 5 томах, и особенно 2 книги под названием „Истинно-древняя и истинно-православная Христова Церковь , изложение в отношении к глаголемому старообрядству». Как ревнитель веры православной, он не только сам писал против раскола, но возбуждал к тому и других, основав для изучения раскола особенную кафедру при Казанской Духовной Академии, в слушатели которой привлечены были многие почтенные священники г. Казани. Присутствуя в Св. Синоде, Высокопреосвященный Григорий принимал самое деятельное участие в пересмотре переводов священных и богослужебных книг на татарский язык. Кроме сего им издано полное житие святых Чудотворцев Казанских и душеполезная книга „День святой жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Августин (Сахаров, 1768–1841) — епископ уфимский в 1806–1857 годах. 366 Филарет Амфитеатров (1779–1857) — митрополит киевский в 1837–1857 годах. 367 …одна из именуемых петровским регламентом «несытых архиерейских скотин»…— см. примечание на стр. 671. 368 Усменный — кожаный. 369 …но вышло, что я ошибся. — Цитируемые Лесковым слова содержатся в «Московских письмах» назв. Лесковым газеты (подп. криптонимом «А. Дм.») 370 Григорий (Постников, 1784–1860) — был епископом в Калуге в 1825–1829 годах. 371 Филарет Филаретов (1824–1882) — епископ уманский в Киеве и второй викарий киевский в 1874–1877 годах; затем до смерти — епископ рижский. 372 …духа времени, который… по прекрасному выражению И. С. Тургенева, оказывает на всех неодолимое давление, побуждая всякое величие опрощаться. — Лесков очень неточно цитирует слова Тургенева в предисловии к собранию романов в издании 1880 года: «я стремился, насколько хватало сил и уменья, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет the body and pressure of time ». — И. С. Тургенев. Сочинения, т. XII, 1933, стр. 296. 373 «Жизнь, по выражению поэта (И. С. Никитина), изнывает в заботе о хлебе» — неточная цитата из стихотворения «Детство веселое, детские грезы…» (1858). 374 …«одной с ними жизнью дышать и внимать их сердец трепетанью» — неточная цитата из стихотворения Е. А. Баратынского «На смерть Гете»: С природой одною он жизнью дышал, Ручья разумел лепетанье. 375 Мой родной брат…— брат Лескова — Алексей Семенович, известный киевский врач (1837–1909). 376 Порфирий Успенский (1804–1885) — епископ Чигиринский в 1865–1878 годы, жил (как и все Чигиринские епископы) в Киеве. 377 Макарий литовский (Булгаков, 1816–1882) — историк церкви, московский митрополит с 1879 года и до смерти. 378 …как живший в Задонске Тихон…— см. примечание на стр. 661. 379 …со слов… Гудовского…— И. В. Гудовский с 1849 года имел звание неклассного художника по исторической и портретной живописи. 380 Арсений — см. стр. 674. 381

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Вениамин (Федченков Иван Афанасьевич; 1880–1961), митрополит Вера (Попатенко), игумения Вершинский С.М. († 1910) Виктор, св. (Островидов Константин Александрович; 1875–1934), епископ-исповедник Виллигероде Теодор Иванович фон (1878-?), пастор Виноградов Димитрий Петрович (около 1835–1913), протоиерей Виталий (Вертоградов Василий Макарович; около 1808–1866), ректор Олонецкой ДС в 1856–1864, впоследствии – епископ Томский Витте Сергей Юльевич (1849–1915), граф Владимир, св. (Богоявленский Василий Никифорович; 1848– расстрелян 1918),митрополит-священномученик Владимир (Путята Всеволод Владимирович; 1869 – около 1941), архиепископ; лишен сана Владимир (Ужинский Василий Кононович; 1777–1855), епископ Ревельский в1819–1822; впоследствии архиепископ Казанский и Свияжский Владимирский Александр Алексеевич , протоиерей Волков Иван Михайлович (1882–1919) Волковский Александр Константинович, священник Вологодский Димитрий Матвеевич (в монашестве – Димитрий), протоиерей; впоследствии – архиепископ Воскресенский Севастиан Николаевич (1874 –расстрелян 1938), протоиерей Г Гавриил (Петров Петр Петрович; 1730–1801), в 1775–1799 – архиепископ (с 1783 – митрополит) Новгородский и С.-Петербургский Гейден Николай Федорович (1856–1918), граф Геннадий (Борисов Василий; 1846–1898), иеромонах Геннадий (Туберозов Александр Владимирович; 1875–1923), епископ Георгиевский Иван Александрович – преподаватель Каргопольского ДУ Георгий (Ярошевский Григорий Антонович; 1872 – убит 1923), митрополит Гептнер Юлий Романович Гинденбург Пауль фон (1847–1934) Гиринский Леонид Иванович Глазенап Сергей Павлович (1848–1937), астроном, Герой Труда Глубоковский Николай Никанорович (1863–1937), член-корреспондент Академии наук Гоголь Николай Васильевич (1809–1852), писатель Голубинский Евгений Евсигнеевич (1834–1912), академик Грацианов Алексий Иванович, протоиерей Гремячевский Михаил Иванович, священник; уклонился в обновленчество Григорий (Постников Георгий Петрович; 1785–1860) – митрополит С.-Петербургский и Новгородский

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но мысль о возобновлении перевода не покидала митрополита Филарета. Его убеждение в том, что перевод нужен для утоления «глада слышания слова Божия», разделял преосвященный Григорий (Постников) , занимавший в последние годы жизни Петербургскую кафедру. В Петербургской академии особенно прочно держалась мысль о необходимости перевода Священного Писания на русский язык. Профессор протоиерей Герасим Павский для классных занятий еврейским языком перевел учительные и пророческие книги. Студенты литографировали этот перевод. Его распространение встревожило не только принципиальных противников перевода Библии. Иеромонах Агафангел (Соловьев) , преподаватель Московской академии, впоследствии архиепископ Волынский, в 1841 г. направил членам Синода письмо, в котором выразил беспокойство в связи с языковыми и богословскими неточностями перевода Герасима Павского , едва ли не намеренными. Эти неточности в передаче мессианских мест, по оценке критика, граничили с прямым кощунством, и иеромонах Агафангел дал самую резкую характеристику опыту Павского: «Произведение сего нового Маркиона… не глаголы Бога живого и истинного, но злоречие древнего змия». Критик, однако, считал, что лучшим средством против распространения негодных опытов будет полноценный перевод текста Библии. Такой была точка зрения и митрополита Филарета. Но в Синоде решили иначе: литографированные и рукописные тексты перевода протоиерея Герасима Павского были не только изъяты и уничтожены, но и сама мысль о русском переводе Библии была осуждена и отвергнута. Епитимией наказали за опыт перевода священных книг (пророков Иова и Исаии) алтайского миссионера преподобного Макария (Глухарева). Епитимию ему назначали при тобольском архиерейском доме, и заключалась она в ежедневном служении литургии в течение 6 недель, что сам наказанный принял за проявление к нему особой милости Божией. После смерти императора Николая I в результате настойчивых ходатайств митрополита Филарета Святейший Синод в 1857 г. принял окончательное решение о переводе Библии. Этот труд был поручен четырем академиям под общей редакцией профессора греческого языка Петербургской академии Е. И. Ловягина . Рассмотрение текстов производили митрополит Филарет и Святейший Синод. Новый Завет вышел в 1863 г. С 1860 г. в церковной печати начали помещать частные опыты перевода ветхозаветных книг. Эти переводы принадлежали архимандриту Макарию (Глухареву), М. Никольскому, профессорам Киевской академии И. П. Максимовичу и М. С. Гуляеву. В «Христианском чтении» в 1861–1871 гг. были напечатаны переводы петербургских профессоров М. А. Голубева и Д. А. Хвольсона, при участии П. И. Савваитова и Е. И. Ловягина . Большую часть ветхозаветных книг перевел профессор Д. А. Хвольсон.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

С мая 1859 г. Е.- присутствующий в Святейшем Синоде. 7 янв. 1860 г. возглавил новооткрывшуюся Таврическую епархию, возведен в сан архиепископа. Из-за болезни выехать в епархию не смог и 25 мая того же года был уволен на покой. По благословению С.-Петербургского митр. Григория (Постникова) он поселился на временное жительство в Александро-Невской лавре. По завещанию Е. передал свою б-ку (671 том) Симферопольской ДС, а архиерейское облачение - в церковь родного села Ярославской губ. Современники характеризовали Е. как высокообразованного проповедника, обладавшего ораторским талантом, доброго архипастыря. Особенно отмечались его труды в «деле образования духовного юношества». Поучения Е. печатались в журналах «Духовная беседа» , «Воскресное чтение», «Христианское чтение» (впосл. были опубл. в сборнике). Награжден орденом св. Анны 2-й (18 апр. 1836), 1-й степени (5 апр. 1846), орденом св. Владимира 2-й степени (23 марта 1859), бронзовым наперсным крестом в память о войне 1853-1856 гг. Погребен в Феодоровской ц. Александро-Невской лавры у правого клироса на солее рядом с захоронением архиеп. Игнатия (Семёнова). Чин погребения совершили С.-Петербургский митр. Григорий (Постников), Херсонский и Одесский архиеп. Димитрий (Муретов) , Выборгский еп. и ректор СПбДА Нектарий (Надеждин) , Ревельский еп. Леонтий (Лебединский) . К нач. 2008 г. Феодоровская ц. реставрируется, захоронение Е. сохранилось. На портрете сер. XIX в. из архиерейского дома в Каменце (не сохр.? См. репродукцию: Викул П. Ф., свящ. Подольские архипастыри. Каменец-Подольск, 1895. Вкл.) Е. представлен вполоборота влево, в рясе и клобуке, с панагией, орденом и звездой св. Анны. У него длинные пряди волос на плечах и небольшая редкая бородка, правая рука на книге, в левой четки. Соч.: Слово в день свт. Николая//Нек-рые упражнения студентов СПбДА VI уч. курса. СПб., 1825. Ч. 1. С. 100; Рассуждение о поминовении усопших//Там же. Ч. 3. С. 149; Слово в день новолетия. СПб., 1846; Слово в неделю по просвещении. СПб., 1852; Четыре речи при нек-рых особливых случаях войны с Англией, Францией и Турцией. Вятка, 1856, 18572; Поучения на дни воскресные и праздничные и на некоторые особенные случаи. Вятка, 1857-1859. 3 ч.; Слово в неделю сыропустную. [СПб.], 1860; Завещание//Таврические ЕВ. 1882. 2. Отд. неофиц. С. 97-98; Речь по освящении храма, во время торжественного открытия в г. Воронеже Михайловского кадетского корпуса, 8 нояб. 1845 г.//Воронежские ЕВ. 1895. 21. С. 700-703.

http://pravenc.ru/text/189913.html

113 Антоний, из Архиепископов Варшавских Митрополит Новгородский и С.-Петербургский 1843 г. О. Б. 114 Владимир, в свете Василий Ушинский, воспитывавшийся в Александро-Невской Академии; Учитель, Инспектор и Ректор Новгородской Семинарии, за тем Епископ Рязанский и Викарий Петербургский, с 1822 г. Курский и наконец Архиепископ Казанский; умер на покое 1855 г. О. Б. 118 По случаю известного движения Латышей и Чуди в Православие и сопротивления тому со стороны тамошних Немцев. О. Б. 120 То есть, в Петербург, так как Иннокентий, Архиепископ Харьковский, вызван был в него, для присутствования в Св. Синоде, Апреля 1-го, 1847 г.; откуда и пишет сие письмо. О. Б. 124 Никанор, в мире Николай Клементьевский, воспитанник Троицкой Семинарии, с 1809 Учитель языков Греческого и Еврейского, 1812 Риторики, 1814 Баккалавр Московской Академия и Наместник Лавры, 1818 Ректор Вифанской Семинарии; 1826 Епископ Ревельский и Викарий Новогородский; 1831 Калужский; 1834 Архиепископ Минский; 1840 Волынский; 1843 Варшавский; 1848 Новгородский и С.-Петербургский; скончался в Сентябре 1856 г. О. Б. 129 В этом годе Владыке Иннокентию разрешено было возвратиться в свою Херсонскую Епархию, а вызнан был он, как сказано выше, для присутствования в Св. Синоде, по Высочайшему повелению, 1847 года, Апреля 1 дня. О. В. 130 Штаты по Духовенству много смущали и Московского Митрополита Филарета с 1845 года. См. его письма к Гавриилу в «Чтениях в Импер. Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете» 1868 г., кн. 2, Отд. V, письма 57, 60, 61, 63, и особо, а также в «Душеполезном Чтении» 1868 г., Декабрь, Отд. I, стр. 363–364, письмо того же и к тому же от 1-го Генв., 1850 г. О. Б. 133 В свете Егор Постников, сын Дьякона Петра Московской Губернии, Никитского Уезда, села Михайловского, род. 1-го Ноября, 1784 г., учился в Перервинской Семинарии до Философии, потом в Троицкой; 1808 отправлен в Петербургскую Академию, из коей в 1-м выпуске вышел Магистром (по списку 3-м) 1814, монах, с Августа Баккалавр Богословских наук, 1816 Инспектор, 1817 Доктор Богословия, с Октября Экстра-Ординарный Профессор, а с Сентября 1818 Ординарный Богословия и Архимандрит, 1819 Ректор; 1822 Епископ Ревельский и Викарий Петербургский с оставлением при Ректорстве; 1825 Епископ Калужский; 1829 Архиепископ Рязанский; 1831 Тверской; 1848 Казанский; в Августе 1856 Митрополит Казанский, а с Октября Новгородский и С.-Петербургский; скончался 17 Июля, 1860 г. О. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

1142. См. примеч. к письму от 27 декабря 1844 г. 1143.  …подначальными Вашими. — См. переписку 1856 г. 1144.  …эти последствия обнаружились. — По всеподаннейшему докладу шефа жандармов князя В. А. Долгорукова Государь Император Александр Николаевич повелел отправить, находившегося под строгим надзором в Валаамском монастыре, протоиерея Петра Левашова в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь. Предписание было получено в монастыре 1 июня и на следующий день Петр Левашов покинул Валаам. 8 июня из монастыря был выведен другой известный подначальный — Николай Веселаго. Таким образом, затеянная подначальными борьба с о. Дамаскиным закончилась освобождением Валаамской обители от всех лиц, содержавшихся под надзором. Это произошло в 1859 г., когда острова покинули последние из находившихся под надзором. 1145.  …Его Высокопреосвященству… — имеется в виду Митрополит Новгородский и С.-Петербургский Григорий (Георгий Петрович Постников). Родился в 1784 г. Образование получил в С.-Петербургской Духовной академии. Был епископом в Ревеле, архиепископом в Рязани, в Твери и в Казани. На С.-Петербургскую кафедру возведен 1 октября 1856 г. Умер 17 июня 1860 г. 1146.  …Иеромонаха Германа… — См. примеч. к письму от 12 января 1857 г. 1147.  Г[оспо]жа Екатерина Михайловна Зеленая… — Сведения не обнаружены. 1148.  Крепостного человека Илариона… — Сведения не обнаружены 1149.  …наступающей ревизии… — «Ревизия (от позднелат. revisio — пересмотр), в России вв. — перепись податного населения. Замена подворного обложения в первой четверти XVIII в. подушной податью потребовала персонального учета податных сословий (крестьян, мещан, купцов). Подобный учет получил название ревизия, то есть проверка, и проводился периодически по назначению Правительства. Единицей учета мужского населения стала «ревизская душа», которая в ходе ревизии вносилась в именные списки — ревизские сказки. Ревизии учитывали также и большую часть неподатного населения — духовенство, отставных солдат и других. Всей территории Российской Империи ревизии не охватывали, не проводились в Польше, Финляндии и Закавказье.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Я., Платонова Н. Г., Постникова-Лосева М. М. Русское золотое и серебряное дело XV–XX веков. М., 1967. С. 115). 1338 На некоторых новгородских богослужебных крестах XVI–XVII веков есть вкладные надписи, указывающие, что они являются одновременно БЛАГОСЛОВЯЩИЕ и НАПРЕСТОЛЬНЫЕ . На кресте 1596 года, сделанном из «низкого серебра» для новгородской Ильинской церкви, гравирована надпись: ... СИИ БЛАГОСЛОВЯЩИЙ НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ ... На медном посеребрённом кресте 1596 года из Михалицкого монастыря вырезана надпись: БЛАГОСЛОВЯЩИЙ НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТЪ . На серебряном кресте 1689 года (НГМ-1351) из церкви Фёдора Стратилата имеется вкладная надпись: ... СООРУЖЕН СИЙ БЛГОСЛАВЯЩИ КРЕСТЪ НА ПР(С)ТОЛЪ ... (Макарий, архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 2. М., 1860. С. 175–181; Толстой М. Святыни и древности Великого Новгорода. М., 1862). 1339 В описи Благовещенского собора отмечено, что эти три благословенные креста в серебряных басменных окладах были утрачены в Смутное время «с Соли в литовский приход угибли» (Савваитов П. Указ. соч. СПб., 1886. С. 40). Однако в глубоких подвалах Благовещенского собора во время польского набега 1613 года были спрятаны и сохранены наиболее ценные предметы вкладной драгоценной утвари. «...Тогда такого церковнаго имения мало в видимости состояло, а было в тайных под оною церковью палатках сохранено. Равно и в прочие вокруг оной церкви пределы, злодеи входили и грабили и тем те святыя церкви осквернили» (Ешкилев В. А. Город Сольвычегодск и памятники былой его культуры. Великий Устюг. 1926. С. 16. 30; Соскин А. История города Соли Вычегодской. Сыктывкар, 1997. С. 78). 1341 Архимандрит Макарий в XIX веке выделял благословенные кресты среди напрестольных, считая, что «благословящими назывались кресты, используемые при отпусках» (см.: Макарий, архим. Опись Новгородского Спасо-Хутынского монастыря. 1642. СПб., 1856. С. 38). При отпуске (отпусте) священник произносит благословение по окончании службы (Дьяченко Г.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Генрих VIII (1491–1547) – англ. король с 1509, при нем была проведена Реформация Георгий Великомученник (Победоносец; к. III – н. IV вв.) Геродот (между 490 и 480 – ок. 425 до н. э.) – др.-гр. историк Гесиод (VIII–VII в. до н. э.) – первый, известный по имени др.-греч. поэт Гиббон Эдуард (1737–1794) – англ. историк Гизо Франсуа (1787–1874) – фр. историк Гильдебрант – см. Григорий VII Гильфердинг Александр Федорович (1831–1872) – рус. фольклорист, историк Гиляров-Платонов Никита Петрович (1824–1887) – рус. публицист, издатель и редактор; славянофил Гистасп – др.-иран. маг, которому в начале нашей эры приписывалось апокалиптическое сочинение, предсказавшее гибель Рима и победу Востока Глаголев Андрей Гаврилович (1793 или 1799–1844) – рус. критик, теоретик литературы Гладстон Уильям Юарт (1809–1898) – англ. гос. деятель и писатель, автор ряда этюдов по богословию и философии, четырежды был премьер-министром Англии Гогоцкий Сильвестр Сильвестрович (1813–1889) – киевский профессор философии Гонорий I (? – 638) – рим. папа с 625, был предан анафеме как еретик на Константинопольском соборе Гонорий III (Ченчио Савелли; ? – 1227) – рим. папа, покровительствовавший нищенствующим монашеским орденам: в 1216 утвердил доминиканский, в 1223 – францисканский ордена Горский Александр Васильевич (1812–1875) – историк, археограф, автор трудов по истории раннего христианства и русской Церкви, впоследствии – ректор Московской Духовной Академии Готфрид (IX в.) – ютландский король Грановский Тимофей Николаевич (1813–1855) – рус. историк, общ. деятель, профессор Московского университета, лидер моск. западников Григорий VII Гильдебранд (между 1015 и 1020–1085) – рим. папа с 1073; боролся с императором Генрихом IV за инвеституру Григорий св., Неокесарийский Чудотворец (ок. 221 – ок. 270) – отец церкви, видный богослов Александритской школы Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 394) – церк. писатель, богослов, с 372 епископ Нисский Григорий (Постников; ? – 1860) – богослов, с 1855 митрополит С.-Петербургский и Новгородский

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010