175 Скорее всего, это была выборка из записок инока Феофана, изданных под заглавием «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского» (СПб., 1912). 177 Законы от 17 июня 1910 г. и 20 января 1912 г. полностью ликвидировали конституцию Финляндии и превратили её из несуверенного государства в автономную провинцию. Готовивший законопроекты П. А. Столыпин угрожал финляндцам в случае неподчинения действовать военной силою. 178 Глупов не был губернским городом, но М. Е. Салтыков-Щедрин упоминает о Глуповской губернии в цикле «Господа ташкентцы» (1869–1872). 179 «Колос ржи» – организованный в больших городах по инициативе Русского общества охранения народного здравия однодневный сбор пожертвований в пользу голодающих. 180 Андрей (Ухтомский; 1872–1937), архиеп. – окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия, иеромонах (1895), епископ Мамадышский (1907), Сухумский (1911), Уфимский и Мензелинский (1913), член Поместного Собора 1917–1918 гг. 181 27 апреля 1913 г. Свенцицкий предложил драму «Наследство Твердыниных» Ф. А. Коршу, а затем обратился в Общедоступный театр. Премьера спектакля в постановке П. П. Гайдебурова состоялась 16 декабря 1913 г. в Санкт-Петербурге. 182 Ср.: «Несмотря на довольно удачную в общем компоновку и свежесть некоторых штрихов, драма эта – после «Детей Ванюшина», «Торгового дома» и других пьес... не является уже ни в какой степени новою и оригинальною» (Речь. 1913. 17 декабря); «Чувствуется в молодом авторе веяние Найдёнова и даже автора «Торгового дома» Сургучёва» (Театр и искусство. 1913. 51. С. 1048). 184 Неверное написание «Аджары» исправлено по всему тексту. Аджара [абх. аджьар крест] – вершина (2908 м) одноименного хребта на севере Абхазии (граница с Краснодарским краем). Ажары [абх. ажа осина] – местность к востоку от р. Чхалта (Ацгара) по правому берегу р. Кодор; центр Абхазской Сванетии с. Квемо-Ажара находится на 81-м км от Черноморского шоссе (трассы М-27). 185 Успенский Драндский монастырь – основан афонскими монахами в 1885 г. на месте сгоревшего собора VI в. (северная окраина с. Дранда). Имел два скита, более 300 насельников.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Подпишитесь на наш Телеграм Блог «Богословие антивакцинаторства и богословие вакцинации» Владимир Шалларь: какое богословие у антивакцинаторов? В чем подлинная причина антивакцинаторства? Есть ли богословское измерение у вакцинации? Антивакцинаторство (я буду называть так весь спектр неприятия вакцинации: от недоверия к российским прививкам до веры в то, что вакцинация есть принятие антихристовой печати) представляет собой весьма любопытный и тревожный узел проблем, в котором сплетаются религия, политика, наука. «Экономические механизмы разложения монашества» Владимир Шалларь читает «Посмертные вещания Нила Мироточивого» как источник по экономической истории Афона, а именно как памфлет (репортаж, очерк) посвященный разложению монашеской жизни на Афоне вследствие проникновения туда рыночных отношений. «Топ-5 семейных фильмов: когда побеждает любовь» Алеся Храмова: сюжеты этих кинолент подсказывают зрителю одно — всегда, везде и во всем должна победить любовь. А путь к ней у каждого свой. « Как продраться к себе сквозь толщу установок и комплексов: три книги «Никеи» о психологии человека» Анна Ершова: книги, которые помогают разобраться в таких понятиях, как «психосоматика», «детские травмы», и осознать важность процесса прощения. «Когда муж идет на обгон» Анна Ершова: почему мы чувствуем тревогу и в каких случаях склонны не доверять — себе, Богу, ближнему. «Вакцинация и карантинные меры — пастырская забота или духовная слабость?» Протоиерей Андрей Ефанов: вакцинация против коронавируса вызвала не только споры, но и всплеск конспирологических теорий. Споры среди верующих подчас доходят до раскола на два лагеря. « Почему Церковь до сих пор не признала «екатеринбургские останки» мощами святых? Четыре причины» Анастасия Коскелло: признанием останков святыми мощами недовольны будут многие. Одни — потому что ждали этого так долго, другие — потому что считают всю историю с останками обманом. Третьи — потому что считают лишним даже сам акт прославления царственных мучеников. « Церковь и реституция: какая разница, кто кому какое имущество передал»

http://blog.predanie.ru/article/ushel-ma...

В Предисловии к книге «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского (СПб., 1912). читаем: «Давно напечатаны и широко распространены по всей России многотомные сочинения архим. Порфирия об Афоне. В этих объемистых, толстых книгах покойный Епископ Порфирий (не тем будь помянут он на том свете) шаг за шагом осмеивает и отрицает путем научных данных чуть не каждое афонское предание о том или ином чуде, проявляет очень мало благоговения к афонским святыням, осмеивает святогорцев в их подвигах и т. д.; эти книги в России можно встретить в каждой духовной библиотеке, во многих церквах, есть они и на Афоне в монастырских библиотеках. Одним словом, книги Епископа Порфирия, по-видимому очень способные подорвать уважение к Св. Горе, по России широко распространены; однако отразилось ли это сколько-либо на отношении православной Руси к Афону, на размерах денежных лепт, идущих на Афон?! – Нисколько! Св. Гора Афонская находится под особым покровом Царицы Небесной. Сама Богоматерь, Царица неба и земли, печется об Афоне». Епископ Порфирий (Успенский) резко высказывался о Синайском кодексе (рукописи Библии IV века), который является сокровищем Церкви. Он был против церковного употребления этого ценнейшего манускрипта. Известный исследователь древностей и путешественник Авраам Норов выпустил специальную книжку «В защиту Синайской рукописи от нападений о. архимандрита Порфирия Успенского » (Спб., 1863). Он пишет: «Вслед за появлением в свет Синайской Библии, я известился о напечатанной о. архимандритом Порфирием брошюре под заглавием: «Мнение о Синайской рукописи, содержащей в себе Ветхий Завет неполный и весь Новый Завет с посланием Св. Апостола Варнавы и книгою Ермы Архимандрита Порфирия Успенского». Я поспешил приобрести ее, надеясь воспользоваться изысканиями о. архимандрита, который жил долго на Востоке, известен своим путешествием на Синай, и который первый указал на этот кодекс и частью описал его; но я был поражен удивлением и глубоко восскорбел, увидев, что сочинение о.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   И что же?    Летописцы повествуют, что татары уже собирались выжечь московские посады, но вдруг увидели вокруг города безчисленное войско русское и с ужасом известили об этом хана. Удостоверившись об этом и от других, посланных им на разведку, хан повелел спешно отступать от Москвы, не причинив ей никакого вреда.    Вот каков был этот наш великий «печальник за землю русскую»!    Ведь это все — исторические факты, с которыми нельзя не считаться! Неужели же может быть еще неясно нам, каким путем должны мы идти для спасения России?     Единственный верный наш путевождь ко спасению, которого все мы должны держаться, — это преподобный и Богоносный отец наш Сергий, Игумен, Радонежский чудотворец.    Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас!     Непростительное легкомыслие — или …?     «Бдите убо, яко не весте в кий час Господь ваш приидет...»     «Будите готовы, яко в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет...»     «Аще ли же речет злый раб той в сердцы своем: коснит господин мой приити ... приидет господин раба того в день в оньже не чает, и в час, в оньже же не весть, и растешет его полна, и часть его с неверными положит: ту будет плач и скрежет зубом». (Мф.24:42—51).    Давно уже известна изданная еще в 1912 году на Афоне в перевод на русский язык книга, озаглавленная «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского», которая содержит в себе, помимо духовных наставлений и предостережений монашествующим, предречения этого великого подвижника о последних временах, о всемирном воцарении антихриста и о бедствиях, которые постигнут мир по воцарении антихриста. Ныне мы получили перевод на русский язык предсказаний этого дивного афонского отшельника, специально относящихся к 20-му веку, которые до сих пор оставались не переведенными с греческого языка, а потому и неизвестными нам. Поразительны эти предсказания, которые, в сущности, только дополняют и уточняют ранее нам известные, Вот дословный текст их:    «Около 1900 года, к середине 20 столетия, народ того времени начнет становиться неузнаваемым. Когда время будет приближаться к пришествию антихриста, разум людей помрачится от страстей плотских, и все более будет усиливаться нечестие и беззаконие. Мир тогда станет неузнаваемым, изменятся облики людей и нельзя будет ясно различать мужчин от женщин, благодаря безстыдству в одежде и форме волос головы. Эти люди одичают и будут жестокими, подобно зверям, из-за соблазнов антихриста. Не будет уважения к родителям и старшим, любовь исчезнет. Пастыри же христианские, епископы и священники, станут мужами тщеславными, совершенно не различающими правого пути от левого. Тогда нравы и предания христиан и Церкви изменятся. Скромность и целомудрие исчезнут у людей и будут царить блуд и распущенность. Ложь и сребролюбие достигнут высшего предала, и горе, накопляющим сокровища. Блуд, прелюбодеяние, мужеложство, тайные дела, кража и убийства станут господствовать в обществе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Еще в качестве примера можно привести известную книгу «Преподобный Нил Мироточивый», которая сначала была издана Голутвинским монастырем в Коломне. Потом выяснилось, что это был сокращенный вариант более полной книги, которая вышла в другом издательстве. Когда я беседовал с афонскими иноками, они сказали, что, почитая преподобного Нила Мироточивого как святого, на Афоне эту книгу не признают и не благословляют читать, поскольку там написаны вещи, о которых стыдно говорить, упоминаются такие грехи, о которых если человек не знал, то лучше ему и не знать. Святогорцы считают, что пророчества Нила Мироточивого действительно были, были его посмертные вещания, но кем-то они извращены по наущению врага рода человеческого. — Батюшка, сейчас многих волнует вопрос о ложных чудесах; этому было посвящено и предисловие к одной из книг Вашего издательства — автобиографии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Я полюбил страдание». Но в чем же состоит кри¬терий отличия ложных чудес от истинных? Как тут не впасть в неверие и хулу на Духа Святаго? Ведь некоторые люди вообще не верят в чудеса и даже жития святых святителя Димитрия Ростовского называют сказками. — Это непростой вопрос. Думаю, что это дело совести, дело веры каждого человека, поэтому, на-пример, когда я говорю о том, что сомневаюсь в чьей-либо праведности и святости или в подлинности чудес, я имею право говорить только от своего лица, но не от лица всей Церкви. До Октябрьской революции при Синоде существовала специальная комиссия, которая удостоверяла подлинность чудес, совершившихся от икон, мощей и т. п. Все тщательно записывалось. Сначала епархиальный архиерей посылал на место комиссию. Если она свидетельствовала о подлинности чудес, происходящих, например, от какой-то иконы, то эту икону запечатывали и убирали, чтобы не было прохиндеев, которые стали бы на этом наживаться и подделывать чудеса, а затем сообщали в Священный Синод, который высылал свою комиссию. Комиссия приезжала, опрашивала людей, удостоверялась, что действительно произошли исцеления, по возможности проверяла медицинские справки, записывала показания свидетелей. И только, когда факты подлинных чудес представлялись в Синод, он принимал решение о прославлении иконы или о канонизации святого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2250...

Бесчисленные исцеления, последовавшие от мира преподобного Нила, послужили основанием для прославления его в лике святых, именуя его Мироточивым. Ученик, оставшийся после преподобного Нила, стал скорбеть, что множество людей, приходящих за миром, нарушают спокойствие Святой Горы, и святое миро иссякло. Некоторые из кавсокаливских отцов, получивших благодатную помощь через молитвенное призывание святого, решили построить при его пещере храм. В день воспоминания явления в Иерусалиме на небе Честного Креста Господня, 7 мая 1815 года, они приступили к строительству и обрели благоуханные мощи преподобного Нила. В освидетельствовании их участвовал святитель Григорий V, Константинопольский Патриарх. В честь этого события была установлена вторая память преподобному Нилу на 7 мая. Преподобный Нил прославился также посмертными явлениями, в которых преподал указания истинного пути спасения. С 1813 по 1819 годы преподобный Нил являлся наяву и во сне малограмотному афонскому иноку Феофану, который с помощью иеромонаха Герасима записал свои беседы со святым. Преподобный Нил преподал глубокое назидание о духовной брани, наставления монашествующим и обличение их пороков, призывал к покаянию и спасению, указывая на будущие судьбы мира и Святой Афонской Горы. Накануне турецкого нашествия и разорения Афона преподобный Нил возвестил спасавшимся на Святой Горе, чтобы они не смущались, не ужасались, не теряли веры в Покров Божией Матери и не покидали Афона, пока Иверская икона Божией Матери не покинет Сама Святую Гору, но чтобы пребывали в покаянии и надежде спасения, в безмолвии, смирении и послушании, стараясь хранить нерушимо то малое, что еще осталось от прежней высокой монашеской жизни, особенно же целомудрие. Слово преподобного Нила полно высокой художественности, лиризма, поэзии, благодатного вдохновения, оно напоминает пламенное слово Библейских пророков или чудные новозаветные песнопения преподобного Иоанна Дамаскина . На древней иконе преподобного Нила, находящейся в келлии Безбрадых (в храме Успения Пресвятой Богородицы), преподобный изображается со свитком в руках, на котором написано: «Братие! оружия монаха суть размышления, молитва , различение помыслов, смиренномудрие и послушание о Боге» (Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского. Перевод с греческой рукописи [иеросхимонаха Антония Булатовича]. Издание келлии Благовещенской старца Парфения на Афоне, 1912, с. III).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После смерти Хаджи-Георгия в 1886 году его место занял схимонах Парфений. К тому времени братство Хаджи-Георгия, сменив несколько мест, поселилось в Благовещенской келье около Кареи. Келья была известна своим книгоиздательством и благотворительностью. Раскрываем всем известную книгу «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского» и читаем, что издана эта книга Благовещенской кельей старца Парфения на Афоне. Впервые русский читатель увидел эту книгу благодаря афонскому старцу. Жизнеописание старца Хаджи-Георгия было также составлено и издано его учеником Парфением, его можно прочесть в упоминавшейся уже книге иеромонаха Антония. [ 102 ] Кстати, и после смерти старца о. Парфений со своей многочисленной братией держался его устава — самого строгого на Афоне. Большевик Семёнов, посетивший Афонскую Гору до революции, возмущался в своих записках, изданных в России с целью нанести удар по авторитету чтимого в народе святого места, что никто из молодых не может удержаться в келье у о. Парфения, что подобные мучения голодом могут вынести только старики. Как и во многих других афонских кельях, здесь занимались иконописанием, и обитель прославилась своими иконами не только в России, но и за рубежом. Иконы, написанные братией благовещенской обители, можно было встретить и в Берлине, и даже в Америке. Рижский архипастырь в своё время благодарил о. Парфения за иконы, присланные для Задвинской Троицкой церкви. Благотворительность же о. Парфения стала легендарной. Мало того, что никто из афонских сиромахов и бедняков не уходил без «благословения» — так на Афоне называется такой дар, о. Парфений получал по тридцать писем в день от российских бедняков. «На широком дворе кучка нищих монахов пандахусов, болгар, греков – все ждали милостыни от старца схимонаха Парфения… С особой наивностью, которая бывает только лишь у невинных детей, да чистых сердцем и помыслом людей, он тщетно изыскивает способы накормить и напоить алчущих и жаждущих», — пишет один из посетителей кельи. «Не забывайте бедных и помните, что дающему Господь воздаст вдвое; помните, что мы, бедные келиоты, зависим от всего, от всяких случайностей, а вы человек, пишущий в газетах.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=47&iid=189...

Шестое. Умерев, а затем воскреснув из мертвых, вознесшись превыше Небес, Господь Иисус Христос подтвердил истинность ряда важнейших ветхозаветных пророчеств, также евангельской проповеди о будущем воскресении мертвых, упразднил безнадёжие и отчаяние в людях, насытил земное человеческое бытие смыслом. После всего этого, впрочем, не сразу, Господь образовал Свою Церковь , которую наделил всеми необходимыми спасительными средствами дл освобождения человека от власти диавола и греха. Подводя под сказанным черту, заметим: Страдания и смерть Господа Иисуса Христа на Кресте носили жертвенный характер. В Жертву Он принес Себя добровольно, по человеческому естеству, а по Божественной сущности, то есть как Бог, воспринял эту Жертву с Отцом и Святым Духом (выражаясь иначе, восприятие Жертвы было осуществлено Пресвятой Троицей, а не исключительно какой-либо отдельной Её Ипостасью). Под Искуплением следует понимать действие Божие, направленное на Спасение мира и человека, осуществленное через жертвенные Крестные Страдания и смерть Богочеловека Иисуса Христа. В ином осмыслении искупление – это совокупность всех вообще действий Господа Иисуса Христа, совершенных во время земного служения, направленных на наше Спасение. 1 . Гурьев В. Прот. (составитель). Пролог в поучениях. Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 2 . Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского. Изд. НИКА СМП «Житомер-РИКО-ПРЕСС-РЕКЛАМА», 2002. 3 . Баранов А. (составитель сборника). О прелести и фанатизме в духовной жизни. Советы православным, как избежать этого состояния. Изд. ОБРАЗ (Тульская Епархия), 2010. 4 . Преподобный Ефрем Сирин . Творения. Изд. Московский Патриархат, Молдавская митрополия, Единецко-Бричанская Епархия, 2002. 5 . Лактанций . Божественные установления (книги I – VII). СПб.: Изд. Олега Абышко, 2007. 6 . Собрание сочинений и переводов Евсевия, епископа Подольского и Брацлавского, синодального члена, экзарха Грузии, архиепископа Карталинского и Кахетинского, СПб.: Изд. Общества памяти игумении Таисии, 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

" Винигрет, салат, солянка.... " , на любой вкус годна Ваша статья.Однако, простите! " ....Таким образом, анализ ДНК убедительно подтверждает оба главных положения дарвиновской теории эволюции — и происхождение всех живых существ от общего предка, и естественный отбор из множества случайных вариантов. Факты, полученные в результате расшифровки генома человека, свидетельствуют именно о преемственности во времени, т.е. эволюции. Итак, «мы должны признать, что человек со всеми его благоприятными качествами, с его божественным умом, который постиг движение и устройство Солнечной системы, со всеми его высокими способностями — все-таки носит в своем физическом строении неизгладимую печать своего низкого происхождения» . " Протоиерей Олег Мумриков 04 марта 2012г. 02:09 Отче Владимире, говоря о Давине Вы, видимо спутали гностицизм с агностицизмом, - это прямо как Гоголя с Гегелем...  :) В данном случае что-либо объяснять не вижу смысла, зная Ваши неиссякаемые комментарии к каждой третьей статье Портала, действительно похожие на " винигрет, салат, солянку... " Простите однако! диакон Владимир. 06 марта 2012г. 16:19 Здравствуйте, уважаемый о.Олег! Великий Пост, однако. Не переходя на личности, скажу, что Вы все же " перепутали " БОГА с дарвиным. Что же до " понятий " - " гно " или " агно " - это две не " большие разницы " для Вас. Есть одно замечательное наследие Православного Христианства, которое называется " Посмертные вещания Нила Мироточивого Афонского " . Просто хотелось Вам, как Священнику, сказать: чаще молитесь за паству Вашу, Таинства Божии совершайте и, далее - руководствуйте, опять же - своих пасомых (св.прав.Иоанн Кронштадский). Уважаемому конецформыначалоформыотцу ОЛЕГУ! Простите, " в догонку " , хотелось нечто сказать словами уважаемого портала о " дарвинизме " , скажем так - показанном в известной статье И.Перцова, опять же размещённой на очень уважаемом мною, грешным, портале БОГОСЛОВ, правда как всегда, без кавычек и, " заковычек " : " Философ-пантеист Спиноза довел до предела древнее учение о свободе, как «осознанной необходимости». По его мнению, когда человек осознает, что он детерминирован извне, тогда он станет свободным, потому что все вынужденные движения души примет, как свои собственные. Тогда не будет ни внутренних конфликтов, ни иллюзий. То же утверждает Фрейд. В этом только смысле он признает (и обещает) свободу: как «просвещение» ума человека «научными» истинами его теории.

http://bogoslov.ru/article/2458777

Кроме того, в беседе мы затронем вопрос о последних временах: посмотрим, что говорит об этом в Евангелии Господь наш Иисус Христос. Мнение о том, что ИНН — это печать антихриста, к сожалению, иногда исходит даже от духовных людей, и тогда оно становится опасным, поскольку слова таких людей часто принимаются на веру без всякого рассмотрения. В одной из бесед мы с вами уже говорили, что ошибаются не только опытные духовники, но и святые отцы. Например, известны грубые догматические ошибки у двух знаменитых учителей Церкви: святителя Григория Нисского и блаженного Августина . Может быть, вы читали небольшую, но очень интересную книгу отца Серафима Роуза «Вкус истинного Православия». В ней он как раз рассуждает о том, почему святые отцы ошибались и как к этому правильно относиться. Я хочу привести также рассуждение преподобного Нила Мироточивого из книги «Посмертные вещания». В этой книге описаны явления преподобного Нила спустя два с лишним столетия после его кончины некоему афонскому иноку, которому он открыл судьбы афонского монашества и преподал советы о том, как спасаться в последние времена. Говоря о служении духовника и служении епископа, преподобный Нил сравнивает Церковь с овчарней, то есть загоном для овец (может быть, он заимствовал это сравнение из Евангелия), и говорит, что диавол — это волк, который родил семерых волчат, то есть семь смертных грехов, пытающихся задрать овец — христиан. А пастух, то есть Господь, оставил овчарку и ее щенка. Овчарка, охраняющая ограду (то есть догматическое учение Церкви) — это епископ. А щенок — это духовник, который находится внутри, во дворе, и охраняет людей от нравственных преткновений 26 . Каждый знает свое дело. Это очень мудрое сравнение. Бывает так, что человек, упражняющийся в каком-либо деле, имеет в нем опыт, но опыт этот узок, и если этот человек переходит к другому делу, которое ему как будто бы близко, но которым он постоянно не занимался, то может в этом деле ошибиться. Епископ, постоянно упражняющийся в учении Церкви, охраняющий церковную ограду от проникновения в нее ересей, в духовном отношении может оказаться неопытным (имеется в виду в узком смысле слова, то есть в отношении внутренней жизни).

http://azbyka.ru/apokalipsis/besedy-o-ko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010