Блаженный Иероним писал папе Дамасу: «Следуя не за кем иным, как за Иисусом Христом, я привержен к общению с Вашим Святейшеством, то есть с кафедрой святого [апостола] Петра. Я знаю, что Церковь воздвигнута на сем камне, и кто вкушает Агнца вне этого дома, тот невежда. Пребывающий вне Ноева ковчега погибает в потопе». (Посл. 14 и 57 папе Дамасу. Т. 4, ч. 2) (франц.). Святой Кирилл Александрийский (епископ) призывает верующих обращаться к Римскому понтифику, чтобы узнавать то, чему следует верить и чего придерживаться, потому что лишь ему принадлежит право возобновлять, исправлять, выносить решение с той же властью, что у Иисуса Христа, место Которого он занимает (франц.). «Церковь, — пишет св[ятой] Амвросий Медиоланский, — есть там, где Петр. Корабль св[ятого] Петра есть ковчег Ноев, вне которого все погибает. Общение (communion) с Римом есть то, которое достаточно для соединения со всеми католическими епископами: его-то важного суждения (autorite) держаться должно в затруднениях, какие встречаются». (На псалом 40; Слово 11; Письмо 74, к Феофилу). — Пер. митр. Филарета. Нет спасения вне Святой Соборной Апостольской Римской Церкви. — Здесь и далее перевод с франц. иеромонаха Симеона (Томачинского). Нет спасения вне Святой Соборной Апостольской Римской Церкви. Святой Киприан видит в Римском епископе не просто главу Церкви, но такого главу, оставление которого является источником всякого разделения и всякой ереси («О единстве»). Рим, — говорит он также, — это кафедра святого Петра, источник единения священства. Она не только наиболее чтимая, но и такова, что с оставлением ее всякий оставляет Святую Церковь. (Послания 42, 45, 54) (франц.). Гернгутеры (по названию населенного пункта), протестантская секта, последователи моравских (богемских) братьев. — Прим. сост. Простее по-русски: о вкушении благословеннаго хлеба. — Прим. митр. Филарета. «Приносим Ти, Владыко, и о святых Твоих местах, яже прославил еси богоявлением Христа Твоего и посещением Пресвятаго Твоего Духа. Наипаче же о святем и славнем Сионе, матери всех Церквей». Из священнической молитвы по освящении Святых Даров. Литургия апостола Иакова. София. 1948. — Прим. сост.

http://pravoslavie.ru/2408.html

Для чего же сектанты украли св. Писание у Церкви Христовой — Православной?   Они украли св. Писание для того, чтобы по нему устроить новую церковь, вместо отвергнутой или истинной Церкви Христовой — Православной. Может ли св. Писание быть учебником, по которому можно было бы устроить Церковь Христову?   Нет, новой церкви на основании Писания нельзя устроить. Сектанты всех толков одинаково говорят, что они читают св. Писание и на основании его устраивают свои церкви и свои общества. Писание, украденное сектантами у Церкви одно, а сект множества; ясно отсюда, что не Писание учит устроять церковь. Св. Писание не может быть фундаментом-основанием, на котором можно было бы устроить Церковь Христову. Фундамент — основание должен быть прежде самого здания, а св. Писания Нового Завета появились через много лет после устроения Православной Церкви Христовой. Неужели мыслими Церковь Христова без Писания Новозаветного?   Вполне мыслима и, действительно, в первое время она существовала без всякого апостольского Писания, потому что первая новозаветная книга Священного Писания появилась около 40 — го года по Р.Х., то есть приблизительно, через 7 лет после Сошествия Св. Духа и после устроения Церкви Христовой. Когда же и в какой последовательности появились книги св. Писания Нового Завета?   1     Евангелие Ап. Матфея     около 40-го года по Р.Х.    2     1-е посл. Фессалоникийцам     52 г.    3     2-е посл. Фессалоникийцам     53 г.    4     Еванг. Марка     55 г    5     Еванг. Луки     56 г    6     Посл. к Галатам     56 г    7     1-е посл к. Коринфянам     58 г    8     2-е посл к. Коринфянам     58 г    9     Посл к Римлянам     58 г    10     Посл. Ап. Иакова     60 г    11     Посл. Ап. Петра     61 г    12     Посл. Филиппийцам     62 г    13     Посл. Ефесянам     62 г    14     Посл. Колоссянам     62 г    15     Посл. Филимону     62 г    16     Посл. Евреям     63 г    17     Кн. Деяний Апостольских     63 г    18     Посл. Титу     64 г    19     1-е посл Тимофею     65 г

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Таким характером отличается посланное Василием Великим частное письмо к папе Дамасу. В этом письме он просит Дамаса и других западных епископов прислать послов на Восток из единодушных с восточными епископами. Данное письмо проникнуто уважением к Римскому епископу Дамасу («достопочтеннейший отец») как к представителю обширнейшей областной церкви; но в нем просит помощи не сознающий свое ничтожество перед римским папой и не преклоняющийся перед могуществом папы (которое ограничивается словами письма 70-го: «…чтобы «вы» – западные епископы – восстали, прислали…»), a равный у равного, не подчиненный, а союзник, указывающий и основания для союза – это «уставы древней любви и мир отцов» (см. 70 п.), во имя которых он и просит помощи в своих невзгодах. Даже в таком крайне безвыходном положении Василий Великий остался верен церковным канонам, оттенив в письме к Дамасу его власть и положение. Само адресование письма к Дамасу с указанным обращением – т. е. «достопочтеннейший отец» (см. 70 п.) – выделяет римского епископа из среды других западных епископов не как пользующегося какой-то особенной властью, а как более уважаемого и представителя обширнейшей областной церкви и делает его посредником между Востоком и Западом и только. Эта роль или право чести, отдаваемое римскому папе как представителю обширной областной церкви, заключено в определенную рамку, указанную вышеприведенными правилами, определяющими власть и положение первенствующих епископов в церкви – каковых правил и держался Василий Великий . Почему, когда дело касается посольства на Восток, Василий Великий просит не одного папу, а вообще западных епископов (см. 70 п.). Еще рельефнее обрисовывается власть и положение римских епископов в церкви в дальнейших сношениях Василия Великого с Западом. Дамас счел лишним от своего имени отвечать на частное письмо к нему Василия Великого, почему диакон Савин и является с письмами от западных епископов (89 п.), в которых ни слова не говорится о просимых св. Василием Великим послах (90 п.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/v...

Будем почитать предстоятелей наших, уважать пресвитеров. (Св. Климент Р. 1-е посл. к Коринф., гл. 21). Все почитайте диакона, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви. (Св. Игнатий Антиох. Послан. к Тралл., гл. 3). Прекрасное дело – знать Бога и епископа. Почитающий епископа почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома его служить диаволу. (Св. Игнатий Ант. Посл. к Смирнянам, гл. 9). Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам (св. Игнатий Ант. Посл. к Поликарпу, гл. 6). Диаконы – служители Бога и Христа, а не человеков. (Св. Поликарп Смирнский . Посл. к Филиппийцам, гл. 5). Все последуйте епископу, как Иисус Христос Отцу, а пресвитерству, как апостолам. Диаконов же почитайте, как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ; так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь . Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит епископ, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно. (Св. Игнатий Ант. Посл. к Смирнянам, гл. 8). Если (кто) станет тщеславиться, то погиб; а если будет почитать себя больше епископа, то пропал совершенно. Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. (Св. Игнатий Ант. Посл. к Поликарпу, гл. 5). Бегайте разделений, как начала зла. (Св. Игнатий. Посл. ж Смирн., гл. 7). Питайтесь одной христианской пищей, а от чуждого растения, какова ересь, отвращайтесь. (Св. Игнатий. Посл. к Тралл., гл. 6). А это удастся вам, если не будете надмеваться и отделяться от Бога Иисуса Христа и епископа и апостольских заповедей. Кто внутри алтаря, 48 тот чист, а кто вне его, тот не чист, то есть, кто делает что-нибудь без епископа, тот не чист совестью. (Св. Игнатий А. Посл. к Тралл., гл. 6–7).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первое изображение И. С., выполненное в позднеэллинистической традиции, содержится в диптихе Боэция (ок. 604, Городской музей, Брешиа). Тип изображения святого на миниатюрах каролингских рукописей 840-877 гг., связываемых наряду с художественными изделиями из слоновой кости с мастерской Лиотара, сопоставим с образами евангелистов за пюпитрами, записывающих богодухновенные слова (Библия кор. Карла Лысого. Paris. lat. 1. Fol. 3v, 846 г.). Фронтально на троне с раскрытыми в жесте приятия ладонями И. С., благословляемый Божественной десницей, представлен на полностраничной миниатюре из кёльнского Кодекса посл. четв. XI в. (Lond. Brit. Lib. Harl. 2820. Fol. 12a). Распространенное при Каролингах изображение И. С. безбородым средовеком было замещено в оттоновский период образом И. С.- старца, диктующего, пишущего или преподносящего (чаще папе св. Дамасу) свой труд: на миниатюрах из Кодекса каноника Хиллинуса, ок. 1007/08 (Епархиальная б-ка, кафедр. собор Кёльна. 12 (А/V). Fol. 4v), из Библии кон. XI в. (Paris. lat. 8. Vol. 1. Fol. 1), из Библии из Кентербери Роберта де Белло (Lond. Brit. Lib. Burn. 3. Fol. 2, между 1240 и 1253 гг.). Традиционно изображение И. С. как автора предисловия и переводчика Свящ. Писания находится в начале Библии: И. С. в скриптории - на миниатюре из Библии XIII в. из Отёна (Paris. 146 A. Fol. 1). С XV в. преимущественно в работах итал. и фламанд. мастеров появился тип изображения И. С. как знатока античной и христ. письменности, который способствовал формированию жанра репрезентативного портрета отца Церкви (О. Пэхт): фреска ц. Сан-Николо в Тревизо (1352); образ Дж. ди Паоло (посл. треть XIV в., Музей собора, Сиена). Иногда И. С. облачен в кардинальские одежды (с XIII в. красная кардинальская шляпа (плувиал) утвердилась как один из атрибутов И. С.): К. Кривелли, фрагмент полиптиха мч. Петра (1477, Национальная галерея, Лондон), что, возможно, связано с близостью И. С. к папе св. Дамасу и с возведением в ранг кардинальской ц. св. Иеронима в Риме, при которой было основано братство И. С. Книга, традиц. для проповедников Евангелия атрибут (П. делла Франческа, 1440-1450, Галерея Академии, Венеция), в изображениях И. С. иногда сменяется свитком, к-рый в этом случае символизирует ВЗ. Святого могли изображать с раскрытой книгой, написанной глаголицей. Этот факт произвольно связывали со слав. происхождением И. С. и с утвердившейся со времени послания (1248) папы Иннокентия IV легендой об изобретении И. С. глаголицы (ревностное почитание И. С., «просветителя славян», было в пражском мон-ре Эммаус).

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

Климент Р. 1-е посл. К Кор. Гл. 44). Всякого, кого посылает домовладыка для управления своим домом, нам должно принимать так же, как и самого пославшего. Поэтому ясно, что и на епископа должно смотреть, как на Самого Господа (Св. Игнатий Антиохийский . Посл. К Ефесянам гл. 6). Когда вы повинуетесь епископу, как Иисусу Христу, тогда мне кажется, вы живете не по человеческому обычаю, а по образу Иисуса Христа, Который умер за вас, чтобы вы, уверовав в смерть Его, избежали смерти. Повинуйтесь также и пресвитерству, как апостолам Иисуса Христа, надежды нашей. И диаконам, служителям таинств Иисуса Христа, все должны угождать, ибо они не служители явств и питий, но слуги Церкви Божией (Св. Игнатий Антиох. Посл. К Траллийцам, гл. 2). Будем почитать представителей наших, пресвитеров (Св. Климент Р. 1-е посл. К Коринф. Гл. 21). Все почитайте диакона, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви (Св. Игнатий Антиох. Послан. К Тралл. Гл. 3). Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он предоставит это. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит епископ, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно (Св. Игнатий Ант. Посл. к Смирнянам, гл. 8). Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти (Св. Игнатий Ант. Посл. к Поликарпу, гл. 5). Бегайте разделений, как начала зла (Св. Игнатий. Посл. к Смирн. гл. 7). Итак, чада света и истины, бегайте разделений и злых учений, но где пастырь, туда и вы, как овцы, идите. Ибо многие волки, по видимому, достойные доверия, посредством гибельного удовольствия пленяют идущих путем Божиим, но при единении вашем они не будут иметь места (Св. Игнатий Антиох. Посл. к Филадельфийцам, гл. 2). Не обольщайтесь, братия мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует царствия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Напрасно поэтому латинские богословы ставят некоторые места и выражения из этого письма Иеронима в основание церковного учения о верховном преимуществе римской кафедры. Довольно иметь ввиду характер Иеронима, степень его богословских познаний в то время, обстоятельства и особенно душевное состояние, под влиянием которого написано письмо, чтобы судить, действительно ли вытекали те выражения из искреннего и прямого убеждения Иеронима 52 ; тем более, что и все содержание письма дышит раздражением и не чуждо преувеличения. Жаль также, что Иероним питал более нерасположения к православному и благочестивому Мелетию, чем Виталию, которого епископство было явным и неизвинительным расколом в церкви. Кампенсы заслуживали похвалы, а не порицания со стороны Иеронима; вовсе не проповедывая ипостасей в смысле древнем (как говорил Иероним, понимая под этим смысл арианский ), они были православны и привязаны к стороне Мелетия. Самое название их, вероятно данное арианами в насмешку, служило доказательством их привязанности к вере и благочестию. Как ни убедительно было письмо Иеронима к папе Дамасу, оно однако же оставлено им без ответа. Между тем беспокойство не утихало; постоянные вопросы к Иерониму со стороны иноков пустыни о предметах веры более и более раздражали его нетерпение. Спустя несколько месяцев после первого письма к Дамасу, Иероним написал к нему другое письмо , где опять заклинает его дать свой пастырский совет; чего ему держаться и кому следовать. Не видно, чтобы папа отвечал и на это письмо Иеронима. Не понимая издали хорошо положения дел и сущности восточных споров, недальновидный папа мог затрудняться в руководительном совете Иерониму, который сам на месте и среди самых споров не мог разобрать в чем. дело: и Дамасу и Иерониму не понятны и не уловимы были догматические тонкости восточных споров. Если же отвечал папа Иерониму, то он мог советовать, ему одно из двух: или держаться стороны Павлина и вместе с ним исповедовать учение об ипостасях св. Троицы, потому что папа дал общительную грамоту Павлину, или же не держаться никого и уклониться на время с востока, потому что окало Павлина не примирялись православные в своих спорах и церковном разобщении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Житие св. Цезария I,59 (Monumenta Germaniae Historica, SS Rer. Merov. III, 481). Св. Григорий Богослов , Посл. 193 (PG 37, 316). Св. Григорий Богослов, Посл. 231 (PG 37, 374). Св. Иоанн Златоуст, Толк. на 1Тим. 9,2 (PG 62,546). Для него любое ношение венков, в т. ч. и свадебных, являлось идолослужением. Поэтому мы не можем использовать слово «венчание» для обозначения богослужения заключения брака на Западе. Сирициус, Посл. к Гимерию 4( PL 13,1136); Посл. к Медиоланской Церкви 4 (PL 13,1168). Св. Амвросий Медиоланский , Посл. 19 к Вигилию (PL 16, 984). Паулин Ноланский, Carmen XXV, 227 (PL 61, 638). Паулин Ноланский, Carmen XXV, 201 (PL 61,636). Св. Григорий Богослов, Посл. 231 (PG 37, 374). Св. Тимофей Александрийский, Кан. ответ 11. Евхологии — богослужебные книги в Византии, включающие в себя чинопоследования Таинств и священнодействий, аналог наших Служебника и Требника. Мы даем общепринятое обозначение каждого рукописного евхология и время его составления. История введения вопросов новобрачным подробно разобран в Raes, A., Le consentement matrimonial dans les rites orientaux. EL 47 (1933) 34–47, 126–140, 249–259, 431–445; 48 (1934) 80–94, 310–318. Впервые она упоминается в т. н. « Praedestinatus », который был составлен в Риме при папе Сиксте III (432–440): «… sacerdotes nuptiarum initia benedicentes, consecrantes et in Dei mysteriis sociantes » (Praedestinatus III, 31; PL 53,670). Позже связь заключения брака с Литургией стала отличительной особенностью римских сакраментариев, и эта практика продолжается до настоящего времени. Напр., 11 кан. ответ патр. Тимофея Александрийского (381–385), в котором он говорит о священнике, «творящем приношение» при заключении брака; имп. Маврикий получает Причастие от патриарха столицы при заключении брака (Oekum. Hist. I,10,4; Boor, C., de, Hg., Theophylacti Simocattae Historiae. Lipsiae 1887, 57) и т. д. PG 99, 1096. PG 155, 514. Источник: интернет-портал «Азбука веры» Рекомендуемые статьи Ссылки Популярное Сейчас в разделе 41  чел.

http://azbyka.ru/semya/kratkaja-istorija...

Подобным же образом говорил о себе самом и Игнатий Богоносец : «Его (Христа) ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего. Не препятствуйте мне жить, но желайте мне умереть. Хочу быть Божиим: не отдавайте меня миру. Пустите меня к чистому свету – явившись туда, буду человеком Божиим. Моя любовь распялась и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая (т. е. благодать Святого Духа), говорящая во мне и взывающая мне изнутри: иди к Отцу» (Посл. к римл. гл. VI–VII). У Климента Римского читаем: «Усовершившиеся в любви, по благодати Божией, находятся в месте благочестивых: они откроются с пришествием Царства Христова. Это обещание блаженства относится к тем, которые избраны Богом через Иисуса Христа Господа нашего» (1 Посл. гл. 50). Еще: «Знайте, братья, что странствование плоти нашей в мире этом мало и кратковременно, а обещание Христово велико и дивно, именно: покой будущего Царства и вечной жизни» (2 Посл. гл. V; ср. Варнава Посл. гл. XXI; Ерм Пастырь Видение III, Подобие V; Пост. апостолов I. VIII; Киприан Ерр. 15 и 26; De mortalitate; Дионисий Ал. у Евсевия Н. E. VI. 42; о лионских мучениках – у него же). И еще поучает Святой Игнатий Богоносец : «Если кто злым учением растлевает веру Божию, за которую Иисус Христос распят, такой человек, как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно как и тот, кто его слушает» (Посл. к еф. гл. XVI; ср. Варнава гл. XXI; Ерм Подобие IV; Климент II Посл. гл. VII). О почитании святых и самых мощей их: Упоминания о почитании святых и самых мощей их в древнехристианской Церкви уже встречаются в сочинениях мужей апостольских и в Актах их мученичества. В «Окружном Послании Смирнской Церкви» о мученичестве святого Поликарпа даются свидетельства: о почитании мучеников «как учеников и подражателей Господа» и самых останков их; причем, ежегодно праздновались дни кончины мучеников как «дни рождения их для будущей жизни» (ср. I Посл. Климента гл. LVI). (Из древних отцов и писателей учение о призывании и почитании святых раскрывали: Ириней, Тертуллиан , Киприан, Ориген . Ириней и Тертуллиан называли Пресвятую Деву Марию заступницей Евы. Киприан высказывался, что, отошедшие из этой жизни, прежде других должны молить милосердого Отца об оставшихся братьях и сестрах. Ориген , в молитве к Иову, сам просил его ходатайства перед Богом; он же говорил и о почитании Ангелов, хотя не таком, какое воздается Богу; также об этом есть свидетельства и Иустина мученика . Также и в сочинении отступника Юлиана (правда, опровергаемом Кириллом Александрийским ), из уст самого врага Церкви Христовой слышится заявление о почитании святых мощей еще в I веке христианства. Общее значение свидетельств мужей апостольских для канона Священного Писания

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

60 и об.; пок. 369 и след.); на этом различии основаны изображения в скинии (посл. 61, пок. 387); на том основании изображения оставил и Соломон в святая святых (посл. 65, пок. 387, 388). Затем разбирается значение заповеди: не сотвори себе кумира, и в одинаковых выражениях проводится одна и та же мысль: «вся писанная в законе писана суть о идолех» с целью предохранить иудеев от поклонения идолам, так как «жидове к идолам устрашени суть, навыкше от египтян о нихъ» (посл. 59 об.) и «не о иконах лежит сия заповедь, но но о лзыческих бозех. Понеже израильтяне ново из египта изыдоша; в египте же израильтяне навыкоша службе египетских боговъ» (пок. 394. 395). Следует подробное разъяснение слов: елика суть горе, низу, в водах и др. (пок. 397, посл. 64). Раскрыв те места, на которых еретики думали основать свое заблуждение, авторы обоих сочинений раскрывают положительное православное учение о почитании икон. С этою целью в обоих сочинениях разбирается заповедь о построении скинии и толкуется в одном и том же смысле и одинаковых выражениях: «слышим Бога на синаи мосеови възаконивша сътворити иконы, и благочествовати въня заповедавша креице. Виждь, рече, сътвориши вся по иконе показанней ти на горе» (посл. 61); «внегда Богу заповедати Моисею твердо и глаголати ему сице: виждь да сотвориши вся по образу показанному тебе... не убо ли сие взаконение вечно сотворяти? » (пок. 404). И в обоих сочинениях повторяется мысль, что скиния есть икона, сень, образ (посл. 61, пок. 404). Далее, приводится заповедь устроить херувимов в скинии и покланяться им; здесь различаются иконы малые от больших, изображения Бога от изображений ангелов и святых (пок. 406–408, посл. 61–64). Еретики возражали, что об иконах не писано в Евангелии, на это в обоих сочинениях ответ буквально сходный, что многое не заключено в писании – что «множайшая без писания предали апостолы церкви», что они писали большею частью после устной своей проповеди , и если о чем писали, то имели в виду только современные им заблуждения; притом и в Евангелии сказано, что Господь не отверг образа Кесарева писанного на представленной ему монете (Зин.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010