Василия. 1115 Рус. пер. Ф. С. Владимирского ( Немесий Эмесский . О природе человека/Пер. с греч. Ф. С. Владимирского. Сост., послесл. и общ. ред. М. Л. Хорь-кова. М., 1998) с изм. А. М. Шуфрина. Постраничные примечания Ф. С. Владимирского. О Немесии еп. Эмесском почти ничего не известно. Время написания трактата «О природе человека» относится, вероятно, к концу IV в. 1116 Цифры в фигурных скобках указывают на номера схолий А. М. Шуфрина, которые приведены после текста. 1118 Эта глава целиком заимствована у Немесия св. Иоанном Дамаскиным в «Точном изложении» (24). Дальнейшие пространные рассуждения Немесия о вольном и невольном, заключающиеся в последующих трех главах, воспроизведены Дамаскиным в той же главе (24) очень кратко и несистематично. 1120 Ср.: Аристотель. Никомахова этика 3.2, откуда вообще заимствованы Немесием все основные мысли настоящей главы. 1129 Букв.: «говорят о желании [хотении] обогатиться, но не говорят о осознанном предпочтении обогатиться». 1140 Значит, продолжим мы неоконченную мысль Немесия, и прикидывать относительно этого мы не могли бы. 1144 Настоящая глава посвящена решению первого вопроса: в ней доказывается, что есть нечто, находящееся в нашей власти. Второй и третий вопросы решаются в следующих двух главах. 1147 Например: Строматы 2.60. Разбор этого и других примеров: Clark Е. Clement’s Use of Aristotlë the Aristotelian Contribution to Clement of Alexandria’s Refutation of Gnosticism. New-York, 1977. Pp. 45–65. 1153 δραστικ; у переводчика: «деятельное». В рукописи D (XII в.) добавлено: «в согласии с природой». 1154 Т. е. остальных двух, а именно вожделева! ельной и разумной, как явствует из почти дословно используемого здесь Немесием трактата Галена «De placitis Hippocratis et Platonis» (6.1.7 (De Lacy)) (ср.: 6.2.2). 1171 Иллюстрацией его является известный анекдот о Зеноне: «Однажды он порол раба за кражу. «Мне суждено было украсть!» – сказал ему раб. «И суждено было быть битым», – ответил Зинон» (Хиоген Лаэртский 7.23, пер. М. А. Гаспарова).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Среди англоязычных протестантов до сих пор можно встретить «фундаменталистов», продолжающих верить в то, что они избранники Господни в том, самом буквальном смысле, в каком это слово употребляется в Ветхом завете» (Тойнби А.Дж. Постижение истории. С. 80). 165       Spengler О. Der Untergang des Abendlandes: Umriße einer Morphologie der Weltgeschichte. 2 Bde. München, 1918–1922; Шпенглер O. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории: В 2 т. M., 1993–1998 (т. 1: Гештальт и действительность; т. 2: Всемирно-исторические перспективы). 166       An Historian’s Approach to Religion (1956); Christianity among the Religions of the World (1957); The Crucible of Christianity: Judaism, Hellenism and the Historical Background to the Experiences (1969); Christian Faith (1969); Constantine Porphyrogenitus and His World (1973). 167       Carl Martell (1840); Die Zeit Constantins des Großen (1853); Cicerone (1855); Die Cultur der Renaissance in Italien (1860; 3. Aufl. Lpz., 1877–1878); Die Architektur der Renaissance Italiens (1878); Aesthetik der bildenden Kunst: Über das Studium der Geschichte [u.a.]/Hrsg. R Ganz. München; Basel, 1999 (=Werke. Bd. 10); Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. СПб., 1904–1906 (переизд.: M., 1996); и др. 168       Huizinga J. Homo Ludens: Vom Ursprung der Kultur im Spiel. Haarlem, 1938 (одно из последних переизд.: Rowohlt, 2004); Idem. Verzamelde Werken. 9 Dl. Haarlem, 1948–1953 [Dl. 1: Oud-Indie, Nederland. 1948; Dl. 2: Nederland. 1948; Dl. 3: Cultuurgeschiedenis I. 1949; Dl. 4: Cultuurgeschiedenis II. 1949; Dl. 5: Cultuurgeschiedenis III. 1950; Dl. 6: Biografie. 1950; Dl. 7: Geschiedwetenschap, Hedendaagsche Cultuur. 1950; Dl. 8: Universiteit, Wetenschap en Kunst. 1951; Dl. 9: Bibliografie en Register. 1953]. См. также: Хёйзинга Й. Об исторических жизненных идеалах/Пер. И. Михайловой; под ред. Ю. Колкера. L., 1992; Он же. Homo ludens; В тени завтрашнего дня/Пер., прим. В.В. Ошиса; общ. ред., послесл. Г.М. Тавризян. M., 1992; Он же. Homo ludens: Статьи по истории культуры/Пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; коммент. Д.Э. Харитоновича. M., 1997; Он же. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах/Пер. Д.В. Сильвестрова. M., 1988 (переизд.: M., 2004); Он же. Культура Нидерландов в XVII веке. Эразм. Избранные письма. Рисунки/Сост. и пер. Д. Сильвестрова; коммент. Д. Харитоновича. СПб., 2009.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

167 Всеобщая история Степанова Таронского, Асохика по прозванию/Пер. Н. Эмин. М. 1864. С. 200–201. 168 Розен В.Р. Указ. соч. С. 20–21, 23, 175–191, 194–196. Сам В. Р. Розен предполагал, что посольство от болгар-магометан, упомянутое в летописи под 987 г., прибыло на самом деле от Самуила, и Владимир стал его союзником (с. 219, прим. а). 171 Васильевский В. Г. Труды. СПб., 1909–1912. Т.2. С. 115–124; Рорре А. Political Background... Р. 213–217. 172 Константин Багрянородный. Указ. соч. С. 36/37–44/45, 154/155–158/159, 170/171–172/173 и прим, к ним. Существует предположение, что границей между печенегами и Болгарией был Днепр, а степи за Днепром и за Днестром были только местом летовок. Но поход на ладьях мог быть осуществлен только летом, и огузы неминуемо столкнулись бы с печенегами на обоих берегах Днепра. 174 Полубояринова М. Д. Русь и Волжская Болгария в X-XV вв. М., 1993. С. 8; Халиков А. X. Волжская Булгария и Русь//Волжская Булгария и Русь. Казань, 1986. С. 8–10. 175 Шахматов А.А. Разыскания... С. 460–491; Лихачев Д. С. Повесть временных лет (историко-литературный очерк)//Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Т.2. С. 87. 176 Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X в./Науч. ред., послесл. и ком. В. Я. Петрухина. М.; Иерусалим, 1997. Изд. 2-е., испр. и доп.: М., 2003. С. 5–36. 177 Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. С. 426–436; 2-е изд. СПб., 2002. См. также: Плетнева С. А. Хазары. М., 1986. С. 71. В своей последней книге она не касается этого вопроса: Плетнева С. А. Очерки хазарской археологии. М.; Иерусалим. 2000. См. также: Ващенко Э. Д. «Хазарская проблема» в отечественной историографии XVIII-XIX вв. СПб., 2006. 178 Новосельцев А. П. Хазарское государство... С. 220–231; см. также: Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента. X-XI вв. М., 1963. С. 67–68. 179 М. И. Артамонов считал, что Владимир изгонял из низовьев Волги хорезмийцев: Он же . Указ. соч. С. 433–436. О топониме «Хазария» в XI-XII вв. см.: Коновалова И. Г. Указ. соч. С. 189–191. 180 Гадло А. В. Указ. соч. С. 247–250. Текст Ибн Хаукаля, рассказывающего о возвращении хазар на Волгу с помощью ширван-шаха, был опубликован с комментарием в 1976 г.: Калинина Т. М. Указ. соч. С. 75–90.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Zilli. Firenze, 1980; А. И. Якубович: Действительность и легенда//ИЗ. 1981. Т. 106. С. 205-270; К характеристике идейных исканий А. Блока//ВНА. 1982. Вып. 30. С. 216-244; Некоторые идеологические формы социального протеста рус. крестьянства//Россия на путях централизации. М., 1982. С. 239-250; Рус. реформационные движения 1-й трети XVII в.//FS für F. von Lilienfeld. Erlangen, 1982. S. 182-218; History of Religious Sectarianism in Russia, 1860-1917/Transl. E. Dunn; ed. S. P. Dunn. N. Y., 1982; «Irreligiosity» in 17th and 18th Century Peasant Uprisings in Russia//Religion and Rural Revolt. Dover, 1984. P. 214-222; В двадцатые годы: [Восп.]//НиР. 1985. 11. С. 29-34; 12. С. 15-18; Новые мат-лы о жизни и деятельности декабристов в Сибири: Переписка декабристов с Я. Д. Казимирским//Сибирские письма декабристов, 1838-1850/Науч. ред., предисл.: А. И. Клибанов; Сост., коммент.: Т. С. Комарова. Красноярск, 1987. С. 10-64; У истоков русско-испан. взаимосвязей (XV-XVI вв.)//Россия и Испания. М., 1987. С. 5-47; Крещение Руси: история и современность. М., 1988 (в соавт. с Л. Н. Митрохиным); Народные противоцерковные движения//Рус. православие: Вехи истории/Науч. ред., вступ. ст., послесл.: А. И. Клибанов. М., 1989. С. 516-562; А. С. Лаппо-Данилёвский - историк и мыслитель// Лаппо-Данилевский А. С. История рус. обществ. мысли и культуры XVII-XVIII вв./Отв. ред.: А. И. Клибанов. М., 1990. С. 249-280; Мировоззрение рус. крестьянства XIV - 1-й пол. XVII в.//История крестьянства в СССР. М., 1990. С. 312-333; Spiritual Christian Communalists in 19th Century Russia. Berkeley, 1990; Духовная культура средневек. Руси. М., 1994, 19962. Лит.: Dunn Е. Russian Sectarianism in New Soviet Marxist Scolarship//SlR. 1967. Vol. 26. N 1. P. 128-140; Клибанов Александр Ильич//Советский энцикл. слов. М., 1980. С. 596; Мат-лы из архива А. И. Клибанова//Зап. ОР ГБЛ. 1974. Вып. 35. С. 173; 1976. Вып. 37. С. 179; Буганов В. И. Проблемы реформационных движений и общественно-полит. мысли России в трудах А. И. Клибанова//ИЗ. 1977. Т. 98. С. 257-275; он же. К 80-летию со дня рождения А. И. Клибанова//АЕ за 1990 г. М., 1992. С. 167-171; он же. А. И. Клибанов - историк рус. обществ. мысли//ВИ. 1995. 2. С. 148-155; Логашева Б. Р. Рус. народное свободомыслие в трудах А. И. Клибанова//Религии мира: История и современность, 1982. М., 1982. С. 256-262; Дмитриев М. В. История отечественной духовной культуры в исследованиях А. И. Клибанова//История СССР. 1990. 6. С. 124-136. Л. П. Найдёнова, М. В. Дмитриев Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук

http://pravenc.ru/text/1841323.html

См.: Шкарлупина Г.Д. Теория и методика преподавания истории и обществознания. Учебно-методическое пособие. - Армавир, 2003. - С. 36 -37. Девятков В.И. [и др.]. Антирелигиозная работа в школах I ступени применительно к программам ГУС " а/В.И. Девятков, К.В. Михайлов, Гнездилов, Н.В. Назарова, П.В. Кусков//Нижне-Волжский просвещенец. - 1928. - 3. - С. 59-71. Соколов В.П. [и др.]. Примерная схема увязки антирелигиозных моментов с программой ГУС " а (Материалы)/В.П. Соколов, П.Д. Шлапак, В.И. Девятков, П.И. Гришин//Нижне-Волжский просвещенец. - 1929. - 1-2. - С. 67. Программа для школ малограмотных города и деревни/Сектор политпросветработы Наркомпроса РСФСР. - Сталинград, 1933. - С. 26-27. Программа занятий антирелигиозного кружка в школе повышенного типа соцвоса//Нижне-Волжский просвещенец. - 1929. - 1-2. - С. 86-90; Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). - Ф. Р-1652. - Оп. 1. - Д. 420. - Л. 140-141. Сорокин П. Современное состояние России/П. Сорокин; подготовка текста, примеч. и послесл. В.В. Сапова//Новый мир. - 1992. - 5. - С. 168-178. См.: Курдюмов М. [Каллаш М.А. ]. Православие и большевизм//Православие: pro et contra. - СПб., 2001. - С. 332, 566. Протокол 1 производственной конференции учителей школ I-й ступени Кайсацкого района [Сталинградского округа Нижне-Волжского края], 1929 г.//Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). - Ф. Р-957. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 46-47. Программа по Закону Божию для всех классов Урюпинского реального училища на 1913/14 учебный год//ГАВО. - Ф. 98. - Оп. 1. - Д. 258. - Л. 44-48 об. См.: Девятков В.И. Указ. соч. С. 59-71; Соколов В.П. Указ. соч. С. 67-86; Программа занятий ... С. 86-90. См.: Шевченко В.А. «Необходимо ударить кого следует, чтобы делу не мешали»: введение антирелигиозного воспитания в советской школе в 1928-1929 годах//Российская история. - 2009. - 1. - С. 86-96. Луначарский А.В. [Доклад о культурно-просветительной работе 15 мая 1929 г. на девятом заседании съезда]//XIV Всероссийский съезд Советов. - М., 1929. - Бюллетень. - 12. - С. 25.

http://bogoslov.ru/article/951787

Григорий Палама. Триады в защиту священно–безмолвствующих/Пер., послесл., прим. В. Вениаминова. (История христианской мысли в памятниках) М. 1995. 296). 195 «Кто из нас когда–либо говорил, что Тело Христа было изменено в нетварное состояние, что оно стало нетварным по природе?» Против Григоры. III//GPS IV. 323.30–324.2; ср.: текст, цитируемый выше, прим. 40. 196 Четкость этого различения, каким оно представляется из полемических трактатов св. Григория Паламы и из исихастской литературы, современной спорам о нетварных энергиях, — оказывается столь велика, что приходит в, определенного рода, конфликт с богословской традицией. Разъяснив одно (то, о чем спорили с антипаламитами), как это часто бывает, затемнили другое (о чем не было спора в тот момент), а именно, вопрос о даровании Духа, которое в византийском богословии всегда рассматривалось как дарование не только энергий, но и (в случае Пятидесятницы) ипостаси. По буквальному же смыслу приведенного рассуждения дарование ипостаси Духа невозможно. В одном из сравнительно поздних (1349–1350 гг.) произведений (Главах физических…) св. Григорий займется подробным разъяснением возникшей здесь сложности. Об этом см. ниже, гл. VI. 197 Здесь автор книги в частном вопросе истолкования «Ареопагитик» (в вопросе исторического характера, а не собственно вероучительном) принимает точку зрения Варлаама против св. Григория Паламы. Подробнее см. ниже в этой главе, прим. iii, v и vi. Собственное мнение автора относительно личности автора Ареопагитик следует наиболее принятым как раз с конца 1950–х гг. по настоящее время представлениям. Невозможность датировать эти тексты временем раньше начала V в. не может ставиться под сомнение (даже если, вслед за автором предисловия к схолиям, допустить, что текстуальные пересечения с Проклом могли бы быть объяснены заимствованиями со стороны последнего). Если не упоминать о «мелочах» (которые, впрочем, всегда бывают важны для датировок), достаточно указать на поздний (не ранее IV в.) характер описываемого богослужения (не соответствующий даже литургическим документам III в., не говоря об апостольском времени), столь же позднюю 9–чинную ангелологию (в ранних христианских текстах и в поздних документах Ветхозаветной Церкви — только 7–чинная, в соответствии со структурой 7 небес; после Ареопагита 7–ступенчатая ангелология отходит на второй план, но так и не исчезает), наконец, богословская терминология, явно учитывающая опыт Великих Каппадокийцев и, особенно, св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

28. Публ.: Хитрово В.Н. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме/Предисловие и публикация//Россия в Святой Земле. Документы и материалы Т. II. М. 2000. С. 329-334; То же//Богословские труды. Сб. 36. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: новые документы и материалы. М 2001. С. 6-9. 29. Публ.: Дмитриевский А.А. Очерк жизни и деятельности архимандрита Леонида (Кавелина)/Предисловие и публикация//Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. II. М. 2000. С. 379-395; То же//Богословские труды. Сб. 36. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: новые документы и материалы. М. 2001. С. 57-65. 30. Публ.: Архимандрит Антонин (Капустин). «Жаль мне до смерти всего прошедшего...» (Страницы из дневника)/Предисловие и публикация//Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. И. М. 2000. С. 544-588. - В соавт.; То же; Богословские труды. Сб. 36. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: новые документы и материалы. М. 2001. С. 176-181. 31. Ред.: Словарь русского языка XI-XVII вв./Чл. редкол. - М.: Наука, 2000. Вып. 25. 315 с. 32. Ред.: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: новые документы и материалы//Богословские Труды./Член редкол. - Сб. 36. М., 2001. 303 с. 33. Пер.: Брукфилд К. Письменность/Пер. с англ. М., 2001. 64 с, илл. 34. Сост.: Три Рима/Сост. Н.Н. Лисовой, Т.А. Соколова. М., 2001.464 с, илл. - Рец.: Калинина Л.Г. Куда ведут дороги Третьего Рима//Московская перспектива. 23 октября 2001. 43. С. 4. 35. Рец.: Верещагин Е.М. Библеистика для всех. М., «Наука». 2000//Религии мира. История и современность. М., Наука. 2002. С. 220-223. 36. Публ.: Шульгин В.В. Последний очевидец. Мемуары. Очерки. Сны/Сост., предисл., подготовка текста, послесл. М., 2002. 588 с, илл. 37. Ред.: Монашество и монастыри в России. XI-XX вв. Исторические очерки./Член редкол. - М., «Наука», 2002. 346 с. 38. Публ.: Хитрово В.Н. К Животворящему Гробу Господню/Подг. текста, вступит, статья и комм. М., 2003.172 с. 39. Ред.: Православный Палестинский Сборник./Отв. ред. - Вып. 100. М., 2003.315 с. 40. Публ.: Абиссинцы в Иерусалиме. (Документы из Архива внешней политики Российской империи)//Восточнохристианская цивилизация и проблемы межрегионального взаимодействия. М., Институт философии РАН, 2004. С. 89-106.

http://bogoslov.ru/person/249099

11. С. 440-447; Илиевски П. Две слова на Климент Охридски и едно на Jobah Егзарх во еден ракописен зборник от XV в.//Македонски jaзuk. Ckonje, 1956. Год. 7. Кн. 1. С. 73-98; Aitzetm ü ller R. Das Hexameron des Exarchen Johannes. Graz, 1958-1975. 7 Bde; Иванова-Мирчева Д. Йоан Екзарх Български: Слова. София, 1971. Т. 1. С. 115-200; она же. Среднобългарска преработка на Похвалата на Йоан Екзарх за Йоан Богослов//Старобълг. лит-ра. София, 1978. Кн. 4. С. 47-54; она же. Йоан Екзарх: Слова. София, 1993; Иванова-Константинова К. Пълен текст на Словото за Сретение от Йоан Екзарх//Изв. на Ин-та за бълг. език. София, 1971. Кн. 20. С. 239-262; она же (Иванова К.). Словото за Преображение от Йоан Екзарх: (Текстологични бележки)//Старобълг. лит-ра. 1978. Кн. 4. С. 55-73; она же. Неизвестен препис на Екзархово Слово в състава на Ягичевия Златоуст//Изследвания върху историята и диалектите на бълг. език: (Сб. в памет на К. Мирчев). София, 1979. С. 182-196; Шестоднев/Прев., послесл. и коммент.: Н. Ц. Кочев. София, 1981, 20002; Матеич М. Хилендарски препис на «Слово за Сретение» от Йоан Екзарх//Старобълг. лит-ра. 1981. Кн. 9. С. 82-97; Шестоднев... как памятник средневек. философствования: I Слово/Публ. и пер.: Г. С. Баранкова; коммент.: Г. С. Баранкова, Н. В. Пилюгина, В. В. Мильков, С. Н. Якунин. М., 1991; Шестоднев...: V Слово/Вступ.: В. В. Мильков; публ. и пер.: Г. С. Баранкова; коммент.: Г. С. Баранкова, В. В. Мильков, С. Н. Якунин. М., 1996; Шестоднев...: Ранняя рус. редакция/Изд.: Г. С. Баранкова. М., 1998; Шестоднев.../Изд.: Г. С. Баранкова, В. В. Мильков. СПб., 2001; Мирчева Е. Германов сборник от 1358/1359 г.: Изследване и издание на текста. София, 2006. С. 313-335, 733-749; Велковска Е., Иванова К. Словото за Пасха от Йоан Презвитер (Йоан Екзарх?)//Сборник в чест на Г. Попов. София, 2010. Лит.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Т. 1. С. 1-43; Т. 2. С. 288-318; Воскресенский Г. А. Древний слав. перевод Апостола и его судьбы до XV в. М., 1879; Leskien A. Die Übersetzungskunst des Exarchen Johannes//ASPh.

http://pravenc.ru/text/471567.html

Список литературы 1 .        А. Н. [ Никанор (Бровкович) , архиеп.]. К первому дню нового года//Православный собеседник. 1870. Т. 1. С. 66–79. 2 .        Абрамов А. И. Философия в духовных академиях (традиции платонизма в русском духовно-академическом философствовании)//Вопросы философии. 1997. 9. С. 138–155. 3 .        Аксаков И. С. Отчего так нелегко живется в России. М., 2002. 4 .        Аксаков К. С. Государство и народ. М., 2009. 5 .        Борисова С. Г. Философско-религиозное учение арх. Никанора (А. И. Бровковича) (опыт системной реконструкции и интерпретации). Дис. ... канд. филос. наук. М., 2002. 6 .        Воронцов А. А., прот. Метафизика преосвященнейшего Никанора, Архиепископа Херсонского и Одесского. Казань, 1900. 7 .        Гаврюшин Н. К. «Меня официально провозгласили неправославным»: архиепископ Никанор (Бровкович) //Русское богословие: Очерки и портреты. Н. Новгород, 2011. С. 251–283. 8 .        Гоголь Н. В. Нужно любить Россию. М., 2008. 9 .        Гунькин И. В. Онтология в русском духовно-академическом теизме XIX века. Дис. ... канд. филос. наук. Уссурийск, 2006. 10 .   Дмитриев А. П. Портрет в церковной проповеди как литературно-критический жанр (О «поучениях» архиеп. Никанора)//Русский литературный портрет и рецензия. Концепция и поэтика: Сб. ст./В. В. Перхин, ред., сост. СПб., 2000. С. 5–16. 11 .   Замараев Г. И. Памяти К. Н. Леонтьева //К. Н. Леонтьев: pro et contra. Кн. 1/А. А. Корольков, вступ. ст., А. П. Козырев, сост., послесл., примеч. СПб., 1995. С. 200–207. 12 .   Зеньковский В. В., прот. История русской философии. М., 2001. 13 .   Зефиров Е. А. Мои воспоминания о преосвященном Никаноре за время его пребывания на Уфимской кафедре (1877–1884 годы)//Странник. 1893. Т. 3. Октябрь. С. 304320. Декабрь. С. 717–725. 14 .   Карасева С. Г. Религиозная метафизика архиеп. Никанора (Бровковича) : историкокультурные предпосылки и основное содержание//Вопросы религии и религиоведения. Вып. VII: Религиоведение Беларуси: Сб. Ч. 2: Очерки истории религиознофилософской мысли Беларуси (актуальные проблемы кон. XIX – нач. XX в.) « Н. А. Кутузова, А. А. Лазаревич, В. В. Шмидт, сост., ред. М., 2011. С. 476–485.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Текст данного памятника существует благодаря переписанным П. сохранившимся копиям. П. создал множество духовных песнопений на швед. языке (опубл. в 20-х и 30-х гг. XVI в.). Нек-рые из указанных песнопений являются парафразами текстов из НЗ и Псалтири, а также гимна «Te Deum laudamus» и Символа веры. Из остальных песнопений многие представляют собой переложения лат. и нем. духовных гимнов. Нек-рые тексты являются оригинальными поэтическими произведениями П. и отражают его богословские взгляды и духовный опыт. П. также написал нравоучительную пьесу в стихах на сюжет из ВЗ - «Комедия о Товии» (Tobie komedia, 1550). Социально-этические взгляды П., отраженные в проповеди по случаю коронации Густава I Вазы, в «Шведской хронике» и др. произведениях, близки к идеям гуманистов эпохи Ренессанса. Правитель, согласно П., должен посвятить жизнь заботе о подданных. В «Шведской хронике» содержатся помимо прочего распространенные среди гуманистов рассуждения о том, что благородным человека делают заслуги, а не происхождение. Осуждается война как величайшее зло; П. считает, что споры между гос-вами следует решать путем переговоров и уступок. Соч.: Svenska krönika/Ed. G. E. Klemming. Stockh., 1860; Samlade Skrifter (OPSS). Uppsala, 1914-1917. 4 Bde; Шведская хроника/Пер., послесл., коммент.: А. Д. Щеглов. М., 2012. Лит.: Stavenow L. Olaus Petri Som historieskrivare. Göteborg, 1898; Sch ü ck H. Olavus Petri. Stockh., 1906; Westin G. T. Historieskrivaren Olaus Petri: Svenska krönikans källor och krönikeförfattarens metod. Lund, 1946; Murray R. Olavus Petri. Stockh., 1952; Ingebrand S. Olavus Petris reformatoriska åskådning. Lund, 1964; Bergendoff C. Olavus Petri and the Ecclesiastical Transformation in Sweden. Phil., 1965; Schmidt G. Die Richterregeln des Olavus Petri. Gött., 1966; Ylikangas H. Olaus Petrin tuomarinohjeet. Helsinki, 1982; Gardemeister C. Den suveräne Guden: En studie i Olavus Petris teologi. Lund, 1989; Olaus Petri - den mångsidige svenske reformatorn. Uppsala, 1994; Ferm O. Olaus Petri och Heliga Birgitta: Synpunkter på ett nytt sätt att skriva historia i 1500-talets Sverige. Stockh., 2007; Щеглов А. Д. Реформация в Швеции: События, деятели, док-ты. М., 2017. А. Д. Щеглов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2580462.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010