46–139; III 139–295; IV, 295–335; V, 336–377 и VI, 377–461) и заключения (стр. 461–466). Исследование можно подразделить на две части: патриотическую (гл. I–IV) и филологическую (гл. V–VI), очевидно, не равные. В первой из них излагаются биографические сведения о св. Игнатии и библиологические сведения о посланиях его вообще и о послании к Ефесянам в частности; вторая же посвящена филологическому разбору послания к Ефесянам. Будучи не равны по объёму, указанные две части исследования О. Доброхвалова не равны и по значению своему. Филологическая часть слабее патриотической и по обработке, и по доказательности, основательности. Автор, на стр. 21, где излагает план своего труда, сам говорит, что „филологическим разбором послания к Ефесянам“ он намерен был „подтвердить“ только „выводы“, к которым имел прийти в своём исследовании. И действительно, всё исследование автора, в сущности, направлено к одной цели, – к доказательству подлинности посланий св. Игнатия, рассматриваемых в качестве памятника древней христианской письменности. Доказательству того же служит у автора и филологический разбор послания к Ефесянам (гл. VI, стр. 377–461), которому пред- —127— шествует (гл. V, стр. 336–377) общее рассуждение о языке, на котором писал св. Игнатий и о содержании и слоге послания к Ефесянам, как о том ясно высказывается и сам автор исследования (стр. 462). Таким образом, в исследовании дело поставлено несколько односторонне. Не свободно оно и от других недостатков как со стороны содержания (например, слабость оснований к определению такой, а не иной постановки предмета, на стр. 12 и 13, ср. 21; некоторые противоречия, на стр. 24–25 о легендарном характере мученических актов, то допускаемом, а то отрицаемом, также на стр. 250 по сравнению со сказанным раньше), так и со стороны изложения (например, недостаток отделки русской речи в конструкции предложений, стр. 3, 7, 15, 29 и т. д.; недосмотры в отношении к греческим словам и фразам, стр. 14, 68, 80, 272, 279, 379 и т. д.). При всём том единство мысли, стройность плана, ясность, живость и одушевлённость изложения, строго-православный взгляд на предмет и успешная борьба с инакомыслящими по вопросу о подлинности посланий св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1142 «Все представители церковной власти уже в силу самого положения в церковной иерархии составляют в глазах Игнатия одно нераздельное целое. Будучи сотрудниками и помощниками епископа, пресвитеры и диаконы не могут нарушать единства церковной власти, осуществляемой, главным образом, епископом. Это единство достигается их подчинением епископу». «Гармония всех представителей церковной власти представляется ему чем-то совершенно естественным». См.: В. Н. Мышцын . Устройство христианской Церкви. С. 303. 1143 Cfr.: Ad Philad. 3, 2–3: «Которые суть Божии и Иисус Христовы, те с епископом... кто следует за вводящим раскол (σχζοντι), тот не наследует Царствие Божия; кто держится чуждого учения (ν λλοτpα γνμη ηεpιπατε), тот не сочувствует страданию (τ πθει ο συγκατατθεται)». 1144 См. об этом подробнее у Knopf " a («Das nachapostolisclit Zeitalter», 212–213). Думается только, что Knopf придает месту из Посл. к Ефесянам (6, 1) смысл, которого оно не имеет. 1146 Прекрасно эту мысль развивает и Knopf («Das nachapostolische Zeitaltert. 213–214). По мнению Knopf " a, централизация собраний богослужебных и их подчинение епископу для св. Игнатия есть панацея против всех ересей, даже и при неспособности епископа к учительству. 1148 Idem. 5. И Поликарп в послании к Филип. (гл. 6) обязанностью пресвитеров называет обращение заблуждающихся. 1151 «Удаляются от Евхаристии и от молитвы, потому что не признают, что Евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая страдала за наши грехи». – Ad Smyrn. 7, 1. 1152 В протестантской ученой литературе это положение вызывает решительные возражения. См.: Ritschl А Die Entstehung der altkath. Kirche. 404–405, 409–410. Но особенно резко суждение Bohringer " a, который пишет: «Мы не находим никакого следа того, чтобы с общинной должностью обыкновенно и неизбежно в силу самой должности была связана проповедь Евангелия и учительство – эта собственно апостольская обязанность; скорее наоборот, общинная должность и учительство у св. Игнатия еще разъединены; последнее формально не связано еще ни с какой должностью, а представлено еще каждому верующему, который к этому способен». – «Die alte Kirche». 1-er Bd. 1-er Teil. 36–37. Впрочем, Bohringer пишет это только о тех посланиях св. Игнатия, которые он признает подлинными, и сам же заявляет, что «ganz anders dagegen ist Alles im falschen Ignatius» 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

См.: В.Н. Мышцын. Устройство христианской Церкви. С. 303. 589 Cfr.: Ad Philad. 3, 2–3: «Которые суть Божии и Иисус Христовы, те с епископом... кто следует за вводящим раскол (σχζοντι), тот не наследует Царствия Божия; кто держится чуждого учения (ν λλοτρ γνμ περιπατε), тот не сочувствует страданию (τ πθει ο συγκατατθεται)». 590 См. об этом подробнее у Knopf’a («Das nachapostolische Zeitalter», S. 212–213). Думается только, что Knopf придаёт месту из Посл. к Ефесянам (6:1) смысл, которого оно не имеет. 592 Прекрасно эту мысль развивает и Knopf («Das nachapostolische Zeitalter». S. 213–214). По мнению Knopf’a, централизация собраний богослужебных и их подчинение епископу для св. Игнатия есть панацея против всех ересей, даже и при неспособности епископа к учительству. 594 Idem. 5. И Поликарп в послании к Филип. (гл. 6) обязанностью пресвитеров называет обращение заблуждающихся. 597 «Удаляются от Евхаристии и от молитвы, потому что не признают, что Евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая страдала за наши грехи». Ad Smyrn. 7, 1. 598 В протестантской учёной литературе это положение вызывает решительные возражения. См.: Ritschl A. Die Entstehung der altkath. Kirche. S. 404–405, 409–410. Но особенно резко суждение Böhringer’a, который пишет: «Мы не находим никакого следа того, чтобы с общинной должностью обыкновенно и неизбежно в силу самой должности была связана проповедь Евангелия и учительство – эта собственно апостольская обязанность; скорее наоборот, общинная должность и учительство у св. Игнатия ещё разъединены; последнее формально не связано ещё ни с какой должностью, а предоставлено ещё каждому верующему, который к этому способен». «Die alte Kirche». 1-er Bd. 1-er Teil. S. 36–37. Впрочем, Böhringer пишет это только о тех посланиях св. Игнатия, которые он признает подлинными, и сам же заявляет, что «ganz anders dagegen ist Alles im falschen Ignatius» (S. 37). 601 Seeberg. Studien zur Geschichte des Begriffs der Kirche. S. 11–14; Harnarck. Domengeschichte 4 . 1. S. 405 ff.;

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Далее, мы наблюдаем, что предметы войны, оружия, самая война, понятие нападать, убивать, ранить, имеют, в лат. языке по нескольку названий, окружены массой сино- —559— нимов, служащих для обозначения самых тонких оттенков и переходов в понятиях. 484 Одним словом, военный язык римлян был наиболее разработанным в своих деталях и лучше всего приспособленным к нюансировке понятий. Лукреций в своей философской поэме «De rerum natura» жаловался на patrii sermonis egestas (бедность речи отцов, – Lucr. 3, 259), на egestas linguae (бедность языка, – Lucr. 1, 136). 485 И это понятно: он здесь был удален от привычной для римлянина военной стихии. «Речь отцов» давала богатый лексикон военных слов, но никак не философских. За этим нужно было обращаться к грекам. 486 Жалобу Лукреция разделял и другой римский философ Сенека, тоже говоривший о verborum paupertas immo egestas. 487 Мы видели, какое сильное давление оказывал военный режим на общественную и частную жизнь римлян, а военный язык – на общую речь, пестревшую специальными военными терминами. Но сверх того имеются данные, указывающие на то, что военный язык римлян оказывал влияние на общий вокабуляр не только латинского языка, но и туземных языков различных римских провинций, где квартировали римские легионы. Среди немногих лати- —560— низмов греческого новозаветного языка по крайней мере треть их имеет отношение к войне и вообще к военному обиходу. 488 У Игнатия Богоносца есть послание к Поликарпу, где (гл. 6-я) встречается много латинизмов, принадлежащих к категории военных termini technici: δεσρτωρ (desertor) δεπσιτα (deposita), κκπτα (accepta). Объясняют это обстоятельство тем, что св. Игнатий писал это послание, когда ехал под конвоем римских солдат на транспорте. Кругом него раздавалась римская речь, пересыпанная vocabula militaria, из которых многие и попали в его послание. 489 Вот наглядная картина того, как влиял римский военный язык даже на такой распространенный диалект, как греческий, бывший тогда языком для интернациональных сношений. И когда ап. Павел в известном месте из послания к Ефесянам (гл. 6-я) на греческом языке veluti magister, – по выражению Оригена , – praecepta dat militibus Christi, 490 – то, очевидно, он в данном случае приспособлялся к господствовавшему modus loquendi, создавшемуся под сильным влиянием римского милитаризма, который царил одинаково как в Риме, так и в римских провинциях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Петроград, август 1914. Указатель житий святых † означает, что современного жития святого пока не найдено. означает, что житие святого не издано и им мы не могли пользоваться. Аморийское мученичество: гл. I. Андрей в «Суде» гл. I. Антоний, патриарх гл. II. Антоний Новый гл. X. Афанасий Мефонский гл. XIV. Афанасия Егинская гл. XIV. Вакх Младый гл. XIII. Варфоломей, апостол (перенесение мощей) гл. XVII. Власий Болгарский гл. XVI. Георгий Амастридский гл. IX. Герман Косиницкий гл. XV. † Григорий Декаполит гл. II. Димитриан гл. XII. Димитрий Солунский (чудеса) гл. XV. Евдоким Младый гл. II. Евстратий гл. X. Евфимия (перенесение мощей) гл. IX. Евфимий, патриарх: Арефино гл. II, анонимное гл. IV. Евфимий Солунский гл. XV. Игнатий, патриарх гл. IX. Иларион, грузин гл. I. Илия гл. XIII. Илия Калабрийский гл. XVIII. Иоанникий Вифинский: Петрово гл. X, Саввино гл. X. † Иоанн Гетфский гл. IX. † Иоанн Дамаскин гл. XIII. Иоанн Предтеча (перенесение главы) гл. I. Иоанн Психаит гл. VIII. Иосиф Песнописец гл. VII. Иулиан и дружина гл. I. Климент Болгарский гл. XV. † Лазарь, иконописец гл. I. Лев Катанский гл. XVII. Лука, столпник гл. XI. Лука Елладский гл. XIV. Макарий Пелекитский гл. XI, † гл. XI. Мария Младая гл. XVI † Мефодий, патриарх гл. VII. † Мефодий и Кирилл гл. XV. Михаил, синкелл гл. VI. Никита Мидикийский гл. X. Никифор, патриарх: Феофаново гл. I, Игнатиево гл. II. Никифор Мидикийский гл. X. Николай Студит гл. III. † Петр Атройский гл. X. Петр Аргосский гл. XIV. Платон Саккудийский гл. III. Саввинские мученики гл. XIII. Стефан Новый гл. II. Стефан, Савваит гл. XIII. Тарасий, патриарх гл. II. Филарет Милостивый гл. XIV. 60 мучеников гл. XIII. Феодора Солунская гл. XV. Феодор Едесский гл. XIII. Феодор Начертанный гл. VI, перенесение мощей гл. VI. Феодор Студит : πγραμμα гл. III, Навкратиево гл. III, Михайлово гл. III. Феофания, царица гл. I, † гл. V. Феофан Сигрианский: Мефодиево † гл. I, анонимное гл. I, Феодорово гл. III, Никифорово гл. V, Саввино гл. X. Ферапонтий Кипрский (перенесение мощей) гл. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Вот видение нового Иерусалима (Церкви), возвышающегося на Святой Горе: «Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения – в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои – славою. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего. И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему» ( Ис.60,18–21 ). Содержание Книги пророка Исаии: обличение грехов Иуды ( Ис 1 гл.); Суд Божий над миром и возвышение Царства Божия ( Ис. 2–3 гл.); о том, что остаток народа спасется, и о Мессии ( Ис. 4 гл.); песнь о винограднике ( Ис. 5 гл.); видение Господа Саваофа ( Ис. 6 гл.); конфликт с Сирией и о рождении Эммануила ( Ис. 7 гл.); о чудном Младенце ( Ис. 8–9 гл.); речь об Ассирии ( Ис. 10 гл.); о Мессии и Его Царстве ( Ис. 11 гл.); хвалебная песнь Богу ( Ис. 12 гл.); пророчества об языческих царствах, о Вавилоне и антихристе ( Ис. 13–14 гл.); о Моаве ( Ис. 15 гл.); о Самарии и Дамаске ( Ис. 17 гл.); речь об Эфиопии и Египте ( Ис. 18–20 гл.); предсказание падения Вавилона ( Ис. 21 гл.); предсказание о нашествии на Иудею ( Ис. 22 гл.); о Тире ( Ис. 23 гл.); Суд над вселенной и обновление мира ( Ис. 24–25 гл.); воскресение мертвых ( Ис. 26 гл.); продолжение песни о винограднике ( Ис. 27 гл.); речи о Самарии и Иерусалиме ( Ис. 28–29 гл.); о Египте ( Ис. 30–31 гл.); о новозаветных временах ( Ис. 32 гл.); пророчество об Ассирии ( Ис. 33 гл.); суд над народами и о благодати Божией ( Ис. 34–35 гл.); историческая часть ( Ис. 36–39 гл.); предсказание о конце вавилонского плена и об Иоанне Крестителе ( Ис. 40 ; Ис. 48 гл.); предсказание о царе Кире ( Ис. 41 ; Ис. 45 гл.); Отрок Господень ( Ис. 42 гл.); утешение пленным в Вавилоне ( Ис. 43–44 гл.); о падении Вавилона ( Ис. 46–47 гл.); о Мессии ( Ис. 49–50 гл.); восстановление Сиона ( Ис. 51–52 гл.); страждущий Мессия ( Ис. 53 гл.); о призвании язычников в Царство Мессии ( Ис. 54–55 гл.); о новозаветных временах ( Ис. 56–57 гл.); обличение лицемеров ( Ис. 58–59 гл.); слава Нового Иерусалима ( Ис. 60 гл.); о Мессии и новозаветных временах ( Ис. 61–63 гл.); молитва пророка за свой народ ( Ис. 62 гл.); призвание язычников к вере ( Ис. 65 гл.); торжество Церкви и окончательный Суд над отступниками ( Ис. 66 гл.). Несмотря на свою древность, Книга пророка Исаии звучит, будто написана вчера. Она настолько содержательна, утешительна и поэтична, что каждому христианину следовало бы ее иметь своей настольной книгой. Книга пророка Михея

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Опять благовестие радости, опять возвещение свободы, опять воззвание, опять возвращение, опять обетование веселия, опять избавление от рабства. Ангел беседует с Девою, чтобы змий не говорил более с женою. В месяц шестый,– говорится,– послан бысть Ангел Гавриил от Бога к Деве, обрученней мужеви. Послан Гавриил возвестить всемирное спасение. Послан Гавриил принести рукописание об освобождении Адаму. Послан Гавриил к Деве, да изменит бесславие жены в честь. Послан Гавриил приготовить достойное жилище чистому Жениху. Послан Гавриил обручить творение с Творцом. Послан Гавриил к одушевленному чертогу Царя Ангелов. Послан Гавриил к Деве, хотя обрученной Иосифу, но блюдомой для Иисуса Сына Божия. Послан раб бестелесный к Деве нескверной. Послан непричастный греху к беспорочной. Послан светильник предвозвестить Солнце правды. Послан утренний свет быть предтечею Света дня. Послан Гавриил возвестить о пребывающем в недре Отца и в ложеснах Матери. Послан Гавриил указать Того, Кто на престоле и в вертепе. Послан воин открыть тайну великого Царя – тайну – говорю,– разумеваемую верою и недоступную любопытству; тайну достопокланяемую и неисследимую; тайну, усвояемую богословствующим, а не измеряемую простым умом. В шестый месяц послан бысть Гавриил к Деве. В какой шестой месяц? В тот, в который Елисавета приняла радостную весть, в который зачала Иоанна. Откуда это видно? Это изъясняет сам Архангел, говоря с Девою. Се Елисавета,– говорит он,– южика твоя, и та зачат сына в старости своей: и се месяц шестый есть ей нарицаемый неплоды ( Лк. 1, 36 ); поэтому в шестой месяц зачатия Иоанна. Воин и оруженосец должен был предшествовать (своему вождю), и слуге надлежало предварить пришествие своего владыки. В месяц шестый послан Ангел Гавриил к Деве, обрученней мужеви,– обрученной, но несопряженной; обрученной, но сохраненной. Для чего обрученной? Для того, чтобы враг не тотчас уведал тайну. Что чрез Деву имел прийти Царь – это знал лукавый, потому что и он слышал слова Исаии: се дева во чреве зачнет и родит сына; поэтому постоянно наблюдал изречение о Деве, чтобы устроить бесславие в то время, когда надлежало исполниться этому таинству. Посему Владыка, чтобы скрыть это от лукавого, пришел чрез обручение: так как обрученная потом была вручена жениху.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/velich...

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы святителя Григория чудотворца , епископа Неокесарийского († ок. 266–270, память 17 ноября). Опять благовестие радости, опять возвещение свободы, опять воззвание, опять возвращение, опять обетование веселия, опять избавление от рабства. Ангел беседует с Девою, чтобы змий не говорил более с женою. В месяц шестый,– говорится,– послан бысть Ангел Гавриил от Бога к Деве, обрученней мужеви. Послан Гавриил возвестить всемирное спасение. Послан Гавриил принести рукописание об освобождении Адаму. Послан Гавриил к Деве, да изменит бесславие жены в честь. Послан Гавриил приготовить достойное жилище чистому Жениху. Послан Гавриил обручить творение с Творцом. Послан Гавриил к одушевленному чертогу Царя Ангелов. Послан Гавриил к Деве, хотя обрученной Иосифу, но блюдомой для Иисуса Сына Божия. Послан раб бестелесный к Деве нескверной. Послан непричастный греху к беспорочной. Послан светильник предвозвестить Солнце Правды. Послан утренний свет быть предтечею Света дня. Послан Гавриил возвестить о пребывающем в недре Отца и в ложеснах Матери. Послан Гавриил указать Того, Кто на Престоле и в вертепе. Послан воин открыть тайну Великого Царя, разумеваемую верою и недоступную любопытству; тайну достопоклоняемую и неизследимую; тайну, усвояемую благословствующим, а не измеряемую простым умом. В шестый месяц послан бысть Гавриил к Деве. В какой шестой месяц? В тот, в который Елисавета приняла радостную весть, в который зачала Иоанна. Откуда это видно? Это изъясняет сам Архангел, говоря с Девою. Се Елисавет,– говорит он ,– южика Твоя, и та зачат сына в старости своей; и сей месяц шестый есть ей, нарицаемей неплоды ( Лк. 1:36 ); поэтому в шестый месяц по зачатии Иоанна. Воин и оруженосец должен был предшествовать (своему Вождю) и слуге надлежало предварить пришествие своего Владыки. В месяц шестый послан Ангел Гавриил к Деве, обрученней мужеви,– обрученной, но несопряженной; обрученной, но сохраненной. Для чего обрученной? Для того, чтобы враг не тотчас уведал тайну. Что чрез Деву имел придти Царь,– это знал лукавый, потому что и он слышал слова Исайи: се Дева во чреве зачнет и родит Сына; поэтому постоянно наблюдал изречение о Деве, чтобы устроить бесславие в то время, когда надлежало исполниться этому таинству. Посему Владыка, чтобы сокрыть это от лукавого, пришел чрез обрученную: так как обрученная потом была вручена жениху.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ангел беседует с Девою, чтобы змий не беседовал более с женою. «В шестой месяц», — говорит, — «послан был ангел Гавриил от Бога к Деве, обрученной мужу» (Л к. 1 :26–27). Послан Гавриил возвестить всемирное спасение. Послан Гавриил, неся Адаму запись о воззвании. Послан Гавриил к Деве, чтобы бесчестие жены изменить в честь. Послан Гавриил, чтобы чистому Жениху уготовить достойный чертог. Послан Гавриил обручить создание с Создателем. Послан Гавриил к одушевленному чертогу Царя ангелов. Послан Гавриил к Деве, обрученной Иосифу, но соблюдаемой для Иисуса Сына Божия. Послан раб бестелесный к Деве нескверной. Послан свободный от греха к невосприимчивой к тлению. Послан светильник, возвещающий Солнце правды. Послан утренний свет — предтеча дневного Света. Послан Гавриил, проповедующий Того, Кто и в лоне Отца, и в объятиях Матери. Послан Гавриил, показующий Того, Кто на престоле и в вертепе. Послан воин, возглашающий тайну Царя, — тайну, — говорю, — разумеваемую верою, но не исследимую любопытством, тайну поклоняемую, но не взвешиваемую, тайну, о которой можно богословствовать, но не измерять. «В шестой месяц послан был Гавриил к Деве». В какой шестой месяц? — В какой? В тот, с которого Елисавета приняла благовестие, с которого зачала Иоанна. Откуда это видно? Это изъясняет сам ангел, говоря к Деве: «вот», — говорит, — «Елисавета, родственница Твоя, и она зачала сына в старости своей; и вот месяц шестой ей, называемой бесплодною» (Л к. 1 :36). В шестой месяц, — следовательно, в шестой зачатия Иоанна. Ибо надлежало, чтобы прежде пришел воин; надлежало, чтобы предварил оруженосец; надлежало, чтобы предшествовал вестник Владычнего пришествия. «В шестой месяц послан был ангел Гавриил к Деве, обрученной мужу», — обрученной, но не сопряженной, — обрученной, но соблюдаемой. Для чего — обрученной? Чтобы разбойник не узнал скоро тайны. Ибо, что чрез Деву придет Царь, это знал лукавый, так как и сам он слышал слова Исаии: «се Дева во чреве приимет» (И с. 7 :14), и, естественно, постоянно наблюдал за этим изречением о Деве, чтобы устроить бесславие, когда станет исполняться это таинство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы. Св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского Опять благовестие радости, опять возвещение свободы, опять воззвание, опять возвращение, опять обетование веселия, опять избавление от рабства. Ангел беседует с Девою, чтобы змий не говорил более с женою. В месяц шестый – говорится – послан бысть Ангел Гавриил от Бога к Деве обрученней мужеви. Послан Гавриил возвестить всемирное спасение. Послан Гавриил принести рукописание об освобождении Адама. Послан Гавриил к Деве, дабы изменить бесславие жены в честь. Послан Гавриил приготовить достойное жилище Жениху. Послан Гавриил обручить творение с Творцом. Послан Гавриил к одушевленному чертогу Царя Ангелов. Послан Гавриил к Деве, хотя обрученной Иосифу, но блюдомой для Иисуса Сына Божия. Послан раб бестелесный к Деве нескверной. Послан непричастный греху к беспорочной. Послан светильник предвозвестить Солнце правды. Послан утренний свет быть предтечею Света дня. Послан Гавриил возвестить о пребывающем в недре Отца и в ложеснах Матери. Послан Гавриил указать Того, Кто – на престоле и в вертепе. Послан воин открыть тайну великого Царя, – тайну, говорю, разумеваемую верою и недоступную любопытству, – тайну достопокланяемую и неисследимую, – тайну, усвояемую богословствующим, а неизмеряемую простым умом. В шестый месяц послан бысть Гавриил к Деве. В какой шестой месяц? – в тот, в который Елисавета приняла радостную весть, в который зачала Иоанна. Откуда это видно? Это изъясняет сам Архангел, говоря с Девою. Се Елисавет, говорит он, южика твоя, и та зачат сына в старости своей: и сей месяц шестый есть ей нарицаемей неплоды ( Лук. 1:36 ); поэтому в шестой месяц по зачатии Иоанна. Воин и оруженосец должен был предшествовать (своему Вождю), и слуге надлежало предварить пришествие своего Владыки. В месяц шестый послан Ангел Гавриил к Деве, обрученней мужеви, – обрученной, но несопряженной, – обрученной, но сохраненной. Для чего обрученной? – для того, чтобы враг не тотчас уведал тайну. Что чрез Деву имел прийти Царь, – это знал лукавый, потому что и он слышал слова Исаии: се Дева во чреве зачнет и родит Сына; поэтому постоянно наблюдал изречение о Деве, чтобы устроить бесславие в то время, когда надлежало исполниться этому таинству. Посему Владыка, чтобы сокрыть это от лукавого, пришел чрез обрученную: так как обрученная потом была вручена жениху.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010